26.01.2016
Правительство ужесточит фискальную систему.
"РБК daily"
Следующим шагом после объединения ФНС и ФТС станет ужесточение контроля за собираемостью налогов и таможенных платежей. Минфин хочет побороть серый импорт и предлагает отлучать должников перед бюджетом от госуслуг.
Собрать доходы любой ценой
Минфин готовит ужесточение фискальной системы по всем видам платежей в бюджет, новые меры коснутся не только бизнеса, но и граждан. Речь идет о широком наборе потенциальных мер — от фактического объединения налоговой декларации по НДС с таможенной декларацией до запрета должникам перед бюджетом пользоваться госуслугами.
РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами плана мероприятий по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и улучшению эффективности работы с дебиторской задолженностью. План подготовлен вслед за передачей ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования в единую систему администрирования платежей под руководством Минфина. Президент Владимир Путин подписал указ об этом 14 января, а спустя неделю замминистра финансов Максим Орешкин, выступая на коллегии Минфина, сообщил о том, что план направлен на изучение в правительство.
Как следует из документов, Минфин намерен собирать доходы максимально жестко. Так, гражданам — должникам по платежам в бюджет (неоплаченные штрафы и пени) предлагается запретить пользоваться госуслугами. Разработать детали этой меры Минюст и МВД предлагают к июню 2016 года. Пока неясно, доступ к каким госуслугам может быть ограничен. Как следует из портала gosuslugi.ru, самые распространенные — это выдача загранпаспорта, запись к врачу, регистрация автомобилей и т.д.
И это не все угрозы для граждан. Например, штрафы для неплательщиков могут принудительно взыскиваться через вычет из зарплаты. При этом обсуждается возможность заменять штрафы за неуплату в бюджет на обязательные принудительные работы, административный арест или дисквалификацию. Кроме того, предлагается запрещать въезд в Россию иностранцам, которые имеют долги перед российским бюджетом. Но предусматривается и возможность оплатить долги на границе.
Дополнительные проверки
В отношении компаний оперативные меры предусматривают запрет на участие в госконтрактах при наличии не только задолженности по налогам, но и по таможенным платежам. Саму систему проверок предлагается максимально расширить, прежде всего в части, которая касается внешнеэкономической деятельности. Предлагается наделить таможенные органы правом при проведении таможенной проверки запрашивать у банков документы и сведения, касающиеся не только деятельности непосредственно проверяемых организаций, но и связанных с ними лиц и компаний. Банки же могут получить право на отказ в валютной операции и на расторжение договора банковского счета в случае совершения клиентом незаконных валютных операций.
"Вопрос в том, чтобы не было избыточных проверок и запросов информации. Если информация касается непосредственно определенной партии товаров, то здесь вопросов нет. Но не нужно давать возможность [контрольным органам] расширительно толковать возможности проверок, — считает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Есть добропорядочные игроки, которые не создают компанию под конкретный груз. Расширительное толкование приведет к тому, что при ввозе груза начинает проверяться излишняя цепочка юридических лиц, которые не имеют отношения к данной поставке. Это избыточно".
Источник на рынке поставщиков продовольственных товаров считает, что введение этой нормы приведет к тому, что "рикошетно увеличится количество проверок, что не является плюсом для бизнеса", а эффективность данной меры в борьбе с серым импортом не прояснена.
Отбеливание серого импорта
Другой блок подготовленного плана напрямую направлен на борьбу с серыми импортными схемами. Так, предлагается установить обязанность налогоплательщика по отражению наименований и количества иностранных товаров в привязке к номеру таможенной декларации. По замыслу разработчиков предложений, такая информация должна будет отражаться и в декларации по НДС. Обсуждается возможность внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс уже в июне. "В условиях нынешней бюджетной ситуации фискальный эффект должен базироваться на изъятии несправедливого конкурентного преимущества тех, кто сейчас находится в серой зоне и не платит налоги", — объяснял Максим Орешкин основные принципы подхода к составлению плана мероприятий в минувшую пятницу.
Впрочем, источник РБК в правительстве говорит о том, что пока решено не торопиться с серьезным изменением правил, поскольку они требуют дополнительной оценки их влияния.
"К сожалению, в некоторых положениях плана речь идет именно о развитии системы наказания. А бизнесу, конечно, хотелось бы больше развития системы информационного учета НДС", — отмечает руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.
По ее словам, в части, касающейся уплаты НДС, хотелось бы видеть пункт об ускорении процесса возмещения НДС при экспорте и возврата этих сумм налогоплательщику. "Меры по принудительному взысканию штрафов в рамках мер по увеличению собираемости доходов нужно держать на особом контроле и провести консультации с бизнесом, чтобы не допустить избыточного усиления ответственности", — говорит эксперт.
Петр Нетреба, Яна Милюкова
Россия договаривается о финансировании проекта "Ямал СПГ" французскими банками. Кредитовать проект напрямую они не могут из-за санкций — возможно, деньги пойдут подрядчикам.
"Ведомости"
Минэкономразвития провело переговоры с французскими коллегами-чиновниками о возможности привлечь французские банки к финансированию "Ямал СПГ", несмотря на санкции, рассказал министр экономического развития России Алексей Улюкаев после встречи с министром экономики Франции Эманюэлем Макроном. Удалось найти способ финансирования, безопасный для французских банков, — какой именно, Улюкаев не уточнил.
Париж хочет получить гарантии Вашингтона, что французские банки не попадут под санкции из-за финансирования проекта "Ямал СПГ", пишет AFP. "Это не проблема французских или европейских санкций, это проблема американских санкций", — отметил Макрон (цитата по AFP). "Французы хотели бы иметь гарантии, что они не попадут под санкции американских властей из-за участия в проекте "Ямал СПГ", ведь партнеры Total включены в американские санкционные списки", — добавил Макрон.
Проект "Ямал СПГ" предполагает строительство к 2017 г. завода мощностью 16,5 млн т СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения. Стоимость проекта — почти $27 млрд (по нынешнему курсу — около 2,16 трлн руб.), 150 млрд руб. вложено из фонда национального благосостояния (ФНБ). Попавший под американские санкции "Новатэк" владеет 60%, французская Total и китайская CNPC — по 20%. В конце 2015 г. китайский Silk Road Fund подписал соглашение с "Новатэком" о приобретении у него 9,9%. Планировалось, что 30-40% инвестиций в проект вложат акционеры, остальное составит проектное финансирование. Среди возможных кредиторов, кроме китайских и российских банков, в 2013 г. фигурировали арабские фонды, американский Экспортно-импортный банк и европейские банки (в том числе французские).
После включения "Новатэка" в санкционный список переговоры шли в первую очередь с китайцами. На днях предправления "Новатэка" Леонид Михельсон рассказал, что китайские банки профинансируют "Ямал СПГ" в основном в евро и частично в юанях. 60% средств предоставит China Development Bank, 40% — China EximBank (суммы Михельсон не назвал, но ранее сообщалось, что китайские банки обещали $12 млрд). Сбербанк предоставит $3 млрд, Газпромбанк — $1 млрд под гарантии ЭКСАР. Также $3 млрд обещал ВЭБ — стороны договорились об этом кредите давно и проблем по нему нет, сказал Михельсон.
Вопрос, кто из французских банков будет финансировать проект, пока открыт, признается представитель Минэкономразвития. Переговоры о привлечении средств продолжаются, добавил представитель Total. Человек, близкий к участникам переговоров, рассказал, что кредиты будут предоставляться под гарантии французского экспортно-импортного агентства COFACE.
Рассматривались разные схемы организации французского финансирования, в том числе предоставление средств на строительство танкерного флота, рассказал источник, близкий к одной из сторон переговоров. Схема, где финансирование идет опосредованно через контрагентов-поставщиков, позволит обойти санкционные запреты, считает руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян. По его словам, финансирование не может быть связано с компаниями, которые попали под санкции, даже гарантиями, залогами или иными видами обеспечения. "Поэтому так важны переговоры с французами — чтобы убедить партнеров полностью взять на себя кредитные риски", — подчеркнул он.
Представители "Новатэка", Росбанка (группа Societe Generale) и BNP Paribas отказались от комментариев, представители минэкономики Франции, "Ямал СПГ" и Credit Agricole не ответили на вопросы.
Мария Тодорова
Газовое противостояние между Киевом и Москвой продолжается.
"Новые Известия"
В конце минувшей недели Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выставил "Газпрому" штраф в размере 3,5 млрд. долларов, обвинив российскую компанию в злоупотреблении правом единственного покупателя услуги по транспортировке газа через территорию Украины. "Газпром" в свою очередь назвал эти претензии совершенно необоснованными. А эксперты видят в этом ответ на чуть ранее выставленный уже "Газпромом" счет украинскому "Нафтогазу" за невыбранный в третьем квартале 2015 года газ.
Пока закупки газа у России в силу достаточного количества в подземных газовых хранилищах (ПГХ) Украины потеряли свою остроту, стороны нашли другие поводы для взаимных претензий. По заявлениям АМКУ, "в течение 2009-2015 годов "Газпром" постоянно нарушал условия контракта с "Нафтогазом Украины" и игнорировал любые обращения по приведению условий сотрудничества до экономически обоснованных и взаимовыгодных. Соответствующее поведение "Газпрома" было бы невозможно в условиях существования значительной конкуренции".
Впрочем, каким образом эта конкуренция должна была быть достигнута в ситуации, когда Россия — единственная страна, нуждающаяся в транзите газа через территорию Украины, не объясняется.
В самом "Газпроме" выставленные претензии назвали необоснованными и вызывающими крайнее удивление, поскольку она не осуществляет на территории Украины предпринимательской деятельности, а только передает природный газ "Нафтогазу" на западной границе России для поставки потребителям и получает протранспортированный газ на западной границе Украины уже для передачи своим европейским покупателям. Так что не чем иным, как попыткой давления, предъявленный иск в "Газпроме" назвать не могут.
При этом обращает на себя внимание, что он появился в ответ на выставленный "Газпромом" счет в 2,549 млрд. долларов на оплату газа, не выбранного украинской стороной в третьем квартале 2015 года. Напомним, что в ныне действующем контракте между "Газпромом" и "Нафтогазом" прописан принцип "бери или плати". То есть покупатель (в данном случае Украина) обязуется ежегодно оплачивать минимальное годовое количество газа вне зависимости от того, нужно ли ему столько. В соответствии с условиями контракта в третьем квартале 2015 года этот объем составил 10,485 млрд. кубометров газа. Но в этот период Украина фактически отказалась от закупок у России, хотя никаких договоренностей о неприменении правила "бери или плати" не было, отметил глава "Газпрома" Алексей Миллер.
Между тем Украина с 1 января 2016 года уже повысила стоимость транспортировки газа через свою территорию — с 2,7 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 километров до 4,6 доллара, приведя, по ее заявлениям, ставку "в соответствие с европейскими принципами". Напомним, что в 2015 году российский транзит составил 67,1 млрд. кубометров, хотя ранее прокачка достигала и 100 млрд. кубометров.
Из газового контракта между Москвой и Киевом следует, что подобные разногласия решаются по соглашению сторон. Впрочем, из последних событий понятно, что стороны едва ли придут к этому самому соглашению. "За транзит будем платить по контракту, никаких других оснований у нас нет", — подчеркнул г-н Миллер. А министр энергетики Украины Владимир Демчишин заявил, что в случае если российская сторона откажется платить по-новому, то его страна подаст в суд на "Газпром".
Такая перспектива явно не улучшит ситуацию с уже находящимся на рассмотрении в Стокгольмском арбитраже споре о контракте 2009 года. "Газпром" выставляет требования на общую сумму в 32 млрд. долларов, а "Нафтогаз" — на 11-16 млрд. долларов, в том числе шесть млрд. долларов — за нарушение транзитного контракта. Слушания по этому иску запланированы на февраль-март этого года, а решение должно быть принято в июне. Причем, если Стокгольмский арбитраж примет решение, обязующее "Газпром" заплатить, а российская компания этого не сделает, то возможны аресты счетов и имущества. Если же Стокгольмский арбитраж, наоборот, обязует заплатить "Нафтогаз", то эта сумма может быть зачтена в уплату штрафа "Газпрома", что наверняка повлечет за собой новый виток судебных тяжб.
Впрочем, президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин отметил в беседе с "НИ", что острой ситуации пока не наблюдается и она напоминает скорее перетягивание каната в вопросе "кто прав, кто виноват". По его мнению, самому транзиту пока ничего не грозит, так как ни Украина, зависимая от финансовой помощи ЕС, ни Россия, для которой ЕС — основной потребитель газа, не захотят портить с европейцами отношения.
Арина Раксина