conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.05.2014

Правительство отказалось от ускоренной — всего за два года — налоговой реформы на нефтяном рынке. Пошлина на экспорт нефти будет постепенно снижаться, а НДПИ — расти. Какими темпами — чиновникам пока неясно, но решение будет принято в ближайшее время.

"Ведомости"

Вчера на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждались параметры большого налогового маневра в нефтяной отрасли: снижение пошлин на экспорт нефти и повышение НДПИ. Об этом "Ведомостям" рассказали участники совещания и подтвердил представитель секретариата Шувалова.

Рассматривались два варианта. Помимо Минэнерго (постепенный маневр, который завершится уже после 2018 г.) свой вариант разработал и Минфин. Его чиновники назвали этот сценарий "два прыжка": реформу предлагалось провести всего за два года — в 2015-2016 гг., сообщили "Ведомостям" два высокопоставленных федеральных чиновника и эксперт, участвующий в обсуждениях.

Минфин предлагал в 2015 г. снизить предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть до 42% (сейчас 59%, снижение до 57% предусмотрено действующим бюджетным планом), а в 2016 г. — до 28%, рассказывает чиновник, знакомый с расчетами министерства. Тогда пошлина сравнялась бы с казахстанской — $80. Также должны были снизиться пошлины на темные и светлые нефтепродукты. НДПИ Минфин предлагал повысить в 2015 г. до 750-780 руб., в 2016 г. — до 1010 руб. (сейчас в бюджете в 2014 г. — 493 руб., в 2015 г. — 530 руб., в 2016 г. — 559 руб.).

Но ускоренный вариант не понравился Минэнерго: это будет шоком для индустрии, маневр ударит по рентабельности многих компаний, объяснял чиновник министерства. Снижение пошлин привело бы к росту внутренней цены на нефть (рассчитывается как разница между экспортной ценой и расходами на пошлину и транспортировку). Многие НПЗ сейчас ориентированы на выпуск низкомаржинальных продуктов, например мазута, повышение цен на нефть приведет к тому, что они окажутся на грани рентабельности, объяснял сотрудник крупной нефтяной компании: маневр надо растянуть до 2018 г., когда компании успеют завершить модернизацию своих НПЗ.
Вариант Минфина был отклонен как слишком радикальный, сказал федеральный чиновник. Обсуждение параметров налогового маневра продолжается, говорят представители секретариата Шувалова и Минфина. Договориться нужно до 4 июня. Этот вопрос будет обсуждаться на заседании президентской комиссии по ТЭКу, пообещал нефтяникам на Санкт-Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин. До этого маневр должен быть рассмотрен на совещании у премьер-министра, говорят участники обсуждения.

Постепенный маневр проводится с этого года, но пошлины снижаются очень медленно (в 2016 г. — до 54%). Минфин настаивал на ускорении снижения ставок из-за создания в 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС, соглашение должно быть подписано президентами России, Белоруссии и Казахстана в четверг), а к 2025 г. — единого нефтегазового рынка ЕАЭС. Для российского бюджета это риски, говорили чиновники Минфина: Белоруссия перестанет перечислять пошлину от экспорта нефтепродуктов (около $4 млрд в год), произведенных из российской нефти (страна получает без пошлин нефть — в этом году 23 млн т), и может ввести экспортные пошлины намного ниже российских. Тогда российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через Белоруссию, объясняли собеседники "Ведомостей".

Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже заявил, что скоро Белоруссия снизит сумму пошлин, перечисляемых в российский бюджет: с 2015 г. — на $1,5 млрд меньше, а с 2016 г., возможно, вообще откажется от компенсации. Пока договорились о $1,5 млрд с возможной корректировкой этой цифры, отмечает российский чиновник. Ситуация усугубляется тем, что в последнее время появились подозрения, что Белоруссия занижает компенсацию, объясняет участник переговоров: при снижении экспорта мазута в 10 раз вырос вывоз битумных смесей из Белоруссии, которые пошлиной не облагаются. Поэтому нельзя затягивать с маневром, отмечает он.

Скорее всего, Минфин будет настаивать на ускорении маневра и предложит компромиссный вариант, полагает чиновник финансово-экономического блока правительства. Например, с 2017 г. возможно ускоренное снижение пошлин, рассуждает собеседник "Ведомостей". Кроме того, не закрыт вопрос с пошлинами на мазут: сейчас по плану они должны быть повышены до 100% от пошлины на нефть с 2015 г., возможно, эти планы сохранятся, а может, будет выбран вариант Минэнерго — растянуть повышение на несколько лет.

Снижение пошлин на нефть может привести к росту внутренней цены на сырье и, соответственно, на бензин, но Минфин компенсировал бы издержки снижением акцизов. При всей радикальности маневра общий эффект для компаний и для бюджета был бы нейтральным, отмечает чиновник, знакомый с расчетами Минфина. Бюджет потерял бы при маневре всего 7 млрд руб., финансовые последствия для нефтяников в 2015 г. тоже фактически нулевые, в 2016 г. они бы получили дополнительные доходы в 70 млрд руб. (за счет снижения акцизов и роста выручки из-за повышения внутренней цены на нефть).

При комбинации — снижение не только пошлин, но и акцизов — большой налоговый маневр был бы выгоден нефтяникам, говорил юрист крупной нефтегазовой компании. Риски возникли бы у производителей нефтехимии и авиакеросина: рост цен на нефть и, следовательно, на нафту снизит маржу этих компаний, а сэкономить на снижении акцизов они не смогли бы — этот налог они не платят. Сейчас пошлина на нафту — 90% от нефтяной, это сдерживает цены на внутреннем рынке, а при снижении экспортной пошлины на нефть до $80 экспортный паритет по нафте увеличится примерно на $270, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но Минфин готовил для этих компаний инструмент компенсации потерь — отрицательные акцизы, знает чиновник, т. е. возмещение из бюджета.

Маргарита Папченкова

 

 

Правительство создает советы потребителей, призванные следить за монополистами.

"РБК daily"

У монополистов появился новый надзиратель. Правительственная комиссия по транспорту одобрила создание советов потребителей при транспортных монополиях, на очереди — сырье, электричество и связь. Советы хотят следить за формированием инвестпрограмм и тарифов, но не имеют права вето.

Правительственная комиссия по транспорту во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем одобрила создание советов потребителей при транспортных монополиях — РЖД, Росморпорте и Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), призванных контролировать монополистов, а также утвердила составы этих советов, сообщил РБК источник в "открытом правительстве" и подтвердил представитель Дворковича.

Мнение совета будет учитываться при установлении тарифов монополий, формировании инвестпрограммы, рассмотрении технологического и ценового ауди­та, рассказал РБК министр по делам "открытого правительства" Михаил Абызов. "Полномочия довольно широкие: вплоть до того, что представители совета потребителей будут включены в стратегический комитет при совете директоров РЖД", — сказал он, добавив, что такие комитеты будут созданы и при Росморпорте, и при ОрВД.

Монополиям придется публиковать паспорт инвестпрограммы на открытых ресурсах, а также отвечать на все замечания потребителей, следует из "дорожной карты" проекта. За нарушение регламента раскрытия информации естественные монополии будут наказывать: для сотрудников может быть введена административная ответственность, говорится в документе.

В состав советов потребителей при РЖД, Росморпорте и ОрВД вошли представители Экспертного совета при правительстве, предпринимательских организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, "Деловая Россия", "ОПОРА России", Торгово-промышленная палата РФ), профильных некоммерческих организаций (например, НП "Совет операторов железнодорожного транспорта"), а также организаций по защите прав потребителей — всего по 16 человек в каждом совете. Свой план действий на 2014 год советы должны представить в правительство до 20 июня, следует из протокола комиссии (есть в распоряжении РБК).

Совет потребителей РЖД возглавит гендиректор транспорт­но-логистической компании Globaltrans Сергей Мальцев, Росморпорта — заместитель генерального директора "Базового элемента" Вадим Гераскин, а ОрВД — сопредседатель "Деловой России" Сергей Недорослев. Менеджеры заявили РБК, что они планируют повысить эффективность инвестпрограмм компаний, следить за прозрачностью их работы, а также за уровнем тарифов.

РЖД "готовы работать с каждым, кто прежде всего готов представлять интересы всех потребителей, а не преследует узкие корпоративные цели", сказал представитель монополии. В ОрВД о создании совета потребителей не знают и ситуацию не комментируют. Представитель Росморпорта на запрос РБК не ответил.

Правительство планирует создать советы потребителей и для "Газпрома", Холдинга МРСК, "Транснефти", "Почты России" и "Ростелекома", а также их дочерних и зависимых обществ, следует из "дорожной карты" проекта.

Разработать механизм контроля над инвестпрограммами естественных монополий президент Владимир Путин поручал в мае 2013 года на встрече с предпринимателями, когда владелец "Базэла" Олег Дерипаска пожаловался главе государства, что деньги монополий расходуются неэффективно. Бизнесмен высказал пожелание поставить процесс формирования инвестпрограмм естественных монополий (а от этого напрямую зависит размер тарифа) под общественный контроль. Новые мощности остаются невостребованными, а постоянное повышение цен и тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки ведет к потере конкурентоспособности российской промышленности, объяснял Олег Дерипаска РБК в июне 2013 года. Правительство одобрило заморозку тарифов естественных монополий на 2014 год, а со следующего года намерено индексировать тарифы на уровень инфляции. Согласно апрельскому прогнозу Минэкономразвития, ее уровень в 2015 году составит 5%.

Мария Гордеева

 

 

Счетная палата объяснила, почему "Русгидро" может сорвать сроки строительства четырех электростанций на Дальнем Востоке.

"Ведомости"

В 2012 г. "дочка" "Русгидро" "РАО ЭС Востока" оценивала затраты на строительство новых объектов на Дальнем Востоке в 100 млрд руб., из них только 30 млрд руб. собственных средств компания готова была инвестировать в проект. "Ходили по всем инвестфорумам, заседаниям министерств, а на нас все смотрели как на сказочников, которые ищут где-то 70 млрд руб., и никто не верил, что мы их получим", — рассказывал "Ведомостям" топ-менеджер компании. В итоге "Русгидро" получила 50 млрд руб. из бюджета в качестве взноса в уставный капитал, и на эти деньги "РАО ЭС Востока" должна была построить четыре объекта: ТЭЦ в г. Советская Гавань, Якутскую ГРЭС-2, Сахалинскую ГРЭС-2 и Благовещенскую ТЭЦ (2-ю очередь).

Но у долгожданных денег оказалась тяжелая судьба. Строить объекты решено было с использованием жесткой и громоздкой процедуры ценового и технологического аудита с привлечением независимых аудиторов и Сбербанка, а в прошлом году реализацию четырех приоритетных проектов неоднократно критиковала Счетная палата: "Русгидро" медленно тратит выделенные деньги и сорвет сроки вводов ТЭС, предупреждали аудиторы.

Вчера Счетная палата опубликовала отчет о годовой проверке, которая закончилась в конце февраля. "Русгидро" не укладывается в план реализации выделенных денег: в 2013 г. было потрачено только 2,8 млрд руб., это 37% плановой суммы, указано в отчете. Длительное неиспользование денег может расцениваться как неэффективное предоставление бюджетных инвестиций, предупреждает Счетная палата.

Минэнерго при поддержке Минэкономразвития разрешило "Русгидро" тратить деньги только после заключений независимых инжиниринговых компаний, выбранных Сбербанком. Но договоры с этими компаниями были подписаны на 2-8 месяцев позже плана, говорится в отчете Счетной палаты. Но это объективно: необходимо согласовывать с Минэнерго и "Русгидро" стоимость услуг инжиниринговых компаний, объяснил представитель Сбербанка. В результате придется перенести сроки вводов трех электростанций, ТЭЦ в г. Советская Гавань может быть введена в срок (декабрь 2016 г.), если строительно-монтажные работы начнутся немедленно, заключает Счетная палата. Самые большие проблемы могли бы возникнуть с Сахалинской ГРЭС-2 в случае перепроектирования электростанции с угольной на газовую (такое поручение Минэнерго дал в декабре вице-премьер Аркадий Дворкович) — сроки ввода сдвинулись бы на неопределенный срок. Но решено строить на угле, говорит представитель "Русгидро". Ввод Благовещенской ТЭЦ мог быть перенесен на 2,5 года: в декабре прошлого года Минэнерго решило дополнительно проверить обоснованность ввода электрических мощностей ТЭЦ (решение о строительстве могло быть принято на основе неактуального прогноза). Проект может подорожать на 6,5%, или на 638,0 млн руб., говорится в отчете. Представитель "Русгидро" заверяет, что все согласования по проекту пройдены, Минэнерго выдало разрешение на использование бюджетных средств и на площадке развернуты основные строительно-монтажные работы. На сколько может быть перенесен срок ввода Якутской ГРЭС-2, в отчете Счетной палаты не говорится. Ведомство только указывает, что в плановый срок (III квартал 2015 г.) ГРЭС ввести не удастся, так как нет разрешения на строительство и одобрения сметы по состоянию на 31 декабря 2013 г.

Но вместе с тем у "Русгидро" нет обязательства направить выделенные деньги на строительство в кратчайшие сроки и не определена ответственность за их нарушение, констатирует Счетная палата. Актуальная позиция о проектах "Русгидро" будет представлена на ближайшем заседании коллегии, говорит представитель палаты. Представитель "Русгидро" уверяет, что работа ведется максимальными темпами: по трем объектам уже получены все согласования, на две площадки уже зашли подрядчики. "Несмотря на то что система контроля беспрецедентна и непривычна для наших подрядчиков, мы приложим все усилия, чтобы четыре стройки были завершены в срок", — пообещал представитель.

Алина Фадеева

 

 

Россия может отказаться от предоплаты только при получении гарантий оплаты Украиной закачки газа в подземные хранилища.

"Известия"

Переговоры России, Украины и Еврокомиссии по газу в Берлине включали в себя не только согласование оплаты текущего долга Украины за поставку топлива "Газпромом". Как рассказал "Известиям" источник из состава российской делегации, присутствовавший на переговорах, киевским властям придется заплатить "Газпрому" не $2,5 млрд, а $10 млрд. Речь идет о комплексной программе решения газового вопроса, включающей в первую очередь оплату накопленной задолженности, а во вторую — финансовые гарантии закачки газа в подземные газохранилища для обеспечения бесперебойного транзита газа в осенне-зимний период.

По словам собеседника "Известий", представители Еврокомиссии в Берлине заверили Россию, что ЕС окажет помощь в привлечении средств на оплату Украиной закачки газа в ПХГ в объеме до 10 млрд куб. м в год. Однако он замечает, что так как страны Евросоюза и их компании-потребители не жаждут быть гарантом оплаты украинского долга, то речь, скорее всего, идет о помощи Украине в привлечении траншей. Также он дал понять, что "Газпром" откажется от режима предоплаты за газ и будет готов обсуждать его компромиссную цену в периоде с 1 апреля 2014 года (когда она выросла с $268,5 до $485 за 1 тыс. куб. м) только в случае безоговорочной оплаты Украиной части долга в размере не менее $2 млрд до конца текущей недели.

Представитель Минэнерго подтвердил "Известиям", что комплексная программа финансовой помощи Украине и вопросы транзита поднимались на переговорах, но не стал уточнять подробностей, в том числе финансовых.

— Предложения российской стороны в ходе переговоров учитывали вопросы поставок газа, оплаты долга, транзита, а также общего финансового состояния Украины и ее платежеспособности. Вопрос цены на газ не поднимался. Он будет обсуждаться в Берлине на следующем раунде переговоров 30 мая только в том случае, если до четверга включительно Украина заплатит $2 млрд. Причем окончательную цену стороны должны согласовать до 2 июня. В противном случае будет действовать режим предоплаты за газ, вступающий в силу с 3 июня: Украина не получит ни кубометра газа, если не заплатит вовремя, — рассказал представитель Минэнерго "Известиям".

— В Берлине мы выслушали в том числе предложения европейской стороны по плану финансовой помощи Украине, который предлагается со стороны ЕС и со стороны международных кредитных организаций. Это то, о чем мы договорились две недели назад на двусторонней встрече. Это очень важно, потому что это было наше предложение, — и нас услышали, — говорил в понедельник глава Минэнерго РФ Александр Новак по итогам газовых переговоров, добавляя, что видит реальные шаги от ЕС по оказанию финансовой помощи Украине.

По его словам, Евросоюз не может юридически гарантировать платежи Украины.

— ЕС создает условия украинской стороне для оплаты за газ в виде поступлений денежных средств, безвозмездной помощи напрямую в бюджет, через заемные средства кредитных организаций — в этом, нас заверили, ЕС будет способствовать. Но гарантировать платежи за Украину Евросоюз не собирается, — уточнил министр.

Официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов сообщил "Известиям", что не слышал об обещаниях Европы найти средства на оплату закачки газа в украинские ПХГ и для оплаты ее долговых обязательств.

Представитель главы Еврокомиссии Гюнтера Эттингера Сабина Бергер сообщила "Известиям", что пока стороны договорились об осуществлении "Нафтогазом Украины" платежа в адрес Газпромбанка на счет "Газпрома" в сумме $2 млрд за газ, потребленный с ноября по март, а также в дальнейшем — за апрель и май. А по итогам оплаты переговоры будут продолжены. Она подчеркнула, что Еврокомиссия не будет платить "Нафтогазу" или "Газпрому" напрямую, для этого есть средства МВФ и стран Евросоюза, выделенные комплексно для Украины, в том числе на эти цели.

Представитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана от комментариев отказался.

Стороны должны до середины текущей недели согласовать результаты переговоров в Берлине с главами своих правительств и президентами стран. Со стороны чиновников Украины вчера продолжали раздаваться высказывания о том, что она готова платить по долгам лишь по цене $268,5, а также идти в Стокгольмский суд с 29 мая. Переговоров главы Минэнерго Александра Новака с президентом РФ Владимиром Путиным или главой правительства РФ Дмитрием Медведевым во вторник не было.

— Чтобы успешно пройти зиму, начиная с мая нужно начинать закачку в подземные газохранилища. Украина ведет ее очень вяло и ничего не платит за этот газ. А это прямая угроза безопасности и бесперебойности транзита российского газа в Европу. Этот вопрос поднимался на переговорах в Берлине, он поднимается при общении "Нафтогаза" и "Газпрома" ежегодно. Однако в понедельник никаких четких финансовых обязательств предъявлено не было, так как невозможно четко обозначить цену этого газа, пока не согласована окончательная цена поставок российского газа на Украину, — рассказал "Известиям" пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Он заверил, что глава Минэнерго Александр Новак находится в постоянном контакте с президентом РФ и каких-то специальных вызовов в Кремль по вопросу газовых переговоров не запланировано.

По словам Дмитрия Пескова, если Украина не заплатит за газ до оговоренной ранее даты, 2 июня, Европа будет продолжать получать российский газ, но Украина получит ровно столько, сколько она предоплатит.

— На сегодняшний день предоплачено ноль кубометров, — отметил Песков.

По мнению Сергея Правосудова, гендиректора Института национальной энергетики, в подземные газохранилища Украины необходимо закачать дополнительно 9–10 млрд куб. м для бесперебойного транзита, кроме того есть объем буферного, неотбираемого, газа в размере 57 млрд куб. м.

— Наиболее логично было бы, чтобы европейцы сами оплачивали газ для нужд украинских ПХГ. Но на практике сделать это будет сложно, так как нет инструментов контроля закачки и распределения этого топлива. Поэтому логично было бы создать совместное предприятие с участием европейской и российской стороны, которое контролировало бы поступление и распределение этого газа, а также платежи за него. Что касается перспектив оплаты Украиной своих долгов, они пока призрачны, — говорит Правосудов. — Даже в случае перевода страны на предоплату она вряд ли будет отбирать европейский газ из своей трубы летом, так как ей может хватить своей добычи в 21 млрд куб. м в теплый период. Однако намного опаснее недостаточная закачка газа в подземные хранилища: из-за технических особенностей процесса она происходит постепенно, то есть нельзя заполнить хранилища сразу на 10 млрд куб. м в сентябре, перед началом отопительного сезона. Поэтому желательно решить проблему согласования цены на газ с Украиной уже в самое ближайшее время.

Людмила Подобедова

<< Май, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ