Минэкономразвития, Минэнерго и ФАС готовят предложения по ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике — механизма, при котором одни потребители оплачивают часть расходов других. Согласно протоколу прошедшего 26 июня совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, инициативы должны быть представлены к 15 августа. Один из пунктов разногласий сторон, по данным "НГ", состоит в том, что Минэкономразвития и ФАС предлагают ввести социальную норму для населения, а Минэнерго — фактически вернуть "последнюю милю", то есть распределить "перекрестку" на промышленные предприятия, подключенные к сетям Федеральной сетевой компании (ФСК).
На днях в ФАС прошло совещание с участием представителей заинтересованных министерств, бизнеса и экспертов. Источник "НГ", знакомый с представленными на нем материалами, назвал основные параметры, прозвучавшие в презентации антимонопольного ведомства. Оно насчитало более шести видов "перекрестки", объем которой в 2018 году составил 220 млрд руб. Основная часть сосредоточена всего в 16 субъектах — если ее там ликвидировать, то снижение в целом по стране составит более половины, сообщил собеседник "НГ". По его данным, одним из главных факторов увеличения объемов "перекрестки" в ведомстве назвали рост объемов потребления населением: доля населения в объеме потребления электроэнергии в среднем по России — 29%, в среднем на человека приходится 89 кВт-ч в месяц, в зависимости от региона показатель меняется очень сильно — и где-то среднее месячное потребление составляет уже около 225 кВт-ч.
По данным источников "НГ", на совещании обсуждались разные меры по борьбе с "перекресткой": в частности, увеличение понижающего коэффициента к тарифам для населения (сейчас — от 0,7), изменение категории потребителей, к которым он применяется, увеличение тарифов для населения не ниже уровня, заложенного в прогнозе Минэкономразвития, включение в основные показатели эффективности губернаторов пункта о сокращении "перекрестки". Еще одна мера — введение социальной нормы для населения по типу той, что уже успешно применяется в Крыму и Севастополе: при потреблении до 150 кВт-ч в месяц — тариф с учетом "перекрестки", 150-300 кВт-ч в месяц — с частичным учетом "перекрестки", выше — экономически обоснованный тариф.
Для того чтобы получить эффект в целях ликвидации перекрестного субсидирования, надо, чтобы значение предела, до которого применяется текущий льготный тариф, было близко к среднему потреблению, что составляет около 150 кВт-ч в месяц, отмечает председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая: "Мы сделали оценку дифференциации объемов потребления на один лицевой счет — какая доля лицевых счетов укладывается в 300 кВт-ч в месяц, какая находится в диапазоне от 300 до 600 кВт-ч и какая — более 600 кВт-ч. В частном секторе 83% попадает в первый диапазон, в многоквартирных домах (МКД) — 92%. В потребление от 300 до 600 кВт-ч в месяц попадает 12% частного сектора и 7% в МКД. Свыше 600 кВт-ч в месяц — 5 и 1% соответственно. Так мы не получим снижения перекрестного субсидирования, и все равно будет социальный негатив. Выигрыша для тарифной картинки нет".
"Дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления применяются во многих странах мира. Такие же подходы действуют в Крыму, а также в Республике Беларусь, при этом для граждан, проживающих в домах с электроплитами, предусмотрен более высокий уровень границ потребления, до которых применяются низкие тарифы", — отметила Наталья Невмержицкая.
У Минэнерго другая инициатива: ведомство не решается предлагать повышение тарифов для населения, вместо этого хочет равномерно распределить объем "перекрестки" на всех потребителей, кроме граждан, и дифференцировать единый тариф ФСК. Это фактически возродит "последнюю милю" — почти отмененный к концу 2017 года механизм, при котором потребители, подключенные к ФСК, платили тариф распределительных сетей, которыми не пользовались.
По данным источника "НГ", в Минэкономразвития предварительно оценивают краткосрочный эффект от распределения "перекрестки" на ФСК в виде снижения котлового тарифа на 2,5-3% (при наилучшем из возможных достижимых результатов), тариф ФСК при этом вырастет в три раза. В среднесрочной же перспективе, как считает министерство, потребитель частично уйдет с ФСК на распределенную генерацию, за счет этого котловой тариф вырастет на 4%, а тариф для потребителей ФСК сохранится повышенным, сообщил "НГ" один из участников совещания. Таким образом, получается, что перераспределение "перекрестки" на ФСК усиливает стимул для строительства распределенной генерации и не снижает объем "перекрестки", — мера совершенно не направлена на решение проблемы, приводит источник позицию министерства, прозвучавшую на заседании.
Вместо нее, по данным собеседника "НГ", в Минэкономразвития предварительно рассматривают вариант отказа от понижающего коэффициента 0,7 для населения в течение 10 лет (примерная экономия при определенных сценариях — до 50 млрд руб.), снижения темпов индексации тарифов для прочих потребителей с 3 до 2%, дифференциации тарифов для населения и выравнивания ставки "перекрестки" внутри котловых тарифов по уровню напряжения.
"Министерство в настоящее время готовит позицию, включая все необходимые оценки и варианты разрешения проблем. Более подробно сможем рассказать в ближайшее время", — сообщили "НГ" в пресс-службе Минэкономразвития в ответ на запрос.
Крупным потребителям, разумеется, ближе предложения ФАС и Минэкономразвития, чем Минэнерго. Один из предметов их озабоченности — огромная "перекрестка" между отраслями: энергоемкая промышленность финансирует строительство ВИЭ, утилизацию ТКО, программы договоров присоединения мощности (ДПМ), рассматривается идея новой программы ДПМ, направленной на модернизацию теплоэнергетики. Предложение Минэнерго — движение в сторону очередного роста нагрузки.
"С такой регуляторной политикой чем быстрее мы уйдем из централизованной системы, тем нам будет лучше. Уже сегодня даже при текущем уровне тарифа ФСК на горизонте 7-10 лет выгодно уйти на собственное электроснабжение. Если будут реализовываться эти предложения, никто вообще не будет сравнивать варианты. Но это катастрофа для централизованного энергоснабжения", — говорит директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.
Хотя несколько лет назад было принято решение о сокращении "перекрестки" до 50 млрд руб. к 2022 году, "дорожной карты", графика его конкретной реализации так и не было разработано, отмечает Алексей Москалев, руководитель направления по развитию энергетики Группы НЛМК: "Вместо этого за последние два года мы получили предложения Минэнерго фактически вернуть механизм "последней мили", продолжает развиваться межтерриториальное перекрестное субсидирование, продолжают расти платежи по ДПМ, активно прорабатывается программа модернизации теплоэнергетики". В результате, по мнению крупных потребителей, возникают инвестиционные риски — невозможно вкладываться в развитие, не зная, что в будущем будет заложено в цену на электроэнергию.
Глеб Тукалин