Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.05.2017

22 страны решили продлить соглашение об ограничении добычи.

"Российская газета"

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и еще десять стран вчера приняли решение продлить соглашение об ограничении добычи еще на девять месяцев, то есть до конца марта 2018 года. Об этом стало известно по итогам переговоров в формате ОПЕК+ в Вене.

За сутки до этого мониторинговый комитет, куда входят несколько министров из ОПЕК и глава Минэнерго России Александр Новак, рекомендовал всем 22 странам, участвующим в нефтяном пакте, продлить его именно на девять месяцев, хотя стороны обсуждали разные варианты — от шести месяцев до года, рассказал министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех.

Эта новость развернула котировки барреля вниз: бочка Brent после недели непрерывного роста упала в цене с 54,6 до менее 52 долларов. Рубль сначала отказался идти вслед за нефтью: доллар на Московской бирже, как и предполагала "РГ", коснулся отметки 56 рублей, а евро опустился ниже 63, но к вечеру вновь российская валюта подешевел. Почти неощутимую поддержку в первой половине дня рублю обеспечил налоговый период. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что поддерживает усилия стран, а соглашение позволит ведомству и далее пополнять резервы.

Халед аль-Фалех считает, что к первому кварталу 2018 года спрос и предложение на рынке должны стабилизироваться. Это совпадает с оценками Международного энергетического агентства (МЭА) и Минэнерго России. В конце ноября этого года мониторинговый комитет вновь проведет встречу параллельно с осенним заседанием ОПЕК, чтобы оценить, нужны ли дополнительные меры воздействия на рынок, сказал аль-Фалех.

Интерес к участию в нефтяном пакте, по данным информагентств, в середине мая также проявляли Египет и Туркменистан. Министр нефти и природных ресурсов Египта Тарек аль-Мулла ранее пояснял, что страна может быть лишь наблюдателем, который не экспортирует нефть, в отличие от ОПЕК. Однако, как заявил вчера глава минэнерго Эквадора Карлос Перес, в ноябре несколько стран могут присоединится к нефтяному пакту, и первые претенденты — Египет и Туркменистан.

От исполнения обязательств по сокращению добычи в рамках соглашения по-прежнему освобождают Ливию и Нигерию. В этих странах политическая и экономическая обстановка нестабильна, а добыча в течение последнего года постоянно то падала, то росла. Ирану пока разрешают наращивать добычу, но в рамках оговоренных ранее 90 тысяч баррелей в сутки.

В целом квота ОПЕК не увеличится, несмотря на то, что к картелю вчера присоединилась Экваториальная Гвинея. Страна и так участвует в сделке с 1 января, она добывает до 300 тысяч баррелей нефти в сутки, ее квота составляет 12 тысяч баррелей. Сейчас самая большая квота у Саудовской Аравии — 486 тысяч баррелей, но Королевство сократило добычу более чем на полмиллиона баррелей в сутки по итогам апреля. Отчасти это связано с тем, что страна взяла на себя обязательства компенсировать невыполнение условий сделки другими членами картеля. Кроме того, такие действия повышают доверие к Королевству. Вторая по величине квота у России — 300 тысяч баррелей. Она по итогам этого месяца перевыполнена на 3,3 процента, сообщал ранее Александр Новак.

С начала этой недели ОПЕК активно подавала сигналы рынку, что готова обсуждать продление сделки чуть ли не до конца 2018 года, но это осталось слухами. Участники рынка окончательно перестали им верить после того, как саудовский министр перед встречей со странами вне картеля сообщил: более серьезное сокращение добычи не нужно, текущих уровней достаточно для падения мировых запасов нефти до среднего за пять лет значения, то есть ниже трех миллиардов баррелей.

"Какое разочарование, что ОПЕК не предприняла больше мер для ребалансировки рынка, — выразил сожаление аналитик Petromatrix Оливер Джейкоб. — Продление соглашения на девять месяцев уже было заложено в цены. Такая реакция означает, что ОПЕК больше ничего не может сделать для рынка". При этом основным риском даже при продлении нефтяного пакта аналитики все еще называют параллельное увеличение добычи в США. По подсчетам Wood Mackenzie, к весне следующего года она вырастет еще на 0,95 миллиона баррелей в сутки — до 10,3 миллиона баррелей. Это может полностью нивелировать усилия ОПЕК+.

По экспертным оценкам, если бы нефтяной пакт вовсе не заключали, то это бы быстрее стабилизировало ситуацию на рынках. Но пока получается, что сланцевики США очень быстро создают очередной "навес", наращивая добычу и грозя вновь обрушить цены. ОПЕК+ надеется, что рост мирового спроса не даст этому случиться.

Александра Воздвиженская

 

 

"Роснефть" объясняет увеличение суммы иска к АФК "Система" со 106,6 млрд до 170,6 млрд руб. ослаблением рубля. Юристы считают это слабой аргументацией.

"Ведомости"

В начале мая "Роснефть" и "Башнефть" подали в суд иск к "Системе" и ее "дочке" "Система-инвесту" на сумму 106,6 млрд руб. Во столько истцы оценили потери "Башнефти" при ее реорганизации в 2013-2014 гг. 23 мая они подали заявление об увеличении размера исковых требований до 170,6 млрд руб.

В четверг, 25 мая, этот документ АФК "Система" опубликовала на своем сайте. Из заявления следует, что первоначальная сумма была определена истцами по состоянию на 5 мая 2014 г., т. е. на дату завершения реорганизации "Башнефти". Согласно курсу ЦБ на эту дату (35,72 руб./$) ущерб равен $2,98 млрд, следует из документа.

Но "Башнефть" реализует нефть и нефтепродукты по ценам, соответствующим международным котировкам в долларах США, его курс с 2014 г. существенно вырос, а покупательная способность рубля значительно упала. Поэтому "расчет реальной суммы убытков следует производить с учетом корректировки, учитывающей изменение курса рубля к доллару США", считают "Роснефть" и "Башнефть". Поэтому оцененный убыток в $2,98 млрд в пересчете по курсу ЦБ по состоянию на 22 мая 2017 г. (57,16 руб./$) составляет уже 170,6 млрд руб., следует из документа.

Таким образом, российские государственные компании "Роснефть" и "Башнефть" обосновывают размер требований к другим российским компаниям — АФК "Система" и "Система-инвесту" — "о компенсации предполагаемых убытков в России изменением курса американской валюты", говорится в заявлении АФК "Система". Компания считает, что данные требования, как и сам иск, не имеют под собой ни правовой, ни экономической основы.

"Фактически "Роснефть" и "Башнефть" (компании российской юрисдикции) предлагают АФК "Система" (также российской компании) нести ответственность за изменение такого макроэкономического показателя, как покупательная способность российского рубля", — резюмирует представитель "Системы" Сергей Копытов.

В 2014 г. консолидированная выручка "Башнефти" составила 637,3 млрд руб. "Более 50% выручки группы формируют экспортные операции по реализации нефти и нефтепродуктов. Соответственно, колебания обменных курсов валют к рублю оказывают непосредственное воздействие на результат финансово-хозяйственной деятельности группы "Башнефть", — говорилось в отчете компании за 2014 г.

Представитель "Роснефти" не ответил на запрос "Ведомостей". Ранее пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев говорил, что размер претензий по этому иску, скорее всего, финальный, но "Роснефть" не исключает других претензий к "Системе".

АФК "Система" Владимира Евтушенкова была контролирующим акционером "Башнефти" до 2014 г. Затем ее пакет был национализирован. 25% Россия передала Башкирии. В конце 2016 г. 50,08% "Башнефти" купила у государства без конкурса "Роснефть" за 329 млрд руб. Госкомпания считает, что при реорганизации в 2013-2014 гг. "Башнефть" утратила контроль над 49,41% "Система-инвеста", которому принадлежало 25,24% "Башнефти". Из-за этого компания потеряла косвенный контроль над Башкирской энергосбытовой компанией (БЭСК), утратила долю в "Уфаоргсинтезе" и права на дивиденды "Система-инвеста", БЭСК, "Уфаоргсинтеза", а также лишилась возможности "участвовать в их хозяйственной деятельности".

К иску "Роснефти" и "Башнефти" решила присоединиться Республика Башкортостан (у нее 25% в "Башнефти"). Имеются ли у региона материальные требования к "Системе", неизвестно. Предварительное заседание по иску назначено на 6 июня.

Суд, скорее всего, удовлетворит заявление об увеличении иска на заседании 6 июня, считает партнер Saveliev, Batanov & Partners Сергей Коновалов. Но шансы добиться в суде взыскания этой суммы невысоки, добавляет он: "Текст ходатайства содержит слабую аргументацию всего на несколько абзацев, что лишний раз свидетельствует о надуманности претензий".

Российские суды признают российский рубль, а любые попытки доказать в суде экономическую целесообразность долларовой операции на территории России и, как следствие, предъявить исковые требований к контрагенту в долларах воспринимаются судами крайне неохотно, отмечает руководитель практики разрешения споров бюро А2 Мария Сидорова. По словам Коновалова, в судебной практике отсутствуют примеры, когда убытки, связанные с реорганизацией, учитывают курсовую разницу, привязанную к товару, которым торгует компания: "Это ноу-хау и креатив юристов "Роснефти".

Галина Старинская

 

 

Компания составила смету нового газопровода в Азии.

"Газета РБК"

"Газпром" и его индийские партнеры просчитали возможные маршруты газопровода для поставки российского либо иранского газа в Индию. В рамках ПМЭФ Минэнерго подпишет соглашение о сотрудничестве по реализации и поддержке проекта с главами профильных министерств Ирана, Пакистана и Индии.

Иранская труба и ее конкуренты

Глава Минэнерго Александр Новак на Петербургском международном экономическом форуме в начале июня собирается подписать с коллегами из Министерства нефти Ирана, Министерства нефти и природных ресурсов Пакистана и Министерства нефти и газа Индии пятилетнее соглашение о сотрудничестве по реализации и всесторонней поддержке проекта строительства морского трубопровода Иран — Пакистан — Индия для поставки газа в Индию при участии "Газпрома", сообщил РБК официальный представитель ведомства. Также на этом форуме в качестве почетного гостя ждут индийского премьер-министра Нарендру Моди. В марте "Газпром" вместе с индийскими партнерами по проекту просчитал варианты финансирования трубопровода, выбрав приоритетными два маршрута стоимостью от $5,7 млрд до 16,5 млрд, говорится в материалах компании, имеющихся в распоряжении РБК.

В этом соглашении (его проект есть у РБК) стороны определяют уполномоченные компании по проекту, сроки подготовки ТЭО трубопровода, которое определит ресурсную базу и оптимальную конфигурацию проекта. С российской стороны уполномоченной компанией выбран "Газпром", с иранской — Национальная иранская нефтяная компания, с пакистанской — Inter State Gas System Limited. Индийский партнер в текущей редакции проекта соглашения не указан. Если на основании результатов ТЭО компании дадут проекту дальнейший ход, то стороны заключат межправительственные соглашения.

Идея строительства газопровода в Индию через территорию Пакистана возникла в Иране еще в 1996 году. Тогда страна планировала построить газопровод длиной 2775 км стоимостью $7 млрд, чьей основной ресурсной базой должно было стать газовое месторождение Южный Парс в Иране. Однако проекту помешали политические трения между странами-участницами, а также противодействие США, которые ввели в 2008 году санкции против Ирана из-за ядерной программы страны. После этого Индия отказалась от газового проекта с Ираном и переключилась на альтернативную трубу из Туркмении через территорию Афганистана и Пакистана (ТАПИ). Но снятие санкций с Ирана всколыхнуло интерес к проекту.

Российский газ со свопом через Китай

"Газпром" готов принимать участие в сооружении газопровода Иран — Пакистан — Индия, помочь и технологически, и, если потребуется, финансовыми ресурсами. Они готовы привлечь их в неограниченном масштабе, тем более под такой проект, совершенно окупаемый", — говорил президент Владимир Путин в Шанхае еще в июне 2006 года.

В октябре 2016 года на саммите БРИКС в индийском штате Гоа глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил о заинтересованности в сбыте как трубопроводного, так и сжиженного газа на индийском рынке. По его словам, потребность в импорте газа со стороны Индии только до 2022 года увеличится втрое, а до 2030 года — уже более чем в шесть раз. В 2016 году потребность Индии в газе составила 50,6 млрд куб. м, а собственная добыча — лишь 29,2 млрд куб. м. Оставшиеся 21,7 млрд куб. м Индия импортировала в виде СПГ (сжиженного природного газа).

На полях саммита "Газпром" и индийская Engineers India подписали соглашение, предусматривающее проведение исследования маршрутов поставок трубопроводного газа из России и других стран в Индию, официально сообщала монополия. Как стало известно РБК, его подготовили в марте 2017 года. "Газпром" с участием индийских партнеров Engineers India, ONGC, Gail и Petronet LNG Limited просчитали маршруты поставок газа в Индию стоимостью от $5,7 млрд до 49 млрд и протяженностью от 1,13 тыс. до 9 тыс. км. Эти расчеты приводятся в отчете совместной экспертной комиссии "О трассе прокладки трубопровода для поставки природного газа из России и других государств в Индию" (копия есть у РБК).

"Газпром" с группой индийских компаний просчитали всего десять вариантов трубопроводов в Индию: семь из них стартуют из России, а три — в Иране, но с участием "Газпрома" в качестве партнера как по реализации газа, так и по строительству трубы. Приоритетными считаются два маршрута. По первому варианту — "Восточный маршрут" — газ с сибирских месторождений "Газпрома" (названия не указаны) доставят транзитом через Китай и Мьянму до Бангладеш и по морю — до Индии. Этот проект оценивается в $16,5 млрд, его протяженность — 4,5 тыс. км и мощность 31,4 млрд куб. м газа в год. Такая схема доставки газа в Индию предусматривает своповые сделки с газом в Китае и Мьянме (при условии будущего роста добычи газа в Мьянме). К этому проекту "Газпром" мог бы привлечь своего партнера в Китае — компанию CNPC. В рамках "Восточного маршрута" предусмотрено строительство 14 компрессорных станций и 1,26 тыс. МВт энергомощностей. Варианты продления трубопровода "Сила Сибири" (маршрут "Алтай") через Монголию и Китай признаны нерентабельными "в силу высоких капзатрат", указано в отчете (они стоили от $34 млрд до 36 млрд).

"Мьянма поставляет газ в Китай через существующий газопровод. Если Россия сможет предоставить эквивалентный объем газа в Китай, то мы можем направить обратным потоком газ из Мьянмы в Индию", — цитирует Reuters слова главы ONGC Нарендры Верма, сказанные в кулуарах конференции Petrotech осенью прошлого года. Для этого понадобится газопровод из Мьянмы в Индию, подчеркнул он.

Иранский маршрут при участии "Газпрома"

Второй, "Западный маршрут" начинается в иранском селении Чабахар и идет через морское мелководье Пакистана в Индию. Его протяженность всего 1,13 км, стоимость $5,7 млрд, мощность 33 млрд куб. м газа. Для "Западного маршрута" необходимо построить только одну компрессорную станцию и 320 МВт ЛЭП. Хотя "Западный маршрут" значительно дешевле и логистически проще, ресурсная база для этого проекта еще не определена. В качестве нее, в частности, рассматривается иранское шельфовое месторождения Farzad B в Персидском заливе. Кроме того, этот маршрут осложнен политическим конфликтом между Пакистаном и Индией.

Минэнерго прорабатывает варианты сухопутных поставок газа в Индию, включая возможность свопов через Иран, цитирует "РИА Новости" слова заместителя министра энергетики РФ Юрия Сентюрина 12 апреля. "У нас работает исследовательская группа по вариантам поставки природного газа в Индию сухопутным путем. Изучаются разные схемы, например свопы; допустим, из Ирана по своим газопроводам на север Ирана наши газ поставляют, иранцы такое же количество газа отдают", — сказал он.

Окончательное решение по выбору приоритетного проекта примут по итогам переговоров со всеми заинтересованными сторонами, финансового анализа и после подготовки ТЭО.

Представитель "Газпрома" отказался комментировать детали участия монополии в проекте, его индийские партнеры, как и Национальная иранская нефтяная компания и пакистанская Inter State Gas System Limited, на запрос РБК не ответили.

На полях саммита ОПЕК в Вене 25 мая министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил журналистам, что российская компания может войти в Farzad-B вместо индийских партнеров. "Русские", — цитирует ТАСС его ответ на вопрос, кто может войти в проект, если сделка с индийской ONGC Videsh не состоится. По его словам, индийская компания "не смогла представить приемлемое предложение", однако переговоры с ними пока не приостановлены полностью. Источник РБК в "Газпроме" сообщил, что монополия интересуется участием в проекте, но до получения окончательных условий контракта с иранской стороны, предусматривающего финансовые условия вхождения и нормы внутренней рентабельности, решение не принято.

По словам заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, два варианта прохождения трассы газопровода в Индию, которые просчитал "Газпром" с участием индийских партнеров, конкурируют между собой. В случае прохождении трассы этой трубы через территорию России речь пойдет о поставках в Индию российского газа с месторождений "Газпрома" в Западной Сибири в объеме до 30 млрд куб. м. Если начальной точкой будет Иран, то в Индию попадет именно его газ, а "Газпром" сможет получить свою выгоду только в том случае, если попадет в партнеры по разработке иранских газовых месторождений, и она будет на порядок меньше.

По его мнению, варианты прохождения трассы как через Иран, так и через Китай имеют свои трудности и подводные камни. В случае маршрута Иран — Пакистан — Индия это политические риски из-за сложных взаимоотношений Пакистана и Индии, в которых отсутствует гарантия по обеспечению безопасности поставок этого газа.

При маршруте через Китай из России с привлечением Китая в партнеры по своповым сделкам с газом и как транзитера газа в Индию помимо политических рисков есть риски экономические. Китай, по мнению Гривача, может оказывать давление как на поставщика газа, так и на потребителя, потому что сам является как крупным покупателем сырья, так и добывающей газ страной с претензией на рост добычи сырья. Он не заинтересован в доставке в Индию дешевого газа. Учитывая, что Индия — одна из немногих стран, которая не прислала своих делегатов на пекинский форум "Один пояс, один путь", их взаимоотношения с Китаем далеки от дружеских. Индии же предельно важна цена сырья ниже стоимости сжиженного природного газа. А "Газпрому" важен такой крупный и растущий рынок сбыта своего газа, особенно в условиях, когда Европа диверсифицирует поставки этого вида топлива.

Проект строительства трубопровода Иран — Пакистан — Индия обсуждается слишком давно, на протяжении этого периода даже подписывались обязывающие контракты на поставку газа, например из Ирана в Пакистан, но они не были реализованы, напоминает эксперт. Сам Пакистан сейчас наращивает потребление СПГ, что делает более затруднительной реализацию трубопроводного проекта.

У России, по словам Гривача, может быть роль посредника и гаранта снятия напряженности между всеми транзитными странами по проекту, однако политические риски проекта пока слишком высоки для того, чтобы ожидать его реализации в ближайшее время. Пока идут переговоры, удовлетворить аппетиты Индии в области поставок газа могут Туркмения и ее партнеры по проекту ТАПИ, а также мировые поставщики сжиженного газа, заключает эксперт.

Людмила Подобедова

<< Май, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ