media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.08.2016

Правительство рассматривает вариант продажи госпакета "Башнефти" несколькими лотами, в том числе на бирже. Приватизация может состояться до конца 2017 г.

"Ведомости"

Госпакет "Башнефти" в размере 50,08% уставного капитала (60,2% обыкновенных акций) может быть продан одним или несколькими лотами, заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Сама приватизация может состояться "в любой момент начиная с сентября этого года и кончая всем 2017 годом", продолжил он. "Это вопрос оценки конъюнктуры, отношения инвесторов, т. е. совокупности факторов", — сказал министр (цитаты по "Интерфаксу"). Возможно размещение одного небольшого пакета на бирже, говорит федеральный чиновник. Представитель Минэкономразвития это не комментирует, Росимущество не ответило на запрос.

В середине августа премьер-министр Дмитрий Медведев решил отложить приватизацию "Башнефти", решение одобрил президент. Вчера пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не ответила на запрос "Ведомостей". Государство технически готово к продаже "Башнефти" уже в этом году, но мешают политические причины, говорил Улюкаев в понедельник.

Дело в давлении главного исполнительного директора "Роснефти" Игоря Сечина, поясняли "Ведомостям" три федеральных чиновника: Сечин не хотел, чтобы компания досталась "Лукойлу". Повременить с приватизацией просили президент и глава Башкирии (республике принадлежит 25% "Башнефти") Рустэм Хамитов — это повлияло бы на доходы бюджета республики. Приватизация может состояться после продажи госпакета "Роснефти", отмечал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Аналитики по-разному оценивают возможную продажу акций "Башнефти" несколькими лотами. Она оставит правительство без премии к рыночной цене, считает замначальника управления рынка акций "Велес капитала" Василий Танурков. Разговоры о таком варианте — плохой сигнал, говорит он: "Это звучит как "придется продавать по частям", т. е. скорее всего не нашли покупателя на весь пакет за ту цену, которую хотели получить". Цена пакета — в интервале 297-315 млрд руб., подсчитал независимый оценщик EY.
На Московской бирже госпакет в четверг стоил 269 млрд руб.

Контрольный пакет предполагает премию к рыночной цене, а продажа частями — фактически эквивалент размещению на рынке, при котором вероятен дисконт, отмечает Танурков. Если власти решат вновь повысить налоговую нагрузку на отрасль, котировки нефтяных компаний просядут, тогда в лучшем случае бюджет получит за "Башнефть" 250 млрд руб., рассуждает Танурков.

Идея продавать "Башнефть" на бирже неплоха — это создаст спрос на акции со стороны широкого круга инвесторов, говорит аналитик "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин. Если у "Башнефти" появится несколько крупных акционеров без контролирующего, компания будет управляться в интересах всех, без ущемления интересов миноритариев. За конкуренцию в процессе приватизации "Башнефти" выступал и ее президент Александр Корсик. Нужно готовить компанию к SPO, тестировать рынок и вести переговоры со стратегами, говорил он. При продаже лотами правительство может получить не меньше, чем при продаже всего пакета стратегическому инвестору, считает Кокин.

Для портфельных инвесторов ключевой вопрос — цена, а не контроль за компанией, говорит Танурков. Но "Роснефть" или "Лукойл" могли заплатить больше, так как получили бы синергетический эффект от покупки, продолжает он. Вариант с продажей лотами маловероятен, скептичен Кирилл Таченников из БКС.

Представители потенциальных покупателей госпакета не комментируют, сохранится ли их интерес при продаже лотами.

Алена Махнева, Маргарита Папченкова

 

 

Эксперты считают, что в ведомстве хотят быть готовыми к возможным новым "сланцевым революциям".

"Известия"

Министерство энергетики объявило тендер на "Разработку модели прогнозирования спроса и предложения газа на мировом рынке". Эксперты отмечают, что с началом проведения анализа и прогнозирования этого рынка Россия и российские газовые компании смогут предусмотреть возможные последствия "сланцевых революций" и открытий новых мировых регионов производств энергоносителей при разработке стратегии добычи и экспорта российского газа.

Как отмечается в документах закупки, победителю придется выполнить пять видов работ: "Анализ текущего состояния мирового рынка газа с прогнозом потребления газа в мире в разрезе основных стран и отраслей", "Прогноз предложения газа на мировом рынке исходя из динамики добычи газа основными производителями", "Анализ текущего положения и будущих перспектив ПАО "Газпром" на газовом рынке Европы", "Подготовка научно обоснованных предложений по обеспечению защиты интересов России на основных экспортных направлениях газового рынка" и "Описание методологии разработки динамической модели изменения спроса и предложения на мировом рынке газа в зависимости от внешних параметров". Максимальная стоимость закупки составляет 8 млн рублей.

На участие в тендере заявки подали четыре компании. Это "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем", которая предложила цену в 7,98 млн рублей, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет управления" — 6,1 млн рублей, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации — 7,2 млн рублей и Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук" — 7,8 млн рублей. Итоги тендера будут объявлены в ближайшее время, так как первые результаты работ должны быть предоставлены к концу ноября 2016 года.

В Минэнерго "Известиям" заявили, что "полученные благодаря внедрению модели спроса и предложения газа на мировом рынке данные Минэнерго России сможет учитывать при формировании в своей компетенции энергетической политики страны".

По всей видимости, Минэнерго хочет получить научно обоснованный метод прогнозирования спроса и предложения, отмечает ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров.

— Газ — один из основных экспортных товаров страны. По этой причине и следует провести соответствующую научно исследовательскую работу. То, что эти разработки будут полезны и для "Газпрома", — это однозначно, — считает он.

По словам аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, основной причиной для создания такой модели являются предыдущие ошибки в прогнозировании динамики мировых рынков углеводородов.

— Это и "сланцевая революция" в США, и развитие возобновляемой энергетики в Европе. Соединенные Штаты смогли физически увеличить добычу нефти примерно на 4 млн баррелей за последние пять лет. В странах ЕС за тот же период обеспечение энергопотребления за счет возобновляемых источников возросло от 1-2% до более чем 10%. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет об источниках чистой энергии, за исключением гидроэлектростанций, которые активно использовались и ранее. Я полагаю, что этим и объясняются интерес Минэнерго к скорейшей реализации проекта по прогнозированию, а также выделение средств на его финансирование, — пояснил Дмитрий Лукашов.

Добыча сланцевого газа в Северной Америке в начале 2000-х годов, названная впоследствии сланцевой революцией, обрушила мировые цены на газ. Добыча сланца в США выросла с 54 млрд кубометров в 2007 году до 319 млрд кубометров в 2013-м. Хотя уже в 2009 году Штаты обгоняли Россию по общей добыче — 681 млрд кубометров против 656 млрд кубометров.

Важнейшим результатом "сланцевой революции" стало падение цен на природный газ. Например, цены импорта газа для Евросоюза в 2014 году снизились к августу на 20%. Другим последствием стало некоторое сокращение объемов добычи природного газа в отдельных местностях. В августе 2012 года "Газпром" и его партнеры объявили о приостановке разработки крупнейшего в мире по запасам Штокмановского месторождения, откуда сжиженный газ предполагалось отправлять в США. Именно тогда российские власти признали, что "сланцевая революция" в США представляет угрозу для отечественной газовой отрасли. В 2012 году президент Владимир Путин на заседании кремлевской комиссии по ТЭКу лично поручил "Газпрому" предусмотреть последствия "сланцевой революции" при разработке стратегии экспорта российского газа. До этого же угрозу "сланцевой революции" долго отрицали.

Как отмечает старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева, основным источником прогнозов по динамике добычи и спроса на природный газ до настоящего времени остается Energy Information Administration (EIA) — независимое агентство в составе федеральной статистической системы США, ответственное за сбор, анализ и распространение информации об энергии и энергетике.

Вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер считает, что Минэнерго хочет идти в ногу со временем и наряду с коллегами из другой энергетической державы мира — США, а также ОПЕК и объединения стран-потребителей энергоресурсов — МЭА иметь свой своеобразный think tank (исследовательский центр).

— В его задачи может войти прогнозирование конъюнктуры на рынке газа и оценка происходящих процессов в области изменения глобального спроса и предложения, способов и маршрутов транспортировки газа, появления новых технологий и другое. Минэнерго нужно иметь собственный профессиональный взгляд, для того чтобы лучше понимать путь, по которому будет идти развитие отрасли, и вовремя предвосхищать появление вызовов, к примеру, активное развитие СПГ и усиление атимонопольного регулирования в ЕС, и находить им достойный ответ, — заключил он.

Ирина Кезик

 

 

Энергетические эксперименты Киева могут обернуться для Украины зимним кризисом.

"Независимая газета"

Готовясь к началу суда с "Газпромом", "Нафтогаз Украины" продолжает отказываться от закупки российского газа. Это может создать угрозу энергетического кризиса зимой. Премьер-министр Владимир Гройсман недавно распорядился создать в правительстве антикризисный штаб. Так же в прошлом году поступил экс-премьер Арсений Яценюк. Предыдущему составу украинского правительства повезло в том, что зима была теплой.

На сегодняшний день, по данным "Нафтогаза", в украинских подземных газовых хранилищах (ПГХ) накоплено около 12 млрд куб. м газа. Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский сказал "НГ", что накопление запасов продолжится до конца октября.

К тому времени в ПГХ будет примерно 14,5 млрд куб. м. "Сколько нужно, чтобы нормально пройти отопительный сезон, — зависит от многих факторов. Какой будет погода зимой, как поведут себя потребители (будут ли, как в прошлом году, отказываться от потребления газа, согревая дома печками, чтобы сэкономить)", — отметил он. По мнению эксперта, гарантировать нормальную ситуацию в энергетике могли бы запасы в ПГХ на уровне не ниже 16 млрд куб. м.

По данным Землянского, в прошлом году украинские граждане и предприятия "Теплокоммунэнерго" потребили около 17 млрд куб. м газа за отопительный период. Этот объем был перекрыт собственной добычей (примерно на 3 млрд куб. м больше). В 2015-м Украина импортировала 16,4 млрд куб. м газа.

Для накопления дополнительных объемов в ПГХ потребовалось бы покупать российский газ, от которого Украина отказалась в ноябре прошлого года. Весной министр энергетики РФ Александр Новак сказал, по сообщению агентства Интерфакс, что поставки будут возобновлены, хотя объемы могут корректироваться. "Следует учитывать, что Украина из-за спада в экономике стала потреблять меньше газа. Там много предприятий, которые раньше потребляли газ, сейчас не работают. Так, если раньше Украина потребляла 50 млрд куб. м в год, то сейчас — около 35 млрд куб. м. Конечно, с учетом собственной добычи сейчас им необходимо импортировать меньше газа по году. Но это не значит, что мы потеряли этот рынок. Мы уверены, что Украина будет покупать газ, в том числе в России. Потому что для надежного прохождения зимы необходимо заранее обеспечить запасы газа", — процитировало агентство слова Новака.

В начале лета с.г. появилась информация о том, что "Нафтогаз" обратился к "Газпрому" с предложением возобновить поставки. Но при этом украинская сторона выдвинула условие о подписании дополнительного соглашения к контракту от 2009 года. Валентин Землянский уточнил, что с 2014 года дополнительные соглашения подписывались два раза, в них закреплялся отказ от заложенного в основном контракте принципа "бери или плати". Напомним, в 2009 году украинская сторона обязалась покупать у "Газпрома" 51 млрд куб. м газа ежегодно до 2019 года, из них за 41,5 млрд куб. м "Нафтогаз" должен был платить независимо от того, потребовались ли и были ли поставлены такие объемы.

После смены власти Киев собрался оспорить законность контракта. "Нафтогаз" и "Газпром" подали встречные иски в Стокгольмский арбитражный суд. По словам директора по развитию бизнеса украинской компании Юрия Витренко, слушания в суде начнутся уже в сентябре. По данным открытых источников, сумма претензий "Нафтогаза" (по иску о невыполнении "Газпромом" обязательств по транзиту) составляет около 27 млрд долл. Исковые требования "Газпрома" (связанные с нарушением принципа "бери или плати") достигли почти 39 млрд долл. Украинские источники отмечают, что к завершению срока действия кредита в 2019 году сумма возрастет примерно до 60 млрд долл.

Эксперты считают, что Киев отказался от российского газа по причине подготовки к суду. Не признавая законности контракта, украинская сторона пытается усилить свои позиции тем, что отказывается от него полностью. Дополнительное соглашение, предложенное "Газпрому" в июне, могло бы только укрепить украинскую позицию. Глава правления "Нафтогаза" Андрей Коболев ранее объяснил в интервью "5 каналу", что дополнительное соглашение требуется, чтобы урегулировать вопросы, не определенные основным контрактом: "В нем нет никаких обязательств "Газпрома" относительно графика поставок газа — когда он будет подавать, какие гарантии, что весь объем газа будет поставлен, что он будет подан в те точки отбора, которые контролирует Украина и которые мы можем проверить. Есть много неурегулированных вопросов".

У "Газпрома" с 2014 года были введены свои требования к украинской стороне: газ поставляется только по предоплате. Комментируя предложение украинской стороны о возобновлении поставок в этом году, председатель правления российской компании Алексей Миллер, по сообщению агентства РИА Новости, сказал, что Украине нужно провести предоплату. "Цена для Украины по формуле цены по контракту, который был подписан в 2009 году, составляет 167 долл. 57 центов на третий квартал. Предварительный счет компании "Нафтогаз Украины" выставлен. Для того чтобы восстановить поставки, НАК "Нафтогаз Украины" должен всего лишь сделать предоплату. "Газпром" гарантированно поставит нашим украинским коллегам газа столько, сколько его будет оплачено", — сказал он.

Вопрос так и не был решен, отмечают эксперты. По их словам, украинская сторона использует 300 млн долл. кредита от Европейского банка реконструкции и развития для закупки газа на европейском рынке.

Европейский газ обходится дороже российского. Это признал на днях глава Минэнерго Украины Игорь Насалик. В телевизионном интервью он отметил: "Я еще раз хочу подтвердить, что мы не взяли ни одного кубометра газа у РФ (в 2016 году. — "НГ"). Да, мы платим дороже, поскольку мы платим за транзит и по территории Украины, и по территории Европы и назад. И на сегодняшний день эта цена (за европейский газ. — "НГ") составляет 185 долл. По прямому контракту с РФ эта цена составляла бы 140 долл.". Министр отметил, что разница — "цена независимости".

Эксперты уличили министра в плохой информированности. 185 долл. за 1 тыс. куб. м европейского газа — это нижняя граница цен на рынке. А тот же объем российского газа стоит не 140, а 167 долл.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич сказал "НГ", что около 80% поставок приходится на словацкое направление, относительно незначительные объемы поставляются через Польшу и Венгрию.

По данным компании "Укртрансгаз", сейчас в ПГХ закачивается около 60 млн куб. м в сутки. С мая по июль поставки были минимальными — 10-20 млн куб. м в сутки. Поэтому за лето в ПГХ было накоплено всего 12 млрд куб. м газа. "Таких рекордно низких объемов в этот период не припомню", — сказал Марунич. По его словам, зимой Украину ожидает энергетический эксперимент, успешность которого зависит от погоды, объемов поставок российского газа в ЕС по территории Украины, а также от поведения украинских потребителей: "Как это спрогнозировать? Тут — повезет или не повезет".

Татьяна Ивженко

 

 

"Взгляд"

Попытка воспрепятствовать "Северному потоку — 2" руками Польши провалилась — и США начали искать другие пути. Теперь, как пишет шведская пресса, вице-президент США Байден будет убеждать Швецию отказать в выдаче соответствующих разрешений, что может создать куда более серьезные проблемы для проекта. Пойдет ли Стокгольм на поводу у Вашингтона?

Вице-президент США Джозеф Байден может попытаться оказать давление на премьер-министра Швеции Стефана Левена во время переговоров в Стокгольме, чтобы тот выступил против проекта "Северный поток — 2", пишет газета Svenska Dagbladet.

Американская сторона считает, что газопровод важен для России, чтобы "вбить клин между европейскими странами, которые нуждаются в поставках российского газа", а также чтобы иметь возможность "лишить Украину будущих доходов от транзита газа", отмечает издание. Прогнозы газеты подтверждаются: Байден уже выступил в Стокгольме с заявлением, что "Северный поток — 2" — это плохая сделка для Европы".

С другой стороны, газета уверяет, что пока нет признаков, демонстрирующих, что Швеция что-то предпримет для того, чтобы помешать строительству "Северного потока — 2". Реализация газопровода пока идет по ранее утвержденному графику.

Судя по всему, США поняли, что через Польшу помешать "Северному потоку — 2" оказалось не так просто, как они рассчитывали, поэтому решили активировать план Б: прикрыть российский проект через Швецию.

К сожалению, проблемы со Швецией — это куда более серьезная ситуация, потому что, в отличие от Польши, "Северный поток — 2" проходит по территориальным водам Швеции.

"Мы никак не можем обойти согласование со Швецией. Эта угроза гораздо более значима, чем история с Польшей. Если не будет разрешения Швеции, то морскую часть трубы в ее водах построить будет нельзя. Поменять маршрут и обойти ее географически сложно. Вы же не будете класть трубу через Ледовитый океан. Из Питера надо пройти пролив и выйти из Балтики в Германию. Это как нельзя пройти Турцию, минуя пролив Босфор и Дарданеллы", — говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Напомним, что польский антимонопольный орган отказался согласовать создание СП Газпромом с его пятью европейскими партнерами, через которое должно было идти финансирование строительства "Северного потока — 2". В итоге акционеры проекта сочли, что связываться с поляками себе дороже, и решили отказаться от создания СП, что позволило отозвать заявку на согласование у Польши. То есть теперь разрешения от поляков добиваться не надо. Газпром и партнеры ищут другие пути для возможности профинансировать проект.

"История с Польшей — это скорее родовые травмы европейского законодательства. В Польшу мы обратились вынужденно, потому что создавали СП, а по европейским законам создание любого СП, которое может хоть как-то повлиять на польского потребителя, должно получать одобрение у антимонопольного ведомства страны. Что является, конечно, фарсом, потому что "Северный поток — 2" интересы польских покупателей никак не затрагивает. Тут вопрос европейского правосудия. Однако мы решили эту юридическую дилемму обойти: либо Газпром станет стопроцентным владельцем трубы, либо будет другая схема", — объясняет Симонов.

Собеседник уверен, что обоснованных аргументов у Швеции, для того чтобы не дать разрешения на прокладку двух новых труб рядом с другими двумя трубами "Северного потока — 1", нет. Любая попытка аргументировать отказ будет лишь поводом для отвода глаз.
"Это как в басне Крылова про волка и ягненка. Если Швеция считает себя цивилизованной европейской страной, то она должна будет обосновать отказ в разрешении. Либо она честно признается, что никакая она не европейская цивилизация, что ей дядя из Вашингтона диктует все условия", — говорит эксперт.

Единственной зацепкой могут быть экологические риски. "Но те же самые риски обсуждались и при "Северном потоке — 1", тогда были проведены колоссальные согласования по экологической теме. И это было сделано при несуществующей трубе, а сейчас уже есть опыт работающего газопровода, на котором не было ни одного инцидента или аварии", — говорит Симонов. Если отказать из-за высоких экологических рисков, то возникает вопрос: а как же вы разрешили строительство первых двух ниток трубы? Разве прокладка двух новых рядом что-то меняет в этом плане?

Еще один возможный аргумент для отказа: "Северный поток — 2" якобы нарушает интересы украинских потребителей. Но это тоже будет чисто политическое решение. Потому что "Северный поток — 2" обеспечивает интересы европейских потребителей и России, которые совершенно никак нельзя поставить ниже украинских амбиций. Украина, по сути, посредник, у нее нет ни газа для продажи, ни собственных денег для его покупки. Любой посредник в бизнес-операциях — это лишнее звено, лишние расходы и ненужные риски.
Таким образом, под каким бы предлогом Швеция ни отказала в согласовании проекта "Северного потока — 2", будет понятно, что это имеет политическую подоплеку, причем навязанную из-за океана.

Тем не менее Симонов сохраняет оптимизм по поводу Швеции, считая, что она все же не пойдет на поводу у США. Такой оптимизм основан на прошлом опыте.

"Да, Швеция рассматривается как страна, зависимая от США. Это страна "социального авангардизма", где многие современные западные идеи отрабатываются первыми. Считается, что она сильно подвержена американскому влиянию", — говорит Симонов. С другой стороны, Швеция ведет себя не так однозначно.

"Когда строили первую трубу "Северного потока", уже тогда Швеция была недружественно к нам настроена, шведские депутаты на полном серьезе говорили, что нельзя допустить стройку, потому что русские пригонят платформу, высадят десант с этой платформы и захватят Стокгольм. Уже тогда во власти Швеции находились умники, которые несли такую ахинею, — рассказывает глава ФНЭБ. — Но, несмотря на это, и это была сенсация, Швеция выдала все разрешения. Потому что не было формальных оснований отказать "Северному потоку — 1".

Интересно, что эта паранойя наблюдалась в Швеции еще до Крыма. Симонов не исключает, что теперь она некоторыми шведскими политиками "может быть умножена на десять".

Он напоминает, что, когда только начинали строить "Северный поток — 1", у антироссийских сил надежд на Швецию было больше всего. "Я прекрасно помню, что, когда запускали "Северный поток — 1", на Украине все как один говорили: "Это все ерунда. Никогда никакого "Северного потока" не будет. На вопрос о том, почему они так в этом уверены, они отвечали: разрешения у Швеции вы никогда не получите", — говорит Симонов.

Таким образом, все же можно рассчитывать на здравый смысл Швеции, а также на поддержку Германии. "Скорее всего, российский газовый концерн со своими европейскими партнерами сможет уладить эту ситуацию, поскольку в реализации проекта заинтересована Германия, у которой есть сильные рычаги воздействия на европейских чиновников", — считает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.

Ольга Самофалова

<< Август, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ