Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.11.2019

Минвостокразвития подготовило концепцию участия частных инвесторов в шельфовых проектах.

"Газета РБК"

Минвостокразвития разработало проект концепции допуска частных инвесторов на шельф. Контроль за их работой будет усилен, а новая "шельфовая" госкорпорация сможет рекомендовать отзывать лицензии за срыв сроков геологоразведки.

Что предлагают частным инвесторам на шельфе

Минвостокразвития разработало концепцию законопроекта о расширении доступа частных инвесторов к реализации проектов на Арктическом и Дальневосточном континентальных шельфах. У РБК есть проект документа, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника, знакомых с его текстом.

Согласно текущему варианту концепции, правительство должно учредить государственную корпорацию, которая будет представлять интересы России в этих проектах. Она будет составлять карты участков нераспределенного фонда на шельфе (его запасы составляют 1,1 млрд т нефти и 0,14 трлн куб. м газа, или 10% от запасов месторождений на шельфе, на которые уже выданы лицензии), собирать и анализировать заявки на получение лицензий, утверждать технический проект разработки месторождений по согласованию с Минприроды и Минэнерго, вести переговоры с инвесторами о создании консорциумов, а также организовывать электронные аукционы, а затем вносить в правительство проект распоряжения о выдаче лицензий выбранным инвесторам.

Инвестор или консорциум инвесторов после предоставления независимой гарантии наличия не менее 30% средств, необходимых на разведку и разработку участка, сможет претендовать максимум на 74,9% в проекте, а оставшиеся 25,1% получит новая госкорпорация. Эта доля не может снижаться, даже если партнеры найдут на участке не более 420 млн барр. нефтяного эквивалента извлекаемых запасов. Если же на участке будет найдено от 701 млн до 980 млн барр., доля госкорпорации вырастет до 30,1%. В случае обнаружения более 1,26 млрд куб. м запасов (более 180 млн т) доля государства в проекте увеличится до 35,1%.

При постановке на баланс извлекаемых запасов компании выдается добычная лицензия на шельфе на 20 лет.

Вице-премьер Юрий Трутнев, который в июле 2019 года предложил президенту Владимиру Путину либерализовать доступ на шельф (сейчас на нем могут работать только "Роснефть" и "Газпром"), выступал за применение в России норвежской модели — она предполагает, что у госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы.

Какие будут обязательства у инвесторов

Инвестор, получивший право работать на шельфе, будет обязан провести и самостоятельно оплатить геологоразведку на участке, говорится в концепции, подготовленной Минвостокразвития. В ее минимальный объем входит сейсморазведка-2D, бурение одной поисковой и одной разведочной скважины на каждом полученном участке. Госкорпорация сразу не должна будет платить ни за строительство инфраструктуры для проекта, ни за геологоразведку (пропорционально своей доле). Она будет возмещать свою часть расходов на геологоразведку только при условии, что коммерческие запасы проекта подтверждены, и уже из средств от продажи добытых нефти и газа.

Если в течение более трех лет с момента получения лицензии инвестор не провел геологоразведку, то стоимость невыполненных работ изымается из гарантийных средств, предоставленных им перед аукционом. Кроме того, авторы концепции предлагают разрешить госкорпорации обращаться в правительство с предложением отозвать лицензию у такой компании. Но если раньше этого срока инвестор добровольно сдаст лицензию, не подтвердив запасы, то он не будет обязан оплачивать стоимость недоделанных работ.

Про невыполнение обязательств нефтегазовых компаний на шельфе говорилось в июльском письме Трутнева Владимиру Путину. Правительство с 2012 года выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа на шельфе, обязав компании пробурить 86 скважин за 20 лет, но за 7,5 года, к лету 2019 года, было пробурено только пять скважин, и первоначальные сроки освоения шельфа были сорваны, писал он. Но концепция Минвостокразвития касается только нераспределенных запасов, а не уже выданных лицензий "Газпрому" и "Роснефти".

"Текущая редакция концепции законопроекта о расширении доступа частных инвесторов в проекты на шельфе Арктики и Дальнего Востока противоречит действующему закону "О недрах", — считает руководитель консалтинговой компании "Гекон" Михаил Григорьев. Согласно этому закону, распоряжение недрами континентального шельфа относится к полномочиям Минприроды. Подведомственные ему Роснедра вносят представления об отзыве лицензий, организуют и проводят аукционы на выдачу лицензий. Поэтому создаваемая госкорпорация не сможет выполнять указанные функции без изменения закона "О недрах" и сокращения полномочий Роснедр", — считает эксперт.

"Очевидно, что новая модель реализации шельфовых проектов потребует изменений в законе "О недрах", — сообщил РБК представитель Минвостокразвития, добавив, что у госкорпорации "Росатом" уже есть целый ряд таких полномочий, которыми предполагается наделить новую госкорпорацию по шельфу.

По словам представителя Минвостокразвития, концепция еще дорабатывается и будет представлена до 6 декабря на рассмотрение Трутневу, по поручению которого она готовилась. Сам Трутнев 23 ноября заявил, что законопроект о расширении доступа на шельф в ближайшее время может быть внесен на рассмотрение правительства. "Мы его [законопроект] смотрели уже. Он действительно готов к внесению в правительство. Сейчас там технологический чисто момент. Думаю, что будет в ближайшее время внесен. Там все нормально", — сказал он.

Кому из инвесторов интересен шельф

Условия доступа к шельфу, разработанные Минвостокразвития, вполне устраивают инвесторов, сказал РБК источник в одной из частных российских нефтегазовых компаний. "В бизнес-плане компании и так резервируются средства на разработку проекта. А добросовестный инвестор не будет три года бездельничать, в его интересах провести геологоразведку в срок и подтвердить запасы", — отмечает он. Те, кого напугает перспектива отзыва лицензии и расплаты за невыполненную геологоразведку, изначально не придут в проект, добавил собеседник РБК.

Источник в другой частной компании считает текущий вариант концепции неинтересным для привлечения инвесторов в дорогостоящие проекты. "Проводить геологоразведку на шельфе полностью за счет инвестора слишком рискованно. Потенциальные запасы нефти на нераспределенном фонде на порядок меньше, чем запасы газа", — указывает он.

Но сотрудник компании с госучастием напоминает, что обязательство инвесторов самим оплачивать геологоразведку — не новое. "В проектах "Роснефти" и Exxon в Карском море американская компания взяла на себя расходы на геологоразведку. И выйдя из проекта из-за санкций, потеряла эти средства, хотя запасы месторождения Победа получили подтверждение", — сказал он.

Интерес к разработке арктического шельфа в случае либерализации доступа уже проявили крупнейшая частная нефтяная компания ЛУКОЙЛ, крупнейшая газовая компания НОВАТЭК, а также "РуссНефть" Михаила Гуцериева. "В среднесрочной перспективе до пяти лет, я считаю, у нас достаточно ресурсов, но в принципе этим можно заниматься", — заявил глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон в сентябре, комментируя возможность работы на шельфе. Совладелец и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов неоднократно заявлял о готовности ЛУКОЙЛа инвестировать в разработку шельфа Арктики, если это будет разрешено и цена нефти достигнет $80 за баррель (во вторник, 26 ноября, нефть марки Brent торговалась по $63,7).

В пресс-службе ЛУКОЙЛа отказались комментировать концепцию, разработанную Минвостокразвития. В НОВАТЭКе и "РуссНефти" не ответили на запросы РБК.

Людмила Подобедова

 

 

Но бизнес все равно недоволен его постановлением.

"Ведомости"

Бизнес добился своего — Верховный суд (ВС) решил, что налоговые преступления не стоит считать длящимися. А моментом их окончания должна быть фактически неуплата налогов, сборов и страховых взносов в срок. Об этом говорится в опубликованном постановлении пленума ВС по налоговым преступлениям.

Еще в сентябре в проекте документа налоговое преступление предлагалось считать длящимся, пока должник не рассчитается с государством. Бизнес был напуган такой трактовкой, которая означала фактическую отмену срока давности по ним. Налоговых дел станет больше, что увеличит риски инвесторов, предупреждали представители российских и зарубежных бизнес-объединений в обращениях к председателю ВС Вячеславу Лебедеву. Худшего не случилось — пленум к бизнесу прислушался и не стал менять существующую практику, пояснил зампред ВС Владимир Давыдов: налоговое преступление считается оконченным в момент неуплаты налога.

Но бизнес все же остался недоволен документом — риски не выросли, но и не уменьшились. От ВС ждали, что он проведет четкую границу между ответственностью за неуплату налогов и налоговые преступления. Такие предложения ВС направляли Минэкономразвития и РСПП — "Ведомости" ознакомились с копиями их писем (подлинность подтвердили представитель Минэкономразвития и сотрудник РСПП).

Отсутствие четкой границы приводит к чрезмерному уголовному преследованию предпринимателей, указывало Минэкономразвития. За 2018 г. были рассмотрены дела о налоговых преступлениях в отношении 971 человека — это 7,5% всех дел по экономическим преступлениям. Против 40% этих людей дела прекращены судами, а остальные были признаны виновными, из них 55 человек приговорены к реальным тюремным срокам, свидетельствуют данные ВС. Уголовный кодекс все чаще становится инструментом необоснованного давления на бизнес, жаловалась АЕБ.

Сейчас граница, отделяющая уклонение от уплаты налогов от налогового правонарушения, проходит по субъективному признаку — наличию умысла, поясняет председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов "Деловой России" Екатерина Авдеева.

Минэкономразвития предлагало свой вариант — налогоплательщики должны нести уголовную ответственность, только если они умышленно не отразили какие-то сведения в налоговой декларации или включили в нее ложную информацию. Если компания или человек неправильно истолковали закон или оценили свои сделки, считать это налоговым преступлением нельзя.

Такая трактовка действительно более понятна для бизнеса и сможет уберечь его от уголовной ответственности, если компании исказили сведения в декларации, не преследуя корыстные цели, говорит адвокат юрфирмы "Щекин и партнеры" Александр Меньшиков. Но сейчас законодательство не позволяет ВС вынести такое предложение на пленум, объясняет он, нужно закрепить в Уголовном кодексе такой способ совершения преступления, например обман или злоупотребление доверием.

Для решения проблемы нужно внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, согласен советник юрфирмы Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов, необходимо уточнить состав налогового преступления.

Еще одной проблемой Минэкономразвития называло то, что суды по уголовным делам игнорируют решения арбитражных судов в пользу налогоплательщиков. Бизнес сталкивается и со случаями, когда против людей возбуждаются дела, хотя налоги уже перечислены в бюджет, а также возмещен ущерб, рассказывает руководитель аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов. Повод — человек сначала представил налоговую декларацию или указал заведомо ложные сведения в ней, а потом сам поправил данные и выплатил всю сумму. Есть еще много нерешенных проблем, говорит Ерасов, например, нет четкого разграничения нарушений при возмещении НДС.

Светлана Ястребова, Анастасия Корня, Анна Холявко

 

 

Зеленский и Путин попытаются найти газовый компромисс.

"Независимая газета"

До 26 декабря в Украине планируют завершить процесс отделения газотранспортной системы (ГТС) от компании "Нафтогаз". Новая структура будет заниматься транспортировкой российского газа по украинской территории в ЕС — в том случае, если стороны успеют подписать новый контракт. Переговоры до сих пор находились в тупике. Но на ситуацию может повлиять состоявшийся в понедельник телефонный разговор президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина.

В каком ключе главы государств обсуждали газовую тему, неизвестно. Пресс-служба украинского президента коротко сообщила о том, что "стороны затронули вопрос газовых переговоров в трехстороннем формате Украина-Россия-ЕС". Как известно, на этой неделе должен состояться очередной раунд. Судя по развитию ситуации, в Киеве не надеялись на прорыв в переговорах.

В конце октября, когда очередная встреча в Брюсселе завершилась только обменом мнениями, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил (в ходе рабочей встречи с уполномоченным правительства ФРГ по транзиту газа через Украину Георгом Графом Вальдерзее), что заключить новый контракт на транзит газа возможно. Но при соблюдении нескольких условий: "До заключения нового транзитного контракта необходимо решить комплекс принципиально важных вопросов. Первый — урегулирование судебных споров между "Газпромом" и украинской стороной. Это означает взаимный отказ от претензий и прекращение судебных разбирательств между ПАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" по контрактам на поставку и транзит российского газа, восстановление баланса коммерческих интересов сторон".

В то же время президент Владимир Путин (в ходе брифинга с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном) отметил, что проблема заключения нового транзитного контракта — это "вопрос исключительно в сфере споров арбитражного характера, на наш взгляд, абсолютно абсурдных, когда, например, там 7 млрд долл. пытаются предъявить через украинские суды "Газпрому" к выплате за то, что он занимает монопольное место на транзитном рынке Украины. Хотя "Газпром" ничего не транзитирует, транзитируют украинские компании. Это просто абсурд. То же и в Стокгольме происходит. Надо от этого абсурда избавиться, обнулить все требования с обеих сторон".

Отвечая, глава "Нафтогаза" Андрей Коболев перечислил, от каких именно претензий предлагают отказаться украинской стороне. Он написал в соцсети: "Российская сторона предлагает "Нафтогазу" обнулить почти 3 млрд долл. по решению Стокгольмского арбитража (по судебным искам относительно поставок российского газа в Украину, иски подавались с 2014 года, вердикт был вынесен в конце 2017 года. — "НГ"). Отказаться от иска еще на 12 млрд долл. (подается сейчас — относительно условий транзита). К тому же предлагается отказаться от штрафа Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) на сумму около 7 млрд долл. В сумме — 22 млрд долл. "Понять и простить"! Ищу и не нахожу в озвученных в СМИ предложениях встречные шаги России на сопоставимые суммы. Разве так выглядит обнуление взаимных претензий?"

Коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко уточнил, что украинская сторона готова рассмотреть вариант погашения российского долга не денежными средствами, а поставками газа: "Мы готовы конструктивно рассматривать предложения "Газпрома" по выполнению решений Стокгольмского арбитража и соответствующего мирового соглашения… Нас устраивают денежные средства, но если "Газпром" хочет оплатить этот долг поставками газа, мы готовы рассмотреть такое предложение".

Тем временем срок действия нынешнего контракта на транзит российского газа по украинской территории подходит к концу. Он истечет 31 декабря. Поскольку стороны не договорились, 18 ноября "Газпром" направил "Нафтогазу" официальное предложение продлить на год действующий с 2009 года контракт или заключить новый — сроком на один год. И продолжить переговоры о долгосрочном контракте. О таком варианте ранее говорил Алексей Миллер: "Газпром" готов к продлению на переходный период действующего транзитного контракта с учетом актуальных рыночных условий".

В "Нафтогазе" это предложение не приняли. Коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко написал в соцсети, что в официальном ответе говорилось о необходимости нового контракта на новых условиях — "по европейским правилам, в трехстороннем формате с участием Еврокомиссии". Даже если новый документ разработать не успеют, то, по словам Витренко, продлевать старый контракт нецелесообразно. На случай чрезвычайных ситуаций можно предусмотреть схемы временной работы, среди которых, например, передача газа на границе Украина-РФ (то есть по украинской территории будет транспортироваться уже газ, выкупленный европейскими потребителями и не принадлежащий "Газпрому").

Заниматься транспортировкой должна будет новая структура — оператор украинской ГТС. Во вторник министр энергетики и экологии Украины Алексей Оржель заявил, что завершение процесса отделения ГТС от "Нафтогаза" запланировано через месяц: "В пятницу, 22 ноября, мы получили предварительную сертификацию оператора ГТС у национального регулятора. Документы уже отправлены в Энергетическое сообщество ЕС, которое должно их утвердить. До 26 декабря должен завершиться процесс анбандлинга (отделения ГТС. — "НГ")".

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сказал в комментарии "Слову и делу", что до сих пор стороны жестко придерживались каждая своей позиции: "Возможные компромиссы не очевидны". Но если они не успеют заключить новый контракт, то с 1 января 2020 года возможны два варианта развития событий. Первый — это прекращение транзита российского газа по украинской территории, что может спровоцировать проблемы на европейском рынке и дефицит в Украине к концу отопительного сезона (в зависимости от погодных условий). Кроме того, этот вариант является худшим из всех возможных с точки зрения технической эксплуатации ГТС. Но, по мнению Марунича, возможно и другое развитие событий: транспортировка газа будет продолжаться без контракта: "С одной стороны, это будет контрабанда. С другой — можно закрыть глаза на то, что какой-то объем газа с 1 января 2020 года пересекает без документов украинско-российскую границу. Формально его можно арестовать, таможня может применять какие-то меры. Но пойдут ли на это? Маловероятно, но при определенных условиях могут".

Юрий Витренко сообщил, что "Нафтогаз" будет делать с российским газом в ГТС, если контракт не будет подписан: "Газ без документального оформления, который будет заходить в Украину, будет закачиваться в подземные хранилища газа — как газ неопределенного собственника". Коммерческий директор "Нафтогаза" не прояснил технические аспекты таких действий (например, вопросы таможенного оформления, дальнейшего использования и т.д.). "Мы пока не будем объяснять все нюансы, такие как замещения и изменения в инструкциях таможенной службы", — написал он в соцсети.

Но все эти угрозы могут остаться нереализованными в том случае, если выход из ситуации найдут лидеры государств. За месяц до завершения контракта президенты Украины и РФ по телефону коснулись острой темы. Продолжение беседы в рамках встречи в Нормандском формате (9 декабря в Париже) не планировалось, но не исключено, считают эксперты.

Татьяна Ивженко

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ