media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

28.11.2017

Крупнейшая нефтяная компания увязала переход на новый налог с поддержкой НПЗ.

"Газета РБК"

"Роснефть" не исключила выхода из эксперимента по налоговой реформе в нефтяной отрасли через год после его старта, если не получит поддержку для своих НПЗ. Минфин обещает поддержать нефтепереработку.

Условие "Роснефти"

Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин написал письмо на имя вице-премьера Аркадия Дворковича о перспективах участия компании в эксперименте по переходу на налог на дополнительный доход (НДД). У РБК есть копия этого письма от 13 октября, федеральный чиновник подтвердил его содержание.

Из документа можно сделать вывод, что "Роснефть" готова в долгосрочной перспективе участвовать в налоговой реформе нефтяной отрасли — переходе на новый налог — в случае поддержки нефтепереработки.

НДД будет взиматься с дохода от продажи нефти, а не с выручки. В четверг, 23 ноября, переход отрасли на НДД одобрило правительство.

Новый налоговый режим (эксперимент по его введению заработает с 1 января 2019 года) не может быть конечной целью реформы налогообложения в нефтяной отрасли, так как НДД стимулирует исключительно добычу нефти, пишет Сечин. После проведения большого налогового маневра (увеличение налоговой нагрузки на добычу при снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты) нефтепереработка стала убыточной, и эту проблему НДД не решает, указывает он. Глава "Роснефти" попросил Дворковича утвердить меры поддержки для НПЗ компании, не исключив в противном случае выхода из эксперимента по НДД через год.

Результаты применения НДД должны оцениваться комплексно — как в добыче, так и в переработке, говорится в письме Сечина. Если правительство не примет "системные фискальные решения" для поддержки НПЗ, "Роснефть" оставляет за собой право после года участия в эксперименте прекратить применение режима НДД "как не отвечающего интересам вертикально интегрированных компаний и целям устойчивого развития российской нефтяной отрасли", предупреждает Сечин. Представители "Роснефти" и Дворковича отказались от комментариев.

"Роснефть" просит правительство поддержать нефтеперерабатывающие заводы уже около года. Как и раньше, основные преференции Сечин просит для НПЗ в семи регионах России, где находятся ключевые заводы "Роснефти", а также Хабаровский НПЗ Независимой нефтегазовой компании (ННК), принадлежащей экс-президенту "Роснефти" Эдуарду Худайнатову (они соответствуют указанным в письме критериям — располагаются в Хабаровском, Красноярском и Краснодарском краях, Иркутской, Самарской, Саратовской и Рязанской областях и поставляют на внутренний рынок не меньше 0,5 млн т бензина и дизеля класса Евро-5 в год).

В письме Дворковичу глава "Роснефти" перечисляет ранее звучавшие предложения для этих заводов: снизить тарифы "Транснефти" на прокачку нефтепродуктов, заморозить тарифы РЖД на их перевозку на 20 лет, ввести возвратный акциз на нефть, которая поставляется в адрес НПЗ компании ("Роснефть" сначала заплатит акциз на нефть, а НПЗ потом получат налоговый вычет в большем объеме) и ввести налоговые кредиты по акцизам для своих НПЗ.

"Роснефть" в принципе скептично оценивала законопроект об НДД, рассказывают два федеральных чиновника. Представитель "Роснефти" это не комментирует.

Собеседники РБК говорят, что компания подготовила список месторождений-пилотов для участия в эксперименте "в последний момент", но не приложила к ним расчетные модели, аргументировав это нежеланием делиться коммерческой информацией до прояснения ситуации с НДД.

Минфин и Минэнерго согласовали основные параметры законопроекта об НДД еще летом и планировали ввести его с начала 2018 года, но 20 ноября замминистра энергетики Алексей Текслер заявил, что чиновники не успели вовремя подготовить этот законопроект, поэтому эксперимент перенесли на 2019 год. О том, что одной из причин переноса законопроекта могло стать отсутствие расчетных моделей для части проектов (у "Роснефти" пилоты на 6 млн т из 15 млн т, остальные — у "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза", ЛУКОЙЛа и "РуссНефти"), писали и "Ведомости" со ссылкой на чиновника финансового блока.

Если ключевой игрок на рынке не поддержит налог, его принятие может затянуться еще на несколько лет, рассуждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но НДД отрасли действительно необходим, считает он.

"Роснефть" не первый раз предлагает условия, при которых согласится на введение НДД. В начале года на совещании у премьера Дмитрия Медведева представитель компании сообщил, что она поддержит НДД, только если получит льготы по НДПИ для одного из своих крупнейших месторождений — Самотлора, сообщали источники "Ведомостей" и РБК. "Роснефть" получила льготы, но в меньшем объеме: на 35 млрд руб. в год на десять лет, хотя до этого Минфин оценивал выпадающие доходы бюджета в 60-80 млрд руб. ежегодно, а предложенный срок действия льгот составлял почти 20 лет (до 2036 года), говорили источники РБК.

Заводы получат поддержку

Перед принятием законопроекта об НДД Медведев обсудил его с главами нефтяных компаний на выездном совещании в Ханты-Мансийске 21 ноября. На этом совещании фактически было одобрено предложение "Роснефти" по поддержке НПЗ. "Исходя из того, что мы обсуждали в Ханты-Мансийске, было предложение, даже поручение подготовить предложение по поддержке нефтепереработки. Компании ставили такой вопрос, он поднимался. Такое совещание мы будем готовить у [премьера] Дмитрия Анатольевича [Медведева]", — сказал "Интерфаксу" министр энергетики Александр Новак.

Несмотря на споры вокруг законопроекта об НДД, он одобрен, пусть и с задержкой, говорит федеральный чиновник. "Это ключевой шаг к запуску новой системы налогообложения", — заключает он.

Минфин готов поддержать предложение "Роснефти" о введении обратного акциза для НПЗ, но только в случае завершения налогового маневра (обнуления экспортных пошлин) и в случае распространения этой меры на всю отрасль. "Сейчас приоритетом правительства является создание стабильной фискальной системы в нефтяной отрасли, которая должна быть построена как на налогообложении чистого дохода от добычи нефти, так и на отказе от вывозных таможенных пошлин. Нам представляется, что в силу особенностей российской экономики подобная реформа невозможна без элементов поддержки нефтепереработки, на что совершенно справедливо указывает "Роснефть", — передал РБК через пресс-службу замминистра финансов Илья Трунин. Отрицательный акциз на сырую нефть для НПЗ, производящих автомобильный бензин и дизельное топливо для внутреннего рынка, при отмене вывозной таможенной пошлины — это одно из возможных решений, признал он.

Трунин отметил, что Минфин вряд ли поддержит распространение инвестиционного налогового кредита на акцизы (еще одно предложение "Роснефти") без определения источников компенсации выпадающих доходов: акцизы на нефтепродукты полностью направляются на формирование дорожных фондов.

Введение НДД напрямую не влияет на экономику переработки, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. С ним согласен Полищук из Raiffeisenbank: эксперимент по НДД пока коснется отдельных месторождений с небольшим объемом добычи. Но если рассматривать налоговую систему в отрасли комплексно, после проведения эксперимента встает вопрос об экспортной пошлине, которая сегодня является главным механизмом субсидирования российских НПЗ, говорит Борисов. В случае отмены экспортной пошлины для нефтепереработки действительно потребуются меры поддержки: российские НПЗ в рыночных условиях без субсидий существовать не могут, в том числе из-за высоких транспортных издержек, указывает эксперт. Сейчас маржа нефтепереработки в России примерно на 40% ниже маржи в Европе и составляет около $3 за баррель. Это лучше, чем в 2016 году ($1,5 за баррель), но в два раза ниже, чем в 2014 году, до проведения большого налогового маневра и падения цен на нефть ($7-8 за баррель), заключает Борисов.

Алина Фадеева

 

 

Росстандарт начнет вторую волну массовых внеплановых проверок АЗС и нефтебаз.

"Российская газета"

В ближайшие месяцы Росстандарт планирует провести внеплановые проверки до тысячи АЗС и нефтебаз. Об этом глава Росстандарта Алексей Абрамов рассказал "Российской газете" по итогам публичного обсуждения вопросов качества моторного топлива. Решение о проверках примет правительство, Росстандарт направит доклад об их результатах курирующему вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Провести проверки в сжатые сроки — до начала февраля — и затем определиться с дальнейшими мерами вычистки рынка предложил министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов. Не исключено, впрочем, что будет принято решение о более длительной и, соответственно, еще более масштабной кампании.

Первые массовые внеплановые проверки на рынке моторного топлива прошли в 2015 году по поручению президента. Тогда нарушения по физико-химическим свойствам обнаружились на каждой пятой заправке. Они опасны для двигателей и экологии, а иногда и приводят к ДТП — например, когда машина глохнет прямо на железнодорожном переезде. К 2017 году уровень нарушений среди АЗС снизился до 11 процентов (среди сетевых заправок — до 3,5 процента), цель — довести этот показатель до 1 процента, рассказал Абызов.

По итогам первой волны проверок появился жесткий законопроект об оборотных штрафах для АЗС за паленое топливо (1 процент от годовой выручки), в декабре Госдума должна рассмотреть его во втором чтении. На очереди — запуск мобильного навигатора с АЗС, где проверки выявили нарушения по физико-химическому составу, и введение обязательных испытаний продукции, отгружаемой с нефтебаз на заправки.

Дело в том, что паленое топливо производится в основном на мини-НПЗ, на нефтебазах смешивается с нормальной продукцией крупных НПЗ, и под их документами смесь поставляется на автозаправки. Сейчас нефтебазы формально только хранят топливо, хотя де-факто отвечают за его конечный состав. "Мы считаем недопустимым выпуск с нефтебаз продукции, сопровождаемой документами с заводов, поскольку нефтебазы могут смешивать топливо, они не всегда в состоянии обеспечить раздельное хранение различных видов топлива", — подчеркнул Абрамов.

Введение для нефтебаз обязанности проверять топливо в аккредитованных лабораториях станет первым шагом к созданию информационной системы прослеживания качества (а затем и количества) бензина и дизтоплива по всей цепочке — от завода до бензобака, рассказал "РГ" Алексей Абрамов. Она охватит не только НПЗ, нефтебазы и АЗС, но и транспорт (железнодорожный и автомобильный), в котором тоже происходят разные манипуляции. Концепция такой системы только готовится, сказал глава Росстандарта, ее реализация потребует вложений в инфраструктуру со стороны государства и участников рынка, признал он.

В ближайшее время Росстандарт начнет применение экспресс-методов испытаний бензина и дизтоплива. Экспресс-анализатор, разработанный институтом Росстандарта, определяет ключевые физико-химические свойства топлива — октановое число, цетановое число, массовую долю серы, наличие металлов. Если он покажет возможное несоответствие техрегламенту, топливо пройдет полную проверку в лабораторных условиях. Росстандарт выступает за то, чтобы в этом случае приостанавливать продажу потенциально опасного топлива до получения результатов лабораторных испытаний — они длятся несколько дней.

Во время публичных слушаний специалисты сравнили результаты проверок топлива экспресс-анализатором Росстандарта и тест-полосками и дешевым тестером, популярными у блогеров и автолюбителей. Оказалось, что тест-полоскам и тестерам доверять нельзя. Они просто вводят в заблуждение — их результаты принципиально отличаются (причем в разные стороны) от результатов, полученных в аккредитованных лабораториях. Если что-то и покупать, то надо обязательно интересоваться, относится ли прибор к утвержденным типам средств измерений.

Игорь Зубков

 

 

Нефтекомпании готовятся увеличить поставки.

"Известия"

Бензин и дизель не будут дорожать до конца года. По информации "Известий", к концу ноября практически все нефтекомпании запланировали увеличение продаж бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже на 7%, а дизеля — на 20%. Таким образом они исполнят предписание ФАС. Предполагается, что это позволит остановить начавшийся осенью рост цен.

Как сообщили "Известиям" в пресс-службе Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), с начала месяца нефтекомпании поставили на биржу порядка 362 тыс. т бензина и 330 тыс. т дизеля. Согласно планам компаний, к концу месяца они намереваются продать больше топлива, чем было запланировано. Так, только по бензину средний рост запланированных поставок у крупных производителей составит 7%, по дизелю они должны вырасти больше — в среднем на 20%. К середине ноября компании уже фактически перевыполнили запланированные объемы на месяц.

Именно дизельное топливо, как писали "Известия", в начале месяца выросло в цене больше всего. В октябре — начале ноября из-за снижения внебиржевых поставок и ремонта ряда НПЗ стоимость топлива в оптовом звене и на заправках по сравнению с августом выросла на 5-10%. Это вызвало соответствующую реакцию ФАС. Она собрала ключевые нефтекомпании на совещание и поручила им увеличить биржевые поставки в этом и следующем месяце. По данным "Известий", в совещании принимали участие все крупнейшие компании: "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл", "Газпром газэнергосеть", а также "Сургутнефтегаз".

Формирующаяся на бирже оптовая цена на топливо выполняет роль ориентира для розничных цен на АЗС. Для того чтобы не давать им расти, ФАС вместе с Минэнерго регулирует уровень продаж на бирже. Согласно совместному приказу службы и министерства, компании должны продавать через торги не менее 10% производимого бензина и около 5% дизеля.

Антимонопольщики еще с 2015 года постоянно предлагают повысить минимальные объемы продаж, и большинство нефтекомпаний стараются выполнять пожелания регулятора. По данным октябрьских торгов на СПбМТСБ, компании в основном старались продавать в 2-5 раз больше своих минимальных обязательств по бензину и в 1,5-3 раза по дизелю. "Газпром газэнергосеть", как правило, поставляет на биржу около 30% бензина и дизеля и в будущем намерена удерживать эту долю, рассказал "Известиям" представитель компании. В пресс-службах "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" на запросы не ответили.

ФАС постоянно следит за ситуацией на бирже. Служба уже добилась снижения экспортных поставок в пользу внутреннего рынка. Об этом рассказал "Известиям" начальник управления контроля ТЭКа антимонопольной службы Дмитрий Махонин. По его словам, в декабре биржевые поставки будут регулироваться с учетом внутреннего спроса на заправках.

— Компании отреагировали на замечание службы и уже значительно повысили реализацию топлива на бирже. Все факторы, связанные с повышением цен, объясняются недобросовестными действиями трейдеров, по ним мы проводим соответствующие проверки, — уточнил он.

Поручение антимонопольщиков по увеличению поставок было ориентировано на конец ноября. Но уже с начала месяца было заметно, что продажи бензина через биржу растут, отметил гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов.

— Впрочем, поставки пока недостаточны и всё равно сохраняется нехватка оптовых партий товара. По дизелю мы, наоборот, замечаем снижение реализации на внутреннем рынке, что связано с высокой привлекательностью экспорта, — сказал эксперт.

Сейчас стоимость бензина Аи-92 не превышает 38 рублей за литр, цена Аи-95 — 41 рубль, дизеля — 39 рублей. По мнению аналитиков, велика вероятность, что разница в цене между дизелем и Аи-92 будет сокращаться. С учетом увеличения продаж топлива на бирже и сезонного падения спроса на бензин рост цены на топливо вскоре может смениться снижением, считает начальник отдела торговых операций департамента товарных рынков БКС Леонид Рыбаков.

— Увеличение биржевых продаж на 20% в ноябре и декабре позволит притормозить дальнейший рост цены и оказать на нее сдерживающее влияние к концу года на уровне, близком к текущему, — считает он.

Аналитики полагают, что до конца года цена на бензин, в том числе усилиями ФАС, будет удержана от дальнейшего роста и останется в районе 38-41 рубля за литр бензина и 39 рублей за литр дизеля. Приостановить удорожание топлива удастся при повышении планки минимальных продаж до 15-20%. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, сейчас служба ведет соответствующие переговоры с Минэнерго.

Арсений Погосян

 

 

Что означают для России перестановки в правительстве Венесуэлы.

"Газета РБК"

Президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил кампанию по борьбе с коррупцией в нефтяной отрасли, назначив главой PDVSA генерала Нацгвардии Мануэля Кеведо. Это укрепит власть военных перед неизбежным дефолтом страны, считают эксперты.

Нефтяная революция

Николас Мадуро в воскресенье, 26 ноября, назначил министром нефтяной промышленности Венесуэлы и главой компании Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) генерал-майора Национальной гвардии Мануэля Кеведо. Об этом говорится на сайте компании. Президент Венесуэлы считает, что именно военный должен очистить отрасль от коррупции, о чем он заявил в телеобращении, добавив, что "настало время для нефтяной революции".

Смене руководства PDVSA предшествовала волна громких арестов топ-менеджеров компании и ее американской "дочки" Citgo Petroleum Corp., которая управляет тремя НПЗ в США. 14 ноября под стражу были взяты девять сотрудников PDVSA, а также заместитель министра планирования Венесуэлы Луис Мендоса по обвинению в подтасовке показателей добычи нефти.

Ранее пост министра нефтяной промышленности занимал Эулохио дель Пино, который также возглавлял венесуэльскую нефтяную госкорпорацию с сентября 2014-го по август 2017 года, а PDVSA в последние несколько месяцев руководил Нельсон Мартинес.

Как пишет Reuters, Кеведо является убежденным сторонником Мадуро. Он называет себя "солдатом народа", поклонником Уго Чавеса, но ранее не проявил себя ни как политик, ни как специалист в нефтяной отрасли. Мартинес же является дипломированным химиком, а дель Пино — инженер, учившийся в Стэнфорде. Дель Пино был одним из инициаторов соглашения о сокращении нефтедобычи, которое страны ОПЕК и несколько не входящих в картель государств приняли в конце 2016 года, чтобы снизить избыток предложения нефти на рынке и добиться роста цен.

Назначение генерала Национальной гвардии, который никогда не имел отношения к нефтяной промышленности, на пост главы государственной нефтегазовой компании означает стремление Мадуро укрепить власть военных в преддверии неизбежного дефолта страны по ее внешним обязательствам, говорит независимый эксперт, латиноамериканист Евгений Бай. Венесуэльская нефтяная отрасль находится, по его словам, в состоянии свободного падения: сейчас страна производит 1,9 млн барр. нефти в день против 2,27 млн барр. в 2016 году (в 2008 году производство было на уровне 3,2 млн барр.). По итогам 2016 года чистая прибыль PDVSA сократилась почти в девять раз — с $7,345 млрд до $828 млн, а 14 ноября агентство S&P объявило частичный дефолт PDVSA, которая дает стране 96% валютных поступлений, и несколько дней спустя — частичный дефолт по суверенным бондам страны, напоминает Бай. В этой ситуации Мадуро остается надеяться лишь на поддержку генералов, чтобы удержаться у власти, однако внятного рецепта решения экономического кризиса у него нет, считает эксперт.

Друг России

Венесуэла обладает самыми большими среди всех стран мира доказанными запасами нефти — 300 млрд барр. (у следующей за ней Саудовской Аравии — 269 млрд барр., по данным странового справочника ЦРУ). Россия является одним из крупных кредиторов Венесуэлы и ее экономическим партнером как в нефтяной, так и в военной отраслях. 15 ноября 2017 года Россия и Венесуэла подписали соглашение о реструктуризации долга перед Москвой на сумму $3,15 млрд на десять лет. В первые шесть лет платежи будут минимальными, говорилось в сообщении российского Минфина. Общая сумма российских инвестиций в Венесуэлу включает кредиты и предоплаты за поставку нефти со стороны "Роснефти" в адрес PDVSA в размере $6 млрд. "Роснефть" указывала ранее, что рассчитывает вернуть все свои средства за счет поставок нефти до конца 2019 года.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев 27 ноября отказался комментировать РБК перемены в руководcтве PDVSA. Он лишь сообщил, что партнерские взаимоотношения развиваются без проблем и компания по-прежнему рассчитывает вернуть свои средства в срок. "Роснефть" совместно с PDVSA развивает шесть проектов в области разведки и добычи нефти в Венесуэле.
Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает, что назначение на пост главы Министерства нефти и руководителя PDVSA военного — это попытка улучшить дисциплину внутри компании и победить коррупцию. Причиной экономического кризиса в стране он назвал падение спроса на венесуэльскую нефть в мире и проблемы с ее транспортировкой, частично вызванные санкциями США против Венесуэлы.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, именно предыдущее руководство PDVSA довело компанию до предбанкротного состояния. "Назначать в этой ситуации генерала, который ничего не понимает в нефтяной промышленности, рискованно", — полагает он. По его мнению, в дальнейшем ситуация в Венесуэле может развиваться по двум сценариям: если Мадуро останется у власти и ему нечем будет отдавать кредиты, он может попросить у России очередную отсрочку или списание долгов. Второй сценарий заключается в смене власти в стране, в этом случае российские компании могут не вернуть свои вложения, предупреждает эксперт.

Людмила Подобедова, Ксения Безвиконная

<< Ноябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ