Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.04.2016

Правительственное поручение госкомпаниям направлять на дивиденды 50% чистой прибыли не устояло и несколько дней. Поблажку уже получил "Роснефтегаз".

"Ведомости"

Идея собрать с госкомпаний не менее 50% чистой прибыли по РСБУ или МСФО (в зависимости от того, где сумма больше) провалилась. В прошлый понедельник премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение, по которому "Газпром", "Алроса", "Башнефть", "Зарубежнефть", "Русгидро", "Совкомфлот", "Транснефть" и "Роснефтегаз" обязаны направлять не менее 50% прибыли на дивиденды. Документ не предусматривает исключений, уверяли ранее министры экономического развития Алексей Улюкаев и финансов Антон Силуанов. Но особые условия уже получили "Роснефтегаз", а также "Роснефть", которой, впрочем, нет в списке.

Принимая решение изъять 50% дивидендов, правительство имело в виду "Газпром" и "Транснефть", именно они главная цель, объясняет высокопоставленный чиновник. Если другие компании, кроме "Роснефтегаза", попросят поблажки, это не станет большой катастрофой, продолжает он. Для бюджета это небольшие выпадающие доходы, считает чиновник — дыру можно заткнуть другими источниками. Установив более высокую планку, больше шансов собрать дивиденды с госкомпаний, считает другой федеральный чиновник.

За 2015 г. "Роснефтегаз" хочет заплатить 18 млрд руб. дивидендов — 25% чистой прибыли по РСБУ (в 1,6 раза меньше, чем за 2014 г.). Совет директоров "Роснефти" в пятницу рекомендовал акционерам выплатить 35% чистой прибыли по МСФО (124,5 млрд руб.), хотя Минэкономразвития до последнего настаивало на 50%. И хотя госкомпании нет в списке, через участие "Роснефтегаза" государство контролирует 65,9% уставного капитала компании. "35% — это оптимальный размер, — говорит высокопоставленный чиновник, — этот уровень позволит компании выполнить инвестиционную программу". А "Роснефтегазу" средства нужны на финансирование проектов, продолжает он, прежде всего на строительство судостроительного комплекса "Звезда". "Роснефтегаз" не публиковал отчетность с 2014 г., говорит аналитик UBS Максим Мошков, но вся инвестиционная деятельность на конец 2014 г. заключалась в размещении депозитов в банках.

"Россети" вообще не будут платить дивиденды — компания получила в 2015 г. 18,2 млрд руб. чистых убытков по РСБУ и по закону "Об акционерных обществах" не может выплачивать дивиденды. Изначально не было цели побольше изъять из компаний, которые тоже пострадали от кризиса, уверяет чиновник: "Иначе они потом все равно пришли бы в бюджет за деньгами".

Еще в 2014 г. президент России Владимир Путин был недоволен тем, что госкомпании обходят правило отдавать акционерам 25% прибыли. Тем не менее не все госкомпании выполнили это требование. По итогам 2014 г. "Роснефтегаз" направил на дивиденды 16,4% от чистой прибыли, или 30 млрд руб., "Роснефть" — 17,3% (86,9 млрд руб.), "Транснефть" — 25% (2,9 млрд руб.), "Интер РАО" — 24,8% (108,5 млрд руб.). Были и отличившиеся — "Алроса" и "Башнефть" выплатили 35 и 46% консолидированной прибыли (20 млрд и 10,8 млрд руб.). Рекордсменом же стал "Газпром", заплативший почти 90% от чистой прибыли по РСБУ — 169,8 млрд руб.

Остальные госкомпании уверяют, что выполнят требования правительства. "Транснефть" готова к разным вариантам — от 25 до 50% от прибыли, цитировал "Интерфакс" на прошлой неделе президента компании Николая Токарева. "Башнефть" выплатит 50% прибыли по МСФО, сказал во вторник президент компании Александр Корсик. То же самое может сделать "Алроса", сообщал "Интерфакс" со ссылкой на источник. Правление "Газпрома" 13 апреля предложило утвердить дивиденды по итогам 2015 г. в размере 175,2 млрд руб. — 43% чистой прибыли по РСБУ. В пресс-релизе компания уточняла, что на дивиденды будет направлено 50% от чистой прибыли по РСБУ, скорректированной на неденежные статьи. Годовой отчет по МСФО компания еще не публиковала. По оценке старшего аналитика "Уралсиба" Алексея Кокина, консолидированная чистая прибыль за 2015 г. "Газпрома" составит 861 млрд руб., но из-за курсовых разниц она может оказаться ниже — около 750 млрд руб. Таким образом, чтобы выполнить установку правительства, "Газпрому" нужно увеличить выплаты на 200-250 млрд руб., отмечает Кокин. Бюджет в таком случае получит дополнительные 80-100 млрд руб., указывает он. Медведев оценивал в 100 руб. увеличение дивидендов всех перечисленных госкомпаний.

Акционеры госкомпаний хотят стабильной отдачи от инвестиций в виде дивидендов, когда не надеются на доходность будущих проектов, говорит партнер KPMG Антон Усов. Есть много случаев, когда компании направляют и 90% прибыли на дивиденды, рассказывает он, считая, что акционеры смогут лучше инвестировать деньги. Например, компании из индекса S&P 500 за 2014 г. направили на выплату дивидендов около 95% прибыли, сообщает Bloomberg. При замедлении экономики капитальные вложения сокращаются, согласны аналитики "Сбербанк CIB", в таких условиях увеличение дивидендов логично. А включение в список правительства "Башнефти" и "Алросы" может увеличить инвестиционную привлекательность компаний перед приватизацией, указывают аналитики UBS.

Но не все компании рассчитывали платить такие дивиденды, говорит Усов, правильнее было бы поднимать уровень избирательно для тех компаний, которые не нуждаются в дополнительных инвестициях. Рост дивидендов за 2015 г. до 50% увеличит давление на кредитные профили "Русгидро" и "Газпрома", предупреждали аналитики Fitch. Повышенные дивиденды могут ослабить ликвидность "Газпрома" и вынудить компанию увеличивать займы либо сокращать масштабную программу капитальных вложений.

Елизавета Базанова, Маргарита Папченкова

 

 

Минэкономики не против закрытия части информации о госкомпаниях.

"Газета РБК"

В ответ на запрос "Роснефти" Минэкономразвития предложило госкомпаниям самим решать, что является коммерческой тайной и не подлежит раскрытию в годовом отчете. Но излишняя секретность грозит наказанием от Центробанка.

Тайны "Роснефти"

В распоряжении РБК оказалось письмо заместителя министра экономического развития Николая Подгузова, отправленное 15 апреля в "Роснефть". Оно посвящено правилам составления государственными компаниями годовых отчетов о своей деятельности.
Письмо Подгузова — ответ на обращение в министерство вице-президента "Роснефти" Ларисы Каланды. Как сообщали "Ведомости", Каланда в конце февраля попросила министерство исключить из списка обязательной к публикации в годовом отчете информацию, составляющую коммерческую тайну, и установить единые требования для годовых отчетов государственных и частных компаний. По мнению топ-менеджера "Роснефти", повышенные требования к отчетности госкомпаний ставят их в неравные условия с другими участниками рынка.

Обязанность акционерных обществ (АО) готовить к собранию акционеров годовой отчет прописана в законе об АО. Требования к содержанию отчета установлены Центробанком. Например, регулятор просит раскрывать положение компании в отрасли, приоритетные направления деятельности, сведения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью. От публичных компаний ЦБ дополнительно требует подробно описывать корпоративную структуру и качество корпоративного управления в АО.

К годовым отчетам госкомпаний требований больше, чем к обычным АО. В 2010 году занимавший тогда пост премьера Владимир Путин утвердил постановлением правительства примерную структуру годового отчета для компаний с госучастием. Например, правительство рекомендовало раскрывать ключевые показатели эффективности менеджмента, информацию о реализации инвестиционной программы и продаже непрофильных активов.

Именно дополнительные требования правительства вызвали недовольство Каланды. В письме Подгузову она сообщила, что "Роснефть" не хочет раскрывать цели своей долгосрочной программы развития и данные об отчуждении непрофильных активов с указанием отклонений фактической стоимости проданных активов от балансовой. Также компания не хочет раскрывать расходы на инвестиционные проекты и данные о вложениях с доходностью более 10% в год.

В годовом отчете "Роснефти" за 2014 год (за 2015 год отчета еще нет) раскрывалась информация о продаже непрофильных активов, но долгосрочная программа описывалась без подробностей.

Еще больше секретов

Подгузов напоминает Каланде, что раскрытие информации — важнейший инструмент взаимодействия компании с акционерами и контрагентами. По мнению замминистра, отчет должен содержать информацию, которая позволяет оценить итоги деятельности госкомпании за год, однако необходим баланс между интересами акционера и самой компании. Некоторая информация может составлять коммерческую тайну и снизить конкурентоспособность госкомпании. Вывод, который делает замминистра: государственная компания должна самостоятельно определять информацию для раскрытия в годовом отчете. Решение о степени конфиденциальности должно основываться на принципах разумности и добросовестности и приниматься советом директоров по предложению руководителя госкомпании. Письмо Подгузова, как и предложение "Роснефти", затрагивает деятельность не только "Роснефти", но и других госкомпаний — теперь они теоретически также могут отказаться от публикации некоторых данных.

Представитель Минэкономразвития Елена Лашкина подтвердила РБК подлинность письма и факт его отправки в "Роснефть". Пресс-служба "Роснефти" не прокомментировала вопросы РБК по сути.

Пресс-служба ЦБ сообщила РБК, что содержание годовых отчетов госкомпаний находится в компетенции правительства, однако они должны соблюдать и общие требования законодательства и ЦБ к годовым отчетам акционерных обществ. Если эмитент не публикует информацию, раскрытие которой обязательно, он должен объяснить в том же документе причины такого решения. В ЦБ напомнили, что отсутствие информации, подлежащей раскрытию, является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для ограничений на обращение его ценных бумаг.

Сомнения юристов

Представители опрошенных РБК госкомпаний, например "Газпрома", "Башнефти", ФСК и "Россетей", не ответили на запрос, воспользуются ли компании правом скрыть часть информации и что именно они не будут публиковать.

Опрошенные РБК эксперты не видят больших проблем в возможности госкомпаний самостоятельно определять, что является коммерческой тайной. По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации корпоративных директоров Михаила Кузнецова, некритично, если компания не будет публиковать часть информации, при условии что содержание ее годового отчета будет соответствовать российскому законодательству, требованиям регулятора, правилам листинга и рекомендациям национального кодекса корпоративного управления.

Это право госкомпаний, но только если речь идет именно о дополнительной информации, которую не раскрывают конкуренты, согласен директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. По его словам, инвесторы внимательно читают годовые отчеты публичных компаний и анализируют ту информацию из них, которая дополняет финансовую отчетность.​​

Адвокат Алексей Мельников полагает, что письма замминистра для освобождения госкомпаний от публикации части информации недостаточно. "Это не соответствует толкуемым правилам и может быть оспорено в суде", — отмечает он. По мнению Мельникова, нужны поправки в федеральное законодательство или постановление правительства.

Конфиденциальная информация имеет определенные критерии, и не факт, что совет директоров обладает полномочиями по их трактованию, рассуждает партнер King & Spalding Илья Рачков. "Я бы на месте директора воздержался от голосования по этому вопросу, чтобы не нести ответственность, в том числе материальную, если суд признает незаконным отнесение какого-либо факта к коммерческой тайне", — отмечает юрист.

Людмила Подобедова

 

 

Структуры банкира Владимира Когана претендуют на участие в приватизации "Башнефти".

"Известия"

Как выяснили "Известия", очередным претендентом на покупку доли "Башнефти" является бизнесмен Владимир Коган. Эксперты полагают, что увеличение числа участников приватизации нефтяной компании может сыграть на повышение стоимости актива.

Об интересе Когана к башкирской нефтяной компании "Известиям" рассказал высокопоставленный источник в правительстве. "К активу присматриваются и банкиры. В частности, Владимир Коган", — сказал собеседник. Эту информацию не стал отрицать источник в структурах Владимира Когана — компании "Нефтегазиндустрия". Однако собеседник не стал делиться подробностями.

Кроме того, по словам источника в правительстве, интерес к нефтяной компании проявляет и "Сургутнефтегаз", однако эту информацию подтвердить не удалось — в компании не ответили на запрос "Известий".

Таким образом, круг претендентов на башкирский актив расширяется. Первой о своей заинтересованности заявила компания "Лукойл". Президент "Лукойла" Вагит Алекперов сказал, что его компания готова "в конкурентной борьбе принять участие за право быть акционером "Башнефти", правда, при условии, что цена будет приемлемой".

Кроме того, в приватизации пакета акций "Башнефти" заинтересованы также Алексей и Юрий Хотины. Их структуры начали экспансию на нефтяной рынок еще несколько лет назад. Первую громкую сделку Хотины совершили в 2012 году, выкупив у Сбербанка 100% нефтяной компании "Дулисьма". С тех пор Хотины аккумулировали целый ряд нефтяных активов: приобрели компанию "Полярное сияние" у ConocoPhillips и "Роснефти", "Негуснефть" у Леонида Лебедева и стали крупнейшим акционером Exillon Energy с долей 30%. Источник "Известий" в правительстве говорит, что Алексей Хотин действительно претендовал на долю в "Башнефти".

Еще одним претендентом на "Башнефть" стала Независимая нефтяная компания (ННК) бывшего главы "Роснефти" Эдуарда Худайнатова. Свою заинтересованность глава ННК подтвердил "Известиям", однако от подробностей пока воздержался.

Пока собирается пул претендентов, условия приватизации нефтяной компании еще не определены. "Башнефть" перешла под контроль государства в декабре 2014 года, а в феврале нынешнего стало известно, что власти готовы продать часть акций компании в ходе планируемой приватизации госактивов. Какой пакет будет выставлен на продажу, не известно. Рассматриваются различные варианты, решения пока нет, говорят источники: от 25% до контрольного пакета. Сейчас Росимущество контролирует 50,08% акций "Башнефти", Башкирия — 25% плюс 1 акция, еще 4,67% — квазиказначейские акции, 15,59% — у прочих юридических лиц, в том числе номинальных держателей, и еще 4,66% акций компании владеют физические лица.

Напомним, что в конце прошлого года Центробанк решил санировать банк "Уралсиб" с участием Владимира Когана и АСВ. Коган заключил соглашение с основным акционером "Уралсиба" Николаем Цветковым (владел 97% акций) о покупке 82% бумаг банка. Кроме того, у Владимира Когана есть нефтяной актив — компания "Нефтегазиндустрия", которая владеет Афипским НПЗ в Краснодарском крае мощностью свыше 1,3 млн т в год. Перерабатываемые нефтепродукты компания отправляет на экспорт.

По словам главного стратега компании "Брокеркредитсервис" Максима Шеина, цена активов может увеличиться.

— Если бумаги будут размещаться на фондовом рынке, то, безусловно, большое количество участников сыграет на повышение стоимости актива, в чем, безусловно, государство заинтересовано, — говорит собеседник, отмечая, что в таком случае ННК, Коган и Хотины могут купить небольшие доли. По его словам, крупный пакет сегодня могут себе позволить только "Лукойл" и "Сургутнефтегаз", если последний действительно намерен участвовать.

С другой стороны, считает эксперт, небольшие игроки могут привлечь иностранного инвестора, создав совместное предприятие и уже вместе участвовать в приватизации.

— Естественно, что в СП у российского акционера будет большая доля. Среди потенциальных инвесторов можно назвать китайские компании, — говорит собеседник.

Стоит напомнить, что еще до перехода "Башнефти" под контроль государства бывший акционер компании АФК "Система" вел переговоры с китайскими компаниями о продаже доли в нефтяном активе.

По данным Bloomberg, капитализация "Башнефти" составляет $6,47 млрд. Соответственно 50% и 25% акций компании стоят $3,23 и $1,61 млрд соответственно.

Ирина Кезик

 

 

Поставки США сжиженного природного газа в Европу могут перекроить рынок топлива в этом регионе мира.

"Российская газета"

США снарядили в путь до Европы первый танкер со сжиженным газом весом 98 тысяч тонн, который должен прибыть в Португалию 26 апреля. "Российская газета" выяснила — зачем Европе понадобилось более дорогое, чем трубопроводное, топливо, а также, как это может отразиться на планах нашего "Газпрома".

Ларчик открывается достаточно просто, объясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, в основе желания США экспортировать свой сжиженный природный газ (СПГ) на европейский рынок прежде всего стоят геополитические соображения.

"Это своеобразный элемент давления", — говорит эксперт. И добавляет, что по большому счету столь дальние поставки не такие уж выгодные. Например, по объему они не могут быть большими. "Потери при транспортировке достаточно велики, так как он банально испаряется. Подсчитано, что даже на самом лучшем танкере потери по пути в Европу составят около 20 процентов", — подчеркивает Рустам Танкаев.

Но у СПГ есть плюсы, хоть и сиюминутные. Сейчас так сложилось, продолжает эксперт, что тот газ, который приедет в Европу 26 апреля, будет дешевле, чем трубопроводный газ от "Газпрома". "Цена российского топлива привязана к долгосрочным контрактам, — поясняет Танкаев, — и ценам на нефть полугодовой давности. А по рыночной цене "Газпром" сейчас продает только 15 процентов газа. В то же время цены на СПГ — спотовые, то есть рыночные, можно сказать, сиюминутные. И газ из США в Португалии может быть на 15-25 процентов дешевле". Пока.

Хотя в целом СПГ более дорогой. Ведь услуги танкера стоят дороже, чем пропуск топлива по трубе. Плюс надо добавить процессы сжижения газа перед транспортировкой и регазификации после прибытия танкера в терминал. Так что итоговая цена зависит от транспортного плеча поставки и от механизма ценообразования. Если транспортное плечо увеличивается, то СПГ в любом случае будет дороже. Не выигрывает он конкуренцию и при стабильном курсе доллара или при его резком взлете.

Тем не менее аналитики уже называют СПГ "убийцей" старого доброго топлива из трубы. И его готовы принимать государства, в которые поставить газ по трубе невозможно. Например, уточняет Танкаев, это Япония, сейсмически опасная страна, где ни один трубопровод не проживет и года, будет разрушен очередным землетрясением. Есть вопросы с Южной Кореей.

Еще один важный момент. СПГ не привязан к трубам и его можно направить на любой рынок. "Если танкер вышел в море, а цены, пока он находится в плавании, подскочили, судно можно перенаправить на другой рынок и получить больше прибыли", — объясняет эксперт суть рыночной модели популярности сжиженного природного газа.

При этом, уверен Рустам Танкаев, "Газпром" вполне в состоянии снизить цену на свой газ, так как его себестоимость очень низкая. "На устье скважины она вообще минимальна. А самая большая доля в цене — это транспортные затраты, для того, чтобы компрессоры на трубе работали, на них нужно жечь тот же самый газ. Газа у нас много, месторождения сейчас работают на 60-65 процентов мощности, мы в состоянии производить до триллиона кубов в год".

Однако на пути роста поставок российского газа в Европу стоит целый ряд проблем. Первая, начинает перечислять эксперт, это существующая инфраструктура. "У нас не хватает трубопроводов и заводов по сжижению СПГ. Кроме этого Европа действует в русле своих законов, по которым нельзя приобретать топливо для внутреннего рынка только из одного источника. Более 50 лет назад было принято решение — треть Европа производит сама, треть может покупать у СССР (тогда), а треть — у других источников. Правило действует до сих пор", — говорит Танкаев.

По его мнению, сейчас возникает ситуация, когда Россию действительно могут очень сильно потеснить с европейского рынка. "И это будут не США, а Иран, у которого огромные запасы газа и себестоимость его добычи не выше, чем в России, а транспортное плечо меньше", — предполагает эксперт.

Тарас Фомченков

<< Апрель, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ