Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.08.2021

Достичь низкоуглеродных целей России должна помочь поглощающая способность лесов.

РБК

Министерство экономического развития подготовило обновленный проект стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года (есть у РБК). После завершения согласительных процедур он будет внесен в правительство, сказал РБК представитель Минэкономразвития.

О том, что документ отправлен на согласование с другими ведомствами, в интервью ТАСС сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его словам, в стратегии учтены четыре сценария — инерционный, базовый, интенсивный и агрессивный — и анализируется, при каких предпосылках можно достичь углеродной нейтральности (то есть чистых нулевых выбросов парниковых газов).

Первый вариант низкоуглеродной стратегии был разработан в 2020 году, однако после апрельского послания президента Владимира Путина к парламенту документ был существенно переработан. Путин поручил предусмотреть более амбициозное по сравнению с ЕС сокращение выбросов. Сценарий, который в стратегии был изначально базовым, трансформировался в инерционный, сообщал замминистра экономики Илья Торосов.

Что предусматривает основной сценарий

В базовом сценарии низкоуглеродного развития России, принятом за основной, объем чистых выбросов парниковых газов (главным образом, углекислого) к 2050 году снизится до 1,19 млрд т. В 2019-м (последние доступные данные) совокупные выбросы в стране составили 2,12 млрд т CO2-эквивалента без учета поглощения парниковых газов лесами и 1,58 млрд т — с учетом поглощения.

При реализации этого сценария суммарно накопленные до 2050 года чистые выбросы парниковых газов в России окажутся ниже, чем в Евросоюзе, следует из стратегии. Хотя ЕС поставил цель достичь к тому времени нулевых чистых выбросов, то есть углеродной нейтральности, сейчас у него более высокая база вредных выбросов — 3,8 млрд т по итогам 2019 года.

Достичь снижения выбросов в России, которые из-за роста экономики должны были бы расти, предполагается за счет их уменьшения при сжигании топлива при производстве электроэнергии (на 300 млн т), при утечках и испарении нефти, газа и угля (на 190 млн т), а также при сжигании топлива населением и в жилищно-коммунальном хозяйстве (120 млн т). Но самый большой эффект должно дать увеличение поглощения парниковых газов при землепользовании и в лесном хозяйстве. Если текущий уровень поглощения убирает чуть больше 500 млн т эквивалента СО2, то базовый сценарий предусматривает удвоение уровня абсорбции вредных газов лесами, до 1,1 млрд т.

Важно, что в стратегии отмечены мероприятия по увеличению площадей контролируемых лесов, говорит руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Однако, поскольку европейцы отказывались считать огромную часть лесов России управляемыми и потому игнорировали поглощаемый ими CO2, большой вопрос, удастся ли убедить западных партнеров в правильности расчетов, отмечает эксперт.

Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Шварц указывает, что данные о поглощающей способности российских лесов могут быть не совсем релевантны. По его словам, при оценке поглощения парниковых газов в землепользовании и лесном хозяйстве не ясно, как учитываются возрастающие площади и объем эмиссии углерода при лесных пожарах. Вероятно, не учитывается и запас углерода в лесах на землях сельскохозяйственного назначения, добавляет он.

Стратегия интересна тем, что в ней расставлены акценты на признание "зелеными" атомной генерации и гидрогенерации от крупных, а не только от мелких ГЭС, добавляет Гришунин. Поскольку в базовом варианте стратегии не прописана система торговли квотами на выбросы CO2, это позволит европейцам говорить о том, что в России такой системы нет, а значит ее товары подпадают под действие европейского углеродного таможенного регулирования, говорит он. "Впрочем, зная стиль работы Еврокомиссии, внедрение такой системы в России вряд ли помогло бы избежать этого регулирования", — заметил Гришунин. Евросоюз с 2030 года планирует ввести так называемый углеродный налог на ввозимые на его территорию товары с углеродным следом. В связи с этим эксперты оценивали возможные потери для российского экспорта в €34 млрд за десять лет.

При каких условиях в России можно снизить выбросы до нуля

Углеродная нейтральность — цель, которую обозначили более 110 стран, — достигается в России при реализации интенсивного (к 2060 году) или агрессивного (к 2050-му) сценариев, следует из стратегии.

Интенсивный сценарий потребует масштабных инвестиций в декарбонизацию отраслей экономики: затраты, необходимые для его реализации, оцениваются в 4% российского ВВП (по сравнению с 1,5% ВВП в базовом варианте). В этом сценарии внедряются механизмы "углеродной платы" — обязательной платы за выбросы, квотирование — "в ряде наиболее углеродоемких отраслей", говорится в документе. Реализация сценария будет возможна при условии роста иностранных инвестиций в российскую экономику, отмечает Минэкономразвития. При этом предусмотрено применение технологии улавливания углекислого газа.

Агрессивный сценарий предполагает еще более форсированное принятие мер по декарбонизации, но в то же время и более значительные риски для устойчивого роста экономики и сохранения макроэкономической стабильности, предупреждает министерство.

"Выход российской экономики на низкоуглеродную траекторию развития <...> предполагает существенные структурные сдвиги, связанные с ростом эффективности производства как в реальном секторе, так и в секторе услуг. Таким образом, мероприятия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, должны одновременно решать несколько задач: формирование в экономике новых "точек роста", рост уровня инвестиционной активности бизнеса и ускорение процессов технологической модернизации российской экономики", — говорится в стратегии.

Как отметил старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Юрий Мельников, во всех рассмотренных сценариях предполагается одинаковый рост ВВП и связанное с ним наращивание выбросов парниковых газов от нынешнего уровня. Такой подход, по его словам, несет в себе риски: темпы роста ВВП в реальности серьезно зависят от ситуации на важнейших для России рынках энергоресурсов, а глобальный энергопереход уже вызывает на этих рынках серьезные изменения. Например, к 2050 году Евросоюз планирует стать климатически нейтральным, что подразумевает полное прекращение закупок российских энергоресурсов в том виде, в каком это происходит сейчас. В стратегии этот риск упоминается, но его влияние на темпы роста ВВП (и, соответственно, другие ключевые параметры стратегии) не анализируется, заметил эксперт.

Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова

<< Август, 2021 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ