Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.07.2017

Введение системы бенчмаркинга поможет заводам снизить издержки на производство бензина.

"Известия"

Для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) разработают систему бенчмаркинга, которая поможет экономить при производстве бензина и другой продукции. Созданием системы уже занимается государственный Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИ НП), рассказал "Известиям" источник, знакомый с проектом. Эту информацию подтвердили и в самом институте. После анализа полученных данных исследователи определят ряд эталонных нефтезаводов, а для НПЗ, испытывающих те или иные проблемы, будет сформирована дорожная карта по снижению себестоимости. Эксперты, впрочем, сомневаются, что в конечном итоге эти меры снизят цены отпускаемого этими предприятиями топлива.

Идея создания бенчмарков в российском ТЭКе особенную актуальность получила с падением прибыльности в сфере нефтепереработки в 2015-2016 годах, пояснил появление инициативы собеседник "Известий" в отрасли. По его словам, в течение ближайшего года ВНИИ будет собирать данные всех российских НПЗ средней и большой мощности (выше 1 млн т) и по итогам анализа результатов определит лучшие предприятия.

В итоге будут определены бенчмарки в отрасли, согласно которым для каждого из проблемных НПЗ будет сформирован план развития на ближайшие несколько лет, говорится в презентации ВНИИ НП по системе бенчмаркинга (имеется в распоряжении "Известий").

Появление таких рейтингов, по мнению ВНИИ, должно кардинально повлиять на экономику НПЗ — они определят направления по снижению издержек, уменьшению себестоимости вырабатываемой продукции и в итоге отпускных цен на продукцию заводов. Оценивать заводы для создания бенчмарков планируется по нескольким категориям — в их число войдут производительность, условия эксплуатации, местонахождение, выход светлых нефтепродуктов (бензина и дизеля) и глубина переработки.

По мнению специалистов ВНИИ НП, во многом бенчмаркинг поможет частным, не интегрированным в крупные нефтедобычные компании заводам. Они работают с чужой нефтью по контрактам и вынуждены очень осторожно относиться к любым тратам.

— Расчеты показывают, что в современных условиях при переработке, например, 100 млн т давальческой нефти и при снижении затрат на ее переработку на 1% может быть получена экономия порядка 1,6 млрд рублей, — сообщили "Известиям" в институте.

О том, когда заработает система бенчмаркинга, говорить преждевременно — ее разработка только на начальном этапе. Возможно, в будущем у нее появятся и другие особенности, рассказал "Известиям" разработчик системы Артем Карпухин.
По данным ВНИИ, перед запуском система пройдет обязательную процедуру согласования с Минэнерго. В министерстве не ответили на запрос "Известий".

До сих пор в российской нефтепереработке повышению эффективности уделялось недостаточно внимания, считают разработчики системы. НПЗ размещены по территории страны крайне неравномерно. Это обуславливается тем, что все наиболее крупные НПЗ были построены и введены в эксплуатацию в период 1951-1983 годов — задолго до проведения экономических реформ в России, отмечается в презентации ВНИИ. С начала 1990-х годов не было построено ни одного современного НПЗ, а мощность действующих предприятий используется в настоящее время всего на 90%.

"Известия" опросили крупнейшие нефтяные компании страны, заинтересованы ли они в сотрудничестве с институтом в разработке программы и актуален ли аудит бизнес-модели их НПЗ. Большинство не смогли предоставить оперативный комментарий. Но в пресс-службе "Лукойла" сообщили, что их заинтересованность и актуальность темы будут зависеть от условий участия. При этом частный оператор Антипинского и Марийского НПЗ инициативу одобрил.

— Группа компаний "Новый поток" стремится к максимальной эффективности на своих нефтеперерабатывающих предприятиях, и мы с интересом относимся к любым здравым идеям в этом направлении, — сообщили "Известиям" в компании.

Идея создать бенчмарк для НПЗ родилась, вероятно, на фоне снижения заработков нефтепереработчиков в 2015-2016 годах, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Впрочем, даже если бенчмаркинг и снизит затраты заводов, это вряд ли повлияет на стоимость бензина и дизеля на заправке, считает эксперт.

— Коммерческие компании всегда будут стремиться максимизировать прибыль, а не уменьшить стоимость товара на рынке — заработанная на экономии маржа уйдет акционерам, — полагает Игорь Юшков.

В мировой практике бенчмаркингом, как правило, занимаются частные структуры, а не государство, заметил аналитик Moody’s Analytics Крис Лафакис.

— Чаще всего компании сами заказывают подобные исследования, чтобы понять, что творится у конкурентов. К примеру, такие отчеты довольно популярны на американском рынке. Тем не менее бенчмаркинг редко приводит к снижению отпускных цен, — сказал "Известиям" Крис Лафакис.

Сейчас в России работает порядка 30 НПЗ, из них около 25 выпускают товарные бензин и дизель.

Арсений Погосян

 

 

Десять вопросов об уникальности тяжбы ExxonMobil с Минфином США.

"Газета РБК"

Между Минфином США и корпорацией ExxonMobil разгорается война из-за сделок с "Роснефтью". РБК ответил на десять вопросов, почему за этим спором нужно следить как за уникальным.

Что случилось?

OFAC — подразделение Минфина США, курирующее экономические санкции, — на прошлой неделе наложило штраф на крупнейшую нефтегазовую компанию страны ExxonMobil, обвинив ее в нарушении санкционного режима, действующего в отношении России. В мае 2014 года ExxonMobil заключила соглашения с "Роснефтью", их подписал главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин. За несколько недель до этого OFAC внесло Сечина в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals) — лиц, с которыми американцам запрещено вести бизнес.

После объявления штрафа Exxon немедленно подала иск против OFAC и министра финансов США Стивена Мнучина, требуя признать действия компании законными и отменить штраф. Дело будет слушаться в федеральном суде США в Далласе, штат Техас.

О каких сделках идет речь?

Семь документов были подписаны с "Роснефтью" 15 мая 2014 года и касались сотрудничества компаний на арктическом шельфе России, о котором стороны договорились еще в 2011-2013 годах. Как утверждает Exxon в своем иске (.pdf), эти документы не создавали никаких новых прав или обязательств между "Роснефтью" и ExxonMobil, а просто "фиксировали выполнение некоторых условий", оговоренных в базовых соглашениях по Арктике. Восьмой документ — о продлении срока действия соглашения по реализации проекта "Дальневосточный СПГ" ("Роснефть" сообщала о нем на своем сайте) — был подписан представителем Exxon 14 мая в Хьюстоне, а затем доставлен в Россию, где 23 мая его подписал Сечин.

Сечин подписывал эти документы от имени "Роснефти", подчеркивает ExxonMobil; то, что их подписывал именно он, определялось уставом "Роснефти" (где говорится, что главный исполнительный директор уполномочен подписывать "все документы от имени Общества") и российским корпоративным правом.

Как рассчитан штраф?

OFAC оштрафовало Exxon на $2 млн, которые сложились как количество нарушений (восемь подписанных с Сечиным документов), помноженное на $250 тыс. — максимально возможный штраф за один эпизод нарушения санкций, прописанный в американском законодательстве. В прошлом году OFAC проиндексировало эту предельную величину на инфляцию — теперь она составляет $284,6 тыс., но к нарушениям, состоявшимся до ноября 2015 года, применяется прежний размер.

$2 млн — ничтожная сумма для ExxonMobil, чья чистая прибыль за прошлый год составила $7,8 млрд. "Вероятно, Exxon сознательно пошла на этот риск", — считает Клиф Бернс из вашингтонской юрфирмы Bryan Cave. Злостное нарушение санкционного режима чревато в США уголовной ответственностью, но компания, по-видимому, решила — и оказалась права, — что в данном спорном вопросе обвинение в злостном нарушении ей не грозит, полагает юрист.

Почему Exxon оштрафована за сделки 2014 года только сейчас?

OFAC заинтересовалось соглашениями Exxon с "Роснефтью" почти сразу после их подписания, но между началом расследования и вынесением штрафа прошло три года. Это нормально: расследования OFAC могут занимать несколько лет.

OFAC предварительно признало ExxonMobil виновной в нарушении санкционного режима еще в июне 2015 года, уже тогда исчислив ей штраф в $2 млн, следует из материалов суда. Но после этого компании была дана возможность переубедить OFAC. В 2016-2017 годах представители Exxon несколько раз встречались с представителями OFAC, подавали письменные аргументы, но позиция ведомства не поменялась.

В чем суть спора?

OFAC утверждает, что из указа президента США Барака Обамы от 16 марта 2014 года о санкциях против России и нормативного акта, выпущенного OFAC 8 мая 2014 года (.pdf), ясно следовало, что нельзя заключать корпоративные соглашения, если их подписывает лицо из списка SDN. Exxon же уверяет, что актуальные на момент подписания документов с "Роснефтью" разъяснения Белого дома и Минфина США явно подразумевали, что Сечин внесен в санкционный список как частное лицо, санкции лично против него не должны повлиять на отношения американского бизнеса с "Роснефтью" (которая на тот момент не числилась ни в каких санкционных списках) и американцы имеют право взаимодействовать с Сечиным, если он выступает в "профессиональном" качестве — как представитель своей компании.

В указе Обамы говорится, что американским компаниям и гражданам запрещается предоставлять какие-либо услуги лицу из санкционного списка и получать какие-либо услуги от такого лица. В нормативном документе OFAC "услуги любого характера" входят в состав "имущества" лица под санкциями, которое подлежит блокировке. Получается, OFAC считает, что Сечин предоставил Exxon услугу тем, что подписал двусторонние корпоративные соглашения. Американской компании было запрещено принимать такую услугу.

Exxon спорит: "Когда г-н Сечин подписывал документы для "Роснефти" в его представительном статусе как президент компании, он не предоставлял свои услуги ExxonMobil <…>. Услуги г-на Сечина — если таковые вообще были — могли быть предоставлены только "Роснефти", а не ExxonMobil". Бернс считает, что подход OFAC к подписи как услуге можно довести до абсурда: "Невозможно представить ситуацию, когда крупный контракт одобряется без решения главы компании, а это тоже услуга [независимо от того, ставит он свою подпись или нет]".

В чем исключительность этого дела?

Это первое наказание для американских компаний за нарушение санкций, введенных против России за действия на Украине. Во-вторых, расследования OFAC редко заканчиваются собственно штрафом — обычно большие корпорации идут на мировое соглашение с OFAC, в рамках которого выплачивают компенсации, формально не являющиеся штрафами. "В данном случае крупная компания не согласилась на мировую и предпочла оспорить обвинения в суде", — говорит РБК глава вашингтонской юрфирмы Ferrari and Associates, специализирующейся на санкциях, Эрих Феррари. "Тот факт, что ExxonMobil подала иск в тот же день, когда был объявлен штраф, на мой взгляд, демонстрирует, что компания была готова бороться в суде с OFAC, если понадобится, с самого начала сделок с "Роснефтью", — добавляет Бернс.

Особенный интерес этого дела состоит еще и в том, что спорные сделки заключались, когда во главе ExxonMobil стоял Рекс Тиллерсон — нынешний госсекретарь США. По словам представителей Минфина США, Тиллерсон лично не подписывал те соглашения с "Роснефтью", но в сообщении OFAC о штрафе (.pdf) указывается, что "самые высокопоставленные топ-менеджеры ExxonMobil знали о статусе Сечина как SDN", — очевидный намек на Тиллерсона. Washington Post преподносит конфликт OFAC и Exxon как скрытое противостояние министра финансов и госсекретаря — ключевых членов команды Трампа, но бывший посол США на Украине Стивен Пайфер категорически возражает. "Штраф Минфина, наложенный на Exxon, не направлен против госсекретаря Тиллерсона (который официально устранился от любых вопросов, связанных с его бывшей компанией). Такая конспирологическая теория может возникнуть в Москве, но правительство США работает по-другому", — сказал Пайфер РБК.

Каковы шансы Exxon на победу в суде?

Шансы компании невелики, считает Феррари. OFAC практически не проигрывает в судах. Самый сильный аргумент, на который может надеяться Exxon, заключается в том, что правило, на основании которого OFAC признало вину компании, не было установлено на момент предполагаемых нарушений, говорит Феррари. По данным Exxon, представители OFAC в июле 2014 года признавали в обсуждениях с юристами компании, что еще не пришли к выводу о легальности или нелегальности подписания корпоративных соглашений с лицами из списка SDN.

Однако Бернс считает, что у ExxonMobil, напротив, хорошие шансы на победу. OFAC нередко действует "на грани административной законности", и есть надежда, что неблагоприятное для них решение федерального суда "может заставить ведомство быть более транспарентным и предоставлять четкие руководства [для участников рынка] при наличии неопределенности", говорит юрист.

Грозит ли что-то соглашениям Exxon и "Роснефти"?

Из решения OFAC о наложении штрафа вытекает необходимость для Exxon расторгнуть заключенные в мае 2014 года договоры с "Роснефтью", предполагает российский юрист, попросивший не называть его имени. Это, а не штраф — главная причина для беспокойства американской компании, считает он.

Сами эти соглашения не были запрещены санкциями, поэтому вряд ли могут быть отменены, возражает Феррари. Однако он рассуждает, что в теории такие договоры могут быть признаны "невозможными для исполнения" (unenforceable) в соответствии с доктриной "нечистых рук". Иными словами, соглашения были заключены с законными целями, но запрещенным способом (потому что их подписал Сечин, а не кто-либо другой).

В любом случае ExxonMobil подчеркивает в иске, что от этих соглашений практически ничего не зависело: если бы они не были подписаны, в деловых отношениях компаний ничего бы не поменялось.

Какие могут быть последствия для других компаний и лиц?

Несколько юристов, опрошенных РБК, считают, что есть риски для главного исполнительного директора BP Боба Дадли (гражданина США), если он подписывал корпоративные соглашения с Сечиным. "Риск штрафа в отношении Дадли есть", — сказал один из собеседников РБК. После введения персональных санкций против Сечина "Роснефть" и BP подписали несколько соглашений (объявленных), включая пакет соглашений по долгосрочным поставкам нефти и нефтепродуктов на условиях предоплаты (в июне 2014 года) и соглашение о стратегическом сотрудничестве по газу (в июне 2017 года). Ставил ли под ними подпись Дадли, не сообщалось. Первое такое соглашение "Роснефть" и BP подписали в мае 2014 года (о проведении геологоразведочных работ в Волго-Уральском регионе), и газета Financial Times отмечала, что документ подписал Сечин, но не Дадли.

РБК направил запрос в пресс-службу BP Plc. Представитель BP в Лондоне сказал, что компания не будет комментировать этот вопрос. Представитель "Роснефти" тоже отказался от комментариев.

Кроме Сечина в американский санкционный список в 2014 году были внесены и другие россияне, которые руководили или руководят российскими компаниями, в частности гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов и экс-глава РЖД Владимир Якунин. РБК не обнаружил никаких сведений в открытом доступе о том, что Чемезов или Якунин подписывали бы соглашения с какими-либо американскими компаниями с 2014 года.

Что это означает для России?

Штраф для Exxon — продолжение политики на ужесточение санкций против России, считает профессор американистики в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) Виктория Журавлева. Подобное решение вполне может быть политически ангажировано, поскольку оно принято в разгар разбирательств по делу о вмешательстве России в президентские выборы, сказала Журавлева РБК.

Фигура Тиллерсона — знаковая, поскольку, во-первых, у него есть тесные связи с российским бизнесом, во-вторых, сейчас он может влиять на принятие внешнеполитических решений, говорит она. "Это знак и для Трампа, и для России, что США намерены и в будущем проводить последовательную политику санкций вне зависимости от личных намерений Трампа", — заключает эксперт. "Не все в американской политике является зловещим и персонализированным, хотя иногда кажется, что это так", — парирует политолог из Университета Джорджа Мейсона Джек Голдстоун. В данном случае OFAC просто приняло решение по делу, на рассмотрение которого ушло много времени из-за бюрократической волокиты, сказал он РБК.

Москва должна воспринимать этот штраф как сигнал, что правительство США намерено строго приводить в исполнение санкционный режим, говорит РБК Стивен Пайфер. "Это не означает, что администрация Трампа не хотела бы улучшить отношения с Кремлем, но российско-украинский конфликт остается главным препятствием", — сказал он.

Иван Ткачёв, Олег Макаров, Павел Кошкин

Мониторинговый комитет ОПЕК+ предложил продлить сделку по сокращению нефтедобычи.

"Российская газета"

Мониторинговый комитет, в который входят шесть из 24 стран, участвующих в венском соглашении об ограничении нефтедобычи в мире, рекомендовал коллегам-министрам рассмотреть вариант продления пакта после первого квартала 2018 года, если такие меры будут необходимы для стабилизации рынка. Эти новости оказали поддержку цене барреля Brent, который подорожал сразу на доллар — почти до 49 долларов.

Исходя из отчета экспертов технического комитета, можно говорить о постепенной ребалансировке на рынке, считают министры Саудовской Аравии, России, Венесуэлы, Кувейта, Алжира и Омана. Они входят в мониторинговый комитет, который руководствуется экспертными данными и может выносить предложения по корректировке соглашения. Вчера на заседании в Санкт-Петербурге они констатировали, что спрос на нефть во втором полугодии может существенно вырасти по сравнению с первой половиной 2017 года — на два миллиона баррелей в сутки, что поможет сократить запасы сырья.

Уровень исполнения обязательств странами — участницами венского соглашения в июне составил 98 процентов. Аналогичную планку страны держали в течение первого полугодия, то есть с начала действия нефтяного пакта, за счет чего с рынка ушло избыточное предложение в размере 351 миллиона баррелей нефти. За тот же период коммерческие запасы нефти в странах ОЭСР упали на 90 миллионов баррелей, но еще сохраняется излишек в размере 250 миллионов, который пока не позволяет достичь цели венского соглашения — сокращения запасов до среднего за пять лет уровня (до менее трех миллиардов баррелей).

Мониторинговый комитет подчеркнул, что, несмотря на высокий уровень дисциплины в части соблюдения квот на добычу, у некоторых стран есть возможность улучшить свои показатели и довести соблюдение сделки до ста процентов, но они этого не делают. Публично нарушителей министры не назвали, но, исходя из последнего ежемесячного бюллетеня ОПЕК, можно предположить, что речь идет об Анголе и Ираке. Россия сделку соблюдает на сто процентов, сократив производство на 300 тысяч баррелей, отметил министр энергетики РФ Александр Новак. Комитет будет требовать от других стран соблюдения квот, причем министры уже провели разъяснительную работу с нарушителями.

Для мониторинга важен не только показатель уровня добычи сырья, признает комитет, в связи с чем министры планируют расширить перечень показателей, которые они будут учитывать как влияющие на динамику рынка. Как пояснил министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех, речь идет об экспорте нефти. Александр Новак в свою очередь заявил, что Россия не против подобного мониторинга, но призвал в таком случае обращать внимание и на экспорт нефтепродуктов.

Среди прочего комитет проанализировал данные, которые ему предоставили Ливия и Нигерия (пока освобожденные от сделки) о своих планах по добыче. В заявлении ОПЕК+ говорится, что картель признает право этих стран на восстановление объемов производства. Как только это случится, на повестку могут вернуть вопрос о включении Ливии и Нигерии в число участников нефтяного пакта. Это может потребовать проведения внеочередной конференции.

Нигерия уже взяла на себя обязательство не превышать суточный объем добычи в 1,8 миллиона баррелей, пока венское соглашение действует. В то же время министр нефти и газа Омана Мухаммед бен Хамад ар-Румхи считает маловероятным достижение такого объема добычи в стране, с чем солидарны другие члены картеля. Сейчас Нигерия добывает 1,733 миллиона баррелей в сутки, следует из данных ОПЕК, причем от месяца к месяцу производство сильно меняется. Больше 1,8 миллиона баррелей страна добывала в 2015 году.

Александра Воздвиженская

 

 

"Роснефть" может порадовать акционеров промежуточными дивидендами. Благодаря просьбе президента Владимира Путина, акционеры могут рассчитывать примерно на 50 млрд руб.

"Ведомости"

Просил бы вернуться к вопросам фискального характера, а именно к выплате 50% дивидендов от чистой прибыли", — сказал президент России Владимир Путин главному исполнительному директору "Роснефти" Игорю Сечину за два дня до годового собрания акционеров компании в июне (цитата по kremlin.ru). Но тогда увеличить выплаты было невозможно — повестка годового собрания была сформирована. На собрании акционеры одобрили выплату 35% чистой прибыли, или 63,37 млрд руб., за 2016 г., но Сечин предложил обсудить повышение выплат: это увеличит капитализацию.

Повышенные выплаты можно будет ожидать по итогам первого полугодия, говорили человек, близкий к "Роснефти", и два федеральных чиновника.

Похоже, так оно и будет. Совет директоров "Роснефти" 27 июля соберется и решит, проводить внеочередное общее собрание акционеров или нет, а также обсудит его повестку, сообщила компания. Представитель "Роснефти" от дополнительных комментариев отказался.

Если совет директоров решит провести внеочередное собрание 27 июля, оно может состояться через 40 дней, или 5 сентября. Утвердить полугодовые дивиденды можно только на внеочередном собрании акционеров. Для выплаты увеличенных дивидендов менять дивидендную политику не потребуется: в нынешней политике указано платить "не менее 35%", а больше платить можно, отмечал партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

За полугодие чистая прибыль "Роснефти" может составить около 100 млрд руб., подсчитывал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, дивиденды — около 50 млрд руб. Чистый долг "Роснефти" без учета китайских контрактов — 1,963 трлн руб., а долговая нагрузка — 1,6 EBITDA. С учетом китайских контрактов долговая нагрузка выше — 3 EBITDA, а чистый долг — 4,161 трлн руб., подсчитал управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. К тому же в течение года "Роснефти" нужно погасить 2 трлн руб. (на 31 марта), а также обслуживать инвестпрограмму (около 1 трлн руб.). Но на дивиденды деньги найдутся — на счетах компании на конец I квартала более 600 млрд руб., отмечает Полищук.

"Роснефть" сможет без проблем заплатить дивиденды, свободного денежного потока хватит, говорит аналитик БКС Кирилл Таченников. За I квартал денежный поток составил 89 млрд руб., за год он может превысить 365 млрд руб., говорится в консенсус-прогнозе Bloomberg.

Еще один вопрос, который акционеры "Роснефти" могут рассмотреть на внеочередном собрании акционеров, — расширение совета директоров. Сейчас в совете 10 человек: один представитель государства — помощник президента Путина Андрей Белоусов, Сечин, два представителя BP (президент Роберт Дадли и Гильермо Кинтеро), два представителя QHG Oil (Айван Глазенберг и Файзал Алсуваиди) и три независимых (Дональд Хамфриз, Олег Вьюгин и Маттиас Варниг). Дело в том, что на собрании в совет "Роснефти" не были избраны предправления Газпромбанка Андрей Акимов и министр энергетики Александр Новак. "Министр энергетики России, оценив риски выполнения правил листинга Московской и Лондонской бирж об обязательном присутствии в составе совета директоров не менее трех независимых директоров, рекомендовал части независимых акционеров, поддерживающих его кандидатуру, направить голоса в поддержку независимых кандидатов, — рассказал Сечин. — По сути, такая позиция Александра Валентиновича является поддержкой компании". Тогда же руководитель "Роснефти" предложил расширить совет.

Виталий Петлевой

 

 

<< Июль, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ