media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.07.2015

Акционеры должны иметь возможность контролировать сделки "дочек", считают чиновники: именно через "дочек" зачастую выводятся активы.

"Ведомости"

Сейчас сделки стоимостью свыше 25% балансовой стоимости активов компании и нехарактерные для ее обычной деятельности общества должны проходить особую процедуру согласования на совете директоров или собрании акционеров, а если 50% — на собрании акционеров, а вот сделки "дочек" под контроль не попадают. В Минэкономразвития обсуждаются поправки (проект есть у "Ведомостей"), дающие акционерам такой контроль, рассказали чиновник и два участника обсуждения.

Согласно этим поправкам материнская компания, внеся положения в устав, сможет выбрать особый режим одобрения: любая ее структура, не только "дочка", на все крупные сделки, выводящие активы за пределы группы, должна получить согласие материнской компании. Но для сделок внутри группы требовать одобрения чиновники не будут; сейчас такие сделки одобряются как сделки с заинтересованностью.

Новый режим предназначен для обществ, которые следуют международным стандартам финансовой отчетности. Не надо бояться потока мелких сделок, успокаивают участники обсуждений: минимальный размер для одобрения будет считаться от финансовых показателей не "дочки", а группы.

Вопрос прорабатывается, подтверждает представитель Минэкономразвития. Министерство подготовило и другие поправки по крупным сделкам — о повышении минимального размера сделки, подлежащей одобрению, в непубличных компаниях; планировалось вместе с ними внести поправки по "дочкам", но решили их доработать, говорит чиновник Минэкономразвития: "Они не забыты, министерство не против идеи".

Против может быть Минюст, знает другой чиновник: "Их позиция — в России и так очень низкий порог крупности сделок, дышать нельзя без необходимости одобрять". Новые правила могут нарушить стабильность оборота — контрагенты должны будут проверять, одобрило ли сделку контролирующее лицо, думает представитель Минюста.

В России институт одобрения крупных сделок — особый инструмент контроля за менеджментом, поэтому и пороги низкие.

Но это иллюзия контроля, уверен Денис Спирин из Prosperity Capital, он актуален ровно до тех пор, пока актив не ушел из компании в ее "дочку" или "внучку". А дальше из отчетности видишь, что актив "дочки" ушел бесплатно в пользу контролирующего акционера, и сделать ничего не можешь — ни оспорить, ни возместить убытки. В России было много таких резонансных историй, говорит он.

Необходимость в таких поправках назрела давно, солидарен старший юрист Herbert Smith Freehills Евгений Юрьев, классический пример: гендиректор, назначенный по предложению мажоритарного акционера, одобряет сделки по отчуждению существенных активов "дочки".

Российские суды зачастую не признают группу компаний цельной структурой, жалуется старший партнер Tenzor Consulting Group Игорь Фоминов: только недавно в деле по Кировскому заводу появилось революционное решение Высшего арбитражного суда, что директора могут нести ответственность за подконтрольные компании.

"Такая практика вывода активов была распространена семь лет назад, но и сейчас сделки часто намеренно переводятся вниз, на "дочки", подальше от глаз нелояльного совета директоров", — делится Сергей Недорослев, который входит в советы директоров нескольких компаний ("Шереметьево", Объединенная зерновая компания и др.). Он ожидает, что поправки будут особенно актуальны для госкомпаний: "Государство делает многое, чтобы усилить советы директоров, ввело туда высокопоставленных чиновников — а потом видит, что совет директоров не контролирует полностью ситуацию в "дочках" и не имеет всех полномочий".

Две трети из списка стратегических госкомпаний страдают этой болезнью, делится данными исследований руководитель проекта в АЦ "Форум" Сергей Ярмаш, есть намерение заставить госкомпании в соответствии с Кодексом корпоративного управления ЦБ указывать все существенные вопросы деятельности "дочек" в уставе.

Уже сейчас закон об акционерных обществах позволяет включить в компетенцию совета директоров такие вопросы, но в случае злонамеренного вывода активов никаких последствий эта норма не имеет, объясняет Спирин: формально "дочки" действуют в соответствии только со своим уставом и законом. Законопроект же сделает одобрение в таких случаях обязательным, радуется он.

Механизм нужно доработать, отмечает представитель Минюста: например, как узнавать о совершении крупных сделок в "дочках".

Из опрошенных "Ведомостями" госкомпаний ответила только "Башнефть": в 2016 г. она собирается внедрить требования из кодекса, а если к этому времени будут приняты поправки, возьмет критерии сделок из них, обещает представитель компании. Устав "Башнефти" уже обязывает все сделки "дочек" с третьими лицами дороже $100 млн одобрять на совете директоров. "Постоянное одобрение замедляет какие-то сделки, но повышает прозрачность и стоит того", — обнадеживает Недорослев.

Маргарита Папченкова

 

 

"Роснефть" предлагает лишить "Газпром" монопольных прав на экспорт российского газа.

"Новые известия"

Государственная компания "Роснефть" направила в адрес Минэнерго предложения по развитию газового рынка в России. Главная идея документа — постепенная отмена монополии "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа и предоставление возможности выхода на экспортный рынок независимых производителей. "Роснефть" давно добивается у государства доступа к трубопроводной системе "Газпрома" и прав на экспорт, и сейчас, по мнению, экспертов, доводы нефтяной компании могут быть восприняты, хотя в полной мере ее предложения едва ли реализуют. Хотя бы потому, что газовый монополист так просто не согласится сдать свои позиции.

В настоящий момент законодательством РФ право на экспорт трубопроводного российского газа принадлежит только "Газпрому" и его стопроцентной дочерней компании — "Газпром экспорт". "Роснефть" же предлагает разделить монополиста по видам деятельности, выделив газотранспортную систему и хранилища подземного газа в отдельную компанию, которая должна будет заработать уже к 2025 году. Для этого "Газпром" должен будет создать ее в 2024 году, чтобы после передачи основных фондов она стала самостоятельным предприятием "на уровне акционеров".

При этом доступ к трубопроводу и хранилищам для независимых компаний будет обеспечиваться по принципу аукциона или заявок и основываться на доступности информации об их загрузке. Это, кроме очевидной либерализации рынка газа в России, поможет разрешить конфликт интересов непосредственно внутри самого "Газпрома", который также является и крупнейшим поставщиком газа внутри страны.

Более того, уже в этом году "Роснефть" предлагает согласовать схему, которая позволит в 2016 году независимым производителям начать тестовые поставки газа на европейский рынок в рамках агентского договора с "Газпромом" и ограниченной квоты. К 2019 году компания предлагает ввести механизм, который позволит независимым производителям получать часть экспортной выручки от продажи газа в Европу. А уже к 2025 году "должен быть осуществлен переход к полной либерализации газового рынка РФ, включающей полную либерализацию экспорта при сохранении элементов госрегулирования".

Напомним, что еще в прошлом году президент РФ поручил правительству совместно с "Газпромом" разработать целевую модель газового рынка в стране, но из-за того, что компания оттянула всю подготовку на себя, не допустив к ней независимых производителей, документ пока не готов.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в беседе с "НИ" отметил, что развивать российский рынок необходимо в сторону реальной конкуренции, а не региональной монополии, когда отдельные компании занимают рынок целого региона. Напомним, что "Газпром" даже попросил предоставить ему право продавать газ на внутреннем рынке по цене ниже государственной, но просьба пока так и не получила одобрения у правительства, так как она, по сути, является ценовым демпингом по отношению к независимым компаниям.

Между тем эксперты по-разному оценивают целесообразность предложений "Роснефти". Как сказал "НИ" ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Блинков, выход на внешний рынок новых отечественных поставщиков газа мог бы решить проблему негативного имиджа России на международном энергетическом поле, и лишить Еврокомиссию главного козыря в ее постоянных претензиях к "Газпрому", как монополисту. "Так что предложения "Роснефти" актуальны и вполне разумны", — заключил г-н Блинков.

Сергей Правосудов же считает, что на фоне намерения Еврокомиссии сформировать монополию на покупки газа предложение вывести на внешний рынок большое число продавцов может, наоборот, ослабить российские позиции.

Сам "Газпром" по понятным причинам не заинтересован уступать свои позиции на внешнем рынке. "Я считаю, что эту тему, конечно, можно обсуждать, но с точки зрения не только интересов "Газпрома" как государственной компании, но и с точки зрения самого государства. В текущих рыночных условиях, когда спрос на газ в Европе падает, потребление газа падает, политика энергетическая отсутствует в Европе, такие меры, которые могут пошатнуть основы рынка, нецелесообразны", — заявил заместитель председателя правления концерна Александр Медведев.

В правительстве тоже пока не склонны к резким переменам в сфере газового экспорта. "Уже ранее принималось решение о необходимости сохранения "Газпрома" в его нынешнем структурном виде при условии, естественно, и понимании, что должна быть обеспечена достаточная степень финансовой прозрачности в разделении видов деятельности внутри самого "Газпрома", — подчеркнул курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович.

Арина Раксина

 

 

"Ведомости"

Крупнейшие энергетические компании отложили инвестиции в новые проекты на $200 млрд, свидетельствуют данные Wood Mackenzie. Нефть дешевеет в этом году уже во второй раз, поэтому им необходимо срочно сократить расходы, чтобы гарантировать выплату дивидендов акционерам.

Из-за начавшегося прошлым летом обвала цен на нефть согласно Wood Mackenzie было отложено 46 крупных проектов по разработке нефтегазовых месторождений, запасы которых — 20 млрд барр. нефтяного эквивалента. Это больше доказанных запасов Мексики. В число компаний, отложивших крупные проекты, входят BP, Shell, Chevron, Statoil и Woodside Petroleum.

В мае норвежская исследовательская компания Rystad Energy сообщала, что отложены проекты на $118 млрд. Но исследование Wood Mackenzie показывает, что с того момента сумма значительно увеличилась.

Более половины запасов, разработка которых была отложена, приходится на глубоководные месторождения, находящиеся в том числе в Мексиканском заливе и у западного побережья Африки. Там стоимость проектов сильно увеличилась из-за технических требований и инфляции.

Значительнее всего пострадала Канада. В ней была отложена разработка месторождений, запасы которых составляют 5,6 млрд б. н. э. В основном это нефтеносные пески.

Цена нефти Brent за последний год снизилась почти вдвое. В марте цены стабилизировались на уровне $60/барр. и в начале мая даже превысили $69, достигнув максимума с начала 2015 г. Однако затем нефть снова стала дешеветь, и во время торгов в понедельник цена опустилась ниже $54.

Компании стараются сворачивать инвестиции в крупные проекты как можно быстрее, отмечают специалисты Wood Mackenzie. "Отчасти это происходит потому, что это один из самых быстрых способов освободить капитал и отреагировать на снижение цен на нефть", — сказано в отчете. Как предупредили в Wood Mackenzie, количество полностью одобренных в 2015 г. крупных проектов можно будет пересчитать "по пальцам одной руки".

Ожидается, что на этой неделе Shell, удивившая в апреле участников отрасли объявлением о поглощении BG Group за 55 млрд фунтов, еще сильнее сократит издержки в этом году. По последним оценкам, ее капитальные расходы составляли $33 млрд. Ее примеру, вероятно, последуют Total и BP.

Во II квартале прибыль европейских нефтяных интегрированных компаний будет примерно на 20% ниже, чем по итогам первых трех месяцев 2015 г., и более чем на 40% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., считает аналитик Investec Нил Мортон. По его мнению, снижение прибыли от трейдинговой деятельности и затраты на сезонное техническое обслуживание могут компенсировать увеличение маржи в нефтеперерабатывающем бизнесе.

Кристофер Адамс, Financial Times, Алексей Невельский

<< Июль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ