Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.01.2014

Минэнерго недовольно темпами роста энергетики.

"Российская газета"

Главный внешний вызов для энергетики России — кардинальное ужесточение конкуренции на мировом рынке. Бороться придется не только за то, чтобы увеличить свою долю в традиционных и новых нишах, но и удержать уже завоеванные позиции.

Об этом говорится в уточненном проекте Энергетической стратегии России до 2035 года, который размещен на сайте минэнерго. А внутри страны главный вызов — это необходимость глубокой и всесторонней модернизации. Сегодняшние темпы развития ТЭК не обеспечивают достижения целевых индикаторов Стратегии-2030. Пришлось разработать уточненный вариант.

Понятно, что документ достаточно приблизительно оценивает то, чего можно достичь через 20 лет, так как меняются технологии, сама картина мира, пояснил "РГ" директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

"Простейший пример — сланцевая нефть, о которой раньше знали только специалисты. Поэтому сама по себе стратегия документ слишком общий", — считает он. По мнению эксперта, к стратегии нужен еще и план реализации, но, к сожалению, "все последние годы во многих отраслях, и в энергетике в том числе, конкретные сроки, финансирование и ответственные за выполнение задач после презентации стратегий ставились очень редко". Когда такой план появится, можно будет говорить о достижимости или нет поставленных целей и задач, резюмировал Сергей Пикин.

Новая роль ТЭК в экономике будет состоять в переходе от "локомотива развития" к "стимулирующей инфраструктуре", создающей условия для развития экономики.

Что для этого необходимо сделать? Есть 8 ключевых задач. Во-первых, модернизация и развитие энергетики, в том числе комплексная перестройка нефтепереработки, электроэнергетической системы, развитие "умных сетей", децентрализованной генерации, модернизация теплоснабжения. Во-вторых, развитие внутренней энергетической инфраструктуры. В-третьих, необходимо снизить степень монополизации, повысить эффективность регулирования, развить конкуренцию и биржевую торговлю.

Четвертая задача — повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки для внутреннего и внешнего рынка. Пятая — повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры. Необходимо еще заняться повышением гибкости и диверсификацией экспортных поставок за счет выхода на новые рынки и развития новых экспортных маршрутов, а также новых экспортных продуктов, повысить саму конкурентоспособность российских компаний топливно-энергетического комплекса на внешних рынках.

Тарас Фомченков

 

 

Новые льготы, считают в правительстве, заставят нефтяников активнее взяться за разработку Баженовской свиты.

"Известия"

Минфин поддержал новые льготы для нефтяных компаний при разработке месторождений с трудноизвекаемыми запасами, рассказал "Известиям" замдиректора департамента налоговых и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазонов. По его мнению, потери бюджета от нововведения будут минимальны. Соответствующий законопроект находится сейчас на согласовании в правительстве.

По замыслу чиновников, предусмотренные льготы заставят нефтяников активнее браться за разработку месторождений с "трудной" нефтью, и особенно за разработку Баженовской свиты — одной из крупнейших нефтяных залежей в мире. Это, по словам министра энергетики Александра Новака, в итоге увеличит ресурсную базу России вдвое и предотвратит прогнозное падение нефтедобычи впоследствии.

Закон о льготах при добыче "трудной" нефти вступил в силу меньше полугода назад. Он предусматривал дифференциацию ставок налога по некоторым месторождениям — вплоть до освобождения от него на год. Теперь нефтяники лоббируют новые поправки — по ним от налогов смогут освобождать уже до четырех лет. Источники "Известий" в правительстве не сомневаются, что поправки эти примут, а список самих месторождений существенно расширится.

По оптимистическим прогнозам Минэнерго, стимулирующие меры — уже принятые и прописанные в новом законопроекте — позволят в перспективе добывать 10-15 млн т в год "трудной" нефти, а до 2030 года добыча такой нефти достигнет 350 млн тонн и принесет в госбюджет дополнительные 2 трлн рублей. А общая экономия нефтяных компаний в течение четырех льготных лет составит от $1,3 млрд до $1,9 млрд в год.

Первые льготы

Легкая нефть в России почти кончилась — за последние два десятилетия доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) выросла до 70%. По разным оценкам, в мире добыча такой нефти составляет 19,4% от общей добычи. При этом в России вовлечено в разработку только около 0,2%. По данным Агентства энергетической информации США (IEA), по объему запасов трудноизвлекаемой нефти, которую можно добыть при существующих сегодня технологиях, Россия занимает первое место в мире — 75 млрд. баррелей, или 10,3 млрд. тонн.

О необходимости вносить изменения в ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и тем самым увеличивать объемы инвестиций в разработку новых месторождений или участков с "трудными нефтями", Владимир Путин заявлял еще в период своего премьерства. Министр энергетики Александр Новак даже высказывал неутешительные прогнозы, по которым без изменений системы налогов в российской нефтегазовой отрасли в ближайшие 10-20 лет в стране может произойти достаточно ощутимое снижение годовых объемов добычи нефти — с 500 до 370 млн тонн. Однако нефтяные компании не торопились инвестировать в разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.

К ним относятся месторождения с истощенными запасами, старые месторождения или с нетрадиционными запасами, на больших глубинах — более 2 км, высоковязкая нефть, содержащие сланцевую нефть и т.д. Критерии, по которым месторождения причисляются к трудным, определяет Минэнерго. Около 65% всей трудной нефти находится в Тюменской области и Коми и почти половина запасов в Томской.

Для разработки "трудных" месторождений необходимы нетрадиционные методы добычи и новые технологии. Но они слишком дорогие и их применение экономически выгодно только при высоких ценах на нефть. Как объяснили "Известиям" в компании Shell, эффективная ставка налогов в компании очень высокая — более 80%.

— Наш пилотный проект на Салымском месторождении, где мы применяем новейшие технологии для добычи "трудной" нефти, показывает, что при цене нефти в 100$ за баррель он маржинально убыточный, — рассказали в Shell.

Первую попытку сделать "трудные" запасы для нефтяных компаний более привлекательными правительство сделало летом прошлого года, приняв закон, который предусматривал дифференциацию ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Этот закон нефтяные компании ждали много лет. Особенно в нем были заинтересованы компании, работающие в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), среди которых "Сургутнефтегаз", Лукойл, Shell, "Газпром нефть", Роснефть.

Во-первых, около 65% всех трудноизвлекаемых запасов приходится на месторождения Западной Сибири и Республики Коми.

Во-вторых, в Югре рентабельными считаются лишь 64% запасов округа, остальные запасы не разрабатываются из-за высокой налоговой нагрузки.

В-третьих, правительство делает особую ставку на разработку Баженовской свиты, которая, в случае создания стимулов для ее освоения, выведет российскую нефтедобычу на новый уровень. Напомним, площадь распространения ее нефтеносных сланцев составляет более 40% территории ХМАО. По экспертным оценкам, извлекаемые ресурсы нефти в пластах баженовской свиты в Югре достигают более 3 млрд тонн, геологические ресурсы — около 11 млрд тонн.

По закону, принятому в прошлом году, ставка НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти применяется дифференцированно в зависимости от некоторых критериев месторождения: показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера насыщенности пласта. Для четырех российских залежей с "трудной" нефтью — Баженовская и Абалакская  (Восточная Сибирь), Хадумская на Кавказе и Доманиковая на Урале ставки на добычу полезных ископаемых была обнулена. Другие месторождения получили скидку на НДПИ размере от 20% до 80%.

По данным Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В. И. Шпильмана (НАЦ РН им. В. И. Шпильмана), по ХМАО под критерии трудноизвлекаемых подпадает 386 залежей 96 месторождений с суммарными начальными извлекаемыми запасами почти 1,8 млрд тонн нефти.

Сейчас из Баженовских отложений на территории Югры добывается около 500 тыс тонн нефти и еще порядка 12 млн тонн — из месторождений Тюменской свиты. По оценкам экспертов НАЦ РН, применение закона о льготах позволит нефтяникам к 2020 году добывать на Баженовской и Абалакской свитах до 5-6 млн тонн в год.

С надеждой на Бажен

Однако уже после вступления закона в силу стало понятно, что принятых льгот недостаточно. Авторы законопроекта депутаты Андрей Макаров и Леонид Симановский, объяснили тем, что при "действующей системе налогообложения экономические результаты деятельности от дальнейшей разработки настоящих трудноизвлекаемых  залежей не достигают положительных значений".

Если раньше нулевая ставка НДПИ была определена для месторождений со степенью выработанности запасов не более 3%, то теперь этот критерий повышен до 10%.

— Расширение до 10% дает компании возможность спокойно работать 2-4 года, а не год, как раньше, — поясняет аналитик ИК "Универ Капитал" Дмитрий Александров.

Поправки, прописанные в законопроекте, помогут компании "Самотлорнефтегаз" (Роснефть) работающей на баженовской свите с месторождениями с выработанностью более 3%. Из ежегодно извлекаемых на Бажене порядка 800 тыс тонн нефти больше 60% приходится на добычу "Самотрлорнефтегаза". От комментариев в компании отказались.

Так же в льготах заинтересован Лукойл. Как объяснили "Известиям" в компании, под действие закона попадают до 327 залежей с извлекаемыми запасами порядка 291 млн тонн нефти.

— Если порог выработанности поднимут до 10%, то под действие налоговых льгот у нас дополнительно попадут более 40 залежей с извлекаемыми запасами порядка 40 млн тонн", — сообщили в компании.

По оценкам директора Энергетического центра бизнес-школы Сколково Григория Выгона, законопроект оправдан тем, что порог выработанности в 3% применим только для традиционных коллекторов, по которым понятны технологии разработки.

— В случае Бажена недропользователи достигли более высокого уровня выработанности. Сегодня этот процесс находится только на начальной стадии, эффективных технологий поиска и добычи нет. "Сургутнефтегаз" раньше других начал осваивать и уже превысил 3%. Не отказывать же ему — он больше всех там добывает, — говорит Выгон.

В Минфине законопроект поддержали.

— Потери бюджета от принятия этих поправок для госбюджета минимальны, — говорит замдиректора департамента налоговых и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазонов.

Но закон ждут не только нефтяники — в нем заинтересовано и правительство Югры. Там считают Баженовскую свиту достойным ответом крупнейшим сланцевым проектам США. В правительстве ХМАО полагают, что что добыча на этом участке позволит превзойти показатели, которых достигли американские компании, осваивающие сланцевые месторождения в Северной Дакоте. По оценкам Американского энергетического агентства (ENI), запасы Баженовской свиты содержат около 170 млрд тонн сланцевой нефти. При этом за последние 20 лет было добыто чуть более 5 млн тонн.

Преференций все равно мало

Но несмотря на налоговые преференции, в том числе и новые, нефтяные компании вряд ли проявят невиданную активность в разработке Баженовской свиты и добыче сланцевой нефти. Всему виной — действующая система налогов и платежей в нефтяном комплексе все еще имеет четко выраженный фискальный характер. Величина налогов и платежей не зависит от экономики нефтедобывающих предприятий, потому что не учитываются разные условия добычи нефти на разных месторождениях, считают в Лукойле.

— Действующая фискальная система с точки зрения преодоления этой проблемы неэффективна, — пояснили в компании. — Применяемое сегодня налоговое стимулирование разработки "сложных" месторождений в рамках действующей системы сводится к усложненной системе администрирования налоговых льгот.

Особенность сланцевых месторождений в том, что с годами отдача от каждой скважины будет падать достаточно резко. А затраты, соответственно, возрастать. И с этой точки зрения, поправки в закон теряют свою эффективность, полагает аналитик форекс-брокера "Альпари" Анна Кокорева.

— Вариантов простимулировать нефтяников начать добычу трудноизвлекаемых запасов мало. Правительство выбрало наиболее приемлемый из них, но пожадничало, — считает Кокорева.

По ее словам, сложность разработки Баженовской свиты заключается в том, что добыча сланцевой нефти предполагает бурение на участке множества скважин, и трубопровод к каждой из них не подведешь — не выгодно. Нужно искать другие способы транспортировки, но другие еще более затратные — дешевле трубы пока ничего нет.

— Льготное налогообложение повысит привлекательность месторождений с трудноизвлекаемыми запасами среди нефтяных компаний, но не таких сложных, как Баженовская свита, — уверена Кокорева.

По расчетам аналитика "Универ капитал" Дмитрия Александрова, выгода для компаний за счет предоставленных льгот при среднем значении налога на добавленную стоимость (НДПИ) 4,5 тыс. рублей на тонну может составить от $120 до $140 за тонну. Это можно назвать экономией компании в течение этих 3-4 льготных лет. Если прогнозы Минэнерго окажутся верными, и ежегодно будет добываться по 10-15 млн тонн в год трудной нефти, то общая экономия НК при нулевой ставке НДПИ составит от $1,3 млрд до $1,9 млрд.

— При сегодняшней системе налогов даже при нулевой ставке добываемая на трудных месторождениях нефть все-равно будет оставаться дорогой, — считает Григорий Выгон из Сколково. — Поэтому понадобятся еще льготы.

Константин Анохин

 

 

Роснедра больше не выставляют на торги крупные месторождения нефти, и нефтяники готовы бороться за совсем небольшие участки.

"Ведомости"

"Роснефть", "Сургутнефтегаз" и зарегистрированное в Сургуте ООО "Ла-Манш" 30 января примут участие в аукционе на разработку Южно-Конитлорского участка в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), сообщил "Интерфакс" со ссылкой на управление по недропользованию округа. Начальная цена — 1,8 млрд руб. Запасы нефти участка по категориям C1 + C2 составляют 19,5 млн т. Представители "Сургутнефтегаза" и "Роснефти" от комментариев отказались. Связаться с представителем "Ла-Манша" не удалось.

Южно-Конитлорский участок — средний по запасам, говорит аналитик ИФК "Капиталъ" Виталий Крюков. Но среди почти из 200 участков, которые Роснедра планируют выставить на торги в этом году, у Южно-Конитлорского — самые большие извлекаемые запасы. Сопоставимые только на Худоельском участке в Республике Коми (17,6 млн т). Последние из крупных нефтяных месторождений — Имилорское, Лодочное и Шпильмана (запасы по категориям С1 + С2 — 1 млрд т, 43 млн т и 89 млн т соответственно) — были проданы на аукционах в декабре 2012 г.

Дефицит сырья и необходимость восполнять запасы делают месторождения с минимальными ресурсами все более интересными даже для крупных компаний, отмечает Крюков. Например, "Сургутнефтегаз" в ноябре купил в ХМАО Новонялинский участок с запасами 2,8 млн т, а в декабре — Юганский участок с запасами 0,55 млн т. ХМАО — освоенный регион, есть вся инфраструктура, поэтому вопрос размера месторождений не так важен, главное — это "синергия потенциалов", говорит источник "Ведомостей", близкий к "Роснефти".

Отсутствие новых крупных месторождений сужает географию деятельности нефтяных компаний до регионов их присутствия, говорит Крюков. ХМАО — основной регион присутствия "Сургутнефтегаза". У "Роснефти" в ХМАО главный актив — "Юганскнефтегаз" (в 2013 г. добыча снизилась на 0,9% до 66,2 млн т, по данным ЦДУ ТЭК).

В результате доразведки запасы маленьких месторождений могут быть увеличены в 1,5-2 раза, но не более, говорит собеседник "Ведомостей". За уже разведанные мелкие месторождения серьезной конкуренции ждать не стоит — она развернется за участки, где только требуется разведка, считает он.

Михаил Серов

Борьбой с теневыми операциями займется Следственный комитет.

"Независимая газета"

К борьбе с офшорами в России подключился Следственный комитет (СК). Он предлагает ввести уголовную ответственность за незаконное установление контроля над стратегическими предприятиями в интересах иностранных инвесторов. Правда, это больше похоже не на борьбу с офшорами, а на попытку воздействовать на так называемых иностранных агентов. Также следователи предлагают запретить офшорам участвовать в приватизации госактивов. Минэкономразвития, в свою очередь, прорабатывает запрет на участие офшоров в госзакупках. По мнению экспертов, перечисленные меры могут замедлить экономический рост, но вряд ли помешают офшорам получить доступ к госактивам и госзаказам.

Следственный комитет рассказал о своих рецептах борьбы с офшорами. В пятницу на заседании рабочей группы по законодательному обеспечению деофшоризации экономики СК предложил запретить аффилированным лицам и компаниям с офшорной подконтрольностью участвовать в приватизации госактивов.

Старший инспектор главного организационно-инспекторского направления СК Георгий Смирнов сказал, что органам надо дать возможность вести оперативно-розыскную деятельность для выявления связанных с офшорами лиц и организаций, которые претендуют на госактивы.

Кроме того, в СК указывают на необходимость уголовной ответственности за незаконное установление контроля иностранного инвестора над российским стратегическим предприятием, если эти действия совершались умышленно. Признак умышленности — уклонение от предварительного согласования сделки или представление заведомо недостоверных сведений.

"Сейчас государство законодательно ограничивает участие иностранного капитала в хозобществах, имеющих стратегическое значение. Одна из форм контроля — предварительное согласование сделок. Однако это ограничение очень легко обходят с использованием российских организаций, подконтрольных иностранному инвестору", — цитирует Смирнова Прайм.

По его словам, результаты следственной практики показывают, что "неисполнение ряда оборонзаказов связано именно с контролем иностранного инвестора над стратегическим предприятием".

В стране насчитывается около 500 стратегических предприятий. Перечень каждый год утверждается президентом, в список входят сырьевые, инфраструктурные, коммуникационные, научно-исследовательские и иные ключевые для отраслей предприятия.

Не только оборонный сектор замечен в офшорных схемах. "В структуре внешнеторгового оборота России 42% занимают операции, проходившие через компании, которые зарегистрированы в офшорных зонах, а это около 10 триллионов рублей, — рассказал в пятницу глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. — Нефть, нефтепродукты, металлы, лесоматериалы — основные товары, с которыми внешнеторговые операции идут через офшоры. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний".

Рябухин сообщил, что к началу февраля российские законодатели подготовят план по деофшоризации российской экономики. В плане будет прописано активное участие правоохранительных органов.

Правительственные чиновники тоже работают не покладая рук. В пятницу информагентства сообщили, что Минэкономразвития разрабатывает законопроект, который ограничит участие в госзакупках компаний, зарегистрированных в офшорах. Ведомство Алексея Улюкаева, а также Минфин, Минюст и Федеральная антимонопольная служба должны до 19 мая 2014 года внести в правительство пакет законопроектов по деофшоризации.

Напомним, в конце 2013 года президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию признал, что борьба с офшорами пока не увенчалась успехом. Путин перечислил необходимые меры борьбы — налогообложение по российским правилам доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, запрет на господдержку офшорных компаний и на их допуск к госзаказам. Президент поручил этим заняться правительству. Премьер Дмитрий Медведев переадресовал поручение профильным ведомствам.

Однако опрошенные эксперты полагают, что время для борьбы с офшорами и тем более для подключения к этому процессу правоохранительных органов выбрано не самое удачное. Да и меры, предложенные властями, не так уж эффективны, как может показаться.

"У нас 90% крупной собственности до последнего времени, по некоторым оценкам, принадлежало офшорным компаниям. И теперь получается, что хотят ввести уголовную ответственность лишь за попытку расширить этот офшорный контроль. А о том контроле, который уже есть, забывают. Это странно", — говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

"Кто властям мешал бороться с офшорами, когда экономика росла на 7-8% в год? Сейчас экономика стагнирует и переходит в рецессию. Борьба с офшорами, цель которой наполнить российский бюджет, лишь ухудшит инвестиционную привлекательность и снизит предпринимательскую активность", — говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, властям лучше унять свой зуд реформирования.

Михаил Делягин считает, что придуманные властями запреты при желании можно легко обойти. "Я полностью поддерживаю идею недопуска офшоров к госзаказам и приватизации. Но нужно понимать, что офшорная структура может спокойно зарегистрировать в рамках этого правила компанию в России, которая будет потом действовать в интересах офшора", — поясняет эксперт.

Заметим, что вовсе не обязательно российской компании быть изначально как-то связанной с офшором. Компания вполне может соответствовать всем законодательным требованиям, и лишь потом — пройдя тендер на госзаказ или приватизировав госактивы — перепродать свою долю офшору. Это будет законная операция. И большой вопрос, как власти планируют запрещать компаниям такие сделки.

Делягин предложил свой вариант борьбы с офшорами: объявить, что в течение года все компании, которые находятся на территории РФ, должны перерегистрировать офшорную собственность. Для этого понадобится полный список офшорных зон, включая те, которые специализируются на передаче наследства. Имущество, которое будет зарегистрировано на офшоры или на аффилированные фирмы, объявить бесхозным.

Как бы то ни было, власти на самом деле не слишком заинтересованы в деофшоризации. Например, ранее замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач предупреждал, что борьба с офшорами может нанести удар по крупнейшей российской судоходной компании "Совкомфлот".

Да и стремление Следственного комитета ввести уголовную ответственность за незаконное установление контроля над стратегическими предприятиями в интересах иностранных инвесторов больше похоже не на борьбу с офшорами, а на попытку воздействовать на так называемых иностранных агентов.

Анастасия Башкатова

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ