media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.03.2019

Тарифной политикой при транспортировке нефти и газа должно заниматься Минэнерго, считают компании.

"Ведомости"

Президент "Транснефти" Николай Токарев и предправления "Новатэка" Леонид Михельсон просят президента Владимира Путина передать регулирование тарифов на транспортировку нефти и газа от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к Минэнерго, сообщил Токарев. "Нас не все устраивает в том, как организует эту работу ФАС, — заявил он "Интерфаксу". — За последние несколько лет мы не увидели ни одного внятного документа, который бы ФАС разработала и использовала для регуляции этой темы".

В прошлом году Токарев, Михельсон и совладелец НЛМК Владимир Лисин уже просили председателя правительства Дмитрия Медведева отстранить ФАС от регулирования тарифов. Решения не последовало.

"Мы в прошлом году выходили на [первого вице-премьера Антона] Силуанова с этой темой, — рассказал Токарев. — Но решили отложить до нового года, потом позиция осталась в подвешенном состоянии и мы с Михельсоном повторно вышли с просьбой рассмотреть возможность передачи тарифного регулирования в Минэнерго, потому что надо не теоретизировать, а заниматься регуляцией".

"Основная причина претензий естественных монополий — ФАС не учитывает отраслевую специфику, а у "Транснефти" это усугубляется тем, что она не может договориться с ФАС заложить затраты на инвестпрограмму в тариф, — комментирует гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. — Не в пример РЖД, которой удалось согласовать дифференциацию тарифов на груженый и порожний пробег, а также сохранить повышающие коэффициенты на экспортные перевозки". ФАС индексирует тарифы на годовую инфляцию за вычетом 0,1%, знает он.

"С отраслевым министерством понятно как разговаривают, — рассуждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пимкин. — Но здесь возникает другой риск: если каждое из отраслевых министерств будет лоббировать повышение тарифов для своих компаний, то уложиться в прогнозную инфляцию [правительству] будет тяжело, ведь каждый будет требовать для себя повышения тарифа". "В Минэнерго уже есть и работают специалисты, которые могут на себя взять решение тарифных вопросов, — говорит представитель "Транснефти" Игорь Демин. — Эти специалисты все годы, еще до расформирования Федеральной тарифной службы, отслеживали тарифообразование".

Универсальные подходы, основанные только на инфляции, для трубопроводного транспорта невозможны, уверен представитель "Новатэка": регулирование должно базироваться на решении ведомства, определяющего стратегию развития отрасли не на один год.

"Это служебная переписка. Не комментируем", — ответил представитель президента Дмитрий Песков. Представители ФАС и Минэнерго не ответили на вопросы "Ведомостей". По какой причине Лисин не обращался к президенту с просьбой отстранить ФАС от регулирования тарифов, его представитель не пояснил.

Отраслевые министерства вполне могут справиться с тарифообразованием, говорит собеседник "Ведомостей", близкий к одному из авторов этой инициативы. Токарев и Михельсон предложили отдать тарифный вопрос именно профильным министерствам. Тарифы РЖД, к примеру, в Минтранс, а тарифы на прокачку нефти и газа — в Минэнерго. Если же министерства столкнутся с противоречиями при определении тарифов на прокачку нефти и на ее провоз по системе РЖД, то компании и ведомства смогут решить вопрос на площадке Минэкономразвития, предлагает рабочую схему собеседник "Ведомостей".

В прошлом году Лисин, Токарев и Михельсон обращали внимание Медведева на то, что решения о размере тарифов "Газпрома", "Транснефти", "Россетей" и РЖД не могут приниматься в отрыве от стратегических решений о развитии соответствующих отраслей, обосновывают свое предложение авторы письма. Без системных решений отраслевые компании не могут планировать деятельность, что приводит к снижению инвестиций в критическую инфраструктуру и ограничивает рост экономики, писали Лисин, Михельсон и Токарев.

Виталий Петлевой

 

 

Новым заместителем Александра Новака может стать Александра Панина.

"Газета РБК"

Новым куратором электроэнергетики в Минэнерго может стать член правления "Интер РАО" Александра Панина, рассказали источники РБК. В компании она курирует маркетинг и сбыт и заменила Карину Цуркан, которую обвинили в шпионаже.

Кандидат из "Интер РАО"

Член правления "Интер РАО" Александра Панина может стать заместителем министра энергетики, рассказали РБК федеральный чиновник, топ-менеджер крупной энергокомпании и знакомый Паниной. "Интер РАО" возглавляет Борис Ковальчук — сын совладельца банка "Россия" Юрия Ковальчука.

Кандидатура Паниной сейчас согласовывается в правительстве, рассказал один из собеседников РБК. Такое назначение возможно, но есть вероятность, что выбор нового замминистра будет небыстрым, сказал РБК источник в администрации президента.

Представители "Интер РАО" и Минэнерго отказались от комментариев.

Бывший куратор энергетики в Минэнерго и по совместительству первый заместитель министра Алексей Текслер 19 марта был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Челябинской области. На следующий день Минэнерго сообщило, что распределило обязанности Текслера между тремя другими заместителями — Анатолием Яновским, Павлом Сорокиным и Анастасией Бондаренко. Но в сообщении пресс-службы ведомства отмечалось, что это временное курирование.

"Коммерсантъ" со ссылкой на источники писал, что список возможных кандидатов на пост заместителя министра возглавляют два человека: директор департамента оперативного контроля и управления в электронике Минэнерго Евгений Грабчак и бывший топ-менеджер "Интер РАО" Ильнар Мирсияпов. Один из источников РБК сказал, что кандидатура Мирсияпова не рассматривается на этот пост. Он напомнил, что топ-менеджер покинул "Интер РАО" по неизвестным причинам сразу после шпионского скандала с Кариной Цуркан.

Евгений Грабчак действительно считается одним из кандидатов, рассказали два собеседника РБК. "Скромный, порядочный и большой профессионал, но все же не основной кандидат", — отметил один из них. Грабчак курировал в том числе строительство электростанций в Крыму, за что попал в санкционный список Минфина США. В середине марта 2019 года чиновник стал одним из победителей конкурса "Лидеры России" и тогда рассказал о введенных санкциях президенту Владимиру Путину. Путин назвал это "верным признаком успешной работы в России".

Чем известна Александра Панина

Александра Панина окончила юридический факультет Волгоградского государственного университета, а также Государственную академию инноваций. В 25 лет она пришла работать в РАО "ЕЭС России", а через пять лет стала заместителем члена правления бизнес-единицы №1 РАО "ЕЭС" (управляла 11 генерирующими компаниями: ОГК и ТГК). В 2008 году Панина стала заместителем гендиректора по энергорынкам ОГК-3. Она занималась оптовым рынком, правилами торговли, рассказал ее знакомый.

В результате реформы РАО "ЕЭС" ОГК-3 оказалась на балансе "Интер РАО", а Панина в 2011 году стала заместителем гендиректора по маркетингу и сбыту "Интер РАО — Управление электрогенерацией". В этой должности она проработала семь лет, а в 2018 году временно получила должность главы дивизиона "Экспорт" и блока трейдинга, а также вошла в правление "Интер РАО". Летом 2018 года предыдущий руководитель блока, член правления Карина Цуркан была арестована по обвинению в шпионаже в пользу молдавской разведки и сейчас находится в СИЗО. Сама Цуркан все обвинения отрицает.

В энергетике Панина известна как один из лоббистов программы модернизации мощности, так называемой ДПМ-2, которую после нескольких лет обсуждения в январе 2019 года утвердило правительство. По ней энергетики получат гарантии возврата инвестиций в обновление энергоблоков: окупаться инвестиции будут за счет более высоких платежей за мощность со стороны потребителей. Всего на оптовом рынке предполагается модернизировать около 40 ГВт за 1,9 трлн руб.

"Понятно, что она лоббирует интересы компании, но старается слушать и что говорят другие участники рынка, учитывать интересы отрасли", — сказал о Паниной собеседник, близкий к крупной энергокомпании. Единственный недостаток Паниной в должности заместителя министра — долгая работа на "Интер РАО", отметил другой собеседник РБК. Панина действительно профессионал в энергетике, но с точки зрения развития отрасли будет лучше, если заместителем министра станет человек, не связанный с конкретной группой интересов, объяснил он.

Алина Фадеева

 

 

Ведомство подготовило новые идеи по снижению перекрестного субсидирования в региональных электросетях.

"Независимая газета"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила предложения в сфере формирования экономически обоснованного уровня тарифов для территориальных сетевых организаций (ТСО). Недовольство службы вызывает так называемая серая зона тарифного регулирования, позволяющая отдельным регионам формально в рамках закона в собственных политических или экономических целях манипулировать сетевыми тарифами для потребителей на разных уровнях напряжения. Если инициативы ФАС будут реализованы, возможностей для произвола станет гораздо меньше.

В России в общем виде принят следующий порядок расчета сетевых тарифов: в каждом субъекте РФ с учетом необходимой валовой выручки (НВВ) всех сетевых организаций региона формируется единый котловой тариф, который дифференцируется по уровням напряжения — высокому (ВН), среднему первому и второму (СН-1 и СН-2) и низкому (НН). При этом недостатки нормативно-правового регулирования дают широкий простор для произвольного определения НВВ ТСО на региональном уровне и необоснованных перекосов в дифференциации тарифов по уровням напряжения.

Предложения ФАС были представлены в презентации (есть в распоряжении "НГ") на заседании Рабочей группы по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и ЖКХ, прошедшем 22 марта. В презентации приведены реальные примеры сомнительного распределения по уровням напряжения нескольких компонентов котлового НВВ — заявленной мощности, перекрестного субсидирования, сглаживания (перераспределения НВВ в пределах долгосрочного периода) и инвестиционной составляющей, а также излагаются предлагаемые ФАС пути решения этих проблем.

Например, величина заявленной мощности по уровням напряжения в одном и том же регионе может очень существенно меняться по годам (в примере из презентации ФАС — до +/-247% на СН-2) при отсутствии какой-либо внятной логики — это один из параметров, при помощи которого региональный регулятор может формировать тарифные решения любым удобным способом. ФАС предлагает настроить механизм регулирования этого параметра — в идеале он должен учитывать фактическую мощность по всем потребителям.

Аналогичные манипуляции могут происходить и в распределении перекрестного субсидирования и сглаживания в НВВ и соответственно в тарифе на сетевые услуги. В презентации ФАС отмечены примеры регионов с отрицательными величинами объемов "перекрестки" и сглаживания на НН при завышенных величинах для ВН. Ведомство провело справедливый перерасчет распределения объемов "перекрестки" и сглаживания в представленных примерах по условным единицам. Как следует из модели ФАС, только за счет сглаживания был обеспечен 100-процентный прирост тарифа на ВН в одном из регионов.

Такая картина актуальна для многих регионов: рост тарифа на низком напряжении, то есть для населения, сдерживается, а для высокого напряжения с большими перетоками, то есть для крупных платежеспособных потребителей, — завышается. Наиболее вопиющий пример из презентации ФАС — отрицательные значения в НВВ инвестиционной составляющей (прибыли на капитальные вложения): регион просто подгонял нужные цифры, чтобы уложиться в предельный рост тарифа (это решение было отменено).

ФАС предлагает не допускать впредь отрицательных величин "перекрестки" и сглаживания и равномерно распределять их по уровням напряжения. Одним из последствий, как следует из примеров, приведенных в презентации, будет существенное снижение тарифа на ВН. По мнению ФАС, это позволит сохранить крупных потребителей в централизованной энергосистеме, сделав ее тарифы конкурентоспособными по сравнению с ФСК и собственной генерацией, сообщил "НГ" источник, присутствовавший на заседании рабочей группы: многие субъекты РФ сейчас не осознают угроз от ухода крупных потребителей, из-за чего ФАС каждый год вынуждена буквально спасать "котлы" по некоторым регионам.

В этих целях ведомство предлагает внести изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принять Методические указания по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования. ФАС получит дополнительные полномочия, но потребуется переходный период не менее пяти лет для того, чтобы плавно довести тарифы до уровня экономически обоснованных, сообщил источник "НГ".

"Мы рассчитываем, что во втором квартале появятся только проекты (направленные на реализацию предложенных инициатив. — "НГ"), а новые подходы могут заработать для тарифов с 2020 года, — сообщили "НГ" в пресс-службе ФАС. — По некоторым подходам позиции с федеральными органами исполнительной власти близки, в скором времени еще предстоят дискуссии по многим аспектам". Применение условных единиц для справедливого распределения тарифной нагрузки не единственный возможный метод: "ФАС России считает, что возможно использование и других методов, и в настоящее время это обсуждается".

Директор по розничным рынкам и сетям ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев объяснил "НГ" подоплеку появления существующих диспропорций, с которыми борется ФАС. "Региональный орган тарифного регулирования — прежде всего структура исполнительной власти региона, подчиняющаяся и подотчетная высшему должностному лицу исполнительной власти и правительству региона. Поэтому логика действия регулятора по распределению заявленной мощности по уровням напряжения в пределах общего объема сводного прогнозного баланса для посвященных в особенности тарифного регулирования не является секретом. Кажущееся на первый взгляд нелогичным изменение распределения заявленной мощности между уровнями напряжения объясняется необходимостью поддержки за счет перекрестного субсидирования одних группы потребителей увеличением тарифов для других групп, — отметил эксперт. — Например, в случае поддержки сельхозпроизводителей (что очень распространено), находящихся на уровне напряжения СН-2, достаточно отрегулировать величину заявленной мощности по уровням напряжения таким образом, чтобы сгенерировать определенный тариф, интересный для этих потребителей. Но это, безусловно, приведет к изменению величины мощности и тарифов на других уровнях напряжения, как правило, на ВН и СН-1. Желание снизить тарифы для потребителей на уровне напряжения СН-2 ведет к росту перекрестного субсидирования и тарифов на уровне напряжения ВН и СН-1".

Проблему экономически не обоснованного распределения затрат на содержание сетевой инфраструктуры по уровням напряжения необходимо решать уже на этапе формирования сводного прогнозного баланса повышением уровня прозрачности процедур согласования величин заявленной мощности, считает эксперт. Сейчас в процессе обсуждения участвуют сетевая организация, гарантирующий поставщик, региональное диспетчерское управление, иногда — сбытовые организации и квалифицированные потребители, но последний этап согласования всегда проводится между сетевой организацией и органом тарифного регулирования. Необходимо каждому участнику, в том числе квалифицированным потребителям, предоставить равные возможности как в участии в согласовательных процедурах, так и в отстаивании своих интересов при утверждении федерального сводного прогнозного баланса. А первым шагом в этом, как полагает Валерий Жихарев, должно быть снятие с федерального сводного прогнозного баланса грифа "для служебного пользования".

Глеб Тукалин

<< Март, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ