Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.06.2019

Это должно помочь снизить стоимость нефтепродуктов в регионе.

"Ведомости"

Правительство предлагает ввести дополнительную компенсацию нефтеперерабатывающим компаниям за поставку моторных топлив на Дальний Восток, заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин: "Эти меры помогут создать условия, равные возможности для поставок топлива на рынок Дальнего Востока". Дополнительную компенсацию получат нефтяные компании, которые будут поставлять дизтопливо и бензин, а также производить их в регионе.

Такой вопрос обсуждается, знают два сотрудника нефтяных компаний и федеральный чиновник. Инициатор преференций — курирующий регион вице-премьер Юрий Трутнев, говорит один из них. Компенсация за поставку топлив в регион может быть согласована и внесена до 10 июля ко второму чтению в Госдуме поправок в Налоговый кодекс, говорит собеседник в крупной нефтяной компании.

На Дальнем Востоке расположены два нефтеперерабатывающих завода: Хабаровский (перерабатывает до 6 млн т нефти) "Нефтегазхолдинга" Эдуарда Худайнатова и Комсомольский "Роснефти" (до 8 млн т). За прошлый год они суммарно произвели 3,6 млн т бензина и дизтоплива. Всего потребление моторных топлив на Дальнем Востоке в 2018 г. составило 4,53 млн т, следует из данных "Инфотэка".

Сейчас в регионе преимущественно поставляют топливо два завода, а если их будет 5-7, это усилит конкуренцию, говорит Голомолзин. "Не факт, что объем топлива на региональном рынке существенно изменится, но зато будут обеспечены другие условия ценообразования", — добавил он.

"Дополнительные меры поддержки для топливного рынка Дальнего Востока правительство намерено применять, скорее всего, для снижения розничных цен на нефтепродукты", — считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. В мае бензин Аи-92 на Дальнем Востоке стоил дороже на 4,6%, чем в среднем по России, — 43,76 руб. за 1 л, Аи-95 — на 1,2% — 45,71 руб. за 1 л, дизтопливо, наоборот, дешевле — на 5% — 48,46 руб. за 1 л (данные Росстата).

Ближайшие производители к дальневосточному рынку — Ангарский и Ачинский НПЗ "Роснефти", а также Омский НПЗ "Газпром нефти" и уфимская группа заводов (бенефициар — "Роснефть"). В том числе на них может распространиться дальневосточная компенсация, но только на то количество топлива, которое предприятия поставят на Дальний Восток, говорят чиновник и собеседник в крупной нефтяной компании. В правительстве обсуждалась субсидия, эквивалентная 5000 руб. за 1 т нефтепродуктов для поставки на рынок Дальнего Востока, знает один из собеседников "Ведомостей".

Размер компенсации за поставку топлив на Дальний Восток Голомолзин не раскрыл, представители ФАС, Минфина, Трутнева, "Роснефти", "Газпром нефти", а также Минэнерго и курирующего нефтяную отрасль Дмитрия Козака на вопросы "Ведомостей" не ответили. Финальной суммы компенсации пока нет, утверждает собеседник в одной из крупных нефтяных компаний. "Ждем предложений коллег, как будет работать механизм, а также источник расходов", — говорит собеседник в Минфине.

В 2018 г. около 30% автомобильного бензина ввозилось на Дальний Восток из других регионов, комментирует руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. "Сегодня завозить на Дальний Восток топливо не привлекательно по цене, независимые АЗС (их 60% в регионе, они продают 30% топлива) ощущают нехватку нефтепродуктов, из-за того что через биржу продается небольшое количество топлива, сложилась ситуация, при которой биржевые цены и, соответственно, мелкооптовые оказываются выше, чем розничные", — говорит Баженов. На нефтебазах в мелком опте товар получить затруднительно, цены на оптовом рынке не дают возможность независимым АЗС сохранить маржинальность, считает эксперт.

Виталий Петлевой, Елизавета Базанова

 

 

Грязная "Дружба" наносит стране имиджевый ущерб.

"Независимая газета"

Прошло фактически два месяца с момента обнаружения в нефтепроводе "Дружба" повышенного содержания хлорорганических соединений. Власти РФ уверяют: нефтяной кризис преодолен. Но это далеко от истины. Москва несет весомые имиджевые потери. Черное золото из РФ  отказываются принимать даже с дисконтом. "Все это чревато перетеканием спроса в пользу других поставщиков", — предупреждают эксперты.

Российская "Транснефть" и "Казтрансойл" договорились о компенсации ущерба казахстанским производителям за отгрузку некондиционной нефти в порту Усть-Луга, сообщила во вторник пресс-служба казахстанской компании. По информации "Казтрансойла", со стороны "Транснефти" был "предложен механизм компенсации, который существенно упростит расчеты и выплаты за некондиционную нефть".

Однако в компании не уточнили, каков будет механизм компенсации.

Отметим, содержание хлорорганики в нефти, экспортируемой из Усть-Луги, куда поступает в том числе транзитное сырье из Казахстана, значительно превышало норматив, и покупатели отказывались принимать эти грузы или требовали дополнительных скидок на партии. По оценкам, объем загрязненной казахстанской нефти составил 700 тыс. т.

Российские власти пытаются уверить, что проблема грязной нефти решена. Однако, судя по поведению рынка, до этого пока далеко. К примеру, чешский переработчик нефти Unipetrol, принадлежащий польской PKN Orlen, остановил прием нефти по нефтепроводу "Дружба" из-за загрязнения хлорорганикой. К слову, в понедельник информационное агентство CTK сообщило, что на южном ответвлении "Дружбы" был зафиксирован повышенный уровень загрязнения нефти. С 19 по 20 июня прокачка по нефтепроводу на участке Мозырь-Адамово также была временно приостановлена из-за результатов точечных проб, показавших превышение хлорорганических соединений.

"Нефтепровод "Дружба" в ближайший год будет работать вполсилы до полной очистки трубопроводов "Транснефти" от загрязненной хлоридами нефти, на что нужно минимум восемь месяцев, заявлял первый замгендиректора ОАО "Гомельтранснефть Дружба" Андрей Вериго.

Кроме того, около 1 млн т российской грязной нефти на общую сумму в 500 млн долл. продолжает путешествовать по миру в поисках покупателей, пишет агентство Reuters. "Танкерные партии российского сорта Urals суммарным объемом свыше 1 т уже два месяца не могут найти покупателей", — замечает СМИ.

Покупать российскую нефть отказываются даже с существенным дисконтом. Так, скидка в 10-15 долл. за баррель или 10-15 млн долл. за танкер при текущей рыночной цене барреля в 65 долл. остается незамеченной.

Россия делала ставку на Китай. В частности, предполагалось направить в Поднебесную свыше 800 тыс. т загрязненного сырья. Этот план провалился. Как пишет Reuters со ссылкой на свои источники, китайская таможня рекомендовала своим переработчикам не принимать российскую нефть с содержанием хлорорганики более 10 миллионных доль (ppm), или 0,001%. При этом содержание хлорорганики в некоторых грузах, направлявшихся в Китай, превышает 200 ppm, сообщает СМИ.

В Европе грязную нефть в итоге взяли на переработку лишь несколько покупателей: испанский Repsol, шведский Preem и финская Neste Oil, указывает Reuters. Весь объем принятой нефти составил около 600 тыс. т. Однако переработчики жалуются на то, что процесс очищения нефти довольно длителен. "Мы взяли партию на один из наших НПЗ в Европе около месяца назад, она до сих пор перерабатывается и скорее всего будет перерабатываться еще несколько месяцев", — приводит СМИ слова трейдер в крупной европейской компании.

Агентство пишет, что иногда для того, чтобы очистить 1 барр. грязной нефти, необходимо до 20 барр. чистого сырья. Грубо говоря, чтобы разбавить 600 тыс. т зараженной нефти, европейским переработчикам придется использовать для этого до 80 млн барр. чистой нефти.

В итоге же свыше десятка танкеров с загрязненной российской нефтью так и не доставили партии потребителям. При этом стоимость простоя только одного танкера за два месяца составляет свыше 1 млн долл. А каждый новый день может стоить до 25 тыс. долл., пишут СМИ.

Как итог — нефть на 500 млн долл. путешествует по миру в поисках покупателей. Простой танкеров, перевозящих ее, обходится еще примерно в 10 млн долл. И это не считая сумм, которые требуют пострадавшие страны в качестве возмещения ущерба. Оценки же этих сумм разнятся.

Так, глава Минэнерго Александр Новак общий ущерб от загрязнения нефти оценивал в районе 100 млн долл. Такую же цифру, но как потери только белорусской стороны называл президент Белоруссии Александр Лукашенко. Эта сумма включала и недополученную выручку от приостановки экспорта нефтепродуктов. Уже позднее в Минске сообщали, что только стоимость вышедшего из строя оборудования на нефтеперерабатывающем заводе составила 30 млн долл. В итоге Белоруссия оценила объем загрязненной нефти в 9 млн барр., которая в нормальных условиях стоила бы около 500 млн долл.

По мнению экспертов, потери российской стороны в итоге могут составить даже не миллионы, а миллиарды долларов. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник говорил, что за месяц через "Дружбу" прокачивается около 4 млн т сырья. Это около 2,5 млрд долл. "И это не считая компенсаций за сломанные заводы, испорченные трубы и недополученные деньги от транзита", — рассуждали эксперты. "Если исходить из известных вводных про простой, то получается около 5 млрд долл. выпадающих экспортных доходов до конца года", — рассказывал главный экономист ING по РФ и СНГ Дмитрий Долгин.

В то же время пока нельзя сказать, что ситуация с грязной нефтью существенно ударила по позициям РФ как поставщика углеводородов. Так, по итогам мая страна экспортировала свыше 21,1 млн т черного золота, что на 0,9% меньше показателей мая 2018 года, следует из данных Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭКа. Экспорт в дальнее зарубежье в мае вырос на 1,5%, до 20,17 млн т, с начала года — на 5%, до 102 млн т. Однако объем поставок в ближнее зарубежье рухнул в мае на 33,2%, до 1,024 млн т, с начала года — почти на 8%, до 7 млн т. Транзит вырос в мае на 7,6%, до 1,65 млн т, с начала года — на 2,7%, до 8 млн т, сообщают в компании.

Для того чтобы понимать, насколько существенно в целом повлияла на экспорт ситуация с грязной нефтью в "Дружбе", необходимо обратиться к данным по экспорту сырья, сообщают эксперты "НГ". "По данным Минэнерго, в мае "Транснефть" поставила на экспорт 17,8 млн т нефти, что меньше уровня апреля (18,3 млн т), но соответствует уровню мая 2018 года, когда было прокачано на внешние рынки 17,83 млн т. Да, по "Дружбе" потребителям поставлено за последний весенний месяц всего 0,4 млн т против 4 млн за аналогичный период прошлого года, но за счет наращивания поставок морем на 6,5 млн т в январе-мае, за первые пять месяцев года суммарно экспорт нефти не только не снизился, но даже вырос на 2,9 млн т", — подчеркивает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Другой вопрос — это отношение к российской нефти у потребителей. "Закачка грязной нефти в очередной раз вынесла на повестку вопрос о качестве экспортируемых Россией энергоресурсов", — полагает эксперт, напоминая, что еще год назад похожие претензии уже звучали от импортеров. "Качество российской нефти в условиях ограниченного доступа к развитию добычи на новых месторождениях и наличия связанных с санкциями барьеров для привлечения к разработке и добыче зарубежных компаний может снижаться и далее, что в условиях конкурентного рынка чревато перетеканием спроса в пользу других поставщиков", — предупреждает Жарский.

Ситуация с загрязнением нефти снизила объемы экспорта нефти, а также привела к транспортному и инфраструктурному хаосу в поставках, замечает аналитик по товарным рынкам компании "Открытие Брокер" Оксана Лукичева.

Об ощутимой угрозе можно говорить, если к концу лета ситуация не будет полностью исправлена и взята под контроль, считает председатель совета директоров инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский.  "Большая часть потребителей российской нефти не имеет возможностей по замене данного сырья какими-либо адекватными аналогами в силу как технического оснащения производственных мощностей, так и ценовых политик", — объясняет главный аналитик компании "БКС Премьер" Антон Покатович.

Ситуация с загрязнением нефти в нефтепроводе "Дружба" не может не сказаться отрицательно на российском нефтяном экспорте, уверен эксперт-аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. "Технически еще остается возможность восполнить недопоставленные объемы до конца года. Тем более, что часть потребителей, которая уже приняла загрязненную нефть, теперь даже заинтересована в получении новых объемов чистой нефти для разбавления загрязненной в пропорции примерно 20 к 1. Но возникает вопрос, как стыкуется необходимость поставок усиленных поставок дополнительных объемов нефти в оставшиеся полгода с обязательствами РФ по ограничению нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+", — рассуждает он, полагая, что сложившаяся ситуация окажет влияние на позицию России на очередной встрече с ОПЕК в начале июля.

Ольга Соловьев

<< Июнь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ