Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.01.2018

Китайские участники выведут торговлю российским сырьем на новый уровень.

"Известия"

Китайские компании в 2018 году впервые напрямую присоединятся к биржевым торгам российской нефтью марки Urals. Меморандум об этом Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПб МТСБ) и Шанхайская нефтегазовая биржа (SHPGX) подписали 23 января. В результате объемы сделок на площадке могут за пару лет вырасти с прошлогоднего 1 млрд рублей до нескольких десятков миллиардов долларов, считают аналитики. Таким образом наше сырье получит все шансы стать региональным эталонным сортом, а цена на Urals вырастет.

У российской нефти Urals существенно расширились возможности занять место в ряду других эталонных марок, таких как Brent и WTI. В этом году к торгам нашим сырьем на российской бирже присоединятся китайские участники. Речь прежде всего о независимых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтетрейдерах. Соответствующее соглашение подписали в Китае 23 января СПб МТСБ, на которой сейчас торгуется наша нефть, и SHPGX.

В меморандуме, с выдержками из которого ознакомились "Известия", говорится о совместном "развитии биржевого рынка нефти, а также производных финансовых инструментов" Россией и Китаем. В том числе будет разработана отдельная технология по допуску китайцев на российский рынок.

На петербургской товарной бирже также планируют создать фьючерсы с расчетами в рублях, евро и юанях. Это сделает заключение контрактов более удобным для участников из разных стран. Ведь сейчас цена сделки установлена в долларах.

Торги российской нефтью на Санкт-Петербургской товарной бирже стартовали в конце 2016 года. До этого контракты заключали компании напрямую с покупателями. По итогам первого года объем сделок составил лишь 4 млн баррелей. А годовой оборот — всего около 1 млрд рублей.

Вице-президент российской площадки Михаил Темниченко полагает, что с увеличением количества сделок с Urals у нее появится шанс стать эталонной маркой. В Минэнерго считают, что для этого объем торгов должен возрасти до 10-15 млн баррелей в год.

Обороты на петербургской бирже увеличатся не только за счет китайцев. Площадка уже заключила соглашения с отечественными "Газпром нефтью", "Лукойлом" и "Зарубежнефтью". Также планируется подписать аналогичные контракты с "Татнефтью" и "Сургутнефтегазом".

В "Газпром нефти" подтвердили, что будут участвовать в сделках на бирже. Зам генерального директора компании Анатолий Чернер отметил, что организация активно участвует в проекте создания экспортного биржевого рынка нефти в России в партнерстве с СПб МТСБ и профильными ведомствами.

В "Лукойле", "Зарубежнефти", "Татнефти" и "Сургутнефтегазе" не ответили на вопросы "Известий", планируют ли они продавать свою нефть на петербургской товарной бирже.

Планы по продвижению российской нефти как эталона есть и у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В ведомстве проводят двусторонние совещания с нефтяными компаниями, на которых обсуждается биржевая торговля их продукцией, рассказал "Известиям" начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

Цена на нефть Urals рассчитывается исходя из котировок североморского маркера Brent, но со скидкой в $1-2. С развитием биржевых торгов в нашей стране цена на основной российский экспортный товар будет формироваться напрямую на рынке без привязки к другим нефтяным эталонам, пояснил Михаил Темниченко. По его мнению, с выходом Urals на эталонный уровень разница между ее ценой и котировками Brent будет снижаться и российская нефть подорожает. Сейчас Urals торгуется на бирже по цене $67 за баррель. За бочку североморской смеси дают почти $70.

По мнению директора аналитического департамента инвестиционной компании Golden Hills Михаила Крылова, у российской нефти Urals есть все шансы стать эталонным сортом.

— Разрыв в цене между нашим сырьем и Brent может сократиться наполовину. Объемы торгов на бирже российской нефтью могут вырасти до десятков миллиардов долларов, однако для этого потребуется несколько лет, — считает он.

Заведующий Центром изучения мировых энергетических рынков Института энергетики Вячеслав Кулагин не уверен, что российская нефть станет эталоном.

— Заключать соглашения никто не запрещает, это, конечно, повысит интерес к нашей нефти. Но вряд ли на российской площадке будут значимые объемы торгов, поскольку уже функционируют известные мировые сырьевые биржи, — считает он.

Эксперты полагают, что в дальнейшем стоит торговать на бирже и другими сортами российской нефти — ESPO, Siberian Light, Sokol и ARCO.

— В Юго-Восточной Азии и Китае потребителям также интересна другая российская марка из Сибири — ESPO. Спрос на нее есть, поскольку в ней меньше сернистых примесей, чем в Urals. Возможно, этот сорт тоже имеет смысл выводить на биржевой рынок, — считает генеральный директор "Инфо-ТЭК терминал" Рустам Танкаев.

В конце прошлого года биржевая торговля углеводородами получила новый серьезный стимул. Президент Владимир Путин утвердил национальный план развития конкуренции в России на 2018-2020 годы. Задача сформировать эталон на российскую нефть предусмотрена в документе. Таким образом, ведомствам придется вовлекаться в работу над подобными соглашениями не только с Китаем, но и с другими странами.

Григорий Коган, Инна Григорьева

 

 

Компания готова на треть снизить себестоимость производства на "Ямал СПГ".

"Ведомости"

Зампред правления "Новатэка" Денис Храмов сообщил на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что компания уменьшит стоимость строительства нового СПГ-завода, что повысит конкурентоспособность России на мировом энергетическом рынке. "Наши инженерные решения приведут к тому, — продолжал Храмов, — что помимо очень низких затрат на добычу и геологоразведку мы сможем достичь показателя затрат на сжижение [газа] менее $2 за миллион британских тепловых единиц (MBTU)".

Достигнуть этого показателя компания рассчитывает на следующем заводе сжиженного природного газа — "Арктик СПГ-2" на полуострове Гыдан. Проект стоимостью около $20 млрд предполагает строительство трех линий мощностью 18,3 млн т СПГ в год.

Для сравнения: стоимость завода "Ямал СПГ", первую очередь которого "Новатэк" запустил в эксплуатацию в конце прошлого года, составляет около $27 млрд, сообщал предправления компании Леонид Михельсон. Операционные затраты на сжижение газа на "Ямал СПГ", по оценке Vygon Consulting, составляют около $2,85 за MBTU. Добиться почти полуторакратного снижения капитальных затрат на строительство завода и, как следствие, расходов на сжижение "Новатэк" рассчитывает благодаря использованию новой технологии строительства. "Арктик СПГ-2" будет монтироваться на специальных железобетонных платформах, которые вместе с модулями сжижения будут строиться на Кольской верфи в Мурманске, объясняет Храмов.

Заявленная "Новатэком" в качестве целевой стоимость сжижения может сделать себестоимость российского СПГ одной из самых низких в мире даже с учетом транспортировки. На европейском рынке по этому показателю с "Новатэком" может сравниться разве что Катар.

Стоимость российского СПГ с учетом стоимости поставки в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион — одна из самых конкурентоспособных в мире, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. "В случае с проектом "Ямал СПГ" это объясняется низкой себестоимостью добычи и относительно небольшими затратами на сжижение, особенно в долларовом эквиваленте, — объясняет Белова. — Свою роль сыграла и помощь со стороны государства, в том числе льготы на НДПИ и отмена экспортной пошлины".

Стоимость производства на действующем и планируемом СПГ-заводах "Новатэка" низкая, но потребителю приходится платить за их отдаленное расположение. Стоимость транспортировки СПГ из российской Арктики в страны Азиатско-Тихоокеанского региона будет варьироваться от $1,84 до $2,49 за MBTU в зависимости от маршрута доставки. Несколько снизить ее (до $1,65 за MBTU) должен перевалочный терминал на Камчатке, строительство которого предполагается закончить в 2022 г.

Стоимость продукции "Ямал СПГ" даже с учетом доставки по Северному морскому пути будет ниже предложений австралийских или американских производителей СПГ, считает Белова. "Но СПГ, как правило, продается по долгосрочным контрактам и с привязкой к нефти, а не к себестоимости. Поэтому во многом конкуренцию выиграет тот газ, который будет быстрее всего продан", — говорит Белова. Весь СПГ, который сегодня производится в Катаре, равно как и на Ямале, уже законтрактован, напоминает она. "Но недавно Катар заявил, что снимает мораторий на добычу газа и, соответственно, готовит план увеличить производство СПГ на 25 млн т после 2025 г.", — предупреждает эксперт. В интересах "Новатэка" продать газ "Арктик СПГ-2" раньше, чем свой новый газ начнет продавать Катар, заключает Белова.

В любом случае падение цены на СПГ ниже $4 за MBTU представляется мало вероятным, считает аналитик энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Александр Собко. "При такой цене перестанут работать многие американские заводы по сжижению, ведь в их операционные расходы заложена цена газа на Henry Hub, а это около $3,5 за MBTU с учетом энергетических затрат на сжижение. Кроме того, около $1 за MBTU нужно потратить на транспортировку", — напоминает он. Прекращение работы американских заводов выведет часть предложения с рынка, тем самым не давая опуститься ценам, считает Собко.

Даже если "Новатэку" удастся построить "Арктик СПГ-2" так же успешно, как "Ямал СПГ" — без роста сметы, в срок и с активной поддержкой государства, — риски будут выше, чем у "Ямал СПГ", считает Белова. "С учетом складывающегося избытка СПГ на мировом рынке, который продлится как минимум до 2025 г., можно ожидать падения цен, — предупреждает Белова. — "Арктик СПГ-2" нужна страховка в виде долгосрочных контрактов, чтобы гарантировать если не цену, то хотя бы сбыт".

Артур Топорков

 

 

"Взгляд"

Выяснилось, почему украинский Нафтогаз отказывается выплачивать Газпрому 2 млрд долларов, которые он должен отдать по решению Стокгольмского арбитража. Оказывается, даже с учетом штрафа задержка платежа весьма выгодна Нафтогазу, а главное, он рассчитывает на выигрыш в следующем процессе против Газпрома. Насколько обоснованны такие надежды украинского руководства?

Украинский Нафтогаз отказывается выполнять решение Стокгольмского арбитража, который обязал Киев выплатить Газпрому чуть более 2 млрд долларов за поставленный, но не оплаченный в 2013-2014 годах российский газ, заявил глава Нафтогаза Андрей Коболев.

Кроме того, суд выставил штрафные пени за отсрочку оплаты этого долга. Штраф за просрочку составляет 600 тыс. долларов в день (0,03% за каждый день просрочки), говорил ранее зампредседателя правления Газпрома Александр Медведев. С момента принятия решения Стокгольмом 22 декабря пошел 33-й день. Значит, Нафтогаз накопил уже 19,8 млн долларов в виде штрафа за просрочку.

Однако Коболев уверяет, что Нафтогазу выгодней кредитоваться в Газпроме, чем в собственных украинских банках. "Процентная ставка, которую Нафтогаз должен выплачивать на эту сумму, ниже, чем большинство наших (украинских) кредитов, за исключением кредита ЕБРР и Всемирного банка", — сказал глава украинской компании в эфире украинского "5 канала".

И глава Нафтогаза абсолютно прав. Годовой процент по "кредиту" Газпрома для Киева получается всего 10,8% (за 12 месяцев набегает 216 млн долларов в виде штрафа). Тогда как на Украине процентные ставки существенно выше. Правда, украинские банки дают кредиты в стремительно дешевеющей гривне, а Газпрому придется отдавать твердой американской валютой, и с этой точки зрения кредитный процент уже не выглядит таким привлекательным. Любопытно, что главу одной из важнейших украинских компаний совершенно не смущает, что он берет в долг деньги не у кого-нибудь, а у "страны-агрессора" — по крайней мере, именно так постоянно называет Россию Верховная рада Украины.

Однако от долга перед Нафтогазом Украине все равно не избавиться. Более того, пока Киев не оплатит этот долг, он не сможет купить у Газпрома 4-5 млрд кубометров газа в этом году, а именно так гласит еще одно обязательное решение Стокгольмского суда. К тому же его выполнение выгодно самому Нафтогазу. Даже Коболев соглашается, что закупка у России половины потребляемого страной импортного газа — "очень рационально и очень рыночно". По его словам, Украине приходится покупать примерно 10 млрд кубометров газа в год.

Потребление газа жителями Украины и местной промышленностью за последние несколько лет сократилось почти вдвое. Простые граждане экономят после роста тарифов в 10 раз с 2013 года, а многие предприятия либо серьезно сократили производство, либо вовсе перестали работать, поэтому спрос на газ с их стороны и просел.

На что же надеется Нафтогаз, отказываясь платить по долгам Газпрому? Коболев заявил, что украинская сторона планирует делать это за счет взаимозачета. "Вопрос состоит в том, что такая же пеня, такие же проценты насчитываются по нашим требованиям к транзитному контракту. Это симметричная ситуация. В зависимости от того, сколько мы можем получить денег, будет взаимозачет", — сказал он. По его словам, если суд полностью удовлетворит требования украинской стороны, то в пользу Нафтогаза может быть насчитано до 16 млрд долларов.

Речь идет о втором судебном процессе, который идет сейчас в Стокгольме и касается транзитного контракта, подписанного между Газпромом и Нафтогазом в 2009 году. Решение по этому иску ожидается в конце февраля. Нафтогаз требует от Газпрома оплаты 16 млрд долларов плюс пени за то, что российская сторона никогда не прокачивала через газотранспортную систему Украины 110 млрд кубометров газа в год, хотя именно эта цифра прописана в соответствующем контракте.

На самом деле даже украинские эксперты не верят, что Нафтогаз отсудит у Газпрома эту огромную сумму. "Обязательства Газпрома транспортировать 110 млрд кубометров газа в год в контракте есть, но обязательства российской компании оплатить стоимость этих услуг, даже в случае невыполнения этого положения, нет. В связи с этим, думаю, арбитраж может и не удовлетворить требования Нафтогаза", — говорит украинский эксперт по вопросам нефтегазовой отрасли Михаил Гончар в интервью УНИАН.

Таким образом, расчет Коболева на то, что Стокгольм выставит Газпрому счет в 16 млрд долларов, и Нафтогаз зачтет свой долг перед российской компанией, выглядит не слишком обоснованным.

"Крайне опрометчиво ждать, что Стокгольмский суд обязательно встанет на украинскую сторону и присудит как минимум столько же, сколько присудил Газпрому — то есть не меньше 2 млрд долларов. А значит, Газпром в конечном счете останется в профиците, а Нафтогаз — в должниках", — уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков. Он объясняет, что логика и философия правила "бери или плати" в газовом договоре и правила "транспортируй или плати" в транзитном контракте, по сути, одинаковы.

Стокгольмский арбитраж сохранил урезанное действие правила "бери или плати" на оставшиеся два года, однако решил, что Нафтогаз не будет платить Газпрому по этой статье за невыполнение правила в прошлые годы. "Арбитраж понимал, что не только Нафтогаз не сможет выплатить более 50 млрд долларов, там весь бюджет Украины меньше. Это значило бы подписать банкротство целому государству. Логично, что и во втором иске на тех же основаниях будут убраны денежные претензии Нафтогаза по норме "транспортируй или плати". Иначе решение выглядело бы односторонним и подорвало бы доверие к Стокгольмскому арбитражу", — заключает Юшков.

Поэтому, если судьи в Стокгольме поступят справедливо, их решение вряд ли придется по душе Украине. У Нафтогаза будет два варианта решения долговой проблемы. Либо все же взять кредит под высокие проценты у себя в стране, либо договариваться с Газпромом о взаимозачете этого долга в счет оплаты Газпромом транзита.

Ольга Самофалова

<< Январь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ