media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.06.2019

"Роснефти", "Газпрому" и "Новатэку" придется найти 500 млрд рублей.

"Ведомости"

В 2019 г. бюджетное финансирование программы развития рынка газомоторного топлива может вырасти с 0,3 млрд до 3,5 млрд руб., а субсидирование производителей техники, работающей на газе, — с 2,5 млрд до 5,2 млрд. В 2020-2024 гг. господдержка отрасли может составить 10 млрд руб. ежегодно. Такие решения были приняты в мае на совещании у первого зампреда правительства Антона Силуанова. "Ведомости" ознакомились с протоколом совещания, его подлинность подтвердил представитель Силуанова. Минэнерго дорабатывает дорожную карту развития рынка газомоторного топлива, сообщил представитель министерства, правительство намерено организовать работу с "Газпромом", "Роснефтью" и "Новатэком" так, чтобы включить в дорожную карту мультипликативный эффект от частных инвестиций не менее чем в 10-кратном размере в сравнении с бюджетными затратами.

До 3,5 млрд руб. ежегодно в течение пяти лет правительство предполагает направлять на развитие сети газовых заправок, до 1,5 млрд руб. — на переоборудование техники. Еще до 5 млрд руб. будет выделяться лизинговым организациям в виде субсидий на приобретение техники, способной работать на газе. Расчеты и обоснования таких затрат Минэнерго и Минпромторг должны предоставить в Минфин к моменту формирования федерального бюджета на 2020-2022 гг.

В России 380 автомобильных газовых заправок, по данным комитета Госдумы по энергетике. С 2000 по 2018 г. продажи через них выросли с 82 млн до 624 млн куб. м, а техники, использующей газ, стало 150 000 единиц. Целевые показатели программы развития рынка газомоторного топлива: к 2024 г. он должен вырасти в 6 раз (до 3,8 млрд куб. м в год), количество заправок — в 3,7 раза до 1400 шт. В первую очередь речь идет о переводе на газомоторное топливо грузового и городского пассажирского транспорта — сейчас они потребляют около 40% топлива в стране, по данным комитета.

Несмотря на субсидии на покупку более дорогих машин на газу, на усилия "Газпрома" для развития инфраструктуры, развитие идет очень медленно, считают аналитики Vygon Consulting: газ для автопарка составляет чуть больше 0,1% спроса на топливо в России, а машин на метане — 0,3% автопарка.

Самый оптимистический прогноз доли автопарка на газу — 1% к 2025 г., говорит консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. Несмотря дешевизну газа — 16 руб. за 1 куб. м против 42,7 руб. за 1 л Аи-92, — его использование ограничено множеством проблем, сетует она, и основная из них — малое количество заправок, что не позволяет грузовикам совершать длительные поездки. Замедляет переход на газ сложный процесс переоборудования автомобиля с дизельного топлива на газ, целесообразнее сразу оснащать автомобили газомоторными силовыми установками, полагает она.

"Заколдованный круг: мало заправок — мало потребителей — мало заправок, — говорит замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. — Чтобы разорвать его, бизнесу и потребителям требуется поддержка государства". Бюджетное финансирование всех направлений газомоторной отрасли — от строительства заправок до переоборудования и выпуска новых машин на газу — он считает хорошим, хотя и несколько запоздалым сигналом.

Как между "Газпромом", "Роснефтью" и "Новатэком" будут распределены обязательства привлечь частные инвестиции в размере не менее 500 млрд руб. за пять лет, из протокола заседания у Силуанова не очевидно.

"Новатэк" уже запустил среднетоннажный СПГ-завод в Высоцке, напоминает представитель компании, а сейчас занимается проектом строительства малотоннажных СПГ-заводов в Магнитогорске и Челябинске и развитием сети заправок для карьерной техники, грузового и муниципального автопарка. Развитие производства СПГ и инфраструктуры АЗС должно обеспечиваться частными инвестициями, согласны в "Новатэке", а господдержка может включать множество мер — от прямого стимулирования и налогового стимулирования перевода транспорта на СПГ до субсидирования производства техники и изменения норм для заправочной инфраструктуры.

Представитель "Роснефти" не ответил на запросы "Ведомостей".

Инвестиции "Газпрома" в развитие газовых заправок в 2015-2018 гг. составили 20,5 млрд руб., а доля автомобилей на газу в компании превышает 50%, сообщил представитель "Газпрома". От оценки перспектив роста рынка он воздержался: "Рынок не сформирован, рост потребления газомоторного топлива будет в значительной мере определяться инвестициями в инфраструктуру".

Распределение финансирования между компаниями может осуществляться по аналогии с нормативами продажи газа на бирже, полагает Колбикова, возможен и вариант согласования минимального финансирования для каждой из них. Требуется тонкая настройка, учитывающая приоритеты газового бизнеса каждой компании и место газомоторного топлива в их стратегиях, считает она.

Как обеспечить обязательные частные инвестиции, не очень понятно, соглашается Гривач: "Сейчас в основном вкладывается "Газпром", он построил три четверти всех заправок в стране, у него есть программа существенного расширения рынка. Но если рынок станет стремительно расти, появятся потребители, то и частные инвестиции пойдут".

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

 

Американские санкции ударят по главным партнерам "Газпрома".

"Независимая газета"

В ближайшее время Конгресс США может принять закон об энергетической безопасности Европы, который нанесет самый чувствительный удар по строителям газопровода "Северный поток — 2" (СП-2). Комитет по иностранным делам единогласно одобрил законопроект о наказании владельцев судов-трубоукладчиков, участвующих в строительстве СП-2 или "Турецкого потока". Собственных кораблей-трубоукладчиков у РФ нет.

Комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США одобрил проект закона "О защите энергетической безопасности Европы 2019 года", предложенный республиканцем Адамом Кинзингером. Законопроект предусматривает запрет на въезд в США и заморозку находящихся в юрисдикции США активов лиц, причастных к "продаже, аренде, предоставлению" судов для укладки в море российских трубопроводов "Северный поток — 2" и "Турецкий поток".

Судя по информации на сайте Конгресса, атака законопроектами российских трубопроводов идет по методу "москитного флота" — с вариантами названий и разными "спонсорами", то есть конгрессменами, которые заявляют их к рассмотрению в различных комитетах. 14 июня законопроект с санкциями против "Северного потока — 2"  и других российских газопроводов вносил сенатор Джон Баррассо, в середине мая — Тед Круз, тот же Джон Баррассо, Том Коттон (республиканец) и Джин Шейхин (демократ). Один из первых вариантов проекта закона Баррассо и Кори Гарднер заявляли еще в августе 2018-го. Санкции против СП-2 президент США Дональд Трамп мог вводить и на основании закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций", который он подписал в августе 2017-го, но в нем не было конкретики. К тому же пока его останавливала резкая реакция Германии, заинтересованной в строительстве СП-2. Немцы обращали внимание на то, что в строительстве задействовано свыше 600 европейских фирм, ущерб от санкций ударил бы слишком по многим из числа союзников.

Трамп 12 июня заявлял, что изучает вопрос о введении санкции против "СП-2", хотя и считает, что лучший способ противостоять российскому влиянию в энергетической сфере в Европе — продажа сжиженного природного газа (СПГ) из США в Евросоюз. Ранее эксперты "НГ" поясняли, что это труднореализуемый сценарий, так как американский газ гораздо дороже российского.

Что касается "Турецкого потока", то законопроект уже опоздал, две трубы по 1820 км на дно Черного моря уложены. В ноябре 2018-го за церемонией завершения стройки в режиме телеконференции из Стамбула наблюдали президенты РФ и Ткрции Владимир Путин и  Реджеп Тайип Эрдоган. Глава "Газпрома" Алексей Миллер находился в это время на борту судна-трубоукладчика Pioneering Spirit, принадлежащего итальянской компании Saipem.

Под удар американского законопроекта как раз и попадает и сама эта компания, и ее собственники. На строительстве СП-2 в Балтийском море работают судно Castoro Dieci, принадлежащее Saipem, и два морских трубоукладчика (Audacia и Pioneering Spirit) швейцарской компании Allseas.

Вообще в мире не так много фирм и судов, которые могут выполнять такие работы. Это, по сути, плавучие заводы. "Газпром" пытался подстраховаться — в мае 2016 года компания объявила, что купила 150-метровое судно Jascon 18 (получившее новое имя "Академик Черский") и переоборудовала его в морской трубоукладчик, однако в прокладывании экспортных трубопроводов "Газпром" его не задействует.

В одном из вариантов законопроекта предлагалось наказывать подрядчиков "Газпрома" даже задним числом, но в последнем тексте говорится о вступлении санкций "в день или после даты вступления закона в силу". "Не думаю, что введение санкций против компаний задним числом, за ранее выполненные работы, было бы просто провести через Сенат США. Сомневаюсь, что это в принципе возможно, так как действие новых законов не может распространяться на уже произошедшие ранее события", — сказал "НГ" эксперт-аналитик компании "Финам" Алексей Калачев.

Угрозу введения санкций против строительства российских морских газопроводов эксперт оценивает как малосущественную. "Запрет на въезд в США и заморозка активов — это неприятно, но не настолько, чтобы прекратить работы, большая часть которых уже выполнена", — говорит Калачев. По последним сведениям "Газпрома", проложено уже около 60% подводной части "СП-2", а в настоящее время укладка ведется в водах Финляндии.

Однако ведущий аналитик Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что угроза введения санкций против СП-2, предполагающих запрет на предоставление судов трубоукладчиков, является основным риском для этого трубопроводного проекта. "Компания — оператор СП-2 получила кредиты на финансирование проекта фактически в полном объеме, все материалы закуплены. Поэтому запрет на предоставление финансирования уже не сработает. А вот работы по укладке трубы продолжаются. Проблема для "Газпрома" заключается в том, что у компании нет собственных судов трубоукладчиков, которые гарантированно могли бы построить такой газопровод, как СП-2. Если бы "Академик Черский" мог проложить трубу, то "Газпром" привлек бы его к работам, чтобы ускорить строительство, но пока это судно стоит в Находке без движения".

Вместе с тем Юшков обращает внимание, что одобрение законопроекта одним из комитетов — это еще далеко не принятие закона. "Есть веские основания считать, что газопровод все-таки будет достроен. Европейский бизнес и часть стран поддерживают СП-2, им важно достроить трубопровод, чтобы гарантировать получение российского газа без стран-транзитеров", — говорит Юшков. По его мнению, в Европе все прекрасно понимают, почему США так активно противодействуют СП-2.

"Вашингтон хочет запереть Россию на украинском транзитном коридоре, а дальше либо руководство украинского "Нафтогаза" откажется подписывать транзитный договор, либо "радикалы" взорвут участок трубы и не пустят туда ремонтников, как это было с ЛЭП в Крыму. В результате поставка российского газа в Европу сократится, нас обвинят в ненадежности поставок, а возникший при этом дефицит газа в Европе поднимет цены, и тогда компаниям — поставщикам американского СПГ будет выгодно продавать его на европейском рынке", — поясняет Юшков.

Эксперт считает, что даже введение санкций не гарантирует того, что швейцарская Allsea будет выполнять ограничения. "Это семейная фирма, интересов в США у нее не так много, а заказы "Газпрома" для нее очень важны", — говорит Юшков. Кроме того, он считает, что США могут просто не успеть ввести в действие новые ограничения, так как процесс принятия санкций небыстрый.

Но кроме угрозы американских санкций остается еще один фактор, который может значительно задержать сдачу СП-2 в эксплуатацию. Глава австрийской компании OMV Райнер Зеле считает, что срыв сроков ввода в эксплуатацию газопровода в связи с позицией Дании, затягивающей согласование проекта, может стать реальностью (эта страна пока единственная, не предоставившая "Газпрому" разрешение на прохождение трубы по ее водам). "Это теоретическая возможность. Nord Stream 2 AG (оператор строительства СП-2. — "НГ") может выполнить план. Но нам неизвестно, когда будет предоставлено разрешение датских властей. Чем позднее мы его получим, тем задержка в запуске газопровода может стать реальнее", — сказал Зеле.

Анатолий Комраков

 

 

ОПЕК+ предстоит решить судьбу цен на сырье и курса рубля.

"Российская газета"

Странам — членам ОПЕК+ предстоит на следующей неделе договориться о дальнейшей судьбе соглашения по регулированию добычи нефти. Его продление может дать рост цен на сырье и как минимум стабильный рубль. Переговорная позиция России сформирована еще не до конца, но фундаментальные очертания она примет, вероятно, уже в эти в выходные на саммите стран "большой двадцатки" (G20) в Осаке.

Соглашение между странами — крупными экспортерами нефти в формате ОПЕК+ по регулированию добычи нефти действует непрерывно с 2017 года. С тех пор представители ОПЕК+ встречаются для обсуждения параметров сделки. Целью первоначального договора была балансировка спроса и предложения на сырьевом рынке и снижение колебаний нефтяных цен. Параметры действующего с 2019 года соглашения — снижение нефтедобычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки (для стран ОПЕК — 800 тысяч баррелей, не ОПЕК — 400 тысяч баррелей) к уровню октября 2018 года.

Очередное заседание ОПЕК+, где предстоит определить будущее заканчивающейся в первом полугодии сделки, должно пройти в Вене 1-2 июля. По словам министра энергетики РФ Александра Новака (представляет Россию на переговорах), между российскими нефтяниками еще идут консультации по согласованию позиции страны на встрече. К 1 июля позиция будет сформирована, рассчитывает Новак. Ранее он также призывал дождаться результатов обсуждений повестки саммита G20 28-29 июня, которая может стать критически важной для понимания перспектив спроса и предложения на нефть. Ключевыми факторами для них выступают торговая война между Китаем и США, а также рост военной угрозы в Персидском заливе.

Сам Новак на G20 проведет переговоры с министром энергетики Саудовской Аравии Халедом аль-Фалехом, также на полях саммита должна пройти встреча президента РФ Владимира Путина и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана (лидеров стран-локомотивов сделки ОПЕК+). На G20 с их стороны может быть сделано несколько вербальных интервенций по соглашению, считает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. Но основные переговоры, по его мнению, пройдут в кулуарах министерской встречи в Вене.

По мнению Покатовича, в начале июля сделка будет продлена до конца 2019 года без существенных изменений квот сокращения добычи. Такое решение будет обусловлено желанием экспортеров нефти сохранить высокий уровень контроля над рынком в условиях повышенной геополитической неопределенности, указывает аналитик. В текущих условиях экспортеры не видят высокой вероятности реализации масштабных ценовых рисков для роста мирового спроса на нефть при восстановлении нефтяных цен к отметке 70 долларов за баррель, отмечает Покатович.

По его прогнозу, в случае продления сделки во II-III кварталах на рынке может сформироваться дефицит предложения около 0,8-1 миллиона баррелей в сутки. В этом случае цены на нефть восстановятся до 70 долларов с возможным ростом до 75-77 долларов. Такая конъюнктура окажет поддержку рублю — в перспективе трех месяцев курс будет в диапазоне 62-65 рублей за доллар, рассчитывает аналитик. Если сделка не будет продлена, то нефть может подешеветь до 55-60 долларов, а курс российской валюты перейти в коридор 64-67 рублей за доллар, считает Покатович.

Роман Маркелов

<< Июнь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ