media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

25.12.2014

В аварии на Саяно-Шушенской ГЭС виноваты семеро ее сотрудников, решил суд. Работники электростанции сомневаются — они просят президента провести новое расследование.

"Ведомости"

Семеро сотрудников Саяно-Шушенской ГЭС признаны виновными в нарушениях правил безопасности (ч. 3 ст. 216 Уголовного кодекса), которые в августе 2009 г. привели к трагической аварии на гидроэлектростанции, следует из сообщения Саяногорского городского суда. Бывший главный инженер ГЭС Андрей Митрофанов, экс-директор электростанции Николай Неволько и бывшие заместители главного инженера ГЭС — Геннадий Никитенко и Евгений Шерварли получили сроки от 5,5 до 6 лет лишения свободы, бывшие сотрудники службы мониторинга оборудования Александр Клюкач и Александр Матвиенко — 4,5 года условно, их коллега Владимир Белобородов — 4,5 года лишения свободы, но был амнистирован.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС случилась 17 августа 2009 г. Шпильки, которые держали крышку гидроагрегата № 2, не выдержали давления, крышку сорвало, а сам он вылетел на бьющей струе воды, которая затопила машинный зал и подсобные помещения. Погибли 75 человек, были повреждены все 10 гидроагрегатов.

Следствие и суд установили, что Неволько не выполнил современный и качественный монтаж оборудования и утвердил план действий в случае чрезвычайных ситуаций, где не было рекомендаций на случай затопления ГЭС, говорится в официальном сообщении СКР. Главный инженер Митрофанов знал, что гидроагрегат № 2 работает с повышенной вибрацией, но продолжал его эксплуатацию. Шерварли и Никитенко не обеспечили постоянного контроля за состоянием крышки гидротурбины. Белобородов и Клюкач намеренно завышали оценки вибрационного состояния гидроагрегата № 2, а их начальник Матвиенко игнорировал рост не менее чем в 3 раза уровня вибрации указанного гидроагрегата.

Суд проходил со значительными нарушениями, а решение было вынесено на основании заключения российского экологического фонда "Техэко", эксперты которого не являлись гидротехниками, рассказывает адвокат Неволько Александр Кочубин. По его словам, защита неоднократно ходатайствовала о привлечении компетентных экспертов, но суд всегда отказывал. В выводы экспертизы не верят и сотрудники ГЭС. Они написали письмо президенту Владимиру Путину, в котором просят провести новое расследование причин аварии (письмо подписало более 2000 человек, копия есть у "Ведомостей"). Ведущие специалисты по вибромониторингу сообщили суду, что никакой длительной вибрации гидроагрегата перед аварией не было, не чувствовали ее и работавшие в здании перед аварией сотрудники, говорится в письме. Вибрацию зафиксировал только один из 10 датчиков экспериментальной измерительной системы, которая не была введена в эксплуатацию, этот датчик показывал повышенную вибрацию и на остановленном гидроагрегате, рассказывает руководитель Саяно-Шушенского учебного центра Вадим Затеев. Особенность работы эксплуатирующих ГЭС специалистов состоит в том, что они работают только по инструкциям завода-изготовителя, или генпроектировщика, рассказывает он. По регламенту завода шпильки, из-за обрыва которых произошла авария, должны были работать 30 лет без замены, отмечает Затеев.

Среди специалистов и ученых в области гидроэнергетики нет единого мнения о причинах аварии, научная дискуссия продолжается, признает представитель "Русгидро" Елена Вишнякова. В то же время реализованные после аварии мероприятия исключают повторение подобной аварии, указывает она. Компания заплатила 11,7 млрд руб. (без НДС) за новые гидроагрегаты "Силовых машин" (в них входит и Ленинградский металлический завод — поставщик аварийного агрегата № 2), с улучшенными характеристиками. Представитель "Силовых машин" на вопросы не ответил.

Алина Фадеева

 

 

Саудовская Аравия играет на снижение ценовых ориентиров, несмотря на риск бюджетного дефицита.

"Независимая газета"

Падение цен на нефть до уровня ниже 60 долл. вызвало панику на российском валютном рынке. Многие аналитики заговорили о цене чуть ли не 40 долл. за баррель. Действительно, нельзя исключать, что цена на нефть упадет до этого уровня, но ненадолго. Можно даже утверждать, что, хотя цены и не вернутся в ближайшее время к максимумам лета 2008 года, эра дешевой нефти позади. Средняя себестоимость добычи нефти имеет тенденцию к повышению, и это служит сдерживающим фактором, не дающим ценам рухнуть до новых минимумов.

Коллапс нефтяных котировок вызван многими причинами. Это и сильный доллар, и демпинг со стороны Саудовской Аравии, и добыча неконвенциональной нефти в США, и неважное самочувствие мировой экономики. Решение Организации стран — экспортеров нефти не сокращать добычу в условиях слабого спроса также послужило причиной очередного падения цен на черное золото.

Приведем несколько примеров. Из-за увеличения внутренней добычи нефти импорт в США сократился с пиковых 10,8 млн барр. в день в июле 2005 года примерно до 7,6 млн барр. в день в июле 2014-го. Первой жертвой американской сланцевой революции стала Нигерия. Страна, еще в феврале 2006 года поставлявшая Америке 1,3 млн барр. в день, полностью прекратила экспорт черного золота в США в июле с.г. Другие поставщики, такие как Алжир, Ангола и Ливия, сокращая экспорт нефти в США, переориентируются на азиатских покупателей. Лишь Саудовская Аравия и Кувейт смогли нарастить экспорт нефти в США, продавая ее по демпинговым ценам. Скидка при поставках в США достигала 0,7 долл. за баррель, дискаунт для азиатских потребителей — 2 долл. за баррель. В условиях слабого рынка скидки ведут к дальнейшему снижению ценовых ориентиров.

Цель Эр-Рияда — сохранение позиции на мировых нефтяных рынках, выдавливание конкурентов с высокой себестоимостью добычи нефти и высокой долей нефтегазовых доходов в нацбюджетах. Так, низкие цены — это серьезный удар по Венесуэле, а также странам — производителям нефти с большим населением, таким как Иран и Россия. Прогнозная цена на нефть в бюджете Ирана снижена до 80 долл. за баррель, и это не предел. Скорее всего Москва также будет вынуждена существенно снизить прогнозную цену в бюджете на 2015 год.

Казалось бы, бюджет Саудовской Аравии также зависит на 90% от торговли энергоресурсами, и Эр-Рияду также невыгодна низкая цена на нефть. Бюджет королевства, сверстанный исходя из 90 долл. за баррель, станет дефицитным и будет нуждаться в пересмотре и внешней поддержке. Конечно, для покрытия госрасходов в течение нескольких лет даже при очень низкой цене на нефть 738 млрд долл. (валютный Резервный фонд Саудовской Аравии) будет достаточно, но быстрый рост населения и потребления энергоресурсов не позволяет чрезмерно рассчитывать на такой способ борьбы с бюджетным дефицитом.

Отметим, что нынешний ценовой уровень комфортен для российских и иранских компаний — производителей традиционной нефти, но не для западных нефтяных мэйджоров, чья добыча во многом обеспечивается дорогостоящими и долгосрочными проектами. Себестоимость добычи нефтеносных песков Канады колеблется в границах 70 долл. за баррель, на большинстве сланцевых месторождений США — от 55 до 65 долл. за баррель на старых месторождениях и до 80 долл. — на новых. Падение цен уже сказалось на основных показателях отрасли. За последние шесть месяцев рыночная капитализация этих предприятий резко упала, и некоторые из них существенно сократили инвестиционную программу.

Хотя нынешняя цена некомфортна для производителей неконвенциональной нефти в Северной Америке и для операторов сложных шельфовых проектов, это не означает, что добыча сразу остановится, хотя поддерживать ее на прежнем уровне в течение длительного времени, тем более наращивать, будет сложно. Поэтому саудовцы могут потеснить дешевой нефтью конкурентов, заняв дополнительный сегмент на рынке. Так, по мнению вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна, в ближайшие два года с мирового рынка уйдет 1 млн барр./день дорогой нефти.

Период относительно низких цен продлится довольно долго, хотя нельзя исключать, что после рекордного падения цена Brent стабилизируется на уровне 60 долл. за баррель и, возможно, через какое-то время даже поползет вверх. Для поддержки этого тренда необходимо повышение спроса и/или сокращение добычи.

Пока нельзя надеяться на увеличение спроса. Спад в экономике Японии оказался сильнее, чем прогнозировалось, а рост ВВП Китая замедляется и в 2015 году снизится до 7,1%. Падение цен на нефть пока не привело к перелому экономической ситуации в ЕС — свою роль сыграли ценники в долларах и экономическая стагнация. Даже по новым, менее жестким методикам учета экономической статистики ВВП еврозоны вырос всего на 0,2% в третьем квартале 2014 года. Вместе с падением курса евро нефть стоит не столь дешево в ЕС, одном из основных импортеров. На ценовом пике в 147 долл. за баррель летом 2008 года нефть стоила чуть более 92 евро. Сегодня цена в долларах упала почти в два с половиной раза, но нефть все еще стоит дороже для потребителей еврозоны: почти 50 евро, или 55% от максимума. Да и биржи многих европейских государств до сих пор не вернулись к летним максимумам. Так, например, французский биржевой индекс CAC40 спустился с максимума в 4595 в начале лета до 4006 в "черный понедельник" 15 декабря. В пятницу 19 декабря он смог подняться лишь до 4230.

Сократится ли предложение? Вполне вероятно, и довольно скоро. Причем как на шельфовых проектах за пределами Северной Америки, так и на сланцевых месторождениях в самих США. По данным Baker Hughes, число одновременно действующих буровых установок в Америке пока не снизилось и остается стабильным, как и количество пробуренных нефтяных скважин. Следует вместе с тем отметить, что падение цен на нефть снизило интерес к получению лицензий для бурения новых нефтяных скважин. По статистике компании Drilling Info Inc, число выданных разрешений снизилось с 7227 в октябре до 4520 в ноябре. Таким образом, снижение предложения и рост спроса должны привести к выравниванию цен на нефть. Правда, нам не следует надеяться на дорогую нефть, во всяком случае в среднесрочной перспективе.

Данила Бочкарев

 

 

Цены на бензин начнут повышаться в январе.

"РБК daily"

Бензин на московских заправках дешевеет вторую неделю подряд, но уже в ближайшие дни цены вновь могут пойти вверх. Биржевые котировки на топливо за неделю уже выросли на 4,6%, а производители топлива уже готовятся к существенному, примерно на 1 руб. за литр, повышению цен в январе. Причина — вступление в силу налогового маневра в нефтяной отрасли, а также рост стоимости кредитных ресурсов.

Цены на старте

После значительного периода падения оптовых цен на бензин биржевая стоимость автомобильного топлива АИ-92 и АИ-95 вновь пошла вверх. Она растет уже шестой день, в целом уже на 1409 руб. за тонну, до 31 994 руб. (+4,61% к цене 18 декабря).
В рознице пока обратная ситуация: после недавней критики Владимира Путина продавцы нефтепродуктов синхронно снизили цены на заправках. По данным Московской топливной ассоциации, с 15 по 22 декабря АИ-92 подешевел на 8 коп., АИ-95 — на 10 коп. А в целом за две последние недели цены на 92-й и 95-й снизились на 39 и 36 коп. соответственно.

Однако падение ценников на АЗС прервется уже в январе: ЛУКОЙЛ и его контрагенты планируют повысить цены на заправках уже с начала года не менее чем на рубль за литр, сообщают источники РБК в компании. Представитель ЛУКОЙЛа не исключил возможности повышения цен на топливо с начала будущего года, однако насколько они вырастут, не уточнил."Роснефть" осознает свою социальную ответственность и предпринимает меры по предотвращению скачков цен", — заявил РБК представитель компании. При этом в компании указывают на совокупность факторов, которые все же будут способствовать росту цен на заправках в начале будущего года. На уровень цен на АЗС повлияют рост железнодорожных тарифов и изменение налогового режима для нефтяной отрасли. "Значительную долю в цене топлива занимают налоговая нагрузка и издержки на транспортировку нефтепродуктов", — говорит представитель "Роснефти".

По словам представителя "Башнефти" Александра Шадрина, действия "Башнефти" в рознице будут зависеть "от совокупности рыночных факторов", а пока она снижает цены на АЗС. Источник РБК в "Башнефти" уточнил, что компания не ринется первой повышать цены на АЗС, но если крупные компании их поднимут, то в стороне не останется.

По словам близкого к "Газпром нефти" источника РБК, нефтяная "дочка" "Газпрома" как минимум до середины января намерена продолжить снижать цены на своих заправках.

"С нового года вырастает налоговая нагрузка на нефтяные компании. Это приведет к росту оптовых цен, из-за чего, скорее всего, поднимутся и розничные цены. В 2014 году оптовые цены в Москве выросли на 12–15%, розничные — до 8%. Объективных факторов снижения цен в рознице не было, не считая указания президента", — объясняет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Ранее чиновники Минфина заявляли, что из-за налогового маневра бензин может подорожать в рознице примерно на 3 руб. за литр, или на 10%. Но резкого повышения именно на такую величину не произойдет, говорит источник РБК на топливном рынке. Он утверждает, что крупные игроки будут с оглядкой друг на друга повышать цены.

"Флаг вам в руки и административный штраф на шею", — предупредил участников топливного рынка начальник управления контроля ТЭКа ФАС РФ Дмитрий Махонин, пояснив, что ФАС будет внимательно следить за ценовой ситуацией в розничном сегменте автомобильного топлива и рассматривать каждую ситуацию отдельно.

Регионы пойдут за Москвой

Региональные владельцы АЗС подтянутся к ценовому взлету вслед за своими поставщиками — крупными компаниями, рассказали РБК несколько региональных операторов, работающих от Крыма до Сибири. "Если мы будем повышать цены, делать это в первые дни января не намерены, но после праздников — вероятность велика. Главная причина — рост кредитных ставок и трудности с привлечением заемных средств. В январе придется контрактоваться только на две недели, занимая деньги под 35% годовых, это почти в три раза выше прежних банковских ставок", — рассказал председатель совета директоров новосибирской сети АЗС "Сибнефть" Геннадий Панкеев. Он говорит, что его компания будет ориентироваться на цены "Газпром нефти". "Цены у нас с 1 января не вырастут, но в течение зимы будут плавно расти в зависимости от цены поставок бензина", — сказал РБК директор ООО "Атан-Крым" Александр Терещенко.

Заместитель генерального директора ГК "Трасса" Дмитрий Кожух в числе главных причин возможного роста цен на заправках называет девальвацию рубля, рост потребительских цен, ставок по кредитам и налоговый маневр. "Все это привело к росту издержек. Какую часть в цене бензина отнести на счет налогового маневра, будет понятно только после первого квартала 2015 года. Только тогда рынок начнет реагировать. В январе–феврале цены на АЗС "Трассы" останутся неизменными или даже могут пойти вниз. Но мы будем действовать в соответствии с рынком. Поползут закупочные цены вверх — мы вынуждены будем повышать розничные цены", — говорит топ-менеджер.

Чиновники правительства уже готовы к повышению цен на топливо. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что ожидается "разумный рост цен на бензин — порядка 10%, может быть, чуть больше вследствие курсовых изменений". Министр энергетики Александр Новак также спрогнозировал 10-процентный рост на бензин в течение 2015 года.

Людмила Подобедова

<< Декабрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ