media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.06.2014

Глава компании Алексей Миллер выступил против докапитализации.

"РБК daily"

Предправления "Газпрома" Алексей Миллер выступил против идеи докапитализации компании для строительства инфраструктуры по китайскому контракту, которая обсуждалась на президентской комиссии по ТЭК. Компания в состоянии самостоятельно профинансировать стройку, особенно с учетом аванса Китая на 25 млрд долл.

"Думаю, что "Газпром" возражать против этого не будет, но правительство и Минфин должны подумать о докапитализации "Газпрома" на объем стоимости строительства новой инфраструктуры", — заявил президент Владимир Путин, выступая на президентской комиссии по ТЭК в Астрахани 4 июня. Деньги монополии нужны, в частности, для строительства газопровода "Сила Сибири", который пройдет от Якутии до Владивостока с отводом на Китай в районе Благовещенска (оценивается в 25 млрд долл.).

Однако у топ-менеджеров "Газпрома", которые до сих пор не комментировали идею Путина, появились возражения. Вчера Миллер заявил журналистам, что поддерживает министра финансов Антона Силуанова, заявившего на прошлой неделе, что в докапитализации нет необходимости. "Мы очень уважительно относимся к позиции Минфина. Минфин — очень уважаемое министерство", — сказал предправления "Газпрома", отвечая на вопрос журналистов (цитата по Интерфаксу).

Силуанов тогда сказал, что китайские банки дадут "Газпрому" кредит на 25 млрд долл., поэтому у него есть ресурсы для строительства газотранспортной инфраструктуры. Китайские деньги, а именно аванс от CNPC на 25 млрд долл., Путин называл на комиссии по ТЭК в качестве одного из возможных источников финансирования стройки. Но чиновники до последнего времени развивали его идею о докапитализации монополии. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что средства могут пойти в специальную компанию (SPV), которая стала бы проектной компанией "Силы Сибири". А министр энергетики Александр Новак вчера сказал, что вопрос о докапитализации сейчас только прорабатывается, поэтому о каких-либо деталях говорить рано.

Похоже, "Газпром" очень оптимистично смотрит на возможность получения аванса от китайских партнеров, поэтому выступает против докапитализации, отмечает старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. Проведение докапитализации для финансирования строительства инфраструктуры — это была бы беспрецедентная процедура, затрагивающая интересы миноритариев, в чем монополия сейчас совсем не заинтересована, считает он.

"Газпром" в хорошей финансовой форме (соотношение чистого долга к EBITDA составляет около 0,6), и ему проще привлечь долговое финансирование, чем дополнительный акционерный капитал, соглашается партнер Greenwich Capital Лев Сныков. К тому же в случае допэмиссии в пользу "Роснефтегаза" (владеет около 11% "Газпрома", председатель его совета директоров — Игорь Сечин, он же занимает пост ответственного секретаря президентской комиссии по ТЭК) влияние этого холдинга на монополию увеличилось бы, что может противоречить интересам руководства "Газпрома", добавляет эксперт.

Тимофей Дзядко

 

 

"Ведомости"

Минэкономразвития раскритиковало проект Правил технологического функционирования электроэнергетических систем (ПТФ, вводят нормы безопасной работы субъектов энергетики), подготовленный "Системным оператором". Проект документа появился в 2013 г. и вызвал негодование и генерирующих компаний, и промышленности: предлагаемые нормы надежности избыточны, но для их выполнения может потребоваться перевооружение примерно на 300 млрд руб. Проект правил не соответствует заявленным целям и ухудшает положение как производителей, так и потребителей энергии, говорится в письме Минэкономразвития в Минэнерго от 4 июня (его подписал замминистра Сергей Беляков, копия есть у "Ведомостей").

Новые правила приведут к увеличению капвложений в строительство, включая около 9 ГВт мощности, которые строятся по договорам о поставке мощности (ДПМ, обеспечивает возврат инвестиций за 10 лет с доходностью в 14%), а действующие объекты придется модернизировать, пишет Беляков. Оценить масштаб необходимых инвестиций сложно, но любое удорожание строительства энергообъектов обернется дополнительной нагрузкой для потребителей и ростом сроков окупаемости для энергокомпаний, а это "в условиях стагнации экономики и ограничения роста тарифов представляется нецелесообразным".

Удорожание строительства не всегда соизмеримо с достигаемыми показателями надежности, следует из письма. Например, по новым правилам для энергоснабжения новой Москвы в дополнение к магистральным воздушным линиям нужно проложить кабель высокого напряжения. Это позволит избежать аварии с примерным ущербом в 20 млн руб., которая, по оценкам экспертов, может произойти раз в сто лет, при этом стоимость кабеля может превысить 2 млрд руб. В проекте, который призван обеспечить надежное и безопасное функционирование энергосистемы, нет ни одного установленного параметра надежности такого функционирования, указывает Беляков. Перечень требований к оборудованию нужно сократить, делает вывод Минэкономразвития, а оставшиеся нормы должны носить минимальный характер и не создавать избыточных ограничений для предприятий отрасли. Представитель Минэнерго не ответил на запрос "Ведомостей". Оценки своих предложений от Минэнерго Минэкономразвития пока не получило, говорит его представитель.

Представитель "Системного оператора" не согласен с критикой министерства. Ввод нового оборудования, которое не отвечает требованиям безопасности, приводит к расшатыванию энергосистемы, критической ситуация может стать уже через 2-3 года, отмечает он. ПТФ закрепляют в том числе правила, по которым энергосистема работала до реформы РАО ЕЭС, и большинство энергокомпаний соблюдают их до сих пор.

По словам директора НП "Сообщество производителей энергии" Василия Киселева, непонятно, как определить уровень разумной надежности, а также кто оплатит избыточную надежность энергосистемы. Уже сейчас потребители оплачивают почти 50% резервируемой мощности энергосистемы, хотя по правилам достаточный резерв — около 20%, добавляет он. Все затраты должны нести владельцы оборудования, не перекладывая их в тариф потребителя, указывает представитель "Системного оператора".

Алина Фадеева

У "Южного потока" появился новый лоббист в Евросоюзе.

"Независимая газета"

Несмотря на явное противодействие Еврокомиссии, "Газпром" продолжает строительство газопровода "Южный поток" в обход Украины и даже находит в Европе все новых союзников. Вчера в Вене было заключено партнерское соглашение между российским газовым холдингом и австрийской компанией OMV. Позиция Австрии может стать решающим аргументом в спорах "Газпрома" с Еврокомиссией, полагают эксперты.

Вчера в рамках визита в Вену президента РФ Владимира Путина было подписано соглашение между "Газпромом" и австрийской корпорацией OMV, определяющее принципы строительства "Южного потока" на территории Австрии. Реализацией проекта будет заниматься компания South Stream Austria, акционерами которой в равных долях являются "Газпром" и OMV.

Соглашение, подписанное председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером и гендиректором OMV Герхардом Ройссом, определяет права и обязанности акционеров и фиксирует принципы финансирования и распределения прибыли, передает Интерфакс.

Максимальная пропускная способность австрийского участка ЮП составит 32 млрд куб. м газа в год, конечным пунктом газопровода станет город Баумгартен. Предполагается, что австрийский участок ЮП заработает на полную мощность к январю 2018 года.

Между тем судьба самого "Южного потока" пока до сих пор не определена окончательно. Недавно Болгария под давлением Еврокомиссии (ЕК) приостановила строительство своего участка газопровода (см. "НГ" от 10. 06.14). В свою очередь, Австрия выступила на стороне "Газпрома".

В понедельник Герхард Ройсс высказался за предоставление специального режима "Южному потоку". "Ясно, что все должно быть реализовано в соответствии с европейским правом, но в некоторых сферах могут быть сделаны исключения", — отметил глава OMV. Об этом же заявил министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц на встрече глав МИД стран — членов Евросоюза. По его словам, Европе "необходимы не только несколько поставщиков, но и большее разнообразие маршрутов".

Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, в свою очередь, формально и не отрицает, что такие исключения могут быть сделаны, но прежде "Газпром" должен признать справедливость претензий ЕС. "Мы ничего не имеем против "Южного потока", — подчеркивает он. — По отношению к проекту мы объективны и нейтральны. Все решения принимают инвесторы и правительства стран, по которым проляжет труба. Но Еврокомиссия как гарант союзного законодательства должна обеспечить, чтобы проект соответствовал европейским правилам. Исключения из правил Третьего энергопакета возможны, но сначала надо признать наши правила, а потом просить исключений из них. Мы проявляем гибкость, делаем исключения. Но партнеры и инвесторы проектов должны признать правила".

Однако похоже, что пока Россия этого делать не собирается, ведь признание Третьего энергопакета сделало бы газопровод зависимым от желания или нежелания Еврокомиссии идти на уступки. А сейчас фактически оспариваются сами требования ЕК. Вчера в Австрии Алексей Миллер заявил, что переговоры с ЕК продолжаются, "проблемы решаются по мере поступления". "Крупные проекты всегда сталкиваются с теми или иными рабочими моментами. Я могу сказать, что мы находимся в конструктивном диалоге с Еврокомиссией. На сроках реализации проекта это пока не сказалось никак. Что касается еврокомиссара по энергетике господина Эттингера, то я нахожусь в ежедневном контакте с ним", — отметил глава "Газпрома".

Напомним, что согласно нормам Третьего энергопакета собственник газопровода не может быть монопольным поставщиком топлива и регулятором цен на него. Между тем в мае агентство Reuters сообщало о планах Австрии по транспортировке собственного газа из черноморского месторождения "Домино 1" по "Южному потоку". По мнению авторов статьи, австрийский газ занял бы не более 10% пропускной способности газопровода и в то же время позволил бы отклонить претензии Евросоюза.

Правда, есть и другие аргументы. "Объемов этого австрийского газа недостаточно для формального исполнения условий Третьего энергопакета, который требует освободить для сторонних поставщиков 50% пропускной способности. Тем не менее возможность транзита добытого австрийцами газа можно использовать как некий повод к диалогу и аргумент в пользу "Южного потока". Но всех возражений Еврокомиссии это не снимает", — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Если "Газпром" продолжает строительство ЮП, то, похоже, он уже фактически смирился с требованиями ЕК и готов делиться трубой, полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. "Газпром" сопротивляется только на словах — раз строительство проекта продолжается, хотя все страны–партнеры по "Южному потоку" признают действие Третьего энергопакета, значит газопровод будет фактически построен для чужих поставщиков", — полагает эксперт.

Тем не менее аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров уверен, что "Газпром" сделал выигрышный ход, заключив акционерное соглашение с OMV. "Быстрого эффекта оно не даст. Переговоры с ЕК будут затяжными, — предупреждает эксперт. — Сейчас и России, и ЕС важна не суть вопроса, а сохранение лица. Если в ЕС при текущей конъюнктуре выступают против строительства под предлогом необходимости соблюдения всех норм, то они не скоро отступят от этого правила. Но вместе с тем с моральной точки зрения поддержка Австрии имеет очень большое значение. Например, в Болгарии сейчас в массе своей люди сожалеют о том, что строительство "Южного потока" не начинается, потому что для них это и транзитные платежи, и рабочие места, и энергобезопасность, которая находится под угрозой в случае прекращения транзита через Украину. Но в ЕС Болгарию не очень слушают. А вот Австрия — это более весомый член европейского сообщества с широким политическим влиянием. При этом именно Австрия — это одна из тех стран, которые могут наиболее серьезно пострадать в случае перебоев поставок через Украину. И кроме того, Австрия стремится стать крупнейшим европейским энергетическим хабом, через который будут направляться потоки в соседние страны", — рассуждает эксперт. Рано или поздно, полагает Нестеров, позиция Австрии будет услышана.

Алина Терехова

 

 

Индия предлагает России и Китаю построить длиннейший в мире газопровод.

"Взгляд"

Исторический контракт с Китаем обнадежил Индию. Нью-Дели, как выяснилось, тоже хочет покупать российский трубопроводный газ. На предстоящем саммите БРИКС Индия намерена открыть вопрос о продлении российского газопровода через Китай до ее границы. Другой вариант трубы — через неспокойные Афганистан и Пакистан. Заинтересует ли это Москву, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Пока ЕС жалуется на цены на российский газ и ставит палки в проект строительства "Южного потока" Газпромом, Индия вдохновилась историческим контрактом РФ с Китаем. Индийское руководство планирует начать переговоры о продлении газопровода, который Россия может построить в Китай, до границы с Индией, пишет местная газета Financial Express. В случае осуществления подобного проекта этот газопровод станет одним из самых длинных в мире.

По данным издания, новый кабинет министров во главе с премьером Нарендрой Моди заинтересован в увеличении числа источников поставок нефти и газа для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы в стране.

Индия рассматривает два варианта поставки российского газа на индийскую территорию: продление газопровода из России через Китай и, как альтернатива, поставки российского газа по тому же маршруту, что и проектируемый газопровод ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия).

По данным Financial Express, тему продления труб до индийской границы Индия намерена поднять в июле на предстоящем саммите стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Предложение о продлении газопровода могло бы даже войти в повестку дня в ходе визита в Индию президента Владимира Путина, который также состоится в этом году.

Это предложение уже обсуждалось на уровне министерств и премьеров. Так, во время проведения Мирового нефтяного конгресса, который состоялся в Москве на минувшей неделе, министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан обсудил перспективу продления газопровода со своим российским коллегой Александром Новаком, отмечает индийское издание.

А индийский правительственный источник рассказал ИТАР-ТАСС, что этот вопрос поднимался также в феврале 2014 года на встрече российского и индийского руководства, когда в Нью-Дели приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин. "Мы договорились продолжить обсуждение данной идеи", — подчеркнул источник, однако добавил, что "логистически проект является очень сложным".

Откуда и куда

Недавно Россия заключила с Китаем исторический контракт о поставке 38 млрд кубометров газа в год. Договор рассчитан на 30 лет, а его общая стоимость составила 400 млрд долларов. Газ будет поставляться по газопроводу "Сила Сибири", который Газпром начнет строить уже в августе.

Эта труба (стоимостью 55 млрд долларов вместе с сопутствующей инфраструктурой) протянется на 4800 км из Восточной Сибири (Иркутской области) и соединится с газопроводом Сахалин — Хабаровск — Владивосток. От середины трубы — в районе Благовещенска (Амурской области) — будет построен отвод на восточный Китай с выходом в Дацин.

Однако Индия хочет получать российский газ, идущий через китайскую провинцию Синьцзян, расположенную на северо-западе Китая, пишет газета. Это значит, что Дели хочет получать российский газ не по газопроводу "Сила Сибири" и не через восток Китая. Судя по всему, речь идет продлении в Индию газопровода "Алтай", который должен выходить как раз на северо-западе Китая по направлению к провинции Синьцзян.

Этот газопровод длиной 2,6 тыс. км тоже еще надо построить. По нему, в отличие от "Силы Сибири", никаких соглашений с китайцами пока не подписано. Его маршрут проходит из Западной Сибири через ЯНАО, Томскую, Новосибирскую области, по Алтайскому краю и Республике Алтай и выходит на северо-западе Китая (рядом с Монголией). Изначально Газпром вел переговоры с Китаем о поставках голубого топлива и по восточному ("Сила Сибири"), и по западному маршруту ("Алтай") объемом 68 млрд кубометров газа в год.

Однако в прошлом году решено было разделить проекты и сначала подписать контракт на поставки по восточному маршруту. Однако о проекте второго, западного, маршрута никто не забывал. Газпром ранее уверял, что в ближайшее время переговоры с Китаем по нему возобновятся. Вот именно на это, судя по всему, и надеется Индия.

Стоит заметить, что ресурсная база для "Силы Сибири" — это новые месторождения Восточной Сибири, Чаяндинское и Ковыктинское (Якутия и Иркутская область), где совокупный объем подтвержденных извлекаемых ресурсов составляет 3 трлн кубометров газа. Ресурсная база для газопровода "Алтай" — это традиционные месторождения Западной Сибири, которые разрабатывают с советских времен. Кроме того, газ именно из этих земель идет в Европу и греет ее.

Такая же, как Китай

Безусловно, Индия — не менее перспективный энергетический партнер, чем Китай. Для России — в свете геополитических проблем с Европой и в целом на фоне стагнирующего спроса со стороны европейцев — особенно. Индия является четвертым в мире крупнейшим импортером голубого топлива. Потребности Индии в газе оцениваются в 64–70 млрд кубометров ежегодно к 2020 году, и около 70% этого объема Дели вынужден покупать.

В прошлом году потребление газа в Индии составило чуть более 51 млрд кубометров. "Для промышленного центра подобного масштаба с населением 1,2 млрд человек это ничтожный показатель. Дело в том, что здесь до сих пор используется в качестве основного топлива мазут и уголь, при этом доля газа в потреблении не превышает 8%", — говорит генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев.

Однако Индия, как и Китай, находится на грани экологической катастрофы, поэтому у них нет другого выхода, как переходить на "чистый" газ. "В перспективе 20 лет потребление газа в стране вырастет как минимум вдвое, что открывает неплохие перспективы для стран-экспортеров, в том числе и для России", — отмечает Раннев.

"Если в энергетическом секторе можно будет наладить столь же плотное и беспроблемное для России и Индии сотрудничество, как в ВПК и сельскохозяйственном секторе, это будет только плюсом для российской экономики. Тогда спад спроса в Европе будет нивелирован", — говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.

Сомнительные трубы

Индия, конечно, хотела бы вместо дорогого сжиженного иметь возможность покупать трубопроводный газ, который традиционно дешевле. Однако оба предложения Индии — продлить на ее территории газопровод через Китай или построить трубу через Туркмению, Афганистан и Пакистан — для России экономически невыгодны.

Для начала — не ясно, сколько Индия хочет покупать российского газа. А для такого проекта необходимо подписание крупного долгосрочного контракта, как с Китаем, говорит ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.

Пока же Газпром поставляет в Индию СПГ в небольших объемах. "Сейчас долгосрочный контракт на поставку сжиженного газа Газпромом ограничен 3,5 млн тонн. Понятно, что ради этого объема тянуть трубу в Индию через Китай нецелесообразно, и поставлять его морем Газпрому проще и выгоднее", — говорит Дмитрий Раннев.

"Россия, конечно, может построить газопровод хоть в США, куда угодно. Но есть общемировая практика, что на расстояния более 2–3 тыс. км выгодней поставлять СПГ", — говорит старший аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Да, длина "Силы Сибири" — более 4 тыс. км, однако это расстояние от Иркутской области до Владивостока, тогда как длина от Чаяндинского месторождения (сырья) до Китая — только 2 тыс. км, указывает эксперт.

Кроме того, другим способом топливо в КНР никак не поставить, там нет моря. "В Индию можно поставлять ямальский газ, но экономически целесообразней построить завод "Ямал-СПГ" и поставлять туда сжиженный газ морем. Строительство на такое гигантское расстояние газопровода в Индию не имеет никакого смысла", — уверен Сергей Вахрамеев. По его словам, даже если КНР возьмет на себя расходы на продление трубы в Индию, не факт, что Дели получит ту цену на трубопроводный газ, на которую рассчитывает. Цена российского газа в 380 долларов за тысячу кубометров фиксируется на границе с Китаем, а дальше возрастает в зависимости от того, как далеко он идет и кому. Китай определенно поднимет стоимость российского газа для Индии.

Кроме того, разница в цене между трубопроводным и сжиженным газом, которая наблюдается сейчас в Азии, — это временное явление. "В Азии высокий спрос на СПГ, потому что нет альтернативных источников. Это и определяет высокую цену на сжиженный газ. Когда Газпром построит газопровод и будет поставлять сначала 38 млрд кубометров газа в год, потом 50 млрд, потом и 100 млрд кубов, цены на СПГ пойдут вниз", — поясняет Вахрамеев.

Строительство трубопровода автоматически поднимет цены на голубое топливо в перспективе на 5–10%, соглашается Бодрова.

"Я сомневаюсь, что Газпром будет строить газопровод в Индию. Как минимум это очень отдаленная перспектива", — полагает Вахрамеев. Ведь для начала надо подписать соглашение о поставках с Китаем по западному маршруту, потом еще пять лет потребуется на строительство газопровода "Алтай" и отвод по китайской территории.

"К этому моменту в Индию уже будут поступать необходимые объемы СПГ из других стран — из Катара, Австралии, США и т. д. Если, конечно, Новатэк не построит "Ямал-СПГ" или Газпром не построит СПГ-завод во Владивостоке. По-другому поставлять российский газ в Индию экономически нецелесообразно", — резюмирует Сергей Вахрамеев.

Протягивать трубу по маршруту ТАПИ может быть более выгодным, чем через Китай, с точки зрения расстояния. Однако у этого проекта есть другой главный недостаток — это обеспечение безопасности, так как трубопровод будет проходить по территории Афганистана и Пакистана, где ситуация достаточно напряженная, отмечает аналитик управления инвестопераций "Ланта-Банка" Роман Ермаков.

В конечном счете эксперты сходятся в одном. У России есть возможности наращивать поставки СПГ в Индию. Это тоже потребует серьезных капитальных затрат на строительство заводов, однако будет экономически более разумным решением, чем трубопроводные поставки.

Ольга Самофалова

 

 

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ