Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.11.2013

Иранская нефть не скоро вернется на рынок, и пока экспортеры могут не бояться снижения цен на сырье.

"Ведомости"

Соглашение по ядерной программе Ирана не отменяет санкции за продажу иранской нефти, поставки не превысят 1 млн баррелей в день до подписания окончательного договора, сообщила администрация президента США. Но и ужесточены они не будут, покупателей не заставят сильнее сокращать объем приобретаемой нефти, пояснил американский чиновник.

Это лишь первый шаг в переговорах, считает Эд Морс из Citi­group: соглашение устраняет риски эскалации конфликта с Ираном и новых санкций. На первом этапе будут сняты ограничения на экспорт нефтехимической продукции и золота, что принесет Ирану доход в $1,5 млрд, а также смягчены ограничения на ремонт техники авиакомпаний страны, пишет администрация президента США.

Cанкции, цель которых — остановить международную торговлю иранской нефтью, первыми ввели США в 2011 г., затем последовала серия ужесточений. В частности, был ограничен экспорт газа, запрещена продажа Тегерану алюминия и графита. Евросоюз присоединился к санкциям в 2012 г.: было введено эмбарго на импорт нефти в страны ЕС и запрещены операции со всеми иранскими банками, кроме оплаты поставок продуктов питания и медицинских товаров.

В октябре экспорт нефти Ирана сократился в сравнении с сентябрем на 45% до 715 000 баррелей в день, самого низкого уровня с момента введения санкций в 2012 г. (данные Международного энергетического агентства). До ужесточения санкций иранскую нефть покупали 23 страны, сейчас — только шесть: Китай, Индия, Южная Корея, Япония, Турция и Тайвань.

По данным администрации США, с начала 2012 г. экспорт нефти страны сократился на 60%, что лишило Иран более $80 млрд доходов. По данным ОПЕК, доходы от экспорта нефти Ирана сократились на 14% до $101,5 млрд в 2012 г. Экспорт нефти обеспечивает 50% доходов бюджета и составляет 80% всего экспорта (данные минэнерго США). До введения санкций Иран занимал в ОПЕК 2-е место по объему производства нефти, сейчас — шестое.

На нефтяных ценах соглашение пока не скажется: котировки начнут снижаться постепенно, адаптируясь к возвращению иранской нефти на рынок, уверен Марк Кинан из Societe Generale. Пока не появится договор, который позволит Ирану экспортировать больше нефти, цены Brent не дрогнут, уверен Гордон Кван из Nomura: чтобы исчезла геополитическая премия, рынок должен понять, что Иран настроен решительно выполнять договоренности.

Cейчас цены нефти марки Brent находятся примерно на уровне начала года — $111,05. В этом году пик был зафиксирован в феврале — $119,17, когда конгресс США стал готовить новый пакет санкций против Ирана.

Катализаторов для значительного снижения котировок пока нет, считают аналитики Barclays: цены поддерживаются фундаментальными факторами, в первую очередь нормальной покупательской активностью за пределами Европы.

Екатерина Кравченко

"Транснефть" предлагает оплатить более чем двукратное увеличение мощности трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан за счет средств фонда национального благосостояния.

"Ведомости"

Президент "Транснефти" Николай Токарев не исключил возможности привлечения средств госфондов, в частности фонда национального благосостояния (ФНБ), для финансирования проекта расширения ВСТО с 37 млн до 80 млн т нефти в год. Привлекать новые кредиты компания не может, так как испытывает серьезную долговую нагрузку, передал "Интерфакс" слова топ-менеджера. Решить проблему он предлагает или за счет средств ФНБ, или за счет включения инвестиционной составляющей в тариф на прокачку нефти.

Имеющихся мощностей ВСТО хватит только до 2020 г., прогнозирует "Транснефть". Расширение трубы обойдется примерно в 170 млрд руб. Работы компания готова начать уже в следующем году. Сколько средств монополия хочет привлечь из ФНБ, представитель "Транснефти" не говорит. Инвестпрограмма компании на 2014-2018 гг. составит 500 млрд руб., но она еще может быть пересмотрена, предупреждала "Транснефть".

Ранее замминистра энергетики Кирилл Молодцов не исключал также размещение инфраструктурных облигаций. Другим источником финансирования может стать тариф на прокачку нефти по ВСТО. Это направление является сверхпремиальным для нефтяников, поэтому компания предложила увеличить ставку тарифа на 450 руб. ($14) до 2531 руб. за 1 т. Часть средств компания обещала отдавать в бюджет, а оставшееся направить на расширение трубы. Окончательного решения ФСТ и Минэнерго по данному вопросу пока нет.

Но с 1 января 2014 г. тарифы на услуги "Транснефти" индексироваться не будут, решило в сентябре правительство. Токарев говорит, что "Транснефть" по-прежнему не получала никаких документов о замораживании тарифов, поэтому сохраняет предложение об их индексации. "Мы надеемся, что к нам прислушаются, мы по-прежнему продолжаем приводить доводы о том, чтобы хоть на экспортном направлении, особенно на одном — на восточном, ввели индексацию, которая позволила бы нам аккумулировать средства для нашей инвестпрограммы", — цитирует его слова "Интерфакс".

Представители Минфина и Минэкономразвития говорят, что заявка от "Транснефти" не поступала. Сначала компания должна направить ее в Минэнерго, пояснили в Минфине. Получить комментарии в Минэнерго не удалось.

Соотношение чистого долга "Транснефти" к EBITDA — около 1. Это незначительный уровень, отметил аналитик "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин. "Транснефть" всегда обходилась собственными средствами, полученными из тарифной выручки, или кредитными, напоминает эксперт. Содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг говорит, что монополия сейчас находится в жестких условиях: на фоне замораживания тарифов требуется расширение ВСТО и идет реализация других проектов. Правительство может согласиться с ее предложением, считает он. Средствами ФНБ скоро воспользуется другая монополия — РЖД: в 2014-2016 гг. она получит 150 млрд руб. на проект модернизации БАМа и Транссиба.

Галина Старинская

 

 

Программам энергосбережения требуются новые импульсы.

"Российская газета"

В Москве прошел Международный форум "Энергоэффективность и энергосбережение-2013", на площадке которого премьер-министр Дмитрий Медведев провел на эту тему заседание президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Энергоэффективность и энергосбережение попали в список модернизационных приоритетов в 2008 году. Тогда же Дмитрий Медведев определил четкие цели — снизить к 2020 году энергоемкость ВВП на 40 процентов от уровня 2007 года. Федеральная поддержка проекта осуществляется через соответствующую госпрограмму, в рамках которой ежегодно из бюджета выделяется около 7 миллиардов рублей. Созданы налоговые стимулы и механизмы компенсаций для разработки и внедрения новых энергосберегающих технологий. "Но надо признаться, что, несмотря на все эти способы, несмотря на применение различных средств поддержки, существенного результата пока нет", — констатировал глава правительства.

— Не выполнены в полной мере задачи по установлению приборов учета у потребителей и поставщиков энергоресурсов. Не запущен в полном объеме механизм энергосервисных контрактов, — перечислял он. — Не все предприятия провели энергоаудит, не работает в должной мере государственная информационная система, налоговое стимулирование и другие меры, предусмотренные законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В первую очередь Дмитрий Медведев поручил разработать отраслевые "дорожные карты", где пропишут все действия по внедрению инновационных технологий и современных материалов.

Регионы должны создать собственные системы управления энергосберегающими процессами, и главное требование к ним — привлечение внебюджетных инвестиций. "Нужно сделать так, чтобы бюджетные субсидии тащили за собой внебюджетное финансирование, чтобы они тащили деньги бизнеса, иначе это перевод добра, что называется", — указал премьер.

Бизнес же получил ясный сигнал — помогать ему в модернизации предприятий государство готово, но исключительно на паритетных началах. "Это не та ситуация, где государство всех закроет своей широкой грудью", — подчеркнул Медведев.

В министерстве экономического развития, оценив проведенную за эти году работу по повышению энергоэффективности, ожидают, что поставленную в 2008 году задачу удастся выполнить лишь наполовину. Причиной министр Алексей Улюкаев назвал кризис 2008-2009 годов. Теперь, чтобы нагонять график, нужны новые стимулы. Что касается инвестиций в бюджетный сектор, то здесь, считают в минэкономразвития, нужно повысить мотивацию руководителей бюджетных учреждений на снижение затрат энергоресурсов. Для этого Улюкаев предложил сохранить задачу совокупного сокращения потребляемых ресурсов после 2015 года и добиться снижения к 2020 году на 15 процентов от уровня 2015 года.

"Следующее — это установление требований и критериев, которые бы обеспечили увеличение в общем объеме закупаемого оборудования, товаров и услуг доли энергосберегающих", — заявил глава минэкономразвития. Вплоть до запрета на закупку неэнергоэффективной продукции. На уточняющий вопрос главы кабмина, кто будет это определять, Улюкаев предложил, чтобы действующие органы стандартизации и аккредитации установили критерии, какие приборы и технологии являются запретными по уровню энергопотребления. "Приборы, оборудование, технологии, превышающие этот уровень, должны быть в черном списке, не должны покупаться вовсе", — считает министр.

Для частного сектора требуются меры налогового стимулирования, чтобы они толкали бизнес к модернизации основных фондов. "Это прежде всего предоставление льгот по налогу на имущество, которые в соответствии с законом об энергосбережении действуют, и применение мер ускоренной амортизации на энергоэффективное оборудование", — уточнил Улюкаев. Здесь, считают в минэкономразвития, нужно скорректировать требования по минимальному индексу энергоэффективности. Также в министерстве предлагают упростить и сократить процедуры получения госгарантий на проекты повышения энергосбережения на предприятиях.

Какие еще нужны бизнесу льготы, когда экономия в его интересах, пытался разобраться министр финансов Антон Силуанов. "Сэкономил — получил больше прибыли. На самом деле ведь на все это никогда не напасешься бюджетных ресурсов, — заявил он. — Это, наоборот, самый настоящий стимул для компаний, для бюджетных организаций, которые сейчас изыскивают ресурсы у себя для первоочередных задач, в том числе на заработную плату. Вот здесь нужно ставить им такие задачи".

— За счет бюджета и за счет каких-то дополнительных льгот невозможно все решать, на все денег не хватит, — обратил внимание глава минфина.

Министр экономического развития поспешил успокоить коллегу — ни одной дополнительной копейки он не просит. "Мы говорим о том, что и так зафрахтовано в бюджете. Мы говорим о том, что эти деньги можно потратить, и желательно потратить в наиболее эффективной форме, такой, чтобы они мобилизовывали деньги частного сектора", — уточнил Алексей Улюкаев.

Владимир Кузьмин

 

 

Заявив о готовности обнулить НДПИ для нефти, произведенной из шламов.

"Известия"

Минэнерго может предоставить налоговые льготы переработчикам нефтяных отходов. Такое предложение прозвучало в ходе круглого стола "Энергоэффективность нефтегазовой отрасли: место России в мировом рейтинге и программа действий", который прошел в рамках конференции ENEL-2013. Гендиректор компании "Экотехпром" (занимается утилизацией нефтяных отходов) Павел Маслаков обратился к замглавы Минэнерго Кириллу Молодцову с просьбой пересмотреть размер НДПИ для нефти, полученной в результате переработки нефтяных шламов. По оценкам Маслакова, массовое внедрение технологии переработки шламов может принести дополнительно 1-2% нефти от общей добычи на месторождении. В целом по стране это до 10 млн т нефти в год.

По словам Маслакова, в России скопились десятки миллионов тонн нефтяных отходов, из которых можно сделать новую нефть, и себестоимость работ — от 500 до 3 тыс. рублей за 1 куб. м шлама плюс оплата услуг компании. Но пока для нефтяных компаний это экономически нерентабельно, поскольку кроме немалых затрат на переработку с каждой тонны произведенной таким образом нефти приходится платить НДПИ (базовая ставка налога в 2013 году составила 470 рублей за 1 т нефти).

Предложение Маслакова неожиданно получило поддержку чиновников. По словам Кирилла Молодцова, ведомство готово пересмотреть размер НДПИ для той нефти, которая получается в результате переработки шламов. Если технология покажет свою эффективность, Минэнерго готово приравнять произведенную таким образом нефть к "трудноизвлекаемым запасам", обнулив НДПИ для нее.

По данным Росприроднадзора, только в 2012 году в России скопилось 12,1 млн т нефтяных отходов. Из них обезврежено всего лишь 603 тыс. т, использовано — 2,8 млн т. По словам начальника управления Росприроднадзора Натальи Соколовой, некоторые нефтешламовые амбары хранят опасные отходы десятилетиями, но компаниям выгоднее платить штрафы за загрязнение почв, чем использовать современные технологии утилизации этих отходов. Различных технологий нейтрализации нефтяных шламов сейчас много, но, по словам Соколовой, большинство из них слишком дорого. Производство нефти из шлама оказалось бы весьма полезным при условии, если технология будет одобрена государственной экспертизой и покажет свою результативность, добавила Соколова.
Как рассказал Павел Маслаков, его фирма уже применяет свою технологию в работе с входящей в "Роснефть" компанией "Самаранефтегаз". Но сами нефтяники пока относятся к перспективе массового внедрения этой технологии с недоверием.

Источник в "Роснефти" подтвердил, что работы по производству нефти из отходов действительно проводились, но пока не показали экономической эффективности. По словам источника в "Лукойле", технология выглядит нереальной, поскольку будь она результативна, ею бы активно пользовались крупнейшие мировые мейджоры. Он дал понять, что компания утилизирует свои отходы традиционными способами. Представитель "Газпром нефти" рассказал, что его компания максимально откачивает содержащуюся в нефтешламе жидкую фазу, а затем полученную жидкость отправляет в цех подготовки нефти. Представитель НК "Альянс" сообщил, что на Хабаровском НПЗ утилизируют шламы по немецкой технологии, а на месторождениях проблемы утилизации нефтяных отходов в промышленных масштабах просто нет.

Людмила Подобедова

 

 

<< Ноябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ