27.07.2018
Договоренности Трампа и Юнкера стали тревожным сигналом для Кремля.
"Независимая газета"
Важным итогом переговоров президента США Дональда Трампа и главы Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клода Юнкера в Вашингтоне стало обещание усилить партнерство в области энергетики. "ЕС построит больше терминалов для импорта сжиженного природного газа (СПГ) из США", — заявил Юнкер по итогам встречи и добавил: "Это также месседж для остальных". В экспертной среде полагают, что под "остальными" подразумевалась Россия, чей трубопроводный газ поставляется в Европу.
"Мы договорились об укреплении стратегического сотрудничества в области энергетики, — объявил Трамп, выступая в Розовом саду Белого дома на совместной пресс-конференции с Юнкером. — Европейский союз хочет импортировать больше сжиженного природного газа из США, и он будет очень, очень большим покупателем".
Американский лидер пообещал упростить процесс подобных сделок между Вашингтоном и Брюсселем.
По мнению главы Белого дома, если Евросоюз станет массовым импортером американского СПГ, то тогда он "сможет диверсифицировать свое энергоснабжение". "Они очень хотят это сделать", — пояснил Трамп, под диверсификацией, очевидно, понимая частичное сокращение импорта российского трубопроводного газа. Президент США выразил намерение облегчить торговлю с ЕС, "сократить бюрократические препятствия и резко уменьшить расходы".
В ходе переговоров в Белом доме была достигнута договоренность о нормализации ситуации с американскими заградительными пошлинами на европейские металлы, которые были введены в первых числах июня. "Мы урегулируем вопросы по пошлинам на сталь и алюминий, и мы урегулируем вопрос об ответных пошлинах, — пообещал президент США. — Мы также будем работать над сокращением барьеров и расширением торговли в сферах предоставления услуг, химической, фармацевтической и медицинской продукции, а также соевых бобов (которые импортируются из США в страны ЕС. — "НГ"). И Евросоюз собирается начать почти сразу же закупать большой объем соевых бобов". На время, пока ведутся переговоры, США и ЕС обязались воздержаться от введения новых взаимных ограничений. "Мы воздержимся от дальнейших пошлин, пока ведем переговоры и пока одна из сторон не прекратит эти переговоры", — пояснил Юнкер.
Одним из обязательств между США и ЕС стало формирование исполнительной рабочей группы по разрешению конфликтных ситуаций в торговой сфере и по оценке тех тарифов, которые уже есть. "Они будут нашими ближайшими советниками, они будут заниматься этой совместной повесткой дня (между США и ЕС. — "НГ")", — сказал Трамп, комментируя совместную инициативу.
Примечательно, что по завершении встречи Юнкер подарил президенту США снимок с изображением военного кладбища в Люксембурге. На это обратила внимание газета Wall Street Journal. "Дорогой Дональд, давайте будем помнить нашу общую историю", — подписал фото глава ЕК. Как отмечает издание, военное кладбище, изображенное на снимке, находится в родном для Юнкера Люксембурге. На нем похоронен американский генерал Джордж Паттон, командовавший во время Второй мировой войны американским военным контингентом США во Франции и Германии.
Министр экономики ФРГ Петер Альтмайер приветствовал торговое соглашение ЕС и США, заключенное в Вашингтоне. "Прогресс, который позволит избежать торговой войны и сохранить миллионы рабочих мест, достигнут! Великолепно для глобальной экономики!" — написал Альтмайер в Twitter.
Франция, в свою очередь, выступила против всеобъемлющего торгового соглашения. Министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр в разговоре с AFP отметил: "Мы не хотим вступать в переговоры по некоему большому соглашению. Ограничения этого мы видели на примере ТТИП (Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, переговоры по которому зашли в тупик некоторое время назад. — "НГ")".
"У меня сдержанный оптимизм, — заявил "НГ", комментируя переговоры Трампа и Юнкера, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. — Почему оптимизм? Потому что сделан шаг для прекращения противостояния и эскалации торговой войны, которая вредила не только двусторонним торговым отношениям, но и мировой торговле в целом — с учетом веса и того, и другого игрока в мировой торговле. Пока это заявление о намерениях, конкретных шагов не сделано. Если послушать выступление Трампа, то он в своей манере объявляет, что они договорились, что они хорошие союзники. На самом деле в те же сутки, накануне встречи, он подписал документ о субсидировании своих фермеров более чем на 10 млрд евро. С одной стороны, он говорит, что все отменят — и субсидии, и тарифы, а с другой — подписывает такие документы".
Эксперт напоминает, что когда Трамп пришел к власти, он отказался от идеи Транстихоокеанского партнерства, а затем выступил и против ТТИП. "Но теперь то, о чем они говорили с Юнкером, фактически означает возврат переговоров по ТТИП, которые по вине Трампа были прекращены, — заявил Портанский. — Брюссель, на мой взгляд, проявляет большую сдержанность (в переговорах с Трампом. — "НГ"). Единственный конкретный результат, которого добился Трамп, — это увеличение поставок СПГ в ЕС. Тем самым обе стороны дают сигнал основным поставщикам — то есть России, — что Европа будет закупать больше газа у Соединенных Штатов. Это то, что для нас имеет значение. Нам дали понять, что перспектива такова".
Игорь Субботин
В правительстве решают, как ликвидировать ценовую дискриминацию в электроэнергетике.
"Независимая газета"
Минэкономразвития, Минэнерго и ФАС готовят предложения по ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике — механизма, при котором одни потребители оплачивают часть расходов других. Согласно протоколу прошедшего 26 июня совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, инициативы должны быть представлены к 15 августа. Один из пунктов разногласий сторон, по данным "НГ", состоит в том, что Минэкономразвития и ФАС предлагают ввести социальную норму для населения, а Минэнерго — фактически вернуть "последнюю милю", то есть распределить "перекрестку" на промышленные предприятия, подключенные к сетям Федеральной сетевой компании (ФСК).
На днях в ФАС прошло совещание с участием представителей заинтересованных министерств, бизнеса и экспертов. Источник "НГ", знакомый с представленными на нем материалами, назвал основные параметры, прозвучавшие в презентации антимонопольного ведомства. Оно насчитало более шести видов "перекрестки", объем которой в 2018 году составил 220 млрд руб. Основная часть сосредоточена всего в 16 субъектах — если ее там ликвидировать, то снижение в целом по стране составит более половины, сообщил собеседник "НГ". По его данным, одним из главных факторов увеличения объемов "перекрестки" в ведомстве назвали рост объемов потребления населением: доля населения в объеме потребления электроэнергии в среднем по России — 29%, в среднем на человека приходится 89 кВт-ч в месяц, в зависимости от региона показатель меняется очень сильно — и где-то среднее месячное потребление составляет уже около 225 кВт-ч.
По данным источников "НГ", на совещании обсуждались разные меры по борьбе с "перекресткой": в частности, увеличение понижающего коэффициента к тарифам для населения (сейчас — от 0,7), изменение категории потребителей, к которым он применяется, увеличение тарифов для населения не ниже уровня, заложенного в прогнозе Минэкономразвития, включение в основные показатели эффективности губернаторов пункта о сокращении "перекрестки". Еще одна мера — введение социальной нормы для населения по типу той, что уже успешно применяется в Крыму и Севастополе: при потреблении до 150 кВт-ч в месяц — тариф с учетом "перекрестки", 150-300 кВт-ч в месяц — с частичным учетом "перекрестки", выше — экономически обоснованный тариф.
Для того чтобы получить эффект в целях ликвидации перекрестного субсидирования, надо, чтобы значение предела, до которого применяется текущий льготный тариф, было близко к среднему потреблению, что составляет около 150 кВт-ч в месяц, отмечает председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая: "Мы сделали оценку дифференциации объемов потребления на один лицевой счет — какая доля лицевых счетов укладывается в 300 кВт-ч в месяц, какая находится в диапазоне от 300 до 600 кВт-ч и какая — более 600 кВт-ч. В частном секторе 83% попадает в первый диапазон, в многоквартирных домах (МКД) — 92%. В потребление от 300 до 600 кВт-ч в месяц попадает 12% частного сектора и 7% в МКД. Свыше 600 кВт-ч в месяц — 5 и 1% соответственно. Так мы не получим снижения перекрестного субсидирования, и все равно будет социальный негатив. Выигрыша для тарифной картинки нет".
"Дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления применяются во многих странах мира. Такие же подходы действуют в Крыму, а также в Республике Беларусь, при этом для граждан, проживающих в домах с электроплитами, предусмотрен более высокий уровень границ потребления, до которых применяются низкие тарифы", — отметила Наталья Невмержицкая.
У Минэнерго другая инициатива: ведомство не решается предлагать повышение тарифов для населения, вместо этого хочет равномерно распределить объем "перекрестки" на всех потребителей, кроме граждан, и дифференцировать единый тариф ФСК. Это фактически возродит "последнюю милю" — почти отмененный к концу 2017 года механизм, при котором потребители, подключенные к ФСК, платили тариф распределительных сетей, которыми не пользовались.
По данным источника "НГ", в Минэкономразвития предварительно оценивают краткосрочный эффект от распределения "перекрестки" на ФСК в виде снижения котлового тарифа на 2,5-3% (при наилучшем из возможных достижимых результатов), тариф ФСК при этом вырастет в три раза. В среднесрочной же перспективе, как считает министерство, потребитель частично уйдет с ФСК на распределенную генерацию, за счет этого котловой тариф вырастет на 4%, а тариф для потребителей ФСК сохранится повышенным, сообщил "НГ" один из участников совещания. Таким образом, получается, что перераспределение "перекрестки" на ФСК усиливает стимул для строительства распределенной генерации и не снижает объем "перекрестки", — мера совершенно не направлена на решение проблемы, приводит источник позицию министерства, прозвучавшую на заседании.
Вместо нее, по данным собеседника "НГ", в Минэкономразвития предварительно рассматривают вариант отказа от понижающего коэффициента 0,7 для населения в течение 10 лет (примерная экономия при определенных сценариях — до 50 млрд руб.), снижения темпов индексации тарифов для прочих потребителей с 3 до 2%, дифференциации тарифов для населения и выравнивания ставки "перекрестки" внутри котловых тарифов по уровню напряжения.
"Министерство в настоящее время готовит позицию, включая все необходимые оценки и варианты разрешения проблем. Более подробно сможем рассказать в ближайшее время", — сообщили "НГ" в пресс-службе Минэкономразвития в ответ на запрос.
Крупным потребителям, разумеется, ближе предложения ФАС и Минэкономразвития, чем Минэнерго. Один из предметов их озабоченности — огромная "перекрестка" между отраслями: энергоемкая промышленность финансирует строительство ВИЭ, утилизацию ТКО, программы договоров присоединения мощности (ДПМ), рассматривается идея новой программы ДПМ, направленной на модернизацию теплоэнергетики. Предложение Минэнерго — движение в сторону очередного роста нагрузки.
"С такой регуляторной политикой чем быстрее мы уйдем из централизованной системы, тем нам будет лучше. Уже сегодня даже при текущем уровне тарифа ФСК на горизонте 7-10 лет выгодно уйти на собственное электроснабжение. Если будут реализовываться эти предложения, никто вообще не будет сравнивать варианты. Но это катастрофа для централизованного энергоснабжения", — говорит директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.
Хотя несколько лет назад было принято решение о сокращении "перекрестки" до 50 млрд руб. к 2022 году, "дорожной карты", графика его конкретной реализации так и не было разработано, отмечает Алексей Москалев, руководитель направления по развитию энергетики Группы НЛМК: "Вместо этого за последние два года мы получили предложения Минэнерго фактически вернуть механизм "последней мили", продолжает развиваться межтерриториальное перекрестное субсидирование, продолжают расти платежи по ДПМ, активно прорабатывается программа модернизации теплоэнергетики". В результате, по мнению крупных потребителей, возникают инвестиционные риски — невозможно вкладываться в развитие, не зная, что в будущем будет заложено в цену на электроэнергию.
Глеб Тукалин