media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.04.2014

Фискалы готовы сохранить их на уровне 66% от нефтяных в 2015 году.

"Известия"

Минфин отказал нефтяникам в просьбе снизить экспортные пошлины на базовые масла, сырье для производства моторных масел, до 20% от уровня пошлин на сырую нефть. Однако ведомство пошло на компромисс: оно предлагает сохранить уровень пошлин на этот вид нефтепродуктов на уровне 66% от нефтяных пошлин вместо планируемого правительством их повышения до 100% c 2015 года. Такой подарок нефтяникам может привести к выпадению из бюджета до $249 млн в год, однако Минфин предлагает сбалансировать выпадающие доходы ростом экспортной пошлины на дизельное топливо — также до 66% с текущих 65%.

Руководители "Лукойла", "Газпром нефти" и "Татнефти" зимой просили премьер-министра Дмитрия Медведева убедить правительство не повышать с 2015 года экспортную пошлину на масла до 100% от пошлины на нефть (копия письма есть у "Известий"). Базовые масла являются продуктом переработки нефти с высокой добавленной стоимостью. Однако по номенклатуре таможни по уровню вывозных пошлин приравнены к продукту первичной переработки нефти — мазуту, пошлины на вывоз которого хотят поднять до уровня нефтяных в целях стимулирования глубокой переработки нефти. Нефтяники предложили снизить ставку вывозных пошлин на масла до 20% от нефтяных в целях стимулирования инвестиции компаний в производство этой продукции. Сегодня основная часть моторных масел в РФ продаются под брендами Shell, ExxonMobil, Total. По расчетам нефтяников, производство наиболее низкого по качеству базового масла 1-й группы находится на грани рентабельности, а второй и третьей не окупается вовсе.

Правительство не поддержало предложение нефтяников, однако Минфин предложил новый вариант — в своих письмах в Минэкономразвития и Федеральную таможенную службу (копии есть у "Известий") заместитель главы Минфина Сергей Шаталов предложил не повышать пошлины на базовые масла до 100% от нефтяных с 2015 года. Сначала предлагалось снизить их до 64% к 2015 году, однако фискальное ведомство остановилось на комплексном варианте привязки пошлин к уровню пошлины на вывоз дизельного топлива — в 66% от нефтяных из-за одинаковой маржи экспорта обеих групп нефтепродуктов. Минэнерго и Минэкономразвития пока не выработали свои окончательные предложения по размеру пошлин на базовые масла в 2015 году. Такая работа сейчас ведется, официально сообщили "Известиям" в этих ведомствах.

По данным, представленным Минфину нефтяными компаниями, которые содержатся в письме Сергея Шаталова в адрес Федеральной таможенной службы, цена экспорта за вычетом транспортных затрат и таможенных пошлин на базовые масла первой группы и дизельное топливо составляет 16 тыс. рублей за тонну при условии равного размера ставок таможенных пошлин по этим видам нефтепродуктов. Затраты на производство дизеля и масел также совпадает и составляет в среднем 14,5 тыс. рублей за тонну. Масла 2-3-й групп, по данным Минфина, на 90% завозятся из-за рубежа, в 2012 году было ввезено 400 тыс. т этой продукции. Сергей Шаталов отмечает профицит производства в РФ масел первой группы и высокий спрос на масла 2-3-й групп, а также наличие премии внутреннего рынка по отношению к экспорту этой продукции при условия появления в стране новых производств. По данным чиновника, выпадающие доходы в результате снижения пошлин на базовые масла до 64% могли бы составить $249 млн в 2015 году, однако в случае, если пошлина останется на текущем уровне 66%, и при условии одновременного роста ставки вывоза дизельного топлива до 66% выпадающие доходы бюджета удастся минимизировать.

По расчетам компании "Газпромнефть — смазочные материалы", оператора бизнеса масел "Газпром нефти", точка безубыточности производителей смазочных материалов в России достигается при уровне экспортной пошлины не более 40%. Для того же, чтобы получить даже минимальную прибыль, необходимую для инвестиций в производство высококачественных базовых масел 2-й и 3-й групп (из них производятся синтетические товарные масла) пошлина должна быть уменьшена до 20%. В этом случае компании — производители смазочных материалов получат 3-5% маржи, необходимой для инвестиций. В противном случае они будут вынуждены заморозить проекты, связанные со строительством установок для производства базовых масел группы 2 и 3. Уровень пошлины в 66% можно рассматривать лишь после того, как отечественная отрасль смазочных материалов станет полностью конкурентоспособной на мировом рынке, то есть после окончания инвестиционного периода.

Анастас Гатунок, директор департамента углеводородного сырья компании Creon Energy, подсчитал, что рынок производства масел в России растет очень медленно — около 1% за последние три года. В этом периоде рост выпуска моторных масел составил 7,5%, при этом выпуск базовых масел сократился на 3,7%. Суммарные мощности по производству базовых масел в России составляют 3 млн т. Объем импорта базовых масел находится на уровне 25-30 тыс. т в год, экспорт составляет 600-900 тыс. т. При этом основное количество произведенных из этого сырья товарных масел (моторные, трансмиссионные, индустриальные и т.д.), которые продаются в РФ, импортируются из-за рубежа.

Основные покупатели российских базовых масел — европейские страны. Повышение пошлин на них до 100% от нефтяных с 2015 года сделало бы экспорт этой продукции нерентабельным. Сохранение их на текущем уровне 66% от пошлин на сырую нефть сохраняет статус-кво в отрасли: это не дает ей стагнировать, но и не приведет к взрывному развитию производства качественных масел 2-й и 3-й групп в России в рамках программы импортозамещения этой продукции.

Людмила Подобедова

 

 

Операционные затраты "Россетей" в 2013 г. выросли на 62%. Дело в обесценении основных средств, удельные затраты удалось сократить, объясняет компания.

"Ведомости"

"Россети" раскрыли финансовые результаты по МСФО за 2013 г. Выручка выросла на 16,5% до 759,8 млрд руб., убыток по EBITDA — 58,6 млрд руб., убыток — 159,4 млрд руб. против прибыли в 43,9 млрд руб. годом ранее. Убыток "Россетей" — бумажный: компания признала обесценение основных средств на 239,4 млрд руб. из-за снижения долгосрочных прогнозов тарифа на передачу электроэнергии. Скорректированная прибыль упала на 5% до 74,4 млрд руб.

"Россети" разработали программу повышения эффективности, благодаря которой к 2017 г. удельные операционные затраты будут снижены более чем на 15% по отношению к 2012 г., рассказала вчера заместитель гендиректора холдинга по экономике Оксана Шатохина. По ее словам, уже в этом году компания снизит затраты на 7%. Требование оптимизировать издержки "Россетям" наравне с другими монополиями в прошлом году предъявило правительство. Рост тарифов в 2014 г. был заморожен, а на последующие годы — ограничен инфляцией. Но пока операционные расходы компании растут: по итогам 2013 г. они увеличились на 62% до 914,5 млрд руб. Большая часть пришлась на обесценение активов, без учета бумажного убытка расходы увеличились на 19%, сообщила компания. Выросли амортизационные отчисления по новым объектам, расходы на покупную электроэнергию, на персонал из-за подхвата функций гарантирующих поставщиков в регионах и ввода новых объектов.

Подконтрольные расходы компании выросли на 8,5%, подсчитал аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков. По словам представителя "Россетей", удельный показатель сократился на 2%. Резервов для сокращения подконтрольных затрат не так много: это расходы на персонал, ремонты, закупки и т. д. Исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов Александр Шевчук подчеркивает: "Во французской ERDF все европейские сети обслуживают 37 000 человек, а у нас только в "МРСК Центра" трудится около 30 000". В 2014 г. компания планирует сократить численность административного управленческого персонала от 5 до 10% по разным "дочкам", сказал представитель компании.

Дело и в собственнике "Россетей": пока государство в этой роли неэффективно, отмечает Булгаков. Для сравнения: "дочка" французской ERDF "ЭРДФ Восток" в течение двух лет управления Томской распределительной компанией снизила подконтрольные расходы на 5,8% от факта 2011 г. (цель "Россетей" была 2%). Но Михаил Расстригин из "ВТБ капитала" не сомневается, что "Россетям" удастся выполнить план по сокращению затрат — резервы для этого есть.

Алина Фадеева

 

 

Государство нашло способ, как вернуть наши компании из офшоров.

"Российская газета"

В Минэкономразвития придумали, как поощрить возвращение капитала из-за рубежа. Как стало известно "РГ", уже готовы поправки в Налоговый кодекс, они расширят возможность применения нулевой ставки по налогу на прибыль.

Сегодня убытки бюджета от офшорной практики составляют 1,5 триллиона рублей в год. Налоговые новации помогут эти убытки превратить в прибыль.

Одна из норм Налогового кодекса (НК) уже разрешает бизнесу не платить налог на прибыль от продажи акций в случае владения ими на протяжении пятилетнего срока. Другая статья НК разрешает нулевую ставку по этому же налогу, если компания получает дивиденды от своей иностранной "дочки". При этом доля участия в последней должна составлять не менее 50 процентов. Как рассказал "РГ" источник в Минэкономразвития, ведомство намерено расширить доступность таких налоговых "льгот": при продаже акций срок владения может быть сокращен до 2 лет, а в случае выплаты дивидендов иностранной "дочкой" доля участия российской компании в ней снижена до 20 процентов.

Идеей освобождения "холдинговых доходов" могут заинтересоваться сотни средних и крупных российских компаний. Промышленные, нефтяные и строительные группы, отмечает налоговый консультант Владимир Гидирим. Фактически это весь "костяк" нашей экономики, указывает собеседник "РГ". По его словам, новация особенно актуальна в контексте деофшоризации. "Если государство создает административные препятствия для формирования офшорных холдингов, оно должно одновременно стимулировать создание внутренних, иначе капитал все равно уйдет в тень", — размышляет Владимир Гидирим. По его мнению, смысл модернизируемых норм НК — в поощрении притока внутреннего и иностранного капитала в Россию посредством формирования крупных индустриальных холдингов. Наличие таких компаний в стране означает финансирование местной инфраструктуры (юристы, аудиторы, финансисты, офисные помещения, высокие зарплаты управленческого звена). А также стимулирование банковской деятельности (холдинги берут кредиты за счет огромного "баланса") и рынка ценных бумаг (холдинги размещают акции и облигации). "Иными словами, введение освобождения на дивиденды и прирост капитала будет косвенно стимулировать экономический рост просто за счет присутствия крупного капитала в конкретной стране и связанных с ним экономических атрибутов", — объясняет эксперт.

"Вкупе с сокращением периода владения, полагаю, все это привлечет и тех "колеблющихся" инвесторов, которые не готовы рисковать большими средствами в долгосрочной перспективе, но могли бы инвестировать не столь значительные средства и на относительно небольшой срок", — комментирует налоговый эксперт Рустем Ахметшин. Новации также облегчат совершение сделок M&A (слияния и поглощения) в России, убежден налоговый консультант Рустам Вахитов. Сейчас же для этих целей российские компании регистрируются как иностранные и проводят сделки за границей. Эксперт также предлагает распространить налоговые освобождения и на доходы от продаж иностранных компаний, за исключением внесенных в черный список минфина.

Как пояснили "РГ" в Минэкономразвития, предложения министерства будут оформлены в виде поправок ко второму чтению "антиофшорного" законопроекта Минфина. Напомним, в ведомстве Антона Силуанова предлагают обязать все российские организации и граждан сообщать в налоговые органы о факте владения хотя бы одним процентом акций иностранной компании. В категорию "иностранные" могут попасть компании, зарегистрированные в странах с низкими налогами (список так называемых "низконалоговых юрисдикций" появится позже). Однако, по мнению замминистра экономического развития Сергея Белякова, для того, чтобы подобные антиофшорные меры возымели действие, "помимо кнута нужны и пряники". По-видимому, предлагаемые минэкономразвития поправки в Налоговый кодекс и есть этот "пряник".

Ярослав Николаев

 

 

Киев предлагает Газпрому взыскать с него миллиардные долги через судебные инстанции.

"Взгляд"

Газпром выставил Нафтогазу счет в более чем 11 млрд долларов за то, что компания выбрала в прошлом году в три раза меньше газа, чем должна по контракту. В ответ Украина предложила взыскать этот долг через суд. Самое время Газпрому отказаться от политики всепрощения и воспользоваться подсказанной идеей. Тем более что шансы выиграть иск у российской компании высоки.

Газпром выставил "Нафтогазу Украины" счет на 11,388 млрд долларов за невыборку в прошлом году газа по условию "бери или плати" (take-or-pay), заявил зампред правления российской компании Александр Медведев.

По правилу "бери или плати", прописанному в контракте, Россия гарантирует поставку максимум 52 млрд кубометров газа Украине. Со своей стороны Киев обязан покупать у России ежегодно минимум 80% от этого объема, или 41,6 млрд кубометров. По этому правилу, даже если Киев не выбирает столько, заплатить за 41,6 млрд кубов он все равно должен.

Нафтогаз выбрал в прошлом году только 12,9 млрд кубов. Таким образом, Газпром требует оплату за 28,7 млрд кубов газа по цене 396 долларов за тысячу кубометров.

До сих пор Газпром сквозь пальцы смотрел на то, что Украина нарушала правило контракта take-or-pay. В 2012 году Нафтогаз выбрал и заплатил лишь за 25 млрд кубов вместо 41,6 млрд. Но российская компания тогда простила недополученные 7,1 млрд долларов. В 2010 и 2011 годах ситуация складывалась аналогичным образом: Украина нарушала правила контракта, недоплачивала, а Россия по-дружески прощала. Однако в свете новых событий самое время отказаться от политики всепрощения и припомнить Украине все ее долги, которые она самовольно отказывается платить.

Сейчас создается явное ощущение, что ни ЕС, ни сама Украина не собираются решать даже проблему украинского долга в 2,2 млрд долларов за реально поставленный в 2013 и 2014 годах российский газ. Президент России Владимир Путин 17 апреля дал последний шанс Киеву и Брюсселю переговорным путем прийти к решению вопроса оплаты этого долга.

Срок был обозначен в месяц. В противном случае — Россия в правовых рамках контракта переводит Нафтогаз на систему предоплаты поставок газа. У Украины денег нет, поэтому для нее это будет означать закрытие вентиля. В этих условиях возникает угроза транзиту российского газа в Европу через территорию Украины, которая для его обеспечения должна поддерживать определенный уровень заполненности своих подземных хранилищ газа (ПХГ). К осени в ПХГ должно быть закачано минимум 17 млрд кубометров газа, и только тогда южные страны Европы зимой не замерзнут.

С тех пор прошла уже неделя. И несмотря на заверения ЕК, что она готова провести переговоры, дата трехсторонней встречи до сих пор не назначена. Более того, вокруг этой встречи так называемые киевские власти провоцируют какие-то непонятные инсинуации с таким посылом, что никто встречаться с Россией не собирается.

Тем временем Россия продолжает следовать своему обещанию подождать с введением предоплаты, предлагая безотлагательно провести консультации по критической ситуации в украинском энергокомплексе. Россия рассчитывает на предстоящей встрече по Украине обсудить с Еврокомиссией украинскую задолженность за газ и ожидает, что в переговорах примут участие представители финансовых и коммерческих директоратов ЕК, заявил в четверг постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.

"Это касается общего состояния дел, финансовых аспектов задолженности за газ. Мы считаем, что положение в энергокомплексе Украины — это часть более общего финансово-экономического положения страны, поэтому мы готовы к этим консультациям подключить не только представителей нашего энергокомплекса, не только Минэнерго и Газпрома как основного поставщика, но также Министерства финансов, Минэкономразвития и МИД, разумеется", — сказал Чижов.

Соответственно, по его словам, российская сторона ожидает, что помимо еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера на встрече "будут и представители других гендиректоратов, которые занимаются финансами и торгово-экономическими делами".

Киев не оплачивал газ и по низкой цене (в январе-марте по 268,5 долларов за тыс. кубов), а с апреля стоимость российского газа резко выросла вследствие отмены всех скидок (до 480 долларов). Украина теперь злится, что стало прямым следствием слишком мягкой и дружеской позиции в чисто коммерческом вопросе, где не должно быть место личным чувствам. А Газпром позволял себе личные теплые чувства к соседу, который давно сел на шею и за столько лет разучился ходить по земле самостоятельно.

Министр энергетики Украины Юрий Продан ответ на выставление Россией счета на 11 млрд долларов за недобор газа сам подсказывает оптимальный для Москвы сценарий действий. Продан предложил Газпрому взыскать долг за невыборку газа через суд. "Газпром выставил такой счет, и если он хочет, пусть судится и идет в арбитраж", — сказал Продан. "Практика показывает, что европейские компании не платят по такой системе", — добавил он. К тому же Украина заблаговременно обращалась к российским партнерам с просьбой скорректировать объемы, указал он.

Либо Продан на самом деле верит в свою правоту, поэтому делает такие самонадеянные заявления, либо хочет набрать очки у националистической части Украины. Во-первых, в европейских контрактах прописано точно такое же правило "бери или плати", и как раз европейцы изо всех сил стараются ему следовать, чтобы не стать нарушителями. Во-вторых, устные заявления и просьбы украинских властей — это не документ с подписями, поэтому никакой юридической силы не имеют.

"С хозяйственной точки зрения правило "бери и плати" — это обычная практика при снабжении энергетическими ресурсами. Объясняется она расходами поставщика на обеспечение условленных договором объемов поставки, а с юридической точки зрения — принципом свободы договора", — говорит газете ВЗГЛЯД председатель совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский.

По его мнению, при наличии соответствующих обязательств в договоре с Нафтогазом (а они есть) у Газпрома имеются неплохие шансы выиграть спор в суде, если, конечно, политические соображения не возобладают над юридическими.

Поэтому Газпрому стоит сделать одолжение Продану и подать на Нафтогаз иск в суд с требованием возместить 11 млрд долларов долга за недобор газа. Конечно, у Киева нет даже 2,2 млрд долларов, поэтому за недобор газа получить реальные деньги не получится даже при положительном для Газпрома решении суда. Однако это будет как минимум психологическая победа. И, главное, это будет еще один четкий сигнал для Киева о том, что отныне отношения строятся в русле коммерческого договора, а не исключений из него.

Ольга Самофалова

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ