Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.02.2014

Минэнерго решило творчески использовать опыт 90-х годов прошлого века.

"Независимая газета"

Нефтяные компании обяжут продавать на российском рынке фиксированную часть производимого бензина, дизтоплива и авиационного керосина. Проект соответствующего документа подготовлен Минэнерго и направлен в правительство. Этот механизм в чем-то напоминает "балансовые задания" 1990-х, которые запрещали компаниям экспорт нефти до тех пор, пока они не выполнят полностью поставки внутри страны. Как ожидается, введение ограничений на экспорт снимет риски резкого роста цен, дефицита и, как следствие, ажиотажного спроса на автомобильное топливо.

Вчера Минэнерго направило в правительство проект поручения по введению обязательства продавать на внутреннем рынке фиксированную часть топлива, производимого в стране.

"Минэнерго России считает нужным отметить, что нефтяные компании свободны в принятии решений по выбору оптимальных направлений поставок нефтепродуктов. Вместе с тем анализ ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, сложившейся в июле 2013 года, показал, что деятельность компаний не всегда является социально-ответственной. Кроме того, существует технический лаг по прекращению поставок на экспорт, связанный с наличием у компаний контрактных обязательств", — цитирует проект поручения Интерфакс.

Таким образом, решение задачи, поставленной правительственной комиссией по ТЭКу, перешло в активную фазу административных действий. Согласно проекту документа, Минэнерго планирует предложить нефтяным компаниям обеспечить поставки на внутренний рынок автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей в процентах от производства, соответствующих доле внутреннего потребления в прогнозе социально-экономического развития страны, начиная с 2014 года. Необходимость регулирования топливного рынка авторы документа объясняют тем, что действующая редакция четырехстороннего соглашения между Минэнерго, ФАС, Росстандартом и нефтяными компаниями не устанавливает конкретных обязательств последних по поставкам топлива российским потребителям. Цифры не названы, но эксперты полагают, что объемы фиксированных продаж могут составить более 50% дизтоплива и до 95% бензина, производимых российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ).

"Существующий механизм не является гарантией обеспечения внутреннего рынка качественными моторными топливами, что было заявлено в качестве одной из целей реализации программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, источником финансирования которой является налоговый режим 60/66 и дифференцированная ставка акцизов на моторное топливо разных экологических классов. В сложившихся условиях премия внутреннего рынка формируется только для автобензинов класса 5, доля которого высока (более 60%), но не абсолютна", — говорится в сообщении Минэнерго. В случае положительного решения правительства новые правила вступят в силу во втором квартале 2014 года.

Следует сказать, что алгоритм насыщения российского топливного рынка, предлагаемый Минэнерго, на поверку не столь уж оригинален. В 1990-х годах  рост цен на бензин тоже пытались сдерживать, опираясь на административный ресурс. В частности, были введены так называемые балансовые задания. Смысл их в том, что экспорт нефти был запрещен для каждой компании до тех пор, пока компания не выполняла обязательства по поставкам внутри страны. Ограничения были сняты как нерыночные, поскольку нефтяная отрасль России рисковала погрузиться в миллиардные долги. Не исключено, что история может повториться. Аналитик по нефтегазовому сектору "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин считает, что регуляторная деятельность ничего хорошего отечественному топливному рынку не сулит. Он признался, что не понимает, зачем понадобилось вводить какие-то новые правила и запреты, когда уже есть защитные механизмы — здесь и заградительные пошлины, и неформальное соглашение правительства с нефтяными компаниями. Для автомобильного бензина определение объемов фиксированных продаж в принципе не актуально, поскольку почти все, что производят российские НПЗ, в России же и продается. С дизтопливом картина иная. У нас его производят более чем достаточно. А излишки экспортируются. Введение ограничений на зарубежные поставки, полагает Кокин, может изменить картину. Внутренние цены, возможно, и пойдут вниз, однако это чревато снижением доходности и, как следствие, сокращением объемов производства. Поэтому есть сомнения, что предложения Минэнерго будут приняты. "Думаю, все еще десять раз поменяется", — говорит Кокин.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша утверждает, что "балансовые задания" как таковые не возвращаются. Просто нефтяным компаниям, для которых экспорт выгоднее, Минэнерго хочет напомнить, что первичными для них должны быть обязательства по поставкам на внутренний рынок. "Все кризисы у нас начинались из-за нарушения баланса спроса и предложения. Как только снижались объемы поставок бензина и дизтоплива внутри страны, тут же возникал ажиотажный спрос и росли цены. В июле-августе прошлого года, например, оптовые цены на бензин повысились сразу на 30%. Ну а вслед за ними пошли вверх цены на АЗС", — подчеркнул Аркуша.

Теоретически можно обойтись без административных мер регулирования топливного рынка — создать по-настоящему конкурентную среду, но практически это осуществить очень непросто. В случае если предложение Минэнерго будет принято правительством, бензин и дизтопливо дешевле в России не станут, считает Аркуша. Выгоду он видит в другом — будет снят риск резкого повышения цен на автомобильное топливо. А значит, нет оснований и для паники у трейдеров и населения.

Между тем другие эксперты указывают, что директивное утверждение квот чиновниками создает определенный риск. Что будет, если чиновник просчитается и текущий спрос на бензин увеличится — например, из-за теплой весны и увеличения продолжительности массового автомобильного сезона? Даже небольшие ошибки в определении квот грозят либо дефицитом топлива и ростом розничных цен, либо недополученной экспортной выручкой нефтяников.

Игорь Наумов

 

 

С марта станет легче подключаться к газу и электросетям.

"Российская газета"

Теперь загородным новоселам и предпринимателям нет необходимости ждать годами, пока в их доме или на предприятии загорится "синий цветок", как пел Виктор Цой. Не придется и в десятки раз переплачивать за это. А заявку на присоединение к электропроводам можно будет подать через интернет.

С 1 марта начинают работать правила, которые серьезно упрощают и жестко регламентируют всю процедуру подключения к газу. Плата за присоединение к магистральной газовой сети будет стоить значительно дешевле, чем раньше, подтвердил обозревателю "РГ" первый вице-президент общественной общероссийской организации "Российский союз инженеров" Иван Андриевский. "Технологическое присоединение станет доступно собственникам частных владений, — разъяснил он нюансы новых правил, — чей расход не превышает 5 кубических метров в час и, скажем так, представителям малого бизнеса, которым выделяется не более 15 кубометров.

Газораспределительная компания проводит все работы до границы земельного участка будущего потребителя, а дальше все уже ложится на его плечи, включая финансовую сторону вопроса. Государство приняло меры, чтобы снизить "нагрузку". Сегодня же цены, устанавливаемые муниципальными учреждениями, варьируются от 100 до 700 тысяч рублей. И недоступны большинству населения нашей страны. Поэтому привязка стоимости к определенным технологическим параметрам, а также фиксация сроков, в течение которых должно произойти подключение, это огромный шаг вперед, резюмировал эксперт.

Итак, присоединение оборудования с максимальным расходом газа до 15 кубометров в час обойдется до 50 тысяч рублей. Срок подключения не может превышать один год. Это в большей степени касается малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Подключить оборудование с расходом до 5 кубометров в час будет стоить от 20 тысяч рублей. Как подсчитал портал "Пронедра", "это сопоставимо с объемом, необходимым для обеспечения работы газовой плиты или котла в частном домовладении, площадь которого не превышает 280 квадратных метров (рассчитано на семью из четырех человек)". Такая цена возможна в том случае, если расстояние от оборудования до сети газораспределения составляет не более 200 метров, то есть не надо строить пункт редуцирования газа.

Крупным производствам, оборудование которых рассчитано на расход газа менее 500 кубометров, подключение надо будет ждать 1,5 года. Если же капитальное строение построено по индивидуальному проекту, то срок подключения — два года. То же самое время потребуется для тех, чье оборудование расходует в час максимум 500 кубометров "голубого топлива", но при этом от газовой сети до точки подключения более 500 метров в сельской местности и более 300 метров в границах города. Или, например, сеть газораспределения пролегает по территории более чем одного муниципального образования. Цены здесь уже в каждом случае устанавливаются договорные.

Еще одно новшество: если максимальный часовой расход газа не превышает 300 кубометров, то заявители могут направить обращение о заключении договора о подключении без предварительной выдачи техусловий. Если же максимальный часовой расход газа больше, то это означает, что транспортировка топлива возможна не только по сети газораспределения. И заявитель в течение 14 рабочих дней должен быть проинформирован о возможности такого подсоединения или, наоборот, о том, что такие объемы газа нереальны.

Подсоединиться к электросетям тоже станет проще. Конечно, не всем сразу, а только тем заявителям, кто желает "запитаться" от электрической сети классом напряжения до 10 киловольт, и чьи приборы рассчитаны на потребляющую мощность до 50 киловатт.

Уже с 10 марта 2014 года желающие смогут направлять заявку и прилагаемые документы на официальный сайт сетевой организации или другой сайт в сети Интернет, который будет определен правительством. Конечно, не обычным письмом, а через создание и ведение на сайте личного кабинета пользователя.

Что важно — ход выполнения заявки можно будет контролировать. На том же самом сайте будут появляться данные о дате поступления заявки, заключения договора, о ходе выполнения технических условий, о фактическом присоединении, приеме напряжения и мощности.

Тарас Фомченков

 

 

По их мнению, если правительство пойдет навстречу монополисту, независимые газопроизводители могут потерять конкурентные преимущества на внутреннем рынке.

"Известия"

Независимые газопроизводители выступили против введения скидки для "Газпрома" на газ от внутренней цены Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в размере до 20%, мотивируя это ограничением конкуренции. Предоставление скидки предусматривалось проектом постановления правительства "О внесении изменений в акты правительства РФ", изменяющего порядок ценообразования на газ в РФ, датированным концом 2013 года. Председатель правления компании НОВАТЭК Леонид Михельсон направил в адрес глав профильных ведомств и вице-премьеру по ТЭКу Аркадию Дворковичу письма (есть в распоряжении "Известий"), в которых выступил против предоставления скидки "Газпрому". Он предложил сначала предоставить независимым газопроизводителям  преференции, которые уравняют их в условиях работы c монополистом.

"Газпром" является монополистом по экспорту газа и продает за границу топливо, добытое на своих месторождениях, и топливо, которое закупает у независимых производителей (НОВАТЭКа, "Лукойла" и других). Часть газа "Газпром" также реализует на внутреннем рынке, и именно в этом сегменте монополия конкурирует c независимыми производителями, которые могут предоставлять своим покупателям скидку в размере 3-10% от тарифов ФСТ. Однако у"Газпрома" сегодня такой возможности нет. Этим пользуются независимые игроки рынка, чтобы привлечь на свою сторону как новых клиентов, так и некоторых крупных потребителей "Газпрома". Крупнейший независимый газодобытчик НОВАТЭК уже сейчас активно предлагает скидки, благодаря чему компании удалось переманить к себе ряд крупных клиентов, в частности, российские предприятия энергетического концерна E.ON, чьи контракты с "Газпромом" закончились в конце 2012 года. Участники рынка оценивали размер скидки, предоставленной предприятиям E.ON, в 8-10% от цены, предлагаемой "Газпромом".

Чтобы ограничить рост конечной цены на топливо, правительство предлагало ввести для "Газпрома" скидку от предельной регулируемой цены на газ для оптовых покупателей на внутреннем рынке. В первой редакции проекта постановления (октябрь 2013 года) размер этой скидки составлял 20%, в последнем варианте скидка снижена до 15%. Закрепленная за "Газпромом" возможность предоставления этой скидки крупным оптовым покупателям позитивно отразится на развитии промышленности, так как затраты на энергоносители компаний снизятся.

Председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон высказался против рассмотрения соответствующего проекта постановления правительства. Топ-менеджер компании написал несколько писем (копии есть у "Известий") в адрес глав профильных ведомств и вице-премьеру по ТЭКу Аркадию Дворковичу, где предложил сначала предоставить независимым газопроизводителям ряд преференций, которые уравняют их в условиях работы c "Газпромом". 

Леонид Михельсон так аргументировал невозможность предоставления скидки на газ покупателям "Газпрома".

"В условиях действующего законодательства предложения, опубликованные в проекте постановления, противоречат целям, направленным на формирование конкурентного эффективного рынка газа, делают невозможным развитие независимого сектора газодобычи без выравнивания условий хозяйственной деятельности производителей газа", — пишет он.

Автор письма также счел невозможным рассмотрение вопроса о предоставлении скидки на газ покупателям "Газпрома", пока для всех производителей газа не будет установлен единый транспортный тариф (газопроводы принадлежат "Газпрому", и независимые производители платят за использование мощностей больше, чем "дочки" монополиста. — "Известия").

Кроме того, предправления НОВАТЭКа предлагает узаконить продажу газа независимых производителей "Газпрому" по экспортной цене пропорционально их доле в газовом балансе страны. При этом принцип единого экспортного канала через "Газпром" должен быть сохранен.

В качестве контраргументов против введения скидки от регулируемой цены ФСТ для промышленных клиентов "Газпрома" внутри страны с уровнем потребления от 100 млн куб. м газа в год НОВАТЭК приводит цифры, которые доказывают нерентабельность реализации газа независимыми производителями внутри России при введении таких скидок для газового монополиста.

"Затраты на транспортировку газа от основных месторождений добывающих компаний в центральные регионы РФ при текущих тарифах составляют 1950-2450 рублей за 1 тыс. куб. м, или более 50% от средней оптовой цены газа в данных регионах. Право "Газпрома" на 20-процентную скидку эквивалентно 760-825 рублям за 1 тыс. куб. м газа в этих же регионах. В итоге газ независимых производителей становится неконкурентоспособным на транспортном плече с долей расходов выше указанного уровня, а его реализация с учетом использования услуг ПХГ "Газпрома" и вовсе становится нерентабельной", — пишет Леонид Михельсон.

В пресс-службе НОВАТЭКа переписку с правительством не прокомментировали.

В управлении информации "Газпрома" заявили, что "Газпром" изначально просил предоставить ему возможность давать скидку от оптовой цены на газ всего в 5-10% и только для ряда регионов и для потребителей с объемом свыше 100 млн куб. м в год. Источник, близкий к "Газпрому", добавил, что дискуссия в правительстве — позитивный тренд и решение о предоставлении дисконта на оптовые поставки газа позволит компании за счет укрепления позиции на внутреннем рынке сократить потери из-за заморозки тарифов на газ в 2014 году. 

Как в октябре 2013 года на пресс-конференции заявлял глава ФСТ Сергей Новиков, помимо макроэкономического эффекта скидки на газ для промышленников могут повлиять на расстановку сил в газодобывающей отрасли.

— Сейчас у независимых производителей газа уже есть возможность продавать его с дисконтом, а у "Газпрома" — нет. Если у "Газпрома" будет возможность проводить гибкую ценовую политику, он получит серьезное конкурентное преимущество. Если максимальная скидка будет очень высокой, то монополия сможет выдавливать конкурентов с рынка, — отмечал глава ведомства.

По словам источника "Известий" в крупной газодобывающей компании, средний размер скидки промпотребителям со стороны независимых производителей — 5% от цены ФСТ. По мнению собеседника "Известий", чем более значительный "коридор по скидке" дадут "Газпрому", тем сильнее это обрушит внутренний газовый рынок в стране, поскольку у конкурентов газовой монополии нет возможности компенсировать потери за счет экспортной выручки.

По словам представителя Аркадия Дворковича Алии Самигуллиной, вице-премьер действительно получил письмо от Леонида Михельсона.

— Вопрос прорабатывался несколькими профильными ведомствами. В итоге принято решение, в основу которого легла позиция Минэкономразвития: предоставить "Газпрому" возможность давать скидку на оптовую цену на газ внутри страны для промышленных потребителей до 15% от цены ФСТ, причем для всех регионов страны, — сказала Самигуллина.

Однако, по ее словам, постановление главой правительства пока не подписано.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает претензии НОВАТЭКа на предоставление им равных с "Газпромом" условий по транспортировке газа и продаже его монополии по экспортным ценам справедливыми.

— Если монополисту дать возможность предоставлять скидку на газ до 15-20% от цены ФСТ, то лишь вкупе с преференциями для независимых газопроизводителей — едиными для всех газопроизводителей ценами на транспортировку газа и возможностью конкурентов "Газпрома" продавать ему часть своего газа по экспортной цене, — говорит Крутихин и отмечает, что правительство вряд ли пойдет на этот шаг.

Заведующая отделом нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова отмечает, что независимые газопроизводители сейчас предоставляют скидки промышленным потребителям газа в размере от 3 до 10%, а при появлении такой возможности у "Газпрома" они потеряют свое конкурентное преимущество. При этом она считает сомнительным возможность либерализации рынка экспорта газа в части предоставления конкурентам "Газпрома" права продавать ему газ по экспортным ценам и получить единый транспортный тариф. По ее мнению, это может серьезно сказаться на надежности газоснабжения внутри страны.

Если "Газпром" всё же получит возможность предоставлять скидку на газ крупным промышленным потребителям, от это выиграют как предприятия промышленности, так и жители ряда регионов (где такую скидку "Газпром" получит). За счет снижения стоимости газа промышленные предприятия уменьшают расходы на энергоносители, что поможет увеличить показатели роста производства, а также приведет к удешевлению продукции этих предприятий для конечного потребителя. В случае же снижения цен на региональные поставки газа это может напрямую отразиться на тарифах ЖКХ.

Людмила Подобедова

Минприроды предлагает отдавать лицензию одному участнику аукциона, если нет других претендентов. Компании поддержали инициативу.

"Ведомости"

Министр природных ресурсов Сергей Донской считает целесообразным предусмотреть возможность предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона. Письмо с таким предложением министр направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу 26 февраля (копия есть у "Ведомостей"). Для этого потребуется внести изменения в ст. 13.1 закона "О недрах". Сейчас аукцион с одним участником признается несостоявшимся в отличие от конкурса, когда победителем может стать и единственный претендент.

Анализ запланированных и проведенных аукционов за 2012 и 2013 гг. показал, что из 1456 объявленных аукционов состоявшимися признаны 737 (50,6%), 500 из которых были признаны состоявшимися с одним шагом, говорится в документе. То есть когда участок интересен единственной компании, но из-за риска объявления аукциона несостоявшимся она обеспечивает участие более одной компании (не обязательно аффилированного лица), закон это не запрещает. Сумма разовых платежей по аукционам с одним шагом — 17,1 млрд руб. (19,1%) из общей суммы разовых платежей в 89,4 млрд руб. Предлагаемая норма исключит участие аффилированных лиц и "сохранит уровень доходов консолидированного бюджета России от получения разовых платежей". Позиция по этой инициативе пока формируется, сказал представитель Минэнерго. Представитель Дворковича от комментариев отказался.

"Роснефть" поддерживает упрощение процедуры проведения аукционов. "Это ускорит развитие нефтегазовой отрасли России", — сказал представитель компании. Его коллега из "Лукойла" называет предложение разумным и логичным. "Сейчас в основном выставляются небольшие участки, которые не всем интересны, и в результате они никому не достаются", — объясняет он. Представитель "Газпрома" от комментариев отказался. Получить комментарии "Газпром нефти" и "Башнефти" не удалось.

"Если эту норму примут, она положительно скажется на рынке твердых полезных ископаемых, особенно золота", — говорит председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба. По его словам, сейчас, после падения цен на золото, осталось мало инвесторов в неразведанные активы и второго участника конкурса можно ждать очень долго. "Предлагаемые нормы могут ускорить процесс инвестиций", — считает Кашуба.

Ресурсная база нераспределенного фонда оскудела, и государству нечего предложить недропользователям, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Меры Минприроды способны поддержать угасающий интерес компаний к тендерам. "Решать проблему нужно за счет увеличения геологоразведочных работ и наполнения резервного фонда крупными месторождениями. Тогда государству будет что продавать и на чем зарабатывать", — отметил эксперт.

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ