media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.01.2014

Иностранные инвесторы в энергетику попросили вице-премьера Аркадия Дворковича не ухудшать условия для бизнеса и не менять главные инвестиционные механизмы рынка — договоры о предоставлении мощности. Это и не предполагается, успокаивает Минэнерго.

"Ведомости"

Главы иностранных компаний — инвесторов в электроэнергетику попросили вице-премьера Аркадия Дворковича не допустить ухудшения экономики генерирующих компаний в связи с ограничением роста тарифов естественных монополий. Вчера гендиректора E. On Йоханнес Тайссен и Enel Фульвио Конти, а также президент Fortum Тапио Куула передали вице-премьеру совместный меморандум (выдержки есть у "Ведомостей"). Встречу подтвердили представители Дворковича, "Э.Он Россия" и Enel. Их коллега из Fortum отказался от комментариев.

Главное из предложений Дворковичу инвесторы уже излагали в письме президенту Владимиру Путину от 20 сентября: не допустить ухудшения параметров договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Пункт о пересмотре параметров попал в осенний план Минэкономразвития по сокращению расходов естественных монополий и вызвал протест генерирующих компаний. Но тогда министр энергетики Александр Новак заверил, что параметры договоров пересматриваться не будут. Во время реформы "РАО ЕЭС" с помощью ДПМ государство привлекало в энергетику частных инвесторов. Условия договоров были более чем привлекательными: генерирующая компания была обязана построить необходимое государству количество блоков в выбранных точках, а взамен получала возврат на инвестированный капитал в 14%, получая выплаты в течение 10 лет.

Но теперь министерство вновь обсуждает изменение договоров, говорит собеседник "Ведомостей", близкий к одному из трех глав компаний. По его словам, в результате доходность вложений может снизиться на 2-2,5%, а срок окупаемости вырастет на пять лет.

Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко подтвердил, что изменения в ДПМ обсуждаются, но заверил, что они будут техническими и "генераторы не пострадают". Дело в том, что все блоки, введенные по ДПМ, должны получать выплаты за мощность в течение 10 лет. Но цена в эти годы рассчитывается исходя из того, что генератор возмещает затраты за 15 лет. Поэтому начиная с седьмого года поставки она должна учитывать и плату по договору и разницу между ценой ДПМ в одиннадцатом году с начала поставок и ценой, которая в этом году сложится на рынке в ходе конкурентного отбора мощности (КОМ). В 2014 г. таким образом придется рассчитать цену для первого блока, построенного в рамках ДПМ ("Мосэнерго" на ТЭЦ-27 мощностью 450 МВт). Но для этого Минэнерго нужно знать рыночную цену мощности в 2018 г. Раньше предполагалось, что в 2013 г. будет введен долгосрочный пятилетний КОМ, так что в момент первых сложных выплат цена на 2018 г. должна уже была быть известна. Но КОМ по-прежнему проводится лишь на год, поэтому рассчитать размер выплат для "Мосэнерго" не получится. "Кроме того, есть так называемая проблема "горбов", когда в последние годы у нас идет чрезмерная нагрузка на потребителей. Поэтому мы решили пересмотреть формулу расчета выплат, а сроки выплат растянуть на 15 лет", — объясняет Кравченко. "Речи об изменении базовой ставки доходности не идет", — уверяет он. На встрече с Дворковичем он попытался успокоить инвесторов, объяснив, что изменения будут техническими: "Кажется, удалось". Представитель Дворковича Алия Самигуллина сказала, что инициативы иностранных инвесторов "прорабатываются".

Алина Фадеева

Минфин разработал план деофшоризации российской экономики.

"РБК daily"

РБК daily ознакомилась с проектом плана Минфина по деофшоризации российской экономики. После его воплощения в 2014 году бизнесменам придется платить налоги с дивидендов по российским ставкам, искусственное занижение сумм сделок потеряет финансовый смысл, а аудиторы будут вынуждены делиться клиентской информацией с налоговиками.

Бороться с уклонением от уплаты налогов через офшоры в послании Федеральному посланию в декабре прошлого года призвал Владимир Путин. "В прошлом (2012-м. — РБК daily) году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долл. — это пятая часть всего нашего экспорта", — обозначил он цену вопроса. В январе для борьбы с "офшоризацией российской экономики" Минфин разработал план из 21 пункта (есть в распоряжении РБК daily).

Документ предусматривает, что к июню 2014 года в Белый дом поступят законопроекты (в основном поправки в Налоговый кодекс), которыми вводятся три новых понятия — "налоговое резидентство организаций", "фактический получатель (собственник) дохода" и "контролируемые иностранные компании". Последний законопроект даст возможность получать с российских компаний налог на прибыль, который ранее перечислялся "дочкам" в офшорах.

Введение понятия "налоговое резидентство организации" в первую очередь позволит отследить те компании, у которых нет постоянного представительства в России. "В основном это финансовые структуры и холдинги. Точной статистики по ним нет, но есть четкая тенденция: офшорные элементы проявляются уже и на уровне средних компаний, не говоря о крупных компаниях. Причем часть из них используют офшорные схемы "по памяти 1990-х годов", — рассказал партнер PWC Михаил Филинов.

Удар по офшорным компаниям, управляемым из России, но не уплачивающим налоги в российский бюджет, будет сильнее, если НК пополнится не только принципом "налогового резидентства", но также и отдельными понятиями — "место управления", "место центрального управления и контроля" и "место эффективного управления", считает партнер компании EY Владимир Гидирим.

Понятие о "фактическом получателе (собственнике) доходов" позволит не применять пониженные ставки по процентам, дивидендам и роялти в соглашении о двойном налогообложении в том случае, когда "получатель" является всего лишь агентом, а не фактическим получателем дохода, говорит управляющий партнер "Deloitte, СНГ" Геннадий Камышников.

В налоговом законодательстве уже есть понятие лица, имеющего фактическое право на доход, но это не то же самое, что и "бенефициарный собственник" в экономическом смысле. "Российский бизнесмен может стоять над российским заводом, за слоями офшорных компаний, и экономически — он бенефициарный собственник завода, — объясняет Михаил Филинов. — Но одновременно кипрский холдинг, который получает дивиденды от завода, может быть "лицом, имеющим фактическое право на доход", если он будет, например, реинвестировать полученные дивиденды в другие заводы, а не перераспределять далее по офшорной цепочке".

Уже сейчас Россия требует, чтобы иностранная компания, которая применяет налоговую льготу к доходу из России, была его "бенефициарным собственником". Это прописано в соглашениях об избежании двойного налогообложения. "Если в дополнение к этому в законодательстве появятся четкие правила того, что подразумевается под "бенефициарным собственником", может наступить большая ясность. С другой стороны, правила могут быть прописаны слишком сурово, что погубит и абсолютно легальные и честные схемы, не имеющие своей целью уход от налогообложения", — добавляет г-н Филинов.

Еще одно предложение Минфина — обнулить планку по суммарному критерию для признания сделок контролируемыми, если одна из сторон сделки или ее бенефициар зарегистрированы в офшоре (сейчас суммарный критерий — 60 млн руб.). Соответствующий законопроект может быть разработан также к июню. Он откроет ФНС возможность контролировать любые внешнеэкономические сделки. "Когда был введен барьер доходов по сделкам с офшорными компаниями, постепенно снижающихся до текущих 60 млн руб., на рынке появились предложения по дроблению бизнеса, финансовых потоков офшорных компаний, чей доход превышал 60 млн руб. Сейчас правительство пытается поймать доход, убегающий из сферы трансфертного ценообразования", — объясняет руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. Он считает, что эта инициатива разумная, но в краткосрочной перспективе не стоит ждать значимого увеличения отчислений в бюджет — прежде всего потому, что у ФНС не хватит ресурсов для обработки такого большого массива данных.

В ФНС РБК daily пояснили, что не комментируют налоговую политику Минфина.

Упоминает ведомство Антона Силуанова и о своей давней идее расширить доступ налоговиков к сведениям "аудиторской тайны" (или аудиторским документам, связанным с налогообложением обслуживаемой организации). Соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют получать от аудиторов конфиденциальную информацию о налогоплательщиках, Минфин готовил ранее. Приступить к реализации законопроекта планируется в октябре 2014 года. Возможно, Минфин таким образом пытается избежать применения "агрессивных налоговых схем" (одна из разновидностей схем по уклонению уплаты от налогов), в некоторых странах есть порядок по их раскрытию, говорит сотрудник одной из аудиторских компаний.

Получить оперативный комментарий от Минфина не удалось.

Юлия Синяева, Алиса Штыкина

 

 

Минэкономразвития предлагает сделать обязательными социальные отчеты. Первыми раскроют случаи коррупции и результаты своей деятельности в соцсфере РЖД, Сбербанк, "Газпром" и "РусГидро".

"Известия"

Минэкономразвития до конца текущей недели внесет в правительство концепцию постепенного перехода компаний на обязательный отчет по результатам их деятельности в социальной сфере. Об этом "Известиям" рассказал заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Олег Плужников.

— В четверг назначено согласительное совещание с Минприроды, после чего документ будет внесен в правительство, — сообщил он. — Рассчитываем, что она будет утверждена  до конца февраля.

В своих социальных отчетах компании будут должны раскрывать принятые меры по социальной защите своих сотрудников, взаимоотношения с контрагентами и потребителями, а также деловые практики — например, меры, принятые для борьбы с коррупцией внутри организации и влияние, оказываемое компанией на политические процессы в стране. Первыми за 2014 год о своей социальной деятельности должны будут отчитаться крупнейшие госкорпорации (такие как "Газпром", "Роснефть", РЖД, "РуcГидро", Сбербанк). После чего к ним присоединяться другие компании с госучастием, а также частные крупные фирмы. 

— Сейчас публикация таких отчетов является добровольной инициативой бизнеса, — объясняет Олег Плужников. — Между тем в ряде стран она стала обязательной и используется как важнейший источник информации о влиянии организаций на окружающую среду и общество.

В соответствии с концепцией (есть у "Известий") для публикации обязательной отчетности будет разработан специальный сайт. Кроме того, публикация отчета станет обязательной в действующих системах раскрытия годовых отчетов и существенных фактов компаний.

Внедрение обязательных социальных отчетов пройдет в четыре этапа.

На первом этапе (2014 год) отчеты обязаны опубликовать крупнейшие госкорпорации, на втором этапе (2015-2016 годы) их круг расширяется за счет государственных и унитарных предприятий c активами свыше 3 млрд рублей, на третьем этапе (2017-2019 годы) отчитаться будут должны уже госпредприятия с активами выше 1 млрд рублей, а на четвертом этапе (с 2020 года) к ним присоединяться и крупные частные компании с активами более 15 млрд рублей.

— Это довольно позитивный сигнал для рынка, — уверен старший вице-президент Сбербанка Антон Карамзин. — Очень полезно контрагентам и инвесторам видеть, какие компания берет на себя социальные обязательства, как компания хочет видеть себя с точки зрения ответственного гражданина: какие действия предпринимает — от благотворительности до экологии.

В РЖД согласны с этим мнением.

— Для имиджа компании такая информационная открытость очень полезна, — уверен пресс-секретарь главы РЖД Александр Пирков. — Сам по себе отчет не улучшит корпоративную культуру в той или иной компании, но покажет, насколько компания ответственно подходит к своей социальной роли.

Впрочем, по мнению экспертов, социальные отчеты госкомпаний могут пригодиться и для других целей.

— Было бы интересно посмотреть подробный социальный отчет "Газпрома" или РЖД, чтобы понять, насколько социальная нагрузка влияет на тарифы, — говорит вице-президент "Деловой России" Илья Семен. — И понять, насколько эта нагрузка оправданна.

С ним согласен аналитик Экспертного центра TaxAdmin.ru Максим Ратников.

— В ГОСТ № 26000-2012 "Руководство по социальной ответственности" четко прописано, как компания должна бороться с коррупцией внутри себя, а также исключительно "ответственно" влиять на политику, однако раскрывать результаты этой деятельности компании не были обязаны, — замечает Ратников. — Поэтому отчет о том, как госкомпания внутри себя борется с коррупцией, как устраняет коррупционные риски, какую роль играет в политике, был бы крайне познавательным.

Александра Баязитова

 

 

Как стало известно "Ведомостям", чиновники могут получить право распределять концессионные соглашения без конкурса — просто тем, кто себя предложит.

"Ведомости"

Норма, не предусматривающая проведения конкурсов, может появиться в законе "О концессионных соглашениях". Проект поправок (есть у "Ведомостей") согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство, сообщил представитель Минэкономразвития. Отзыва правительственной комиссии по законопроектной деятельности на документ еще нет, говорит чиновник правительства.

Государство получит возможность не проводить конкурс, если с инициативой заключить соглашение выступит частная сторона, следует из законопроекта. Эта норма вводится для упрощения и оптимизации конкурсных процедур, говорится в пояснительной записке к законопроекту: это облегчит инвесторам участие в конкурсе и сократит сроки заключения соглашения.

Частник должен будет направить предложение в правительство (либо руководству региона, либо муниципалитету — в зависимости от того, в чьей собственности объект соглашения). Если чиновники согласятся, что проект нужен, они должны будут объявить о возможности его исполнения и другим претендентам на контракт, опубликовав в интернете проект концессионного соглашения и поступившее предложение. Если за 30 дней с момента публикации какая-нибудь еще компания заявит, что готова участвовать в конкурсе, то он будет проведен — по стандартной процедуре. Но если откликов не поступит, соглашение можно будет заключить с компанией, которая выступила инициатором, не проводя конкурс.

Сроки сжатые, признает федеральный чиновник, но за это время компании должны лишь сообщить об интересе к проекту, а не подавать полноценную заявку на участие в конкурсе.

Иностранные компании за такой короткий срок не смогут даже заявить о готовности участвовать в конкурсе, замечает старший юрист компании Herbert Smith Freehills Роман Чураков: им этого не позволят жесткие корпоративные процедуры. А опубликованная информация о проекте должна быть достаточно полной, чтобы компании могли принять решение об участии, продолжает он.

Норма требует более четкого регулирования, пишет в отзыве на законопроект главное правовое управление (ГПУ) президента (копия есть у "Ведомостей"): нужно предусмотреть основные требования к предложению частного инвестора на законодательном уровне. Но принципиальных возражений у ГПУ нет.

Регулирование частной инициативы — теоретически разумная идея, например, это актуально для регионов, замечает сотрудник компании, участвующей в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Поощряется частная инициатива, а заодно сокращаются затраты бюджета на подготовку конкурсной документации, поддерживает идею гендиректор Федерального центра проектного финансирования Александр Баженов, но нужно обеспечить равный доступ к информации о готовящемся конкурсе.

Норма пока чревата злоупотреблениями, считает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев: например, можно будет в сговоре с частником подготовить концессионное соглашение, опубликовать его на официальном сайте какого-нибудь муниципалитета и в отсутствие интереса других компаний заключить контракт с инициатором.

Все знают, как можно спрятать контракт при госзакупках, — например, достаточно использовать в названии лота схожие с кириллическими латинские буквы, замечает один из консультантов, есть риск, что аналогичные приемы будут использоваться и для того, чтобы, не дождавшись других заявок, заключить соглашение без конкурса.

Но и эффективный тендер возможен только на сложившемся рынке, когда есть конкуренция примерно равных претендентов, замечает сотрудник крупной инфраструктурной компании: на Западе в период становления рынка многие концессионные проекты предоставлялись без тендера.

Сейчас в России заключено около 600 концессионных соглашений, но сколько из них реально действующих, не известно. Самые крупные федеральные концессионные проекты реализует госкомпания "Автодор". Только в 2014 г. "Автодор" намерен объявить пять концессионных конкурсов на сумму около 370 млрд руб., среди них две секции Центральной кольцевой автодороги, на которые пойдут средства фонда национального благосостояния, и очередной участок трассы Москва — Санкт-Петербург.

Новелла не должна коснуться проектов "Автодора", сказал федеральный чиновник: подготовка конкурсов уже ведется, говорить о частной инициативе в этом случае нельзя. В "Автодор" законопроект еще не поступал, сообщил представитель госкомпании.

Сейчас многие компании не готовы вкладываться в подготовку проекта — боятся потерять вложенное, если государство не будет проект запускать, замечает партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов, чтобы стимулировать частную инициативу, нужны гарантии компенсации затрат, а не отказ от конкурсов. Например, если компания, предложившая проект, проиграет конкурс, то победитель должен будет возместить затраты на разработку проектной документации (их можно ограничивать в зависимости от стоимости объекта), объясняет Долгов.

"Протащить свой проект можно и сейчас", — считает менеджер регионального концессионного проекта: отказ от конкурса через 30 дней не поможет поощрить инициативу, а зато может ограничить и без того слабую конкуренцию на этом рынке.

Маргарита Лютова

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ