Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.04.2015

Глава Минприроды Сергей Донской и вице-премьер Александр Хлопонин пытаются продавить решение, которое позволит организации участвовать в добыче нефти на шельфе.

"Известия"

Министр природных ресурсов Сергей Донской и вице-премьер Александр Хлопонин предлагают наделить госкомпанию по геологической разведке полезных ископаемых "Росгеология" новыми непрофильными полномочиями — правом проводить добычу нефти на арктическом шельфе.

По текущим требованиям законодательства для участия в добыче на шельфе Арктики необходимо как минимум 5 лет опыта работы на арктическом шельфе, а также акционерное участие государства в добывающей компании более 50%. У "Росгеологии" добычи нефти на шельфе нет, есть только опыт по разведочному бурению за счет дочерних предприятий. Однако ни Донского, ни Хлопонина это не смущает и они пытаются продавить через правительство решение, которое позволит включить "Росгеологию" в список участников добычи на шельфе.

– Сейчас у "Росгеологии" есть опыт только геофизических исследований и поискового бурения, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Причем опыт только есть у одной компании, входящей в "Росгеологию", — "Севморгео". По сути, "Росгеология" в одинаковых со всеми крупными нефтяными компаниями условиях по отсутствию реального опыта на шельфе, но в отличие от других и денег у них нет вообще — половина их предприятий банкроты.

Мотивы Сергея Донского в продвижении достаточно ясны. Во-первых, "Росгеология" — его детище. Cергей Донской возглавил государственный холдинг ОАО "Росгеология", объединивший 38 геологоразведочных предприятий, еще в 2011 году. Причем этот период сложно занести в актив будущему министру: в результате деятельности команды Донского износ собственных активов "Росгеологии" сегодня приблизился к 90%. По консервативным оценкам, их развитие и модернизация требует около 40 млрд рублей, а холдинг при этом выживает лишь за счет нерыночных займов. Зато, согласно годовой отчетности "Росгеологии" за 2012 год, доля управленческих расходов в выручке составила 88%, а рост этой доли за год превысил 300% (что беспрецедентно).

В 2012 году Донской ушел из "Росгеологии" и занял пост министра природных ресурсов. Но компанию министр не оставил: он активно содействовал продвижению "Росгеологии" — компании постоянно выделялись дополнительные кредитные линии, государственные подряды и господдержка. Результат не заставил себя долго ждать: после 3 лет убытков, составивших суммарно 200 млн рублей, компания за счет господрядов от подконтрольных Минприроды предприятий впервые показала в 2014 году прибыль — правда, всего в 270 млн рублей. "Росгеология" получила эти подряды от федерального агентства "Роснедра" (1 млрд рублей) и национального парка "Русская Арктика" (500 млн рублей), подконтрольных Министерству природных ресурсов.

– Фактически, если бы Сергей Донской не дал указание на заключение договоров с "Росгеологией", то компания так же продолжила бы терпеть убытки и вопрос о ее закрытии стоял бы более открыто, — отмечает источник в министерстве.

Права для "Росгеологии" по добыче нефти и газа на шельфе Арктики совместно с Сергеем Донским требует и вице-премьер правительства Александр Хлопонин, который в октябре предложил создать из "Росгеологии" госкорпорацию, которая стала бы "специализированным государственным агентом по выполнению геологоразведочных работ и воспроизводству минерально-сырьевой базы России".

Александр Хлопонин имеет влияние на "Росгеологию" через близкий к нему топ-менеджмент компании и таким образом реализует свои планы по ее расширению. Как известно, до перехода на госслужбу он был одним из топ-менеджеров "Норникеля". И именно выходцы из этой компании сейчас превалируют в руководстве "Росгеологии", в том числе руководитель госкомпании Роман Панов.

– Хлопонин и Донской создают за счет бюджета монстра-конкурента "Роснефти" и "Газпрома", — объясняет господин Юшков. — Они через "Росгеологию" хотят, видимо, самореализоваться, для них это такая имиджевая история — показать, что добиваются значительных результатов в любой области. По "Росгеологии" сам Хлопонин предлагает две стадии реализации плана расширения компании: первая — это когда единым исполнителем заказа на геологическую разведку на шельфе будет только "Росгеология" и ей будут передавать разведку на участки, в которых нет собственника. Вторая — это то, что ей вся добыча и разработка нераспределенных месторождений переходит — по запасам сможет получиться достаточно крупный конкурент "Газпрому" и "Роснефти". Самое смешное, что сама "Росгеология" заявляет, что она недобывающая компания и, соответственно, они не хотят ничего добывать — опыта и финансовых средств у них нет.

Однако этот факт мало интересует Сергея Донского, которому важно показать, что все усилия, которые он предпринимает для допуска на шельф частных компаний, — это не лоббизм интересов "Лукойла", а нечто большее.

Между тем, "Росгеология" не раз являлась источником проблем для государства и испытывала трудности с финансированием. В 2014 году Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) предупреждало Министерство природных ресурсов о возможном банкротстве "Росгеологии". Росимущество подозревало руководство компании в злоупотреблениях при распоряжении государственным имуществом, а также полагало, что холдинг находится на грани банкротства. Это происходило, когда в 2011-2013 годах чистый убыток "Росгеологии" вырос до 120 млн в год, а кредиторская задолженность — до 5,5 млрд рублей, при условии, что уставный капитал компании был в два раза меньше — 2,5 млрд рублей.

– В саму "Росгеологию" правительство специально не вкладывалось — компания действовала чисто на вливании предприятий. По сути, они постоянно шантажируют правительство форматом "дайте 10 млрд рублей или добавьте пару десятков компаний". Им выделяли новые компании постоянно — сейчас у них уже 38, а скоро правительство передаст еще 15, — объясняет Юшков. — Но зачем им это нужно — непонятно.

Глава Росимущества Ольга Дергунова в июне 2014 года отмечала злоупотребления при распоряжении государственным имуществом в "Росгеологии". В "Иркутскгеофизике", которая была включена в "Росгеологию", согласно решению совета директоров, было решено одобрить отчуждение недвижимого имущества. Тогда было принято решение о передаче 1175 кв. м нежилых помещений и двух нежилых зданий площадью 899 кв. м и 168 кв. м другим собственникам. Уже на конец 2014 года доходы от продажи недвижимого имущества (указываются в бухгалтерской отчетности как "доходы от продажи основных средств") составили 184 млн рублей — распродажа недвижимости, судя по всему, была продолжена ради поддержания положительного финансового баланса и доказательства того, что компания работает эффективно.

– По сути, менеджмент "Росгеологии" уже давно занимается только интеграцией всё пребывающих активов и их оптимизацией, а не развертыванием работы — компании "Росгеологии" вынуждены действовать сами по себе и самостоятельно, —говорит Юшков. — В принципе "Росгеология" подрядные работы выполняет, но непонятно, насколько они эффективны.

По оценкам "Росгеологии", из государственного бюджета на геологоразведочные работы в 2014-2020 годах будет выделено около 193 млрд рублей. "Росгеология" планирует  выполнить работ как минимум наполовину этой суммы.

Как отмечают эксперты, в расширении полномочий "Росгеологии" особого смысла нет.

– У "Росгеологии" нет достаточной финансовой базы в отличие от "Роснефти" и "Газпрома", да и в менеджменте компании заявляли, что добыча нефти им не очень интересна. Однако тут могут быть и скрытые мотивы: все компании, переданные "Росгеологии" во владение, стоят в плане приватизации, — заявляют аналитики. — Возможно, что однажды решат продавать разом всю "Росгеологию" с выгодными подрядами и правом добычи нефти на шельфе.

Вячеслав Нечаев

 

 

"Норникель" может продать принадлежащие ему 11% "Интер РАО" на рынке. Цена пакета — 13,7 млрд руб. Инвесторы считают компанию недооцененной и готовы покупать бумаги.

"Ведомости"

Совет директоров "Норникеля" 30 апреля рассмотрит вопрос о продаже принадлежащего компании пакета "Интер РАО", сообщил "Норникель" в понедельник. На I квартал у "Норникеля" в собственности находилось 10,97% "Интер РАО". Представитель "Норникеля" отказался от комментариев.

В конце 2013 г. "Норникель" объявил о выходе из непрофильных активов, которые не отвечают условиям "первоклассности" (выручка более $1 млрд, рентабельность по EBITDA более 40% и т. д.). В конце прошлого года компания продала все крупные непрофильные активы, кроме пакета в "Интер РАО". Финансовый директор "Норникеля" Сергей Малышев отмечал, что компания не торопится с продажей, ожидая улучшения конъюнктуры.

"Норникель" хотел продать пакет стратегическому инвестору, но сейчас такого покупателя на горизонте нет и "Норникель" решил продавать акции в рынок, рассказывают два человека, близкие к компании, и два человека, знакомые с условиями продажи. Вчера на Московской бирже пакет стоил 13,7 млрд руб. ($263 млн). По словам одного из собеседников "Ведомостей", "Норникель" продает акции "Интер РАО" примерно месяц и на сегодняшний день уже могут быть проданы около 5%. Акции продает ВТБ, уточняют два источника. Банк продает бумаги в шорт — т. е. заключает сделки на продажу, а потом, когда их цена на рынке падает, покупает бумаги у владельца дешевле, получая прибыль, объясняет один из собеседников. Представитель ВТБ отказался от комментариев. Бумаги покупают и портфельные инвесторы, замечают два человека, близкие к покупателям. Чуть меньше процента недавно докупил фонд Spring, рассказал "Ведомостям" директор фонда Дэвид Херн. У инвесторов несколько причин для покупки бумаг компании. Во-первых, "Интер РАО" сейчас стоит очень дешево — $2,3 млрд, примерно столько же стоит "Э.Он Россия" — $2,1 млрд, хотя у компании в 3 раза меньше активов и в 10 раз меньше выручка. То есть, даже если "Интер РАО" будет управляться в 2 раза хуже, компания должна стоить в 2 раза дороже, а значит, котировки будут расти, заключает один из собеседников "Ведомостей". Кроме того, хотя управление компанией не на высоте, это все-таки не "какой-нибудь "Газпром", менеджмент старается, а значит, можно надеяться на рост эффективности", заключает он.

Вторая причина — завершение инвестпрограммы, а значит, резкий рост денежного потока и вероятность дивидендных выплат, отмечают оба собеседника. "Интер РАО" уже утвердила новую дивидендную политику, которая предполагает выплаты минимум 25% чистой прибыли по МСФО, но топ-менеджеры рассказывали, что рассматривают возможность платить и больше — до 50%, добавляет второй собеседник "Ведомостей". Представитель "Интер РАО" не исключил такой возможности.

"Норникель" получил 13,6% "Интер РАО" в начале 2011 г. в обмен на 82,7% в ОГК-3, доля "Норникеля" в уставном капитале холдинга составила 14,2%. Впоследствии доля была размыта из-за допэмиссии "Интер РАО". Справедливая стоимость пакета в ОГК-3 на конец 2010 г. составляла $2,1 млрд, говорится в отчете компании. Но с тех пор актив приносил "Норникелю" только убыток от обесценения, в 2012-2013 гг. он составил порядка $1 млрд, сказано в отчетах компании.

Решение о продаже пакета в "Интер РАО" — это не вопрос, фиксировать или не фиксировать убыток, а вопрос, будут ли расти акции "Интер РАО", говорит аналитик БКС Кирилл Чуйко. Не исключено, что компания решила продать акции, дождавшись их небольшого роста: в конце года акции "Интер РАО" стоили 70 коп. за бумагу, а сейчас — 1,2 руб., рассуждает он. Продажа всего пакета по рыночной цене принесет "Норникелю" 0,8% к дивидендной доходности, которая в целом может составить около 8%, подсчитал Чуйко.

Александра Терентьева, Алина Фадеева

 

 

BP должна остаться британским "национальным чемпионом", считает правительство Великобритании.

"Ведомости"

Офис премьер-министра Дэвида Кэмерона проинформировал руководство BP и руководителей финансовых организаций: правительство хотело бы, чтобы компания осталась британским "национальным чемпионом". Хотя правительства и консерваторов, и лейбористов уже давно не вмешиваются в вопросы трансграничных слияний и поглощений и приветствуют иностранные инвестиции, сейчас власти дали понять, что не будут сохранять нейтралитет.

Кэмерон "скептично" отнесется к любой сделке по поглощению BP, даже если в ней будет участвовать британо-нидерландская Royal Dutch Shell, так как хочет, чтобы в Великобритании были две крупные глобальные нефтяные компании, рассказали чиновники Financial Times. У правительства мало формальных оснований заблокировать такую сделку, но высокопоставленный финансист, проинформированный о позиции властей, говорит: "Они так четко обозначат свое несогласие, что отвратят любого иностранного покупателя и он не решится сделать предложение".

В BP отказались комментировать, обсуждали ли представители правительства этот вопрос с руководством компании. Офис премьер-министра заявил: "Как можно ожидать, правительство ведет переговоры с широким кругом британских компаний. Наличие британских компаний, конкурирующих и добивающихся успеха в стране и за рубежом, отвечает интересам Соединенного Королевства".

Падение цен на нефть спровоцировало активное обсуждение перспектив консолидации. По мнению аналитиков, у BP есть немало активов, которые могли бы заинтересовать ExxonMobil, но та вряд ли пойдет на сделку, в том числе из-за позиции британского правительства. Кроме того, до сих пор не ясно, сколько BP придется выплатить по искам за аварию в Мексиканском заливе. Гендиректор ExxonMobil Рекс Тиллерсон ранее критиковал BP за действия, которые, по его мнению, могли привести к аварии. Таким образом, интеграция двух компаний была бы весьма непростым делом. К тому же BP принадлежит 19,75% акций "Роснефти", и это тоже может остановить американскую компанию.

Сама BP тоже не стремится к крупным сделкам, заявил на прошлой неделе ее гендиректор Боб Дадли: "Я не уверен, что большое обязательно должно быть прекрасным. У нас хороший портфель [активов], мне он нравится".

Джордж Паркер, Кристофер Эдамс, Financial Times

<< Апрель, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ