media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

26.11.2019

Россия определила национальные интересы в Арктике.

"Российская газета"

В начале декабря Минвостокразвития начинает согласование проекта Стратегии развития Арктики до 2035 года в правительстве РФ. В ней досконально описаны все механизмы развития территории и их финансовое обеспечение на первом этапе реализации стратегии.

Основы госполитики, которые определяют национальные интересы России в Арктике, и законопроект, предусматривающий систему мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне, уже внесены в правительство. В законопроекте об особом экономическом режиме в Арктике впервые закреплено понятие Арктической зоны и особой системы управления ее развитием. Он уже окончательно согласован, до конца года мы планируем внести его в Госдуму, чтобы новый режим заработал в 2020 году.

Все проекты мы разделили по типам. И с учетом этого предлагаем льготы. Например, добыча нефти на континентальном шельфе. Сейчас реализован всего один проект — на месторождении Приразломное. При этом на геологоразведку на арктическом шельфе выдано 69 лицензий. Основная причина провала — низкая для отрасли рентабельность добычи из-за высоких первоначальных и эксплуатационных затрат в нынешних налоговых условиях. С учетом предложенных нами налоговых льгот, по оценкам минэнерго, — будут запущены минимум пять проектов. Их налоговые поступления даже с учетом применения льгот составят 823 млрд рублей.

Газохимического производства в Арктике сейчас вообще нет. Благодаря льготам запустим три проекта, а бюджет сможет получить 1,5 триллиона рублей. За счет создания новой нефтяной провинции в Восточной Арктике мы сможем увеличить доходность проектов на севере Красноярского края, в Якутии и на Чукотке. Только в одном комплексном проекте — до 22,6%.

Внедрение преференций по двум типам — добыча твердых полезных ископаемых и иных проектов, кроме добычных, — позволят запустить 21 проект объемом в триллион рублей. В том числе построить порт Индига в Ненецком автономном округе, освоить месторождения платинометалльных руд в Красноярском крае и Мурманской области, создать лесоперерабатывающий комплекс полного цикла в Архангельской области.

Планируем и дальше трансформировать экономический режим в зависимости от того, что нужно инвесторам.

Новая Стратегия четко закрепляет национальные интересы России в Арктике. Ключевые из них: обеспечение суверенитета и территориальной целостности, сохранение экосистемы Арктики, защита территории проживания коренных народов, сохранение Арктики как территории мира, а также высокий уровень жизни и благосостояния граждан России, живущих в Арктической зоне. Именно эти интересы определят цели новой арктической стратегии.

Сейчас, имея немногим более 1,5% населения страны, Арктическая зона дает почти 10% ВВП России за счет нефтегазодобычи, 10% всех инвестиций, демонстрирует высокие темпы роста производительности труда и заработной платы. При этом все ключевые показатели, характеризующие качество жизни населения (бедность, безработица и т.д.), хуже среднероссийского уровня. В результате люди бегут с Севера — за последние 15 лет численность населения упала на 0,3 млн человек.

Мы надеемся остановить этот отток. В течение ближайших 15 лет будут запущены несколько сотен проектов в Арктике, создано до 200 тысяч рабочих мест. Чтобы решить проблему кадров, мы должны сделать работу на Севере вновь популярной среди молодого поколения, привлекать на работу в Арктику людей со всей страны. Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке будет ежегодно обновлять долгосрочный прогноз потребности в кадрах для Арктики, заниматься вместе с регионами изменением набора специальностей и контрольных цифр приема под эту потребность, модернизировать инфраструктуру образования.

Мы увеличим вклад Арктической зоны в экономический рост России. Мы будем наращивать объемы геологоразведки в Арктике, для этого подготовим отдельную программу геологического изучения этого региона. Мы будем наращивать свои вложения одновременно со стимулированием частных инвестиций.

Но все же главная цель — повышение качества жизни людей до уровня выше среднероссийского. Если мы хотим, чтобы люди приезжали работать и жить в этом суровом крае, мы должны обеспечить здесь высокий уровень жизни. Для местных авиаперевозок в Арктике будет разработана новая программа субсидирования. Она заработает с 2021 года.

На все эти задачи, конечно, нужны средства, и не маленькие. Минимум оценивается в 350 миллиардов рублей. Часть этих средств мы надеемся выручить за счет налоговых поступлений от новых проектов.

Александр Козлов, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики

 

 

Ее реализация может стоить крупному бизнесу около 380 млрд рублей в год.

"Ведомости"

Консолидация сетевых активов, дифференциация тарифов, оплата резерва сетевой мощности и снижение стоимости льготного техприсоединения станут частью стратегии развития российских электросетей до 2030 г. Вице-премьер Дмитрий Козак на совещании в конце октября одобрил включение в стратегию этих пунктов, предложенных Минэнерго, и поручил ему вместе с Минэкономразвития и ФАС подготовить проект стратегии к 20 февраля 2020 г. "Ведомости" ознакомились с копией протокола совещания, его подлинность подтвердил представитель вице-премьера.

Реформирование российских электросетей обсуждают уже несколько лет. Его инициатор — "Россети", которые контролируют 90% магистральных и около 75% распределительных сетей в России. Большинство предложений сетевой компании встречает сопротивление крупных промышленных потребителей. По расчетам Сообщества потребителей энергии, только введение платы за сетевой резерв и дифференциация тарифов будут стоить крупному бизнесу около 380 млрд руб. в год.

Сейчас бизнес платит за присоединенную мощность исходя из пиков потребления, при этом многие предприятия подключены к сетям "с запасом" по сравнению с фактической потребностью. В августе 2018 г. на совещании у Козака было принято решение обязать потребителей платить сетевым компаниям за всю присоединенную мощность независимо от фактической нагрузки. Повышение предполагается сделать постепенным. К 2024 г. этот показатель предлагается довести до 100%. Также Козак поддержал предложение ввести дифференцированные сетевые тарифы. Для крупных потребителей, подключенных к магистральным сетям, это вернет необходимость нести расходы на содержание распределительных, снижая тарифы мелких и средних. Однако ни один проект принят не был.

В протоколе октябрьского совещания сказано, что сетевая стратегия должна привести к снижению тарифов на передачу электроэнергии. Если перераспределить часть перекрестного субсидирования, повысив тарифы для потребителей на магистральных сетях, платежи для потребителей на распределительных сетях зеркально должны снизиться, пояснил "Ведомостям" замминистра энергетики Юрий Маневич через представителя. Аналогичная ситуация с ценой льготного техприсоединения: с ее выравниванием уменьшится тариф на оказание услуг на передачу электрической энергии, в который сейчас закладывают недополученные доходы сетей от техприсоединения. В Минэнерго считают, что плата за техприсоединение должна стремиться к экономически обоснованной, говорит Маневич. По мнению министерства, потребители выше 150 кВт должны оплачивать полную стоимость техприсоединения, включая реконструкцию существующей инфраструктуры, потребители от 15 до 150 кВт должны полностью оплачивать затраты за последнюю милю, а потребители до 15 кВт — платить до 5000 руб. за 1 кВт.

Тарифы на передачу электроэнергии неизбежно будут снижаться вследствие роста других составляющих, говорит заместитель руководителя ФАС Виталий Королев. О конкретных механизмах и размере снижения тарифов можно говорить, когда будет готова нормативная база, отметил он.

Эти проекты нацелены исключительно на пополнение выручки сетевых компаний, выгоды для потребителей в них не предусмотрены, возражает представитель Сообщества потребителей энергии. Они приведут к существенному росту сетевых платежей для энергоемких предприятий, включая тарифы на передачу электроэнергии и плату за подключение к сетям.

"Россети" поддерживают решение вице-премьера и учитывают его при разработке собственной стратегии, сказал представитель компании. По подсчетам "Россетей", в среднем по стране реализация сетевой стратегии может снизить тариф на передачу электроэнергии на 6%, но без учета инфляции, компенсации выпадающих доходов сетям и сглаживания выручки, говорит он: "Конкретные показатели снижения могут быть определены лишь региональными регуляторами".

Одобренные вице-премьером механизмы подразумевают более справедливое перераспределение тарифной нагрузки между группами потребителей, поэтому инициативы в целом не приведут к росту общего сетевого платежа, считает аналитик "ВТБ капитала" Владимир Скляр. Но для некоторых групп потребителей он однозначно вырастет, больше всего пострадают крупные промышленные потребители.

Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев.

Елена Вавина

 

 

"Взгляд"

"Нафтогаз" впервые за многие годы конструктивно ответил на официальное предложение Газпрома по газовому контракту. Риторика украинской компании резко изменилась: от мантры, что транзита с нового года не будет, до готовности "добросовестно работать" над заключением нового контракта. Почему Украина столь резко изменила свое мнение и можно ли эти заявления считать победой российской стороны?

"Нафтогаз" удивил своим ответом на официальное газовое предложение Газпрома. Письмо от главы компании Алексея Миллера было направлено неделю назад трем адресатам — "Нафтогазу", министру энергетики Украины Алексею Оржелю и зампредседателя ЕК Марошу Шефчовичу.

Сначала казалось, что это чистая формальность, которая вряд ли к чему-то приведет. И это подтверждала первая реакция исполнительного директора "Нафтогаза" Юрия Витренко, который на странице в Facebook опубликовал мем о затерявшихся сообщениях между офисами Газпрома и "Нафтогаза".

Однако спустя неделю Витренко ответил на предложение Газпрома. Этот ответ впервые за последний год является шагом навстречу Газпрому, попыткой украинской компании вести конструктивный диалог. До сих пор с руководством "Нафтогаза" разговаривать было бессмысленно, потому что они как мантру повторяли, что нового контракта не будет.

"Мы видим необычное преображение "Нафтогаза", который сначала выдвигал невыполнимые условия, а теперь повторяет все то, что ему предложил Газпром, только под своим соусом", — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-первых, Витренко заявил, что "Нафтогаз" допускает заключение договора по транзиту газа из РФ на один год. Ранее "Нафтогаз" твердил о подписании только долгосрочного контракта на 10-15 лет с обязательным условием "качай или плати". Для России крайне важно подписать контракт именно на один год, потому что уже к следующему отопительном сезону газовая картина в Европе кардинально изменится в связи с вводом в строй и "Северного потока — 2", и второй нитки "Турецкого потока".

Во-вторых, "Нафтогаз", по сути, соглашается на подписание двух связанных контрактов: один — на транзит газа, второй — на поставки газа напрямую для собственных нужд Украины, что и предлагал Газпром. Ранее украинская компания и слышать об этом не хотела, продолжая огульно уверять, что реверсный газ дешевле газпромовского даже со скидкой. Хотя официальные данные украинского энергетического ведомства это опровергают.

Наконец, "Нафтогаз" жестко выступал против каких-либо списаний по судебным искам. Газпром же ставил условие, что новый контракт может быть подписан только при обнулении всех судебных претензий к нему "Нафтогаза". Это касалось штрафа в рамках смешного антимонопольного дела Украины против Газпрома, по которому российской компании выписали штраф. И это касалось 2,6 млрд долларов, которые Газпром остался должен "Нафтогазу" в рамках долгих разбирательств в Стокгольмском арбитраже по многочисленным искам.

Однако "Нафтогаз" и по этому пункту решил пойти на уступки. О полном обнулении всех судебных претензий он, конечно, не говорит. Однако Витренко заявил, что Киев готов получить от Газпрома задолженность в рамках решения Стокгольмского арбитража в размере около 3 млрд долларов (2,6 млрд плюс пени) не только деньгами, но и за счет поставок российского газа на Украину на эту сумму. Это еще один серьезный шаг навстречу.

Юшков полагает, что это не значит, что Газпром должен отдать газом сразу все 2,6 млрд долларов плюс пени.

"Газпром предоставит скидку на газ, которая постепенно не только окупит эти 2,6 млрд долларов долга в рамках Стокгольмского арбитража, но и позволит Украине выйти в плюс", — считает он. Ранее Владимир Путин заявил о готовности предоставить скидку в 20-25%.

В последние три года средняя цена на импортный реверсный газ из ЕС для Украины была в среднем на 20-30 долларов выше, чем стоимость газпромовского газа для европейцев. Россия могла бы предложить Украине просто европейскую цену на газ, и это уже можно было бы считать щедрым предложением. Однако Россия готова дать вдвое большую скидку. Такое предложение позволит Киеву платить меньше на 40-50 долларов с каждой тысячи кубометров. Для понимания: в октябре "Нафтогаз" покупал в Европе газ по 200 долларов за тысячу кубометров, а у Газпрома мог бы купить за 150-160 долларов.

Вот эта разница может пойти на погашение долга по Стокгольмскому арбитражу. Если Киев продолжит импортировать 10,5 млрд кубометров газа в год, как и в 2018 году, то каждый год эта скидка в 25% будет позволять Киеву платить за топливо на 400-500 млн долларов меньше. С точки зрения Киева, эти средства будут списываться в счет долга Газпрома. Россия "расплатится" таким образом за "стокгольмский" долг примерно за пять лет. Причем стороны могут по-разному трактовать эти операции, так, как им выгодно с политической точки зрения.

"Это шаг навстречу со стороны "Нафтогаза", так как он готов пойти на условие Газпрома. Только "Нафтогаз" будет интерпретировать эту историю по-своему, чтобы сохранить видимость победы над Газпромом. Газпром может говорить о предоставлении скидки Украине, а "Нафтогаз" может подавать это как оплату долга по Стокгольмскому арбитражу, что россияне отдают то, что должны. В этой ситуации каждый сможет сохранить лицо и называть себя выигравшей стороной", — считает Юшков.

Витренко, правда, указывает, что есть и второй вариант предотвращения чрезвычайной ситуации в газовой сфере. Это передача газа на границе России и Украины и обменные операции по свопу. Однако вряд ли там серьезно рассматривают этот вариант. И вопрос здесь уже не в позиции Газпрома, а в согласии европейских покупателей газа.

"Если бы это зависело только от Газпрома, то он бы с радостью не строил никакие газопроводы, не тратил бы миллиарды, а просто отдавал бы газ на границе, и все. Вопрос в том, что сами европейцы не согласны. Зачем европейцам добровольно брать на себя все эти риски, которые сейчас лежат на Газпроме?" — говорит эксперт ФНЭБ. В долгосрочных европейских контрактах с Газпромом прописана сдача-приемка газа в Австрии, и все проблемы по доставке туда газа сейчас ложатся на плечи Газпрома. Если перенести пункт передачи газа на границу России и Украины, то дальше транспортировка газа станет головной болью самих европейцев.

"Это как с договором о поставках газа в Южную Корею через Северную Корею, который мы не может подписать. Никто не хочет брать на себя северокорейские риски. Южная Корея хочет получать российский газ на границе Южной и Северной Кореи, а Россия хочет отдавать его на границе России и Северной Кореи", — проводит параллели Юшков.

"С Украиной та же ситуация. Все понимают, что это не очень стабильная страна, здесь бегают радикалы и взрывают ЛЭП. К тому же старую ГТС Украины десятилетиями не модернизировали. Зачем Европе тратить на это деньги, если Газпром за свои уже построил новые и надежные газопроводы без стран-транзитеров?" — замечает собеседник.

В любом случае можно констатировать, что впервые за все время переговоров отмечается сближение позиций "Нафтогаза" и Газпрома. Другой вопрос — насколько серьезно заявление Витренко?

"Слишком уж резко "Нафтогаз" поменял свою позицию. Понятно, что Европа сильно давит сейчас на Украину. Однако проблема была в том, что украинский президент и правительство Украины не контролировали "Нафтогаз", который выдвигал невыполнимые условия, они не могли на него надавить", — считает Юшков.

Еще одна странность, указывает Юшков, в том, что о подписании годичного контракта с Газпромом только на европейских условиях говорит именно "Нафтогаз". Потому что по европейским же условиям "Нафтогаз" не может его подписать, это может сделать только новая компания — оператор украинской ГТС, выделенная из монополиста "Нафтогаза". Европейские условия, а это нормы Третьего энергопакета ЕС, подразумевают, что добыча и сбыт должны быть отделены от транспортировки.

"До сих пор остается непонятным, успеет ли Украина выделить эту отдельную компанию из "Нафтогаза" до 1 января. И успеет ли этот независимый оператор подписать договор с Газпромом. Теоретически все можно сделать и успеть. Даже формально провести аукцион, на котором Газпром забронирует половину мощностей украинской ГТС (полностью нельзя в рамках Третьего энергопакета ЕС)", — считает Юшков. Учитывая, что проектная мощность украинской ГТС составляет 160 млрд кубов, Газпром сможет забронировать мощности максимум на 80 млрд кубометров. Однако этого более чем достаточно — примерно столько Газпром качал в последние годы через Украину. Тогда как постепенный ввод в строй в 2020 году "Северного потока — 2" и "Турецкого потока" снимет часть объемов с украинского транзита.

Почему же "Нафтогаз" сейчас резко изменил свою позицию? "Украина сейчас качается, как маятник: то к США, то к Европе. Возможно, США сейчас ослабили давление, потому что связываться с украинцами и что-то им диктовать им может быть опасно. Демократов могут обвинить в коррупционных схемах, а Трампа — в превышении должностных полномочий. А европейцы, наоборот, давят все сильней, так как хотят, чтобы Украина и Россия подписали договор и они смогли нормально пройти отопительный сезон", — рассуждает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. Поэтому это примирительное заявление "Нафтогаза" не является гарантией того, что стороны пойдут на сближение и будет подписан договор, заключает он.

Ольга Самофалова

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ