Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.03.2015

Экономике снова поможет рост цен на нефть и восстановление потребительского спроса, который в 2018 году дорастет до уровня 2014 года, — таков прогноз Минэкономразвития.

"Ведомости"

Спад экономики ограничится одним годом, улучшение внешних условий и рост внутреннего потребления останутся главными факторами дальнейшего роста, следует из проекта прогноза Минэкономразвития на 2016-2018 гг. (есть у "Ведомостей").

Прогноз Минэкономразвития должно представить в апреле, его проект правительство рассмотрело во вторник. Расчеты станут основой для трехлетнего бюджета на 2016-2018 гг., в эти годы предстоят сначала парламентские, а затем президентские выборы.
Ведомство повысило прогноз цены нефти на 2015 г. с $50 до $60/барр. и в базовом варианте ожидает их роста до $80/барр. в 2018 г. В базовом варианте к началу 2019 г. реальные доходы и потребление россиян восстановятся до уровня 2014 г., следует из расчетов Минэкономразвития. Рост зарплат, как и до кризиса, будет опережать рост производительности труда — она будет расти примерно на 3% в год, как до начавшейся в 2013 г. стагнации.

Первой выйдет из кризиса промышленность, преодолев неглубокий спад этого года уже в 2016 г., но выйти из стагнации сможет лишь во втором, позитивном варианте.

В более благоприятном варианте, предполагающем возвращение цены нефти к $100/барр. в течение четырех лет, отмену санкций и возобновление притока капитала, российская экономика будет постепенно сокращать разрыв со среднемировыми темпами роста. Но наверстать потери все равно не получится: если мировая экономика к 2018 г. вырастет на 28,8% к уровню 2012 г. (прогноз МВФ), то российская — в лучшем случае на 13%.

Инвестиции так и не смогут преодолеть трехлетний спад (2013-2015 гг.), отток капитала сохранится, но будет сокращаться — до $40 млрд в 2018 г. Рубль будет укрепляться в зависимости от цены нефти, хотя даже при достижении ею $100/барр. к докризисным значениям не вернется, укрепившись до 40 руб./$.

Падение реального эффективного курса — "девальвационная фора" — во всех сценариях ограничится 2015 годом. Импорт после провала в этом году на 25% будет расти быстрее экспорта, который будет прибавлять не более 2%.

В оптимистичном сценарии более быстрое удорожание нефти и постепенное улучшение внешнеполитической ситуации прекратят отток капитала и приведут к более быстрому укреплению рубля, импорт в номинальном выражении через четыре года почти дорастет до уровня 2014 г., а экспорт превысит этот уровень.

Инфляция будет замедляться, хотя, по версии Минэкономразвития, до запланированных ЦБ на 2017 г. 4% не снизится и в 2018 г.

Сложно, но стабильно

"Ситуация в экономике остается сложной, остается напряженной, но наметились существенные признаки стабилизации", — охарактеризовал на днях министр экономического развития Алексей Улюкаев (цитата по "Интерфаксу"). Повысив прогноз цены нефти на 2015 г., министерство ожидает улучшения некоторых показателей: меньше будет спад промышленного производства, инвестиций. Может сократиться и отток капитала, сказал вчера Улюкаев, а инфляция уложится в 12% (12,5% — в обновленном прогнозе). Спад экономики тоже может быть меньше, чем ожидалось еще месяц назад: 2,5%, а не 3%.

В то же время в проектировках трехлетнего прогноза Минэкономразвития несколько увеличен масштаб спада в 2015 г. реальных зарплат (до 9,9%), доходов (до 7,9%), розничного товарооборота (до 8,4%). Потребление упадет сильнее, чем ожидалось еще в феврале, — прежде чем снова станет одним из главных факторов экономического роста.

Потребление пока, наоборот, уменьшается не так сильно, отмечает Наталия Орлова из Альфа-банка: помогает низкая безработица. Спад реальных зарплат в феврале более чем на 9% не должен вводить в заблуждение, считает она, он обусловлен инфляционным пиком, в номинальном выражении зарплаты выросли на 5%, а с учетом индексации пенсий на 11,4% вряд ли спад потребления будет глубоким.

Министерство недооценило спад января — февраля (на 1,5%, по оценке Минэкономразвития), пишут в обзоре аналитики "Уралсиба" Алексей Девятов и Ольга Стерина, исходя из спада розницы, промышленности, строительства, инвестиций спад в январе мог составить 2,1%, в феврале — 3,6%, а по итогам года может достичь 6,8%. По мнению Счетной палаты, Минэкономразвития недооценивает спад ВВП по итогам 2015 г.: он не соответствует столь глубокому падению инвестиций и потребления, ожидаемому министерством, падение должно быть более глубоким, говорится в заключении аудиторов.

При расхождении в некоторых цифрах с прогнозом ЦБ (так, ЦБ ожидает двух лет спада и отскока экономики на 6% в 2017 г.) в качественной оценке ситуации Минэкономразвития и ЦБ расходятся не сильно. После выхода из рецессии на первый план снова выйдут структурные причины кризиса, преодолеть которые можно повышением производительности труда и изменением структуры экономики, а для этого нужны инвестиции: необходимы улучшение предпринимательского климата, эффективности госмонополий, качества госуправления, развитие инфраструктуры, перечисляла председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. "Только в этом случае можно обеспечить устойчивый на длинном горизонте экономический рост", — заключила она.

Ольга Кувшинова

 

 

Власти назвали условия для продажи Eurasia Drilling.

"РБК daily"

Чиновники могут потребовать от Schlumberger взять обязательства продать Eurasia Drilling российскому инвестору в случае угрозы санкций. В противном случае сделка на $1,7 млрд может не состояться.

Сделку по продаже 45,65% акций Eurasia Drilling Company (EDC) компании Schlumberger правительство согласует только при выполнении покупателем десятка условий, выработанных вчера по итогам заседания правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, которую возглавляет премьер Дмитрий Медведев. Об этом вчера сообщил журналистам глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

Решения о сделке комиссия вчера не приняла. По словам Артемьева, к этому вопросу решено вернутся по итогам дополнительного обсуждения условий сделки с Schlumberger. "В ближайшие 10 дней мы должны встретиться с компанией, проговорить с ней все эти условия, с их юридическими и экономическими советниками. Если для компании эти условия покажутся приемлемыми, [...] комиссия вернется к этому вопросу", — сказал он.

Комиссия, по словам Артемьева, обсуждала "вполне стандартные условия по обеспечению национальных интересов России в подобного рода бизнесе". Они содержат всего 10 пунктов, включая стандартные положения о защите государственной тайны. Одно из условий — гендиректором компании, которая будет создана в результате сделки, должен стать российский гражданин.

Угроза санкций

Также требует обсуждения вопрос о возможной приостановке работы компании из-за санкций, подчеркнул Артемьев. Чтобы застраховаться от этого риска, Schlumberger может быть выставлено требование о продаже доли в EDC российскому инвестору в случае введения санкций. "Если режим санкций будет введен и деятельность компании будет невозможна, в этом случае компания должна будет продать свой пакет российскому инвестору. Это одно из обсуждаемых условий. Мы все это будем обсуждать с Schlumberger", — сказал Артемьев. Правительство уделяет сделке особое внимание в связи с тем, что EDC оказывает услуги по бурению, нефтесервису в сфере добычи нефти и геологоразведки недр, а это очень чувствительные для российской экономики сферы, объяснил он.

Представитель Schlumberger сообщил РБК, что компания не получала материалов и дополнительной информации по итогам заседания правительственной комиссии. Представители самой компании на нем не присутствовали. "Это наша практика соблюдать законы той страны, где мы работаем и как мы работаем. Мы не строим догадок или домыслов относительно каких-либо возможных санкций , мы ждем поступления официального запроса ФАС, на который мы будем реагировать соответствующим образом", — сказал РБК вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти Schlumberger Александр Борисов.

Представитель EDС не ответил на запрос РБК.

В чем угроза?

Западные санкции ограничивают доступ европейских и американских компаний к российским нефтяным проектам на шельфе Арктики, на глубоководье и в сланцевых породах. Рейтинговое агентство Standard & Poor's в октябре 2014 года, после введения секторальных санкций, писало, что санкции не оказали серьезного влияния на операции компании, поскольку большинство оборудования, которое использует Eurasia Drilling — российского и китайского происхождения, компания не специализируется на арктическом или сланцевом бурении. Ни Eurasia Drilling, ни ее российские акционеры не входят в какие-либо санкционные списки.

Schlumberger как компания, базирующаяся в Хьюстоне, обязана следовать санкционным предписаниям Минфина и Минторга США в отношении России. Но ограничения OFAC (ведомство в составе американского казначейства, отвечающее за санкции) не распространяются на независимые иностранные "дочки" американских компаний. Это связано с общим принципом: иностранные дочерние компании американских корпораций не попадают под юрисдикцию санкций США, если только речь не идет о санкционных программах в отношении Кубы и Ирана. Именно поэтому в конце 2014 года российское ЗАО "Бейкер Хьюз" (дочернее предприятие американской Baker Hughes) и панамская Schlumberger Logelco Inc участвовали в российских тендерах на оказание буровых услуг в Арктике. Для того чтобы иностранная "дочка" считалась независимой, она должна отвечать ряду критериев, среди которых — принятие решений независимо от материнской компании, национальный состав руководства, самостоятельное финансирование и т.д. Граждане США не должны иметь отношения к бизнесу, запрещенному для американской материнской компании.

Теоретически США могут ужесточить секторальные санкции так, что они затронут более широкий спектр буровых услуг или более широкую географию проектов, или вовсе внести Eurasia Drilling в санкционные списки. Возможно, на случай такого развития событий и хотят подстраховаться российские чиновники.

Сделка предполагает, что на первом этапе специально созданная компания EDC Acquisition Company должна выкупить около 30% EDC у миноритариев (по $22 за расписку, GDR) и провести делистинг с LSE. Покупку предполагается осуществить на кредит Schlumberger в $991 млн. После этого Schlumberger должна конвертировать этот кредит в приобретенные акции. На втором этапе Schlumberger обязуется докупить еще 14,98% у основных акционеров EDC, увеличив свою долю до 45,65%. Кроме того, согласно договоренностям покупатель получает опцион на оставшиеся 54,35% EDC, который он может исполнить через три года — с 2018 года. Общая сумма предполагаемой сделки без учета стоимости исполнения опциона — $1,7 млрд. ​

Людмила Подобедова, Петр Нетреба, Иван Ткачев

 

 

Брюссель ищет источник финансирования строительства Транскаспийского трубопровода.

"Независимая газета"

Евросоюз заинтересован в ускорении импорта поставок туркменского газа. Об этом заявил представитель ЕС в Туркмении Денис Даниилидис. Для возобновления переговоров по проекту строительства Транскаспийского трубопровода в Ашхабад прибудет вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович.

"По итогам предварительного обсуждения стала очевидна необходимость решения вопроса о том, на каких условиях будут участвовать в проекте европейские компании, которые пожелают закупать туркменский газ для рынка Евросоюза", — сказал агентству Reuters Денис Даниилидис. При этом он предпочел воздержаться от разглашения деталей обсуждения проекта. Известно только, что Ашхабад и Брюссель договорились о поставках газа в объеме от 10 до 30 млрд куб. м в год. Для этого Туркмении надо будет присоединиться к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP), запуск которого запланирован на 2018 год. TANAP предусматривает транспортировку азербайджанского газа через территорию Турции в Европу и является составной частью "Южного газового коридора".

Если с Азербайджаном ЕС уже работает, то с Туркменией предстоит договариваться. Судя по первым итогам встречи Мароша Шефчовича с послом Туркменистана в Бельгии Какаджаном Моммадовым, Ашхабад заинтересован в экспорте своего газа в Европу и, как полагают эксперты, будет более сговорчивым, чем прежде. Сразу после переговоров Министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана распространило сообщение о том, что "с учетом значительных запасов природного газа и возможностей развития экспортной трубопроводной инфраструктуры страна вполне сможет обеспечить европейский рынок необходимыми объемами природного топлива".

До недавнего времени основным потребителем туркменского газа была Россия. Но с 2009 года объемы закупок сокращались, а начиная с 2015 года они упали до 4 млрд куб. м в год. Теперь основными потребителями туркменского газа стали Китай и Иран. Сумма контрактов Туркмении с Китаем уже достигла 95 млрд куб. в год. Планируемый проект трубопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) хоть и обсуждается, но вряд ли будет реализован в ближайшее время. И проблема не только в беспокойном Афганистане.
Как отметил "НГ" эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, Катар и Турция видят в ТАПИ конкурента. Катар является монополистом по поставкам сжиженного газа в Пакистан и Индию. В случае если трубопровод будет проложен, цена на газ на этих рынках упадет. Посему выбор Туркмении в расширении экспорта своего газа сводится к европейскому направлению.

Однако главная проблема строительства Транскаспийского газопровода, как известно, в позиции Москвы и Тегерана, которые против прокладки любых трубопроводов, пока не будет определен статус Каспия. "Строительство таких трубопроводов — это суверенное право государств, по участкам морского дна которых они проходят", — заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов, выступая на IV Каспийском саммите в Астрахани.

Единственный вариант — двусторонние договоренности Ашхабада с Баку, но, как сказал "НГ" президент союза компаний "Аналитика, консалтинг, пиар" Исмаил Агакишиев, и здесь непременно нужно согласие Москвы. "Если сегодня в отношениях ЕС и России похолодание, то надо учесть, что отношения между Азербайджаном и Россией, напротив, теплые. Они партнеры и союзники. В целом партнерские отношения и у Туркмении с Россией. Я не думаю, что Ашхабад и Баку решатся на конфронтацию с Москвой из-за строительства Транскаспийского трубопровода", — считает эксперт. Агакишиев также обратил внимание на финансовую сторону проекта. До сих пор шли только политические переговоры, однако самый главный вопрос, кто будет финансировать этот проект. "Если Европа так активно лоббирует проект Транскаспийского трубопровода, то логично, чтобы она же полностью финансировала его реализацию. Но дело в том, что в отличие от нефтяных проектов газовые быстро не окупаются. Найдутся ли в условиях кризиса компании, которые захотят инвестировать в этот проект средства, — вопрос, на который пока нет ответа", — сказал Агакишиев. Он сомневается еще в том, что Европа сможет заменить импорт российского газа каспийским или каким-то другим. Доля российского газа на европейском рынке будет оставаться стабильной, где-то на уровне нынешних поставок, сказал "НГ" Агакишиев.

Виктория Панфилова

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ