Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.09.2017

Механизм, позволяющий крупному бизнесу платить налоги консолидированно, может быть разморожен. Правда, лишь частично и только для "Газпрома".

"Ведомости"

Разморозить для одного из своих проектов институт консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) просил "Газпром". И, похоже, его усилия увенчаются успехом — необходимый для этого законопроект внес в Госдуму член Совета Федерации Юрий Важенин. Он позволит с 1 октября присоединить к КГН Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) (заказчик проекта завода — "Газпром переработка Благовещенск", управляет строительством входящий в группу "Сибур" НИПИГАЗ).

Механизм КГН появился с 2012 г. Вошедшие в группу компании выводятся из-под контроля за внутрихолдинговыми ценами, объединяя прибыли и убытки. Затем налог распределяется между регионами, где они находятся. Но регионы жаловались, что теряют доходы, и в конце 2015 г. был установлен мораторий на создание новых КГН и присоединение к существующим новых компаний, он заканчивается в 2017 г. Продлевать или нет мораторий, будет решено в этом году, отмечает чиновник. При росте исчисленного налога на прибыль в 2016 г. на 9,5% его поступления от КГН сократились на 8,5%, по данным ФНС.

С инициативой присоединить Амурский ГПЗ к КГН в начале августа выступил предправления "Газпрома" Алексей Миллер, пишет "Интерфакс". Он назвал оптимальным вариантом совмещенный налоговый режим территории опережающего развития и КГН. "Для нас это действительно принципиально важно — в ближайшее время, до сентября, подписать договор с "Сибуром" на поставку этана с Амурского ГПЗ на Амурский газохимический завод. Для этого договора вопрос налогового режима является важным", — говорил Миллер.

В начале августа вопрос обсуждался у президента Владимира Путина на совещании по инвестпроектам на Дальнем Востоке. Путин поручил рассмотреть вопрос до 1 октября — разрешить присоединиться к КГН организациям, которые принадлежат собственнику Единой системы газоснабжения (ЕСГ) более чем на 50% и реализуют проект Амурского ГПЗ, если их капвложения составляют не менее 100 млрд руб. Такой механизм и предложен в законопроекте. Минфин поддерживает его концепцию, говорится в ответе его представителя. Его коллеги в "Газпроме" и "Сибуре" отказались от комментариев.

Разморозить механизм КГН просили и другие крупные компании, знает член бюро РСПП. Исключения для других компаний и отмену моратория в целом необходимо рассматривать дополнительно, с учетом позиций регионов и бизнеса, указывает представитель Минфина, пока в министерстве не готовы к дальнейшему расширению.

Специальное регулирование для владельцев ЕСГ уже использовалось, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, например, для таких участников КГН иная формула расчета налога для зачисления в регионы, есть особенности при уплате налога на имущество.

Филипп Стеркин, Артур Топорков

 

 

Для поддержки рентабельности и модернизации НПЗ Минэнерго хочет снизить для них платежи в бюджет.

"Известия"

Нефтеперерабатывающие заводы, работающие на грани рентабельности, хотят поддержать налоговыми каникулами. Как рассказали "Известиям" источник на топливном рынке и менеджер одной из крупных нефтекомпаний, недавно с предложением об отсрочке по уплате налога на прибыль для российских НПЗ к правительству вышло Минэнерго. В условиях падения рентабельности многих заводов отсрочка поможет нефтяникам завершить плановую модернизацию своих НПЗ и вовремя поставить на рынок качественное топливо, считают эксперты. Также это может оказать стабилизирующее влияние на цены. По оценкам экспертов, две трети НПЗ в РФ работают на грани рентабельности.

Представитель Минэнерго подтвердил "Известиям" факт отправки предложений о налоговых каникулах в правительство. По действующему законодательству предприятие лишь в исключительных случаях может получить отсрочку по уплате налогов. Такая возможность предоставляется лишь, когда предприятие оказалось в сложном финансовом положении, пострадало от стихийного бедствия или технологической катастрофы либо своевременно не получило положенные бюджетные ассигнования. При этом, несмотря на существенно снизившуюся из-за постоянного роста акцизов доходность, НПЗ не подпадают под действие закона, рассказал "Известиям" источник в одной из нефтекомпаний.

— Пока ни один из НПЗ не подавал заявки на отсрочку. И не сможет, пока не заявит о том, что есть риск остановки выпуска топлива и вероятность возникновения дефицита в отдельно взятом регионе, — пояснил он.

Поддержка НПЗ с помощью подобной отсрочки — лишь один из вариантов, отметил другой источник на топливном рынке и подтвердил собеседник из Минэнерго. По его словам, этот вариант обсуждается в правительстве наравне с другими предложениями ведомства по поддержке заводов.

Как ранее писали "Известия", в июне Минэнерго уже предлагало правительству дать нефтеперерабатывающим заводам отсрочку по уплате акцизов на бензин до двух месяцев.

Вопрос уплаты налога на прибыль гораздо сложнее, чем акцизов, рассказали в Минэнерго.

— Акциз платит завод, а налог на прибыль — группа, в которую он входит. Кроме того, некоторые заводы просто не генерируют прибыль, достаточную для модернизации, в то время как акцизы уплачиваются с каждой реализованной на внутренний рынок тонны нефтепродуктов, — пояснили в пресс-службе ведомства.

Ранее Минэнерго подсчитало, что с 2012 года нефтяники уже вложили в модернизацию заводов более 0,9 трлн рублей. В том числе поэтому в среднем две трети НПЗ находятся на грани рентабельности. Если правительство одобрит идею о налоговых каникулах, они могут коснуться большей части рынка, считает заместитель гендиректора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Шахназаров.

Ранее с похожими предложениями к правительству обращались и сами нефтяники. Они просили субсидировать процентные ставки по кредитам на модернизацию НПЗ и дать "налоговые каникулы" по уплате экспортной пошлины на нефтепродукты.

Механизм "налогового кредитования" НПЗ в настоящее время целесообразен только в отношении налога на прибыль, такая мера способствовала бы стабилизации внутреннего рынка, сдерживанию наметившегося роста внутренних цен на топливо, считает управляющий директор "БКС Ультима" Олег Сафонов. В этом году ситуация нестандартная: обычно летом цены на топливо снижаются, в этом году они оставались на месте, отметил первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.

— Необходимость поддержки тех НПЗ, которые сталкиваются с экономическими проблемами, становится все более очевидной, в связи с чем предложение Минэнерго имеет шансы на одобрение, — полагает Олег Сафонов.

Отсрочка по уплате налогов у бизнеса особой популярностью не пользуется, что связано, отчасти, с довольно непрозрачной структурой принятия решения о предоставлении льгот и низкой эффективностью, пояснил советник адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев. С другой стороны, никто не запрещает властям регионов помогать НПЗ, отметил он.

Шансы на то, что нефтеперерабатывающие заводы получат "налоговые каникулы", весьма высоки, государству будет невыгоден кризис в этой отрасли, предположил руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.

— К тому же стоит учитывать, что проблемы у предприятий возникли в связи с модернизацией, поэтому это вполне может быть принято во внимание как "уважительная причина", — отметил юрист.

В секретариате вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего отрасль, "Известиям" не предоставили комментарий.

Арсений Погосян

 

 

Не получив доступа к экспортному газопроводу в Китай, ЯТЭК решила производить из газа метанол. Завод мощностью 1,75 млн т в год будет стоить около $1 млрд.

"Ведомости"

Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК, входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова) планирует построить самый крупный метанольный завод в России. ЯТЭК разрабатывает Средневилюйское и Мастахское газоконденсатные месторождения в Якутии и поставляет потребителям газовое топливо.

Теперь компания решила расширить сферу применения добываемого газа — выпускать из него метанол, промежуточный продукт для последующего использования в химической промышленности, при производстве растворителей и топливных элементов. "Мощность первой линии завода составит 5000 т в сутки (около 1,75 млн т в год). Проект направлен на удовлетворение потребностей в метаноле со стороны рынков стран Северо-Восточной Азии", — указала компания. Стоимость строительства завода составит "более $1 млрд", сообщил "Ведомостям" гендиректор Якутского газоперерабатывающего комплекса (ЯГПК), компании — оператора проекта, Денис Соломатин. Точнее стоимость планируется определить к концу этого года, добавил он. К реализации проекта ЯТЭК планирует привлечь стратегического инвестора, но с кем именно ведутся переговоры, собеседник не уточнил. Кроме того, предполагается использовать проектное финансирование, сказал он.

Невозможность расширить рынок сбыта — основная головная боль независимых производителей газа в Якутии. Выходом для них мог бы стать доступ к строящемуся "Газпромом" экспортному газопроводу "Сила Сибири". Во время встречи "Газпрома" с правительством Якутии в июле 2017 г. рассмотреть такую возможность предлагал министр промышленности и геологии республики Андрей Панов. Но "Газпром" настаивает на том, что доступ независимых производителей к экспортной трубе нецелесообразен. Возможности "Силы Сибири" ограничены контрактом с Китаем (38 млрд куб. м в год) и о дополнительных источниках газа для магистрали говорить пока "преждевременно", отмечал зампредседателя правления "Газпрома" Валерий Голубев.

В 2016 г. независимые производители газа в Якутии добыли около 2 млрд куб. м газа, из которых на долю ЯТЭК приходится около 1,7 млрд куб. м (86%). Общие запасы газа ЯТЭК оцениваются в 400 млрд куб. м. Запуск метанольного завода позволит ЯТЭК увеличить добычу газа почти вдвое, на 1,4 млрд куб. м в год.

Строить завод ЯТЭК планирует на восточном берегу р. Лены, рядом с пос. Нижний Бестях. Предполагаемые сроки старта производства — начало 2022 г. Более трети (около 600 000 т) мощности уже предварительно законтрактовано японскими покупателями, сообщает компания. "До конца 2017 г. мы рассчитываем заключить предварительные соглашения на остальные объемы", — говорит Соломатин. Отгрузка готового метанола будет комбинированной, сообщил Соломатин. "Часть продукции будет доставляться цистернами. Их мы можем арендовать на рынке. Кроме того, планируется построить около 3000 танк-контейнеров. Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами в подвижной парк, но, если возникнет необходимость, готовы построить его сами", — уточнил он.

Строительство газохимического производства — единственный вариант, при котором ЯТЭК может нарастить добычу газа, считает генеральный директор "Метапроцесса" Кирилл Лятс. "Другого способа монетизировать газ у компании нет. Но перспективность строительства именно метанольного завода кажется сомнительной", — говорит Лятс. Это не первый газохимический проект ЯТЭК, но ни один из них так и не был реализован, напоминает эксперт. "Проблемой может стать очень дорогая логистика. Мировые цены на метанол колеблются в диапазоне $200-300 за тонну, кроме того, в Китае достаточно мощностей по его производству. С учетом затрат на доставку метанола из Якутии проект вряд ли будет экономически эффективен", — предполагает Лятс.

Относительно высокая доля логистических затрат в конечной стоимости продукции с избытком компенсируется наличием собственного сырья, не согласен гендиректор ЯГПК. "Недозагруженность железнодорожной ветки Якутск — Нерюнгри позволяет нам рассчитывать на предоставление скидки к тарифу. С учетом затрат на производство и доставку себестоимость метанола с доставкой до Шанхая составит около $160 за 1 т, из которых около $100 — логистические расходы", — говорит Соломатин. В 2016 г. промышленное потребление метанола в Китае составило порядка 60 млн т, из них 10 млн т страна импортировала из США, стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, напоминает Соломатин. "Конкурировать с нами по цене смогут разве что ближневосточные проекты. Поэтому свою долю рынка мы в любом случае получим", — уверен Соломатин.

Если проект ЯТЭК будет реализован, завод может стать самым крупным метанольным производством в России. В 2016 г. в России было произведено чуть менее 4 млн т метанола. Внутреннее потребление составило около 3 млн т, большая часть экспорта пришлась на Финляндию. В страны Азии и Тихоокеанского региона российские производители метанол пока не экспортируют. Сейчас крупнейшими российскими производителями метанола остаются "Метафракс" (25,9%), "Сибметахим" (24,3%) и "Томет" (20,2%) (по данным CREON Energy, 2015 г.). В 2016 г. о планах по строительству завода в Находке (1,2 млн т метанола в год) сообщал Аркадий Ротенберг. Еще один проект такой же мощности весной 2016 г. анонсировала группа ЕСН Григория Березкина — она собиралась начать строить завод в Сковородине Амурской области.

Артур Топорков

<< Сентябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ