Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.09.2014

"РБК daily"

"Газпром" просит Федеральную службу по тарифам (ФСТ) согласовать продажу газа с нового Киринского месторождения на шельфе Сахалина российским потребителям по цене, почти вдвое превышающей среднероссийский уровень. В противном случае добыча на месторождении может оказаться убыточной, предупреждает газовая монополия. Но ФСТ считает доводы "Газпрома" неубедительными.

Как рассказал РБК чиновник ФСТ, в сентябре начальник департамента экономической экспертизы и цено­образования "Газпрома" Елена Карпель написала письмо главе ФСТ Сергею Новикову с просьбой согласовать цену на газ с Киринского месторождения "Газпрома" для нужд внутреннего рынка в размере 4000 руб. за 1 тыс. куб. м на скважине. Как объяснил чиновник, к этой цене прибавляется еще тариф на транспортировку от скважины до газораспределительной станции, а также по местным газопроводам — в результате для конечного потребителя газ дорожает еще примерно на 40%. Источник в "Газпроме" подтвердил расчетную цену газа для Киринского месторождения, указанную в письме, и подсчитал, что итоговая цена газа для конечных потребителей в случае согласования такой цены ФСТ будет на уровне 6500–7000 руб. за 1 тыс. куб. м. Как указывается в отчетности "Газпрома", в первом квартале 2014 года средняя цена на газ для потребителей внутри России составляла 3534,8 руб. за 1 тыс. куб. м.

"Газпром" хотел начать промышленную добычу газа на Киринском месторождении (проект "Сахалин-3") до конца 2014 года. Это месторождение должно стать ресурсной базой для проекта "Владивосток-СПГ", а также для снабжения потребителей Приморья. Запасы месторождения по категории С1 составляют 162,5 млрд куб. м газа и 19,1 млн т газового конденсата. Проектный уровень добычи – 5,5 млрд куб. м в год.

Чиновник ФСТ утверждает, что по итогам прошедших рабочих совещаний ведомство не готово согласиться с запрошенной "Газпромом" ценой, поскольку не видит достаточных оснований для этого. Однако в "Газпроме" опасаются, что в противном случае добыча на Киринском месторождении окажется убыточной из-за высокой налоговой нагрузки.

Президент Российского газового общества (РГО), депутат Госдумы Павел Завальный видит одну из причин высокой цены в изъянах действующего законодательства. На конференции "Нефть и газ Сахалина 2014" он сообщил, что РГО вместе со специалистами компаний, непосредственно работающих на российском шельфе, готовит пакет изменений в законодательство, предусматривающий налоговые льготы для проектов добычи и транспортировки углеводородов на шельфе Дальнего Востока.

"Значительная часть таких предложений касается более глубокой дифференциации НДПИ. Сегодня НДПИ на газ для находящихся в примерно одинаковых условиях месторождений, например Киринского (категория сложности 2) и Южнокиринского (категория 3), различаются более чем в десять раз. В ходе работы над законопроектом, связанным со стимулированием освоения углеводородов континентального шельфа, предлагалось распространить ставку в 1,3% на всю акваторию Охотского моря, но эта поправка не прошла, я предлагал бы вернуться к этому вопросу", — сказал он.

Депутат Госдумы также выступает за установление нулевой ставки НДПИ для природного газа, добываемого на месторождениях Дальнего Востока и Восточной Сибири с 1 января 2015 года на срок не менее 40 лет. В числе других мер налогового стимулирования — устранение избыточного налогообложения транспортной инфраструктуры. "Для новых газопроводов, в том числе Сахалин — Владивосток — Хабаровск, по которому планируется транспортировать газ Киринского месторождения, доля этого налога в тарифе составит до 40%, что неизбежно скажется на стоимости транспортировки газа и ударит по экономической эффективности проекта", – отмечает депутат. Павел Завальный выступает за возврат льгот по налогу на имущество хотя бы в отношении инфраструктуры, используемой для реализации восточной программы, прежде всего на магистральные трубопроводы, хотя бы на период окупаемости проектов.

По мнению начальника управления восточных проектов "Газпрома" Виктора Тимошилова, в условиях дорожающей добычи газа на шельфе и повышенной налоговой нагрузки на отрасль рентабельности новых добычных проектов по газу на Дальнем Востоке и в ряде других регионов РФ можно достичь, если продавать газ по рыночно обоснованной цене, которая бы рассчитывалась в процентах от стоимости замещающего газ топлива для региона: угля или мазута. "Если цену газа на Киринском месторождении сделать регулируемой, проект будет окупать себя очень долго", — считает он. По его словам, выходом из ситуации могли бы стать налоговые льготы для проекта по НДПИ и налогу на имущество либо возможность продавать газ экспортно ориентированным предприятиям по нерегулируемым ценам — например, вдвое выше цен ФСТ.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в своем докладе на конференции "Нефть и газ Сахалина 2014" особо подчеркнул просьбу в адрес "Газпрома" и Минэнерго согласовать долгосрочные планы по газификации региона. Если придется газифицировать регион газом Киринского месторождения по цене, выше регулируемой ФСТ, это может увеличить затраты промышленности на энергоресурсы и снизить рентабельность производства.

Людмила Подобедова

 

 

 

"Роснефть" и "Газпром" просят разрешить оформление шельфовых лицензий на совместные предприятия госкомпаний с иностранными партнерами.

"Ведомости"

"Газпром" и "Роснефть" просят разрешить им переводить шельфовые лицензии на "дочек", чтобы делить с иностранными партнерами риски, сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на зампреда комитета Госдумы по энергетике, президента Российского газового общества Павла Завального. Это инициатива самих компаний, добавил он. "Газпром" действительно ранее направлял в правительство предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство, сказал представитель компании. Речь идет об оформлении шельфовых лицензий на "дочек" госкомпаний, а также на СП госкомпаний с иностранными партнерами. "Законодательные ограничения по величине доли участия иностранных инвесторов должны быть сохранены", — добавил он. По закону на шельфе могут работать компании с госдолей более 50% и соответствующим опытом работы более пяти лет. Под эти критерии подпадают только "Роснефть" и "Газпром". Представитель "Роснефти" не ответил на запрос.

Представитель вице-премьера Александра Хлопонина сказала, что такое предложение поступало. Но не уточнила, от какой именно компании. Проработать его поручено Минприроды. Министерство его поддерживает, сказал его представитель. Минэнерго пока официальной информации от компаний не получало, сказал его представитель.

Эта идея давно лоббировалась иностранными компаниями, говорит источник в крупной западной компании. По действующему законодательству даже СП госкомпаний с иностранными партнерами не имеют права владеть лицензиями на шельфовые месторождения и могут работать на них только как сервисные компании. Это не позволяет поставить запасы нефти и газа на свой баланс, отмечает директор Small Letters Виталий Крюков.

В 2012 г. активно обсуждалась возможность допуска частных компаний на шельф. Но госкомпании торпедировали эту идею. За расширение перечня участников по-прежнему выступает Минприроды. В январе 2013 г. в Новом Уренгое на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева министр природных ресурсов Сергей Донской предлагал неинтересные госкомпаниям участки отдавать частным лицам, имеющим опыт работы на шельфе. В июле 2012 г. замминистра Денис Храмов говорил, что Минприроды выступает за предоставление лицензий на шельфе СП государственных и частных компаний. Позиция министерства не изменилась, но потребовалось время, чтобы к аналогичному решению пришли и сами госкомпании, говорит представитель Минприроды.

Партнеры "Газпрома" на шельфе — Shell и Total. "Роснефть" договорилась работать с ExxonMobil, Eni, Statoil. Аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров считает, что просить о либерализации законодательства о шельфе госкомпании могли из-за санкций США и ЕС, которые грозят серьезной задержкой в реализации проектов. В таком случае компании не смогут выполнить лицензионные соглашения, что грозит возвратом лицензий государству. "Госкомпании не уступают друг другу на шельфе. Почему они будут уступать российским частным и иностранным компаниям? Конкурентов никто не любит. Но им сейчас ничего не остается делать, как идти на уступки", — говорит Нестеров. Эксперт не исключает, что государство может вернуться и к идее допуска частных российских компаний на шельф. Этого уже несколько лет добивается "Лукойл".

Представители ВР и Shell от комментариев отказались. ExxonMobil, Eni, Statoil, Total не ответили на запросы.

Из-за санкций российские компании могут потерять западных партнеров на шельфе, но найти им замену в странах АТР, считают эксперты. Так, "Роснефть" недавно предложила китайским компаниям долю в крупном восточносибирском Ванкорском месторождении.

,

 

 

"Башнефть" вернет себе обратно Объединенную нефтехимическую компанию, проданную "Системе" год назад. Под вопросом судьба и других активов компании, переданных АФК.

"Ведомости"

Совет директоров "Башнефти" одобрил расторжение сделки по продаже АФК "Система" 98% акций Объединенной нефтехимической компании (ОНК), сообщила "Башнефть". Источник, близкий к нефтяной компании, объяснил расторжение сделки тем, что "Система" не заплатила за актив. Теперь "Башнефть" собирается развивать ОНК самостоятельно. Представители АФК и "Башнефти" отказались от комментариев.

Договор о продаже ОНК за 6,2 млрд руб. "Системе" был подписан в сентябре 2013 г. В нем была предусмотрена отсрочка платежа, говорит источник "Ведомостей", близкий к одной из сторон сделки. Но в итоге сделка была расторгнута по инициативе "Системы", сказал он.

ОНК была создана после покупки "Башнефти" "Системой". В новую структуру нефтяная компания передала "Уфаоргсинтез", Туймазинское и Шкаповское газоперерабатывающие предприятия и ООО "Бисфенол". Предполагалось, что впоследствии "Система" сама найдет инвестора для ОНК. Но после возбуждения уголовного дела о незаконной приватизации "Башнефти" вместе с ее акциями суд арестовал и бумаги "Уфаоргсинтеза", который является основным активом ОНК. Сделка по продаже "Системе" все равно могла быть совершена, ведь на ОНК арест не распространяется, говорит близкий к одной из сторон сделки человек. Но в текущей ситуации неопределенности решили сделку не закрывать, сказал он. Рынки долгового финансирования закрыты, а ОНК требует больших инвестиций, объясняет источник, близкий к "Системе".

На прошлой неделе обвинение по уголовному делу о хищении акций "Башнефти" было предъявлено и основному владельцу "Системы" Владимиру Евтушенкову. Сейчас он находится под домашним арестом. Обвинительный приговор грозит ему конфискацией имущества. Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии уже подало иск на 209 млрд руб. о компенсации ущерба от приватизации предприятий башкирского ТЭКа (сейчас объединены в "Башнефть") к их бывшему владельцу Уралу Рахимову.

Эта ситуация ставит под вопрос будущее бывших активов "Башнефти", уже переданных "Системе", признает другой источник, близкий к АФК. В частности, в 2012 г. была создана компания "Башнефть — сервисные активы", в которую вошло 11 нефтесервисных предприятий "Башнефти". В октябре 2013 г. за 4,1 млрд руб. эта компания была продана АФК. "Система" переименовала компанию в "Таргин" и подготовила амбициозную программу ее развития. "В нынешней ситуации было бы странным осуществлять масштабные инвестиции в эти активы", — говорит источник, близкий к группе "Система". То же самое и с другими активами "Башнефти", отошедшими "Системе".

В ходе реорганизации структуры собственности нефтекомпании в рамках подготовки SPO в Лондоне "Система" также получила доли "Башнефти" в Башкирской электросетевой компании (БЭСК). БЭСК в 2012 г. была выделена из "Башкирэнерго" и получила ее сети, а генерация отошла компании "Башэнергоактив", основным владельцем которой является "Интер РАО". Источник, близкий к "Интер РАО", утверждает, что "никаких событий вокруг актива не происходит и компания работает в обычном режиме". Представитель "Интер РАО" отказался от комментариев.

,

 

 

 

Россия согласится на временное решение только на своих условиях.

"Независимая газета"

На завтра в Берлине запланированы газовые переговоры при участии представителей России, Украины и ЕС. Встреча, которая много раз откладывалась, начиная с июня, может стать последним шансом для поиска компромиссного решения накануне тяжелого зимнего периода. Украина и Евросоюз на этой неделе подготовили совместное предложение о временной цене на газ. Но в Киеве сомневаются, что российская сторона его примет.

Как известно, июньский раунд переговоров в том же составе завершился безрезультатно. Украинская делегация настаивала на неправомерности принятых российской стороной решений об отмене двух скидок на газ для Украины. Первая — снижение на 100 долл. российской экспортной пошлины на каждую тысячу кубометров газа — в 2010 году была утверждена в Харьковских соглашениях. 

О второй скидке, которая позволила еще на 100 долл. снизить цену на газ для Украины, в конце декабря 2013 года договорились президенты Владимир Путин и Виктор Янукович. В итоге в первом квартале текущего года газ поставлялся по цене ниже 300 долл. Ее в Киеве сочли рыночной и справедливой.

Отмена скидок привела к подорожанию газа до 485 долл. за 1 тыс. кубометров. Украинская сторона цену не признала и отказалась платить по новым счетам. Попытка найти компромиссное решение не дала результата: "Газпром" в начале лета отказался рассматривать требование Украины о заключении нового контракта, а Киев в тот момент не принял российское предложение о новой 100-долларовой скидке в виде снижения экспортной пошлины. Премьер-министр Арсений Яценюк пояснил: "Мы эти российские ловушки знаем: скидка устанавливается решением правительства Российской Федерации  и снимается решением правительства Российской Федерации. Поэтому наше предложение было, есть и остается тем же: изменения в контракт".

"Газпром" с июня прекратил поставки газа в Украину и подал иск в Стокгольмский арбитражный суд с требованием взыскать долги. Украинское правительство тоже обратилось в тот же суд с исковым требованием о выплате "Газпромом" суммы переплаты за газ. В исках фигурируют миллиарды долларов. Рассмотрение дела, как предполагается, начнется в следующем году.

Не получая российский газ, Киев сделал ставку на так называемые реверсивные поставки, которые начались еще при президенте Януковиче. Из Германии газ в Украину поставляется по нескольким маршрутам — через территорию Польши, Венгрии и Словакии в обратном (реверсивном) направлении, с запада на восток. За счет этих поставок и собственной добычи в украинских подземных газовых хранилищах к настоящему моменту было накоплено 16,5 млрд кубометров газа. Специалисты утверждают, что для бесперебойного газообеспечения Украины и транзита российского газа в европейские страны минимальный запас в хранилищах должен составлять 18–19 млрд кубометров.

Руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сказал "НГ", что ситуация для Украины осложняется другими энергетическими проблемами, например дефицитом угля, которым можно было бы заменить часть поставок газа. Он обратил внимание и на тот факт, что "Газпром" в последнее время немного снизил объемы транзита газа в Европу, что может сказаться на реверсивных поставках в Украину. Он отметил, что ситуация вызвала обеспокоенность в ЕС: "Их устроит любое временное решение, которое гарантирует поставки требуемых объемов газа в ЕС и исключит несанкционированный отбор газа из транзитных объемов украинской стороной".

В середине сентября "Газпром" объяснил, что снижение примерно на 10% экспортного потока газа для Германии, Австрии, Словакии и Польши было связано с необходимостью наверстать отставание от графика по закачке газа в российские подземные хранилища. В Киеве сочли, что на самом деле это было сигналом Европе, что не стоит ужесточать санкции против России и поддерживать Украину в газовых вопросах. Премьер Яценюк в тот момент заявил, что "Газпром" намерен "остановить реверсивный поток, чтобы заморозить нас зимой". По его словам, сейчас 15  из 25 млрд кубометров газа, который ранее Украина покупала в России, может быть поставлено из Европы. Но этого недостаточно и реверсивные поставки находятся под угрозой, признал глава правительства. По официальным данным, за первое полугодие объем транзита российского газа в ЕС по украинской территории снизился на 11,5% по сравнению с этим периодом прошлого года и составил всего около 42 млрд  куб. м.

Побывавший на этой неделе в Киеве еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер сообщил, что в ЕС на всякий случай рассматривают кризисные сценарии. По его словам, страны — члены Европейского энергетического сообщества, включая Украину, провели стресс-тесты энергетической системы на случай отсутствия поставок российского газа в условиях холодной зимы. Эттингер уточнил, что сейчас главной задачей является исключить такой сценарий.

Поэтому ЕС не собирается пока даже рассматривать санкции против России в газовой сфере. "Мы считаем, что санкции в отношении текущего снабжения газом должны применяться в последнюю очередь, в крайнем случае. Ведь приоритетом сейчас является энергетическая безопасность", — цитируют Эттингера украинские информагентства.

Они сообщили также, что ЕС и Украина разработали совместное предложение к переговорам с Россией 26 сентября. По словам еврокомиссара, речь идет о том, чтобы до вынесения вердикта в Стокгольмском суде Украина и Россия договорились о временной цене на газ. "Идея состоит в том, чтобы найти промежуточное решение — заключить промежуточный контракт на определенное количество миллиардов кубических метров газа, которые должны быть поставлены "Газпромом" "Нафтогазу Украины" по промежуточной цене. И после этого уже дождаться решения Стокгольмского арбитража", — сказал Эттингер на брифинге в Киеве.

В августе в Брюсселе предлагали установить временную цену на уровне около 300 долл. за 1 тыс. кубометров в осенне-летний период и около 380 долл. на осень-зиму. Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно так обозначил в Facebook российскую позицию: "Первое. Погашение существующей задолженности, которая достигла астрономической цифры. И второе. Даже при использовании сезонных цен средняя цена по году должна составить 385 долл. за 1 тыс. кубометров с учетом обсуждавшейся отмены существующей российской таможенной пошлины, о чем хорошо известно нашим партнерам". Он отметил, что если украинскую сторону такая форма скидки по-прежнему не интересует, то Россия "готова вернуться к цене 485 долл. за 1 тыс. кубометров. Эта цена вполне нас устраивает".

Дмитрий Марунич считает, что затягивание времени сейчас на руку России: "Возможно, там ожидают, что с наступлением холодов партнеры станут сговорчивее. Главное, не переоценить силы и не спровоцировать настоящий кризис". Эксперт отметил, что не стоит ожидать от переговоров в Берлине согласия российской стороны на внесение изменений в контракты, заключенные с 2009 по 2019 год: "Переписыванием контрактов "Газпром" признал бы, что контракты были несправедливыми. Зачем им ослаблять свои позиции в Стокгольмском арбитраже? Это было бы безумием. Вносить правки или подписывать новые контракты они, конечно же, не станут. В лучшем случае могут согласиться на компромиссное временное решение".

Что касается украинской стороны, то теоретически Киев мог бы принять в виде промежуточного решения предложение российского правительства о скидке в виде снижения таможенной пошлины на 100 долл. "Сложно сказать, произойдет ли это. До сих пор мы видели, что Яценюк занял жесткую и принципиально неуступчивую позицию. Порошенко вовлечен в другие процессы и газовыми переговорами не занимался", — отметил руководитель Фонда энергетических стратегий.

После общения с Гюнтером Эттингером Арсений Яценюк заявил: "С Еврокомиссией у нас позиция общая. Но есть глубокие сомнения, что Россия пойдет на то, чтобы принять наше совместное с ЕС предложение относительно продажи Украине природного газа. Мы подали в суд, и я хочу четко заявить, что исковое заявление из Стокгольмского суда Украиной отзываться не будет". Украинские чиновники уверяют, что даже без поставок российского газа страна сможет пережить зиму. Правительство рассматривает варианты действий на случай кризиса. Речь идет об ограничении поставок газа на промышленные предприятия, а также об экономии. "При уменьшении объемов потребления, если областные администрации будут выполнять распоряжение правительства, мы способны пройти отопительный сезон. Тепло не будет, но и не замерзнем", — сказал Яценюк на заседании правительства.

Татьяна Ивженко

<< Сентябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ