За первые два месяца 2018 г. экспорт российской нефти в Европу упал на 10% до 25,4 млн т к уровню января — февраля 2017 г., рассказал директор департамента планирования и учета грузопотоков "Транснефти" Игорь Кацал.
Россия отправляет нефть в Европу в основном по нефтепроводу "Дружба" — поставки снизились примерно на 3% до 7,7 млн т. Порты тоже сократили экспорт: Новороссийск — на 5% до 4,17 млн т, Усть-Луга — на 2% до 4,8 млн т, Приморск — на 31% до 5,8 млн т. В восточном направлении (по отводу от ВСТО Сковородино — Мохэ и через Казахстан) экспорт вырос на 30% до 6,1 млн т. В порту Козьмино, по словам Кацала, произошла "техническая коррекция": экспорт упал на 3,3% до 4,8 млн т. Кацал пояснил, что происходит перераспределение поставок нефти с запада на восток — 1,8 млн т будет перенаправлено в связи с выполнением "Роснефтью" поставок в Китай.
"Роснефть" — главный российский поставщик в Китай, основной ее покупатель там — China National Petroleum Corporation (CNPC). Компании заключили три долгосрочных контракта. Первый — в 2009 г. на поставку 15 млн т нефти в год в 2011-2030 гг. по отводу от ВСТО. Летом 2013 г. был заключен договор на поставку еще 325 млн т на 25 лет. Третий контракт был подписан также в 2013 г. Это пятилетнее соглашение на поставку 35 млн т, которое в январе 2017 г. было продлено еще на пять лет и увеличено на 56 млн т нефти. В прошлом году "Роснефть" планировала поставить в Китай около 40 млн т нефти, говорил главный исполнительный директор компании Игорь Сечин, план на 2018 г. был 50 млн т. По 10 млн т нефти в год в течение пяти лет "Роснефть" договорилась поставлять китайскому трейдеру CEFC China Energy Company, сообщал в 2017 г. исполнительный директор китайской компании Ли Юнг.
Учитывая ограничение добычи, которое взяла на себя Россия по соглашению ОПЕК+, расширять поставки в Китай и не уменьшать экспорт в Европу было практически невозможно, говорит аналитик Fitch Дмитрий Маринченко. В конце 2016 г., чтобы избавиться от избыточного предложения нефти, ОПЕК и еще несколько стран, включая Россию, договорились сдерживать добычу до конца 2018 г.
В целом прием нефти в систему "Транснефти" за январь — февраль снизился почти на 2% до 73,4 млн т. Среди причин и приостановка отгрузки в порту Новороссийска из-за штормов на Черном море: "В результате в декабре было большое невыполнение графика поставок. Нефть, поставленная в прошлом году, оставалась в парке системы "Транснефти" и поставлена потребителям только в этом году".
Другая причина снижения экспорта в Европу — падение спроса. Венгрия и Чехия покупают все меньше российской нефти, рассказывает Кацал. По его словам, венгерские компании замещают ее другой нефтью, в итоге в 2017 г. в сравнении с 2015 г. потребление страной российской нефти упало на 1 млн т. Для сравнения: по данным ЦДУ ТЭК, которые приводит "Интерфакс", в 2016 г. Венгрия купила 4,7 млн т российской нефти.
Всего в 2017 г. на экспорт в дальнее зарубежье "Транснефть" отправила около 215 млн т нефти. Согласно планам нефтяных компаний в этом году поставки сократятся до 208 млн т.
Спрос на российскую нефть со стороны европейских НПЗ, в том числе венгерских, мог снизиться из-за сближения цен на нефть марок Brent и Urals, говорит Маринченко. В 2016 г. Urals была в среднем дешевле на $3,7 за баррель, а в 2017 г. — всего на $2. В результате закупать российскую нефть стало менее выгодно, говорит эксперт. Однако это не стоит рассматривать как начало новой тенденции — разница в цене между различными сортами нефти находится в постоянном движении, что провоцирует волатильность спроса, говорит Маринченко. Основные конкуренты российских нефтяников — поставщики из Африки и с Ближнего Востока, говорит старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы "Сколково". По данным Международного энергетического агентства, спрос в Европе на нефть, включая биотопливо, в 2017 г. составил 755 млн т, прогноз на 2018 г. — 760 млн т.
Галина Старинская