media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.10.2018

Для горнодобывающих компаний это может обернуться дополнительными платежами в бюджет.

"Ведомости"

Тема совещания у вице-премьера Дмитрия Козака в среду была далека от горнодобывающей отрасли — вместе с нефтяниками он обсуждал, как не допустить роста цен на бензин и не велика ли налоговая нагрузка на них. Но во время этой дискуссии чиновники задумались о налогах других компаний. Было решено изучить нагрузку на добывающие и обрабатывающие отрасли, рассказали "Ведомостям" два участника совещания и федеральный чиновник.

Нефтяники платят больше НДПИ, чем угольные или калийные компании, и это не совсем справедливо, считает один из участников совещания. На эти две отрасли нагрузка действительно может вырасти, но сначала нужно проанализировать ее, говорит чиновник финансово-экономического блока. Козак предложил комплексно посмотреть на сбалансированность налоговой нагрузки на разные отрасли и представить результаты к весне 2019 г., рассказывает он: нужно разобраться во всех отраслевых и индивидуальных льготах, чтобы перерабатывающие отрасли были поощрены больше, чем добывающие. Дисбаланс в фискальной нагрузке действительно есть, считает человек, близкий к одному из участников совещания, например, у золотодобытчиков рентабельность по EBITDA в 2017 г. превысила 50%.

Представитель Козака отказался от комментариев. Ранее Козак уже предлагал провести инвентаризацию льгот — но лишь для нефтяников. На совещании обсуждалась только возможность оценить уровень фискальной нагрузки, говорит представитель Минфина. Представители Evraz, "Мечела", СУЭК, "Полюса" и "Уралкалия" отказались от комментариев.

Повышение налоговой нагрузки на угольные, металлургические и химические компании периодически обсуждается минимум последние 10 лет, вспоминает руководитель аналитического отдела BCS Global Markets Кирилл Чуйко. Последний раз сделать это в письме президенту Владимиру Путину предложил его помощник Андрей Белоусов: рассмотреть идею изъять сверхдоходы от роста цен на их продукцию и ослабления курса рубля. Перечисленные в письме 14 компаний, по его расчетам, могли бы доплатить в бюджет 513,66 млрд руб. Налоговая нагрузка у нефтяников и "Газпрома" выше (13-50%), чем у металлургов (4-17%), писал Белоусов. Нужно распределить ее более равномерно, объяснял он "Ведомостям". Правительство от повышения налогов летом отказалось, и сейчас чиновники обсуждают с бизнесом увеличение инвестиций, в том числе в инфраструктуру. Но идея изучить налоговую нагрузку на горнодобывающие компании связана именно с письмом Белоусова, признает чиновник.

Нагрузку на некоторые добывающие компании можно было бы увеличить, считает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников, классический пример — калийные удобрения: сектор крайне рентабелен, компании преимущественно экспортируют сырье и доля добавленной стоимости в производстве невелика. Так, рентабельность по EBITDA "Уралкалия" по итогам 2017 г. составила 61% согласно отчетности компании по МСФО.

С угольными компаниями ситуация сложнее, продолжает Сальников: у них велики расходы на транспортировку. При средней себестоимости добычи качественного угля 3500 руб. за 1 т и конечной ценой 7000 руб. прибыль составляет около 1000 руб., все остальное съедают транспортировка, перевалка и обработка, говорит аналитик АКРА Максим Худалов. Сейчас НДПИ на уголь фиксированный и зависит только от вида угля (бурого или каменного), который добывает компания, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский: несколько десятков рублей с тонны. Такой налог был установлен из-за высокой волатильности на мировом рынке, объясняет он: цены на уголь цикличны, поэтому повышение НДПИ может сулить большие поступления в бюджет лишь на какое-то время. Если цены пойдут вниз — а это обязательно произойдет в ближайшее время, — то возросший НДПИ станет болезненным для угольных компаний, предупреждает Худалов: это может привести к закрытию предприятий, в основном добывающих уголь подземным способом. Комплексное повышение налоговой нагрузки на горнодобывающие отрасли может дополнительно принести бюджету лишь около 200 млрд руб., оценивает Чуйко, более высокие изъятия приведут к стрессу.

Елизавета Базанова, Виталий Петлевой, Артур Топорков, Полина Трифонова

 

 

Переход к справедливым энерготарифам подстегнет развитие экономики и увеличит налоговые поступления, уверен гендиректор En+ Development Владимир Кирюхин.

"Независимая газета"

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике сегодня ограничивает развитие не только отрасли, но и экономики в целом. По экспертным оценкам, оно снижает ВВП страны на 2-2,5% в год и увеличивает инфляцию на 4-5%. Если бы не особенности ценообразования в энергетике, темпы промышленного роста могли бы быть значительно больше: если сейчас они находятся в пределах 2-4%, то только отмена "перекрестки" могла бы дать прибавку в 3,5%. А это — новые рабочие места и налоговые поступления.

Искусственно занижать энерготарифы для населения за счет их повышения для промышленных предприятий в России начали в 1990-е в качестве временной меры на период адаптации граждан к рыночной экономике. Экономически это никак не оправданно: "перекрестка" закладывается производителем в цену товара, что разгоняет инфляцию и снижает конкурентоспособность экспортеров на внешних рынках. В СССР все было наоборот — тарифы были экономически обоснованными, и для предприятий они были в два раза меньше, чем для населения.

Уже в 1995 году "перекрестка" была законодательно запрещена. Но, несмотря на прямое требование закона и регулярное принятие соответствующих документов, до сих пор существует. По данным Минэнерго РФ, объем такого субсидирования в прошлом году по сравнению с 2012 годом вырос на 67% до 368 млрд руб., а к 2022 году его уровень прогнозируется уже в размере 417 млрд руб. Хотя в Стратегии развития электросетевого комплекса РФ, принятой в 2013 году, определена цель по снижению объема "перекрестки" в тарифах на электроэнергию до 50 млрд руб. в текущих ценах к 2022 году.

"В конечной цене на электроэнергию стоимость услуг по передаче превышает 60%. По сути, это оплата за поддержание в работоспособном состоянии всего электросетевого комплекса России протяженностью 2,5 млн км, из которых более 80% — это распределительный сетевой комплекс, которым промышленность не пользуется и в идеале не должна за него платить, но на сегодняшний день платит", — отмечает генеральный директор компании En+ Development Владимир Кирюхин в интервью BFM. ru.

Решать вопрос "перекрестки" власти собираются еще с 2013 года. Только сейчас, похоже, появился шанс сдвинуть дело с мертвой точки: активно обсуждаются различные инициативы, как можно устранить ценовые перекосы в электроэнергетике. Правда, они все еще недостаточно проработаны. Например, есть идея дифференцировать тарифы "ФСК ЕЭС", управляющей магистральными сетями высокого напряжения, к которым как раз подключены крупные энергоемкие промышленные потребители. По мнению Владимира Кирюхина, это не приведет ни к какому результату, потому что в итоге выйдет просто перераспределение "перекрестки", а не ее сокращение.

Есть также более эффективные предложения по градации тарифов для населения: при потреблении до 300 кВт-ч в месяц предлагается применять базовый тариф, от 300 до 500 кВт-ч — повышенный тариф, свыше 500 кВт-ч — экономически обоснованный тариф. "Мы должны стремиться к тому, чтобы ни в коем случае не пострадали социально незащищенные слои населения — им, может быть, нужно еще и снижать оплату. Но вполне обеспеченные люди, у которых коттеджи по тысяче метров отапливаются электричеством (потому что для них это точно так же стоит в три раза ниже себестоимости), или те, кто пытается установить у себя оборудование для майнинга, не должны платить по социальному тарифу", — подчеркнул Владимир Кирюхин.

По его словам, нельзя также забывать о мероприятиях по стимулированию энергоэффективности. Речь идет в первую очередь о сокращении потребления электроэнергии в целях отопления. Уровень газификации в России — всего 68%, причем в сельской местности он не достигает и 60%. Есть целые регионы в Сибири и на Дальнем Востоке, которые до сих пор не газифицированы.

Полная ликвидация перекрестного субсидирования незначительно скажется на региональных бюджетах, увеличив их расходную часть всего на 2-4%, полагает Владимир Кирюхин. Особо нуждающимся регионам можно было бы оказать поддержку из федеральной казны. Например, Мурманской области выделено 3,3 млрд руб. для субсидирования льготных тарифов на тепло для населения. Но необходимо учитывать, что это сложный по климатическим условиям регион — такие субсидии не могут быть повсеместными. Тем более что ликвидация "перекрестки" и, следовательно, снятие дополнительной нагрузки с промышленных предприятий обеспечит рост производства, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений — тогда в субсидиях не будет и необходимости.

"Перекрестное субсидирование тормозит промышленный рост. Если снять его со всей промышленности — и с крупных энергоемких предприятий, и со среднего бизнеса, — эта мера может привести к росту промышленного производства примерно на 3,5%, — считает Владимир Кирюхин. — В последние годы темпы промышленного роста значительно отстают от желаемых. И перекрестное субсидирование играет тут не последнюю роль. Перекрестное субсидирование бьет не столько по энергетикам, сколько по крупным промышленным производствам, лишая их возможности развития. При этом мы понимаем, что реальный рост благосостояния населения не может быть обеспечен за счет льгот и субсидий — его может дать только развитие промышленности и рост экономики. В этой связи ликвидация перекрестного субсидирования остается одной из наиболее актуальных проблем в отрасли".

Глеб Тукалин

 

 

Им следует активнее снижать свою зависимость от нефтегазовых доходов, советует МЭА.

"Ведомости"

Крупнейшие нефтедобывающие страны оказались под сильным давлением: сланцевая революция в США, технологический прогресс, стремление к энергоэффективности в мире — все это грозит ослаблением спроса на нефть и газ, а значит, сокращением доходов бюджетов этих стран, сообщило в обзоре Международное энергетическое агентство (МЭА). Эксперты агентства анализировали шесть стран — Ирак, Россию, Нигерию, Саудовскую Аравию, Венесуэлу и Объединенные Арабские Эмираты. Именно их бюджеты наименее диверсифицированы и наиболее уязвимы в случае, если на нефтегазовом рынке возникает ценовой шок. К примеру, последнее снижение цены на нефть привело к тому, что с 2014 г. нефтегазовые доходы бюджета Ирака упали на 40%, а Венесуэлы — на 70%.

По базовому сценарию МЭА спрос на углеводороды все же будет расти: нефти к 2040 г. будет требоваться на 10% больше, чем сейчас, или 106 млн барр. в сутки, газа — на 40% больше, или 5,4 млрд куб. м. Цена барреля нефти примерно к 2033 г. превысит $100. Так что доходы бюджета всех добывающих стран (кроме Венесуэлы) будут расти особенно быстро после 2020 г., когда добыча нефти в США пройдет пик. Среднегодовой доход нефтегазового сектора России в период с 2026 по 2040 г., по мнению МЭА, составит $382 млрд, что на 16% выше, чем средний доход с 2010 по 2017 г.

Тем не менее появляется все больше аргументов (рост добычи нефти в США, нестабильность нефтяного рынка, в том числе из-за политической неопределенности в Ираке и Нигерии, рост количества электромобилей и спроса на возобновляемые источники энергии и т. д.) в пользу необходимости диверсификации бюджета и снижения зависимости от нефтегазовых доходов.

По оценке МЭА, если цена нефти до 2040 г. будет находиться в диапазоне $60-70 за баррель (в четверг баррель Brent стоил примерно $76), риски для добывающих стран возрастают многократно. При таком сценарии их доход от добычи нефти и газа никогда не восстановится до того, что был в 2010-2015 гг., а совокупный недополученный доход к 2040 г. достигнет $7 трлн — по сравнению с базовым сценарием МЭА.

Страны — производители нефти давно осознали необходимость диверсификации источников доходов и действуют в этом направлении. Но им следует ускориться, считает МЭА. "Сейчас сильнее, чем когда-либо за недавнюю историю, необходимы фундаментальные изменения в моделях развития этих стран", — уверен директор МЭА Фатих Бироль (цитата по Reuters).

Около 40% российского бюджета формируют нефтегазовые доходы. Из-за падения цены на нефть в 2014 г. и западных санкций Россия отложила тогда часть налоговых реформ, например снижение экспортных пошлин, напоминает МЭА. У нее также были и другие рычаги монетарного характера, недоступные крупнейшим нефтеэкспортерам Ближнего Востока, к примеру, Центробанк допустил ослабление рубля. Это дало импульс росту выручки у основных экспортеров — причем выручка у них формируется в долларах, а затраты на добычу покрываются преимущественно в рублях. Кроме того, Россия могла опереться на значительные валютные резервы (с 2012 по 2016 г. они сократились на 34,7% и составляли $318 млрд), в частности, был полностью исчерпан резервный фонд. Гибкая денежно-кредитная политика помогла российским властям снизить зависимость бюджета от нефтегазовых доходов в краткосрочной перспективе, говорится в обзоре. Правительство планирует развивать эту практику путем введения бюджетного правила, напоминает МЭА, — таким образом оно ограничивает использование нефтегазовых доходов.

За год диверсифицировать экономику не получается — напротив, закрепляется ее экспортно-сырьевая модель, говорит замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Об этом свидетельствует и финансовый результат компаний: прибыль добывающих компаний в годовом выражении выросла на 66,4%, а нефтедобывающих — в 2,2 раза, доля всего сектора в доналоговой прибыли превысила треть и выросла до 33% с 27% годом ранее, фиксировали эксперты Центра развития Высшей школы экономики.

Об отсутствии структурных изменений в экономике писала и Счетная палата в отзыве на проект бюджета на 2019-2021 гг., структура производства ВВП, если не считать сокращения доли госуправления и увеличения доли строительства, практически не меняется.

Галина Старинская, Елизавета Базанова

<< Октябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ