Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.10.2013

Норвежские экологи хотят убедить свое правительство отказаться от добычи нефти и газа.

"Новые известия"

Сентябрьская акция активистов Greenpeace против российской нефтяной платформы "Приразломная" в Печорском море и предстоящий суд над ними обострили дебаты в Норвегии о судьбе собственной нефтегазовой промышленности в Арктике. "Мы будем добиваться запрета добычи нефти и газа в Арктике, это сегодня приоритетная цель нашей организации. Следующим летом мы проведем акции против норвежских компаний, занимающихся нефте- и газоразведкой, а также добычей фоссильных источников энергии в Баренцевом море", — заявил руководитель норвежского Greenpeace Трульс Гулоусен.

Для Норвегии, ставшей одной из богатейших стран мира после начала разработки месторождений нефти и газа в Северном море в 1960-е годы, решение о продвижении добывающих компаний в Арктику является принципиально важным. Месторождения в Северном море практически истощились, и надежды политиков и промышленников связаны с Северным Ледовитым океаном. Эксперты считают, что под его дном сосредоточено до четверти всех мировых месторождений "черного золота".

Министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде, комментируя протесты экологических организаций по поводу продвижения нефтегазовых компаний на север, сообщил в интервью немецкому журналу Der Spiegel, что правительство Норвегии дало "зеленый свет" этому процессу. "Использование ресурсов Арктики будет продолжаться. Технологии добычи нефти и газа развиваются, надводные сооружения на шельфе уходят в прошлое, все больше производственных мощностей будет находиться на дне, что обезопасит добычу", — считает министр. "Наивное и некомпетентное мнение", — отреагировал на слова министра лидер норвежского Greenpeace Трульс Гулоусен, отвечая на вопросы корреспондента норвежской общественной телерадиокорпорации NRK.

По мнению природоохранных организаций, власти Норвегии являются марионетками мощного нефтяного лобби, вложившего гигантские средства в добычу фоссильных источников энергии на шельфе северных морей. Газета Stavanger Aftenblad сообщает, что девять крупнейших нефтедобывающих компаний мира, в том числе норвежская государственная Statoil, запустили в прошлом году совместный проект Joint Industry programme по разработке эффективных и безопасных способов извлечения ископаемых углеводородов на арктическом шельфе. В общую "копилку" проекта, рассчитанного на четыре года, предприятия-участники вложили гигантскую сумму в 21 миллиард долларов.

"К сегодняшнему дню установлено, что мы можем безопасно бурить в арктических водах, свободных ото льда или покрытых дрейфующим льдом. К тому же выяснилось, что химикалии, применяемые для "вытягивания" нефти, работают лучше во льдах, чем в районах с более мягким климатом", — уверяет руководитель проекта Беки Пивлер.

Сомнения по поводу безопасности нефте- и газодобычи на шельфе в Арктике высказывают не только природоохранные организации, но и специалисты. "Вспомните катастрофу в Мексиканском заливе! — говорит профессор океанологии Кембриджского университета Питер Вэдхамс. — Там нет льда, и то выброс нефти долго не удавалось остановить. Случись прорыв во льдах, что тогда делать? Шансы, что удастся пробурить так называемую разгрузочную скважину, которая уменьшит объем истечения нефти, невелики. Ждать придется до следующего лета, и все это время из глубины будет бить черный поток".

Председатель арктической программы Всемирного фонда дикой природы Расмус Ханссон напоминает о том, что даже у Норвегии, где инвестиции в систему устранения нефтяных загрязнений в море являются самыми высокими в мире, нет возможности собирать пятна при высоте волн более двух с половиной метров. А что уж говорить об остальных арктических державах, пустившихся в "большое нефтяное приключение" без надлежащей подготовки!

Природозащитные организации Норвегии, как сообщает газета Dagsavisen, сейчас меняют стратегию, пытаясь достучаться до политиков с экономическими аргументами. Они ссылаются на различные исследования, согласно которым нефтяную и газовую промышленность мира ждет кризис и резкое падение цен на фоссильные источники энергии. Поэтому инвестиции в новые месторождения на севере будут бесполезны. Международное энергетическое бюро IEA предлагает прекратить добычу двух третей фоссильных ресурсов планеты ради остановки климатических изменений. Многие ведущие промышленные страны мира, в частности 17 государств ЕС, поставили своей целью "соскочить с нефтяной иглы" и предпринимают серьезные усилия в этом направлении. Одной из альтернатив является развитие парков ветрогенераторов морского базирования. "Долгосрочные инвестиции в компании, занимающиеся добычей фоссильных источников энергии, являются рискованными", — цитирует Dagsavisen строчки из доклада известного британского экономиста Николаса Стерна, подготовленного по заказу правительства Великобритании.
Алексей Смирнов

Украина нашла новый маршрут поставок газа из Европы.

"Взгляд"

Киев и ЕС согласовали новый маршрут поставок газа на Украину — от СПГ-терминала в Хорватии через территорию Венгрии. Причем данный вариант, скорее всего, более жизнеспособен, чем все предыдущие попытки Украины наладить поставки с западной стороны. Но и этот проект не станет окончательным способом избавиться от необходимости российского газа.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий парафировал в Брюсселе от имени правительства Украины трехстороннюю декларацию с Хорватией и Венгрией о реализации проекта адриатического газового коридора, который поддерживается Еврокомиссией, сообщило украинское минэнерго.

"Хорватия, Венгрия и Украина развивают вместе с Еврокомиссией газовую инфраструктуру на высокотехнологичном уровне. Речь идет о ГТС и газовом интерколлекторе", — заявил после переговоров со Ставицким еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, передает УНИАН.

"Мы согласовали все вопросы относительно нового маршрута. Я бы его назвал адриатическо-венгерским коридором по поставкам природного газа от LNG-терминала на острове Крк в Хорватии через газотранспортные системы Венгрии к нашим газовым хранилищам", — добавил Ставицкий.

Хорватия пока только планирует построить СПГ-терминал на острове Крк в Адриатическом море (проект "Адриа LNG").

Украина, Хорватия и Венгрия намерены расширить существующие трубопроводы, создав коридор для транспортировки газа через три страны, и подключиться к Трансадриатическому газопроводу (ТАГ) в Южной Европе, говорил ранее министр иностранных дел Хорватии Йошко Клисович. Новая инфраструктура, по его словам, позволит отправлять газ на восточноевропейские рынки.

Таким образом, Украина нашла еще один способ снизить зависимость от поставок российского газа. По сути, речь идет о реверсных поставках из Европы, однако на этот раз это реверс нероссийского газа. Ранее украинский премьер Николай Азаров грозил, что Украина может полностью отказаться от импорта газа из России, если действующий газовый контракт и цена на российское топливо не будут пересмотрены.

Проба реверсной схемы

Украина уже начала закупать газ в Европе. В мае 2012 года "Нафтогаз Украины" и немецкая RWE заключили рамочное соглашение по купле-продаже газа, поставки по нему стартовали в ноябре 2012 года и осуществлялись сначала только через Польшу. В конце марта этого года Украина получила первые объемы газа через Венгрию. Однако эти проекты не оказались панацеей.

Между тем с октября этого года Украина сократила импорт природного газа в реверсном направлении через территорию Венгрии в среднем на 50%, а 22 октября приостановила поставки через Польшу из-за высокой цены топлива. По словам замглавы Нафтогаза Вадима Чупруна, предполагалось, что этот газ должен быть дешевле российского, а оказалось, что теперь он дороже. Предварительно цена на российский газ для Украины в четвертом квартале составляет около 410 долларов за тысячу кубометров.

Кроме того, Украина собиралась уже этой осенью начать получать газ по реверсу через Румынию и Словакию, но переговоры затягиваются из-за Газпрома. Российская компания считает, что реверс газа из ЕС является не физическим, а виртуальным, поэтому эта схема незаконна, и не дает добро на нее словацкому газотранспортному оператору.

У Киева появился шанс

Впрочем, новый проект Украны, в отличие от других, имеет больше шансов на успех. "Проект абсолютно реален, учитывая, что в его финансировании могут быть задействованы средства самого ЕС и ряда весьма заинтересованных компаний. Практическая реализация проекта также не вызывает сомнений, поскольку Украина уже делала тестовые перегоны газа через Венгрию и Польшу", — считает аналитик финансовой компании AForex Артем Деев.

"С другой стороны, серьезным препятствием может выступить сам Газпром, которому не так давно удалось блокировать аналогичные реверсные поставки из Словакии, которая, по сути, занималась перепродажей российского газа нашим бывшим партнерам в Киеве", — добавляет Деев.

И хотя технически этот маршрут разработан грамотно, у проекта есть много подводных камней, которые предстоит решать. Для начала надо построить СПГ-терминал в Хорватии, а это произойдет не раньше 2017 года. "До этих пор поставки российского газа будут продолжаться — и, скорее всего, на невыгодных для Украины условиях. Дорогой газ не по карману стране и приведет к новым заимствованиям, увеличению внешнего долга", — отмечает аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева.

Кроме того, надо найти газ для этого трубопровода в Каспийском регионе. Скорее всего, газ будет поставляться из Азербайджана и Туркмении, считает Кокорева. "Запасы Азербайджана малы и вряд ли смогут удовлетворить потребности Южной Европы, чего нельзя сказать о Туркмении. Однако при больших запасах газа в Туркмении отсутствует необходимая инфраструктура для транспортировки газа", — отмечает эксперт. Впрочем, правительство Туркмении уже работает в данном направлении и планирует улучшить ситуацию в ближайшие три года.

Конечно, если сроки возведения терминала в Хорватии не затянутся, а Туркмения расширит инфраструктуру, то проект реализуется, резюмирует Кокорева.

Однако предстоит решить еще вопрос цены и объемов поставок. Украина рассчитывает, что реверсный газ из Европы будет дешевле, чем прямые поставки из России. Однако практика поставок через Польшу уже показала, что для Киева европейский газ не всегда дешевле российского.

Плюс Украина хочет добиться поставок из ЕС в районе 7 млрд кубометров, чтобы получать из Европы хотя бы 25% общих закупок газа, что также может не случиться. В настоящий момент Украина импортирует из Европы чуть больше 1 млрд кубометров газа, и это не сильно помогает в освобождении от зависимости от российского газа. Для сравнения: в этом году Киев собирается купить 18 млрд кубометров газа у Газпрома.

Пропускная способность Трансадриатического газопровода с учетом расширения может составить целых 20 млрд кубометров в год. Однако Южной Европе самой нужен газ, и Украина опять сможет рассчитывать только на остатки. Артем Деев считает, что после ввода в эксплуатацию этого газового коридора объем поставок на Украину из Европы может увеличиться лишь до 2,5 млрд кубометров.
Ольга Самофалова

Следственный комитет и антимонопольная служба предлагают лишать свободы чиновников и бизнесменов за антиконкурентный сговор.

"Ведомости"

Госорганы систематически прибегают к антиконкурентным сговорам с компаниями, заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александр Кинев на конференции "Ведомостей" по антимонопольному регулированию. В первом полугодии 2013 г. возбуждено 181 дело по таким нарушениям.

Например, ФАС подозревает в сговоре власти Пермского края и представителей ОАО "Кольцово-инвест" (входит в ГК "Ренова"), говорится в презентации Кинева: они заключили соглашение о передаче в пользование "Кольцово-инвеста" имущества пермского аэропорта "Большое Савино" и его последующей приватизации — сейчас аэропорт на 100% принадлежит региону в пользу структуры "Реновы".

Представитель компании "Аэропорты регионов", структуры "Реновы", заявил, что конкурс на реконструкцию пермского аэропорта был абсолютно прозрачен и в нем приняли участие все крупнейшие операторы России. В приемной губернатора Пермского края от комментариев отказались.

Ежегодно ФАС выявляет сотни антиконкурентных соглашений с участием органов власти, описывает масштаб проблемы начальник департамента по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев: "Сговоры при госзакупках, при приватизации, различного рода соглашения, ограничивающие конкуренцию на товарных рынках". Этому способствуют память о централизованном планировании и привычка использовать административный ресурс, говорится в презентации службы.

Сейчас за сговор с госорганом компании грозит штраф от 1 до 15% от годовой выручки на рынке, на котором совершено нарушение, а менеджеру — штраф до 50 000 руб. или дисквалификация. Привлечь чиновника именно за заключение антиконкурентного соглашения к уголовной ответственности невозможно, констатирует старший юрист "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Евгений Большаков: необходимо доказывать признаки иных составов преступлений, например получение взятки. Федеральный чиновник скептичен: "Факт личной заинтересованности не всегда материализуется во взятке, есть масса других вариантов, например пособничество родственникам, услуга за услугу".

Если речь идет о нарушении чиновником антимонопольного законодательства, то правоохранительные органы чаще всего квалифицируют такие дела как превышение должностных полномочий, подтверждает Кинев, но об ограничении конкуренции в этих статьях ничего нет, они не защищают свободу рыночных отношений.

Чтобы устранить пробел, ФАС предлагает внести изменения в Уголовный кодекс (УК). Из выступления Кинева следует, что к уголовной ответственности будут привлекаться чиновники, вошедшие в соглашение с представителями компаний. Менеджерам компаний также будет грозить срок. По действующему УК максимальный срок за антиконкурентные действия и злоупотребление должностными полномочиями — до семи лет лишения свободы. По мнению Кинева, ответственность для чиновников и менеджеров за сговор должна быть более суровой, но конкретных предложений ФАС пока не подготовила.

ФАС — второе ведомство, которое предложило ужесточить наказание за сговор чиновников и предпринимателей. Ранее это же предложил сделать Следственный комитет России (СКР) — правда, его инициатива касалась исключительно сговора в приватизационных сделках, знает знакомый с текстом законопроекта силовиков чиновник. Раз идеи родились независимо друг от друга, значит, к этому назрела объективная необходимость, заключает он.

Закон СКР распространяется только на приватизационные сделки, потому что президент в послании к Федеральному собранию сказал о необходимости обеспечения справедливости именно приватизации, поясняет сотрудник силового ведомства, если проект поддержат, его можно распространить на другие сделки, в том числе госконтракты.

Изменения позволят инициировать уголовное дело прямо по факту установления ФАС сговора госоргана и компании, полагает Большаков. Для этого службе не потребуется обнаруживать текст договора между сторонами, его может и не быть, уверен юрист: "Будет достаточно выявить устный сговор, в том числе по косвенным признакам, как и в случае с картелем".

Инициативы ФАС и СКР — удавка для бизнеса и органов управления, считает управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай: любая помощь чиновника в развитии бизнеса может быть расценена как антиконкурентный сговор и тогда региональные власти будут вообще опасаться поддерживать бизнес. В основе неправомерной поддержки лежит коррупция, а для нее уже предусмотрены и состав преступления, и наказание, продолжает Тай. То, что взятки не всегда дают деньгами, не значит, что их нельзя обнаружить, проблема — в компетентности оперативных органов, резюмирует он.

С представителем первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует в правительстве защиту конкуренции) связаться не удалось.
Сергей Титов, Маргарита Папченкова, Виталий Петлевой

Глава ФАС Игорь Артемьев предлагает провести ревизию естественных монополий.

"Независимая газета"

Крупные федеральные компании в России фактически являются государством в государстве. Руководство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) выражает обеспокоенность таким положением дел и предлагает правительству заказать их независимый аудит. По мнению главы ведомства Игоря Артемьева, ревизии следует провести в 2014 году. Их результаты лягут в основу программ давления на издержки естественных монополий. Независимые эксперты подтверждают, что независимый аудит станет хорошим дополнением работы Счетной палаты по наведению порядка в госкомпаниях, но при этом указывают, что ревизия публичных компаний за бюджетный счет — вещь недопустимая.

Федеральная антимонопольная служба предлагает правительству заказать аудит естественных монополий. В первую очередь следует проверить их издержки, связанные с закупками. Об этом заявил в минувшую пятницу глава ведомства Игорь Артемьев с трибуны конференции "Антимонопольное регулирование в России". "Меры по реализации 223-го закона нужно соединить с полноценным аудитом крупных естественных монополий, который правительству нужно заказать за деньги аудиторским компаниям", — сказал чиновник. По его мнению, с особым пристрастием следует проверить, каким образом у монополий формируются издержки, где и на каком основании они переплачивают. Обосновывая необходимость ревизии, Артемьев сообщил, что крупные госкомпании часто завышают издержки при закупках. Например, ФАС располагает фактами, когда топливо для своих нужд монополии закупали по цене, на 15-20% выше рыночной.

Независимый аудит, по мнению чиновника, это лишь первый шаг. Артемьев убежден в необходимости принятия специальных программ снижения издержек естественных монополий. "Нужно посмотреть затраты, сопоставить с доходами, посмотреть их обоснованность. Это касается также зарплат и "золотых парашютов", — сказал глава ФАС. Он убежден, что правительству необходимо проверить уже в 2014 году с привлечением независимых аудитов "Газпром", РЖД, "Ростелеком", "Транснефть" и ряд других крупных госкомпаний. "Монополии давно не проходили ничего подобного, а некоторые крупные федеральные — вообще никогда", — поделился своими тревогами Артемьев.

Инициатива ФАС соотносится с разработанным в октябре Минэкономразвития (МЭР) планом действий по сдерживанию расходов естественных монополий. Компаниям предлагается, в частности, сократить минимум на 10% закупочные цены примерно по 50 позициям товаров и услуг. Чиновники МЭР считают, что сделать это возможно за счет увеличения объема закупок и усиления антикоррупционных мер.

Логично ждать активных действий и со стороны Счетной палаты (СП). Проверка "Газпрома" началась летом этого года — первая за последние пять лет. Сергей Степашин до своей отставки с поста главы СП обещал, что результаты ревизии могут быть "интересными". Одновременно в планах контрольного ведомства значится и проверка осенью текущего года РЖД с целью оценить результаты реформы железнодорожной отрасли за период с 2004 по 2012 год, ее влияние на экономику и социальную сферу страны. Ранее СП занималась "Транснефтью" — в 2008 году, например, проверялось расходование средств на строительство нефтепровода ВСТО, а в январе текущего года были опубликованы результаты проверки Минкомсвязи в период работы министром Игоря Щеголева. В рамках этой ревизии в поле зрения аудиторов СП попал "Ростелеком", оплачивавший загранпоездки чиновников.

Пресс-секретарь главы СП Татьяны Голиковой София Малявина напомнила "НГ", что полномочия проверять госкомпании ведомство получило в конце 2010 года, но активно ими не пользовалось. "Сейчас эту норму фактически активируют, и особый акцент делается на проверке закупок", — пояснила она. Такое право закреплено в законе о СП, вступившем в силу весной этого года. Что касается подведения итогов проверок 2013 года, то график их подготовки уточняется в связи с 50-процентным обновлением аудиторского состава.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не видит ничего плохого в том, что проверять естественные монополии кроме "штатных" ревизоров из СП начнут независимые аудиторы. "В России капитализм носит дружественный характер. Это не красивое название, а научный термин. Не секрет, что крупные компании, и особенно государственные, как правило, в хороших отношениях с властями", — подчеркнул Ясин. По его словам, Артемьев, безусловно, прав, предлагая правительству нанять независимых аудиторов, поскольку Счетная палата включена в систему "дружеского" капитализма и понимает, на каких началах ей можно работать, а на каких нельзя.

Партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко предположил, что для ревизии российских естественных монополий вполне может быть использован потенциал так называемой большой четверки — к крупнейшим международным компаниям, предоставляющим аудиторские и консалтинговые услуги, относятся PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG. Их представительства, в том числе и региональные, есть в России, и поэтому проверить, например, "Газпром" или "Транснефть" для независимых аудиторов не составит сложности. Сложность Чумаченко видит в другом. По его словам, правительство не имеет права заказывать и оплачивать независимый аудит госкомпаний. Это противоречит мировой практике. "Конечно, естественные монополии были бы счастливы, если бы их проверяли за бюджетные деньги", — философски заметил юрист. Однако по международным нормам крупные публичные компании обязаны это делать по своей инициативе и за свой счет.

Коммерческий директор электронной торговой площадки B2B-Center Андрей Бойко говорит о том, что издержки на закупки складываются не только из цены самих товаров, но и их доставки, установки, услуг по техническому обслуживанию и т.п. "Зачастую поставщики вкладывают все эти сопутствующие услуги в заявленную цену, и она в конечном итоге оказывается выше среднерыночной. Но монополии редко проводят свои закупки через открытые электронные площадки. Это приводит к тому, что у таких компаний складывается своеобразный закрытый клуб поставщиков, которые и формируют избыточные издержки", — подчеркнул Бойко.
Игорь Наумов

 

 

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ