media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.05.2015

Как "Газпром" и Россия рискуют в Турции.

"РБК daily"

"Газпром" готовится начать работы по сооружению трубопровода "Турецкий поток", хотя межправительственного соглашения по этому проекту пока нет. РБК разбирался в перспективах очередной масштабной стройки.

Прокладка морской части газопровода "Турецкий поток" начнется уже в июне, объявил на прошлой неделе "Газпром". Но концерн сильно рискует, считают эксперты: стройка стартует без межправительственного соглашения, российский газ в Турции будет конкурировать с азербайджанским, к тому же "Турецкий поток" активно не нравится Европе.

Основная проблема — так и не подписанное межправительственное соглашение по этому проекту, считает директор турецкого Института энергетических рынков и политики EPPEN Волкан Оздемир. Россия и Турция "пока не достигли стадии начала проекта", подтвердил Интерфаксу посол Турции в Москве Умит Ярдым. По его словам, сейчас нельзя судить даже о сроках запусках проекта. "Будет неправильно назвать в качестве дат запуска газопровода конкретно 2016 или 2017 годы", — отметил посол.

Но "Газпром" не сомневается, что проект будет реализован. "Все разговоры о том, что "Турецкого потока" не будет — спекуляция", — заверил РБК источник в концерне.

Деньги в трубу

"Газпром" выступил с идеей "Турецкого потока" после отказа от другог масштабного проекта на юго-востоке Европы — газопровода "Южный поток" (его пришлось свернуть под давлением Евросоюза). Когда в январе российский концерн объявил о строительстве "Турецкого потока", пропускная способность его четырех веток оценивалась в 63 млрд куб. м газа в год. Тогда же стало известно, что прокладывать газопровод по морю "Газпром" будет самостоятельно, в то время как на территории Турции газотранспортные мощности будут находиться под контролем совместного предприятия.

Стоимость прокладки труб по дну Черного моря для "Турецкого потока" официально не разглашалась, но она примерно совпадает с затратами на аналогичные работы для его предшественника. Они оценивались в €17 млрд. Пока источник происхождения этих средств неизвестен. Представитель "Газпрома" отказался от комментариев.

Пока "Газпром" просто перебрасывает уже мобилизованную технику для "Южного потока" на подводный участок нового трубопровода, отмечает старший аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин. "Но половину "Южного потока" должны были финансировать партнеры "Газпрома" по этому проекту, к тому же газопровод планировался при других ценах на нефть и другой экономической ситуации", — оговаривается он.

Параллельно "Газпром" планирует строительство двух газопроводов в Китай. Пока контракт подписан только по "Силе Сибири", но его стоимость оценивалась в $60–70 млрд. Скорее всего, в случае с "Турецким потоком" "Газпром" для начала ограничится "минимальной конфигурацией", протянув только одну ветку примерно на 16 млрд куб. м, полагает Кокин. И, вероятно, это будет единственная ветка, предназначенная для нужд Турции, но заполнить ее целиком концерн сможет не меньше чем за пять лет, считает эксперт.

Сейчас российский газ поступает в Турцию через Трансбалканский газопровод, который проходит через Украину, Румынию и Болгарию. Его мощность составляет до 14 млрд куб. м. Другой газопровод, который связывает две страны уже напрямую — "Голубой поток". Его пропускная способность — 16 млрд куб. м. Всего в 2014 году Турция импортировала 47,6 млрд куб. м. В текущем году страна намерена приобрести около 30 млрд куб. м российского газа.

Европейский фактор

Ограниченный газовый рынок Турции означает, что "Газпром" должен будет искать других покупателей. Очевидные кандидаты для этого — балканские страны и государства Южной и Центральной Европы, на которых был ориентирован несостоявшийся "Южный поток". Но подключение европейской газотранспортной системы к "Турецкому потоку" будет невозможно без согласования с Еврокомиссией, и это может оказаться непреодолимым препятствием для "Газпрома".

Вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович в марте заявлял, что решение о строительстве "Турецкого потока" должно приниматься с учетом мнения ЕС (с чем в "Газпроме" не согласны). Весной этого года Еврокомиссия объявила о начале очередной реформы энергетики ЕС. Если она будет реализована, Еврокомиссия, в частности, получит право предварительного ознакомления с газовыми контрактами стран — членов ЕС с третьими сторонами. Регулятор настаивает и на более широких полномочиях, вплоть до участия в утверждении этих договоров. Для закупки российского газа через "Турецкий поток" европейским импортерам придется вносить изменения в действующие контракты с "Газпромом" или заключать новые. Кроме того, потребители в ЕС должны будут построить новую инфраструктуру для получения газа.
Бойкот Украине
"Газпром" может попробовать поставить ЕС в безвыходное положение. Еще в январе предправления газового концерна Алексей Миллер заявил, что поставки по "Турецкому потоку" сменят украинский транзит. В апреле Миллер конкретизировал: контракт на транзит газа через Украину не будет продлен после 2019 года. По мнению топ-менеджера, прекращение поставок через Украину не оставит европейским компаниям выбора, кроме как подключиться к "Турецкому потоку".

"Газпром" всерьез настроен отказаться от использования транзитных возможностей Украины для поставок газа в Европу, говорил РБК в мае источник в российском газовом концерне. "Больше всего от отказа от этого решения потеряют Eustream и Словакия [Eustream — словацкий газовый оператор, который осуществляет транзит газа из Украины]", — считает он.

Европейцы уже сталкивались с похожей ситуацией во время запуска в 2011-2012 годах "Северного потока". Тогда "Газпрому" удалось изменить договоренности, уговорив покупателей топлива согласиться на новую точку его приема. Источник, близкий к "Газпрому", утверждает, что в случае с "Северным потоком" переговоры с покупателями прошли легко и они быстро согласились с новой точкой получения газа.

Тем не менее пока наиболее вероятным выглядит превращение "Турецкого потока" в газопровод для снабжения Турции, полагает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. "Первая нитка мощностью 16 млрд куб. м будет проложена для удовлетворения потребностей этой страны. С ее помощью "Газпром" заместит поставки по Трансбалканскому газопроводу, который будет, по всей видимости, отключен", — считает эксперт. С этим согласен и Оздемир из EPPEN. "Вероятно, что первая ветка газопровода в Турцию будет построена, в то время как перспективы его выхода за пределы страны пока не очень велики", — пояснил он РБК.​

Трансанатолийская конкуренция

Но даже за турецкий рынок "Турецкий поток" вынужден будет конкурировать с другими масштабными газовыми проектами. Анкара намерена объединить Трансадриатический газопровод (TAP) с Трансанатолийским (TANAP). Источником газа для них будет Азербайджан. Мощность TANAP составит 16 млрд куб. м в год, TAP — 10 млрд куб. м. Строительство TAP должно начаться в 2016 году, а сооружение TANAP уже стартовало в марте этого года. Пока турецкие чиновники подчеркивают, что оба проекта не угрожают "Турецкому потоку".
Оба газопровода, TAP и TANAP, являются частью Южного газового коридора — энергетической инициативы ЕС, направленной на "повышение безопасности и диверсификацию европейских энергопоставок". TANAP, который пройдет по территории Турции, будет служить промежуточным звеном для проекта TAP, который должен быть продлен до юга Италии. С помощью этих двух газопроводов Евросоюз рассчитывает получить доступ к газовым ресурсам Каспийского моря.

Трудная дипломатия

"Газпром" начинает работы над "Турецким потоком" в одностороннем порядке, даже без юридически обязывающего договора с Анкарой и без наличия турецких экологических лицензий.

"Обычно получение природоохранных разрешений требует координации нескольких министерств и ведомств, на что необходимо время", — пояснила РБК советник турецкого посольства в Москве Лейла Авце. По ее словам, проект пока находится "на очень ранней стадии". Переговоры между Россией и Турцией дипломат назвала "предварительными". Министерство природных ресурсов и городского планирования Турции не ответило на запрос РБК. "Газпром" отказался комментировать ситуацию с получением разрешений.

"Пока Турция не выказывает явных стремлений к скорейшему принятию окончательного решения по строительству "Турецкого потока" и подписанию соответствующего соглашения. Но у Анкары и раньше была сдержанно положительная позиция: слишком много поставлено на карту — ведь речь идет об отношениях не только с Россией, но и с Европой и США", — заявила РБК заведующая турецким сектором Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Наталья Ульченко.

Помимо негативного отношения Брюсселя и Вашингтона, ситуация осложняется недавней жесткой риторикой президентов России и Турции по "негазовым" вопросам. В конце апреля президент России Владимир Путин в своей речи на памятных мероприятиях по случаю столетия массовых убийств армян в Османской империи в 1915 году употребил термин "геноцид". Это вызвало резкую реакцию со стороны Анкары. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган посоветовал России "объяснить свои действия на Украине и в Крыму". "Риторика Москвы может негативно сказаться на переговорах по газу", — допускает Ульченко.

Если "Турецкий поток" не будет построен, страна лишится половины газа и для нее это будет катастрофа, настаивает источник в "Газпроме".

"В Турции опасаются, что страна превращается в энергетического транзитера России, в то время как последняя не идет на уступки. Для успеха проекта необходимо взаимопонимание сторон, а оно сейчас отсутствует", — говорит Оздемир.

Пока именно​ Анкару политологи называют победителем в скрытой интриге со строительством "Турецкого потока". "Не обладая энергоресурсами, но благодаря умелому использованию географического положения и конъюнктуры, Турция сумела превратить себя в евразийского лидера-транзитера", — считает доцент Пятигорского государственного лингвистического университета, эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков. Турция замкнула на себя три ключевых маршрута поставок энергоресурсов в Европу — из Центральной Азии, Ближнего Востока и теперь, по всей вероятности, из России, отмечает эксперт.​

Александр Ратников, Александра Галактионова, Людмила Подобедова

 

 

Роснефть готовится выйти из единственного в ОАЭ проекта по добыче газа.

"Взгляд"

Роснефть думает покинуть проект разработки газового месторождения Шарджа в ОАЭ. Российская нефтяная компания объявила конкурс на подготовку аналитической информации, касающейся финансовых и налоговых последствий выхода из концессии, а также предложений по ликвидации рисков, связанных с уступкой прав в газовом проекте в ОАЭ. Стоимость услуг оценена российской энергетической компанией в 1,5 млн рублей.

Роснефть вошла в проект с арабской Crescent Petroleum по месторождению газа в Шардже в 2010 году. Запасы участка достигают 70 млрд кубометров голубого топлива, а также 16 млн тонн газоконденсата. Добычу планировалось начать в 2013 году. Представляющая интересы российской компании "РН-Эксплорейшн" получила 49% в проекте, контроль — у ближневосточной компании.

Однако проект с самого начала ждали проблемы. Роснефть планировала вложить в проект 630 млн долларов, однако прекратила работы в 2011 году. Бурение первой скважины было прекращено по причинам технического характера, скважина законсервирована. Роснефть также намеревалась оценить возможности увеличения коэффициента нефтеотдачи на 15 месторождениях в Абу-Даби.

Роснефть вместе с партнерами не оставляла надежды решить все возникшие технические проблемы и продолжить сотрудничество. В 2014 году Россия и ОАЭ не раз обсуждали будущее экономического сотрудничества, в том числе перспективы месторождения газа в Шардже. В январе 2014 года глава Роснефти Игорь Сечин обсуждал с главой Минэнерго ОАЭ не только реализацию совместных проектов в ОАЭ, но и на российской территории.

Еще осенью 2014 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что санкции против России не затронули взаимоотношения России и ОАЭ, что партнеры намерены продолжить вместе работу, причем не только в разведке и добыче нефти и газа, но также и в производстве нефтепродуктов. Россия рассчитывает на партнерство российских нефтяных компаний с компаниями из ОАЭ, подчеркивал Мантуров.

Общие инвестиции между двумя странами уже превысили 18 млрд долларов. Партнеры и дальше планировали сотрудничать и инвестировать в первую очередь в АПК, энергетику и другие отрасли. Кроме того, Россия и ОАЭ обсуждают сотрудничество в проектах в третьих странах, например, при создании крупного грузового центра на Кубе, при строительстве газопроводов и атомных объектов в других странах. Не исключались совместные вложения двух стран в Восточной Африке, в частности, в Египте.

К концу 2015 года Минпромторг России пообещал открыть торговое представительство в ОАЭ, так как товарооборот России и ОАЭ в последние годы растет, а в 2013 году составил 2,5 млрд долларов.

Впрочем, Роснефть сама решила выйти из не приносящего прибыль проекта.  И это вряд ли скажется в целом на торговых и экономических связях между Россией и ОАЭ. Тем более что для самой арабской страны проект добычи газа в Шардже крайне небольшой.

Кроме официальной причины технического характера, эксперты не исключают и другие факторы, которые превратили совместный с ОАЭ газовый проект в долгострой. "Компанию могли не устроить результаты, полученные со скважины, или общая скорость реализации", — говорит Михаил Крылов из Golden Hills — КапиталЪ АМ, указывая, что вплоть до 2013 года велись разведочные работы, был проведен объемный трехмерный анализ сейсмических данных.

"Второй фактор может быть внешним, вызванным тем, что нужно платить по внешнему долгу. Ради перспективного направления сотрудничества можно было подождать второй, третьей разведочной скважины, новых исследований. Но в условиях нехватки средств остаются проекты, показывающие результаты", — полагает Крылов.

"Есть вероятность того, что проект может быть для российской стороны слишком затратным. Несмотря на высокий потенциал вкупе с технической невозможностью начать реализацию проекта уже сейчас для Роснефти это потенциальные потери за счет простоя мощностей", — согласен и Сергей Козловский из Grand Capital. Проект начинали в период высоких цен на нефть, однако сейчас конъюнктура резко изменилась. Цены на газ также снизились вслед за падением нефтяных котировок. Наконец, сейчас не время распыляться на убыточные зарубежные проекты, лучше сосредоточиться на недоинвестированных внутренних проектах. В частности, Газпрому необходимо построить газопровод "Сила Сибири" для выполнения исторического контракта на поставку российского газа в Китай.

У Роснефти, в частности, масштабная программа по реализации нефтегазовых проектов на шельфе России в сложных условиях северных и дальневосточных морей.

Газовый бизнес Роснефти обеспечивают в основном месторождения "Роспан Интернешнл" и "Сибнефтегаз", давшие около трети собственной добычи газа в 2014 году. Извлекаемые запасы газа компании на начало 2015 года оценивались в 7,2 трлн кубометров, что выше уровня предыдущего года на 10%. В прошлом году Роснефть инвестировала 18 млрд рублей в свой газовый бизнес. В частности, компания приобрела в прошлом году три лицензии с общими запасами газа в 210 млрд кубометров.

Всего в прошлом году Роснефть добыла 56,7 млрд кубометров природного и попутного газа. Менее 1 млрд кубометров было добыто в рамках проектов компании во Вьетнаме и Венесуэле.

В любом случае выход из концессии в ОАЭ вряд ли "охладит" в целом отношения между РФ и ОАЭ, ведь этого так и не произошло за последние два года фактического простоя проекта, считает Козловский. Тем более что ОАЭ могут самостоятельно либо в партнерстве с другой компанией заняться проектом, потенциал добычи которого порядка 70 млрд кубометров газа.

Ольга Самофалова

 

 

Американская Chevron возродит нефтепровод Бургас — Александруполис.

"Ведомости"

Chevron заинтересована в проекте строительства нефтепровода Бургас — Александруполис, заявил в интервью ТАСС президент "Транснефти" Николай Токарев. Интерес компании к этому проекту связан с планами расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), участником которого является Chevron (15%). Представитель компании не ответил на запрос "Ведомостей".

В 2014 г. по КТК было прокачано 40 млн т, после расширения до конца 2016 г. мощность увеличится до 67 млн т. По трубе транспортируется нефть из Казахстана и России до Новороссийска, где перегружается на танкеры. "Возможности Босфора не безграничны. Дополнительные объемы, которые появятся после расширения консорциума, будет протаскивать сложно", — сказал Токарев.

Идея строительства нефтепровода мощностью до 50 млн т от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса родилась еще в 1990-х гг. Труба задумывалась как альтернатива танкерным перевозкам через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Соглашение о строительстве трубы Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 г. Для реализации проекта была создана компания Trans-Balkan Pipeline B.V. (ТВР), в которой "Транснефти", "Роснефти" и "Газпром нефти" принадлежит 51%, Болгарии и Греции — по 24,5%. Стоимость трубы оценивалась в 1 млрд евро. Но в 2011 г. проект был заморожен, так как власти Болгарии усомнились в его экологической безопасности.

"Буквально неделю назад болгарская сторона вновь вышла с инициативой прекратить существование управляющей компании Trans-Balkan Pipeline B.V.", — рассказал Токарев. "Но юридических оснований у болгарской стороны в одностороннем порядке выйти из этого проекта нет", — добавил он. Chevron же, по словам Токарева, обещала провести консультации с болгарскими партнерами: "Поэтому я считаю, что у проекта есть будущее, он интересен хотя бы в силу того, что решит проблемы с Босфором". Он не исключил вхождения КТК в проект "Бургас — Александруполис". Представитель КТК отметил лишь, что вопрос обсуждается, но никаких решений нет.

Бургас — Александруполис будет интересен участникам КТК, но для его реализации нужно договориться с Болгарией, а это нелегко, говорит директор аналитического агентства Small Letters Виталий Крюков. Санкции против России не должны помешать его строительству, но риски есть в случае ухудшения политической ситуации, отмечает заместитель гендиректора Центра политической информации Алексей Панин.

Галина Старинская

 

 

Олег Дерипаска не отказался от идеи найти партнеров в En+. Холдинг рассчитывает привлечь до $1 млрд. Переговоры идут с китайскими финансовыми и энергетическими компаниями.

"Ведомости"

En+, объединяющая металлургические, угольные и энергетические активы Дерипаски, ведет переговоры с китайскими и российскими партнерами о привлечении инвестиций на $500 млн — 1 млрд. Об этом рассказал гендиректор холдинга Максим Соков. В качестве способа привлечения денег рассматривается как прямая продажа акций En+, так и размещение в пользу инвестора конвертируемых бондов, говорит он. "Ориентируемся в первую очередь на китайских инвесторов, но ведем переговоры и с российскими потенциальными партнерами", — отметил Соков.

Размер пакета, который может быть предложен инвестору, топ-менеджер не раскрыл. Переговоры с китайскими инвесторами — финансовыми и энергетическими компаниями — "в продвинутой стадии", рассказывает Соков. Их названия он не раскрыл, как и название российских потенциальных партнеров.

Затем En+ может провести IPO. Но срок выхода на биржу будет зависеть только от состояния рынка, так как задача — получить максимальную оценку, подчеркнул Соков. Возможно привлечение инвестора и отдельно в энергетический бизнес холдинга — "Евросибэнерго" (крупнейшая частная генерирующая компания в России).

Один партнер у Дерипаски в En+ уже есть — это "ВТБ капитал". 4,35% акций банк получил за $500 млн в июле 2011 г. Фактически это была конвертация долга En+ перед "ВТБ капиталом" в акции. Тогдашний гендиректор холдинга Артем Волынец рассказывал, что в капитал могут быть привлечены "еще один-два стратега".

Сейчас En+ в гораздо лучшем положении, чем четыре года назад. С банками конвертация долга в акции теперь не обсуждается, говорит Соков. Выручка холдинга в 2014 г. составила $11,9 млрд. Холдинг, как контролирующий акционер UC Rusal, консолидирует результаты компании полностью, но при подсчете консолидированных результатов не учитываются внутригрупповые сделки, уточнил представитель En+. EBITDA En+ в 2014 г. составила $2,2 млрд. Долг компании не меняется на протяжении последних лет — он составляет примерно $1,1 млрд.

Теперь за $500 млн — 1 млрд инвестор может получить 5-10% En+, т. е. всю компанию можно оценить в $11 млрд, подсчитал аналитик БКС Олег Петропавловский. Для сравнения капитализация торгующихся компаний En+ вчера: UC Rusal стоила $8,7 млрд, а "Иркутскэнерго" — $950 млн по текущему курсу. Но китайцы стремятся, как правило, получить долю не ниже блокирующей. Поэтому им было бы интересно в дальнейшем увеличить долю, полагает Петропавловский. Деньги компании нужны для реализации проектов, объясняет Соков. Например, на средства, привлеченные в капитал "Евросибэнерго" или En+, холдинг мог бы выкупить у государственной "Интер РАО" 40%-ный пакет "Иркутскэнерго" (у "Евросибэнерго" 50,2% акций энергокомпании), допустил Соков. En+ обсуждает с "Интер РАО" возможность выкупа пакета "Иркутскэнерго", пока стороны ни к чему не пришли.

Правительство приветствует китайские инвестиции. Так, в 2013 г. китайский фонд Chengdong Investment Corporation стал владельцем 12,5% акций "Уралкалия", а вместе с РФПИ приобрел долю в лесоперерабатывающем комплексе RFP Group за $110 млн.
Китайские инвесторы более осторожны по сравнению с западными, привлечение средств от них — более долгий процесс, говорит главный экономист по России и СНГ "Ренессанс капитала" Олег Кузьмин. Однако он уверен, что интерес к России у Китая остается. Без конкуренции с западными инвесторами из-за санкций они могут получить в России более выгодные условия, добавляет он. В отличие от других компаний у En+ есть серьезное преимущество, говорит топ-менеджер крупного инвестфонда, работающего в том числе с Китаем: команду Дерипаски в Китае знают давно благодаря тому, что UC Rusal торгуется на бирже в Гонконге.

Александра Терентьева, Петр Третьяков

<< Май, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ