Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.11.2015

Через бюджет РФ перераспределяется уже 40% ВВП.

"Независимая газета"

Российский Минфин признал нестабильность бюджетной системы РФ, которая может просуществовать в нынешнем виде не больше двух-трех лет. Властям придется либо сокращать социальные расходы, либо повышать налоги, предупредил вчера министр финансов Антон Силуанов. Между тем даже при нынешнем уровне налогов экономика РФ не сможет вернуться к росту, считают экономисты.

Правительству РФ через два-три года придется повышать налоги, если не удастся сократить расходы бюджета до уровня сократившихся доходов. Об этом министр финансов РФ Антон Силуанов заявил вчера на форуме Финансового университета при правительстве РФ. По его словам, слишком большая доля ВВП — 40% — перераспределяется через бюджетную систему. При этом уровень дефицита федерального бюджета в 3% ВВП, отметил он, также слишком велик для экономики РФ. "Мы можем потянуть один-два года, дальше нужно сокращать расходы", — цитирует Силуанова Интерфакс.

При этом Силуанов выступил вчера в весьма необычной роли борца с высокими налогами. "Бюджет в меньшей степени должен претендовать на тот пирог, который распределяется в государстве, при этом структура расходов должна быть тоже другой. Неэффективно тратятся и те ресурсы, которые попадают в бюджет. Больше средств надо направлять в инфраструктуру и человеческий капитал", — сформулировал Силуанов.

"Инфляция будет расти более высокими темпами, будет съедать все наши доходы, это приведет к тому, что будут расти процентные ставки, которые не будут давать развиваться экономике. Или это может привести к тому, что мы через два-три года скажем, что мы не можем потянуть такой объем расходов и нам нужно повышать налоги. Эти все направления — тупиковый путь", — передает Reuters слова министра. При этом агентство напоминает, что правительство не может не только снижать налоги, но даже соблюдать собственные обещания по стабилизации налоговой нагрузки.

Несмотря на обещание не менять налоговый режим до 2018 года, дешевая нефть и экономическая ситуация внутри страны заставили власти пересмотреть параметры налогообложения нефтяной отрасли, отмечает Reuters.

Примечательно, что вчера же подтвердились ожидания сокращения инвестиций нефтяниками из-за увеличения для них налогов.

ЛУКОЙЛ в 2016 году может сократить инвестиционную программу на 12-14% в связи с решением правительства о заморозке экспортной пошлины. Об этом сообщил глава компании Вагит Алекперов, передает РИА Новости.

"Наша ситуация говорит о том, что необходимо больше денег оставлять в частном секторе, сокращая объемы перераспределения через бюджет, с другой стороны, повышая качество бюджетных расходов. Если не будем этого делать, нам не унести такой объем расходов", — сообщил вчера Силуанов. "Через два-три года скажем, что мы не можем потянуть такие расходы и нужно повышать налоги", — предупредил министр.

По словам Силуанова, правительству следует резко снизить социальные расходы. "У нас до сих пор социальная поддержка в большей степени развита, чем во времена Советского Союза. Мы не можем себе этого позволить, не можем потянуть такой объем. Либо должны расплачиваться инфляцией, налогами или снижением темпов роста экономики в результате роста процентных ставок", — утверждает глава Минфина.

Впрочем, связь процентных ставок с уровнем социальных расходов, которую выводит Силуанов, многим может показаться надуманной. Так, последний подъем процентных ставок Центробанком не имел никакого отношения ни к социальным расходам, ни к инфляции. Не секрет, что ключевая ставка была повышена Центробанком в декабре прошлого года из-за потери контроля над валютным рынком.

Удивительно, но нынешняя риторика Антона Силуанова во многом перекликается с рекомендациями советника президента РФ Сергея Глазьева или известного доклада Столыпинского клуба. Эти экономисты также предлагают снизить процентные ставки и ослабить налоговое бремя для бизнеса.

"С той налоговой нагрузкой, которая существует в российской экономике, где-то 37-40% ВВП, экономика не растет", — утверждает завотделом ИМЭМО РАН Яков Миркин, один из авторов доклада Столыпинского клуба.

По его словам, из-за политики повышения процентных ставок экономика попала в ловушку. "Мы оказались в стагфляционной ловушке. Имеющиеся в экономике деньги начали перетекать в спекулятивно-валютный сектор", — заявил вчера Сергей Глазьев, который выступал на форуме после Силуанова. Без кредита экономического роста не бывает,  напомнил советник президента.   

Михаил Сергеев

 

 

Компании смогут оперативно обжаловать решения антимонопольных органов в центральном аппарате ФАС. Практика станет более единообразной, ждут эксперты.

"Ведомости"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регламентирует работу внутренней апелляции для пересмотра решений своих территориальных управлений. Ее создание было закреплено четвертым антимонопольным пакетом (поправки в закон "О защите конкуренции"), который вступает в силу с 2016 г. Предложения ФАС о досудебном обжаловании всех решений опубликованы на regulation.gov.ru. Они вводят примирительную процедуру во время рассмотрения жалобы, которую сможет инициировать ФАС, и устанавливают срок подачи апелляции — один месяц со дня принятия решения или выдачи предписания. Рассмотрена жалоба должна быть в течение двух месяцев. Коллегия будет работать на постоянной основе, ее состав будет утвержден приказом ФАС, следует из опубликованного документа. Но принять участие в обжаловании можно будет только через систему видеоконференцсвязи, подав специальное заявление.

Процедура выгодна бизнесу: она менее затратна и быстрее, чем судебное разбирательство, считает сотрудник ФАС: при разработке учитывался мировой опыт урегулирования споров до суда, например в США, где до суда доводится только 10% споров. Хорошая идея — сделать отношения ФАС и бизнеса более партнерскими, говорит федеральный чиновник, но невозможность лично присутствовать при рассмотрении дела вызывает вопросы. Обязательное участие стороны в рассмотрении всех жалоб увеличит срок их рассмотрения и может повлечь за собой дополнительные затраты для самих компаний, объясняет сотрудник ФАС, а так они могут наблюдать за рассмотрением жалобы и участвовать в ней дистанционно, не приезжая в центральный аппарат. Это нормальная практика, говорит партнер KK&P Максим Кульков: главный принцип — обеспечить ускоренное и дешевое рассмотрение дел. На обжалование решений в судах уходит до года, а сам госконтракт может быть заключен на год, объясняет он: тогда теряется смысл всего рассмотрения. Представитель ФАС не ответил на запрос "Ведомостей".

Сейчас единой практики в системе ФАС нет, говорит Кульков: например, центральный аппарат ФАС считает, что в один лот нельзя включать услуги по строительству и по разработке проектной документации по нему, а также поставку оборудования и материалов, но иногда территориальные управления признавали такую практику. Татарстанское УФАС подозревало торговые сети, продающие электронную бытовую технику, в нарушениях, но методика доказывания не соответствовала правилам центрального аппарата, вспоминал партнер GBLP Николай Вознесенский, решение было отменено судом третьей инстанции. В 2014 г. удмуртское УФАС признало вертикальное соглашение крупного банка законным, а другое — возбудило дело, вспоминает Екатерина Леоненкова из "Яковлев и партнеры", а суды подтвердили обе позиции. Естественно, на тот момент внутренняя апелляция помогла бы, считает она. По данным ФАС за 2014 г., возбуждено было 9755 дел, из которых 2694 было обжаловано, а отменено — 430.

Елизавета Базанова

 

 

"Лукойл" объявил о снижении инвестиций на 12-14% из-за роста налогов, но пообещал нарастить добычу через два года.

"Ведомости"

В 2016 г. "Лукойл" снизит инвестпрограмму на 12-14% по сравнению с 2015 г. из-за изменения налогообложения, сообщил президент "Лукойла" Вагит Алекперов. "В связи с изменением, которое произошло по отношению к налоговому маневру в первоначальной редакции, "Лукойл" в 2016 г. заплатит около 40 млрд руб. дополнительных налогов", — пояснил он (по "Интерфаксу"). Правление "Лукойла" обсудит инвестиционную программу на 2016–2018 гг. 30 ноября. В начале сентября Алекперов в интервью "Ведомостям" говорил, что инвестиции на 2016 г. останутся почти на уровне этого года: "Мы завершаем вопрос модернизации и переориентируем наши инвестиции в геологоразведку и добычу. В следующем году будет увеличение инвестиций только в геологоразведку и добычу".

В июне он говорил, что инвестпрограмма в 2015 г. составит $12,5 млрд. То есть в 2016 г. она может сократиться до $10,75-11 млрд. В этом году "Лукойл" тоже сократил инвестиции: в первом полугодии — в 1,5 раза до $5,23 млрд по сравнению с тем же периодом 2014 г., раскрывала компания в отчете: "В России капитальные затраты снизились в основном за счет обесценения рубля".

Налоговый маневр, который действует с 1 января 2015 г., предполагал снижение ставки экспортной пошлины со следующего года с 42 до 36%. Но государство решило оставить действующую ставку на весь 2016 год. Дополнительные доходы бюджета оцениваются в 193 млрд руб. Нефтяники сразу заявили, что будут снижать инвестиции.

Предполагается, что с 2017 г. пошлина на нефть составит 30%. "Гарантий по нынешним меркам не может дать никто", — говорил недавно вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, стабильность доходов в бюджет обеспечивается в первую очередь поддержанием добычи, а не увеличением пошлин. "Мы надеемся, что в 2017 г. правительство вернется к исходной редакции налогового маневра", — сказал Алекперов.

В 2016 г. "Лукойлу" придется привлекать кредиты "в пределах $600-800 млн" для ввода новых проектов. "Мы вводим гидрокрекинг в Волгограде, вводим крупное месторождение — им. Филановского — на Каспии, крупное месторождение на Ямале. В феврале мы хотим получить первый каспийский газ на наш нефтехимический завод в Буденновске", — рассказал Алекперов. Чистый долг "Лукойла" на конец июня — $10,3 млрд, или 0,6 EBITDA.

За счет ввода месторождений им. Филановского и Пякяхинкого добыча нефти компании стабилизируется в 2016 г. на уровне 86-87 млн т, сообщил президент "Лукойла". А в 2017 г. начнется рост на 1,5-2 млн т в год. Из-за истощения месторождений в Западной Сибири добыча "Лукойла" в России ежегодно падала вплоть до 2013 г. В 2013 г. компании удалось переломить многолетний тренд и нарастить добычу в России на 0,9 млн т до 85,5 млн т. В прошлом году "Лукойл" добыл в России 86,3 млн т.

Основной пик вложений "Лукойла" пришелся на 2014-2015 гг., поэтому снижение инвестиций было ожидаемо и не связано с ростом налогов, считает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. По его мнению, капвложения других компаний в 2016 г. в рублевом выражении останутся на уровне 2015 г. Нефтяные компании постараются не снижать инвестиции в добычу, говорит аналитик "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин: "Снижать добычу нефти будет политически недопустимо". В октябре российские компании поставили очередной рекорд — 10,78 млн барр./сутки. Но Минэнерго считает, что в 2017 г. добыча может упасть на 10 млн т, так как компании переносят сроки лицензионных обязательств из-за плохой конъюнктуры, санкций и нехватки инвестиций.

Галина Старинская

 

 

Соцнормы на электроэнергию в 2016 году хотят отменить. Что взамен?

"Российская газета"

В России может появиться "абонентская плата" за электроэнергию. А установленные регионами социальные нормы на свет хотят отменить и ввести новые нормативы по всей стране.

Все это может стать реальностью уже в 2016 году. Проект постановления правительства по этому поводу для общественного обсуждения опубликовало минэнерго.

Если документ вступит в силу, то регионы больше не будут экспериментировать с соцнормами на свет. К первому июля 2016 года все действующие схемы предлагается отменить. Вместо этого могут появиться два новых варианта расчета стоимости электроэнергии. Какой из них выбрать, предстоит решать гражданам. При наличии специального счетчика можно будет платить по трехзонному тарифу, когда в сутках выделяют три периода: пик, полупик, ночь и "привязывают" к ним стоимость электроэнергии.

По другой схеме величина итогового платежа будет зависеть от количества электроэнергии, потраченной за месяц. При этом на 150 киловатт-часов тарифы установят минимальные.

Электроэнергия, израсходованная в объеме 151 — 600 киловатт-часов, будет стоить на 12 процентов больше. И самый высокий тариф — базовая ставка, увеличенная на 52 процента, будет применяться к объему электроэнергии, потраченной сверх 600 киловатт-часов в месяц.

Некоторые категории населения смогут рассчитывать на льготы. В этом списке пенсионеры, многодетные родители, семьи, где есть люди с ограниченными возможностями.

Проект постановления правительства также подразумевает введение так называемой абонентской платы за электроэнергию. Это будет фиксированный платеж за содержание электрических сетей в составе общего платежа за свет. С 1 июля 2016 года он составит 20 рублей в месяц, а потом будет индексироваться с учетом прогнозного индекса инфляции.

Для большинства потребителей появление нового платежа ничего не изменит, так как содержание сетей сегодня уже включено в тарифы, по которым граждане платят за электроэнергию. Дополнительные расходы появятся лишь у владельцев пустующих квартир и домов.
Несмотря на то что там есть все коммуникации, ими никто не пользуется и по действующим правилам ничего не платит. Это значит, что поставщики ресурсов, тратя деньги на подключение сетей и поддержание их в исправном состоянии, сталкиваются с проблемой компенсации своих расходов. В результате дополнительная финансовая нагрузка ложится на потребителей, которые постоянно живут в своих квартирах и домах, расходуют электроэнергию и платят по счетам. Поэтому "абонентская плата" — здравая инициатива, — говорит Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления "Городское хозяйство" "Института экономики города".

Этот фиксированный платеж, по мнению эксперта, позволит компенсировать затраты электросетей на поддержание постоянной готовности оборудования и электротехнических объектов, а заодно снизить нагрузку на других потребителей.

"Что касается новых правил расчета платы за электроэнергию, то, несмотря на то что в проекте, разработанном минэнерго, нет упоминания социальных норм, новый принцип расчета платежа исходя из объема потраченной электроэнергии к ним очень близок", — полагает Гордеев. Однако есть принципиальное отличие: оно заключается в том, что соцнормы устанавливались из расчета на человека в месяц, а в том варианте, который предлагает минэнерго, потребление электроэнергии привязано в целом к домохозяйству.

"Можно сделать вывод, что если новые правила будут приняты, основная нагрузка ляжет на домохозяйства, где проживает большое количество людей. А ведь в России не редкость, когда в одном доме живут несколько поколений, — рассуждает эксперт. — У них потребление будет большим, следовательно, и платить им придется по более высоким ставкам. Однако поскольку это проект, есть надежда, что минэнерго еще внесет в документ корректировки".

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" вспоминает, что когда в регионах вводились соцнормы на электроэнергию, главным вопросом было, кто заинтересован в такой реформе. "Оказалось, что помимо населения против были даже энергетики. Так как во многих регионах избыточное производство электроэнергии, крупные генерации боялись, что потребление из-за соцнорм сократится", — поясняет Разворотнева, добавляя, что новая инициатива вызывает похожие вопросы.

Александр Григорьев, зам. генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), напротив, полагает, что предлагаемая минэнерго схема по сравнению с механизмом соцнорм — это шаг вперед. Ведь в этом случае ограничивается не потребление социально необходимых ресурсов, а их сверхпотребление. "Когда соцнорма вводилась, я обращал внимание на опыт других стран, где применялись именно механизмы ограничения сверхпотребления электроэнергии и существовало трехуровневое тарифное меню для бытовых потребителей. Так на Украине верхняя граница проходит как раз по отметке в 600 киловатт-часов в месяц. Так что Америки мы не открываем. Это вполне разумный и работающий в мировой практике механизм", — заключает эксперт.

О реформе коммунальных платежей и введении соцнорм в России впервые заговорили в 2013 году. Начать предлагалось со света. В основу нового механизма расчета платежей был положен принцип: больше потребляешь, больше платишь.

Юлия Кривошапко

<< Ноябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ