Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.01.2016

Правительство ужесточит фискальную систему.

"РБК daily"

Следующим шагом после объединения ФНС и ФТС станет ужесточение контроля за собираемостью налогов и таможенных платежей. Минфин хочет побороть серый импорт и предлагает отлучать должников перед бюджетом от госуслуг.

Собрать доходы любой ценой

Минфин готовит ужесточение фискальной системы по всем видам платежей в бюджет, новые меры коснутся не только бизнеса, но и граждан. Речь идет о широком наборе потенциальных мер — от фактического объединения налоговой декларации по НДС с таможенной декларацией до запрета должникам перед бюджетом пользоваться госуслугами.

РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами плана мероприятий по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и улучшению эффективности работы с дебиторской задолженностью. План подготовлен вслед за передачей ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования в единую систему администрирования платежей под руководством Минфина. Президент Владимир Путин подписал указ об этом 14 января, а спустя неделю замминистра финансов Максим Орешкин, выступая на коллегии Минфина, сообщил о том, что план направлен на изучение в правительство.

Как следует из документов, Минфин намерен собирать доходы максимально жестко. Так, гражданам — должникам по платежам в бюджет (неоплаченные штрафы и пени) предлагается запретить пользоваться госуслугами. Разработать детали этой меры Минюст и МВД предлагают к июню 2016 года. Пока неясно, доступ к каким госуслугам может быть ограничен. Как следует из портала gosuslugi.ru, самые распространенные — это выдача загранпаспорта, запись к врачу, регистрация автомобилей и т.д.

И это не все угрозы для граждан. Например, штрафы для неплательщиков могут принудительно взыскиваться через вычет из зарплаты. При этом обсуждается возможность заменять штрафы за неуплату в бюджет на обязательные принудительные работы, административный арест или дисквалификацию. Кроме того, предлагается запрещать въезд в Россию иностранцам, которые имеют долги перед российским бюджетом. Но предусматривается и возможность оплатить долги на границе.

Дополнительные проверки

В отношении компаний оперативные меры предусматривают запрет на участие в госконтрактах при наличии не только задолженности по налогам, но и по таможенным платежам. Саму систему проверок предлагается максимально расширить, прежде всего в части, которая касается внешнеэкономической деятельности. Предлагается наделить таможенные органы правом при проведении таможенной проверки запрашивать у банков документы и сведения, касающиеся не только деятельности непосредственно проверяемых организаций, но и связанных с ними лиц и компаний. Банки же могут получить право на отказ в валютной операции и на расторжение договора банковского счета в случае совершения клиентом незаконных валютных операций.

"Вопрос в том, чтобы не было избыточных проверок и запросов информации. Если информация касается непосредственно определенной партии товаров, то здесь вопросов нет. Но не нужно давать возможность [контрольным органам] расширительно толковать возможности проверок, — считает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Есть добропорядочные игроки, которые не создают компанию под конкретный груз. Расширительное толкование приведет к тому, что при ввозе груза начинает проверяться излишняя цепочка юридических лиц, которые не имеют отношения к данной поставке. Это избыточно".

Источник на рынке поставщиков продовольственных товаров считает, что введение этой нормы приведет к тому, что "рикошетно увеличится количество проверок, что не является плюсом для бизнеса", а эффективность данной меры в борьбе с серым импортом не прояснена.

Отбеливание серого импорта

Другой блок подготовленного плана напрямую направлен на борьбу с серыми импортными схемами. Так, предлагается установить обязанность налогоплательщика по отражению наименований и количества иностранных товаров в привязке к номеру таможенной декларации. По замыслу разработчиков предложений, такая информация должна будет отражаться и в декларации по НДС. Обсуждается возможность внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс уже в июне. "В условиях нынешней бюджетной ситуации фискальный эффект должен базироваться на изъятии несправедливого конкурентного преимущества тех, кто сейчас находится в серой зоне и не платит налоги", — объяснял Максим Орешкин основные принципы подхода к составлению плана мероприятий в минувшую пятницу.

Впрочем, источник РБК в правительстве говорит о том, что пока решено не торопиться с серьезным изменением правил, поскольку они требуют дополнительной оценки их влияния.

"К сожалению, в некоторых положениях плана речь идет именно о развитии системы наказания. А бизнесу, конечно, хотелось бы больше развития системы информационного учета НДС", — отмечает руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.

По ее словам, в части, касающейся уплаты НДС, хотелось бы видеть пункт об ускорении процесса возмещения НДС при экспорте и возврата этих сумм налогоплательщику. "Меры по принудительному взысканию штрафов в рамках мер по увеличению собираемости доходов нужно держать на особом контроле и провести консультации с бизнесом, чтобы не допустить избыточного усиления ответственности", — говорит эксперт.

Петр Нетреба, Яна Милюкова

 

 

Россия договаривается о финансировании проекта "Ямал СПГ" французскими банками. Кредитовать проект напрямую они не могут из-за санкций — возможно, деньги пойдут подрядчикам.

"Ведомости"

Минэкономразвития провело переговоры с французскими коллегами-чиновниками о возможности привлечь французские банки к финансированию "Ямал СПГ", несмотря на санкции, рассказал министр экономического развития России Алексей Улюкаев после встречи с министром экономики Франции Эманюэлем Макроном. Удалось найти способ финансирования, безопасный для французских банков, — какой именно, Улюкаев не уточнил.

Париж хочет получить гарантии Вашингтона, что французские банки не попадут под санкции из-за финансирования проекта "Ямал СПГ", пишет AFP. "Это не проблема французских или европейских санкций, это проблема американских санкций", — отметил Макрон (цитата по AFP). "Французы хотели бы иметь гарантии, что они не попадут под санкции американских властей из-за участия в проекте "Ямал СПГ", ведь партнеры Total включены в американские санкционные списки", — добавил Макрон.

Проект "Ямал СПГ" предполагает строительство к 2017 г. завода мощностью 16,5 млн т СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения. Стоимость проекта — почти $27 млрд (по нынешнему курсу — около 2,16 трлн руб.), 150 млрд руб. вложено из фонда национального благосостояния (ФНБ). Попавший под американские санкции "Новатэк" владеет 60%, французская Total и китайская CNPC — по 20%. В конце 2015 г. китайский Silk Road Fund подписал соглашение с "Новатэком" о приобретении у него 9,9%. Планировалось, что 30-40% инвестиций в проект вложат акционеры, остальное составит проектное финансирование. Среди возможных кредиторов, кроме китайских и российских банков, в 2013 г. фигурировали арабские фонды, американский Экспортно-импортный банк и европейские банки (в том числе французские).

После включения "Новатэка" в санкционный список переговоры шли в первую очередь с китайцами. На днях предправления "Новатэка" Леонид Михельсон рассказал, что китайские банки профинансируют "Ямал СПГ" в основном в евро и частично в юанях. 60% средств предоставит China Development Bank, 40% — China EximBank (суммы Михельсон не назвал, но ранее сообщалось, что китайские банки обещали $12 млрд). Сбербанк предоставит $3 млрд, Газпромбанк — $1 млрд под гарантии ЭКСАР. Также $3 млрд обещал ВЭБ — стороны договорились об этом кредите давно и проблем по нему нет, сказал Михельсон.

Вопрос, кто из французских банков будет финансировать проект, пока открыт, признается представитель Минэкономразвития. Переговоры о привлечении средств продолжаются, добавил представитель Total. Человек, близкий к участникам переговоров, рассказал, что кредиты будут предоставляться под гарантии французского экспортно-импортного агентства COFACE.

Рассматривались разные схемы организации французского финансирования, в том числе предоставление средств на строительство танкерного флота, рассказал источник, близкий к одной из сторон переговоров. Схема, где финансирование идет опосредованно через контрагентов-поставщиков, позволит обойти санкционные запреты, считает руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян. По его словам, финансирование не может быть связано с компаниями, которые попали под санкции, даже гарантиями, залогами или иными видами обеспечения. "Поэтому так важны переговоры с французами — чтобы убедить партнеров полностью взять на себя кредитные риски", — подчеркнул он.

Представители "Новатэка", Росбанка (группа Societe Generale) и BNP Paribas отказались от комментариев, представители минэкономики Франции, "Ямал СПГ" и Credit Agricole не ответили на вопросы.

Мария Тодорова

 

 

Газовое противостояние между Киевом и Москвой продолжается.

"Новые Известия"

В конце минувшей недели Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выставил "Газпрому" штраф в размере 3,5 млрд. долларов, обвинив российскую компанию в злоупотреблении правом единственного покупателя услуги по транспортировке газа через территорию Украины. "Газпром" в свою очередь назвал эти претензии совершенно необоснованными. А эксперты видят в этом ответ на чуть ранее выставленный уже "Газпромом" счет украинскому "Нафтогазу" за невыбранный в третьем квартале 2015 года газ.

Пока закупки газа у России в силу достаточного количества в подземных газовых хранилищах (ПГХ) Украины потеряли свою остроту, стороны нашли другие поводы для взаимных претензий. По заявлениям АМКУ, "в течение 2009-2015 годов "Газпром" постоянно нарушал условия контракта с "Нафтогазом Украины" и игнорировал любые обращения по приведению условий сотрудничества до экономически обоснованных и взаимовыгодных. Соответствующее поведение "Газпрома" было бы невозможно в условиях существования значительной конкуренции".

Впрочем, каким образом эта конкуренция должна была быть достигнута в ситуации, когда Россия — единственная страна, нуждающаяся в транзите газа через территорию Украины, не объясняется.

В самом "Газпроме" выставленные претензии назвали необоснованными и вызывающими крайнее удивление, поскольку она не осуществляет на территории Украины предпринимательской деятельности, а только передает природный газ "Нафтогазу" на западной границе России для поставки потребителям и получает протранспортированный газ на западной границе Украины уже для передачи своим европейским покупателям. Так что не чем иным, как попыткой давления, предъявленный иск в "Газпроме" назвать не могут.

При этом обращает на себя внимание, что он появился в ответ на выставленный "Газпромом" счет в 2,549 млрд. долларов на оплату газа, не выбранного украинской стороной в третьем квартале 2015 года. Напомним, что в ныне действующем контракте между "Газпромом" и "Нафтогазом" прописан принцип "бери или плати". То есть покупатель (в данном случае Украина) обязуется ежегодно оплачивать минимальное годовое количество газа вне зависимости от того, нужно ли ему столько. В соответствии с условиями контракта в третьем квартале 2015 года этот объем составил 10,485 млрд. кубометров газа. Но в этот период Украина фактически отказалась от закупок у России, хотя никаких договоренностей о неприменении правила "бери или плати" не было, отметил глава "Газпрома" Алексей Миллер.

Между тем Украина с 1 января 2016 года уже повысила стоимость транспортировки газа через свою территорию — с 2,7 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 километров до 4,6 доллара, приведя, по ее заявлениям, ставку "в соответствие с европейскими принципами". Напомним, что в 2015 году российский транзит составил 67,1 млрд. кубометров, хотя ранее прокачка достигала и 100 млрд. кубометров.

Из газового контракта между Москвой и Киевом следует, что подобные разногласия решаются по соглашению сторон. Впрочем, из последних событий понятно, что стороны едва ли придут к этому самому соглашению. "За транзит будем платить по контракту, никаких других оснований у нас нет", — подчеркнул г-н Миллер. А министр энергетики Украины Владимир Демчишин заявил, что в случае если российская сторона откажется платить по-новому, то его страна подаст в суд на "Газпром".

Такая перспектива явно не улучшит ситуацию с уже находящимся на рассмотрении в Стокгольмском арбитраже споре о контракте 2009 года. "Газпром" выставляет требования на общую сумму в 32 млрд. долларов, а "Нафтогаз" — на 11-16 млрд. долларов, в том числе шесть млрд. долларов — за нарушение транзитного контракта. Слушания по этому иску запланированы на февраль-март этого года, а решение должно быть принято в июне. Причем, если Стокгольмский арбитраж примет решение, обязующее "Газпром" заплатить, а российская компания этого не сделает, то возможны аресты счетов и имущества. Если же Стокгольмский арбитраж, наоборот, обязует заплатить "Нафтогаз", то эта сумма может быть зачтена в уплату штрафа "Газпрома", что наверняка повлечет за собой новый виток судебных тяжб.

Впрочем, президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин отметил в беседе с "НИ", что острой ситуации пока не наблюдается и она напоминает скорее перетягивание каната в вопросе "кто прав, кто виноват". По его мнению, самому транзиту пока ничего не грозит, так как ни Украина, зависимая от финансовой помощи ЕС, ни Россия, для которой ЕС — основной потребитель газа, не захотят портить с европейцами отношения.

Арина Раксина

<< Январь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ