Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.07.2017

Министерство подготовило поправки в закон о газификации.

"Известия"

Минэнерго планирует привести рынок сжиженного газа в регионах к стандартам, по которым работает рынок газа природного. В частности, ведомство считает необходимым определить единого поставщика газа для ЖКХ и льготных категорий граждан. Сейчас предложения Минэнерго находятся на согласовании в Минюсте. Впрочем, маловероятно, что инициатива будет реализована быстро — против нее выступили ФАС и Минэкономразвития, утверждающие, что нововведения приведут к росту цен на газ, монополизации рынка и коррупции.

"Известия" ознакомились с разработанными Минэнерго поправками в закон о газоснабжении. По сути, проектом предлагается возврат к так называемым "балансовым заданиям", которые применялись в качестве вынужденной временной меры ограничения экспорта пропан-бутана вплоть до 2014-2015 годов. По данным "Известий", Минэнерго предлагает коммунальным потребителям перейти от покупки сжиженного газа на бирже к закупкам на условиях длительных контрактов с определенными компаниями — "гарантирующими поставщиками" (ГП). ГП будет обязан поставлять газ исключительно по регулируемой цене, при этом не имея возможности отказать в поставке коммунальщикам или жителям регионов. Коснутся поправки не только трейдеров, но и самих производителей пропан-бутана — они также не смогут отказать ГП в приобретении газа.

По мнению ведомства, создание института ГП поможет решить проблемы отсутствия газа в отдаленных от газопроводов регионах, что, в свою очередь, приведет к "улучшению социально-экономических условий жизни населения".

Однако намерения Минэнерго могут привести и к монополизации рынка отдельными производителями, коррупции и росту цен на газ, говорится в отзыве Минэкономразвития на законопроект  (документ имеется у "Известий").

По мнению экономического ведомства, все предлагаемые Минэнерго изменения на рынке уже работают — так, ценовое регулирование для предприятий ЖКХ и населения существует и сейчас, а крупнейшие поставщики в регионах уже обязаны исполнять заказы на поставку пропан-бутана. Определение же, по сути, единственного поставщика снизит конкуренцию, и доходность бизнеса, в свою очередь, упадет. Это дестимулирует производителей к дальнейшему распространению сбытовых сетей, считают в министерстве. При этом разница между регулируемой и биржевой ценой пропан-бутана дает возможность ГП безнаказанно перепродавать льготно приобретенный газ, к примеру, автозаправщикам, оставляя население без дешевого топлива. Что же касается коммерческих потребителей, то увеличение поставок СУГ (сжиженного углеводородного газа) по регулируемым ценам снизит количество газа, поставляемого на свободный рынок, и тем самым вызовет повсеместный рост газовых цен, предупреждает Минэк.

Минэкономразвития концептуально не поддерживает проект и считает целесообразным рассмотреть иные механизмы обеспечения поставок СУГ, подтвердили "Известиям" в пресс-службе ведомства. По данным "Известий", против предложения высказывались также РСПП, ТПП и все крупные производители пропан-бутана, в том числе "Новатэк", "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть" и "Газпром газэнергосеть".

Предлагаемые разработчиком проекта меры не решают сохраняющиеся проблемы перепродажи газа, считает президент ТПП РФ Сергей Катырин.

ФАС также против предлагаемых изменений — создавать доминирующего игрока на свободном и регулируемом биржей рынке бессмысленно, считает начальник управления контроля ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин. Несмотря на это, законопроект был поддержан Минстроем и региональными газовыми компаниями и сейчас находится на согласовании в Минюсте, сообщил "Известиям" представитель Минэнерго.

Гарантировать газовые поставки можно через субсидирование продажи сжиженного газа населению за счет средств федерального и региональных бюджетов, считает представитель Минэкономразвития.

Позицию Минэнерго понять можно — есть нуждающиеся в поставках слои населения, не имеющие возможности самостоятельно ездить на заправку баллонов, но их становится всё меньше, заметил Андрей Костин из Rupec. Без согласования Минэкономразвития закон не пройдет, но если обратиться к субсидированию, то придется решать вопрос и с Минфином, часто не желающим давать дополнительные субсидии, считает аналитик ФНЭБа Игорь Юшков. По его мнению, это заводит процесс продвижения законопроекта в тупик.

Арсений Погосян

 

 

Владимир Коган не справляется в одиночку с модернизацией Афипского НПЗ и ищет партнера, чтобы довести проект до конца. Один из сценариев — продажа завода.

"Ведомости"

Владимир Коган ищет инвестора для Афипского НПЗ с переработкой 2,5 млн т в Краснодарском крае, рассказали "Ведомостям" сотрудник одной из нефтяных компаний и контрагент завода. Заводу нужен партнер, чтобы завершить модернизацию, говорит один из них. "Нефтегазиндустрия" может продать всю свою долю, не исключает другой. Есть ли уже претенденты, они не говорят. Представитель Когана от комментариев отказался, связаться с представителем "Нефтегазиндустрии" не удалось.

"Нефтегазиндустрия" приобрела завод у "Базэла" Олега Дерипаски в 2010 г., когда Коган возглавлял департамент в Министерстве регионального развития. Сумма сделки не раскрывалась, бывший сотрудник "Базэла" рассказывал Forbes, что она составила около $300 млн.

Главный плюс завода — близость к южным портам, минус — низкая глубина переработки: основной его продукт — мазут, бензин завод не производит.

Новый собственник обещал исправить ситуацию. Программа модернизации началась в 2011 г., основным кредитором выступил Сбербанк. В 2012-2015 гг. он кредитовал завод и "Нефтегазиндустрию" под обеспечение акций "Нефтегазиндустрии" и ее акционеров — Lakescope Ltd и Windport Ltd, следует из отчетности этих кипрских компаний. Они владеют 33% "Нефтегазиндустрии", партнеры Когана — Айрат Исхаков, Илья Клебанов и Юрий Крымский (последний подтверждал это "Ведомостям" в прошлом году). К концу 2015 г. кредитные обязательства завода достигли 48,8 млрд руб., а "Нефтегазиндустрии" — 24,4 млрд. Представитель Сбербанка не ответил на запрос "Ведомостей".

Первый этап модернизации завершился в 2015 г.: вложенные в завод около $2,3 млрд позволили увеличить переработку в 2,4 раза до 6 млн т. Сейчас Афипский НПЗ второй после туапсинского на юге России.

"Нефтегазиндустрия" планирует довести переработку до 12 млн т, а ее глубину увеличить с 58 до 74%.

Половина продукции Афипского НПЗ — мазут, такие предприятия в текущих налоговых условиях убыточны, говорит аналитик БКС Кирилл Таченников. Данные за прошлый год завод не раскрывал, в 2015 г. убыток составил 1,7 млрд руб. Чтобы Афипский НПЗ приносил прибыль, выход светлых нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина, авиакеросина) должен быть более 80%, а на это необходимы еще миллиарды долларов инвестиций, говорит гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов.

Видимо, собственник завода понял, что самостоятельно завершить модернизацию не сможет, поэтому начал поиск партнера, рассуждает Турукалов. До 2020 г. Афипский НПЗ планирует вложить в модернизацию еще почти 30 млрд руб.

Но перспективы российской нефтеперерабатывающей отрасли туманные из-за неопределенности с будущей налоговой системой, поэтому привлечь партнера в проект модернизации завода, скорее всего, будет сложно, продолжает Турукалов.

Теоретически заводом мог бы заинтересоваться инвестор, который хочет консолидировать или выйти на локальный рынок либо ему не хватает перерабатывающих мощностей, отмечает Таченников. Но крупные компании и сами думают о продаже части переработки, так как из-за налогового маневра и снижения цен на нефть маржа переработки упала. Так, "Роснефть" может продать четыре НПЗ, говорили в феврале источники "Ведомостей". "Лукойл" в ноябре решит, продавать ли ухтинский завод. "Русснефть" не заинтересована в Афипском НПЗ, сказал представитель нефтяной компании. Представители "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла", "Татнефти" не ответили на запросы "Ведомостей", NewStream отказалась от комментариев.

Стоимость афипского завода эксперты затруднились назвать. Подобный модернизированный завод будет стоить около $500 млн, отмечает Таченников, но с учетом долга и потребности Афипского НПЗ в инвестициях его стоимость может опуститься до ноля.
Владимир Коган занимает 101-е место в списке Forbes с состоянием $950 млн. Кроме Афипского НПЗ ему принадлежит 82% банка "Уралсиб" (с ноября 2015 г. Коган занимается финансовым оздоровлением банка).

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

Восемь нефтегазовых проектов могут попасть под антироссийский карантин.

"Независимая газета"

Новые американские санкции в отношении России и Ирана создают реальную угрозу для европейского бизнеса. По подсчетам европейцев, им придется сворачивать бизнес, связанный с восемью крупными нефтегазовыми проектами с российским участием. Под угрозой изоляции оказались новые газовые магистрали для экспорта российского газа. А также нефтегазовые разработки с участием России в третьих странах. Вчера европейцы пригрозили Штатам ввести запрет на кредитование американских компаний в европейских банках.

На момент сдачи номера в печать решение по законопроекту о новых санкциях против РФ не было принято. И появились признаки того, что этот проект снова будет отложен. Вчера председатель комитета Сената по иностранным делам Боб Коркер высказывался о необходимости дополнительно проработать законопроект о новых санкциях. "Он еще не готов, но похоже, что мы движемся в правильном направлении", — приводит его слова агентство Reuters. И, судя по словам сенатора, существующие разногласия в первую очередь касаются санкций в отношении Северной Кореи, которые были добавлены в законопроект о санкциях против Ирана и России позднее.

Напомним, более раннюю версию законопроекта, включающего санкции только против РФ и Ирана, в середине июня одобрили 98 сенаторов, тогда как двое высказались против. Однако документ так и не дошел до голосования в Палате представителей, поскольку администрация Трампа выступила против положений, включающих требование к президенту получать одобрение Конгресса перед тем, как смягчить санкции в отношении Москвы. Новая версия документа теперь включает и санкции против КНДР, но сохраняет большинство положений законопроекта, одобренного Сенатом, сообщает Reuters.

При этом многие ожидали, что уже сегодня в Брюсселе пройдет обсуждение новой "ситуации с санкциями". "Еврокомиссия на своем заседании в среду будет проинформирована о последнем развитии событий вокруг американского проекта закона, касающегося санкций в отношении России и других стран", — заявил вчера официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас, отметив, что обсуждение будут вести зампредседателя Еврокомиссии Марош Шефчович и еврокомиссар по энергетике и климатическим изменениям Мигель Ариас Каньете.

Это и немудрено. Как отмечает европейское интернет-издание Euractiv, новый законопроект американцев может в итоге больно ударить в первую очередь по самим европейцам. В частности, как пишет СМИ, новый закон будет санкционировать любую компанию, которая работает не только в сфере разработки, но также и по модернизации и поддержке связанных с Россией проектов на всей планете. "Это будет подводить любую европейскую компанию, связанную с российскими трубопроводами, под действие американского закона", — указывает СМИ.

По данным издания, под новый закон в итоге может попасть восемь российских проектов, связанных с участием в них европейских компаний. Так, по мнению СМИ, в этот список может быть включен проект строительства завода по сжижению природного газа в Усть-Луге и уже построенный газопровод "Голубой поток".

Туда же могут попасть и оба "Северных потока", расширение "Сахалин-2", нефтепровод "Каспийский трубопроводный консорциум" и Южно-Кавказский трубопровод. "Под ударом" оказываются и месторождения с участием российского бизнеса: Шах-Дениз и Зор (Zhor Field). И именно в этих проектах наряду с россиянами сегодня участвуют англо-голландская Royal Dutch Shell, итальянская Eni и британская BP. А в одном лишь "Северном потоке — 2" задействованы немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV и французская Engie.

Эта инициатива затрагивает "нашу энергетическую независимость и интересы энергетической безопасности", — приводит Euractiv слова Маргаритиса Схинаса. Как отмечает Euractiv, Евросоюз начал бить тревогу еще на прошлой неделе. ЕС пытается минимизировать последствия для себя. К примеру, под давлением европейцев был увеличен порог для участия россиян в энергетических проектах. Если раньше он составлял 10%, то теперь — 33%.

Какова будет реакция после нового законопроекта, в ЕС пока не уточняют. Однако в рамках подготовительной работы ЕК сообщала, что "готова ответить в течение нескольких дней", пишет Euractiv. "ЕС всегда готов ответить адекватно и немедленно, если это необходимо, и будем надеяться, что до этого дело не дойдет", — приводит СМИ заявление Схинаса.

К примеру, Евросоюз вполне может ограничить доступ американских компаний к кредитам европейских банков, если США введут новые санкции против России, заявил РИА Новости дипломатический источник в Брюсселе.

В итоге, по мнению экспертов, законопроект Конгресса США  может поставить Европу перед выбором: либо соблюдать закон Соединенных Штатов, либо свои интересы. "Законопроект может поставить Европу перед выбором: либо соблюдать американский закон, либо свои интересы и представления воплощать в собственном пакете санкций. И в этом случае у американской дипломатии будет меньше возможности договариваться, потому что она окажется связанной своим законом", — считает глава Американской торговой палаты в РФ Алексей Родзянко, подчеркивая, что необходимо вводить санкции скоординированно. Кроме того, приводит его слова "Интерфакс", законопроект может вынудить американские энергетические компании уйти с российского рынка. "Такое опасение есть. Положения законопроекта сформулированы в этом плане очень жестко", — не исключает Родзянко.

Экономические последствия от введения нового пакета санкций могут быть непредсказуемыми для большинства действующих и запланированных российских проектов в области энергетического сектора. "Однако сегодня сложно предугадать, смогут ли они действительно полностью парализовать, например, строительство "Северного потока — 2" или разработку совместных с европейцами месторождений Шах-Дениз или Zhor Field", — говорит аналитик компании "Алор Брокер" Кирилл Яковенко, полагая, что новый пакет санкций призван в первую очередь поддержать собственные сланцевые проекты США. "К примеру, новые санкции очень аккуратно обходят стороной все, что касается космических программ", — замечает эксперт.

На то, что подобные меры в первую очередь говорят о желании американцев конкурировать за рынки сбыта энергоресурсов, указывают и другие эксперты. "У США сегодня большие проблемы со сбытом сжиженного природного газа. Предварительно озвученные восемь проектов затрагивают в первую очередь интересы ЕС", — подтверждает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров, полагая, что основная "битва" может возникнуть вокруг "Северного потока — 2". Тем не менее, по мысли эксперта, следует дождаться реакции самого Евросоюза.

Последствия воздействия новых санкций США на проекты "Северный поток — 1" и "Северный поток — 2" сложно переоценить, продолжает гендиректор компании "Форум" Роман Паршин. "Это ключевые энергетические проекты как для России, так и для Европы, и возможное отставание в их модернизации из-за санкций будет стоить обеим сторонам миллиардов долларов", — считает он.

Любые санкции и ограничения скажутся на успешности реализации совместных с европейскими партнерами инвест-проектов, замечает доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян. "Прежде всего на сроках реализации этих проектов. Если мы говорим о нефтегазовой индустрии, а именно об источниках энергии, то подобные ограничения затронут все стороны совместных предприятий", — рассуждает он, полагая, что "иранский сценарий" развития санкций применительно к РФ все же маловероятен. "Россия в большей степени интегрирована в экономические проекты Европы и США, уровень партнерства и значения друг для друга совсем иной", — говорит он. Следующим шагом могли бы стать санкции по иранскому типу, не исключает главный аналитик "Телетрейд Групп" Олег Богданов. "Однако, учитывая вес России в мире и малоэффективность санкций с точки зрения достижения желаемого результата, такой вариант развития событий маловероятен", — сомневается он.

Ольга Соловьева

<< Июль, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ