conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.10.2018

"Последняя миля" и "дальневосточная надбавка" сведут на нет эффект от введения "соцнормы" в электроэнергетике.

"Независимая газета"

Дополнительная финансовая нагрузка на промышленных потребителей от возврата "последней мили" и продления "дальневосточной надбавки" сводит на нет усилия правительства по снижению перекрестного субсидирования в электроэнергетике через градацию тарифов на электроэнергию для населения. Разрабатываемые в правительстве соответствующие меры вызывают однозначные негативные оценки бизнеса и экспертов.

Если введение градации тарифов для населения воспринимается в целом как шаг в верном направлении, то планы увеличения "перекрестки" на крупных промышленных потребителей через повышение в 1,5 раза тарифов "ФСК ЕЭС" вызывают непонимание. А кроме того, власти хотят сохранить субсидирование дальневосточных тарифов, но предшествующий опыт говорит о том, что по крайней мере в своем нынешнем виде этот механизм неэффективен. В результате ситуация может получить развитие по известной ленинской формуле "шаг вперед, два шага назад".

Напомним, решение о градации тарифов для населения (при потреблении до 300 кВт-ч в месяц предлагается применять базовый тариф, от 300 до 500 кВт-ч — повышенный тариф, свыше 500 кВт-ч — экономически обоснованный тариф) вызвало в целом положительные экспертные оценки. Для подавляющего большинства граждан тариф останется базовым, градация тарифа не сильно скажется на снижении перекрестного субсидирования, но по крайней мере оно не будет расти.

В дополнение к этому в правительстве рассматривается идея в течение семи лет в 1,5 раза повысить тариф ФСК, к сетям которой подключены крупные промышленные потребители. Тем самым произойдет возврат отмененной в 2017 году "последней мили" — одного из типов "перекрестки", когда потребители ФСК (сети высокого напряжения) оплачивали дополнительно тариф распределительных сетей (сети более низкого напряжения), услугами которых фактически не пользовались. Логика такая: якобы основная часть "перекрестки" после отмены "последней мили" ложится на малый и средний бизнес, поэтому для достижения справедливости ее нужно равномерно распределять на всех.

"Эта логика некорректная, — настаивает директор департамента розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. — Большинство промышленных предприятий подключены одновременно к магистральным сетям ФСК и региональным распределительным сетям, поэтому прекращение "последней мили" не отменило, а только незначительно снизило объем их финансовой нагрузки". В ассоциации провели анализ действующих тарифов распредсетей по 25 индустриально развитым регионам страны, в которых формируется около половины всего объема "перекрестки". Выяснилось, что на потребителей, подключенных к электрической сети на высоких уровнях напряжения, которые использует промышленность (от 35 кВ и выше), после прекращения "последней мили" приходится две трети общего объема перекрестного субсидирования.

"Поэтому в результате поднятия тарифа ФСК финансовая нагрузка распределится еще более неравномерно, чем сейчас, увеличив бремя "перекрестки" для промышленности до 74% в общем объеме. А это приведет к ежегодному замедлению роста промышленного производства на крупнейших предприятиях, подключенных к магистральным сетям, на 10%", — настаивает Валерий Жихарев.

"Если регулятор хочет чем-то помочь промышленности, то логично было бы не делать шагов назад, — отмечает директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов. — Если у нас успешно двинется процесс по градации тарифов для населения, тогда, может быть, будут излишни эти инициативы по возвращению "перекрестки" для потребителей ФСК — ни к чему, кроме негативных моментов, связанных с замедлением роста ВВП, это не приведет. На наш взгляд, необходимо быстрее вводить градацию тарифов для населения. И тогда в тех регионах, где она даст максимальный эффект — например, Иркутская область, — мы увидим положительный результат для экономики".

Если решение по возврату "последней мили" еще не принято, то меры поддержки Дальнего Востока, судя по настрою властей, сохранятся: развитие этого региона — слишком важная задача. Другой вопрос, какими они должны быть. С 2017 года действует механизм выравнивания цен на электроэнергию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) за счет надбавки к цене для потребителей европейской части России, Урала и Сибири — то есть, по сути, межтерриториальное субсидирование. Действие механизма рассчитано до 2019 года, но может быть продлено.

По подсчетам Vygon Consulting, в 2017 году общий объем поддержки составил 24 млрд руб., в этом году — 35 млрд руб., по прогнозу, в 2019 году при удовлетворении текущих тарифных заявок в полном объеме может вырасти до 48 млрд, а 2025 году — до 90 млрд руб. "Изначальной целью было решение вопроса дорогой дизельной генерации, но виден другой тренд, потому что появление этого механизма не дает таких стимулов — энергоснабжающие компании просто получили новый источник компенсации выпадающих доходов, — отмечает партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. — Поэтому дизельная генерация продолжает развиваться, некоторые потребители выводят за периметр собственные дизельные объекты и включаются в общий котел субсидий". А кроме того, отмечают в Vygon Consulting, спецнадбавка могла стать источником для замещения части бюджетных расходов в сфере ЖКХ в некоторых субъектах ДФО, что позволило сдержать рост тарифов для населения — но тут важно понимать, что вводилась она не для этого.

По словам эксперта, при условии продления этого механизма к 2028 году объем субсидий, которые появятся в программе благодаря проектам "Русгидро", расположенным в зонах централизованного энергоснабжения и не решающим проблемы дорогой дизельной выработки, составит 33 млрд руб. Уже к 2025 году более 3% в конечной цене оптового рынка будет составлять "дальневосточная надбавка". Поэтому при оценке возможности продления этого механизма важна прежде всего адресность, подчеркивает Жихарев: "Сейчас эта субсидия предоставляется уже существующим производствам и не стимулирует новые инвестиции в регионе, не разделяется ни по типу потребителей, ни по уровню напряжения. Нужно понять, кому эта поддержка нужна и в каком объеме. Если ее и оставлять, то только в том объеме, который нужен для развития проектов новой инфраструктуры. Такие проекты должны рассматриваться на конкурсной основе, с допуском независимых инвесторов, которые обеспечат снижение и операционных, и капитальных затрат".

Глеб Тукалин

 

 

Ради долгосрочной выгоды можно пожертвовать краткосрочной.

"Ведомости"

Президент США Дональд Трамп уже не раз предлагал Европе увеличить (а Германии — начать) закупки американского сжиженного природного газа (СПГ), чтобы снизить энергозависимость от России. Учитывая агрессивность манеры Трампа, который, в частности, грозится ввести санкции против поддерживаемого Берлином трубопровода "Северный поток — 2", слово "предлагал" хочется поставить в кавычки. Но определенной цели он достиг.

В 2017 г., по данным Управления энергетической информации США (EIA), экспорт СПГ вырос почти в 4 раза — до 55 млн куб. м в день с 14 млн куб. м годом ранее. Число покупателей увеличилось до 25 стран. Европа заняла 3-е место после Азии и Северной Америки. Закупали СПГ у США прежде всего Испания, где уже есть терминалы для приема и разжижения, Турция и Португалия.

В Германии, куда более половины газа поступает из России, а остальное в основном из Норвегии и Нидерландов, СПГ-терминалов нет. Но это вскоре должно измениться. Правительство решило помочь с финансированием строительства терминала стоимостью 500 млн евро, сказала недавно канцлер Ангела Меркель депутатам Нижней Саксонии, где будет реализован проект. Свое решение она представила не как уступку Трампу (что логично: даже если это так, кто из политиков признается, что сдался под внешним давлением?), а как стратегический шаг, способный принести пользу в долгосрочной перспективе.

И есть основания полагать, что это действительно так. Германия и ряд других стран уже шли подобным путем в возобновляемой энергетике. Ее развитие поддерживалось за счет налоговых льгот и других госсубсидий, из-за чего в ряде стран Европы электроэнергия была достаточно дорогой. Но уже в 2015 г. ветряная энергия стала самым дешевым видом электрогенерации в той же Германии, а также в Великобритании — и это без учета госсубсидий.

В Европе давно думают о диверсификации поставок энергоресурсов. В 2014 г. Литва получила плавучий терминал с характерным названием "Независимость", который может доставлять СПГ в порт Клайпеды. Газ из США все еще примерно на 20% дороже российского, но ради независимости, а также надеясь получить политические, экономические и социальные выгоды в долгосрочной перспективе правительства (и потребители) порой готовы какое-то время переплачивать. Польская PGNiG недавно заключила 20-летний контракт на поставку СПГ из США, хотя, по расчетам аналитиков, этот газ тоже будет дороже российского.

Как и в случае с возобновляемой энергетикой, политические соображения со временем могут сойти на нет — и останутся вполне приемлемые экономические. Меркель вполне может рассчитывать на это. Тем более что сотворившие сланцевую революцию американцы уже доказали, что могут многое. В 2018-2019 гг. в строй по плану должны быть введены еще четыре СПГ-проекта на Восточном побережье США (в 2017 г. работало всего два). В результате экспорт в 2019 г., по прогнозу EIA, вырастет до 272 млн куб. м. А с ростом объемов, как известно, и цена снижается.

Михаил Оверченко

Но правительство готовит новые меры регулирования топливного рынка.

"Ведомости"

Нефтяные компании больше не хотят сдерживать цены на топливо на АЗС, об этом они заявили 24 октября на совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака — он отвечает за нефтегазовую отрасль. "Нефтяники объективно доложили ситуацию на топливном рынке. Все как один били в колокол: цены на автозаправочных станциях сдерживать дальше невозможно, заправки работают в убыток", — рассказал человек, близкий к участникам совещания. Нефтяные компании готовы отпускать розничные цены, подтверждает сотрудник нефтяной компании, участвовавшей в совещании.

С июня вертикально-интегрированные нефтяные компании не повышают цены на АЗС — об этом весной они договорились с правительством в обмен на снижение акцизов. Кроме того, правительство обещало им с 2019 г. компенсацию за внутренние поставки топлива — это на языке чиновников называется "демпфирующий механизм".

Но с сентября нефтяники начали поднимать оптовые цены — на бирже рост составил около 6%. "Чтобы как-то компенсировать убытки на АЗС", — объясняет человек, близкий к участникам совещания у Козака. Пострадали независимые АЗС: они уже повышают цены. Они хотя и не обещали их сдерживать, но были вынуждены делать это, чтобы не терять клиентов.

А нефтеперерабатывающие заводы опасаются, что завершение налогового маневра ударит по переработке нефти и приведет к росту внутренних цен на сырье. "Пока не ясно, как будет работать налоговый маневр, а с 1 января повышается акциз, что неизбежно должно привести к росту цен, — продолжает собеседник "Ведомостей". — Даже предложенные меры поддержки не позволяют перерабатывающей отрасли работать на грани рентабельности, говорить же о модернизации в этих условиях не приходится". В законе о завершении налогового маневра предусмотрено экстренное повышение пошлины на топливо, если за месяц мировые цены на нефть выросли на 15%.

Против заградительной пошлины выступает Минфин — она убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ, говорил директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. Он также исключал возможность новой компенсации нефтяникам за внутренние поставки: "Налоговые и экономические меры стимулирования мы уже исчерпали".

Сейчас уже прорабатываются ранее объявленные поправки в Налоговый кодекс в части завершения налогового маневра, которые в том числе направлены на стабилизацию цен на внутреннем рынке, говорит представитель Минфина. Ситуация на топливном рынке не критична, а чтобы не допустить значительного роста цен, предусмотрен демпфирующий механизм, продолжает он. Сейчас обсуждается, какие еще варианты регулирования топливного рынка можно предусмотреть, говорит представитель Минфина, не уточняя их.

Ситуацию на топливном рынке удается держать под контролем, заявил в среду Козак (цитата по "Интерфаксу"): "Мы обсудили с нефтяниками возможные варианты действия, чтобы прекратить ручное управление рынком. У государства есть достаточно инструментов для регулирования <...> Сегодня есть инструмент установления заградительных пошлин на нефтепродукты, чтобы снизить экспортный нетбэк (экспортная цена за вычетом пошлины и транспортных расходов. — "Ведомости")".

Правительство обсуждает и альтернативные варианты регулирования топливного рынка — на случай роста цен на топливо выше инфляции, предупредил Козак.

Представитель Козака от дополнительных комментариев отказался.

На совещании обсуждалась возможность лицензирования экспорта топлива, рассказали "Ведомостям" два человека, близких к разным участникам встречи. По словам одного из собеседников, нефтяникам предполагается выдавать эту лицензию при условии, что они будут поставлять на внутренний рынок определенную долю топлива. По сути, лицензия должна выдаваться всем производителям, но если ее владелец нарушит обязательства по поставкам, то лишится права на демпфирующий механизм, а также логистической надбавки к обратному акцизу, говорит другой.

Нефтяники предлагали в пиковые периоды потребления использовать топливо из Росрезерва, рассказали два собеседника. Сколько там топлива — гостайна. Антимонопольная служба давно предлагает обязать Росрезерв быстро продавать топливо по прозрачной процедуре (сейчас — только по инициативе губернаторов), сказал "Интерфаксу" начальник управления службы Дмитрий Махонин.

Еще один участник совещания информирует, что компенсировать пиковые нагрузки можно не только из Росрезерва, но и с помощью создания фонда с участием государства, который мог бы закупать топливо по низким ценам в моменты профицита и продавать в моменты пикового потребления. Так Россия в 1990-х гг. решала проблему со скачками цен на зерно, помнит собеседник.

Рост розничных цен неизбежен без вмешательства правительства, что связано с ростом НДС и акцизов на нефтепродукты, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. По этим причинам бензин может подорожать на АЗС на 4,4 руб. за 1 л, предупреждал правительство в конце августа Российский топливный союз (объединяет независимые АЗС). Нивелировать ситуацию может введение отрицательных акцизов, считает Грушевенко.

Представители нефтяных компаний, ФАС и Минэкономразвития не ответили на запросы "Ведомостей".

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

Геологи предупреждают, что страна может потерять до 40% ежегодного объема нефтедобычи.

"Независимая газета"

Российские чиновники собираются не допустить резкого падения нефтедобычи в ближайшие годы. Эти надежды связаны с запасами так называемой Баженовской свиты, где нефть лежит глубже нынешних месторождений, а ее извлечение требует значительных затрат. Поэтому делить шкуру баженовского медведя пока еще очень рано — нефти там может оказаться меньше, чем ожидалось. А ее добыча может быть убыточной. Российские геологи предупреждают, что РФ может потерять до 40% ежегодного объема добычи нефти.

Правительство РФ обсуждает риски сокращения годовой добычи нефти к 2035 году с нынешних 590 млн т до 410-420 млн из-за истощения месторождений Западной Сибири, рассказал в среду глава "Росгеологии" Роман Панов. По словам Панова, если не принять меры по воспроизводству минерально-сырьевой базы нефти, к 2035 году Россия может потерять до 40% ежегодного объема добычи.

К 2035 году Россия имеет все шансы нарастить добычу трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗов) нефти с текущих 38 млн т до 80 млн т, обещает Минэнерго. Большие надежды возлагаются на Баженовскую свиту в Западной Сибири. Разработка Баженовской свиты в Западной Сибири — амбициозный проект российских властей, планирующих добыть оттуда высококачественную сланцевую нефть. Правда, оценки запасов у ведомств различаются даже не в разы, а в десятки раз. Что уже само по себе вызывает сомнения в реалистичности планов. Эксперты уже сейчас говорят о некотором разочаровании в проекте. Правительство, однако, готово поддерживать такие разработки в том числе и финансовыми льготами. "Прогнозный ресурс Баженовской свиты составляет около 10 млрд т", — сказали "НГ" в пресс-службе Минприроды.

"По данным Госбаланса, величина извлекаемых запасов составляет 750 млн т. Для конкретных месторождений величина извлекаемых запасов еще будет уточняться", — добавили в ведомстве.

"По предварительным оценкам Минприроды, извлекаемые ресурсы Бажена могут достигать от 18 до 60 млрд т", — заявили "НГ" в пресс-службе Минэнерго. По оптимистичным оценкам, ресурсы нефти в пластах Баженовской свиты только на территории Западной Сибири могут достигать 100-170 млрд т.

"Нефтеотдача баженовских отложений при работе традиционными способами не превышает 3-8%", — сообщили в Минэнерго. "Газпромнефть" занимается поиском эффективных отечественных технологий для разработки трудноизвлекаемой нефти РФ в качестве оператора профильного национального проекта, напоминает ТАСС. В условиях санкций это крайне актуально. Компания будет "обкатывать" технологии на участке Баженовской залежи.

"Добыча ТРИЗов в России, в частности, на Бажене, требует больших капитальных вложений, разработки новейших и, по сути, уникальных технологий, ранее не применявшихся нигде в мире, — пояснили в Минэнерго. — Для облегчения работы и привлечения инвестиций Минэнерго разработало и утвердило несколько мер поддержки ТРИЗов: это льготы для запасов с разной степенью проницаемости, а также налог на добавленный доход (НДД), который будет учитывать реальную экономику добычи".

Кроме того, Минэнерго России утверждены и реализованы меры господдержки в части стимулирования добычи на сложных месторождениях: "К участкам недр, содержащим ТРИЗ, могут применяться понижающие коэффициенты к ставке налога на добычу полезных ископаемых на нефть". "Уникальной особенностью Баженовской свиты, определяющей ее промышленную ценность, является высокая насыщенность нефтью, отличающейся высоким качеством (типа марки Brent): легкая, малосернистая и без других примесей, в связи с чем требует меньше затрат на первичную и глубокую переработку", — добавляют в ведомстве Александра Новака.

Некоторые эксперты, правда, заявляют, что "геология, как и метеорология, наука не гарантированная". "Она не способна сделать прогноз со 100-процентной точностью", — сказал в эфире "Говорит Москва" советник по макроэкономике гендиректора компании "Открытие брокер" Сергей Хестанов. В качестве примера он привел Баженовскую свиту. "Строились планы, получались лицензии. Результат, в общем-то, скорее печален: добыча там идет, но объемы намного ниже, чем рассчитывалось, а себестоимость оказалась заметно выше, чем предполагалось. Результат не оправдал тех надежд, которые возлагались", — утверждает Хестанов.

"Каждое месторождение Баженовской свиты по-своему индивидуально и требует исключительных подходов, что связано с неравномерным распределением скоплений нефти, — пояснила "НГ" доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова. — На сегодня не существует универсальной технологии, которая была бы эффективна во всех зонах свиты. Дорогостоящая разработка труднодоступных месторождений под силу только самым крупным российским вертикально интегрированным компаниям". Полученные ими результаты исследований, касающихся Баженовской свиты, не раскрываются в полном объеме, уточняет эксперт.

"К Баженовской свите уже давно пытаются подступиться многие компании. Однако говорить о промышленных объемах добычи пока рано", — отмечает эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. "Надо сказать, что на темпы разработки влияет цена на нефть. Себестоимость добычи трудноизвлекаемой нефти гораздо выше, добывать такую нефть при низких ценах нерентабельно. Инвесторам нужно понимать, что на протяжении всего срока реализации проекта цена на нефть не опустится ниже определенного уровня, чтобы уложиться в разумные сроки окупаемости и сохранить приемлемую рентабельность", — обращает внимание замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

Весной этого года исполнительный директор проекта "Бажен" Кирилл Стрижнев сообщил: "К настоящему времени мы пробурили 18 скважин. Две из них — с горизонтальным стволом 1000 м. Накопленная добыча по ним за срок около 1,5 лет уже достигла 15 и 5 тыс. т. Шесть скважин с горизонтальным стволом от 300 до 600 м, пробуренные в 2017 году, дали промышленные дебиты (приток. — "НГ")… В планах на 2018 год — бурение еще 10 горизонтальных скважин". По его словам, "наша задача до 2025 года — найти комплекс технологий, обеспечивающий накопленную добычу около 35 тыс. т на скважину и удельную стоимость бурения 8500 руб. на тонну добытой нефти".

"Если эти задачи будут решены, компания сможет приступить к полноценной разработке. К сожалению, без проверенных технологий и при низкой рентабельности проекта заниматься этим нет смысла", — предупреждает Кокорева.

Анастасия Башкатова

 

 

<< Октябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ