media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.02.2015

Высокосернистую нефть предлагают выделить в отдельный экспортный поток, но есть возражения.

"Российская газета"

Долгоиграющая тема ухудшения качества российской экспортной нефти, что выражается в повышении ее сернистости и, соответственно, в снижении цены по сравнению с мировыми эталонными марками, получила очередной виток развития. Сейчас уже говорят о выделении в нефтетранспортной системе страны отдельного потока для высокосернистой нефти через терминал в Усть-Луге (Ленобласть), как о чуть ли не принятом решении.

Этой точки зрения придерживаются ряд крупнейших нефтяных компаний страны, добывающих преимущественно "легкую" нефть. Они и являются противниками существующей ныне уравниловки, когда в трубе смешиваются и обезличиваются все сорта нефти.

Казалось бы, справедливое решение. Те, кто добывает "хорошую" нефть, заслуженно получают доходов больше, а те, кто ее "портит", довольствуются ценой с дисконтом за высокую сернистость. Но авторы идеи не берут во внимание отрицательные последствия ее воплощения для перспектив российской нефтедобычи в целом, для "старых" нефтедобывающих регионов в отдельности, а также ряд негативных эффектов на макроэкономическом уровне. Этот ущерб с лихвой перекроет гипотетический доход государства в виде предполагаемого бонуса за несколько улучшенный состав экспортной нефти.

Что в осадке?

Справедлива ли такая система? В регионах "старой" нефтедобычи (Башкирия, Татарстан, Коми, Пермский край, Самарская область) и в ряде региональных нефтяных компаний однозначно считают ее дискриминационной. Она, по их мнению, не учитывает многослойный комплекс факторов, включая исторический и социальный. Вот основные тезисы их позиции.

Внедрение такой упрощенной схемы перераспределения доходов между компаниями будет дискриминацией старых нефтедобывающих районов, десятилетиями вносивших неоценимый вклад в отечественную экономику. Когда-то и они давали стране потоки легкой нефти. Но за годы беспощадной эксплуатации месторождения были доведены до бедственного состояния. Ведь обладание месторождениями "легкой" нефти не заслуга компаний, а дар недр, являющихся общенародным достоянием. Было бы справедливым за счет сверхдоходов от "легкой" нефти поощрять тех, кто прилагает серьезные усилия для поддержания нефтедобычи на отработанных залежах, повышает коэффициент извлечения нефти. Предлагаемая же мера, наоборот, приведет к сворачиванию этой деятельности и, как результат, к падению объемов добычи нефти.

Есть утверждения, что сегодняшняя система единой цены является своего рода перекрестным субсидированием извлечения высокосернистого сырья, без чего Россия просто уменьшит общую добычу нефти, а нефтяные компании не будут заинтересованы инвестировать в разработку таких залежей. Между тем, доля такой нефти в общих запасах возрастает, и она требует более затратных технологий для извлечения высокосернистой нефти, подготовки ее для сдачи, согласно требованиям ГОСТа, в систему трубопроводов.
Кстати, специальные нефтеперерабатывающие мощности, ориентированные на высокосернистую нефть, — это удорожание инвестиций примерно на 20-30%, а также увеличение эксплуатационных расходов (частая замена катализаторов и ремонт оборудования ввиду повышенной агрессивности сырья). Все это ложится на себестоимость продукции. Значит, для бюджета и здесь теряется значительная часть налога на прибыль.

Как объяснить логику создания в России специальных НПЗ, чтобы побольше тяжелой нефти перерабатывать у себя? Разве кто-то инвесторам и переработчикам дает в этом случае какие-то преференции, компенсации? Скорее, наоборот, они изначально ставятся в неравные условия по сравнению с теми, кто перерабатывает стандартную нефть.

Стоит также отметить, что идея выделения специального потока идет в разрез со статьей 421 ГК РФ "Свобода договора", нарушает ст. 6 пункт 3 ФЗ "О естественных монополиях". А 8-я статья того же закона обязывает субъекты естественных монополий предоставлять доступ на товарные рынки на недискриминационных условиях. Одновременно статья 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает создание препятствий доступу на товарный рынок.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что, если такая деятельность станет нерентабельной, в стране будут остановлены десятки тысяч скважин, которые вносят свои пинты в общий баррель нефтедобычи.

Кроме того, цена нефти с ухудшенными показателями в Усть-Луге, по предварительным оценкам, будет ниже текущей на $35-40 за тонну, что выльется в десятки миллиардов выпадающих доходов и, соответственно, налогов.

Фактором более высокого порядка, чем арифметические выкладки, может стать социальная напряженность в регионах, где за десятилетия благодаря нефти возникли многие города и поселки.

Есть резервы

В условиях рыночной экономики необходимо создание справедливых условий для конкуренции всех участников. Например, видится целесообразным введение пониженной ставки налогов на высокосернистую нефть.

Новые возможности открывают грандиозные проекты "Транснефти" в восточном направлении. Заместитель вице-президента компании "Транснефть" Игорь Кацал, говоря о планах по перенаправлению части высокосернистой нефти на восток, в частности, по трубопроводной системе "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО), отметил, что это мероприятие и экономически, и технологически абсолютно оправданно. Никакого заметного ухудшения качества не будет, поскольку объем сравнительно небольшой, отметил топ-менеджер "Транснефти".

В целом данные, приводимые самой компанией, говорят о том, что реально на долгий период поддерживать оптимальный уровень качества нефти, поставляемой и на экспорт, и на российские НПЗ. Это позволит минимизировать потери для всех нефтяных компаний и бюджета РФ и не поставит под сомнение целесообразность целого направления в нефтяной отрасли, сформировавшегося в долгой борьбе за "трудную" нефть.

Федор Боровиков

 

 

Россия и Украина в шаге от очередной газовой войны. Еврокомиссия предлагает в ближайшее время провести трехсторонние переговоры и уладить конфликт.

"Ведомости"

Трехсторонняя встреча представителей России, Украины и Евросоюза по проблеме поставок газа на юго-восток Украины может пройти в ближайшее время, заявил вчера вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович. Он сказал, что ведет телефонные переговоры с министром энергетики России Александром Новаком, его украинским коллегой Владимиром Демчишиным, предправления "Нафтогаза" Андреем Коболевым, а также с премьер-министром Украины Арсением Яценюком. Еврокомиссия требует, чтобы согласованный ЕС, Россией и Украиной в конце прошлого года "зимний пакет" не был затронут текущей ситуацией и не отразился на транзитных поставках газа в Европу, отметил Шефчович.

Новак подтвердил вчера, что стороны обсуждают поставки газа на Украину. Коболев говорил, что переговоры могут состояться в конце недели. Представитель "Газпрома" вчера не стал комментировать возможность переговоров. Представитель "Нафтогаза" на запрос не ответил.

Во вторник Коболев заявил, что безупречное исполнение Украиной обязательств по транспортировке газа в ЕС является неизменной стратегией "Нафтогаза". Однако президент России Владимир Путин вчера сказал, что если "Нафтогаз" не внесет предоплату за газ, то "Газпром" приостановит поставки. Это может создать угрозу для транзита газа в Европу, отметил Путин. По его словам, имеющейся предоплаты за газ со стороны Украины может хватить еще на 3-4 суток.

"Нафтогаз" прекратил поставки газа на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) в ночь на 19 января. Это произошло из-за критических повреждений газотранспортной инфраструктуры, нанесенных в ходе боевых действий, говорилось в сообщении "Нафтогаза". После этого "Газпром" по поручению российского премьер-министра Дмитрия Медведева начал поставки на Украину через газоизмерительные станции (ГИС) Прохоровка (на границе Ростовской и Луганской областей) и Платово (на границе Ростовской и Донецкой областей) по 12 млн куб. м в сутки. При этом газ предложено оплачивать "Нафтогазу". При текущей цене в $330 за 1000 куб. м поставки будут обходиться почти в $4 млн в сутки. Затем Коболев заявил, что поставки сырья в ДНР и ЛНР возобновлены, а тот газ, который "Газпром" поставляет туда напрямую, "Нафтогаз" оплачивать не намерен, так как подтвердить эти объемы согласно действующему контракту невозможно.

По данным "Интерфакса", предправления "Газпрома" Алексей Миллер в письме Коболеву указал, что в соответствии с контрактом между "Газпромом" и "Нафтогазом" для поставок используются точки входа газа на Украину — Прохоровка и Платово, а также попросил подтвердить условие дальнейшей предоплаты за газ со стороны "Нафтогаза" исключительно в случае прекращения поставок "Газпромом" через эти ГИС. Он также отметил, что при отсутствии предоплаты поставки газа на Украину осуществляться не будут.

В случае остановки поставок из России единственный выход — увеличить отбор из хранилищ, реверсные поставки такого объема дать не смогут, говорит директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич. Газа в хранилищах хватит максимум на месяц. Так что чем быстрее стороны начнут переговоры, тем лучше, отмечает он. Решение об остановке поставок будет политическим, в свете минских договоренностей Россия может пойти навстречу. Но если стороны не договорятся в ближайшее время и предоплаты не будет, то остановка поставок вполне реальна, полагает директор Small Letters Виталий Крюков.

Петр Третьяков

 

 

Еврокомиссия представила проект Энергетического союза.

"РБК daily"

Еврокомиссия представила план Энергетического союза, а заодно сообщила, что хотела бы изучать все газовые сделки стран Евросоюза до, а не после их подписания. "Газпрому" идея не нравится.

Вчера Еврокомиссия представила план создания Энергетического союза, который должен объединить энергосистемы всех стран — участниц ЕС, а также существенно расширить полномочия самой Еврокомиссии, в том числе при одобрении газовых сделок с третьими странами.

Идея общеевропейского Энергетического союза появилась в связи с украинским кризисом — в конце марта 2014 года ее высказал тогдашний премьер-министр Польши Дональд Туск. В польском варианте Энергосоюз должен был базироваться на шести положениях.

Среди них были "реабилитация угля как источника энергии", "добыча сланцевого газа", а главное — "радикальная диверсификация газовых поставок в ЕС". Эти предложения нашли частичное отражение уже в майской Стратегии энергетической безопасности ЕС. Но представленный в среду проект Энергетического союза достаточно сильно разошелся с первоначальным замыслом Варшавы.

Борьба за прозрачность

В 21‑страничном документе, опубликованном на сайте Еврокомиссии, целая глава уделена вопросу повышения прозрачности на газовом рынке. Эта часть может нести важные последствия для "Газпрома", который обеспечивает до трети потребления газа в Евросоюзе. Из плана Еврокомиссии, в частности, следует, что механизм проверки межправительственных соглашений, которые страна — участница ЕС заключает с государством, не входящим в союз, будет изменен.

Сейчас страны ЕС договариваются с поставщиками газа в индивидуальном порядке. Как правило, сначала заключается межправительственное соглашение, затем — коммерческий контракт, условия которого конфиденциальны. "Еврокомиссия внесет предложения с целью обеспечить надлежащую прозрачность коммерческих контрактов на поставку газа, но без ущерба для конфиденциальности чувствительной информации", — говорится в проекте создания Энергосоюза. Там же поясняется, что сейчас Еврокомиссия, как орган исполнительной власти ЕС, проверяет заключенные газовые договоренности только после их подписания. По новым правилам, европейские чиновники хотят, чтобы их "информировали о переговорах в связи с межгосударственными соглашениями на самом раннем этапе".

Еврокомиссия считает, что это позволит добиться лучшего соответствия окончательных договоренностей внутренним правилам Евросоюза, а также даст ей возможность добиваться безопасности поставок энергоресурсов. Кроме того, ее участие в переговорном процессе "поможет снизить давление на отдельные страны, улучшить соблюдение европейских законов". Наконец, Еврокомиссия намерена развивать стандартизированные контракты на газовые поставки.

По новым правилам, Брюссель рассчитывает получить возможность не только проверять межправительственные соглашения, но и предлагать в них изменения. Сейчас у Еврокомиссии есть право знакомиться только с уже подписанными документами, внести изменения в которые, как отмечается в документе, уже почти нереально.

Нововведения призваны помочь ЕС "обрести единый голос во время переговоров с третьими странами", сказано в плане.

Какими будут реальные полномочия Еврокомиссии или обязанности отдельных государств, из документа не ясно (эти вопросы будут проработаны позднее в консультациях со странами ЕС). В нем лишь уточняется, что в 2016 году Еврокомиссия должна инициировать конкретные изменения в комплекс правил, регулирующих заключение межправительственных соглашений. Но, как заявил в среду еврокомиссар по энергетике Марош Шевчович, подразумевается, что странам — участницам ЕС придется раскрывать регулятору стоимость контракта, объемы поставок и иные условия закупок. Пока не все страны Евросоюза одинаково поддерживают такое расширение полномочий Еврокомиссии, признал он. Но подчеркнул, что при этом их готовность обсуждать новый Энергетический союз сейчас "гораздо выше, чем несколько лет назад".

Еврокомиссия также выразила готовность рассмотреть варианты коллективных газовых закупок во времена кризисных ситуаций. Это может понадобиться тем странам, которые сильно зависят от единственного поставщика (страны Балтии и Центральной Европы). Любые формы коллективных закупок газа должны быть в рамках правил ВТО и антимонопольного законодательства ЕС, указала Еврокомиссия. Ранее на возможности коллективных договоров по покупке газа настаивала Польша.

"Газпром" в каждой букве

"Газпром" в проекте Энергетического союза напрямую даже не упомянут. По поводу России Брюссель сообщает, что в будущем формат энергетического сотрудничества с ней будет пересмотрен. "Когда настанет момент, ЕС пересмотрит энергетическое партнерств​​​о [с Россией] на условиях соблюдения принципов отрытого рынка, честной конкуренции, защиты окружающей среды и безопасности", сказано в документе. Новый формат отношений "должен стать выгодным для обеих сторон".

Подготовка презентации европейского Энергосоюза по времени совпала с визитом Владимира Путина в Будапешт. На прошлой неделе он договорился со своим коллегой Виктором Орбаном о льготных газовых поставках. "Газовая" самостоятельность венгерского президента вызвала недовольство в Брюсселе, где открыто заявили, что хотели бы получить право предварительной проверки энергетических контрактов.

Представитель "Газпрома" в среду отказался комментировать планы Еврокомиссии. Накануне, комментируя утечки проекта в европейских СМИ, представитель газового концерна Сергей Куприянов резко раскритиковал "внедрение директивного управления" в ЕС.
Но для реализации стратегии Еврокомиссии потребуется согласие стран — членов ЕС, а также европарламента. И уже сейчас понятно, что получить его будет непросто. Против расширения полномочий Еврокомиссии может выступить та же Венгрия, которая только что договорилась о выгодном контракте с "Газпромом". В оппозиции может оказаться Германия — крупнейший покупатель российского газа в Европе. В прошлом году Берлин уже выступил против права Еврокомиссии проверять энергетические контракты.

Александр Ратников

 

 

Совбез обсудил проблемы топливного комплекса.

"Российская газета"

В Ханты-Мансийске прошло выездное совещание Совета безопасности России, которое касалось вопросов энергетической безопасности страны.

В условиях применения Западом санкций против России, в том числе в энергетической сфере, вопросы обеспечения энергетической безопасности как на федеральном, так и на региональном уровне приобретают особое значение. Об этом, открывая совещание, заявил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.

По его словам, США и другие западные страны пытаются ограничить доступ российских компаний к новейшим технологиям геологоразведки, а также к глубокой и комплексной переработке добытого сырья.

– Цель санкций — оказать давление на развитие и воспроизводство российской минерально-сырьевой базы, снизить наше основное конкурентное преимущество, в том числе в наиболее перспективном Арктическом регионе. Зависимость России от внешнеэкономической конъюнктуры, в первую очередь на мировых рынках нефти и газа, может создать угрозы национальной безопасности России, — отметил Патрушев.

По его словам, комплекс таких негативных воздействий в экономической сфере, помноженный на фактор высокой зависимости России от внешнеэкономической конъюнктуры, в первую очередь на мировых рынках нефти и газа, может создать угрозы национальной безопасности России.

США пытаются ограничить доступ российских компаний к новейшим технологиям геологоразведки

То, что обсуждение столь важного для России вопроса проходило на территории Уральского федерального округа, — не случайно. Достаточно сказать, например, что за счет налоговых отчислений предприятий двух субъектов Федерации, расположенных на территории Уральского федерального округа — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, формируется значительная часть федерального бюджета России.

В целом Уральский федеральный округ является, по сути, базовым пространством для развития всего топливно-энергетического комплекса России, ведь здесь добывается около 90 процентов общероссийских объемов газа и около 60 процентов нефти.

В то же время, как заметил Николай Патрушев, позитивные изменения в сфере инновационного развития топливно-энергетического комплекса пока невелики. Он обратил внимание участников совещания на недостаточность принимаемых мер по повышению энергоэффективности, а также на проблемы, связанные с высокой степенью износа основного энергетического оборудования. В ряде регионов уровень износа основных производственных фондов превышает 45-50 процентов. В связи с этим нарастают риски аварий на объектах ТЭКа. Поэтому необходимо уточнить меры по реальному импортозамещению, поиску инвестиций для обновления производственных фондов электрогенерации, формированию новых путей энергосбережения.

Еще одна проблема, которую рассмотрел Совбез, — вопросы декриминализации топливно-энергетического комплекса. В 2014 году только в Уральском округе было выявлено более тысячи преступлений в этой сфере. Ущерб от них измеряется десятками миллионов рублей. Кроме того, сейчас расследуется ряд уголовных дел о легализации преступных доходов в сфере ТЭК. Наибольший объем сомнительных операций, которые оцениваются уже сотнями миллионов рублей, наблюдается у компаний, оказывающих услуги в сфере нефте- и газодобычи.

Иван Егоров

<< Февраль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ