Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.03.2018

Чиновники и участники рынка не могут определиться с источниками финансирования спорного проекта.

"Независимая газета"

В Совете Федерации прошло заседание комитета по экономической политике, посвященное законопроекту о массовом внедрении интеллектуальных систем учета электроэнергии — так называемых "умных счетчиков". Он уже принят Госдумой в первом чтении, но дальнейшее его рассмотрение отложено — представление поправок продлится до июня. Как показала дискуссия, проблем действительно много, а одна из главных — как финансировать программу ценой в сотни миллиардов рублей. Больше ясности в этом вопросе не стало. В Совфеде взяли три недели на то, чтобы сформулировать свои поправки.

Как рассказал замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, законопроект претерпит изменения. В частности, решено, что установка интеллектуальных систем будет проводиться эволюционно: замена на "умный счетчик" должна производиться только после выхода из строя старого прибора. Кроме того, будет установлен норматив стоимости новых устройств, и при установлении тарифа будет учитываться только она — все, что сверх норматива, нужно будет искать не из регулируемого источника. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев несколько раз подчеркнул: увеличение нагрузок на граждан недопустимо.

С точки зрения потребителей электроэнергии, законопроект может быть поддержан лишь на некоторых условиях. Во-первых, не должно быть дополнительной финансовой нагрузки, в том числе за счет перераспределения или увеличения перекрестного субсидирования. Во-вторых, в качестве источников финансирования в первую очередь необходимо использовать экономический эффект от реализации проекта, а также максимально использовать возможность привлечения дополнительных кредитных средств. В-третьих, для финансирования дефицита в качестве приоритета можно завершить программу льготного техприсоединения для потребителей 15 и 150 кВт. А кроме того, необходимо учитывать интересы независимых территориально-сетевых организаций и потребителей, в том через механизмы согласования принятия принципиальных решений на уровне совета потребителей при совете директоров.

Увеличения тарифа не потребуется, заверил гендиректор "Россетей" Павел Ливинский, — процесс будет самоокупаемым. По его словам, внедрение интеллектуального учета позволит снизить объем потерь электроэнергии с 15,3% до 4%. Эффект для "Россетей" за счет уменьшения капитальных вложений составит до 50 млрд руб. в год, за счет сокращения потерь — до 40 млрд руб. в год. В целом ожидаемая экономия на пять лет составит 197 млрд руб.

Но не все так просто. "У сетевых компаний по тарифному законодательству вся экономия вырезается, — уточнил председатель правления "Интер РАО" Борис Ковальчук. — Нет в регулируемой деятельности никакой возможности без изменения действующего законодательства куда-либо потратить деньги — это называется невыполнение инвестиционной программы и в ряде случаев карается уголовной ответственностью. Правда, есть долгосрочный инвестиционный период, но он всего пять лет, а программа окупаемости по проекту — 15-20 лет. Не будет работать такое предложение, мы это все хорошо понимаем".

"Законопроект содержит много концептуальных вещей, которые не получили пока должного обсуждения, — отметил начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев. — В частности, источник, откуда мы будем брать деньги. Есть еще косвенные затраты лиц, которые получат "в награду" требования по оборудованию дополнительных точек. В настоящее время многие компании — генераторы, сбытовые компании — внедряют элементы оптимизации. Никаких составляющих в рамках тарифа это не добавляет. Так же и сетевые компании могут на своей площадке внедрять различные механизмы оптимизации и получать экономию. И если им требуется больший период окупаемости — не 5, а 10-15 лет — мы готовы это рассмотреть".

Участники рынка солидарны, что определение источника финансирования проекта — фундаментальная нерешенная проблема.

Как отмечалось в дискуссии, принципиально важным является решение проблемы перекрестного субсидирования: недопустимо продление данного механизма и использование этих средств для финансирования программы. Есть и проблема с тем, кто будет собственником "умных счетчиков": "Россети" предлагают монополизировать сферу за ними, другие участники рынка не согласны. Право по предоставлению данных по коммерческому учету электроэнергии может быть предоставлено иным субъектам электроэнергетики, а не только сетевым организациям, подчеркивалось на слушаниях.

"Потребители против реализации концепции развития интеллектуального учета, предложенной ПАО "Россети", — заявил директор департамента розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. — Определение точек учета сетей в качестве расчетных и закрепление за сетевой монополией функции единого оператора интеллектуального учета приведет к дублированию систем учета потребителей электроэнергии и снимет необходимость для сетевой монополии рассчитывать экономический эффект от инвестирования в сетевую инфраструктуру. Включение расходов на создание интеллектуальных систем учета в тариф на услуги по передаче электрической энергии приведет к дополнительному росту перекрестного субсидирования. В ближайшие годы помимо 230 млрд руб. ежегодных субсидий для льготных тарифов населению, промышленность будет оплачивать еще 232 млрд руб. субсидий на развитие возобновляемых источников энергии, строительство и работу мусоросжигательных заводов и межтерриториального субсидирования тарифов на электроэнергию для потребителей в отдельных территориях страны. Достижение заявленных концепцией целей возможно иным, более экономичным способом — за счет повышения эффективности операционной деятельности сетевых организаций, снижения доли компаний с государственным участием в электроэнергетике и развития реальной конкуренции на энергорынке".

Глеб Тукалин

 

 

Прямые поставки газа на Украину могут не начаться в апреле.

"Ведомости"

Представители "Газпрома" и НАК "Нафтогаз Украины" на прошлой неделе провели переговоры о расторжении контракта на поставку газа, сообщил 27 марта зампред правления "Газпрома" Александр Медведев. "Кроме того, — сказал он, — "Газпром" еще раз уведомил "Нафтогаз", что будет оспаривать решение стокгольмского арбитража по транзитному контракту — апелляция будет подана до конца марта". Пресс-служба "Нафтогаза" подтвердила, что встреча с "Газпромом" состоялась, но к договоренностям компании прийти не смогли. "Газпром" объяснил, что отказывается возобновлять поставки газа в Украину, — сообщил "Нафтогаз", — несмотря на решение по контракту на поставку, которое трибунал [Стокгольмский арбитражный суд] принял в декабре".

Одной из тем было дополнительное соглашение к контракту на прямые поставки газа на Украину, знают два собеседника "Ведомостей", знакомых с ходом переговоров. Один из них говорит, что подписано соглашение не было — из-за разногласий, что должно учитываться в поставках на Украину. "Газпром" настаивает, что его поставки самопровозглашенным ДНР и ЛНР должны быть признаны и, видимо, оплачены "Нафтогазом", объясняет он, а "Нафтогаз" учитывать их не хочет.

"Газпром" сообщал, что считает дополнительное соглашение обязательным условием возобновления поставок. Следующие переговоры назначены на апрель, сообщает "Нафтогаз". До этого прямых поставок российского газа на Украину, видимо, не будет. Официальный представитель "Газпрома" не комментирует ход переговоров. "Нафтогаз" на запрос "Ведомостей" не ответил.

"Газпром" и "Нафтогаз" договорились в январе 2009 г. о поставках на Украину 40 млрд куб. м газа в 2009 г., а с 2010 по конец 2019 г. — 52 млрд куб. м в год. С 2012 г. "Нафтогаз" не выбирает контрактный газ, в 2014 г. соглашение стало предметом разбирательства в стокгольмском арбитраже. В ноябре 2015 г. "Нафтогаз" прекратил прямые закупки российского газа. "Газпром" все это время поставляет газ самопровозглашенным ДНР и ЛНР, но "Нафтогаз" эти поставки признавать отказывался.

Стокгольмский арбитраж снизил контрактные обязательства "Нафтогаза" покупать российский газ более чем в 10 раз. Дополнительное соглашение "Нафтогаз" считает обязательным условием для возобновления закупок у "Газпрома", говорилось в письме предправления "Нафтогаза" Андрея Коболева, отрывок которого опубликовал "Газпром": "Компания видит возможным <...> начало отбора газа после того, как условия контракта будут полностью адаптированы с учетом указанного выше финального решения [арбитров]".

В январе и феврале дополнительное соглашение подписано не было. 1 марта "Газпром" отказался возобновлять прямые поставки газа на Украину. Российская сторона не могла начать поставки, потому что дополнительное соглашение к контракту не было согласовано, сообщал Медведев. "В этой ситуации мы, действуя в добросовестном ключе, полностью вернули поступившую от "Нафтогаза Украины" сумму [предоплаты за поставки в марте]", — сказал Медведев.

"Нафтогаз" в ответ назвал действия "Газпрома" шантажом и нарушением решения стокгольмского арбитража. Кроме того, отказ в возобновлении поставок может не позволить "Нафтогазу" исполнить даже уменьшенные обязательства по отбору российского газа по условию "бери или плати", обращал внимание Коболев. Признавать это нарушением контракта "Нафтогаз" не будет, предупредил Коболев.

В январе и феврале "Нафтогаз" не спешил с подписанием дополнительного соглашения, напоминает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач: "А без него поставки не начнутся и скорее всего стороны не смогут согласовать его условия". Невозможность подписать дополнительное соглашение, считает Гривач, — одно из следствий несимметричных решений арбитража по контрактам на поставку и на транзит. В перспективе нового арбитражного разбирательства [о расторжении контрактов] возможность "Нафтогаза" выполнить даже скорректированные требования по отбору газа непринципиальна, полагает он.

Отказ "Газпрома" возобновлять поставки с 1 марта стал сюрпризом для всех, в том числе для "Нафтогаза", напоминает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Возможно, отсутствие дополнительного соглашения стало лишь формальным поводом не возобновлять поставки. А главной причиной — решение Стокгольма по второму контракту [транзитному], которое "Газпром" счел несправедливым", — предполагает Маринченко. Стороны до сих пор не могут договориться об условиях дополнительного соглашения и это усугубляет ситуацию, считает эксперт. "Вероятность того, что "Нафтогаз" сможет отобрать даже 4 млрд куб. м газа, становится призрачной. Но станет ли это основанием для штрафных санкций со стороны "Газпрома", зависит от того, кто будет признан стороной, затянувшей подписание соглашения", — полагает Маринченко, вероятно, компании ждет еще одно арбитражное разбирательство.

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

 

Китайцы наращивают производство сланцевого газа.

"Независимая газета"

Поднебесная стремительно наращивает производство сланцевого газа у себя в стране. Так, на месторождении Фулин теперь смогут добывать около 10 млрд куб. м газа в год. В целом же КНР добывает около 150 млрд куб. м газа в год. Пока что этого мало, чтобы удовлетворить растущие потребности КНР в топливе. Вместе с тем Китай обладает самыми большими запасами сланцевого газа в мире, а значит, нельзя исключать риски невостребованности части объемов той же "Силы Сибири" на фоне высокой конкуренции на рынке.

Китайская сланцевая газодобыча вступила в фазу крупномасштабного развития, что имеет важное значение для трансформации структуры энергетики, ослабления давления со стороны поставок на газовом рынке, наращивания темпов энергосбережения и сокращения выбросов.

С такими победными реляциями выступило вчера китайское агентство "Синьхуа". Поводом для них стало сообщение китайской нефтехимической корпорации Sinopec о том, что на крупномасштабном китайском месторождении сланцевого газа Фулин в срок были построены производственные мощности для добычи 10 млрд куб. м голубого топлива в год.

Фулин — крупнейшее в Китае газовое месторождение, расположенное на территории города Чунцин в Юго-Западном Китае. Общие объемы добытого и реализованного сланцевого газа оттуда уже превысили 16 млрд куб. м. За весь 2017 год объем добычи достиг 6 млрд куб. м. Реализовано за тот же период было около 5,67 млрд куб. м газа, что на 20% выше показателей 2016 года, сообщали в компании-операторе Sinopec. Дневной объем продаж сланцевого газа достиг 16,7 млн куб. м, что достаточно для удовлетворения дневной потребности в бытовом газе для 33,4 млн китайских семей, рассказывают СМИ.

Заметим, Китай является одним из мировых лидеров по залежам сланцевого газа. И в планах у Поднебесной увеличить объем разведанных геологических запасов до 1,5 трлн куб. м к 2020 году.

Наращивает добычу Китай не только на сланцевых месторождениях. Ранее China National Petroleum Corporation (CNPC) отчиталась о том, что по итогам 2017 года побила собственный рекорд и произвела 103,3 млрд куб. м газа, что на 5,3% выше показателей 2016 года. Совокупный же объем добычи газа в КНР в 2017 году повысился на 8,5% — до 147,42 млрд куб. м против 136,83 млрд куб. м по итогам 2016 года, сообщает Государственное статистическое управление страны.

Однако этого пока недостаточно для удовлетворения Поднебесной собственных потребностей. Так, китайские аналитики прогнозируют, что к 2020 году ежегодный объем потребления природного газа в Китае  вырастет до 290 млрд куб. м, а к 2030 году — до 480 млрд куб. м.

Именно по этой причине, как рассказывают эксперты, Китай уже несколько лет пытается повторить американскую сланцевую революцию. Если ситуация будет благоприятствовать китайским газодобытчикам, то благодаря добыче сланцевого газа Китай сможет стать второй в мире страной по объему добычи сланцевого газа. Так, к 2040 году Поднебесная может нарастить добычу газа до 0,5 млрд куб. м в сутки.

Пока же Поднебесной приходится импортировать голубое топливо. И некоторые эксперты полагают, что Китай не только будет наращивать производство газа внутри страны, но и увеличивать потребление топлива, а значит, КНР и дальше будет наращивать импорт голубого топлива. К слову, только по итогам 2017 года Китай увеличил импорт природного газа на 27% — до 95 млрд куб. м, став вторым крупнейшим импортером газа в мире. И не исключено, что вскоре КНР может переместиться на первое место в списке импортеров газа. В частности, по оценкам CNPC, с 2025 по 2030 год импорт газа Китаем вырастет до 200 млрд куб. м. Из прогноза Центра исследований проблем развития Госсовета КНР следует предположение, что рост импорта к 2030 году увеличится до 300 млрд куб. м.

На рост спроса на голубое топливо в Поднебесной надеются и в российском "Газпроме". "Принимая во внимание стабильный рост спроса на газ в Китае, а также наши уникальные логистические и ресурсные преимущества, мы с оптимизмом смотрим не только на поставки российского газа по "Силе Сибири", но и на перспективы реализации проектов поставок газа в Китай с Дальнего Востока России и по западному маршруту", — рассказывал зампредправления "Газпрома" Александр Медведев.

Рост сланцевой добычи в КНР, похоже, пока что не беспокоит российских газовиков. "Перспективный уровень добычи газа в Китае характеризуется высокой степенью неопределенности, прежде всего связанной с потенциалом добычи сланцевого газа. Даже в случае существенных успехов добычи нетрадиционного газа в стране потребление газа в Китае будет существенно опережать рост внутренней добычи газа, результатом чего станет дальнейшее увеличение импорта газа", — замечал начальник управления департамента "Газпрома" Кирилл Полоус. Отметим, по некоторым оценкам, к 2035 году разница между потреблением и внутренней добычей газа, включая сланцевый, в Китае может составить 200-280 млрд куб. м.

В российском "Газпроме" надеются к тому моменту занять 13% китайского рынка природного газа. "К 2025 году мы будем обеспечивать около 10% совокупного потребления газа в стране, только за счет поставок газа в рамках подписанного контракта по восточному маршруту… Мы не планирует останавливаться на этом и совместно с китайскими партнерами продолжаем работать над новыми трубопроводными проектами, реализация которых позволит нам увеличить присутствие газпромовского газа в КНР и… к 2035 году занять более 13% китайского рынка природного газа", — рассказывал в феврале Полоус, уточняя, что пока что холдинг не поставляет трубопроводный газ в Поднебесную.

Напомним, "Газпром" и китайская CNPC еще в мае 2014 года подписали соглашение о поставках российского газа в Китай по восточному маршруту. Контракт был заключен на 30 лет и предполагает ежегодную поставку 38 млрд куб. м российского газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири". Правда, договор с Китаем позволяет немного корректировать поставки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Первые поставки газа должны начаться в конце 2019 года. Основными источниками газа для газопровода станут Чаяндинское и Ковыктинское месторождения. На данный момент построено 1629 км газопровода при общей протяженности первой очереди 2158 км.

Даже если строительство завершится в срок, сразу же выйти на максимальную заявленную мощность прокачки газа "Сила Сибири" не сможет. Так, член правления "Газпрома" Всеволод Черепанов пояснял, что в первый год работы трубопровода, 2020-й, объем прокачки составит лишь 4,6 млрд куб. м, в следующий, 2021-й, — уже 10 млрд куб. м. В 2022 году — 16 млрд, в 2023-м — 21 млрд, в 2024-м — 25 млрд и, наконец, в 2025 году — 38 млрд куб. м.

И пока российские газовые проекты выходят на полную мощность, Китай развивает собственную добычу голубого топлива. "На сегодняшний день месторождение Фулин является крупнейшим сланцевым месторождением в мире, за исключением Северной Америки", — сообщает эксперт-аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. "Китай обладает крупнейшими запасами сланцевого газа в мире. По оценкам Минэнерго США, извлекаемые запасы сланцевого газа в КНР могут достигать 32 млрд куб. м, в то время как запасы сланцевого газа в США составляют только около 22 млрд куб. м", — продолжает замдиректора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова.

Впрочем, по мнению экспертов "НГ", масштабному росту добычи сланцевого газа в Китае мешает несколько факторов. "В Поднебесной сланцевый газ залегает достаточно глубоко, в среднем около 6 км от поверхности по сравнению, например, с США, где расстояние до поверхности — 2-4 км. Китай любит бравировать своим объемом добычи, но молчит, во сколько он ему обходится, а обходится он дороже в 15-20 раз, и экономически это неоправданно. Кроме того, в США хорошо развита нефтесервисная инфраструктура, дешевое кредитование, то есть выгоднее заниматься добычей сланцевого газа относительно Китая", — перечисляет аналитик компании "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. "Минэнерго США оценивает себестоимость добычи сланцевого газа в КНР как самую дорогостоящую в мире", — говорит Мильчакова. Так, себестоимость добычи 1000 куб. м сланцевого газа в Китае оценивается Минэнерго США как минимум на 20-40% дороже, чем в самих США. "И если Китай полностью откажется от недорогого импортного газа, это будет означать многократный рост тарифов для потребителей, чего КНР себе позволить не может", — рассуждает эксперт.

"Добыча сланцевого газа в Китае может стать экономически оправданной через 15-20 лет, когда появятся новые технологии, но не сейчас. Поэтому "Газпром" успеет построить "Силу Сибири" и заработать на этом", — делает вывод Яковенко. "Мощности проекта "Сила Сибири" хорошо коррелируют с растущим потреблением Китая, однако нельзя исключать риски невостребованности части объемов на фоне высокой конкуренции на рынке и реализации стратегии диверсификации импорта китайскими партнерами", — предупреждает доцент кафедры международной коммерции Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Тамара Сафонова.

Ольга Соловьева

<< Март, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ