Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.11.2018

У бизнеса по-прежнему к нему много вопросов.

"Ведомости"

Спустя три года после ликвидации Федеральной службы по тарифам и передачи ее функций Федеральной антимонопольной службе (ФАС) ФАС разработала новый единый закон о тарифах. На прошлой неделе его согласованная версия была внесена в правительство, говорится в письме замруководителя ФАС Сергея Пузыревского ("Ведомости" ознакомились с копией, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Прошлая версия проекта подверглась критике как бизнеса, так и чиновников, сообщал "Коммерсантъ".

Цель проекта — унифицировать разрозненные правила регулирования цен (тарифов) в разных отраслях. Законопроект подробно описывает установление тарифов, при этом приоритет предлагается отдать методу сравнительного анализа, т. е. сравнению расходов компаний на регулируемый вид деятельности в аналогичной сфере, а также рынках взаимозаменяемых товаров. Тариф должен учитывать амортизацию основных средств. Сейчас такого источника собственных средств для финансирования инвестпрограмм у большинства предприятий нет, говорит представитель ФАС. Сами тарифы ФАС предлагает принимать на пять лет (сейчас они ежегодно пересматриваются), а также дать право местным властям и предприятиям оспаривать тариф и ввести госконтроль за ними, предоставив представителям регулирующего органа право беспрепятственно получать информацию от госорганов, местных властей и субъектов естественных монополий.

Предыдущая версия законопроекта ФАС не нашла поддержки у многих госорганов. На совещании рабочей группы по тарифному регулированию 6 ноября его не поддержали (Минстрой) или заявили о необходимости доработать (Минэнерго, Минтранс, Минсвязи, "Росатом"), следует из протокола совещания ("Ведомости" ознакомились с копией). Минтранс переадресовал вопросы ФАС. Представители Минсвязи, Минстроя, "Росатома", "Газпрома" не ответили на запросы "Ведомостей". Минэнерго изучает законопроект, сказал его представитель. Представитель РЖД отказался от комментариев.

Бизнес же, подпадающий под регулирование законопроекта, с его новой версией по-прежнему не согласен. Документ не учитывает сложившуюся отраслевую специфику, кроме того, в сферу его регулирования включаются отношения, не входящие в сферу естественных монополий и имеющие другое регулирование, говорит представитель "Ростелекома" Андрей Поляков, это может создать неоднозначную практику и увеличить число судебных споров. "Рынок домашней телефонии на текущий момент является высококонкурентным и не нуждается в дополнительном регулировании", — сказала представитель МГТС Татьяна Мартьянова.

Введение тарифного регулирования на рынках, не относящихся к естественным монополиям, приведет к неизбежному сворачиванию конкуренции из-за снижения привлекательности рынков, добавляет представитель "Транснефти".

Среди других претензий — отсутствие инвестиционных надбавок к тарифу (устанавливаются для строительства новой или расширения существующей инфраструктуры), предельный индекс роста цен (тарифов), возможности пересмотра тарифа и др. А общие правила утверждения и контроля исполнения инвестпрограмм для обоснования расходов при определении тарифов "Транснефть" и вовсе считает лишней мерой. Инвестиционная деятельность регулируется другими нормативными актами, из-за чего могут возникнуть противоречия между законами. Наделение же регулирующих органов неограниченными полномочиями для получения информации и доступа к документам может привести к нарушениям прав, свобод и экономических интересов компаний, считает "Транснефть".

"Россети" согласны с принципом долгосрочного тарифа. Его применение для сетевого комплекса группы с ежегодной индексацией по формуле "инфляция минус 0,1%" на основе заключения тарифных договоров и применения эталонных затрат выгодно всем, считает заместитель директора по экономике компании Павел Гребцов. Долгосрочные тарифы устраняют субъективный подход при принятии тарифов и гармонизируют экономические условия компаний в регионах, говорит он.

Но проект не решает проблему создания инвестиционной привлекательности отраслей для обеспечения устойчивой работы и развития инфраструктуры, отмечает представитель ассоциации "Сообщество производителей энергии". Он не только не предусматривает создание инвестиционной привлекательности, а, наоборот, вводит новые ограничения — целевое назначение использования амортизации, сокращение предпринимательской прибыли, исключение возможности выбора метода тарифного регулирования, ограничения по сохранению экономии своих расходов, перечисляет он. Проект не решает и существующих проблем тарифного регулирования — отсутствия прозрачности, избыточности внешнего контроля, излишней бюрократизации принятия тарифа, отсутствия стимулов для инвестиций, — а только усугубляет их, заключает представитель ассоциации.

Галина Старинская, Елизавета Базанова

 

 

В правительстве подготовлена программа развития газомоторного рынка.

"Газета РБК"

Разработанная Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса шестилетняя подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива" предполагает выделение из бюджета 174,7 млрд руб. на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям на закупку общественного транспорта и другим участникам рынка. Копия документа есть у РБК.

Представитель Минэнерго отказался комментировать документ. Пресс-служба Минтранса не ответила на запрос РБК. Представитель Минпромторга подтвердил, что в ведомстве рассмотрели подготовленный Минэнерго вариант концепции. "По линии Минпромторга России планируются бюджетные ассигнования в объеме 2,5 млрд руб. в 2019 году и по 13 млрд руб. в 2020-2024 годах", — уточнил он.

Кто получит субсидии и компенсации

Согласно программе, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25 до 40% расходов (исходя из стоимости одной криозаправки в 150 млн руб. и 160 млн руб. для заправки на компримированном газе — АГНКС). Это, по замыслу авторов документа, поможет компаниям окупить убытки от работы станций в первые три года их существования и сократить срок окупаемости до семи-восьми лет.

На эти цели Минэнерго предлагает выделить в 2019-2024 годах 40 млрд руб. Еще 67,5 млрд руб. Минпромторг распределит на поддержку роста автопарка на газе — по 10 млрд руб. в год в течение пяти лет получат производители такого транспорта.
На закупку компаниями железнодорожного и водного транспорта на СПГ предлагается направить 16 млрд руб. Минфину и Минэкономразвития поручено к августу 2019 года разработать льготы для бункеровки на СПГ.

Кроме того, в программе отдельной строкой указаны расходы на "пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива" — это 1 млрд руб.

Пока финансирование программы не согласовано. "Документ рассматривается в установленном порядке", — сообщили РБК в пресс-службе Минфина. "Столько денег в бюджете на развитие газомоторного топлива сейчас нет, да и финансовых обоснований для их выделения пока недостаточно", — отметил источник РБК в этом ведомстве. Чтобы мероприятия программы были реализованы в полном объеме, документ должен быть согласован до конца 2019 года.

Какими будут результаты программы

По данным авторов программы, сейчас рынку газомоторного топлива мешает развиваться недостаток газозаправочных станций, бункеровочных баз в портах, экипировочных пунктов железных дорог. Еще одной проблемой является недостаточное количество производства как автомобилей на газе, так и карьерной и сельхозтехники, ограниченные возможности перевода существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо и высокая стоимость зарубежной газомоторной техники.

В качестве эффекта от реализации программы Минэнерго ждет рост рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд куб. м в год к 2024 году с 685 млн куб. м в 2018 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1,4 тыс. газовых заправок. К 2030 году в оптимистичном сценарии ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд куб. м в год, а рост автопарка, который сможет использовать газ, — до 700 тыс. единиц.

Российские производители транспортных средств на газе заложенные в программу идеи Минэнерго поддерживают. Директор ГК "РариТЭК" (производит автобусы на СПГ и КПГ) Юрий Шпорт отметил, что государственная поддержка производителям необходима в долгосрочном периоде. "Именно эти субсидии позволяют реализовывать газомоторную пассажирскую или грузовую автотехнику по ценам ниже дизельной", — сказал он РБК.

Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева считает, что предложенная концепция позволит существенно ускорить обновление парков двухтопливной техники, работающей и на бензине, и газе. "Сейчас программа субсидирования транспорта на газе принимается на ежегодной основе, это создает неопределенность по следующим периодам, каждый раз замораживает развитие рынка до принятия программы следующего года", — отмечает она. По ее словам, ГАЗ инвестировал в газомоторные технологии свыше 10 млрд руб.

Переход на газ дорог, но перспективен

Как заявил в июне президент Владимир Путин, "для нашей страны и для многих других стран мира первичным источником, гораздо более экологичным, является газ". Он напомнил, что многие страны стимулируют внедрение экологически чистых видов транспорта, в том числе электроавтомобилей, но для России более актуален вариант перевода машин на газ.

На долю транспорта, который использует бензин и дизельное топливо, приходится около 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и порядка 10% выбросов парниковых газов, согласно данным Минэнерго. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет снизить выбросы минимум на 5%, повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств, считают в министерстве.

Годовой экономический эффект снижения топливных затрат на всех видах транспорта при реализации программы "Развитие рынка газомоторного топлива" оценивается в ней более чем 300 млрд руб. к 2030 году.

Участники рынка отмечают, что в стране мало газовых заправок, поскольку строить их дорого и невыгодно. "Срок окупаемости капитальных затрат на строительство станции сегодня составляет порядка 12 лет, несмотря на высокую востребованность использования природного газа как моторного топлива потребителем. Ведь газ сильно дешевле бензина. Для рынка будет чувствительна поддержка государства в размере субсидирования хотя бы 30% от понесенных затрат на строительство одной АГНКС, что позволит увеличить сеть таких заправок", — отмечает собеседник в одной из компаний, которая развивает свою сеть газовых заправок.

Построить заправку на СПГ в Амстердаме стоит порядка €1,2 млн (около 95 млн руб.), говорит совладелец компании "СПГ-Горская" Кирилл Лятс. При этом комплексное оборудование для нее обходится в €0,5 млн. "Строить газовые АЗС в России на порядок дороже обычных бензиновых. Помимо этого, дорого обходится закупка общественного транспорта на газе: он и техника для промышленности — основные потребители газа таких заправок. Один только автобус на газе стоит порядка 15 млн руб., из которых государство готово субсидировать порядка 8,5 млн", — отмечает Лятс. По его словам, из-за этой дороговизны было сорвано выполнение госпрограммы массового перевода на газ муниципального транспорта и идет повсеместное внедрение электроавтобусов — конкурентов такого транспорта.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин считает неокупаемыми крупные газовые заправки на региональных трассах стоимостью от 160 млн руб. "Небольшую газовую заправку на компримированном газе можно построить в 3-5 раз дешевле, заправка же на СПГ, скорее всего, обойдется дороже 160 млн руб. Проблема с тем, что слишком мало транспорта на газе, который мог бы там регулярно заправляться. И объемы продаж газа не окупают эксплуатацию заправок даже с учетом того, что дизель и бензин существенно дороже", — отметил он.

Максим Шикунец, директор по развитию компании "Парма-Генерация", считает, что помимо финансовой поддержки нужны дополнительные преференции для техники на СПГ и КПГ. "Для газомоторной техники надо на три-пять лет отменить все налоги, отменить плату в рамках системы "Платон", ввести длительные государственные контракты на закупку услуг, оказываемых техникой, работающей на природном газе, на срок от трех до пяти лет", — суммирует эксперт.

Он полагает, что помимо российских необходимо поддерживать автопроизводителей, действующих в рамках Единого таможенного союза, и иностранных производителей, которые готовы локализовать свое производство автомобилей на газомоторном топливе в России. Надо также поддерживать проекты ориентированных на экспорт малотоннажных заводов по производству СПГ как моторного топлива, что позволит получить гарантированные объемы реализации СПГ и часть объемов направить на внутренний рынок. По мнению Шикунца, развитие рынка газомоторного топлива увеличит налоговые поступления в бюджет от экспорта нефти: рост потребления газомоторного топлива сократит потребность в производстве бензина и дизельного топлива, остановит рост стоимости моторных топлив. Освободившиеся объемы нефти можно будет отправлять на экспорт, что увеличит поступление валютной выручки в страну, заключает он.

Людмила Подобедова, Валерия Комарова

 

 

Загорский трубный завод загружен почти на 100% и мог быть вынужден передавать производство труб на субподряд другим заводам.

"Ведомости"

Загорский трубный завод (ЗТЗ) получил доступ к заказам "Газпрома" лишь в 2017 г., но за год с небольшим сумел кардинально перекроить рынок труб большого диаметра (ТБД). За год предприятие заключило с "Газпромом" два очень крупных контракта: в конце 2017 г. — трехлетний на поставку 250 000 т труб ежегодно и совсем недавно — двухлетний (начало поставок — январь) совокупно на 500 000 т. Оба подписывались на условиях единственного поставщика. Мощность предприятия — 500 000 т труб в год. Таким образом, только эти два контракта позволяют уже со следующего года на 100% загрузить завод.

Возможно, уже сейчас ЗТЗ полностью загружен и для выполнения контрактов с "Газпромом" покупает трубы у конкурентов. По крайней мере так утверждают четыре человека, близких к крупным трубным компаниям. "По итогам 10 месяцев 2018 г. мощности ЗТЗ загружены практически на 100%", — говорит один из них. Летом завод перестал справляться и начал покупать трубы у конкурентов, добавляет он. Закупки продолжаются и сейчас, подтверждает другой собеседник "Ведомостей". Ему известно, что ЗТЗ закупал трубы как минимум у ЧТПЗ и ТМК.

Покупка труб на стороне была лишь однажды, утверждает представитель ЗТЗ. Летом завод был вынужден приобрести около 15 000 т труб у других производителей. В середине лета на московский железнодорожный узел были наложены ограничения на отправку грузов в связи с чемпионатом мира по футболу. Тогда обязательства по поставке продукции "Газпрому" находились на пике — около 50 000 т в июне и 45 000 т в июле. Поэтому "заказчик согласовал нам особые условия, предполагающие закупку трубы на рынке для сохранения темпов ремонта газотранспортной системы", говорит представитель завода. Условием было сохранение стоимости труб для монополии, подчеркнул он, но по какой цене они закупались у конкурентов, не сказал.

"Газпром" — крупнейший в стране потребитель ТБД. Традиционно заказы распределялись среди ЧТПЗ, ОМК, ТМК и "Северстали".

Но гендиректор ЗТЗ Денис Сафин всегда говорил, что завод готов поставлять трубы на 15-20% дешевле рынка. Конкурентной борьбе добавил остроты ускоренный допуск нового завода к поставке для новых строек газового холдинга, генерирующих основной спрос на трубы. Наличие агрессивного нового игрока дало возможность "Газпрому" надавить на остальных трубников и в январе 2018 г. заставить их снизить цены. По сравнению с заключавшимися в 2016 г. контрактами (в среднем около 93 000 руб. за 1 т) они были снижены на 20%. В сентябре "Газпром" решил продавить этот уровень еще ниже, разместив тендеры на 602 000 т ТБД общей стоимостью чуть более 47 млрд руб. (около 63 000 руб. без НДС, минус 33% к уровню цен 2016 г.), но все производители конкурс проигнорировали. В итоге "Газпром" заключил рекордный по стоимости контракт с ЗТЗ: 500 000 т труб за 41,4 млрд руб., т. е. почти по 83 000 руб. за 1 т.

"Именно наше появление на рынке ТБД позволило кардинально изменить кривую стоимости труб для "Газпрома". Если с 2011 по 2016 г. она росла, то с нашим появлением стоимость ТБД для газовой компании сократилась более чем на 30%", — цитировались в сообщении о сделке слова Сафина.

"Адекватная текущим условиям цена с учетом роста цен на металл должна быть объективно выше [предлагаемой ЗТЗ]", — комментировал сделку собеседник "Ведомостей" в одной из трубных компаний. Общая загрузка мощностей в России колеблется около 40%, но "у некоторых трубных заводов" загрузка может "превысить производственные мощности".

Всего чуть менее чем за 1,5 года Загорск заключил со структурами "Газпрома" контрактов примерно на 63 млрд руб., контракты с "Газпромом" составили 99,4% в структуре выручки завода. В 2017 г. ЗТЗ отгрузил около 146 000 т продукции, что составило около 11% от общего потребления ТБД. В 2018 г. общий спрос на такие трубы снизится до 1,65 млн т (прогноз Фонда развития трубной промышленности), а доля на рынке ЗТЗ, если он справится с контрактами "Газпрома", может вырасти втрое.

Единственный раз, когда завод нарушил сроки поставок "Газпрому", был в начале 2018 г., настаивает представитель ЗТЗ. "Компания только выходила на производственные мощности, у нас были незначительные, согласованные с заказчиком (с подписанием соответствующих документов) задержки в поставках, которые не повлияли на график проведения ремонтов монополии. Ситуация окончательно выровнялась с мая 2018 г.", — говорит он. С сентября завод опережает сроки поставки: "Уже сегодня закрываем лот с поставкой в I квартале 2019 г.".

Конкуренты сознательно нагнетают обстановку, уверен сотрудник ЗТЗ.

Представитель "Газпрома" спокоен: "Мощности ЗТЗ позволяют выполнить обязательства по контрактам с "Газпромом".

Представители ЧТПЗ, ОМК, ТМК и "Северстали" не ответили на вопросы "Ведомостей".

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

 

Вашингтон требует нового снижения цен на черное золото.

"Независимая газета"

Дональд Трамп нашел ключ к управлению мировыми ценами на нефть. Угроза американских персональных санкций против наследного принца из-за убийства оппозиционера Хашогги превратила Эр-Рияд в послушного производителя нефти, который увеличивает добычу, несмотря на падение мировых цен. Нефтяной союз РФ и саудитов, похоже, остался в прошлом. А новая расстановка сил на нефтяном рынке будет зафиксирована 5-6 декабря на встрече стран — участниц ОПЕК+.

Заседание мониторингового комитета участников сделки ОПЕК+ состоится в Вене 5 декабря. А через день там же пройдет собрание министров стран — членов картеля. Министры всех 25 стран — участниц соглашения ОПЕК+ соберутся в Вене 7 декабря.

Тогда же, как ожидается, нефтяные экспортеры договорятся о сокращении добычи в попытке сдержать увеличение избытка сырья на мировом рынке.

Пока же страны-экспортеры активно наращивают добычу черного золота. Саудовская Аравия в этом месяце нарастила производство нефти до 10,8-10,9 млн барр. в сутки. Причем в отдельные дни добыча достигала показателя в 11 млн. Штаты нарастили производство черного золота до рекордного уровня в 11,6 млн барр. в сутки. Коммерческие запасы нефти в американских хранилищах также стабильно росли и в середине ноября достигли показателя в 447 млн барр.

Россия в прошлом месяце увеличила добычу нефти на 4,4% — до 11,4 млн барр. в сутки. Таким образом, российские компании превысили уровень добычи октября 2016 года. Тогда страна производила около 11,2 млн барр. в сутки. Именно от этого показателя Россия обязалась сократить добычу на 300 тыс. барр. в сутки в соответствии с соглашением ОПЕК+.

И если Москва в целом заинтересована в высоких ценах на нефть, что способствует пополнению бюджета, то Вашингтон — в низких ценах, которые стимулируют экономический рост. Как пишет американская газета Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на свои источники, Саудовская Аравия и остальные страны ОПЕК в Вене могут утвердить компромиссное решение по добыче нефти, которое устроило бы США и не вызвало бы конфронтации с Россией. Смысл обсуждаемого сценария заключается в том, чтобы страны — участницы ОПЕК объявили о планах сохранить добычу нефти на уровне, установленном в 2016 году. Такой шаг приведет к сокращению производства нефти, так как Саудовская Аравия добывает в настоящий момент примерно на 1 млн барр. в день больше, чем следует. То есть формально квоты добычи останутся на месте, однако фактически произойдет сокращение добычи углеводородного сырья, поясняет издание.

Такое сокращение "будет более дискретным", говорит источник WSJ, уточняя, что подобный сценарий и молчание Вашингтона по поводу цен на нефть станут "равноценным обменом" между Саудовской Аравией и США. Такой вариант позволит также избежать конфронтации с Россией, которая настороженно воспринимает намеки на дополнительные сокращения добычи нефти. В итоге отказ от дополнительной квоты в 1 млн барр. в сутки позволит не допустить резкого скачка цен на нефть и одновременно уменьшить объемы добычи, что сбалансирует рынок.

Между тем президент США Дональд Трамп внимательно следит за мировыми ценами и поведением стран-экспортеров. Правда, в последнее время американский лидер сменил гнев на милость. Не так давно он поблагодарил Саудовскую Аравию за падение цен на нефть и попросил "идти еще ниже". И вряд ли Эр-Рияд в текущих условиях посмеет не выполнит требования Вашингтона. Похоже, что Штаты подобным образом оказывают давление как на Эр-Рияд, так и на самого кронпринца на фоне убийства журналиста Джамаля Хашогги.

С одной стороны, сам Трамп говорит о том, что Штаты не намерены терять такого "прекрасного союзника", как Саудовская Аравия. "Мы можем никогда не выяснить все факты вокруг убийства Хашогги. Но в любом случае мы продолжим отношения с Саудовской Аравией, ведь она была прекрасным союзником в столь важной борьбе против Ирана. Соединенные Штаты намерены оставаться надежным партнером Саудовской Аравии в интересах своей страны, Израиля и других партнеров США в регионе", — подчеркивал он.

Вместе с тем американские СМИ сообщали о том, что ЦРУ пришло к выводу, что поручение убить журналиста отдал сам кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман. А ярый защитник Трампа сенатор США Линдси Грэм замечал, что команда из 15 человек "не прилетела бы в Турцию на двух самолетах и не расчленила критика наследного принца в генконсульстве, если бы сам наследный принц не был в курсе этого и не санкционировал расправу".

Он же позднее в интервью американских телеканалов, говоря о "деле Хашогги", подчеркивал: "Если вы попираете цивилизованные нормы, вам нужно заплатить цену". "Если вы хотите оставить (кронпринца Мухаммеда бин Салмана. — "НГ"), это ваше решение, Саудовская Аравия, но пока вы принимаете такое решение, вам будет трудно со мной. Но если вы хотите заменить его тем, кто не такой сумасшедший, — это хороший шаг", — сказал он, подчеркнув, что в целом Саудовская Аравия ему нравится, но "этот парень должен уйти". Сенатор и ранее высказывался против саудита. "В то время как Саудовская Аравия является нашим стратегическим союзником, поведение наследного принца — разными путями — продемонстрировало неуважение к этим отношениям", — писал он в своем микроблоге в Twitter.

Очевидно, что руководство Саудовской Аравии находится в сложной ситуации, говорят эксперты "НГ". "С одной стороны, обвинение в убийстве оппозиционного журналиста из очень влиятельной американской газеты. С другой стороны, руководству страны требуются относительно высокие цены на нефть (по оценкам, как минимум 70-75 долл. за баррель для поддержания сбалансированности бюджета страны). Скорее всего второй из этих факторов имеет больший вес для элиты страны, чем первый, и саудиты будут стремиться к сокращению предложения нефти в мире. Собственно, они и заявляют, что необходимо его сократить на 1,4 млн барр. в день в 2019 году", — указывает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Ермолаев. Не исключено, что падение цен уже приближается к своему минимуму. "Однако перспективы мирового экономического роста также становятся более мрачными из-за высокой вероятности эскалации торговой войны между США и Китаем. Поэтому на резкий отскок нефтяных цен рассчитывать не стоит. Лучше беспокоиться, чтобы они не упали еще сильнее", — сетует он.

"Сейчас в США добывается свыше 11 млн барр. в сутки, еще 8 млн барр. в сутки импортируют, на экспорт уходит чуть более 2 млн, то есть потребности внутреннего рынка можно оценить примерно в 17 млн барр. при мировом спросе 100 млн барр. в сутки. То есть, даже выведя добывающую промышленность к историческим максимумам, Вашингтон не в состоянии полностью защитить внутренний рынок от колебаний цен на мировом", — подчеркивает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. И в отличие от США Саудовская Аравия и Россия потребляют нефти меньше, чем добывают, так что если для Москвы и Эр-Рияда рост стоимости нефти — благо, то для Вашингтона — наоборот, формирует риск снижения темпов роста экономики, продолжает он.

Эксперт не рассматривает возможность введения против Эр-Рияда каких-либо санкций. Так как они, по мысли экономиста, навредили бы Вашингтону даже сильнее. "Саудовская Аравия экспортирует 7,7 млн барр. в сутки, так что даже малейший намек на наличие серьезных намерений о введении ограничений в отношении Эр-Рияда может подбросить баррель обратно к отметкам вблизи 90 долл. и выше", — считает Жарский, полагая, что текущую распродажу на рынке нефти запустили инвестбанки и фонды.

"Скорее всего в рамках нового соглашения ОПЕК+ будет закреплен возврат к уровням 2016 года (то есть будет снова изъят дополнительный 1 млн барр. в сутки, который участники согласились дополнительно предложить рынку в июле). При этом ни Россия, ни прочие страны, участвующие в сделке, не станут снижать объемы добычи, снижать их будет Эр-Рияд за свой счет — это цена компромисса и сохранения договоренностей с Москвой и Вашингтоном одновременно", — рассуждает экономист.

Международный нефтяной рынок — это в первую очередь рынок настроения, напоминает аналитик по нефти агентства Reuters Александр Ершов. "Для ОПЕК самое главное — показать, что организация и ее союзники по-прежнему едины в своих действиях", — цитируют его СМИ. На появление разногласий между участниками сделки рынок может отреагировать очень нервно, не исключает он.

Многие эксперты пока что не склонны драматизировать ситуацию на рынке углеводородов. "Годовой минимум потребления нефти пройдет через пару месяцев. И начнется рост цен на нефть", — полагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Аналитик сомневается в падении котировок до 35 долл. за баррель. По его мнению, более важным фактором может стать перекредитованность сланцевых компаний в Штатах. "Если цены просто будут даже на том уровне, который мы видим сейчас, сланцевики очень скоро исчерпают свои возможности и добыча сланцевой нефти начнет резко падать. И на мировом рынке сложится ситуация, когда предложение будет ниже, чем спрос. И цены начнут расти", — говорит он.

Даже если цены на черное золото продолжат снижение, вряд ли стоит ждать серьезного снижения добычи сланцевой нефти в США, говорят эксперты "НГ". "В настоящее время средняя цена, необходимая для поддержания рентабельности сланцевой добычи в США, находится на уровне 55 долл. Снижение ниже данного уровня приведет к сокращению активностей сланцевых компаний. Но технологии идут вперед, будет и удешевляться стоимость добычи", — признает стратег компании "БКС Премьер" Александр Бахтин.

"Рассчитывать на эффект снижения добычи сланцевой нефти в США не стоит, поскольку издержки ее добычи резко снизились за последние лет пять", — напоминает Сергей Ермолаев. "Если раньше они были безубыточны при цене как минимум 70-80 долл. за баррель, то теперь это 30-40 долл. Кроме того, благодаря строительству инфраструктуры у американских производителей (расположенных в Пермском бассейне) появилась возможность доставлять сланцевую нефть на побережье Мексиканского залива и, следовательно, на экспорт", — обращает внимание он.

Ольга Соловьева

<< Ноябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ