Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.04.2016

Каждый седьмой литр бензина в России — суррогатный.

"Известия"

По поручению президента правительство подготовило предложения по усилению государственного контроля за качеством нефтепродуктов. По информации "Известий", за нарушение штрафы могут составить 1% от выручки. По словам экспертов, предложенных мер недостаточно, так как среди них отсутствует система контроля за хранением и транспортировкой топлива, где собственно и совершается подлог. Пока же в стране, по различным оценкам, каждый седьмой литр бензина является суррогатом.

Год назад президент России Владимир Путин после совещания с членами правительства дал поручение Генеральной прокуратуре РФ проверить качество топлива по всей стране. Через две недели после этого заявления Генеральная прокуратура РФ совместно с Росстандартом и рядом других контрольно-надзорных органов начала массовые проверки АЗС, НПЗ, нефтебаз и нефтехранилищ. В середине октября стали известны промежуточные результаты этих мероприятий, которые показали, что было проверено 3632 объекта и нарушения были выявлены на 1483 из них. А это больше 40%.

Согласно данным проверки (имеется в распоряжении "Известий"), в прошлом году было проверено 3251 АЗС, что составляет около 15% всех заправок страны, в числе которых — 709 АЗС нефтяных компаний и 2542 независимых АЗС. И как выяснилось, нарушений по физико-химическим показателям на АЗС ВИНК (вертикально интегрированные компании) было выявлено 7,1%, у независимых АЗС эта доля — 23,8%. При этом больше всего нарушений было связано с дизельным топливом.

Об итогах проверки президенту было доложено на президентской комиссии по ТЭК прошлой осенью. Тогда же Владимир Путин дал поручения разработать предложения по усилению государственного контроля за качеством нефтепродуктов. Как стало известно "Известиям", в настоящее время правительство их подготовило.

— Среди мер, предлагаемых правительством, ввод оборотных штрафов в размере 1% от выручки за нарушения в физико-химическом составе топлива. За нарушение в маркировке, искажение информации в паспорте продукции, на товарных чеках — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. За повторное нарушение остановка деятельности до 10 дней, — рассказал источник "Известий", знакомый с предложениями правительства. По его словам, внесение изменений в КоАП в ближайшее время будет включено в программу весенней сессии Государственной думы.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что противодействие производству и реализации контрафактного топлива может быть осуществлено только путем реализации комплекса системных мер, основными из которых, по его мнению, являются насыщение топливного рынка товарными продуктами с сохранением баланса между оптовыми и розничными ценами для исключения востребованности топливных суррогатов, а также распространение системы государственного контроля характеристик топлива на все этапы его обращения на рынке — выпуск в обращение, транспортировка, хранение, оптовая и розничная торговля. Ведь фальсификация топлива и документов совершается не на НПЗ или АЗС, а на объектах перевалки и хранения, а также в процессе транспортировки.

— Необходимо создать систему контроля за товаропотоком, — говорит собеседник "Известий", отмечая, что сделать это возможно. По словам Евгения Аркуши, к примеру, у РЖД есть все данные о перемещении груженных железнодорожных вагонов-цистерн с видами перевозимых марок нефтепродуктов.

— Согласитесь, странно, если на нефтебазу поступили нефтепродукты, не являющиеся автомобильным бензином и дизельным топливом, а бензовозы вывезли оттуда именно бензин и дизель. Это можно отследить. Но у того же Росстандарта нет полномочий вести оперативно-разыскную деятельность, необходимо привлечение силовых структур, — отмечает глава Российского топливного союза.

Что касается усиления ответственности, в том числе путем введения оборотных штрафов, то, по мнению Аркуши, этот вопрос может подниматься, когда существующая система наказаний за административные правонарушения покажет свою неэффективность. Кроме того, необходимо учесть поручение президента РФ о необходимости применения при первичном нарушении административного наказания исключительно в виде предупреждения с выдачей предписания об устранении.

Заместитель председателя комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич отмечает, что на сегодняшний день, по данным Минэнерго, совокупный объем суррогатного топлива в стране составляет порядка 10 млн т. Общее же потребление моторных топлив в год примерно 70 млн т. Таким образом, почти каждый седьмой литр топлива в стране является суррогатом.

— Предварительная оценка изменений, происходящих на внутреннем рынке моторных топлив после принятия органами власти управленческих решений в 2015 году, свидетельствует о продолжающемся распространении фальсифицированного и некачественного топлива, что наносит урон не только бюджету в виде недополученных акцизов, но и экологической обстановке в стране. При этом уменьшается эффект от проведенных нефтяными компаниями мероприятий по модернизации перерабатывающих мощностей, — говорит Станкевич.

По его словам, в целях улучшения ситуации необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне порядок учета нефтепродуктов при их выпуске в обращение, транспортировке, хранении и реализации, а также требования по обеспечению сохранения состава и свойств нефтепродуктов при их движении от изготовителя до потребителя.

Зампред профильного комитета РСПП отмечает, что для сокращения доли "левого" топлива на рынке необходимо запретить торговлю на АЗС иными видами топлив, кроме бензина, дизеля и газомоторного топлива. Это исключит появление на заправках аналогов бензина в виде судового и печного топлива. Кроме того, необходимо создать специальный орган, уполномоченный осуществлять контроль за деятельностью организаций, осуществляющих реализацию нефтепродуктов. А также установить, что производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота нефтепродуктов должно осуществляться в форме административного расследования с определением всей цепочки поставок некачественного нефтепродукта. Кроме того, Станкевич считает, что необходимо ужесточить санкции за использование техники с превышением допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду (введение запрета на эксплуатацию).

В нефтяных компаниях ("Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Башнефть") и Минэнерго не ответили на запрос "Известий". В "Роснефти" же заявили, что в компании внедрена и успешно функционирует многоступенчатая система контроля качества продукции от скважины до бака автомобиля. Система предполагает анализ качества на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная от входного контроля сырья и компонентов на нефтеперерабатывающих предприятиях компании и заканчивая контролем качества на нефтебазах и АЗК.

— Отклонение от паспортных показателей ведет к отказу от приемки топлива и, соответственно, передаче в следующее звено реализации. При этом по запросу розничного подразделения в компании внедрена и совершенствуется система внезапных контрольных проверок качества топлив на АЗК, в том числе с использованием мобильных лабораторий, — заключил представитель "Роснефти".

Ирина Кезик

 

 

Александр Корсик обвинил претендента на покупку компании в нарушении конкуренции.

"Газета РБК"

Глава "Башнефти" Александр Корсик пожаловался в Росимущество на предложение обязать покупателя компании перерабатывать ее нефть на Дальнем Востоке. С такой идеей выступил владелец ННК Эдуард Худайнатов.

На прошлой неделе стало известно, что владелец Независимой нефтегазовой компании (ННК) и экс-президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов, человек из окружения Игоря Сечина, обратился к президенту Владимиру Путину с письмом, в котором заявил об интересе ННК к покупке "Башнефти". Он предложил включить в условия приватизации "Башнефти" требование к покупателю о поставках, переработке и реализации ее нефти и нефтепродуктов на Дальнем Востоке. В европейской части России сейчас наблюдается переизбыток добычи, переработки и производства нефтепродуктов, тогда как ресурсной базы для удовлетворения потребностей Дальнего Востока не хватает, написал Худайнатов. ННК владеет Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом и сетью АЗС в регионе и обладает необходимыми мощностями для реализации этих условий, отмечалось в обращении. По данным "Ведомостей", письмо Худайнатова датировано 30 марта, а 5 апреля Путин поставил на нем резолюцию "рассмотреть".

Но предложение Худайнатова внести такие условия при приватизации "Башнефти" "будет нарушать действующее законодательство, а также может впрямую противоречить условиям о недопущении к участию приватизации "Башнефти" средств госбанков и крупных государственных нефтегазовых компаний", которые ранее озвучивал президент, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на письмо президента "Башнефти" Александра Корсика, направленное в Росимущество. РБК ознакомился с текстом письма, а источник, близкий к "Башнефти", подтвердил его подлинность (официальный представитель "Башнефти" это не комментирует). Письмо направлено 19 апреля начальнику управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества Виталию Сергейчуку, который входит в совет директоров "Башнефти".

Корсик пишет, что предлагаемые ННК требования к потенциальным покупателям по поставкам нефти, ее переработке и реализации нефтепродуктов потребителям Дальнего Востока "значительно сокращают круг потенциальных покупателей пакета акций "Башнефти", фактически до одного, то есть до одной ННК, владеющей на Дальнем Востоке Хабаровским НПЗ. Эти требования и могут быть признаны ФАС или арбитражным судом противоречащими закону "О защите конкуренции".

Он напоминает, что 80% добывающих мощностей "Башнефти" сосредоточены в Башкирии, а нефтеперерабатывающие заводы компании требуют дозагрузки западно-сибирской нефтью, которую компания приобретает у других производителей по рыночным ценам. Включение в условия приватизации требований по поставкам нефти "Башнефти" потребителям Дальнего Востока предполагает "изначально экономически неоправданный и технологически рискованный сценарий, связанный с недозагрузкой и возможной остановкой НПЗ в Башкирии", предупреждает Корсик.

Поставка нефти "Башнефти" на Дальний Восток "технически невозможна, поскольку данный маршрут поставки нефти отсутствует в схеме нормальных (технологических) грузопотоков нефти по системе трубопроводов "Транснефти", отмечается в письме. Если же поставлять нефть на Хабаровский НПЗ железнодорожным транспортом, то это приведет к снижению эффективности поставок сырья до $30 на тонну, что сделает такие поставки "экономически неэффективными как для поставщика, так и для потребителя", утверждает Корсик. Также, по его мнению, "экономически нецелесообразна" поставка топлива с башкирских НПЗ потребителям Дальнего Востока из-за высоких логистических издержек.

Еще один из аргументов Корсика — финансовое состояние ННК и экономические возможности всей группы "ННК-Актив" по приобретению контрольного пакета акций "Башнефти". Ссылаясь на публичные данные о финансовой отчетности "ННК-Актив", он указывает, что "участие в приватизации контрольного пакета акций "Башнефти" за счет собственных средств для ННК, равно как и для всей группы "ННК-Актив", не предоставляется возможным". Например, денежные средства "Башнефти" от операционной деятельности на 31 декабря 2015 года составляли 130,27 млрд руб., в то время как у "ННК-Актив" на 30 июня 2015 года — 6,87 млрд руб., соотношение чистого долга к EBITDA — 0,77 и 6,12 соответственно. Таким образом, если ННК купит "Башнефть", значительная часть ее долга на эту сделку будет переоформлена на саму "Башнефть". Такая схема финансирования "неминуемо приведет к сокращению инвестиционной программы компании как в регионах присутствия "Башнефти", так и в регионе группы "ННК-Актив", заключает Корсик.

"Навести порядок"

Представитель ННК не ответил на запрос РБК. Но на прошлой неделе Худайнатов раскритиковал позицию Корсика, который к тому времени уже дважды публично высказывал опасения о покупке "Башнефти" за "ее же деньги". "В частности, Александр Леонидович [Корсик] указывает на риски при приобретении новым покупателем активов под залог договоров о поставке [нефти "Башнефтью"]. К сожалению, такой способ приобретения активов невозможен, потому что, как мы видим из открытых источников, он уже реализован руководством "Башнефти" на сомнительных условиях", — заявлял владелец ННК. По его мнению, одна из целей приватизации — "наведение порядка в компании". "С приходом нового собственника развитие "Башнефти" станет более эффективным и прозрачным", — добавлял он.

Однако федеральный чиновник ранее говорил РБК, что вряд ли предложения Худайнатова по введению условий для покупателей "Башнефти" будут учтены.

Минэнерго также считает включение таких требований к покупателям компании "нецелесообразным", сообщает "Интерфакс" со ссылкой на письмо ведомства, направленное в Минэкономразития. Это уменьшит оценочную стоимость акций "Башнефти", что не отвечает целям приватизации, указывает Минэнерго.

Росимущество переслало письмо Корсика в Минэкономразвития в тот же день, 19 апреля, следует из материалов, с которыми ознакомился РБК. "Вопросы, приведенные в обращении президента ННК Эдуарда Худайнатова, требуют дополнительной проработки с учетом специфики и особенностей работы "Башнефти", сообщила РБК представительница Минэкономразвития. По ее словам, "ВТБ Капитал", выбранный в качестве инвестконсультанта для продажи "Башнефти", рассмотрит "предложения по условиям приватизации "Башнефти" и участия ННК в данном проце​ссе".

Правительство планирует продать 50,08% акций "Башнефти" в этом году — это одна из мер по покрытию дефицита бюджета. Во вторник (на 16:00 мск) 50,08% "Башнефти" на Московской бирже стоили 241,7 млрд руб., или около $3,6 млрд. До последнего времени основным претендентом на "Башнефть" считался ЛУКОЙЛ, который еще в феврале заявил о своем интересе к компании. По данным Forbes, в приватизации компании также намерены участвовать владельцы гостиницы "Москва" Юрий и Алексей Хотины, которые уже владеют небольшими нефтяными активами. А малоизвестная компания "Татнефтегаз" предлагает передать ей в управление 75% "Башнефти" на десять лет за $6 млрд, писали "Ведомости".

Тимофей Дзядко

 

 

"Квадра" в мае ждет 10 млрд руб. на достройку энергоблоков на четырех электростанциях. Деньги дадут Сбербанк, Газпромбанк и "Онэксим".

"Ведомости"

Гендиректор "Квадры" Юрий Пимонов впервые рассказал о планах нового менеджмента по выводу компании из кризиса. По его словам, уже в мае "Квадра" может получить синдицированный кредит на 7 млрд руб. от Сбербанка и Газпромбанка и еще 3 млрд руб. от своего основного акционера "Онэксима". Деньги пойдут на достройку энергоблоков на Дягилевской, Алексинской и Воронежской ТЭЦ. У "Квадры" уже открыты кредитные линии в Газпромбанке и Сбербанке. Часть из них обеспечена залогом основных средств на 15,8 млрд руб., говорится в отчете компании. Совокупный долг "Квадры" на конец 2015 г. составляет более 29 млрд руб., долговая нагрузка — около 6 EBITDA, сказал Пимонов. В марте "Квадра" уже получила один кредит от "Онэксима" — на 750 млн руб. Представители Газпромбанка и "Онэксима" на вопросы не ответили. Представитель Сбербанка подтвердил переговоры с "Квадрой", но раскрывать условия отказался.

Во время реформы "РАО ЕЭС" "Квадра", как и другие энергокомпании, обязалась построить несколько новых энергоблоков, подписав договоры о предоставлении мощности (ДПМ). Они гарантируют возврат инвестиций с доходностью около 14%, но предусматривают штрафы за опоздание. У "Квадры" не введены в срок четыре энергоблока — на Курской ТЭЦ-1, Алексинской ТЭЦ, Дягилевской ТЭЦ и Воронежской ТЭЦ, так что ей грозят штрафы примерно на 7 млрд руб. Банки могут потребовать вернуть деньги досрочно, если компания вовремя не запустит блоки. Пока они эти санкции не применяют, говорится в отчете "Квадры".

На прошлой неделе "Квадра" достигла первого успеха — "Совет рынка" дал ей отсрочку до октября по выплате штрафов за опоздание с вводом энергоблоков на четырех электростанциях. За это время компания должна договориться с потребителями о прощении штрафов в обмен на отказ от строительства энергоблока на Курской ТЭЦ-1. Или "Квадре" придется и заплатить штраф, и достроить Курскую ТЭЦ-1. Решение "Совета рынка" и поддержка Минэнерго повлияли на намерение банков выдать синдицированный кредит, отметил Пимонов.

У "Квадры" патовая ситуация — если не достроить объекты ДПМ, не получится выплатить долг, говорит аналитик Raiffeissenbank Федор Корначев: так что банкам меньше всего нужно, чтобы "Квадра" обанкротилась. Первоочередная задача — достроить просроченные энергоблоки, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

После изъятия документов силовиками в компаниях "Онэксима" полторы недели назад активизировались слухи о возможной продаже "Квадры". Впрочем, представитель "Онэксима" переговоры о продаже опровергал.

Иван Песчинский

<< Апрель, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ