26.09.2017
Механизм, позволяющий крупному бизнесу платить налоги консолидированно, может быть разморожен. Правда, лишь частично и только для "Газпрома".
"Ведомости"
Разморозить для одного из своих проектов институт консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) просил "Газпром". И, похоже, его усилия увенчаются успехом — необходимый для этого законопроект внес в Госдуму член Совета Федерации Юрий Важенин. Он позволит с 1 октября присоединить к КГН Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) (заказчик проекта завода — "Газпром переработка Благовещенск", управляет строительством входящий в группу "Сибур" НИПИГАЗ).
Механизм КГН появился с 2012 г. Вошедшие в группу компании выводятся из-под контроля за внутрихолдинговыми ценами, объединяя прибыли и убытки. Затем налог распределяется между регионами, где они находятся. Но регионы жаловались, что теряют доходы, и в конце 2015 г. был установлен мораторий на создание новых КГН и присоединение к существующим новых компаний, он заканчивается в 2017 г. Продлевать или нет мораторий, будет решено в этом году, отмечает чиновник. При росте исчисленного налога на прибыль в 2016 г. на 9,5% его поступления от КГН сократились на 8,5%, по данным ФНС.
С инициативой присоединить Амурский ГПЗ к КГН в начале августа выступил предправления "Газпрома" Алексей Миллер, пишет "Интерфакс". Он назвал оптимальным вариантом совмещенный налоговый режим территории опережающего развития и КГН. "Для нас это действительно принципиально важно — в ближайшее время, до сентября, подписать договор с "Сибуром" на поставку этана с Амурского ГПЗ на Амурский газохимический завод. Для этого договора вопрос налогового режима является важным", — говорил Миллер.
В начале августа вопрос обсуждался у президента Владимира Путина на совещании по инвестпроектам на Дальнем Востоке. Путин поручил рассмотреть вопрос до 1 октября — разрешить присоединиться к КГН организациям, которые принадлежат собственнику Единой системы газоснабжения (ЕСГ) более чем на 50% и реализуют проект Амурского ГПЗ, если их капвложения составляют не менее 100 млрд руб. Такой механизм и предложен в законопроекте. Минфин поддерживает его концепцию, говорится в ответе его представителя. Его коллеги в "Газпроме" и "Сибуре" отказались от комментариев.
Разморозить механизм КГН просили и другие крупные компании, знает член бюро РСПП. Исключения для других компаний и отмену моратория в целом необходимо рассматривать дополнительно, с учетом позиций регионов и бизнеса, указывает представитель Минфина, пока в министерстве не готовы к дальнейшему расширению.
Специальное регулирование для владельцев ЕСГ уже использовалось, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, например, для таких участников КГН иная формула расчета налога для зачисления в регионы, есть особенности при уплате налога на имущество.
Филипп Стеркин, Артур Топорков
Для поддержки рентабельности и модернизации НПЗ Минэнерго хочет снизить для них платежи в бюджет.
"Известия"
Нефтеперерабатывающие заводы, работающие на грани рентабельности, хотят поддержать налоговыми каникулами. Как рассказали "Известиям" источник на топливном рынке и менеджер одной из крупных нефтекомпаний, недавно с предложением об отсрочке по уплате налога на прибыль для российских НПЗ к правительству вышло Минэнерго. В условиях падения рентабельности многих заводов отсрочка поможет нефтяникам завершить плановую модернизацию своих НПЗ и вовремя поставить на рынок качественное топливо, считают эксперты. Также это может оказать стабилизирующее влияние на цены. По оценкам экспертов, две трети НПЗ в РФ работают на грани рентабельности.
Представитель Минэнерго подтвердил "Известиям" факт отправки предложений о налоговых каникулах в правительство. По действующему законодательству предприятие лишь в исключительных случаях может получить отсрочку по уплате налогов. Такая возможность предоставляется лишь, когда предприятие оказалось в сложном финансовом положении, пострадало от стихийного бедствия или технологической катастрофы либо своевременно не получило положенные бюджетные ассигнования. При этом, несмотря на существенно снизившуюся из-за постоянного роста акцизов доходность, НПЗ не подпадают под действие закона, рассказал "Известиям" источник в одной из нефтекомпаний.
— Пока ни один из НПЗ не подавал заявки на отсрочку. И не сможет, пока не заявит о том, что есть риск остановки выпуска топлива и вероятность возникновения дефицита в отдельно взятом регионе, — пояснил он.
Поддержка НПЗ с помощью подобной отсрочки — лишь один из вариантов, отметил другой источник на топливном рынке и подтвердил собеседник из Минэнерго. По его словам, этот вариант обсуждается в правительстве наравне с другими предложениями ведомства по поддержке заводов.
Как ранее писали "Известия", в июне Минэнерго уже предлагало правительству дать нефтеперерабатывающим заводам отсрочку по уплате акцизов на бензин до двух месяцев.
Вопрос уплаты налога на прибыль гораздо сложнее, чем акцизов, рассказали в Минэнерго.
— Акциз платит завод, а налог на прибыль — группа, в которую он входит. Кроме того, некоторые заводы просто не генерируют прибыль, достаточную для модернизации, в то время как акцизы уплачиваются с каждой реализованной на внутренний рынок тонны нефтепродуктов, — пояснили в пресс-службе ведомства.
Ранее Минэнерго подсчитало, что с 2012 года нефтяники уже вложили в модернизацию заводов более 0,9 трлн рублей. В том числе поэтому в среднем две трети НПЗ находятся на грани рентабельности. Если правительство одобрит идею о налоговых каникулах, они могут коснуться большей части рынка, считает заместитель гендиректора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Шахназаров.
Ранее с похожими предложениями к правительству обращались и сами нефтяники. Они просили субсидировать процентные ставки по кредитам на модернизацию НПЗ и дать "налоговые каникулы" по уплате экспортной пошлины на нефтепродукты.
Механизм "налогового кредитования" НПЗ в настоящее время целесообразен только в отношении налога на прибыль, такая мера способствовала бы стабилизации внутреннего рынка, сдерживанию наметившегося роста внутренних цен на топливо, считает управляющий директор "БКС Ультима" Олег Сафонов. В этом году ситуация нестандартная: обычно летом цены на топливо снижаются, в этом году они оставались на месте, отметил первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.
— Необходимость поддержки тех НПЗ, которые сталкиваются с экономическими проблемами, становится все более очевидной, в связи с чем предложение Минэнерго имеет шансы на одобрение, — полагает Олег Сафонов.
Отсрочка по уплате налогов у бизнеса особой популярностью не пользуется, что связано, отчасти, с довольно непрозрачной структурой принятия решения о предоставлении льгот и низкой эффективностью, пояснил советник адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев. С другой стороны, никто не запрещает властям регионов помогать НПЗ, отметил он.
Шансы на то, что нефтеперерабатывающие заводы получат "налоговые каникулы", весьма высоки, государству будет невыгоден кризис в этой отрасли, предположил руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.
— К тому же стоит учитывать, что проблемы у предприятий возникли в связи с модернизацией, поэтому это вполне может быть принято во внимание как "уважительная причина", — отметил юрист.
В секретариате вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего отрасль, "Известиям" не предоставили комментарий.
Арсений Погосян
Не получив доступа к экспортному газопроводу в Китай, ЯТЭК решила производить из газа метанол. Завод мощностью 1,75 млн т в год будет стоить около $1 млрд.
"Ведомости"
Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК, входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова) планирует построить самый крупный метанольный завод в России. ЯТЭК разрабатывает Средневилюйское и Мастахское газоконденсатные месторождения в Якутии и поставляет потребителям газовое топливо.
Теперь компания решила расширить сферу применения добываемого газа — выпускать из него метанол, промежуточный продукт для последующего использования в химической промышленности, при производстве растворителей и топливных элементов. "Мощность первой линии завода составит 5000 т в сутки (около 1,75 млн т в год). Проект направлен на удовлетворение потребностей в метаноле со стороны рынков стран Северо-Восточной Азии", — указала компания. Стоимость строительства завода составит "более $1 млрд", сообщил "Ведомостям" гендиректор Якутского газоперерабатывающего комплекса (ЯГПК), компании — оператора проекта, Денис Соломатин. Точнее стоимость планируется определить к концу этого года, добавил он. К реализации проекта ЯТЭК планирует привлечь стратегического инвестора, но с кем именно ведутся переговоры, собеседник не уточнил. Кроме того, предполагается использовать проектное финансирование, сказал он.
Невозможность расширить рынок сбыта — основная головная боль независимых производителей газа в Якутии. Выходом для них мог бы стать доступ к строящемуся "Газпромом" экспортному газопроводу "Сила Сибири". Во время встречи "Газпрома" с правительством Якутии в июле 2017 г. рассмотреть такую возможность предлагал министр промышленности и геологии республики Андрей Панов. Но "Газпром" настаивает на том, что доступ независимых производителей к экспортной трубе нецелесообразен. Возможности "Силы Сибири" ограничены контрактом с Китаем (38 млрд куб. м в год) и о дополнительных источниках газа для магистрали говорить пока "преждевременно", отмечал зампредседателя правления "Газпрома" Валерий Голубев.
В 2016 г. независимые производители газа в Якутии добыли около 2 млрд куб. м газа, из которых на долю ЯТЭК приходится около 1,7 млрд куб. м (86%). Общие запасы газа ЯТЭК оцениваются в 400 млрд куб. м. Запуск метанольного завода позволит ЯТЭК увеличить добычу газа почти вдвое, на 1,4 млрд куб. м в год.
Строить завод ЯТЭК планирует на восточном берегу р. Лены, рядом с пос. Нижний Бестях. Предполагаемые сроки старта производства — начало 2022 г. Более трети (около 600 000 т) мощности уже предварительно законтрактовано японскими покупателями, сообщает компания. "До конца 2017 г. мы рассчитываем заключить предварительные соглашения на остальные объемы", — говорит Соломатин. Отгрузка готового метанола будет комбинированной, сообщил Соломатин. "Часть продукции будет доставляться цистернами. Их мы можем арендовать на рынке. Кроме того, планируется построить около 3000 танк-контейнеров. Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами в подвижной парк, но, если возникнет необходимость, готовы построить его сами", — уточнил он.
Строительство газохимического производства — единственный вариант, при котором ЯТЭК может нарастить добычу газа, считает генеральный директор "Метапроцесса" Кирилл Лятс. "Другого способа монетизировать газ у компании нет. Но перспективность строительства именно метанольного завода кажется сомнительной", — говорит Лятс. Это не первый газохимический проект ЯТЭК, но ни один из них так и не был реализован, напоминает эксперт. "Проблемой может стать очень дорогая логистика. Мировые цены на метанол колеблются в диапазоне $200-300 за тонну, кроме того, в Китае достаточно мощностей по его производству. С учетом затрат на доставку метанола из Якутии проект вряд ли будет экономически эффективен", — предполагает Лятс.
Относительно высокая доля логистических затрат в конечной стоимости продукции с избытком компенсируется наличием собственного сырья, не согласен гендиректор ЯГПК. "Недозагруженность железнодорожной ветки Якутск — Нерюнгри позволяет нам рассчитывать на предоставление скидки к тарифу. С учетом затрат на производство и доставку себестоимость метанола с доставкой до Шанхая составит около $160 за 1 т, из которых около $100 — логистические расходы", — говорит Соломатин. В 2016 г. промышленное потребление метанола в Китае составило порядка 60 млн т, из них 10 млн т страна импортировала из США, стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, напоминает Соломатин. "Конкурировать с нами по цене смогут разве что ближневосточные проекты. Поэтому свою долю рынка мы в любом случае получим", — уверен Соломатин.
Если проект ЯТЭК будет реализован, завод может стать самым крупным метанольным производством в России. В 2016 г. в России было произведено чуть менее 4 млн т метанола. Внутреннее потребление составило около 3 млн т, большая часть экспорта пришлась на Финляндию. В страны Азии и Тихоокеанского региона российские производители метанол пока не экспортируют. Сейчас крупнейшими российскими производителями метанола остаются "Метафракс" (25,9%), "Сибметахим" (24,3%) и "Томет" (20,2%) (по данным CREON Energy, 2015 г.). В 2016 г. о планах по строительству завода в Находке (1,2 млн т метанола в год) сообщал Аркадий Ротенберг. Еще один проект такой же мощности весной 2016 г. анонсировала группа ЕСН Григория Березкина — она собиралась начать строить завод в Сковородине Амурской области.
Артур Топорков