media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.09.2017

Россия продолжает увеличивать поставки нефти в Китай. С января по август российские компании отгрузили туда 38,7 млн т.

"Ведомости"

Уже полтора года Россия — главный поставщик нефти в Китай. В 2016 г. Россия поставила туда 52,5 млн т нефти (13,7% всего импорта Китая), а за январь — август в Китай ушло 38,7 млн т нефти (13,8% общего импорта), следует из данных Главного таможенного управления КНР, на которые ссылается "Интерфакс". Ближайший конкурент России — Ангола, которая поставила на местный рынок 35,22 млн т нефти (12,5%), следует из статистики.

Россия стала лидером на китайском импортном рынке в 2016 г. До этого больше всех поставляла Саудовская Аравия (50,55 млн т). С 2015 по 2016 г. потребление нефти в Китае выросло на 13% до 382,6 млн т, говорится в статистике BP. За январь — август 2017 г. Китай увеличил импорт на 14% до 281,1 млн т нефти, следует из данных "Интерфакса".

Из российских производителей больше всех нефти в Китай поставляет "Роснефть". За этот год компания рассчитывает увеличить отгрузку на 15% до 40 млн т, рассказывал в начале сентября главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин (его слова передавал телеканал "Россия 24").

С геополитической точки зрения продавать нефть в Китай — верный шаг, признает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. В пику американским и европейским санкциям отношения между Россией и Китаем должны сохраняться хорошими, но сложился небольшой дисбаланс: Россия импортирует много товаров из Китая, оборот между странами большой, однако возможности для экспорта ограничены, как правило, сырьем — нефтью и газом, констатирует Нестеров.

Но и для экспорта есть предел. Через Казахстан Россия экспортирует в Китай 10 млн т нефти в год, признает представитель местного минэнерго. Мощность ВСТО — 30 млн т в год, его отвода до Китая через Мохэ — 20 млн т. Существующую инфраструктуру можно расширить максимум до 80 млн т, есть и шельфовые проекты, которые не завязаны на пропускную способность "Транснефти" на восток, например проекты на Сахалине.

На китайском рынке жесткая конкуренция, сходятся во мнении Нестеров и аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Китай активно закупает нефть и в Саудовской Аравии, Ираке и Иране, говорит Нестеров. Рынок высококонкурентный, отмечает аналитик БКС Кирилл Таченников. В августе 2017 г. Китай в 2 раза увеличил закупку нефти в США — до 457 000 т — и в Малайзии — до 778 000, следует из данных "Интерфакса". Таченников верит, что у российских поставщиков нефти есть преимущества: прежде всего это география и транспортная инфраструктура. Короткое транспортное плечо и низкая себестоимость добычи при условии получения налоговых льгот объясняют интерес Китая к участию в инфраструктурных проектах, считает эксперт.

Виталий Петлевой

Госкомпании в очередной раз выступили против попыток ограничить их свободу при выборе поставщиков. "Роснефть" раскритиковала законопроект, упрощающий доступ малого и среднего бизнеса к заказу госкомпаний.

"Ведомости"

"Ведомости" ознакомились с перепиской министерств и ведомств, обсуждающих предложения "Роснефти" закрепить права госкомпаний при отборе поставщиков среди малого и среднего бизнеса. Как следует из переписки, сейчас готовятся поправки в закон о закупках госкомпаний (223-ФЗ), которые запретят им требовать документы, подтверждающие добровольную сертификацию у таких поставщиков. А расходы на нее предлагается переложить с подрядчиков на заказчиков. Документ еще прорабатывается и его в открытом доступе нет, говорит сотрудник одного из участвующих в дискуссии ведомств.

Сертификация поставщиков достаточно дорогая и трудоемкая процедура, рассказывает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский, ее цель — проверка квалификации участников закупки и соответствия их продукции требованиям заказчика; как правило, сертификат действует полгода либо год. Его стоимость предприниматели, с которыми пообщались "Ведомости", оценивают до 500 000 руб. Сейчас сертификация формально тоже добровольная, но на практике заказчики часто превращают ее в обязательную, говорит федеральный чиновник, законопроект должен четко регламентировать эту процедуру.

"Роснефть" — крупнейший заказчик среди госкомпаний (по данным Минфина, закупила в первом полугодии на 2,7 трлн руб.) — считает, что законопроект нарушает право заказчиков на получение качественных услуг, поскольку в конкурсах участвует не только малый и средний бизнес. Об этом она написала премьеру Дмитрию Медведеву (претензии компании подтверждаются письмами ФАС, Минфина и Росстандарта, также о них рассказывает федеральный чиновник). "Роснефть" предлагает сделать все наоборот — разрешить заказчику требовать сертификации от любых поставщиков, а расходы на этот процесс переложить на них или на орган сертификации. Росстандарт в письме в Минэкономразвития во многом поддерживает идеи "Роснефти", предлагая компромиссные варианты, — к примеру, сделать сертификацию добровольной в конкурсах только с малым бизнесом, но разрешить госкомпаниям требовать сертификат, если среди поставщиков есть и крупный бизнес.

Ужесточить требования к процедурам закупок правительство пытается не в первый раз: еще в 2015 г. премьер Дмитрий Медведев поручил установить единый закрытый перечень способов закупок, которые должны проходить на универсальных торговых площадках. Но после сопротивления со стороны госкомпаний поправки были приняты без жестких ограничений процедур. Тогда в рабочую группу, представившую аргументированные возражения, входили крупнейшие закупщики, включая "Роснефть", "Газпром", РЖД, "Росатом", "Россети" и "Роскосмос".

На этот раз часть ведомств снова выступили за ограничение свободы госкомпаний при закупках. Разработка законопроекта началась в соответствии с протоколами заседаний комитета по одному из приоритетных проектов правительства — "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", рассказывает сотрудник ведомства, участвующего в обсуждении.

Предложения "Роснефти" не соответствуют цели законопроекта, поэтому учесть их невозможно, говорится в отзыве Минфина на предложения "Роснефти" (письмо за подписью замминистра Андрея Иванова было направлено в Минэкономразвития). Один из важнейших принципов закона о закупках госкомпаний — создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, напоминает он, к тому же по Гражданскому кодексу сертификат соответствия качеству продавец должен передать покупателю лишь в момент продажи. Иначе добровольная сертификация превратится в обязательную.

Раскритиковала предложения "Роснефти" и Федеральная антимонопольная служба (ФАС, подлинность письма подтвердил федеральный чиновник). Добровольная сертификация — право, а не обязанность участника закупки, говорится в письме замруководителя ФАС Рачика Петросяна. По версии ФАС, предложения "Роснефти" ограничат число участников закупок, так как издержки предпринимателей возрастут. Предложение проводить добровольную сертификацию за счет поставщика либо органа по сертификации ФАС также не поддержала: денег предпринимателям может не хватить, а понесенные расходы не окупятся в случае проигрыша на тендере.

Представитель Минфина подтвердил отправку письма: предложения "Роснефти" министерство не поддерживает, поскольку цель законопроекта — как раз устранить ограничения конкуренции в закупках из-за необоснованных требований предъявить сертификат. Представитель Минэкономразвития подтвердил получение писем Минфина и "Роснефти". По его словам, вопрос обсуждается со всеми заинтересованными сторонами, при этом Минэкономразвития согласно с необходимостью урегулировать ситуацию с соблюдением интересов как малого и среднего бизнеса, так и заказчиков. Представители "Роснефти" и Росстандарта на вопросы "Ведомостей" не ответили.

Петросян не стал комментировать содержание письма. Но если разрешить заказчикам требовать сертификаты на стадии допуска заявок, то из добровольных они превратятся в обязательные, говорит он. Предложения "Роснефти", по его словам, прорабатываются, чтобы они не противоречили целям законопроекта. Были выработаны несколько возможных вариантов, как учесть критику "Роснефти", например, предложено добавлять баллы претенденту на контракт, если у него есть добровольный сертификат. Но отказать в допуске к тендеру из-за отсутствия сертификата нельзя, настаивает Петросян.

С одной стороны, нельзя разрешать поставлять на атомный реактор незакаленный болт, с другой — госкомпании, ссылаясь на отсутствие сертификата, отклоняют предложения неугодных поставщиков, говорит гендиректор ГУП "Агентство по госзаказу Республики Татарстан" Яков Геллер: "Это ножницы и конфликт интересов". Решить проблему можно, разделив заказы в зависимости от требований к квалификации поставщика, советует он.

Ольга Адамчук

 

 

Минфин ждет от "Роснефтегаза" рекордных выплат.

"Газета РБК"

Минфин запланировал, что "Роснефтегаз", не заплативший государству дивидендов в этом году, в следующем году перечислит в бюджет почти 83 млрд руб., выяснил РБК. Треть этой суммы нужна, чтобы профинансировать авиационные проекты.

Государственный "Роснефтегаз", который только за последние два года собрал с "Газпрома", "Роснефти" и "Интер РАО" 164 млрд руб. дивидендов, в следующем году выплатит в бюджет только около половины этой суммы — 82,6 млрд руб., ожидает Минфин. Это следует из расчетов РБК на основе проекта федерального бюджета на 2018-2020 годы, их подтвердили источник в Госдуме, знакомый с планами Минфина, и федеральный чиновник, который видел похожую цифру в документах.

Даже несмотря на то что обновленный прогноз поступлений от "Роснефтегаза" на 2018 год существенно меньше суммы, на которую Минфин рассчитывал изначально (164,7 млрд руб. в 2018 году, согласно действующему закону о бюджете), эти 82,6 млрд руб. все равно станут рекордной дивидендной выплатой "Роснефтегаза" в бюджет — если, конечно, компания снова не добьется снижения выплат.

Треть запланированных поступлений от "Роснефтегаза" пойдет на финансирование проектов самолетов Ил-114, Ил-96-400 и двигателей ПД-35 и ТВ7-117. "Нам нужен свой региональный самолет, иначе мы так и будем вечно покупать за границей в этом сегменте. И нужен двигатель мощный, ПД-35 нам нужен", — сказал президент Владимир Путин на прошлой неделе.

"Роснефтегаз" финансирует авиацию

В законопроекте о бюджете на следующую трехлетку сказано, что дивиденды "Роснефтегаза" сверх суммы 55,78 млрд руб. должны быть направлены на финансирование целевых взносов в капиталы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Речь идет о взносах на программы разработки самолета Ил-114 и двигателя для него, модернизации Ил-96, создания двигателя большой тяги ПД-35 и поддержания продаж модифицированных самолетов Ил-96-400М. На эти взносы в 2018 году предлагается направить около 26,9 млрд руб., следует из проекта бюджета, опубликованного Минфином на прошлой неделе. Больше всего должна получить ОАК — 11,7 млрд руб., ГТЛК — 9,8 млрд руб., и ОДК — 5,4 млрд.

Финансирование этих проектов самолетов и двигателей было впервые увязано с дивидендами "Роснефтегаза" прошлой осенью в уточненном бюджете 2016 года. Тогда в бюджете была записана пороговая величина по дивидендам "Роснефтегаза" в размере 36 млрд руб., сверх которой они должны быть направлены на обеспечение взносов в ОАК и ОДК (взнос в ГТЛК появился в этой статье начиная с бюджета 2017 года). 36 млрд руб. — это сумма дивидендов, которые "Роснефтегаз" выплатил государству в 2016 году по итогам предыдущего года. В конце 2016 года "Роснефтегаз" заплатил еще 24,6 млрд руб. промежуточных дивидендов, но 18,4 млрд руб. из них были фактически доплатой за приватизацию 19,5% "Роснефти", которая прошла по более низкой цене, чем изначально планировало правительство. Поскольку в бюджете было записано, что взносы на разработку самолетов и двигателей осуществляются из дивидендов "Роснефтегаза" без учета "поступлений, связанных с реализацией пакета акций "Роснефти" (они составили 710,8 млрд руб.), на финансирование взносов в ОАК и ОДК осталось 6,2 млрд руб. — они и были осуществлены распоряжением правительства в самом конце 2016 года.

В бюджете на 2017 год на целевые взносы в капиталы ОАК, ОДК и ГТЛК было запланировано 20,4 млрд руб. — от дивидендов "Роснефтегаза" сверх суммы 136 млрд руб. Но бюджет в этом году вообще не получил дивидендов от "Роснефтегаза" (а рассчитывал на 156,5 млрд руб.) — компания зафиксировала чистый убыток по РСБУ за прошлый год из-за особенностей сделки по продаже 19,5% "Роснефти" и перечисления этих денег в бюджет и посчитала, что ее обязательства перед бюджетом на этом выполнены.

Постоянное исключение из правил

"Роснефтегаз" — единственная госкомпания, от которой чиновники до сих пор так и не добились понятной и стабильной системы дивидендных выплат в пользу государства. По итогам 2014 и 2015 годов Минфин ждал от нее дивидендов исходя из общего норматива для выплат госкомпаний (сначала 25% от чистой прибыли, затем — 50%), но "Роснефтегаз" добивался для себя исключений в виде использования скорректированной прибыли как базы для выплат по нормативу. И в 2016 году в процессе подготовки трехлетнего бюджета Минфин поменял подход: на 2017-2019 годы он заложил, что "Роснефтегаз" как компания, предназначенная, чтобы просто держать пакеты акций "Роснефти" и "Газпрома", должна "ретранслировать" собранные от них дивиденды в полном объеме в казну, независимо от чистого финансового результата ("Роснефтегаз", например, размещает свободные средства на депозитах, включая валютные, что влияет на размер чистой прибыли).

Поэтому заложенный в бюджете 2017 года прогноз по поступлениям дивидендов "Роснефтегаза" (156,5 млрд руб.) складывался так: 93,4 млрд руб. дивидендов по пакету в "Роснефти" (чуть более 50% акций), 42,6 млрд руб. дивидендов по пакету в "Газпроме" (10,97% акций) за вычетом 13-процентного налога на дивиденды, плюс 20,4 млрд руб. — на самолеты и двигатели.

Дивиденды от "Газпрома" и "Роснефти", направляемые в "Роснефтегаз", рассчитывались Минфином исходя из норматива в 50% выплат от чистой прибыли этих компаний по МСФО и актуального на тот момент прогноза по чистой прибыли за 2016 год. В итоге и суммарная прибыль "Газпрома" и "Роснефти" оказалась чуть меньше, и заплатили они ниже норматива ("Роснефть" — 35%, "Газпром" — 20%). Минфин мог бы собрать от них через "Роснефтегаз" около 50 млрд руб. в этом году (плюс 20 млрд руб. по-прежнему требовалось бы на финансирование взносов в ОАК, ОДК и ГТЛК), но и этого ему не удалось.

В мае 2017 года министр финансов Антон Силуанов говорил, что Минфин предлагал компромиссный вариант — взять с "Роснефтегаза" не все, а половину доходов, которые он получает в виде дивидендов "Газпрома" и "Роснефти". Именно этот вариант заложен в текущий прогноз по дивидендам "Роснефтегаза" на 2018 год, сказали РБК федеральный чиновник и источник в Госдуме. "Ведомости" предполагали, что Минфин в 2018 году соберет с "Роснефтегаза" дивиденды, не выплаченные за 2016 год, но Минфин это не подтверждал.

В 2016 году "Газпром" получил прибыль по МСФО 952 млрд руб., а "Роснефть" — 181 млрд руб. (в сумме — около 1,1 трлн руб.). По итогам 2017 года их прибыль вряд ли сильно изменится, говорит директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. По его оценке, прибыль "Роснефти", скорее всего, не превысит 200-250 млрд руб. — на нее продолжают оказывать влияние большие процентные расходы, в том числе по предоплатам на поставку нефти, и амортизация убытков по курсовым разницам. Чистая прибыль "Газпрома", вероятно, сократится и вряд ли превысит 700-800 млрд руб. — в 2016 году на прибыль оказали существенное влияние положительные курсовые разницы, которых в 2017 году не будет, объясняет Маринченко. Таким образом, "Роснефтегаз" может получить от "Роснефти" и "Газпрома" по результатам 2017 года 83-101 млрд руб. Исходя из этого действительно похоже, что Минфин закладывает в бюджет половину от доходов "Роснефтегаза" по дивидендам "Роснефти" и "Газпрома", согласен эксперт.

Дополнительные дивиденды от "Роснефти"

Поскольку бюджет не получил в этом году дивидендов от "Роснефтегаза", финансового обеспечения целевых взносов в ОАК, ОДК и ГТЛК в 2017 году пока нет. Представитель ОАК переадресовал вопросы РБК в Минпромторг, который во вторник вечером после окончания рабочего дня не смог ответить на запрос. Пресс-служба ОДК на запрос не ответила, а представитель ГТЛК сказал, что компания "не обладает исчерпывающей информацией по дивидендам "Роснефтегаза", а также не комментирует и не дает прогнозы по действиям правительства".

Однако финансирование взносов на разработку самолетов и двигателей могло бы найтись, если "Роснефтегаз" направит на эти цели предстоящие промежуточные дивиденды "Роснефти": она собирается направить на их выплату по итогам первого полугодия 2017 года 40,6 млрд руб., а на долю "Роснефтегаза" как раз придется 20,3 млрд. В 2018 году на обеспечение этих взносов пойдут дивиденды "Роснефтегаза" сверх суммы 55,8 млрд руб., но на 2019-2020 годы финансирование в проекте бюджета не обозначено. "Работаем сейчас с Минфином по нахождению средств на 2019-2020 годы, здесь у нас пока еще вопрос до конца не решен. Но что касается 2018 года, мы средствами полностью обеспечены", — доложил министр промышленности и торговли Денис Мантуров президенту на совещании в Кремле 23 сентября. "Мы договоримся таким образом, что в аварийном порядке, так скажем, мы профинансировали эти расходы из "Роснефтегаза" до 2018 года включительно, а 2019-2020 годы должны быть профинансированы из бюджета. С Минфином я на этот счет договорюсь", — сказал на это Путин.

Минфин отказался от комментариев при подготовке этого материала, представитель Минэкономразвития переадресовала вопросы в Минфин, представители Росимущества и аппарата первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует управление федеральным имуществом) отказались от комментариев. Пресс-служба "Роснефтегаза" не ответила на запрос.

Иван Ткачев

 

 

<< Сентябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ