Внимание!!!
Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43
28.01.2019
Производители нефтепродуктов снизили цены в декабре на 15-25 процентов.
"Российская газета"
Стоимость нефтепродуктов у производителей снизилась в последний месяц прошлого года на 15-25%. Подешевел в оптовом звене и бензин, однако столь существенное снижение отпускных цен у крупных поставщиков не полностью дошло до потребителя. В январе, по оценкам экспертов, снижения тоже не произойдет, несмотря на низкий сезон, так как выросли ставки НДС и акцизов.
О снижении цен производителей сообщил в минувшую пятницу Росстат. По его оценкам, в обрабатывающих производствах наибольшее снижение цен отмечено на газойли (25,5%), нефтяные кровельные и строительные битумы (24,7 и 22,7%), судовое топливо (20,7%), бензин (15,4%), топочный мазут (15%), легкие дистилляты (12,9%), сжиженный пропан и бутан (6,5%).
Резкое снижение оптовых цен на бензин в декабре связано с выполнением вертикально интегрированными нефтекомпаниями (ВИНК) условий соглашения с правительством о заморозке цен на топливо, а также с тем, что была снижена привлекательность экспортных поставок топлива за счет падения мировых цен на нефтепродукты, говорит эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Олег Колобов. В результате оптовые цены на бензин, которые выступают рыночным индикатором и включают в себя цены производителей (то есть отпускные цены заводов), вернулись на уровень, зафиксированный в марте 2018 года.
При этом снижение оптовых цен на бензин привело в том же месяце к изменению розничных цен. Правда, по данным Росстата, оно было незначительным — на 7 копеек на литр по сравнению с ноябрем.
"Ограниченный эффект снижения оптовых цен на розницу в декабре был обусловлен ожидаемым ростом ставок акциза (на 3,05 рубля на литр) и НДС (с 18 до 20%), который компании начали частично компенсировать в январе этого года, — поясняет Олег Колобов. — Увеличение оптовых (биржевых) и розничных цен на бензин Аи92 в период с 24 декабря по 21 января составило 1,53 рубля на литр и 33 копейки на литр соответственно".
Исходя из многолетних наблюдений, можно сделать вывод, что оптовые цены более подвержены существенным колебаниям, в то время как розничные куда более стабильны. Как правило, они незначительно снижаются зимой, умеренно растут весной и летом, а осенью стабилизируются. Опасаясь повторения истории прошлого года, когда в апреле-мае резко выросли оптовые цены, а следом и розничные, автомобилисты и производители задаются вопросом, будет ли продлено соглашение ВИНК с правительством о заморозке цен, которое сейчас ограничено 31 марта 2019 года.
Правительство будет контролировать ситуацию с ценами "всеми доступными ему методами", чтобы по итогам января рост на АЗС не превысил 1,7% ввиду роста ставки НДС, а далее — не превышал уровень прогнозируемой инфляции, причем равномерно по месяцам, заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Потребуется ли для этого заключать новое соглашение с нефтяниками, станет ясно в середине марта, когда полноценно заработает механизм компенсаций нефтекомпаниям в рамках налогового маневра. "В любом случае не допустим стремительного роста цен на моторное топливо", — заключил Козак.
Александра Воздвиженская
"Ведомости"
Правительство решило ужесточить контроль над капитальными расходами сетевых госкомпаний и рассчитывает "заработать" на этом. Оно само будет утверждать их инвестпрограммы — решение разработать такой законопроект было принято на совещании у премьера Дмитрия Медведева в минувший четверг, рассказали "Ведомостям" федеральный чиновник и человек, знакомый с участниками совещания. После этого, по их словам, будут определены подходы к расчету дивидендов этих компаний.
Правительство определяет, например, тарифы РЖД, на перекачку газа "Газпромом", нефти и нефтепродуктов — "Транснефтью", на передачу электроэнергии по сетям "Россетей" (устанавливает цены Федеральная антимонопольная служба). Представители государства входят в советы директоров этих компаний, но утверждает государство пока только инвестпрограммы РЖД и "Россетей".
Дать правительству право утверждать инвестпрограммы всех сетевых компаний в октябре 2018 г. предлагал министр энергетики Александр Новак. Оно определяет их тарифы и должно решать, сколько им тратить на инвестиции, а сколько — на дивиденды, объяснял он. Методологию разрабатывает Минэкономразвития, говорит один из собеседников "Ведомостей".
Вице-премьер Дмитрий Козак хочет ограничить дивиденды не только инвестпрограммами, рассказали два чиновника. По их словам, на совещании с Медведевым он предложил не платить дивиденды с прибыли, которую инфраструктурные компании получают от регулируемой государством деятельности, чтобы они направляли эти деньги на финансирование инвестпрограмм.
Представитель Козака это не комментирует. Было ли принято предложение Козака, собеседники "Ведомостей" не говорят. А пресс-секретарь премьера Олег Осипов лишь подтвердил факт совещания, отказавшись от других комментариев. Не ответили на вопросы "Ведомостей" также представители Минэкономразвития, РЖД, "Газпрома", "Транснефти" и "Россетей". Представитель "Транснефти" осенью говорил, что компания поддерживает инициативу Новака.
В 2019 г. правительство рассчитывает получить от госкомпаний почти 590 млрд руб. дивидендов, еще 626 млрд — в 2020 г., а к 2021 г. их сумма должна увеличиться до 675 млрд. Исходя из прежних бюджетных циклов есть риск, что государство получит на 70% меньше дивидендов, предупреждал в октябре председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
По итогам 2017 г. 50% от чистой прибыли по МСФО заплатили все крупные госкомпании, кроме "Газпрома", который отдал лишь 26% прибыли по МСФО — около 190 млрд руб. Компания объясняла это большой инвестпрограммой: сейчас она достраивает трубопроводы "Сила Сибири", "Турецкий поток" и "Северный поток — 2". Не сумев получить дополнительные дивиденды от "Газпрома", государство наверстывало упущенное, повышая для компании НДПИ на газ.
В 2018 г. инвестпрограмма "Газпрома" была рекордной — 1,5 трлн руб. Но даже после завершения крупных строек она не будет ниже 1 трлн руб., говорил зампред правления "Газпрома" Андрей Круглов: на 2019 г. запланированы инвестиции в 1,326 трлн руб., на 2020 и 2021 гг. — 1,065 трлн и 1,251 трлн соответственно. Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. составляла 550 млрд руб., "Россетей" — 240 млрд, "Транснефти" — 342 млрд.
"Согласовывать инвестпрограмму можно по-разному: одно дело, когда приходится защищать и обосновывать каждую существенную строчку расходов, и совсем другое, когда просто согласовывается общая сумма", — говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Вряд ли инициатива повлияет на работу госкомпаний, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: "Правительство и раньше могло контролировать инвестпрограмму "Газпрома" как основной акционер. Да и сам "Газпром" планирует существенно сократить ее после завершения основных проектов, замечает он. Показателем эффективности новой процедуры будет сокращение инвестпрограмм по сравнению с планами, говорит Маринченко. "Если расходы снизятся, то компании смогут увеличить дивидендные выплаты, это может положительно повлиять на их капитализацию. Но такие действия снизят автономию госкомпаний", — рассуждает он.
Виталий Петлевой, Елизавета Базанова