media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.01.2015

"Роснефть" просит из фонда национального благосостояния (ФНБ) на 140 млрд руб. больше, чем можно инвестировать во все инфраструктурные проекты.

"Ведомости"

Стала известна точная сумма запроса "Роснефти" на средства ФНБ — 1,3 трлн руб. Это общая сумма, которую компания запросила на свои 28 проектов, сообщил замминистра экономического развития Николай Подгузов. В январе компания резко увеличила количество проектов в заявке — в прошлом году их было 12, в этом к ним добавилось 16.

Во всех представленных компанией проектах, кроме судостроительного комплекса "Звезда", на средства ФНБ приходится 40% стоимости проекта, знает Подгузов: таким образом, "Роснефть" предлагает профинансировать из ФНБ свои проекты общей стоимостью свыше 3 трлн руб.

Каждый проект компании заслуживает внимания, но есть естественные ограничения, говорит Подгузов. Сейчас лимит на инвестирование ФНБ в российские активы — 40% средств фонда, но не более 1,16 трлн руб. (столько составляли 40% по состоянию на 1 января 2014 г.). То есть заявка "Роснефти" почти на 140 млрд руб. превышает квоту, отведенную на все инфраструктурные проекты. Представитель "Роснефти" на запрос "Ведомостей" не ответил.

В заявке компании есть проекты стоимостью меньше 20 млрд руб., их можно было бы выполнять по программе поддержки проектного финансирования, предлагает Подгузов, — если они уложатся в лимит на этот инструмент.

Все представленные компанией проекты, кроме "Звезды", связаны с добычей и переработкой. Какие могут быть одобрены, говорить преждевременно, замечает Подгузов: нужно совместно с компанией расставить приоритеты, да и в целом решить, каковы приоритеты использования ФНБ, поскольку необходимо финансировать антикризисные меры, утвержденные правительством. По словам замминистра, Минэкономразвития проведет приоритизацию проектов для софинансирования из ФНБ в ближайшее время.

По мнению одного из чиновников, участвовавших в разработке мер, у "Роснефти" вообще нет приемлемых проектов для инвестирования средств ФНБ.

Компания могла бы использовать для их финансирования деньги "Роснефтегаза", указывали человек, близкий к руководству госкомпаний, и федеральный чиновник: для этого принято решение не забирать деньги "Роснефтегаза" в бюджет.

Маргарита Лютова

 

 

Barclays резко снизил прогноз среднегодовой цены.

"РБК daily"

Аналитики Barclays Commodities Research резко понизили прогноз по нефтяным ценам в 2015 году. Если месяц назад они ожидали среднегодовую стоимость барреля Brent на уровне $72, то сейчас речь идет о $44 — это даже ниже текущих нефтяных котировок.
"В следующие несколько месяцев мы ожидаем дальнейшего снижения нефтяных цен, — отметил глава Barclays Commodities Research Майкл Коэн. — Вплоть до того что и Brent, и WTI будут торговаться чуть ниже $40 за баррель. После чего падение может быть остановлено". По сравнению с декабрьским прогнозом среднегодовая стоимость обеих марок нефти сократилась в 1,6 раза: по Brent — с $72 до $44, по WTI — с $66 до $42 за баррель.

По состоянию на утро среды 28 января баррель Brent торговался на уровне $49,1, а WTI — $45,7. Это заметно выше прогноза Barclays. Среди причин дальнейшего снижения эксперты банка называют рыночные факторы: отказ стран ОПЕК снижать уровень добычи, рост производства нефти в других странах и снижающийся объем потребления.

Полная чаша

Одним из важных факторов в решении Barclays стал уровень товарных запасов нефти в США, который побил сразу несколько рекордов, отмечает Reuters. Еженедельный рост запасов стал резким за 14 лет, а их объем — наибольшим за 80 лет. По данным Агентства энергетической информации (EIA) США, с 9 по 16 января товарные запасы нефти выросли на 10,1 млн барр., до 397,9 млн барр. До этого опрошенные Reuters эксперты ожидали роста всего на 2,6 млн барр.

Сегодня вечером выйдет новый еженедельный отчет EIA. Прогноз Reuters по росту товарных запасов на неделю по 23 января — 4 млн барр. Однако агентство приводит и другие оценки: так, Американский институт нефти (API) накануне спрогнозировал рост показателя на 12,7 млн барр.

Эксперты Barclays повторяют мысль из недавнего отчета Международного энергетического агентства (МЭА): замедление темпов роста многих крупных экономик сдерживает рост потребления нефти, но борьба за долю на рынке не позволяет странам-производителям существенно сократить добычу. Этот дисбаланс сохранится еще минимум полгода.

Аналитики МЭА подсчитали, что разница между спросом и предложением нефти в четвертом квартале прошедшего года уже составила 0,9 млн барр. в день в пользу последнего. По прогнозам, к лету показатель вырастет до 1,5 млн барр. ежесуточно, но затем резко спадет. Американское агентство EIA полагает, что в среднем по итогам 2015 года мировая добыча нефти превысит спрос на 0,6 млн барр. в день.

"Количество буровых вышек в США сокращается, но во всем массиве отчетов пока слишком мало признаков, которые говорили бы о быстром падении добычи или о росте потребления из‑за низких цен на нефть", — считает Майкл Коэн. К концу года ситуация может измениться, на 2016 год прогноз Barclays — $60, а по WTI — $57.

Принцип домино

Непосредственно перед заявлением Barclays обновленные прогнозы по нефти выпустили аналитики Credit Suisse, которые оказались более оптимистичны, чем их британские коллеги. Прогноз по средней стоимости барреля Brent снижен с $75 до $58 на 2015 год и с $80 до $76 на 2016 год. К тому же в Credit Suisse ожидают частичного восстановления котировок уже к середине весны, но не к концу года.

В начале недели швейцарский UBS также понизил свой среднегодовой прогноз: в 2015 году баррель марки Brent будет стоить в среднем $52,5 (а не $69,75, о чем аналитики банка говорили ранее), а в 2016 году — $67,5 против ожидавшихся $80. Свое решение UBS объяснил тем, что падение котировок оказалось "гораздо более стремительным, чем предполагалось ранее".

До сегодняшнего дня самый "суровый" прогноз выпустил 15 января Bank of America Merrill Lynch. К концу марта он предсказал стоимость барреля Brent на уровне $31. Такая цена нанесет колоссальный урон "нетрадиционной" добыче нефти в Штатах, которая начнет падать уже весной. Это и подтолкнет обратно нефтяные цены, считают аналитики банка. Средний прогноз Merrill Lynch на текущий год несколько лучше, чем у Barclays, — $52 за баррель Brent. Однако на 2016 год ожидания американских экспертов пока что самые "медвежьи" — $58 за баррель.

Георгий Макаренко

По расчетам депутатов, маневр нанесет ущерб бюджету в 600 млрд рублей.

"Известия"

Прямой убыток федерального бюджета от проведенного налогового маневра в текущем году составит порядка 500 млрд рублей. Это показывают расчеты первого зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, приведенные в альтернативном антикризисном плане, подготовленном группой депутатов. Идея налогового маневра состояла в том, чтобы снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с ценой на нефть. Она предусматривала поэтапное (за 3 года, начиная с текущего) снижение в 1,7 раза вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при таком же росте ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате Минфин рассчитывал на увеличение поступлений в бюджет на 247 млрд рублей в 2016 году и 250 млрд рублей в 2017-м. В 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидалось.

Закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли был утвержден в ноябре 2014 года. Согласно новому закону, налоговая нагрузка с экспортных пошлин переходит на налог на добычу полезных ископаемых. В 2015–2017 годах экспортная пошлина на нефть сократится в 1,7 раза, на нефтепродукты до 5 раз, ставка на добычу соответственно увеличится в 1,7 раза, на газовый конденсат — в 6 раз.

Идея заложенная изначально в законопроект не сработала. По мнению депутатов, налоговый маневр не спасает даже девальвация рубля. Так, в бюджете на 2015 год (при средней стоимости нефти $100 за баррель и курсе рубля 37,7 за доллар) было запланировано в ходе маневра получить 4,6 трлн рублей НДПИ (без учета льгот) и 3,3 трлн рублей пошлины. Однако при среднегодовой стоимости нефти в $50 за баррель и курсе 65 рублей за доллар, по расчетам Дмитриевой, бюджет получает от нефтяного экспорта только 3,2 трлн рублей НДПИ и 4,1 трлн рублей пошлины. Таким образом, сборы НДПИ уменьшаться на 1,4 трлн рублей, а пошлина в рублевом выражении вырастет только на 800 млрд. То есть прямой убыток бюджета составит как минимум 600 млрд рублей — и то при условии, что нефть не продолжит дальше дешеветь.

– В случае отмены налогового маневра бюджет, по нашим расчетам, получает практически те же самые объемы нефтегазовых доходов, которые были запланированы до падения цен на нефть, — объясняет Оксана Дмитриева. — Это 5,2 трлн рублей доходов от экспортной пошлины, и 2,4 трлн рублей от НДПИ. Из-за снижения НДПИ мы получаем также некоторое повышение налога на прибыль, что сейчас очень важно для регионов (часть налога на прибыль получают региональные бюджеты. — "Известия") и дополнительные ресурсы, которые можно направить на поддержку реального сектора и программ импортозамещения. В целом же снижение налогового бремени для экономики после отмены налогового маневра составит 800 млрд рублей и 322 млрд рублей — дополнительные поступления в бюджет.

Кроме того, отмена налогового маневра решает еще одну проблему — роста цен на бензин, добавляет член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов. Ведь вместе с повышением НДПИ увеличивается стоимость нефти на внутреннем рынке, следовательно, дорожает и топливо на заправках.

– Мы уже предупреждали, что налоговый маневр может привести к значительному удорожанию бензина, и просили правительство отозвать маневр, — говорит Крутов. — К сожалению, к нам не прислушались. 

По расчетам депутатов, в случае сохранения маневра в первом полугодии бензин может подорожать в среднем на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр. Ранее замминистра финансов Сергей Шаталов обещал, что стоимость топлива в результате налогового маневра вырастет не более чем на 1,8 рубля за литр. 

Интересно, что против налогового маневра выступают и сами нефтяники.

– Налоговый маневр вреден всем: для населения цены вырастут, прибыль нефтяных компаний снизится, упадут и доходы регионов, — говорит председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. — Выгодно это только западным странам, которые давно настаивают, что стоимость топлива в России была не ниже, чем у них. Но зачем это нам? Наоборот, низкие цены на топливо должны быть нашим преимуществом.

В Минфине с расчетами депутатов не согласны.

– Маневр в условиях падения цен на нефть привел к увеличению доходов бюджета в 2015 году на 6 млрд рублей, — заявил "Известиям" представитель Минфина. –  Конечно, на фоне снижения нефтяных доходов от падения цены на нефть на 2,1 трлн это немного, но без маневра было бы еще хуже, и это абсолютная истина.

Кроме того, по мнению финансового ведомства, маневр оказывает два дополнительных положительных эффекта при резком снижении цен на нефть. Во-первых, в силу снижения коэффициента (с 57% до 42%) при определении ставки экспортной пошлины на нефть снижается эффект "ножниц Кудрина" (когда расчетная цена нефти Urals, принятая при установлении пошлины на экспорт, превышает фактический уровень цен. — "Известия") на нефтяную отрасль и это нефтяники могли почувствовать уже в январе 2015 года. А во-вторых, из-за снижения цены на нефть снижение ставок экспортных пошлин на нефтепродукты при проведении маневра в абсолютных цифрах оказалось существенно ниже (даже с учетом девальвации рубля), чем снижение ставок акциза на нефтепродукты, которое было осуществлено в рублях. Таким образом, при низких ценах на нефть налоговый маневр позволяет в определенной степени даже снизить давление на цены внутреннего рынка, которые без проведения маневра (при низких ценах на нефть) могли бы быть на 0,5–1,0 рубля выше.

Александра Баязитова

 

 

Счетная палата возвращает в бюджет почти в 20 раз меньше, чем государство тратит на ее содержание.

"Независимая газета"

Счетная палата (СП) может проверить "Роснефть" на причастность к обвалу рубля во время "черного вторника" 16 декабря 2014 года, заявила вчера Татьяна Голикова. Расследование валютных спекуляций — новый довесок к традиционным функциям ее ведомства по контролю расходования бюджетных средств. Правда, опрошенные "НГ" эксперты считают, что далеко не всегда эффект аудиторских проверок "можно пощупать". Ведомство отчитывается о выявленных нарушениях на огромные суммы, но далеко не все эти деньги действительно возвращаются в бюджет. Порой размер компенсации ущерба в тысячи раз меньше суммы, которую аудиторы назвали "нарушениями".

Вчера Счетная палата праздновала 20-летие. Президент Владимир Путин не оставил такое событие без внимания. Он принял участие в заседании коллегии СП и поздравил ведомство с праздником. "Счетная палата занимается вопросами на первый взгляд довольно скучными и малоинтересными, но чрезвычайно важными для эффективной работы государственных структур, — сказал президент. — Вы глубоко разбираетесь в бюджетных вопросах. Невзирая на чины и звания, вскрываете недостатки, а порой и явные нарушения закона и финансовой дисциплины".

После теплых слов президент перешел к делу. "Мы не можем позволить себе расточительство", — сказал он. Поэтому "надо продолжить работу по повышению эффективности расходования бюджетных средств". "Из года в год Счетная палата выявляет очевидные нарушения бюджетной дисциплины, направляются соответствующие предписания. Нужно признать, что кардинальных изменений пока нет", — отметил Путин.

Ведомства продолжают порочную практику: расходуют выделенные бюджетом средства в основном в последнем квартале года — буквально в последние недели. И в такой спешке у ведомств лишь одна цель — срочно освоить бюджет, а значит, ни о какой пользе от подобных расходов речь не идет. Не удалось также добиться существенной экономии средств при госзакупках.

Путин поручил СП наладить ежедневное взаимодействие с правоохранительными органами: "При первых же признаках правонарушения нужно направлять самостоятельно, ни на кого не оглядываясь, материалы в правоохранительные органы".

Также ведомству Голиковой поручили наладить оперативный контроль над региональными бюджетами, над использованием средств, выделенных банковскому сектору. Наконец, президент поручил Счетной палате заниматься мониторингом реализации правительственного антикризисного плана. Точнее — Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Слово "антикризисный" президент сейчас не любит употреблять.

Татьяна Голикова, в свою очередь, рассказала о результатах: "В 1995–2014 годах Счетной палатой выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму около 4,6 трлн руб.".

В 2014 году было выявлено более 2,5 тыс. нарушений примерно на 500 млрд руб. Правда, проверялось только около 40% от расходной части федерального бюджета на 2014 год. "Таким образом, если предположить, что проверками был бы охвачен весь объем бюджета, сумма нарушений в использовании бюджетных средств потенциально могла бы составить 1,043 трлн руб., или 7,5% расходов бюджета", — пояснила Голикова. По ее словам, рост эффективности трат позволит сэкономить до 10% расходов бюджета.

В отчетах Счетной палаты нужно четко разделять суммы, потраченные с нарушениями, и суммы хищений, которые были возвращены в бюджет. Под нарушениями понимаются самые разные ситуации: от нарушения условий проведения конкурсов до неправильно оформленной документации. И далеко не всегда за обнаруженными нарушениями следует адекватное возмещение ущерба в государственный бюджет.

Так, в 2014-м совместно с Генпрокуратурой Счетная палата вернула в бюджет 128,6 млн руб. — о чем в декабре прошлого года рассказала сама Голикова.

Это в тысячи раз меньше той суммы, на которую аудиторы выявили в прошлом году нарушения. Любопытно также, что это почти в 20 раз меньше той суммы, которую ежегодно тратит государство на содержание самой Счетной палаты. Например, в бюджете на 2014–2015 годы прописано, что финансирование СП составляет от 2,3 до 2,5 млрд руб. в год.

Правда, у аудиторов СП недавно появились новые возможности для оправдания своего существования. Палату привлекают к расследованию валютных спекуляций, которые привели к обвалу рубля и скандальному повышению ключевой ставки Центробанком в "черный вторник" 16 декабря.

Как передает Интерфакс, Голикова вчера допустила, что проверка "Роснефти" может быть начата в 2015 году с переходом ее на следующий. "Мы сформировали план работы на 2015 год... И сейчас с учетом поручения президента и с учетом принятия антикризисного плана мы эти все объекты поставим. И я не исключаю, что объектом будет "Роснефть", — сказала Голикова.

Ранее о необходимости проведения Счетной палатой специального расследования валютных спекуляций и действий Центробанка говорила первый зампред думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Впрочем, далеко не все опрошенные "НГ" эксперты называют Счетную палату однозначно эффективным ведомством.

"На практике выявленные нарушения в лучшем случае заканчиваются судами, которые в подавляющем большинстве случаев приводят к каким-то административным взысканиям с должностных лиц. Возврат средств в бюджет — это скорее исключение, поскольку когда работа ведется по факту, а не на опережение, организаторы различных нелегальных схем успевают вывести средства за рамки российской юрисдикции", — поясняет гендиректор QB Finance Владимир Фролов.

"Выявленные Счетной палатой нарушения не гарантируют реального возврата денежных средств в бюджет, так как на момент обнаружения нарушения денежные средства, как правило, уже израсходованы", — соглашается адвокат краснодарской коллегии адвокатов "Де-юре" Антон Пуляев. При этом эксперт уточняет, что подсчитать реальный возврат средств в бюджет невозможно, потому что в открытых источниках такой информации нет, ведь, как правило, возврат средств происходит в рамках расследования уголовных дел.

Однако некоторые эксперты подчеркивают, что для оценки эффективности СП все же некорректно сравнивать годовые расходы государства на ее содержание и те суммы, которые возвращаются в бюджет.

"Деятельность органа заключается не только в возврате средств в бюджет. Счетная палата делает заключение на проект федерального бюджета на следующий трехлетний период, следит за поступлением в бюджет средств от управления федеральной собственностью, за состоянием государственного долга", — напоминает финансовый аналитик компании "Финам" Тимур Нигматуллин. Так что ведомство работает вполне продуктивно.

Более того, эксперты сошлись во мнении, что одна из главных ценностей Счетной палаты — устрашение чиновников. Когда должностные лица понимают, что их деятельность будут тщательно проверять, они уже — теоретически — не рискуют прибегать к некоторым не совсем легальным схемам.

Анастасия Башкатова

 

 

<< Январь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ