media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.05.2018

Экспортная пошлина может быть обнулена уже к 2024 году.

"Ведомости"

После более чем двух лет споров нефтяников и Минфина нефтегазовый налоговый маневр будет завершен. Такое решение в конце апреля принял президент России Владимир Путин, рассказали "Ведомостям" два федеральных чиновника, сотрудник нефтяной компании, а также участник совещаний в правительстве. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил на запрос "Ведомостей", представители зампреда правительства Дмитрия Козака, курирующего нефтегазовую отрасль, и Минэнерго отказались от комментариев. Представитель Минфина не ответил на запрос "Ведомостей".

Налоговый маневр — повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин — был начат в 2015 г. Реформа должна была завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%, но в 2016 г. Минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Из-за того что экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть, российская нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом, в одном только 2017 году эта система лишила бюджет 1 трлн руб., оценивал Минфин. Избавиться от неэффективных субсидий можно, завершив налоговый маневр.

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. "Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно. Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться", — говорил Дворкович в марте этого года. А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента — расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник. Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет — снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники "Ведомостей". Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное — какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015-2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации — отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2-3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал "Ведомостям" директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Представители "Лукойла", "Роснефти", "Сургутнефтегаза" и "Газпром нефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

Елизавета Базанова, Галина Старинская

 

 

Еврокомиссия закрыла антимонопольное дело в отношении "Газпрома".

"Газета РБК"

Еврокомиссия (ЕК) приняла решение о завершении расследования антимонопольного дела в отношении "Газпрома". Об этом говорится в сообщении российского концерна, поступившем в РБК.

ЕК сочла приемлемыми скорректированные по итогам рыночного теста предложения "Газпрома" по урегулированию дела. Отмечается, что в отношении российской компании, обвинявшейся в злоупотреблении доминирующим положением на восточноевропейских рынках, не будет предприниматься дальнейших действий.

Еврокомиссия, в свою очередь, объявила в пресс-релизе, что итогом семилетнего расследования стал набор обязательств, выполнения которых регулятор ждет от "Газпрома". Решение Брюсселя "налагает на "Газпром" детализированное множество правил, которые существенно изменят принципы работы "Газпрома" на газовых рынках Центральной и Восточной Европы", — говорится в сообщении исполнительного органа Евросоюза.

"Мы убеждены, что принятое сегодня решение является наиболее приемлемым исходом для функционирования европейского газового рынка в целом", — сказал заместитель председателя правления ПАО "Газпром" Александр Медведев, слова которого приводятся в сообщении "Газпрома").

Легко отделался

Согласно предписаниям Брюсселя, "Газпром" должен устранить любые ограничения в контрактах с импортерами, препятствующие перепродаже российского газа другим компаниям в других странах ЕС; обеспечить свободные потоки газа на изолированные рынки или с таких рынков (балтийские страны, Болгария); предоставить клиентам концерна, закупающим газ по долгосрочным контрактам, механизмы пересмотра цены в соответствии с ценами на конкурентных рынках континентальной Западной Европы (включая цены на ликвидных газовых хабах). Кроме того, "Газпром" должен отказаться от навязывания условий некоторым своим партнерам за счет фактора контроля над газовой инфраструктурой (ранее Еврокомиссия подозревала, что "Газпром" использует такие проекты, как "Южный поток", или существующие газопроводы как инструмент давления).

Новые правила, которых должен придерживаться "Газпром", несут статус юридически обязывающих, отмечает Еврокомиссия. Если "Газпром" нарушит какие-либо из этих обязательств, регулятор может наложить на компанию штраф до 10% от ее глобальной выручки без необходимости доказывать нарушение антимонопольных правил ЕС (выручка "Газпрома" в 2017 году составила 6,55 трлн руб.).

Еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер объяснила, почему "Газпром" не был оштрафован по итогам расследования. "Я знаю, что некоторые хотели бы, чтобы мы оштрафовали "Газпром" независимо от предложенного решения. Однако штраф не позволил бы достичь всех наших задач по защите конкуренции в этом деле. Мы можем добиться от "Газпрома" положительных шагов по интеграции изолированных газовых рынков, только если "Газпром" обязался это сделать. И мы можем предложить клиентам "Газпрома" эффективное право на пересмотр контрактных цен на газ, только если заставим "Газпром" взять на себя это обязательство", — сказала Вестагер.

Правила на 8 лет

Обязательства, наложенные на "Газпром", будут действительны в течение восьми лет, уточнила Еврокомиссия. "Наш опыт с другими антимонопольными делами в энергетическом секторе показывает, что восьмилетний период достаточен для того, чтобы рыночное поведение "Газпрома" устойчиво поменялось, установились новые стандарты рыночного поведения", — объяснил РБК источник в Еврокомиссии. Кроме того, ЕС ожидает, что задолго до истечения срока обязательств "Газпрома" в Центральной и Восточной Европе появятся новая инфраструктура (например, польско-литовский газовый интерконнектор), новые источники газа, так что прежние рыночные практики "Газпрома" будут неактуальны, говорит собеседник РБК.

Маргрет Вестагер также пояснила на пресс-конференции в Брюсселе, что в течение этих восьми лет будут подписаны новые газовые контракты, и они будут включать новые положения и возможности для покупателей газа, обусловленные сегодняшним решением по "Газпрому". "Поэтому, скорее всего, эти выгоды будут продолжаться дольше, чем восемь лет", — сказала она.

"Ряд интерконнекторов либо уже строятся, либо находятся в стадии планирования <…> Через восемь лет у нас будет другой газовый рынок", — добавила она.

Сам предлагал

Объявленные сегодня обязательства "Газпрома" во многом совпадают с предложениями, которые он прошлой весной направил Еврокомиссии. Уже тогда компания была согласна исключить из контрактов запрет на трансграничную перепродажу газа, а также привязать цену для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы к западноевропейским бенчмаркам.

Получив предложения "Газпрома", Еврокомиссия запустила так называемый рыночный тест — согласовывала их со всеми заинтересованными сторонами в странах Центральной и Восточной Европы (Болгарией, Чехией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Венгрией и Словакией). Его итогом и стал перечень опубликованных сегодня финальных обязательств газовой монополии (датирован 15 марта 2018 года). Как отметила Вестагер, рыночный тест и последующие "интенсивные дискуссии" с "Газпромом" позволили улучшить предложения компании для Европы.

Например, часть потребителей смогут воспользоваться опцией доставки газа "Газпрома" в Болгарию или страны Балтии вместо изначально согласованных контрактных точек приема (в Польше, Словакии и Венгрии). Для таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша и Словакия, у которых есть интерконнекторы между собой и с западноевропейскими странами, достаточно было бы снятия ограничений на трансграничную перепродажу газа. Но у таких стран, как Болгария, Эстония, Латвия и Литва, недостаточно газовых соединений с соседними рынками, поэтому для них станет возможным получать по маршрутам "Газпрома" газ, законтрактованный для доставки в Польшу, Словакию или Венгрию.

Плата, которую "Газпром" будет взимать за эту услугу, зафиксирована на уровне примерно на 30% ниже, чем изначально предлагала компания, сообщила Вестагер, и "Газпром" сможет отказать клиенту в смене точки приема газа только в случае обоснованного отсутствия свободных газотранспортных мощностей.

Давно назрело

"Решение, устраняющее сегментирование рынка "Газпромом" (компания откажется от ограничений на перепродажу ее газа клиентами), следовало реализовать уже давно. Кроме того, важным новшеством является то, что ряд европейских компаний получат возможность выбирать новые точки сдачи/приема законтрактованного газа. Будет интересно посмотреть, начнут ли эти компании конкурировать между собой за возможности использовать эту новую гибкость", — сказал РБК аналитик по газу из Оксфордского института энергетических исследований Тьерри Бро.

Принятые "Газпромом" обязательства по конкурентному ценообразованию "укрепят позиции газовых хабов Северо-Западной Европы и в целом принцип рыночного ценообразования на газ", говорит Бро. Ведущим газовым хабом Европы, где формируется рыночный бенчмарк по ценам, в последние годы стал голландский TTF.

Договоренности были достигнуты давно, но процесс искусственно тормозился некоторыми членами Евросоюза, которые были нацелены не на урегулирование вопроса в целях развития рынка, а на усиление конфронтации с Россией, отмечает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По его мнению, у Еврокомиссии хватило политической воли и здравого смысла вынести верное решение. В целом Гривач называет претензии Еврокомиссии достаточно надуманными, апеллируя к тому, что европейский регулятор сравнивал цены на разных рынках Европы, не имеющих общей инфраструктуры, имеющих разные источники поставок и энергобалансы, различные структуры рынка потребления.

Инициаторы подумают

После объявления итогов расследования Саулюс Сквярнялис, премьер-министр Литвы, инициировавшей расследование, заявил: "Мы рассмотрим вариант [обжаловать решение] и определимся, что делать" (цитата по "Интерфаксу").

Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас также уточнил, что страна продолжит искать способы компенсации ущерба в €1,5 млрд, который, по мнению литовских властей, нанесла литовским потребителям ценовая политика "Газпрома".

Выданные Еврокомиссией предписания (в опубликованной части решения) не снимают все связанные с проблемой вопросы, отмечает управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин. Так, одним из требований регулятора является либерализация условий контрактов и снятие прописанных в них ограничений, но при этом "Газпром" никоим образом не обязуется за свой счет развивать местные газотранспортные сети для решения инфраструктурных проблем — то есть, несмотря на решение Еврокомиссии, де-юре либерализация есть, но по факту не решает проблему изолированности рынков, поясняет эксперт.

Механизм пересмотра цены будет включен как в новые, так и в действующие контракты. В течение десяти недель "Газпром" предложит всем действующим клиентам в пяти странах (Болгария, Латвия, Литва, Эстония и Польша), где у Еврокомиссии были претензии по ценообразованию, добавить в долгосрочные контракты механизм регулярного пересмотра цены. Основанием для пересмотра будет "существенное изменение экономических условий на европейских газовых рынках" или отступление контрактных цен от средних импортных цен газа в Германии, Франции и Италии или от котировок в общепризнанных газовых хабах (TTF, NCG и т. д.).

По мнению члена правления эстонской Eesti Gaas AS Антса Ноота, которого цитирует "Интерфакс", цены на газ "Газпрома" уже какое-то время назад скорректировались до среднеевропейского уровня. На сегодняшний день договоры в балтийских странах уже привязаны к рыночным ценам на газовой бирже и формируются во всех странах на одинаковых основаниях. Если еще несколько лет назад цена газа, продававшегося в Эстонии, была заметно выше поставлявшегося в Центральную Европу газа, то сейчас такой разницы больше нет, сказал член правления Eesti Gaas.

Александра Федотова, Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова, Валерия Комарова

<< Май, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ