media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.09.2016

Отказ от транспортировки нефти через прибалтийские порты обсудят у Сергея Иванова.

"Газета РБК"

В среду спецпредставитель президента Сергей Иванов обсудит с нефтяниками переориентацию экспорта нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Белорусские компании также могут обязать перенаправить потоки, говорят участники совещания.

"Не кормить" чужие порты

Экс-глава президентской администрации, спецпредставитель президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов, который только в середине августа занял этот пост, планирует в среду, 28 сентября, провести совещание с участием топ-менеджеров нефтегазовых компаний, "Транснефти" и РЖД о перспективах перенаправления экспорта нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. Об этом РБК рассказали три собеседника, близких к компаниям, приглашенных на это совещание.

Источник в окружении Иванова подтвердил РБК, что совещание стоит в его графике, но отказался комментировать повестку и список участников. О совещании также сообщил "Интерфакс" со ссылкой на свои источники.

Президент "Транснефти" Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 сентября сообщал, что Россия уже к 2018 году сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики (Вентспилс и Рига) в сторону российских портов — Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. По его данным, в 2015 году через Прибалтику российские компании экспортировали 9 млн т нефтепродуктов, а в 2016 году этот объем снизится почти вдвое — до 5 млн т.

По словам одного из собеседников РБК, на совещании у Иванова планируется выработать меры для повышения привлекательности перевалки нефтепродуктов через российские порты, чтобы обеспечить более выгодную экономику для нефтяных компаний. В частности, планируется разработать систему понижающих коэффициентов к тарифам РЖД для транспортировки российских и транзитных грузов, которые идут в Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск вместо Прибалтики, говорится в материалах "Транснефти", подготовленных к этому совещанию (у РБК есть копия).

"Транснефть" также планирует предложить транспортировать по остаточному принципу грузы по системе "труба плюс железная дорога" в экспортном направлении, в том числе в Прибалтику, отдавая приоритет тем грузам, которые идут через российские порты, говорит один из собеседников. Кроме того, в материалах к совещанию содержится предложение о применении повышающих коэффициентов при транспортировке по РЖД грузов в сторону портов Прибалтики. Трубопроводная монополия предлагает расширить нефтепродуктопровод "Север" с 15 млн до 30 млн т в год, чтобы уже к 2018 году загрузить терминалы в Высоцке и Приморске до их проектных мощностей.

Источники РБК в двух российских нефтяных компаниях поддерживают инициативу по перенаправлению грузов в российские порты. По словам собеседника РБК, близкого к "Роснефти", компания "не собирается кормить порты стран, поддержавших европейские санкции против России, и готова постепенно переориентировать свои грузы в российские порты к 2018 году". Он утверждает, что в этом году компании предлагали приобрести долю в одном из прибалтийских портов "практически за бесценок" под условие направлять туда свои грузы, но "Роснефть" отказалась.

Перевод всего объема экспорта нефтепродуктов в российские порты Балтики может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 млн т в год. При этом через три терминала в Ленинградской области и Петербурге (Усть-Луга, Высоцк, Петербургский нефтяной терминал) можно отправлять дополнительно до 20 млн т нефтеналивных грузов в год, указывает источник, близкий к другому участнику совещания.

Если Россия перебросит 4 млн т нефтепродуктов из Прибалтики в свои порты в 2016 году, то ежегодная выгода составит около $16 млн, говорит главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Виталий Чернов. К 2018 году, когда через российские порты должны экспортироваться все 9 млн т, дополнительные доходы составят $33 млн, добавляет генеральный директор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.

На текущий момент транзит российских грузов в направлении прибалтийских портов составляет около 49 млн т в год, говорится в пояснительной записке к совещанию (у РБК есть копия): помимо нефтепродуктов экспортируются также уголь, калийные и азотные удобрения и другие грузы. "В результате российские терминалы недополучают порядка $1,3 млрд выручки ежегодно. При этом происходит субсидирование экономики прибалтийских государств, ведущих по отношению к России недружелюбную политику", — говорится в документе.

Но Россия продолжает снижать экспорт через Прибалтику. По итогам первого полугодия 2016 года через ее порты было перевалено 20,95 млн т российских грузов, что на 7,69% меньше, чем годом ранее, замечает Чернов.

Стимул для Белоруссии

На совещании у Иванова также может быть поднят вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты, рассказали РБК два источника, близких к участникам совещания. Об этом же говорится в материалах "Транснефти". Монополия предлагает закрепить в межправсоглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты.

Сегодня более 90% экспорта нефтепродуктов из Белоруссии уходит в направлении Прибалтики и черноморских портов Украины, говорит источник, близкий к одному из участников совещания. В 2015 году Белоруссия транспортировала через Прибалтику 8,5 млн т нефтепродуктов (за восемь месяцев 2016 года — еще 5,67 млн т). Объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала Klaipedos Nafta в 2015 году выросли на 18,5%, до 6,42 млн т. Klaipedos Nafta даже объявил о планах инвестировать около €10 млн в расширение мощностей терминала в Клайпеде специально под белорусские грузы.
Помимо этого Белоруссия отгружает на экспорт калийные и азотные удобрения через Литву.

Россия в 2016 году обещала увеличить поставки нефти в Белоруссию на 4,3%, с 23 млн до 24 млн т. Но в середине июня Минэнерго анонсировало сокращение поставок почти на 40% в третьем квартале и дальнейшее снижение в четвертом квартале. Это произошло на фоне спора о ценах на российский газ. По данным "Белстата", Белоруссия за семь месяцев 2016 года импортировала 12,7 млн т российской нефти.

Источник, близкий к белорусской стороне, сообщил РБК, что поставлять нефтепродукты через российские порты на запад логистически дороже, так как это удлиняет путь. Он сообщил, что такая переориентация возможна при условии льгот — предоставлении скидок от РЖД и гарантированного доступа к трубопроводным мощностям. Он также считает, что изменение межправсоглашения, предполагающее переориентацию белорусских грузов из Прибалтики в российские порты, противоречит концепции Единого экономического пространства и договоренностям в рамках Союзного государства России и Белоруссии.

Помощник министра энергетики Белоруссии Ирина Титович сообщила РБК, что представителей этого ведомства не приглашали на совещание к Иванову, и перенаправила вопросы в "Белнефтехим". Представитель "Белнефтехима" сказала, что о встрече у Иванова в компании также ничего не знают. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в 2012 году заявлял о намерении перенаправить грузы с прибалтийских терминалов в порты Ленинградской области и Калининграда, но до сих пор этого не произошло.

Ранее премьер-министр Латвии Марис Кучинскис назвал решение "Транснефти" прекратить перевалку нефтепродуктов через Вентспилс и Ригу "вызовом для экономики Латвии". По его словам, страна будет повышать качество сервиса своих перевозчиков, чтобы привлечь другие грузы из Китая, Белоруссии, Казахстана.

Представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа и РЖД отказались от комментариев. Представитель "Транснефти" не ответил на запрос РБК.

Людмила Подобедова

 

 

"Взгляд"

ОПЕК делает очередную попытку договориться о заморозке уровня добычи нефти, что должно поддержать все еще неустойчивые цены на это сырье. Что происходит на нефтяном рынке, каковы интересы ключевых игроков, сможет ли ОПЕК достичь соглашения и какой должна быть позиция России по этому поводу?

Шансы на заключение сделки по заморозке уровня добычи странами ОПЕК и Россией стали еще более призрачными. Министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане подтвердил во вторник, что Иран и Саудовская Аравия не достигли договоренности на встрече в Вене. "Да, мы встречались (в Вене). Но нам нужно еще время для совместных консультаций", — передает его слова ТАСС. Саудиты и иранцы пытаются договориться о методе подсчета объемов добычи нефти, что имеет ключевое значение для переговоров о возможном замораживании уровня производства, сообщал Wall Street Journal.

С понедельника в Алжире проходит Международный энергетический форум (МЭФ). В рамках форума запланирована неформальная встреча представителей стран ОПЕК.

Главное условие заморозки в том, чтобы на нее пошли все участники картеля. И основная трудность — договориться с Ираном, который желает наращивать добычу после долгих лет санкций. По оценкам Reuters, сейчас Иран добывает уже 3,6 млн баррелей в день. Саудовская Аравия заявила, что готова снизить добычу, вернувшись к цифрам января, если Иран останется с 3,6 млн баррелей в день. Однако Иран хочет наращивать добычу до уровня, который был перед санкциями — это около 4 млн баррелей в день.

Иран, судя по всему, переубедить не удается. Министр нефти Ирана во вторник заявил, что приехал в Алжир только "для обмена мнениями" по поводу возможной заморозки уровня добычи сырья или его сокращения.

Министр энергетики РФ Александр Новак тоже настроен скептически. Накануне он заявил, что достижение договоренности по заморозке добычи нефти вообще не "критично" для России. Потому что, по его мнению, вне зависимости от договоренности в Алжире восстановление баланса рынка нефти произойдет во втором полугодии этого года. Во вторник Новак заявил, что Россия еще даже не приняла решение, будет ли она участвовать в неформальной встрече ОПЕК в Алжире. Это, по его словам, будет зависеть от наличия договоренности внутри организации. При этом на вопрос, когда встреча состоится, министр ответил: "Либо сегодня, либо завтра". Раньше называлось 28 сентября.

Если страны ОПЕК все же договорятся о какой-либо схеме фиксации объемов добычи, то это сразу же даст толчок для роста цен на нефть. "После годового снижения добычи в США именно рост добычи в странах ОПЕК поддерживает профицит предложения нефти в мире. Поэтому многое в достижении баланса спроса и предложения нефти в мире зависит от поведения стран ОПЕК", — говорит начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских.

Однако и сами участники, и рынок в это уже не верят. "Все живут ожиданиями. Завтра они проявятся. Но, как я чувствую, затянут ожидания по заморозке еще на два месяца — до юбилейной встречи ОПЕК. Решения по заморозке не будет, никто замораживать ничего и не собирался. Многие игроки, наоборот, наращивают добычу, так как идет конкурентная борьба", — говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Наращивают добычу не только Саудовская Аравия и Иран, но и Россия, где фиксируются новые максимумы по добыче — выше 11 млн баррелей в сутки. Буквально недавно "Газпром нефть" и Роснефть начали промышленную эксплуатацию еще одного крупного месторождения — Восточно-Мессояхского.

"Мы вводим новые месторождения, саудиты тоже выходят на пик добычи. Дальше уже сложно будет естественным путем подымать добычу. Все — уперлись в естественный потолок. Красиво, конечно, было бы выдать естественный потолок за договоренности", — замечает Пасечник.

Однако, скорее всего, ОПЕК сделает аккуратные заявления завтра после встречи, чтобы сильно не обвалить цены на нефть словесными интервенциями. "Конкретно ни о чем не договорятся, но будет какая-то формулировка с витиеватыми хвостами и новыми датами", — считает Пасечник.

При этом эксперты согласны с Новаком, что ни для России, ни в целом для рынка нефти завтра ничего страшного не произойдет. Ситуация в этом году отличается от прошлогодней, поэтому отсутствие договоренностей не должно оказать сильное влияние на цены на нефть. "В этом году картина более сбалансированная, она отличается от той, что была год назад. Поэтому нефть и ушла от минимумов в 30 до почти 50 долларов за баррель", — считает Пасечник.

Одни игроки наращивают добычу, зато в ряде стран дешевая нефть уже спровоцировала падение добычи. "В первую очередь это касается Венесуэлы, где накрывший страну экономический кризис уже стал причиной падения добычи на 200 тыс. баррелей в сутки. Некомфортно себя чувствуют сланцевые компании в США, снизившие добычу на 1 млн баррелей в сутки с 2015 года. Гражданская война продолжается в Ливии, а в Нигерии вооруженные группировки по-прежнему атакуют объекты нефтяной инфраструктуры", — указывает Валерий Полховский из ГК Forex Club.

В сумме с рынка уже ушло около 2 млн баррелей в сутки, посчитал эксперт. И это притом что темпы роста спроса составляют 1,2 млн баррелей в сутки ежегодно, и эта тенденция, по его мнению, сохранится как минимум до 2020 года. По данным Wood McKenzie, в 2016 году будет открыто новых запасов в 10 раз меньше ежегодной средней величины за 50 лет.

Что произойдет, если на встрече в Алжире члены ОПЕК так и не договорятся ни о чем Конечно, это может снизить цены на нефть. "На некоторое время Brent может попробовать закрепиться ниже 45 долларов, но в более долгосрочной перспективе цены все равно двинутся вверх. Судя по всему, участники это понимают", — считает Полховский.

"Сейчас нет нескольких миллионов баррелей ежесуточных излишков. Поэтому рынок будет нормально себя вести. Спекулятивная волатильность, конечно, может присутствовать, но в целом ценам сейчас нет смысла уходить ниже 45 долларов", — ожидает эксперт ФНЭБ. Для России это вполне комфортно.

Ольга Самофалова

Налоговый эксперимент Минэнерго и Минфина может вернуть нефтяную отрасль к налоговым схемам 1990-х, считают аналитики "ВТБ капитала".

"Ведомости"

Переход на налог на добавленный доход (НДД) несет громадные риски для бюджета и понизит эффективность отрасли, написал в отчете "ВТБ капитал".

По последней версии Минфина, согласованной с Минэнерго, с нефтяников будет взиматься 50% доходов от продажи нефти (НДД) за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. с тонны. НДПИ и экспортная пошлина остаются: при цене $50 за баррель на старом месторождении они вместе составят $17,5 (35% цены), на новом — $7 (14% цены) первые пять лет с увеличением до обычной ставки к восьмому году. Сейчас при $50 за баррель НДПИ и экспортная пошлина — 57% цены, на новых проектах — 13,2%.

Проблема не в ставках, а в самом принципе НДД — он развратит отрасль, стимулируя к росту издержек, пишет "ВТБ капитал" и в доказательство моделирует увеличение издержек на $30 при разных налоговых системах. Сейчас издержки в нефтяной отрасли в среднем $9,5 на барреле, увеличение их на 30% снизит прибыль компании на $2 за баррель и сделает проект нежизнеспособным, при НДД такое увеличение издержек почти не отразится на прибыли.

Минфин и Минэнерго считают, что против раздувания издержек работает ограничение затрат — 9520 руб. на тонне ($20 на барреле). Оно установлено, чтобы месторождения с высокими затратами могли их списывать. Но это вдвое выше средних издержек в отрасли, пишет "ВТБ капитал": НДД позволит всей отрасли удвоить издержки, раз за них платит государство.

Очень велика вероятность искусственного раздувания издержек, беспокоится "ВТБ капитал": могут вернуться налоговые схемы, изжитые еще в начале 2000-х гг.

К примеру, оператор месторождения отдает на аутсорсинг "дочке" какую-то услугу, и вместо 50% НДД и 20% налога на прибыль от оператора государство получит только 20% прибыли его "дочки".

Минфин не ответил на запрос "Ведомостей". Минфин считает, что может рискнуть, говорит чиновник финансового блока, нынешний уровень администрирования позволит контролировать завышение расходов.

В мировой практике эта проблема известна — она носит название gold plating, с ней борются ставками, премией к амортизации, ограничителями затрат, администрированием и т. п., говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Возврата в 1990-е гг. не будет, солидарен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: тогда нефтяники использовали трансфертные цены и платежи за добычу. Сейчас введен контроль за трансфертным ценообразованием, напоминает Борисов.

НДД в других странах сопровождается множеством регулирующих актов, предупреждает "ВТБ капитал" и приводит пример: в налоговой службе Великобритании несколько сотен человек следят за применением НДД на 300 месторождениях. В России 3500 месторождений и у государства просто нет шансов справиться с потоком документов, пишет "ВТБ капитал".

НДД придуман в Англии и Норвегии, когда были перекрыты поставки нефти с Ближнего Востока. Им надо было срочно обеспечить энергобезопасность, напоминает "ВТБ капитал", и государства, по сути, взяли капитальные затраты компаний на себя, чтобы стимулировать разведку и рост добычи. В России проблемы энергетической необеспеченности нет, а увеличение добычи нефти нужно только для увеличения налогов — баррель, добытый без налогов, не имеет смысла.

Минфин и не собирается пока вводить НДД для всей отрасли, будет эксперимент, спорит чиновник финансового блока. Для нескольких пилотных старых месторождений и всех новых, где НДД заменит текущую непрозрачную систему льгот, успокаивает другой чиновник.

Льготы кажутся лучше НДД — компания будет беречь полученные доходы, а не раздувать издержки, не согласны в "ВТБ капитале".

Риски есть, признает федеральный чиновник, это видно и по опыту Норвегии (там ставка гораздо выше 50%) — постоянно возникает вопрос, как распределены издержки по группе, и понятно, что компаниям выгодно надувать издержками того субъекта, который платит НДД. Трансфертное ценообразование снижает риски, но налоговых споров будет много, уверен он.

Маргарита Папченкова

 

 

<< Сентябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ