conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.04.2019

Ведомство объясняет это тем, что монополия не предоставляет "прозрачные данные".

"Ведомости"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не будет индексировать тарифы "Газпрому", пока тот не начнет предоставлять прозрачные данные, сказал руководитель ФАС Игорь Артемьев на заседании коллегии ведомства в Ялте. "С "Газпромом" пока можно не работать, потому что он свои данные нам не предоставляет. Пока "Газпром" не будет предоставлять нам свои прозрачные данные, мы не будем им индексировать вообще ни один из тарифов, пусть живет так", — цитирует Артемьева "Интерфакс".

"Газпром" и ФАС уже несколько лет не могут найти взаимопонимание в вопросе установки тарифов на транспортировку газа для независимых компаний. Монополия является собственником всех магистральных газопроводов в России: независимые компании, в том числе крупнейшие — "Новатэк" и "Роснефть", — платят "Газпрому" за прокачку газа по ним. Уровень оплаты устанавливает государство. Последний раз тариф для независимых компаний повышался в 2015 г. на 2%. "Мы предлагали вначале тарификацию 5,5%, но согласились с позицией Минэкономразвития. Мы сделали расчеты соответствующие и увидели, что "Газпрому" и так будет хорошо, согласились на 2%", — говорил тогда Артемьев (цитата по "Интерфаксу").

В 2016 и 2017 гг. этот тариф не индексировался в принципе. В 2018 г. в социально-экономическом прогнозе Минэкономразвития закладывалось увеличение тарифа на 3,4%, но решения по этому вопросу принято не было. Отсутствие индексации может принести убыток для монополии в 17 млрд руб. по итогам 2018 г., писал в прошлом году "Коммерсантъ" со ссылкой на источники. "Газпром" предоставлял в ФАС обоснование роста тарифа и рассматривал возможность подать на ФАС в суд, сообщала газета. Какой фактический убыток от заморозки тарифа 2015 г. получила компания за период с 2016 г. по настоящее время, представитель "Газпрома" комментировать не стал.

Независимые игроки, "Новатэк" и "Роснефть", напротив, выступают за снижение тарифа. "Я считаю, что скорее всего это будет нулевое повышение и, соответственно, уже два года соответствующие ставки транзита по газу будут заморожены", — говорил в июле 2017 г. Артемьев. Это создает дополнительный градиент для развития независимых производителей газа, прежде всего "Новатэка", уточнял он: "Ну и "Новатэк" активно борется за то, чтобы так оно и было". В июле 2018 г. на совещании в правительстве у вице-премьера Дмитрия Козака были согласованы общие подходы к методике расчета тарифов на транспорт газа независимых, но практического результата это пока не принесло. Представители ФАС, "Новатэка" и "Роснефти" не ответили на запрос "Ведомостей".

"ФАС в этом вопросе выступает не в качестве справедливого и беспристрастного регулятора отрасли, а играет в лоббиста интересов независимых производителей", — считает замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. Данные, предусмотренные законодательством, "Газпром" предоставляет аккуратно, иначе бы чиновники уже обложили компанию штрафами, объясняет он. Были разговоры о разработке новой методики определения тарифа, но этот вопрос находится в компетенции ФАС и правительства, заключает эксперт.

Вопрос тарифов в том числе на транспортировку газа для независимых производителей довольно сложный, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: нет понятной и прозрачной методики расчета издержек. "Газпром" в отчетности за 2017 и 2016 гг. показывает (по МСФО. — "Ведомости"), что деятельность по транспортировке газа умеренно убыточна, объясняет аналитик: убыток чуть более 10 млрд руб. в год. Если бы индексация проводилась, сегмент, возможно, генерировал бы незначительную прибыль, но это в любом случае меркнет на фоне той маржи, которую "Газпром" генерирует от экспорта газа за рубеж, продолжает он.

Для того чтобы обосновать необходимость роста тарифов, необходимо более подробное сегментное раскрытие, из которого было бы видно, какие реальные издержки несет "Газпром" в связи с обслуживанием трубы, считает Маринченко. Отсутствие дополнительной информации от "Газпрома", о чем говорит ФАС, не может лишать компанию права на индексацию тарифов, поскольку она в большей степени привязана к изменениям экономической ситуации, считает адвокат, советник коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Ольга Бенедская. В связи с этим обращение "Газпрома" в суд может иметь перспективы, говорит она. Но многое будет зависеть от экономического обоснования монополией необходимости индексации, добавляет Бенедская: в потенциальном судебном споре ФАС не сможет просто уйти в сторону — ведомству придется доказать, что расчеты "Газпрома" не обоснованы.

Анна Червонная

 

 

Модернизация гидроэлектростанций позволяет En+ Group сокращать выбросы парниковых газов.

нез

Продолжавшееся несколько месяцев американское санкционное давление не помешало реализации стратегии En+ Group, ключевыми активами которой являются гидроэлектростанции Ангаро-Енисейского каскада в Сибири. В числе приоритетов этой стратегии — масштабная программа модернизации ГЭС, проводимая уже четверть века и рассчитанная еще на такой же период. Целью этого инвестиционного проекта, получившего название "Новая энергия", является повышение надежности и безопасности станций, а также увеличение выработки экологически чистой электроэнергии ГЭС: замещая энергию угольных станций, она позволит сократить выбросы парниковых газов.

Сейчас энергетический дивизион En+ Group является одним из крупнейших игроков на российском рынке электроэнергетики, занимая долю в 7%, и играет ключевую роль в Объединенной энергосистеме Сибири с долей 35%. Показатели работы растут: общая выработка станций за прошлый год увеличилась на 7%, до 73,2 млрд кВт-ч. 80% от совокупной выработки (58,3 млрд кВт-ч) приходятся на безуглеродную генерацию ГЭС — Усть-Илимской, Братской, Иркутской и Красноярской. Ее объемы за прошлый год также подросли на 6,2%. А через пару лет они увеличатся еще на 2 млрд кВт-ч в год — причем только за счет модернизации оборудования, без роста объемов пропускаемой через турбины воды.

Техническое перевооружение сибирских ГЭС планомерно ведется с 1994 года, в этих целях уже инвестировано 10,3 млрд руб. — комплексно меняются гидроагрегаты, рабочие колеса, вспомогательное оборудование. Так, заменены четыре рабочих колеса на Усть-Илимской ГЭС и 12 рабочих колес на Братской ГЭС, на Красноярской ГЭС в 1994-2014 годах поменяли все 12 гидроагрегатов, а в прошлом году началась замена и всех рабочих колес. На Братской ГЭС сейчас заканчивают менять маслонаполненные кабельные линии на более безопасный и экологичный кабель из сшитого полиэтилена и полным ходом идет установка новых элегазовых выключателей.

В этом году начнется модернизация Иркутской ГЭС: предстоит заменить четыре гидроагрегата, причем мощность каждого будет увеличена с 82,8 до 105,7 МВт. Первая новинка будет запущена в эксплуатацию в следующем году. А на Братской и Красноярской ГЭС осталось заменить 11 рабочих колес, силовые трансформаторы, кабельные линии и различное вспомогательное оборудование. Это главные задачи программы до 2027 года. В дальнейшем основной акцент будет сделан на замену гидрогенераторов.

Параллельно проводится и обновление систем безопасности: на гидроагрегатах устанавливают стационарные системы контроля технического состояния (СКТС), которые включают в себя систему виброконтроля и технологию MIDA — интегрированную методологию диагностики, разработанную канадскими специалистами. Эта работа значительно повысила надежность станций, снизила время нахождения оборудования в опасных зонах работы, позволила избежать развития дефектов, выделить и локализовать узлы гидроагрегатов, требующие ремонтов. При этом в СКТС применяется оборудование как известных мировых марок Siemens и Vibrosystem, так и отечественного производителя систем контроля вибрационных параметров — компании "Диамех-2000".

За счет модернизации ГЭС начнут работать эффективнее: коэффициент полезного действия оборудования повысится до 96,7%, улучшатся рабочие характеристики агрегатов и станций в целом, снизятся ремонтные расходы. А еще одним результатом будет увеличение производства экологически чистой электроэнергии: энергия ГЭС сможет частично заместить генерацию угольных электростанций и сократить выбросы парниковых газов предприятиями En+ Group на 2,3 млн т в год. И это, конечно, благоприятно отразится на экологической обстановке в сибирских регионах. Добавим, что помимо технической модернизации En+ Group занимается и совершенствованием своей структуры: управление всех ГЭС группы сейчас сконцентрировано в одном центре — "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерации".

Планомерно реализуемая многолетняя программа модернизации ГЭС — еще один хороший пример стратегического подхода в работе, говорит генеральный директор En+ Group Владимир Кирюхин: "Повышение операционной эффективности и снижение выбросов — стратегические цели En+ Group. Модернизация ГЭС, в свою очередь, ключевой элемент программы развития компании, так как она направлена на увеличение выработки чистой энергии. Поэтому мы приняли решение не останавливать ее в прошлом году, несмотря на беспрецедентные вызовы. Принципиально то, что обновление оборудования реализуется не из-за вынужденной замены устаревшей техники — программа "Новая энергия" направлена на внедрение передовых технологий в генерации, энергосбережении, промышленной и экологической безопасности. По этой причине мы приняли решение продлить ее до 2046 года — таким образом удастся обеспечить выдающиеся показатели эффективности наших уникальных гидроэлектростанций в долгосрочной перспективе".

Владимир Полканов

 

 

Еврокомиссию обвиняют в предвзятости.

"Независимая газета"

Оператор проекта строительства газопровода "Северный поток — 2" (СП2) Nord Stream 2 AG обратился к председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру с просьбой предоставить официальное подтверждение того, что, несмотря на изменение Газовой директивы, к проекту СП2 будут применяться условия "не хуже, чем к другим подобным газопроводам, импортирующим газ в ЕС". В компании напоминают, что инвестиции в проект сделаны задолго до поправок к директиве. Ответ ЕК в компании ждут в течение месяца, обещая по истечении срока защищать свои интересы в суде.

Попытка части евробюрократии остановить СП2 действительно выглядит нецивилизованной. Ведь в Евросоюзе раньше было не принято менять условия игры задним числом, когда законопослушные компании уже вложили в проект немалые деньги.
В письме Юнкеру глава Nord Stream 2 Матиасс Варниг обращает внимание на "исключительность" положений газовой директивы, полагая, что поправки в документ сделаны под СП2.

Если к СП2 не будет применяться такой же правовой режим, как к другим подобным газопроводам, инвестиции в которые были сделаны до принятия поправок к Газовой директиве, это будет являться нарушением международного права и законодательства ЕС, включая невыполнение обязательств ЕС по договору к Энергетической хартии в отношении компании Nord Stream 2 как инвестора, продолжает глава компании.

Варниг сетует, что со стороны ЕС "было бы несправедливо разработать поправки к Газовой директиве таким образом, чтобы они "существенно повлияли только на СП2, при этом освободив от выполнения этих правил другие морские газопроводы, поставляющие газ в ЕС".

В компании считают, что для СП2 ЕС должна сделать исключение. Для этого Евросоюзу необходимо признать строящийся газопровод СП2 действующим. Если ЕС не пойдет на такие условия, компания обещает обратиться в суд в соответствии с статьей 26 Энергетической хартии. Ответ от ЕК на письмо в компании ждут до 13 мая.

Помимо обещаний подать в суд в компании рассказывают и о положительном влиянии проекта на всю экономику ЕС. "Проект создаст в ЕС 31 тыс. рабочих мест и прибавит к ВВП Евросоюза 5 млрд евро. А поставки газа по второй линии "Северного потока" могут обеспечить снижение цен на газ на 13% к 2020 году", — говорится в документе. Варниг подчеркивает: строительство газопровода началось несколько лет назад и велось по действующим на тот момент нормам регулирования.

Проект "Северный поток — 2" предполагает строительство двух ниток газопровода мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Они будут проложены от побережья РФ через Балтийское море до Германии. Длина магистрали составляет 1224 км. Протяженность по двум ниткам — 2400 км. Планируется, что запуск газопровода состоится до конца текущего года. На сегодняшний день по дну Балтийского моря уже уложено свыше 1080 км газопровода. При этом только Nord Stream 2 инвестировала в проект 5,8 млрд евро.

Собственно, поправки к Газовой директиве ЕС, являющейся частью Третьего энергопакета ЕС, окончательно были утверждены в середине апреля. Они, в частности, предполагали, что части трубопроводов, идущих из третьих стран, проложенные по территории ЕС, включая территориальные воды, должны будут соответствовать требованиям, которые применяются к внутренним трубопроводам ЕС. Среди главных требований — разделение компаний — поставщиков газа и компаний, транспортирующих его, доступ к трубе других операторов, прозрачное регулирование тарифов за прокачку.

Для "Газпрома" это означало, что компания — оператор СП2 должна быть независимой от российского газового холдинга, а 50% его пропускной мощности должны резервироваться для альтернативных поставщиков. Заметим, в настоящий момент "Газпром" владеет 51% акций компании-оператора.

Многие эксперты считали, что Брюссель таким способом неправомерно политизирует свои нормативно-правовые полномочия, поскольку новые правила направлены исключительно против российского трубопровода, не распространяясь на действующие трубопроводы, проложенные в Европу из Северной Африки.

Мало того, обещание заблокировать строительство СП2 уже является частью политической гонки ряда европейских политиков. К примеру, такое заявление делал кандидат от Европейской народной партии на пост главы ЕК Манфред Вебер.

При этом Россия остается крупнейшим поставщиком голубого топлива в ЕС. Так, по данным за третий квартал 2018 года, Россия поставила в ЕС 47% всего объема газа. За ней следовали Норвегия (34%), Алжир и Ливия (вместе 8,6%).

Примечательно, но исключения из правил по новой Газовой директиве возможны, однако только с одобрения Еврокомиссии. Исключения применимы и к уже введенным трубопроводам. "Учитывая недостаток правил, применимых сейчас к газопроводам между государствами ЕС и третьими странами, предложенные поправки предусматривают возможность предоставления исключений для существующих газопроводов", — следовало из февральского заявления Совета ЕС. При этом подчеркивалось, что, если государства ЕС хотят начать переговоры с третьими странами, чтобы заключить новое или доработать существующее соглашение на поставку газа, они должны уведомить об этом Еврокомиссию.

То, что в первую очередь поправки в Газовую директиву касаются проекта СП2, фактически признают и сами европейцы. К примеру, еще в 2017 году в ЕК специально уточняли, что новшества "будут применяться к СП2 так же, как и ко всем остальным проектам". В то же время, отвечая на вопрос, какие еще трубопроводные проекты будут затронуты директивой, в ЕК уточняли: "Кроме СП2 аналогичным образом продвигается только проект Трансадриатического трубопровода (TAP). Тем не менее TAP уже имеет исключение в соответствии со статьей 36 Газовой директивы и, следовательно, не будет затронуто этим правовым изменением". Заметим, тот же TAP еще несколько лет назад был освобожден от правила по обязательному доступу к газопроводу третьей стороны. В ЕК тогда считали, что проект TAP является коммерческой инициативой, не включенной или навязанной какой-либо из стран, через которые проходит проект. Заметим, 20% акций компании принадлежит азербайджанской государственной компании SOCAR.

В то же время совершенно логично, что компания — оператор СП2 требует равных условий, замечают эксперты "НГ". Однако вряд ли эти требования будут выполнены. "Ввиду отношений между Россией и Западом сложно было ожидать, что "Северный поток — 2" будет продвигаться без проблем. ЕК, в свою очередь, вряд ли признает очевидный мотив выборочного ухудшения чьей-то позиции", — говорит старший аналитик аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова. С ней согласен и аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. Он считает, что дело дойдет до судов.

Возникшая проблема ставит и ЕС в безвыходную ситуацию, полагает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Екатерина Новикова. "Индивидуальный подход" по требованиям газовых компаний будет порождать все новые и новые требования со стороны и других компаний. А в случае удовлетворения требований отдельных компаний такая ситуация будет приводить к новым конфликтам. В итоге будет сложно говорить о конкурентной борьбе компаний на европейском рынке", — резюмирует она.

Поправки к Газовой директиве ЕС направлены исключительно на российский проект, соглашается доцент РАНХиГС Тамара Сафонова.

"Если учесть, что часть стран выступает против СП-2 и тот факт, что существуют газовые проекты в ЕС, которые выступают конкурентом российскому газу, то они также могут требовать исключений для себя. Таким образом война за газовый рынок продолжатся с учетом новых правил игры", — полагает председатель совета директоров компании "2К" Иван Андриевский.

Речь идет о морских газопроводах и поправки к директиве касаются только их, продолжает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. "Морских газопроводов в ЕС из третьих стран несколько, но все они имеют уже достаточный опыт работы на территории ЕС по старым правилам. В частности, кроме РФ крупнейшими поставщиками газа для ЕС по морскому пути являются: Алжир и Норвегия. Норвежские газопроводы тянутся из Северного моря в ЕС. Газ из Алжира по трубопроводу Maghreb-Europe и Medgaz поставляется в Южную Европу . То есть теоретически Nord Stream2 в своем иске будет добиваться справедливости подчинить под жесткие правила и эти морские газопроводы", — полагает он. Однако тут очень много нюансов. "Их суммарные мощности не такие внушительные как у СП2", — замечает эксперт, полагая, что добиться справедливости с помощью суда инициаторам письма будет сложно.

Ольга Соловьева

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ