Стоимость мегапроекта "Газпрома" и "Русгаздобычи" в Усть-Луге может существенно вырасти. В августе РБК сообщал: $13 млрд стоит завод по переработке и сжижению газа, его строит ООО "Русхимальянс" ("Газпрому" и "Русгаздобыче" принадлежит по 50%); $13,05 млрд — инвестиции в газохимический комплекс (оператор — Балтийский химический комплекс, БХК, 100% — у "Русгаздобычи"), который "Русгаздобыча" должна построить самостоятельно. Но в этой оценке не была учтена стоимость строительства морского терминала для отгрузки продукции газоперерабатывающего завода — следует из декабрьских материалов БХК. "Ведомости" ознакомились с копией документа, подлинность данных подтвердили три человека, близкие к разным сторонам проекта. Кроме того, нужно решить и как хранить резерв этана для бесперебойной работы газохимического комплекса во время ежегодной профилактики газопроводов "Газпрома".
Производительность гигантского комплекса в Усть-Луге — 45 млрд куб. м газа с высоким содержанием этана в год, из него получится 13,3 млн т сжиженного природного газа (СПГ), 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ), 3,6 млн т этана и 19 млрд куб. м сухого газа. Сухой газ вернется в трубопроводы "Газпрома", этан станет сырьем для газохимического комплекса "Русгаздобычи", но готового решения, как будет экспортироваться СПГ и СУГ, в материалах БХК нет: предложено три варианта. Возможно, понадобится свой терминал (оценка расходов будет к апрелю), другой вариант — терминал "Портэнерго" (находится в управлении "Сибура") вблизи завода, третий — их комбинация. Использование мощностей "Портэнерго" "Русгаздобыча" обсуждала с "Сибуром" в октябре, коммерческие предложения она рассчитывает получить до 30 января, пишет БХК.
"Газпром" и "Русгаздобыча" говорят в совместном комментарии, что рассматривают и существующие экспортные мощности, и новые, а ход переговоров не комментируют. В "Сибуре" отказались от комментариев.
Екатерина Колбикова из Vygon Consulting полагает, что на строительство порта, если следовать мировой практике, приходится около 10% инвестиций в завод СПГ, т. е. удельные расходы на тонну СПГ составляют $15-25; еще $10-15 добавляет хранилище. Исходя из анализа недавних объектов для отгрузки СПГ, стоимость портовой инфраструктуры под 13 млн т в год — $0,8-1,4 млрд, посчитала она, а терминала для перевалки 2,4 млн т СУГ — до $0,4 млрд. Интегрированная портовая инфраструктура обойдется дешевле, чем два объекта порознь, допускает Колбикова, и удельные затраты будут ниже.
Расширение причальной инфраструктуры в порту без дноуглубления не слишком дорого, говорит аналитик Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Сергей Капитонов, в польском Свиноуйсьце это стоило $30 млн. Рабочие глубины у "Портэнерго" — 13,5 м, можно принимать суда до класса Q-Max включительно, считает он. А полноценный новый порт потребует расходов иного порядка, продолжает Капитонов: порт Сабетта стоил порядка $1,6 млрд, но там дополнительных расходов потребовали суровые условия Арктики, необходимость защиты от льдов и дорогая логистика.
"Газпрому" и "Русгаздобыче" необходимо также обеспечить непрерывность загрузки газохимического комплекса сырьем. Сроки и регулярность остановок (профилактика и ремонт), связанных с трубопроводной системой "Газпрома", пока четко не определены, пишет Балтийский химический комплекс. Речь идет о том, что они могут составлять до 15 суток ежегодно, как следствие, суммарные потери только на Балтийском химическом комплексе оцениваются более чем в $180 млн. Потери от временных остановок газоперерабатывающего завода в материалах комплекса не указаны.
Обсуждается строительство изотермического хранилища на 375 000 куб. м этана в составе газоперерабатывающего комплекса, что приведет к увеличению капитальных затрат ориентировочно на $450-600 млн, говорится в материалах Балтийского газохимического комплекса, альтернатива — хранилище непосредственно в порту либо фрахт газовозов для хранения этана. Но строительство хранилища в порту мало того что сравнимо по стоимости с хранилищем в составе комплекса, оно еще и лишит компанию доходов от обратного акциза на этан, указано в материалах, а фрахт газовозов требует расходов на причальную стенку и дноуглубление, может быть осложнен дефицитом свободных судов на мировом рынке, а еще тоже приведет к потере обратного акциза.
Если суммировать расчеты аналитика о стоимости терминала и данные БХК о стоимости хранилища, проект может подорожать на $2,5 млрд.
В "Газпроме" и "Русгаздобыче" отказались комментировать стоимость хранилища этана. Вопрос синхронизации работы трубопроводов и кластера в Усть-Луге "будет согласован на соответствующем этапе проекта с учетом коммерческих интересов партнеров, технологических и прочих требований", говорится в ответе компаний.
Артур Топорков