Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.11.2016

Минприроды предлагает увеличить штрафы за нефтеразливы.

"Российская газета"

Минприроды намерено ужесточить ответственность бизнеса за нефтяные разливы — штрафы поднимут минимум вдвое. Об этом "РГ" рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Такие поправки министерство предлагает внести в закон "Об охране окружающей среды" и КоАП.

Сергей Донской пояснил, что организации, занимающиеся добычей и транспортировкой нефти, а также любой деятельностью, связанной с риском разливов нефти и нефтепродуктов, должны будут разрабатывать планы по их предупреждению, а также иметь гарантированное финансовое обеспечение на случай разливов.

Одновременно повысятся штрафы за отсутствие и невыполнение планов предупреждения разливов нефти, а также за отсутствие или недостоверность сведений о разливе. "В первом случае увеличим штраф до 500 тысяч рублей, а за сокрытие факта разлива — до 1 миллиона рублей. Как самая крайняя мера может быть рассмотрена приостановка работы предприятия. Законопроект доработан, — рассказал министр. — Рассчитываем, что до конца года он будет внесен в Госдуму. Поправки создадут стимул больше тратить средств не на выплату штрафов, а на обеспечение безаварийной работы инфраструктуры".

Сегодня основные причины загрязнений — старое оборудование, несанкционированные врезки в трубопроводы, аварии на транспорте, перевозящем нефть. Больше всего нефтеразливов по числу в Уральском федеральном округе, максимальные по площади — в Сибирском. Только в прошлом году Росприроднадзор зарегистрировал 2531 нефтеразлив, которые привели к загрязнению почвы и воды.

Усиление ответственности — верный шаг, уверен депутат Госдумы, координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Владимир Гутенев: "Тем более что часто зарубежный инвестор или партнер в небольших нефтяных компаниях без особого трепета относится к российской экологии".

Владимир Чупров, глава Энергетической программы "Гринпис России", привел в пример нефтепроводы: "Сегодня компании инвестируют в них по разным косвенным данным — потому что прямых не найти — 40 миллиардов рублей в год, а для того, чтобы решить проблему нефтяных разливов, нужно 200-300 миллиардов. Это позволит за пять лет решить проблему ветхих аварийных нефтепроводов".

Устаревшие трубы просто не выдерживают агрессивной среды, а компании экономят на модернизации. К сожалению, многим ниткам более 30 лет, тогда как безаварийный период их эксплуатации составляет около 15. При этом большинство компаний меняет старые трубы неохотно.

Однако ликвидация ущерба в любом случае обойдется дороже, чем его профилактика. Это сложные и длительные работы, миллионные траты и громадный ущерб окружающей среде, на восстановление которой уйдут годы. Нефтекомпании должны ответственно подходить к вопросам защиты окружающей среды, госинспектора оперативно выявлять нарушения, а общественники осуществлять дополнительный контроль, отмечает председатель Комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин: "Инициативы минприроды в сфере ужесточения наказаний за нефтеразливы должны приблизить нас к этому варианту".

Елена Березина

 

 

Минприроды согласилось упростить порядок ведения работ на больших глубинах, что облегчит постановку запасов на баланс.

"Ведомости"

Представители горнодобывающих "Алросы" и "Норильского никеля" предложили министру природных ресурсов Сергею Донскому на встрече по теме инвестиций в геологоразведку в 2017 г. упростить порядок расширения границ лицензионных участков, рассказали "Ведомостям" несколько участников совещания и подтвердил представитель Минприроды. Министр рассказал "Ведомостям", что добыча полезных ископаемых на больших глубинах требует проработки, в том числе с точки зрения безопасности.

По новым месторождениям вопрос ведения работ на большой глубине решен еще в 2012 г., сейчас он касается в основном старых месторождений, лицензии на которые компании или унаследовали с советских времен, или получили в начале 90-х гг., уточняет Донской. В старых лицензиях на разработку есть четкие ограничения по площади бурения и по запасам, которые доступны к отработке, жалуется один из участников совещания, последний фактор ограничивает глубину, а поставить новые запасы на баланс старого месторождения очень сложно.

Для того чтобы добавить нижележащие запасы, требуется, по сути, полностью пересогласовывать проект, если эта процедура упростится, то компании смогут сэкономить много денег, времени и сил, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. "Документы на присоединение запасов к трубке Юбилейная (проекты "Алросы") под месторождением готовились более двух лет, а цена вопроса для компании — 10 млн каратов", — говорит источник, близкий к "Алросе". "Раньше не было порядка присоединения близлежащих территорий к работающим месторождениям", — вспоминает еще один участник совещания. Представители "Норникеля" и "Алросы" отказались от комментариев.

Запасы "Алросы" и "Норникеля" на работающих месторождениях снижаются, компании активно инвестируют в геологоразведку: в 2016 г. "Норникель" планирует потратить на поиск новых полезных ископаемых 1,1 млрд руб., а "Алроса" — 4,8 млрд руб. (уже профинансировали 0,8 млрд и 3,4 млрд руб. соответственно). В 2017 г. затраты "Норникеля" будут выше — 2,5 млрд руб. Прирост запасов "Алросы" в 2016 г. составит, по оценкам компании, 50,4 млн каратов, "Норникеля" — 96,5 млн т руды с 253 300 т никеля, 310 600 т меди и 421,4 т металлов платиновой группы.

Минприроды планирует также разрешить вносить изменения в границы существующих участков недр за счет включения вышележащих горизонтов и флангов (сопредельные участки) месторождений, а также выдачу новых лицензий на них по заявительному принципу, добавил Донской.

Виталий Петлевой

 

 

"Роснефть" заждалась льгот по экспортным пошлинам для двух месторождений. Без льгот компании придется заплатить $650 млн за экспорт нефти, когда добыча достигнет пика.

"Ведомости"

"Роснефть" никак не может получить льготы по экспортным пошлинам для крупных месторождений в Восточной Сибири — Среднеботуобинского и Куюмбинского, рассказали "Ведомостям" два федеральных чиновника и знакомый топ-менеджера "Роснефти". Запасы Среднеботуобинского месторождения — более 168 млн т нефти и конденсата и более 181 млрд куб. м газа, его разрабатывает "Таас-Юрях нефтегазодобыча". Недавно "Роснефть" продала 20% этой компании BP и еще 29,9% — индийскому консорциуму во главе с Oil India. Промышленная добыча началась в 2013 г., в этом году на месторождении было добыто 0,9 млн т, планируемая полка — 5 млн т. Куюмбинское месторождение, запасы которого не раскрывались, разрабатывает "Славнефть" — СП "Роснефти" и "Газпром нефти", оператор проекта — "Роснефть". Льготы для этого месторождения "Роснефть" может подождать: добыча начнется только в 2018 г., а на полку (10,9 млн т) месторождение должно выйти в 2032 г.

Как подсчитал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, на пике добычи Среднеботуобинского и Куюмбинского месторождений затраты "Роснефти" только на экспортную пошлину пропорционально ее долям могут составить $650 млн — оценка при цене нефти $50 и ставке 30% (будет действовать с 2017 г., сейчас — 42%). Нефтяные компании с 2013 г. могут претендовать на льготы по экспортным пошлинам (при нынешней цене нефти пошлина не берется) при разработке новых месторождений Восточной Сибири, Ямала, Якутии и других регионов, а также участков с "трудной" нефтью, если норма внутренней доходности проектов не дотягивает до 16,3%. Количество нефти по льготной ставке для каждого месторождения определяет правительство: сейчас 15 месторождений имеют льготу на 126,5 млн т нефти.

Минэнерго согласовало обе заявки "Роснефти" на льготу еще зимой, рассказывал "Ведомостям" собеседник в министерстве. Минэкономразвития — в феврале и мае, сказал его представитель. Минфин был против обеих заявок, говорил замминистра финансов Илья Трунин в апреле (цитата по "Интерфаксу"). Минфин всегда против, но правительство регулярно утверждает льготы, парирует один из собеседников "Ведомостей". Документы "Роснефти" почему-то зависли в правительстве, констатирует другой собеседник. Представители Минэнерго, "Роснефти" и вице-премьера Аркадия Дворковича отказались от комментариев, представитель Минфина не ответил на запрос "Ведомостей".

С марта по июль Минэнерго внесло в правительство заявки "Роснефти" среди предложений о льготах для восьми месторождений, говорится в материалах к президентской комиссии по ТЭКу. Льготы уже получили четыре из этого списка. Кроме месторождений "Роснефти" льготу не получило месторождение им. Титова, которое вместе с месторождением им. Требса разрабатывает "Башнефть-полюс". После смены собственника "Башнефти" на "Роснефть" правительство попросило уточнить, нужна ли льгота новому собственнику, сказал один из собеседников. Причина в другом: проект разработки месторождений единый и если говорить о льготах, то сразу для обоих, Минэнерго должно это уточнить, отметил человек, близкий к правительству.

Большой вопрос, нужно ли разрабатывать новые месторождения, если они нерентабельны без льгот, сомневается аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин. Но компании начали разрабатывать месторождения при высокой цене нефти и тогда их экономика выглядела лучше, заключает он.

Алина Фадеева

 

 

Ставка Лукашенко на демонстрацию поддержки ЕС не оправдалась.

"Независимая газета"

Минск и Москва продолжат обсуждение вопросов поставок нефти. Очередные переговоры состоятся сегодня. Все остальные проблемные для сторон вопросы пока не решаются, несмотря на длительные переговоры президентов двух стран.

О том, что консультации по вопросам поставки в Белоруссию российской нефти продолжатся сегодня на уровне Минэнерго, сообщил вчера заместитель главы этого российского ведомства Кирилл Молодцов. Связь переговоров с недавней встречей президентов Белоруссии и России Александра Лукашенко и Владимира Путина не очевидна, однако, как следует из официальных сообщений, именно нефтяной вопрос главы государств обсуждали. Об этом журналистам сообщил заместитель председателя ОАО "Газпром" Валерий Голубев. По его словам, газовую тему президенты вниманием обошли.

Собственно говоря, это почти весь объем информации о содержании разговора Путина и Лукашенко, длившегося пять часов, который получила общественность. Можно еще добавить комментарий пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. "Закончили за полночь, сидели долго, встреча прошла положительно, но о результатах пока не доложили", — сказал он журналистам.

Логично, что в условиях отсутствия официальной информации дают оценки тому, что услышали, и делают прогнозы местные эксперты. Большинство белорусских наблюдателей склоняется к тому, что, несмотря на хорошую подготовку к переговорам, Александру Лукашенко не удалось выиграть их. Напомним, что накануне белорусский президент заручился поддержкой ЕС, приняв у себя представительную делегацию еврочиновников. По мнению белорусских экспертов, это должно было дать понять Москве, что она может потерять своего практически единственного союзника, и подвигнуть к уступкам Александру Лукашенко. Как писала вчера "НГ", Минск настаивает на снижении стоимости газа и возвращении к ранее оговоренным объемам поставок нефти, которые были снижены в третьем квартале с 5,3 до 3,5 млн т как раз из-за того, что Белоруссия не в полной мере оплачивает газ. В четвертом квартале планировалось и вовсе снизить до 3 млн т. К слову, в связи с такой постановкой вопроса, которая принадлежит России, непонятно, как президенты могли обсуждать нефть, но не обсуждать газ.

Основанием для скептических выводов стали слова Владимира Путина в начале встречи с Александром Лукашенко. "Хорошо, что вы приехали, поддержали мою идею вместе поздравить патриарха Кирилла с юбилеем", — процитировали слова российского президента все официальные источники, разбив недавний тезис Лукашенко, что он едет в Москву обсуждать проблемы в отношениях двух стран. "То есть поставили на место белорусского гостя и показали, что это на повестке дня Кремля где-то далеко-далеко не в самом верху списка", — комментирует ситуацию белорусский политолог Александр Класковский.

Несмотря на удачное стечение геополитических обстоятельств и благосклонное отношение Европы к Лукашенко, зависимость Белоруссии от России остается довольно высокой, напоминают эксперты, аргументируя отсутствие уступок со стороны Кремля. Европе ни при каких обстоятельствах не нужны белорусские трактора и МАЗы, и у нее нет дешевой нефти и газа, чтобы загрузить белорусскую нефтепереработку, ставшую за "сытые" годы главной доходной отраслью страны. Эксперты уверены в том, что международные экономические институты, которых Минск просит о кредитовании, будут последовательны и настойчивы в своем требовании структурных реформ. В свою очередь, Лукашенко видит в них угрозу своей личной власти и никогда на них не пойдет, полагают местные политологи. Вероятно, это понимают и в Москве, поэтому многочасовые переговоры не приводят ни к чему.

Правда, вчера в местном информационном пространстве появилась интересная информация, которая может иметь опосредованное отношение и к российско-белорусским отношениям. Либерально-демократическая партия Белоруссии (ЛДП) заявила о том, что собирается инициировать проведение референдума по изменению Конституции. Чтобы укрепить политическую систему страны, необходимо увеличить срок полномочий президента с пяти до семи лет, парламентариев — с четырех до пяти лет, а также перейти на выборы депутатов всех уровней по пропорционально-мажоритарной системе, говорится в заявлении ЛДП по итогам заседания Высшего совета и Центрального комитета партии. Несмотря на то, что ЛДП называет себя оппозиционной партией, она фактически идет в фарватере власти. Ее глава Сергей Гайдукевич был избран в верхнюю палату парламента. Если вспомнить, что не так давно Александр Лукашенко намекал на необходимость внесения изменений в Конституцию, однако не уточнял, каких именно, то можно предположить, что предложение ЛДП возникло не случайно. Эксперты не исключают, что, застраховав свою власть увеличением срока, Лукашенко примет условия Запада и пойдет на некие относительно радикальные реформы, сделав при этом серьезный дрейф в сторону от России.

Антон Ходасевич

<< Ноябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ