media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.04.2017

Вопрос о переносе уплаты платежа с НПЗ на АЗС вновь обсуждается в правительстве.

"Известия"

Российские нефтяные компании лоббируют еще один налоговый маневр. Они предлагают перенести уплату акциза на топливо на владельцев автозаправочных станций (АЗС). Сейчас его платят нефтеперерабатывающие заводы.

О том, что эта тема вновь на повестке дня, "Известиям" рассказали два источника в отрасли. Идея рассматривалась около года назад, однако нефтяники не встретили понимания в Минфине. Источник "Известий" в этом ведомстве подтвердил, что позиция неизменна — схему уплаты акциза менять нельзя из-за технических сложностей.

Сейчас акциз платят НПЗ. Большинство предприятий принадлежат вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), поэтому впервые именно они обратились с письмом по поводу переноса акциза на АЗС к президенту Владимиру Путину на фоне роста акцизов с 1 апреля 2016 года. Тогда их инициатива не была поддержана, однако нефтяники не забыли о своей идее.

— Не исключается, что решение будет принято в пользу переноса акциза на АЗС, — рассказал "Известиям" источник в правительстве.
По его словам, этот вопрос в данный момент находится на рассмотрении уполномоченных ведомств. Он подчеркнул, что это одна из опций реформы налогообложения в нефтяной отрасли.

— Будет еще один налоговый маневр, связанный с акцизами на бензин, — подтвердил "Известиям" источник в отрасли.

В Минэнерго сказали, что не слышали о том, что подобное решение может быть принято в ближайшее время.

Источник в Минфине при этом подтверждает, что позиция ведомства не поменялась за прошедший год. И объясняет это тем, что уровень развития технологий не позволяет осуществить такую инициативу без снижения собираемости акцизов.

— Проблема в том, что администрировать уплату акциза на 15-20 тыс. АЗС несопоставимо сложнее, чем на 30 НПЗ, — пояснил он позицию ведомства.

Год назад, в апреле 2016 года, заместитель начальника отдела косвенных налогов Минфина Нина Нечипорчук заявила, что перенос уплаты акцизов на нефтепродукты на розничное звено ведомство считает нецелесообразным и после обсуждений с заинтересованными министерствами и компаниями вопрос "был закрыт".

В пресс-службе Минфина "Известиям" подтвердили, что ведомство выступает против подобной инициативы.

— Акцизы на нефтепродукты — это источник наполнения дорожных фондов. При переносе администрирования на АЗС упадёт собираемость налога, что недопустимо, — сообщил представитель ведомства.

Тогда же в "Роснефти" заявили, что перенос выплат акцизов с НПЗ на АЗС ставит всех участников рынка — и ВИНК, и небольшие сети заправок — в равные условия. А нефтеперерабатывающие заводы, выплачивающие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, "фактически кредитуют бюджет".

Эксперименты с акцизами на топливо активно продвигаются людьми, плохо знакомыми с системой их сборов, считает ведущий аналитик "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. Также этот лоббизм может быть связан с целью "поживиться за счет бюджета", уверен он, так как перенос акциза на АЗС сократит долю отчислений в бюджет.

— Наиболее эффективный способ — это собрать сумму акциза с двух десятков НПЗ, чем бегать за тысячами АЗС. Независимо от того, принадлежат они ВИНКам или находятся в свободном плавании, — заявил аналитик.

Это часть общего обсуждения налогового процесса, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.

— Дело в том, что нефтяные компании очень недовольны тем форматом перехода на налоговый маневр, который сейчас реализуется: когда сокращены экспортные пошлины, но увеличены НДПИ. И поэтому они пытаются найти какой-нибудь компромисс с правительством, — сказал он.

По словам Станислава Митраховича, компромиссом и может стать перенос акцизов.

— Просто если акцизы сейчас увеличить, то получается, что нефтяные компании должны будут либо из своего кармана их оплачивать, либо переносить эти дополнительные расходы на конечных потребителей нефтепродуктов, в частности, на покупателей бензина, — считает эксперт.

По его мнению, рост цен на бензин в итоге может вылиться в социальное недовольство.

С 1 апреля 2016 года внеплановое повышение акцизов на бензин "Евро-5" составило 2600 рублей за тонну — с 7530 рублей за тонну до 10 130 рублей за тонну.

Правительство не первый год обсуждает реформу налогообложения в нефтяной отрасли. Минфин настаивает на введении налога на добавленный доход, нефтяные компании при обсуждениях этого вопроса в правительстве стараются выторговать себе льготы и добиваются исключений для различных месторождений. Компромисс до сих пор не найден. Минфин намеревался представить законопроект до конца февраля, однако его текст публично до сих пор не представлен. На экономическом форуме в Красноярске курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что текст законопроекта готов для обсуждения в правительстве и документ будет внесен в Госдуму до конца мая.

В "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойле", "Сургутнефтегазе", "Татнефти" не ответили на запрос "Известий".

Мария Тодорова, Алина Евстигнеева

 

 

Польская госкомпания предъявила новые претензии российской монополии.

"Газета РБК"

Закрытие антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении "Газпрома" может быть отложено, если будет дан ход новой жалобе польской госкомпании PGNiG на российский концерн, предупреждают эксперты РБК.

Польша против "Газпрома"

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG 14 марта 2017 года подала в Еврокомиссию жалобу на "Газпром", который она обвиняет в нарушении антимонопольного законодательства ЕС. Об этом говорится в отчете "Газпрома" по МСФО за 2016 год.

Согласно жалобе PGNiG, "Газпром" и его трейдер "Газпром экспорт" подозреваются в нарушении ст. 102 договора "О функционировании ЕС". Эта статья запрещает предприятиям злоупотребление доминирующим положением на внутреннем рынке ЕС — невозможны навязывание цен покупки, ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям, применение к торговым партнерам неравных условий в отношении одинаковых сделок, навязывание в договорах дополнительных обязательств.

Как уточняет "Газпром", PGNiG ставит ему в вину "несправедливую ценовую политику в отношении PGNiG" при продаже газа, "воспрепятствование трансграничной торговле газом" и "контрактное связывание".

Официальные представители "Газпрома" переадресовали запрос РБК в "Газпром экспорт". Представитель "Газпром экспорта" от комментариев отказался. Представитель PGNiG на запрос не ответил.

Еврокомиссия по жалобе PGNiG возбудила дело, однако "Газпром" не считает это началом нового антимонопольного расследования в свой адрес. "Возбуждение дела не является началом формальной стадии расследования и не означает признания "Газпрома" виновным в нарушении антимонопольного права ЕС. На данный момент невозможно оценить потенциальное негативное воздействие проводимого расследования на деятельность "Газпрома" в Европе и на финансовое положение "Газпрома" в целом", — поясняется в сообщении концерна.

"Еврокомиссия рассматривает все жалобы, которые она получает, в соответствии со стандартными правилами и процедурами", — пояснил РБК представитель Еврокомиссии в Брюсселе, отказавшись от дальнейших разъяснений.

Екатерина Ващилко, юрист адвокатского бюро А2, пояснила РБК, что Еврокомиссия обязана рассматривать все обращения и жалобы, адресованные ей, после чего выносится решение об отклонении жалобы либо о начале проверки по ней. При этом последствий для бизнеса "Газпрома" от этой процедуры она не ожидает.

Как полагает источник РБК в "Газпроме", новая польская жалоба вряд ли получит ход и не послужит поводом для отдельного расследования.

Антимонопольный компромисс

Источник РБК в "Газпроме" пояснил РБК, что жалоба PGNiG частично дублирует обвинения, выдвинутые восьмью европейскими странами против российского концерна в 2012 году. Тогда Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Словакия заподозрили российскую компанию в нарушении антимонопольного законодательства ЕС, и было начато расследование. В его рамках в апреле 2015 года Еврокомиссия приняла заявление о возражениях "Газпрома" и выдвинула против него официальные обвинения в нарушении законодательства ЕС в области конкуренции. В конце 2016 года "Газпром" направил итоговые предложения по урегулированию антимонопольного дела и согласился пойти на уступки в обмен на урегулирование спора, о чем Еврокомиссия сообщила 14 марта 2017 года.

Российский холдинг согласился исключить из контрактов запрет на трансграничную перепродажу газа, а также привязать цену для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы к бенчмаркам (к спотовым ценам на газ в европейских хабах). Причем потребители газа, в случае если компромисс будет одобрен, получат право инициировать процесс пересмотра цен на газ, в случае если они не будут соответствовать бенчмарку. Помимо этого Венгрия, Польша и Словакия смогут получать газ на пунктах его поступления в страны Балтии и в Болгарию. "Газпром" обязался соблюдать данные обязательства в течение восьми лет. Если же компания их нарушит, то Еврокомиссия сможет наложить штраф на нее в размере до 10% от общего мирового оборота компании без необходимости доказывать нарушение антимонопольных правил ЕС.

В ЕК предложения "Газпрома" назвали достаточными для урегулирования антимонопольного дела. Вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович заявил (цитата по агентству Bloomberg): "ЕК рассматривает обязательства, взятые на себя "Газпромом" в рамках урегулирования антимонопольного дела, как достаточную гарантию". Теперь свое заключение по поводу этих предложений должны представить податели жалобы, и при согласии сторон и в случае позитивных результатов рыночного тестирования антимонопольное дело закроют.

При этом PGNiG оценила выдвинутые "Газпромом" предложения по урегулированию антимонопольного дела как недостаточные и сочла необоснованным их одобрение Еврокомиссией, сообщала польская компания по итогам раскрытия деталей компромисса в марте. Ее нынешние претензии другой источник РБК в "Газпроме" называет политически ангажированными и преследующими цель затянуть урегулирование антимонопольного спора.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач с такой точкой зрения согласен. "Это исключительно политический шаг, направленный на блокировку любых процессов, связанных с осуществлением бизнеса "Газпрома" в Европе", — говорит он.

По словам Гривача, у польских компаний уже есть все возможности для трансграничной торговли российским газом: PGNiG продает газ "Газпрома" как через трейдеров, так и напрямую, в том числе организует реверсные поставки на Украину. Как отмечает аналитик, газопроводы по территории Польши, по которым поставляется российский газ, переданы в управлению компании Gassystem, что делает обвинения в "контрактном связывании", то есть в навязывании контрактов на транспортировку газа вместе с контрактом на его поставку, необоснованными.

Ващилко не считает новыми претензии PGNIG, поскольку они снова вменяют "Газпрому" нарушения, связанные с ограничением трансграничной торговли, устранение которых является частью сделки с европейскими потребителями газа. Остальные претензии польской компании также урегулируются в рамках возможного компромисса по антимонопольному спору, полагает она.

Американский аспект

Собеседник РБК в "Газпроме" считает, что польская компания своей жалобой также пытается усилить позиции американских поставщиков СПГ, которые выходят на польский рынок. Гривач уточняет, что нынешняя цена на российский газ для Польши ниже цены американского СПГ.

В 2016 году Польша импортировала 11,07 млрд куб. м российского газа (рост на 24,2% год к году). При этом Варшава намерена отказаться от него после истечения в 2022 году контракта с "Газпромом" и переориентироваться на американских поставщиков СПГ. Первый танкер с СПГ из США в Польшу придет в июне этого года, сообщил 27 апреля один из руководителей PGNiG Мачей Возняк. "Газ поставит компания Cheniere Energy. Это первые поставки американского газа не только в Польшу, но и в Северную Европу. Мы купили этот газ по очень хорошей цене", — цитирует его ТАСС. Возняк подчеркнул, что речь идет о спотовом контракте, но польская сторона рассчитывает также на подписание долгосрочного соглашения о поставках СПГ. Премьер-министр Польши Беата Шидло заявила, что помимо финансовой выгоды контракт обеспечивает независимость от российского газа.

Источник РБК в "Газпроме" полагает, что еще одна из целей жалобы PGNiG — повлиять на позицию Еврокомиссии по будущим газопроводам в обход Украины, в частности по "Северному потоку-2".

Польша вместе с Украиной являются главными противниками этого проекта. При этом у Варшавы есть успешный опыт по блокированию проектов российской газовой монополии в ЕС. Так, в конце прошлого года PGNiG подала на Еврокомиссию в суд из-за ее решения предоставить "Газпрому" расширенный доступ к газопроводу OPAL, который служит для распределения газа "Северного потока". Это привело к блокировке новых аукционов на мощности OPAL и сокращению поставок "Газпрома" через газопровод. В июле прошлого года польский антимонопольный регулятор также не согласовал создание совместного предприятия шестью сторонами, ответственными за строительство и эксплуатацию "Северного потока-2", трубопровода по дну Балтийского моря, который должен поставлять до 55 млрд куб. м газа в обход Украины на европейские рынки. Регулятор пришел к выводам, что создание СП может привести к ограничению конкуренции. В результате, опасаясь проблем для своего бизнеса в Польше, европейские партнеры "Газпрома" по проекту отказались от создания СП, но на днях объявили, что примут участие в финансировании проекта.

Людмила Подобедова

"Транснефть" обвинила ФАС в неправомерном вмешательстве в ее работу в интересах третьих лиц. Это первый за последние годы случай, когда госкомпания так жестко критикует регулятора.

"Ведомости"

В минувшую среду, 26 апреля, президент "Транснефти" Николай Токарев написал письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву, в котором подверг жесткой критике работу ведомства. Недавние действия чиновников "целевым образом направлены на дестабилизацию работы "Транснефти", пишет топ-менеджер ("Ведомости" ознакомились с документом).

В последнее время ФАС в отношении "Транснефти" и ее "дочек" предпринимает меры, делает публичные заявления, наносящие ущерб интересам и репутации компании, продолжает Токарев: "Мы расцениваем такие действия как безосновательное и неправомерное вмешательство федерального органа исполнительной власти в деятельность "Транснефти" в интересах иных хозяйствующих субъектов". Так, президент "Транснефти" приводит ситуацию с Новороссийским морским торговым портом (НМТП). "Без проверки обоснованности жалоб отдельных нефтяных компаний" ФАС оштрафовала порт на 9,74 млрд руб. за нарушение антимонопольного законодательства. Токарев напоминает, что "Транснефть" планирует продать долю в НМТП (35,5%). Продать свои 20% готовится и государство. А такая "предпродажная подготовка" со стороны ФАС негативно влияет на стоимость акций, что дает возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене. Группа "Сумма" считает действия ФАС неправомерными, ошибочными, основанными на искаженных данных и сейчас оспаривает их в предусмотренном законом порядке, говорит представитель "Суммы" (совладелец порта): "Нам не хотелось бы допускать мысли о том, что государственное ведомство может действовать в чьих-то интересах, кроме государственных".

Тенденциозный подход ФАС проявила и в отношении жалобы "Роснефти" в связи с потерями при транспортировке нефти, продолжает Токарев: "Действуя в интересах одной нефтяной компании, ФАС начала фактическую ревизию нормативной базы Минэнерго, не имея на то никаких полномочий или оснований". Служба также потребовала пересмотреть итоги закупки без жалоб со стороны третьих лиц. О чем именно идет речь, в письме не указано. ФАС не устроил выигранный Трубной грузовой компанией тендер "Транснефти" на закупку труб на 50 млрд руб., писал недавно РБК. Наконец, ФАС демонстративно отказалась рассматривать законопроект о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, подготовленный Минэнерго по поручению президента России.

Поэтому "Транснефть" решила прервать действие меморандума о сотрудничестве между компанией, ФАС и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ), пишет Токарев.

Представитель ФАС не ответил на вопросы "Ведомостей". Его коллега из "Транснефти" отказался от комментариев. Представитель СПбМТСБ отметил лишь, что организация биржевых торгов нефтепродуктами, нефтью, производными финансовыми инструментами на нефть и нефтепродукты регулируется другими документами.

Подобных претензий крупной компании к работе регулятора эксперты не припомнят. "Жаловаться на работу ФАС — рискованное занятие, — указывает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — "Транснефть" — естественная монополия, и внимание [к ней] ФАС всегда повышенное".

ФАС не была замечена в лоббировании чьих-то интересов, говорит директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. По его мнению, чиновникам и "Транснефти" в итоге удастся разрешить все проблемы: "Разрыв в принципе невозможен. Это как разрыв между машиной и колесами".

Галина Старинская

 

 

<< Апрель, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ