Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.05.2015

Правда, аудиторов пока не устраивает нормативно установленный потолок цены на их услуги.

"Известия"

С будущего года инвестиционные проекты всех естественных монополий и госкомпаний стоимостью более 3 млрд рублей будут в обязательном порядке утверждаться министерствами — причем только после проведения технологического и ценового аудита и подведения итогов общественных слушаний по проектам. Это следует из подготовленных Минэкономразвития поправок в законы "О естественных монополиях" и "Об электроэнергетике", а также из проекта соответствующего постановления правительства (документы есть у "Известий"). На госкомпании новые требования распространят через директивы советам директоров.

С 2014 года уже действует постановление правительства от 2013 года № 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с госучастием...", но оно лишь описало базовый порядок проведения аудита и не установило точные сроки запуска обязательного аудита всех госпредприятий и конкретные госмонополии и компании, подпадающие под аудит, поясняет источник в Минстрое. Далее, как отметили в пресс-службе Минэнерго, в прошлом году принято постановление № 132, оно обязало электроэнергетические монополии и госпредприятия ("Русгидро", "Россети", "Интер РАО", ФСК) с 2016 года проводить аудит инвестпроектов и выносить его итоги на общественное обсуждение. Можно отметить, что энергетики и ранее согласовывали свои проекты в Минэнерго, но без аудита.

Проектом постановления правительства от Минэкономразвития планируется расширить этот порядок на госкомпании и монополии не только в сфере энергетики, но и газоснабжения, транспортировки нефтепродуктов и строительства инфраструктуры — то есть речь также о "Газпроме", РЖД, "Транснефти" и их "дочках". В частности, Минэкономразвития хочет увидеть, насколько обоснован рост тарифов при строительстве новой инфраструктуры. Инвестпрограммы в целом не будут подвергаться техаудиту, но будут в обязательном порядке требоваться министерствами, говорит источник.

– Например, в электроэнергетике это 63 инвестпроектов, которые утверждает Минэнерго РФ, — уточняет член правления Национальном объединении технологического и ценового аудита (НО ТЦА) Борис Ярышевский. — Но сейчас правительство формально не может проверить, проводила ли компания аудит проекта или нет.

Кроме того, как сказано в проекте постановления правительства, для анализа эффективности проектов аудит будет проводиться и по ходу их исполнения ("Технико-экономические обоснование", "Проект", "Строительство"), а также 3 года после запуска проекта в эксплуатацию. Вдобавок вводятся правила и для самих аудиторов — в такой компании не должны работать учредители, должностные лица и акционеры, которые владеют более чем 2% акций компании, и их родственники; аудиторская контора может сотрудничать с одной и той же компанией не более 2 лет, привлечены могут быть только аудиторские компании с соответствующим семилетним опытом. Такие же ограничения есть в уже действующем постановлении об аудите энергетиков, более того, аудиторов сейчас обязывают получать для этого аккредитацию Минстроя.

После предоставления итогов ТЦА в ведомства, отмечается в документе, инвестпроект и аудиторский отчет будут обсуждаться на общественных слушаниях при участии чиновников из соответствующих правительственных комиссий и с советами потребителей (например, есть Совет потребителей при правительственной комиссии по развитию электроэнергетики), а также на публичных интернет-ресурсах, таких как Единый портал госуслуг. В будущем году эти же нормы коснутся и госкомпаний, которых заставят аудироваться директивами правительства в советы директоров, говорит источник в Минэкономразвития. В среду, 27 мая, проект постановления был утвержден первым замом руководителя аппарата Правительства Максимом Акимовым и теперь ожидает рассмотрения правкомиссии по законотворчеству.

Помимо контроля затрат на инвестпроект, правительство надеется упростить процесс согласования проектов между собой, так чтобы они не дублировали друг друга в отдельно взятых регионах, а также понять целесообразность использования отечественных технологий в сравнении с зарубежными аналогами, говорит собеседник в Минэкономразвития. В правительственной "дорожной карте" значатся планы по введению аудита и для проектов в сфере ЖКХ, которые экономическое ведомство предложило отсрочить, так как контроль за такими инвестпрограммами пока является прерогативой регионов и аудирование на их уровне необходимо осуществить сначала в пилотном режиме.

Разработанное постановление нельзя считать панацеей от завышенных смет и неперспективных проектов, считает замглавы Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. По его мнению, заявленных 3 лет, в ходе которых аудиторы должны будут наблюдать за уже реализованным проектом, будет мало для большинства проектов той же транспортной инфраструктуры, за это время они окупиться, как правило, не успевают.

– Идея с введением ТЦА хорошая, но здесь государству нужно наращивать свои усилия как регулятора и правильно фильтровать проекты, — указывает Григорьев.

В НО ТЦА таких рисков не видят и выступают за распространение аудита на проекты в сфере ЖКХ и дифференцированную по отраслям пороговую планку стоимости проектов, для которых обязателен будет аудит, — могут быть социально важные проекты и дешевле 3 млрд рублей. Кроме того, у НО ТЦА есть опасения, что проведение обязательного аудита может свестись к монополизации бизнеса ФАУ "Главгосэкспертиза России" — дело в том, что в постановлении правительства "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с госучастием..." приводится предельная цена на аудиторские услуги — в размере 0,58% от стоимости проекта.

– По таким расценкам смогут работать только финансируемые из госбюджета организации, реальные расценки в разы больше, — считает Ярышевский.

По данным собеседника, средняя стоимость аудиторской проверки для энергетиков 2014 году составила 8,4 млн рублей и в целом с помощью ТЦА компании могли сэкономить 60 млрд рублей. На ту же ценовую проблему "Известиям", впрочем, указали и в ФСК.
– У нас 220 проектов, но в нашей стране нет достаточного количества организаций, которые готовы были бы проводить техаудит за те деньги, которые установлены законодательно в постановлении правительства № 382, — отметил начальник департамента инвестиционной деятельности ФСК ЕЭС Дмитрий Паришкура.

Кроме того, в своих предложениях, направленных в Минэкономразвития, Минстрой и министру Открытого правительства Михаилу Абызову, НО ТЦА просит снизить порог вхождения компаний для участия в ТЦА с 7 до 3 лет ("ни одна из существующих компаний не соответствует данным требованиям") и предусмотреть в постановлении оплату повторного проведения ТЦА, если при первичном были выявлены ошибки в документации компании.

Арсений Погосян

 

 

Добыча нефти в России растет быстрее, чем запасы. При этом качество запасов резко падает и разрабатывать их при низких ценах на нефть невыгодно. Для этого нужно менять налоговое законодательство.

"Ведомости"

Извлекаемые запасы нефти в России в 2014 г. по категории А+В+С1, по предварительным данным, выросли на 0,55% и составили 18,3 млрд т, сообщил гендиректор Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) Игорь Шпуров (цитата по "Интерфаксу"). За год они выросли примерно на 100 млн т. Окончательный подсчет запасов будет завершен в августе, отметил он.

Добыча нефти и газового конденсата, по данным Минэнерго, в 2014 г. составила 526,7 млн т. Однако Минэнерго за 2014 г. отметило прирост запасов в 750 млн т. Представитель министерства пояснил, что из них на нефть приходится 620 млн т, остальное — на газовый конденсат. Также Минэнерго включает в свою оценку запасы по категории C2 (предварительно оцененные), отметил он.

Шпуров подчеркнул, что, несмотря на прирост запасов, который наблюдается в последние 10 лет, текущие извлекаемые запасы по категориям А+В+С1 в 2014 г. снизились в сравнении с показателем 1993 г. на 475 млн т. Он объяснил это тем, что добыча в России растет более быстрыми темпами, чем запасы. По данным Минприроды, запасы за 10 лет выросли на 7,6%, в то время как добыча — на 13%, с 465 млн до 526 млн т.

О росте запасов в 2014 г. с начала года отчитались почти все крупные нефтегазовые компании. "Сургутнефтегаз" за год восполнил ресурсную базу на 76,8 млн т, на 25% превысив собственную добычу. Прирост доказанных запасов "Лукойла" на 21% превысил добычу. Значительно превысила прогнозные уровни восполнения запасов "Роснефть", в конце прошлого года она объявляла, что прирост запасов составит 450 млн т нефтяного эквивалента при добыче в 250 млн т, но из них 130 млн т запасов принесла скважина "Университетская-1", которую компания совместно с ExxonMobil пробурила на шельфе Карского моря и открыла месторождение "Победа".

При этом, несмотря на прирост запасов, их качество существенно снижается. У "Газпром нефти" качество продуктивных пластов за последние два года снизилось в два раза, говорил в середине апреля предправления компании Александр Дюков. Он отмечал, что с этой проблемой сталкиваются и другие компании, а снижение качества ресурсной базы назвал наиболее серьезным вызовом для нефтегазового сектора России наравне с санкциями ЕС и США.

Качество запасов действительно сильно сокращается, говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Существенно сократились размеры новых открываемых месторождений: если раньше месторождение с запасами в 50 млн т считалось хорошим средним открытием, то сегодня нефтяные компании рады открытиям в 3 млн т, отмечает он. Это подтверждают данные Минприроды: если в 2005 г. на балансе ведомства было 2107 нефтяных месторождений, то к 2015 г. их количество выросло на 40%, при росте запасов на 7,6%. Также большинство новых месторождений находится далеко от инфраструктуры, поэтому рентабельность их добычи, особенно при небольших запасах, может быть отрицательной, говорит Крутихин. И, наконец, качество нефти на новых месторождениях хуже, легкой нефти (с низким содержанием серы и низкой плотностью) практически не осталось, добавляет он.

По словам Шпурова, 55% в ежегодной добыче нефти до сих пор обеспечивают месторождения, введенные в эксплуатацию еще в СССР, при этом коэффициент извлечения нефти на них до сих пор выше, чем на новых месторождениях.

Со снижением мировых цен на нефть часть извлекаемых запасов становится нерентабельной, говорит Крутихин. Даже без учета санкций добыча на шельфе при текущих ценах невозможна, очень высокие затраты на добычу на баженовской и ачимовской свитах, отмечает он. Еще в октябре вице-президент "Лукойла" Леонид Федун говорил, что при цене ниже $80 за баррель добыча нефти на баженовской свите нерентабельна, а для того, чтобы сделать ее рентабельной, необходимо вводить в нефтяной отрасли систему налогообложения финансового результата.

На существующих крупных месторождениях запасов, по разным оценкам, хватит на 7-9 лет, говорит Крутихин. Для того чтобы в будущем поддержать добычу, необходимы новые крупные открытия, нужна сильная геологоразведка в стране, добавляет он. Косвенно улучшить качество запасов можно за счет улучшения технологий добычи, это позволит перевести часть нерентабельных запасов в коммерческие, отмечает эксперт.

65% годовой добычи обеспечивают залежи с обводненностью больше 90%, при снижении обводненности на таких месторождениях на 1% операционные затраты можно снизить на 15%, указывает Шпуров. Налоговое стимулирование и новые технологии добычи позволят вовлечь в разработку 5 млрд т неразрабатываемых запасов A+B+C1, при этом текущие налоговые льготы не позволяют это сделать, отмечает он.

Петр Третьяков

 

 

Дмитрий Медведев призвал мировое сообщество избегать политизации судебных решений.

"Независимая газета"

Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил вчера важность международных юридических норм, но подчеркнул, что их политизации быть не должно. В целом он положительно оценил влияние международного права на российское, а о "вторжениях в суверенитет" сказал как о деле неизбежном, но все же неправильном. Таким образом, и премьер принял участие в опять развернувшейся дискуссии о приоритете одного права над другим. Эксперты связали ее с проигрышем Россией "дела ЮКОСа", который власти объяснили политическими причинами.

Среди положительных моментов, которые отметил премьер в своем вчерашнем выступлении на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, — привлекательность отечественной юрисдикции для предпринимателей. Сегодня модернизация законодательства входит в завершающую фазу, сказал Медведев и подчеркнул, что в Гражданский кодекс включены институты, прошедшие проверку за рубежом и доказавшие там свою эффективность. То есть тем самым выделил положительное значение мирового правового опыта.

О юридическом сотрудничестве с другими государствами глава правительства сказал и тогда, когда коснулся вопроса о защите безопасности Интернета. Мол, технологии меняются быстро, а надстраивать вслед за ними "юридические конструкции" не всегда удается вовремя. Призвав к международной кооперации, премьер посетовал, что иностранные политики не всегда идут на контакт, "движения не видно", хотя есть, скажем, предложения о разработке конвенции по защите персональных данных аж на уровне ООН. То есть в этом случае Россия как бы берет на себя предварительное обязательство следовать общим нормам.

Показав, что в целом международное право он уважает, далее Медведев позволил себе своего рода критику в его адрес: "Избежать так называемых вторжений в суверенитет в эпоху Интернета и транснациональных корпораций практически невозможно". Потому, мол, каждое государство и должно "самостоятельно решать вопрос о том, насколько широко оно будет открывать двери для решений, принятых судами других государств". Причем в России, отметил он, существует принцип: важно наличие международных договоров "со страной, чей суд огласил решение, — и таких договоров у нас довольно много".

После чего Медведев уже более жестко заявил об опасности возможной политизации судебных решений. В России, заверил он, практически всегда исполняются эти самые решения, однако в последнее время, сослался Медведев на экспертов, есть мнение о необходимости дополнительно проработать этот вопрос в Гражданском кодексе: "Существующая система международно-правовых норм работает только в том случае, если реализуется через внутригосударственное право, но нельзя использовать подобные механизмы для маскировки политических целей".

Эти высказывания премьера хорошо легли в информационный контекст последних дней, когда в том же Санкт-Петербурге сначала председатель Следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин в очередной раз заявил о недопустимости превалирования норм международного права над национальным, а затем и глава Минюста Александр Коновалов поставил под сомнение ряд "политизированных" решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Бастрыкин был более чем убедителен, заявляя, что перелистал Конституции "всех 43 европейских государств".

Большинство из них, подчеркнул он, "не включают общепризнанные нормы международного права в свою национальную правовую систему". А США, дескать, и вовсе, борясь "за права людей по всему свету, сами в это время из 10 международных конвенций по правам человека подписали всего три". Бастрыкин дал понять, что международные документы наша страна выполнять будет, но безусловного их приоритета быть не должно.

Коновалов же отметил, что ЕСПЧ играет важную роль в повышении стандартов российского судопроизводства. Но при этом он заявил, что пусть Россия и ориентируется на стандарты мирового правосудия, однако не должна поддерживать те решения ЕСПЧ, которые продиктованы политической конъюнктурой. Мол, есть "ряд примеров", когда реальная юридическая оценка уступала место политическому подходу. Правда, что это за случаи, Коновалов ни словом не обмолвился. Вчера "НГ" отправила соответствующий вопрос в Минюст, однако на момент сдачи номера в печать ответа не получила.

Ситуация, когда за два дня три высокопоставленных спикера с той или иной степенью жесткости подвергают критике международные юридические нормы, разумеется, вызвала вопрос: а с чем же связана такая дискуссия? Первый зампред руководителя фракции "Справедливой России" Михаил Емельянов уверен, что речь идет сугубо о решениях ЕСПЧ, причем скорее всего о том, где Россию призвали выплатить компенсации акционерам ЮКОСа. Вчера на эту тему высказался и сам Коновалов, не исключив, что по решению суда в Гааге о взыскании 50 млрд долл. в пользу ЮКОСа кредиторы будут преследовать имущество РФ.

По мнению Емельянова, "эта активность имеет под собой реальные основания, потому что Европейский союз в последнее время превращается из ценностного союза в союз геополитической экспансии и борьбы". Он подчеркнул, что ситуация, когда Россия и Запад находятся в состоянии конфронтации, но РФ подчиняется судебным решениям Запада, какая-то странная. "Но мы упираемся в статью 15 Конституции о приоритете международных договоров. Наверное, все-таки назрела ситуация выхода по крайней мере из Совета Европы", — сказал депутат. Изменение нормы Конституции он допустил, но исключительно в далеком будущем: "Наша власть сейчас с пиететом относится к Основному закону".

Адвокат Вадим Клювгант отказался "гадать о причинах этой информационной кампании", заявив, что она "не первая и, к сожалению, не последняя". Еще одно сожаление он выразил по поводу того, "что такие высокопоставленные и титулованные юристы проявляют такие чудовищные образцы неправового мышления". О размышлениях же Бастрыкина Клювгант заявил, что "полномочий таких у председателя СКР нет вообще, потому что он никакого отношения не имеет к исполнению международных договоров".

Иронично на ту же тему высказался и депутат Заксобрания Санкт-Петербурга, юрист Александр Кобринский. По его словам, изменить статью 15 Конституции можно только через принятие Конституции новой: "Если господину Бастрыкину не нравится Конституция РФ, то он как высокопоставленный чиновник должен подать в отставку — другого варианта нет". По поводу ЕСПЧ он сказал: "Конечно, ситуация весьма для России печальна, потому что суд выносит решения не в пользу РФ. Прежде всего речь идет о "деле ЮКОСа" — колоссальная сумма, которая скорее всего приведет к аресту российской собственности и реализации этой собственности за границей, а ее довольно много".

Причем, отметил Кобринский, если страна признает юрисдикцию этого суда, то обязана выполнять его решения, а "выполнять решения, которые нравятся, и не выполнять, которые не нравятся, — так быть не может. Потому что если вы не признаете решение международного суда, то, значит, вы не признаете свою же собственную Конституцию".

Велимир Разуваев, Дарья Гармоненко

<< Май, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ