media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.04.2015

В новом сценарии нефтяные цены будут ниже, а тарифы монополий — выше.

"Независимая газета"

Правительство решило переделать представленный на прошлой неделе экономический прогноз до 2018 года. Минэкономразвития должно представить новую версию прогноза до 29 апреля. Первое изменение — более скромный рост нефтяных цен: не на 10, а на 5 долл. за баррель ежегодно. Второе изменение касается тарифов естественных монополий, уже попросивших правительство о дополнительном повышении, которое может начаться уже летом 2015 года.

В прошлую пятницу Минэкономразвития (МЭР) было поручено доработать сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2016-2018 годы. Особое внимание министерству нужно будет уделить новому прогнозу цен на нефть марки Urals в 2016-2018 годах "на уровне 60-65-70 долл. за баррель соответственно". Ранее глава МЭР Алексей Улюкаев предлагал взять за базовый вариант прогноза среднегодовые цены на нефть в 2016-2018 годах в пределах 60-70-80 долл. за баррель соответственно.
Помимо этого ведомству поручено уточнить показатели демографического роста, роста валового внутреннего продукта, реальных располагаемых доходов и заработной платы населения, а также потребительских цен, прибыли предприятий и добычи нефти. Важное направление корректировки — это рост тарифов естественных монополий. В том числе тарифов на услуги по передаче электрической энергии с учетом обеспечения финансовой устойчивости таких компаний.

Ранее Минэкономразвития уже предлагало относительно скромное повышение тарифов на следующий год. "Мы исходим из уже принятых решений о том, что тарифы естественных монополий индексируются не выше, чем плановая инфляция предшествующего периода. Причем для 2016 года — поскольку инфляция 2015 года аномальная и связана с немонетарными факторами — мы предлагаем очистить это значение, и получается у нас индексация 7,5%", — приводит слова Улюкаева Интерфакс. Для последующих годов цифры по индексации тарифов монополий составят 7 и 6,2%. Позднее Улюкаев заявлял, что политика сдерживания и оптимизации тарифов позволит российской экономике начиная с 2016 года получить дополнительный рост. Однако такое отставание тарифов от инфляции не устроило лоббистов интересов монополий.

Еще в начале марта Алексей Улюкаев утверждал, что индексация тарифов естественных монополий в 2016 году не должна превышать 5,5%, то есть первоначального прогноза МЭР по инфляции на 2015 год. "На уровне прогнозной, а не фактической инфляции. Будем настаивать", — объяснял тогда Улюкаев. Но защитникам доходов монополий это не понравилось.  В прошлом месяце несколько руководителей российских и иностранных тепловых энергокомпаний обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе Минэнерго Александру Новаку с предложением пересмотреть регулируемые тарифы на теплоэнергию.

Свое предложение они объясняли резким ростом цен, в том числе на топливо, и инфляцией.

Как известно, регулируемые цены на тепло и электроэнергию должны вырасти с 1 июля 2015 года на 8,5% и в среднем на 7,5% соответственно. Генерирующие же компании опасаются, что из-за роста цен уже во втором полугодии 2014 года и ожидаемой инфляции в 2015 году на уровне 15,8% включение недополученных средств в тарифы приведет к их резкому росту в следующем году. В результате, предлагают компании, поднимать тарифы на тепло нужно постепенно, начиная с 2015 года, разрешив законодательно полугодовую или поквартальную индексацию.

К слову, в начале прошлой недели в кулуарах конференции "Российская энергетика" замминистра энергетики Вячеслав Кравченко отметил невозможность корректировки текущих тарифов, однако не исключил возможности их повышения в 2016 году. "С теплом — в существующей ситуации это уже вряд ли. Потому что все предельные тарифы уже утверждены. По следующему году допускаю, что может быть", — цитирует его РИА Новости.

Почему нужно увеличивать тарифы, ориентируясь на высокую инфляцию, которая в основном вызвана девальвацией, — не вполне понятно. Ведь энергетики используют не импортное, а отечественное топливо. Кроме того, энергетики реализуют программу импортозамещения, которая предполагает использование в основном отечественного оборудования — то есть его цена не должна быть связана с ростом валютного курса.

"Высокая инфляция создает почву для дополнительного увеличения цен на услуги монополий", — отмечает член экспертного совета "Деловой России" Дмитрий Голубовский. Но увеличение тарифов на уровень ниже инфляции было бы позитивным фактором для экономики. Ведь дополнительное повышение тарифов неминуемо приведет к очередному витку роста цен, — предупреждает эксперт.

Впрочем, среди экспертов есть и защитники интересов монополий. "Рост тарифов обусловлен как общим уровнем роста цен, так и необходимостью закупки импортного технологического оборудования и комплектующих, необходимостью увеличивать расходы на модернизацию отрасли", — замечает профессор кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС Ольга Маликова. Правда, добавляет эксперт, на рост цен влияет не только инфляция. "Определенную роль в повышении энерготарифов сыграет и налоговый маневр в нефтегазовом комплексе, предполагающий поэтапный рост налога на добычу полезных ископаемых на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат в 6,5 раза", — полагает Маликова.

"У тех энергокомпаний, которые работают на импортном оборудовании, сегодня есть основания требовать дополнительного увеличения тарифов", — считает директор Института экономики естественных монополий РАНХиГС Сергей Репетюк.    

Ольга Соловьева

 

 

Только компания Игоря Сечина критикует налоговый маневр в нефтянке.

"РБК daily"

Нефтяные компании смирились с налоговым маневром, сегодня его критикует только "Роснефть". В Минфине никаких проблем у компаний при новой системе отраслевых сборов не увидели.

Ответ Минфина

В начале года нефтяные компании призывали чиновников откорректировать новую модель налогообложения отрасли. Это необходимо из‑за снижения цен на нефть и скачка курсов доллара и евро, настаивали нефтяники. В ответ на это Министерство финансов обещало посмотреть, как чувствуют себя компании по итогам первого полугодия, с таким предложением выступил директор департамента налоговой политики министерства Илья Трунин. Чиновники решили не ждать так долго и проанализировали, как идут дела по итогам первого квартала.
"Проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь", — говорится в проекте "Основных направлений налоговой политики Минфина в 2016-2018 годах" (копия есть у РБК). Это первый документ, в которым содержится анализ новой налоговой политики в нефтянке. Его авторы признают, что "последствия (перехода на новую налоговую модель. — РБК) несколько отличаются от ожидаемых, которые формировались в условиях иного уровня цен на нефть и курсов валют к рублю", но не видят в этом проблемы.

За первые три месяца 2015 года денежный поток и EBITDA интегрированных нефтяных компаний в рублях превышали прогнозы, которые легли в основу разработки и принятия решений о налоговом маневре (нефть $100 за баррель, курс — 38 руб. за доллар), примерно на 10%, отмечают в проекте документа Минфина. Пока новая политика сказалась на бюджете: поступления налогов на нефтяной сектор уменьшились в первом квартале в среднем на 28% по сравнению с плановыми, рассчитанными при цене на нефть $100 за баррель, приводят расчеты подчиненные министра финансов ​Антона Силуанова.

"При цене нефти $60 за баррель налоговая нагрузка увеличивается лишь на $0,5 с барреля нефти. Структурными последствиями маневра стали снижение объема переработки нефти и производства мазута, а также увеличение экспорта сырой нефти. При этом следует отметить стабильность цен на моторное топливо на внутреннем рынке", — такая оценка приводится в "Оперативном мониторинге экономической ситуации в России" за апрель 2015 года, составленном экспертами РАНХиГС и Института Гайдара.

Пока в Минфине не видят причин для пересмотра маневра. "В дальнейшем необходимо проводить мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживать динамику бюджетных доходов сектора, чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы", — считают в финансовом ведомстве.

Набрались терпения

Нефтяные компании привыкли к новым правилам и приняли правила игры Минфина, разговор о том, как быть с налоговым маневром, они готовы начать не раньше июля — августа.

"Роснефть" считает преждевременным оценивать эффект от реализации большого налогового маневра в нефтяной отрасли ввиду сезонной специфики, а также крайней волатильности макроэкономических факторов в первом квартале 2015 года. В компании считают, что первый аналитический "срез" по влиянию налогового маневра должен быть проведен по итогам первого полугодия 2015 года, так как это позволит получить более качественную статистическую информацию, которая может быть использована в рамках обсуждения необходимости корректировки параметров фискального режима", — сообщил РБК официальный представитель компании.

В начале года компания придерживалась иной точки зрения. В феврале на совещании представителей нефтяных компаний с министром энергетики Александром Новаком вице-президент "Роснефти" Лариса Каланда предлагала главе Минэнерго поддержать отмену налогового маневра, рассказали РБК два участника той встречи. Ранее президент компании Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором также предлагал отменить действие налогового маневра.

Официальный представитель "Башнефти" Сергей Вереземский заявил РБК, что необходим более длительный срок для возможности анализа последствий налогового маневра: по итогам первого квартала судить о том, как он повлиял на показатели компании, рано. При этом источник РБК в компании говорит, что уже пострадала ее нефтепереработка: поскольку "Башнефть" в большей степени поставляет бензин на внутренний рынок и вынуждена закупать часть нефти для переработки на своих заводах, она столкнулась с ростом внутренней цены на нефть, ростом НДПИ, которые она не сможет компенсировать за счет снижения экспортной пошлины.

Источник РБК в ЛУКОЙЛе утверждает, что компания не будет бороться за пересмотр налогового маневра. "Нас сейчас все устраивает. Точечные замечания вроде возможности пересмотра разницы акцизов на производство высокооктанового бензина остаются, но сейчас не время пытаться это изменить", — говорит он. Официально в ЛУКОЙЛе налоговый маневр не комментируют.

Источник в одной из крупных нефтяных компаний также заметил, что по итогам первых трех месяцев года судить об эффекте маневра пока рано. "С одной стороны, Минфин не лукавит: рублевая доходность компаний действительно выросла, хотя долларовая упала. Но даже рост рублевых доходов — временное явление, до тех пор, пока мы не поймем, на какой отметке стабилизируется курс рубля к доллару. А также пока не поднимут цены на свои услуги подрядчики и не вырастут зарплаты сотрудников. Общая договоренность компаний с фискальным ведомством — ждать осени, а уже тогда обсуждать возможность корректировки маневра", — сказал он.

Виноваты рубль и цены

Смягчение позиции по нефтяному маневру связано с тем, что курс рубля и снижение цен на нефть оказались более значимым негативным фактором, чем налоги. В частности, источник РБК в "Роснефти" утверждает, что по итогам последних трех месяцев 2015 года налоговый маневр повлиял на операционную деятельность компании на порядок меньше, чем скачки курсов валют и колебания цен на нефть.

Источник РБК в "Газпром нефти", утверждает что на фоне укрепления курса рубля и высокой инфляции, а также падения цен на нефть намечаются первые признаки ухудшения финансовых показателей компании. А налоговый маневр пока сказался на перерабатывающих мощностях. Официальный представитель "Газпром нефти" от комментариев отказался.

"Не исключено, что наша компания получит отрицательный денежный поток, тогда будет что обсудить с Минфином в плане коррекции реформы", — не исключает менеджер крупной нефтяной компании. Собеседник РБК признает, что в результате маневра несколько пострадала нефтепереработка крупных компаний, хотя не так сильно, как малые НПЗ и производства, выпускающие прямогонный бензин. "Сейчас налицо снижение переработки нефти и сокращение ее маржи на 20-30%, однако в совокупности с маневром на это повлияло и падение нефтяных цен", — делится оценками источник РБК.

Новый аргумент "Роснефти"

Когда Минфин получит итоги налогового маневра за первое полугодие, консультации с нефтяными компаниями поменяют тональность. В начале года они говорили о потерях и дополнительных расходах, теперь хотят поднять тему снижения инвестиций в новые месторождения. Об этом пишут аналитики "Роснефти".

Руководитель экспертно-аналитической группы компании Марат Узяков и глава управления моделирования и прогнозирования деятельности компании "Роснефть" Виктор Баев в статье для журнала "Эксперт" "Налоговый маневр: в чью пользу?" (20 апреля 2015 года) утверждают, что в перспективе налоговая нагрузка на нефтяную отрасль в результате применения маневра вырастет на 6,5 п.п. по сравнению с вариантом налоговой системы 2014 года. "Доля инвестиций в российских нефтяных компаниях по отношению к выручке составляет 12-15%. Это значит, что изъятие в бюджет дополнительных 4-6% выручки приведет к сокращению инвестиционных программ на 30-40%. Причем в данном случае речь идет не о сокращении применительно к какому‑нибудь одному кризисному году, а ко всей обозримой перспективе", — пишут эксперты нефтяной компании.

Снижение инвестиций важнее для бюджета и отрасли, чем текущий режим налогообложения, считают в "Роснефти". "​При таком [сниженном на 30-40%] уровне инвестиций весьма сложно будет обеспечить полномасштабное освоение трудноизвлекаемых месторождений, не говоря уже о месторождениях на арктическом шельфе. По самым минимальным оценкам, снижение уровня добычи нефти к 2035 году в результате реализации налогового маневра составит порядка 15-25%. В этих условиях налоговые потери бюджета от снижения добычи существенно превысят гипотетические налоговые поступления в бюджет", — утверждают специалисты нефтяной компании.

Людмила Подобедова

 

 

Минэкономразвития предлагает отделить от "Русгидро" нерентабельные проекты и "РАО ЭС Востока". Так чиновники хотят решить проблему высокого долга последней.

"Ведомости"

Об этом говорится в мартовском письме замминистра экономического развития Николая Подгузова в правительство. Копия документа есть у "Ведомостей", его подлинность подтвердил представитель министерства.

Чиновники давно ломают голову над тем, как решить проблемы крупнейшей "дочки" госкомпании (84,4% акций) — "РАО ЭС Востока".

Правительство еще в декабре поручило министерствам представить свои соображения на этот счет. У "РАО ЭС Востока" большой долг и высокая себестоимость производства энергии, которую не покрывают тарифы, объяснял недавно предправления "Русгидро" Евгений Дод. При этом за последние четыре года чистый долг "РАО ЭС Востока" вырос на 35% до 65 млрд руб., а его соотношение с EBITDA по итогам 2014 г. составило 4,2. В начале апреля Дод заявил, что проблемы "РАО ЭС Востока" должно решать государство, так как его компании они не под силу.

Минэкономразвития предлагает в качестве краткосрочного способа субсидировать половину затрат на обслуживание долга (8,4 млрд руб.) и поручить "Русгидро" занять компании 16,4 млрд руб. за счет сокращения ее инвестпрограммы.

В среднесрочном сценарии два варианта. Первый предусматривает раздел госкомпании. Условная "Русгидро А" получит все рентабельные активы, а условная "Русгидро Б" — "РАО ЭС Востока" и неокупаемые проекты. Госдоля в "Русгидро Б" должна составить 100%, поясняет близкий к Минэкономразвития источник. Сейчас доля Росимущества в "Русгидро" — 66,8%. При этом "Русгидро А" возьмет "Русгидро Б" в управление, пишет Подгузов.

Реорганизация приведет к снижению долговой нагрузки "Русгидро А". Это позволит компании занять дополнительные средства и направить "Русгидро Б" в виде займа, говорится в письме. После этого в рыночную "Русгидро А" можно привлечь частного инвестора, пишет Подгузов. "Русгидро" уже стоит в плане приватизации до 2016 г., доля государства должна снизиться до 50% плюс 1 акция.

Второй вариант — продать "РАО ЭС Востока" другой госкомпании — "Интер РАО". У нее более устойчивое финансовое положение, пишет Подгузов.

Но сейчас Минэкономразвития прорабатывает именно схему с реорганизацией, рассказывает источник "Ведомостей". Один из вариантов может быть таким: "Русгидро" еще до реорганизации выпускает облигации на некую сумму, максимум — на весь долг "РАО ЭС Востока".

Облигации выкупит инвестор, например, госбанк, который получит опцион на конвертацию долга в акции "Русгидро А". Привлеченные через облигации средства "Русгидро А" может направить в виде зай-ма госкомпании "Русгидро Б".

Наконец, в качестве мер долгосрочного характера Минэкономразвития предлагает привлечь крупного частного инвестора непосредственно в "РАО ЭС Востока", а для этого изменить в регионе тарифное регулирование, сделав этот бизнес привлекательным для инвесторов, говорится в письме Подгузова.

В начале апреля проблемы "РАО ЭС Востока" обсуждались на совещании у Дмитрия Медведева в Хабаровске. По итогам вышло поручение Минфину, Минэкономразвития и Минэнерго до 1 июня обеспечить рефинансирование долга компании, "включая предоставление госгарантий "Русгидро" перед госбанками при условии участия банков в уставном капитале "Русгидро". Но источник, близкий к правительству, говорит, что поручения Медведева и предложения Минэкономразвития не связаны друг с другом. Представители Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича не ответили, поддерживает ли правительство предложения министерства.

Минэкономразвития предлагает системное решение, считает сотрудник крупной энергокомпании, знакомый с предложениями.

Реорганизация позволит передать инфраструктурные функции государству, которое сможет вкладывать в неокупаемые проекты на Дальнем Востоке напрямую, не разрушая стоимость рыночной компании, заключает он.

"Предложение министерства — прорыв в рыночном мышлении государства в этой сфере, которого не было со времен [последнего предправления РАО "ЕЭС России" Анатолия] Чубайса", — согласен аналитик "Ренессанс капитала" Владимир Скляр. "Русгидро А" снизит долг, увеличит прибыльность и начнет платить дивиденды. Это откроет путь к приватизации компании на выгодных для государства условиях, объясняет он. Единственным препятствием к росту капитализации новой компании может стать опцион банка: инвесторы будут опасаться размытия долей, объясняет аналитик.

Представители Минэнерго и Минфина не ответили на вопросы "Ведомостей". Их коллеги из "Русгидро", Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и ВЭБа отказались от комментариев.

Алина Фадеева

<< Апрель, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ