Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.10.2017

Еврокомиссия не рассчитывает на ввод газопровода по дну Балтийского моря к 2019 году.

"Независимая газета"

Вопреки российским планам газопровод "Северный поток — 2" не заработает в 2019 году, заявляют в Еврокомиссии (ЕК). Вместо него предлагается другой план, который президент Украины Петр Порошенко уже назвал революционным транзитом. Он предполагает перенос пункта сдачи российского газа европейцам с западной границы Незалежной на восточную. Вчера же Еврокомиссия потребовала распространить правила Третьего энергопакета Европейского союза (ЕС) и на СП-2. А в США строительство трубопровода и вовсе считают убийственным для экономики Украины.

Проблемы вокруг строительства газопровода "Северный поток — 2" так и остаются неразрешенными. Напомним, к реализации проекта "Северный поток — 2" стоимостью почти 10 млрд евро "Газпром" и его партнеры намерены приступить в апреле 2018 года. Предполагается, что 1200-километровый газопровод будет проложен через Балтийское море и соединит Россию и Германию, минуя Украину, Польшу и страны Балтии. Мощность газопровода будет в два раза больше, чем у первого "Северного потока", а строительство планируется завершить к концу 2019 года.

При этом Киев выступает против этого проекта, называя его политически мотивированным. О несогласии с проектом СП-2 заявили ранее некоторые страны ЕС, в частности Польша и Литва.

В Еврокомиссии также не слишком поддерживают проект. Теперь же ЕК предлагает распространить правила Третьего энергопакета Евросоюза на трубопроводы, которые идут в ЕС из третьих стран, то есть и на "Северный поток — 2". Об этом, в частности, пишет немецкая Deutsche Welle. Предполагается также, что такое предложение ЕК внесет уже в начале ноября.

Как известно, Третий энергопакет ЕС, в частности, предусматривает, что поставщик газа не вправе владеть магистральными трубопроводами на территории ЕС. Он также требует от владельцев газопроводов предоставлять доступ к транспортным мощностям другим компаниям. Причем что касается СП-2, то внутри самого ЕС нет единого мнения о том, подпадает ли газопровод под нормы энергопакета или нет.

С начала этого года ЕК пытается получить мандат от стран — членов ЕС на переговоры об условиях эксплуатации СП-2, но пока ей это не удается. Германия, которая является основным лоббистом проекта в ЕС, считает, что ЕС не должен вмешиваться в строительство газопровода. Польша, Дания, Литва и Латвия, наоборот, надеются заблокировать проект с помощью Еврокомиссии.

Тем не менее по плану СП-2 должен быть введен в эксплуатацию уже в 2019 году, но в ЕК на это сейчас не рассчитывают, пишут немецкие СМИ.

Что примечательно, в том же 2019 году, когда должен быть введен СП-2, заканчивается и срок действия российско-украинского контракта по транзиту российского газа в Европу. Ранее российский газовый монополист неоднократно заявлял о намерении снизить до 15 млрд куб. м в год или вообще прекратить транзит газа через Украину в ЕС. Россия намерена поставлять газ в Европу через новые СП-2 и "Турецкий поток". В результате строительства газопровода СП-2 потери доходов Украины от транзита газа могут составлять до 3% ВВП ежегодно, считает посол США в Киеве Мари Йованович. Запуск только первой нитки "Турецкого потока" лишит Украину ежегодных доходов в размере 0,5 млрд долл., продолжил вчера глава украинского нефтегазового холдинга "Нафтогаз" Андрей Коболев.

При этом он прямо говорит: "Потеря транзита российского газа "Нафтогазом" и Украиной после 2019 года, когда заканчивается срок действующего контракта о транзите газа, будет иметь критические негативные последствия для всех нас". Сама же Незалежная перестала закупать российский газ еще с ноября 2015 года. В настоящее время голубое топливо страна предпочитает приобретать реверсом у европейских поставщиков.

Транзит же российского газа через территорию Украины осуществляется по действующему контракту между "Нафтогазом" и "Газпромом", согласно условиям которого российская сторона оплачивает транзит своего газа через территорию Украины, затем на западной границе объемы газа переходят в собственность европейских покупателей.

Теперь Киев предлагает "с помощью Евросоюза добиться революционного изменения в организации транзита" газа, идущего из России по украинской территории в страны ЕС. "Срок действия контракта истекает в 2019 году, и к этому времени европейские компании могли бы перенести пункты приема российского топлива непосредственно на границу с РФ. В таком случае в будущем Украина предоставляла бы транзитные услуги уже не РФ, а Евросоюзу", — предложил президент Украины Петр Порошенко. То есть инициатива главы Украины предусматривает, что после 2019 года, когда завершится действие текущего контракта, европейцы могли бы забирать российский газ не на западной границе Украины, как сейчас, а на восточной.

Об этом же в начале этой недели сообщил и вице-премьер Украины Владимир Кистион. Он, в частности, указал на то, что если точка передачи газа для европейских потребителей будет перенесена с западной на восточную границу страны, то Киев готов рассмотреть возможность возврата к прямым закупкам газа у РФ.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак украинское предложение назвал нецелесообразным. "Точка сдачи "Газпромом" газа своим покупателям — это вопрос взаимоотношений не с Украиной, а с нашими европейскими клиентами по долгосрочным контрактам", — замечал официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.

Что примечательно, на Западе предложение украинцев также встретили настороженно. Так, зампредседателя ЕК по вопросам энергосоюза Марош Шефчович заявлял, что говорить о возможной закупке голубого топлива ЕС на восточной границе Украины преждевременно.

Передача функций контроля за транзитом на восточной границе создаст инструмент давления Незалежной на ЕС, и в Брюсселе это понимают, считают эксперты и называют предложение Порошенко нежизнеспособным. "Для РФ предложение Украины неинтересно. При его реализации "Газпром" будет терять часть маржи, а часть его доходов будет уходить посредническим компаниям", — замечает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров.

Кроме того, решение передачи украинской газотранспортной системы (ГТС) в ведение ЕС и перевод ее работы в плоскость Третьего энергопакета вызовут несколько затруднительных моментов, продолжает управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин. "Потребуется перезаключение договоров европейских компаний с "Газпромом". А отделение ГТС от "Нафтогаза", разделение ее на ряд компаний и внедрение в украинский энергорынок новых управляющих органов от ЕС для контроля работы транзитера вызовут необходимость инвестировать в украинскую ГТС", — указывает он. Однако если Европа вложится в модернизацию украинской ГТС, то для поддержания ее жизнеспособности необходимо будет прокачивать куда большие объемы, чем планировал "Газпром". "Такой расклад действительно может негативно сказаться на реализации СП-2", — не исключает Базыкин.

По мнению же Валерия Нестерова, предложение украинцев мало влияет на перспективы СП-2. "Необходимо разделять позиции части европейских политических кругов и позиции деловых кругов ЕС, участвующие в проекте", — подчеркивает он.

Желания Украины и желания ЕС это несколько разные вещи. ЕС учитывает общие интересы, и голос Украины это только один из многих голосов, который отнюдь не является доминирующим, продолжает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. "Скорее всего курс на строительство СП-2 будет продолжен, но ЕС также вложится и в модернизацию и утилизацию частей украинской ГТС для обеспечения надежности транзита", — полагает он. В любом случае у Украины нет на это средств. "СП-2 — это современное технологическое решение, в которое вложены большие деньги крупными международными игроками, чего нельзя сказать об украинской ГТС: ее состояние до сих пор является предметом споров. По-хорошему нужно проводить независимый технический аудит и оценивать ее пропускные мощности на ближайшие годы, а это опять же под силу только ЕС", — считает Андриевский.

Ольга Соловьева

 

 

Независимые АЗС пугают власти массовыми банкротствами. Они не могут выдержать конкуренции с нефтяными компаниями и просят регулировать оптовые цены на топливо так же, как и розничные.

"Ведомости"

Российский топливный союз (РТС), объединяющий независимые АЗС, обратился за помощью к президенту России Владимиру Путину. Более половины российских заправок не принадлежат крупным нефтяным компаниям. Но сейчас они находятся на грани выживания, пишет президент РТС Евгений Аркуша. "Ведомости" ознакомились с текстом письма, Аркуша подтвердил его содержание.

Проблема в разном порядке ценообразования на оптовом и розничном топливных рынках. Розничный конкурентен, находится под контролем госорганов, цены на АЗС изменяются плавно, и их рост не превышает инфляцию. В то же время оптовый рынок олигопольный, на цены влияет много факторов: производство топлива, поставки на внутренний рынок, экспорт, запасы, цены на мировом рынке, курс рубля и т. д. "В отсутствие достаточной конкуренции и жесткого контроля ценообразования нефтяные компании влияют на биржевые цены", — пишет Аркуша. В итоге возникает диспаритет оптовых и розничных цен. К примеру, оптовые цены на дизтопливо во второй декаде октября выросли более чем на 20%, тогда как розничные — всего на 7,5%.

Нефтяные компании сдерживают розничные цены на собственных АЗС и несут убытки, но зарабатывают в опте, пишет Аркуша: "Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей малого и среднего бизнеса". Усилий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), контролирующей ценообразование, недостаточно, считает Аркуша и просит Путина навести порядок в ценообразовании на оптовом рынке "вплоть до введения контроля роста цен, аналогичного существующему в розничном сегменте". "Необходимо создание конкурентных, единообразных условий <...> как для АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям, так и для независимых АЗС", — заключает Аркуша.

Нефтяные компании манипулируют объемами и ценами нефтепродуктов, извращая смысл и цели биржевой торговли, говорит гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Но введение госрегулирования в какой бы то ни было форме — это окончательное убийство топливного рынка в России и прямой путь к скорому разорению независимых участников, уверен он. При таком сценарии в России не будет рынка нефтепродуктов, согласен аналитик "Атона" Александр Корнилов: "Все помнят госплан и госмонополию на ценообразование. Это привело к дефициту всего".

Единственный способ решить проблему — резкое повышение нормативов продаж нефтепродуктов на бирже, говорит Турукалов. "Это вернет ценообразование в рыночное русло и ликвидирует неоправданные антиконкурентные преимущества, которыми сейчас обладают сбытовые предприятия нефтяных компаний". В 2013 г. ФАС и Минэнерго в совместном приказе определили, сколько топлива нефтяники должны продавать на бирже: 10% бензина, 5% дизтоплива. Эти нормативы следует увеличить до 15 и 10% соответственно, говорит Аркуша. Минэнерго не видит необходимости увеличивать нормативы, сообщил 23 октября ТАСС со ссылкой на замминистра энергетики Кирилла Молодцова.

Представитель Минэнерго не стал комментировать предложения РТС. Представители ФАС, "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти" на запросы "Ведомостей" не ответили. Путин письма пока не получил, сказал "Ведомостям" пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Галина Старинская

 

 

Все четыре электростанции "Энел Россия" требуют модернизации. Программа займет 20 лет и, по экспертным оценкам, обойдется в 78 млрд руб.

"Ведомости"

Модернизация потребуется 40% энергоблоков "Энел Россия" (у итальянской Enel — 56%), средний возраст всех четырех электростанций компании превысил 30 лет, говорится в ее материалах, с которыми ознакомились "Ведомости". Под модернизацию попадет 2,6 ГВт энергомощностей "Энел Россия" и это будет стоить ей 78 млрд руб., оценивает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр.

Программа модернизации энергомощностей должна прийти на смену договорам о предоставлении мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций с высокой доходностью) на строительство новых энергообъектов. Рассматривается несколько вариантов модернизации — через повышение цены конкурентного отбора мощности (КОМ), проведение двухэтапного КОМа (определит, какие объекты модернизировать, а какие выводить из эксплуатации), новый ДПМ на модернизацию. Механизм должен быть определен до конца года, пока энергокомпании оценивают свои потребности в обновлении. Под модернизацию могут попасть более 70 ГВт мощностей (всего в России 235 ГВт), а стоимость программы составит 1,2 трлн руб., оценивал "Совет производителей энергии".

Механизм возврата инвестиций в модернизацию должен быть конкурентным и исходить из капзатрат, а не просто предусматривать повышение цены КОМа, приводятся слова менеджмента компании в обзоре Renaissance Capital по итогам встречи с инвесторами: программа может стартовать в 2022 г. и продлиться около 20 лет.

В качестве примера "Энел Россия" приводит план возможной модернизации Конаковской ГРЭС. Сейчас в работе восемь энергоблоков станции общей мощностью 2,52 ГВт. К 2025 г. семь из них могут быть выведены из эксплуатации, на их месте будет возведено пять новых. Мощность электростанции снизится на 23% до 1,95 ГВт.

В то же время "Энел Россия" продает свою Рефтинскую ГРЭС. Интерес к ней проявляли "Газпром энергохолдинг", Сибирская генерирующая компания. Исходя из принятой правительством генсхемы электроэнергетики все электростанции "Энел Россия" могут попасть в программу модернизации, сказал представитель компании: это относится и к Рефтинской ГРЭС. Включение Рефтинской ГРЭС в программу модернизации повысит ее привлекательность, говорит Скляр. У "Энел Россия" были планы модернизировать станции, но девальвация рубля и замедление темпов роста цен на газ их нарушили, напоминает он. Участие в модернизации увеличит денежный поток станции на горизонте 15-20 лет за счет повышенных платежей и повысит ее стоимость, ожидает он. Станции с заключенными ДМП стоят дороже. Например, "Интер РАО" в 2015 г. выкупила у ОГК-2 ДПМ-контракт на Серовскую ГРЭС с оплатой в виде погашения штрафов за просрочку с вводом в эксплуатацию, напоминает эксперт.

Иван Песчинский

<< Октябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ